АУТИЗМ И ШИЗОФРЕНИЯ В ДИАГНОСТИКЕ

АУТИЗМ И ШИЗОФРЕНИЯ В ДИАГНОСТИКЕ

Аутизм с шизофренией относятся к отдельным расстройствам неврологической сферы, отражающимися на высших мозговых функциях и межличностном взаимодействии в социуме. Аутистическая симптоматика начинает себя проявлять в период раннего детства, а вот шизофренические проявления выявляются только по достижении подросткового возраста. Хоть аутизм и шизофрения – это далеко не одно и то же, у данных патологий имеется масса общего.

Признаки психоза, проявляющиеся до 13-летнего возраста, относятся к достаточно тяжелой и редко встречающейся шизофренической форме. Патологии предшествуют комплекс нарушений аутистического типа вроде дефицита внимания и общения, сложности в развитии мелкой моторики. Подобная клиника присутствует примерно у 30-50% аутистичных деток.

В процессе диагностики выявляются задержки в речевом развитии и координационные нарушения, возникающие еще до проявления психотической симптоматики. Отставания в развитии речи сочетаются с часто повторяющимися словами, позами движениями.

Общие проявления

Причины шизофрении у детей

Иногда при постановке диагноза шизофрении или аутического расстройства специалист понимает, что имеет дело с коморбидностью. Это сочетание нескольких патологических состояний, тесно взаимосвязанных, к каким относят аутизм с шизофренией. Точной причины шизофренических расстройств специалисты указать не могут, хотя основополагающие факторы развития подобного недуга все же были выделены. К ним относят:

  1. Наследственность. Детки, чьи кровные родственники имеют шизофренические расстройства, относятся к группе риска.
  2. Стрессовые факторы вроде насилия над детьми, смерти близкого человека или аморального образа жизни родителей, в данном контексте стрессы не рассматриваются, как причина шизофренического расстройства, они выступают в качестве пускового фактора.
  3. У подростков пусковым механизмом развития шизофрении выступают лекарственные медикаменты или наркотические вещества вроде солей, Спайса, Экстази и пр.

Рассеянность, отсутствие связи с окружающими и изоляция социального характера считаются общими проявлениями аутизма и детской шизофрении. Если у пациента с высокофункциональным аутизмом возникает стрессовое состояние, то они начинают проявлять параноидальную симптоматику и излишнюю тревожность.

Основными шизофреническими характеристиками специалисты считают:

    1. Спонтанная речь и бредовые мысли, дезориентированное поведение, явные галлюцинации;
    2. Асоциальность и алогия, мотивационная недостаточность и дефицит общения, пониженная выразительность и сила проявления переживаний или чувств.

Для аутизма критериями выступают:

  • Нехватка коммуникации и способности к общению, недостаток социального межличностного взаимодействия;
  • Систематический поведенческий алгоритм, цикличные движения, излишне повышенный или чересчур пониженный ответ на сенсорику.

Дезорганизованные поведенческие особенности в шизофрении похожи на непредсказуемое перевозбуждение, повторяющуюся стереотипную двигательную активность и апатичное безразличие в аутических расстройствах.

Шизофринические состояния

Шизофренией называют поведенческие нарушения и расстройства психофункций, вроде бредовых мыслей, галлюцинаций, скудной речи и дезорганизованности, неконтролируемых и непредсказуемых эмоций. Совсем недавно к проявлениям шизофрении относили все недуги, которые характеризовались тяжелой, пограничной симптоматикой.

На начальном этапе шизофренического расстройства отмечаются такие проявления:

  1. Нарушения концентрации внимания;
  2. Неспособность к обучаемости;
  3. Расстройства сна;
  4. Постоянное избегание общения;
  5. Бессвязность речи;
  6. Видение того, что остальным недоступно.

Расстройство протекает с периодическими ухудшениями состояния и ремиссиями. При обострениях ребенок не способен как-то выразить свои мысли, он страдает от галлюцинаций и бреда. Такие детки уверены в собственных сверхспособностях, они опасаются гонений, а в период обострений проявляют агрессию и суицидальные наклонности.

В целом, пока патология не началась, детки развиваются вполне нормально, но когда начинается шизофрения, то происходит быстрое развитие клинической симптоматики. Отличие аутизма от шизофрении в том, что при аутистических расстройствах патология отражается на интеллектуальной сфере в течение всей жизни больного. А при высокофункциональной шизофрении имеют место нарушения обработки информации и незначительная депрессивная симптоматика.

Аутические растройства

Аутизм представляет собой тяжелое психоневрологическое заболевание врожденного или приобретенного характера с вялым течением и, зачастую, отсутствием динамики без коррекции медикаментозными и психотерапевтическими методами. Состояние не до конца изучено. Не понятны причины, механизмы развития, есть только догадки и фрагментарные сведения о происхождении нарушения.

В течение нескольких десятилетий критерии диагностики существенно менялись, потому нельзя точно сказать и о числе страдающих аутизмом. Согласно статистическим оценкам по состоянию на современный период, количество лиц с диагностированной проблемой составляет, примерно, 0,5-0,8% от общего населения планеты. В некоторых регионах Земли это число достигает 1,5% и чуть более. В основном это развитые, цивилизованные страны с высоким уровнем жизни. По всей видимости, речь идет о погрешности и лучших методах диагностики. Истинное количество страдающих не известно, речь идет только о зафиксированных документально случаях. Понятно, что не все имеющие расстройство, обращаются к врачам. Многие остаются в тени.

Симптоматика тяжелая, приводит к полной или преимущественной невозможности налаживать социальные контакты, выстраивать общение с людьми. В менее сложных случаях наблюдается сложность коммуникативного процесса при формальной сохранности всех функций высшей нервной деятельности.

Диагностика представляет большие трудности. Потому как требуется уточнить массу деталей. Порой процесс растягивается на несколько месяцев и даже больше. Полностью излечить аутизм невозможно, но при полноценном лечении с применением группы методик есть все шансы на вовлечение человека в социальную активность и даже перевод болезни в ремиссию.

Трудности относительно дифференциальной диагностики детской шизофрении и аутизма связаны с возрастными особенностями пациентов. До наступления 7-летнего возраста очень сложно выявить галлюцинации и бредовые состояния, обнаружить проблемы логического мышления, потому как симптоматика имеет стертый характер. Именно по этой причине патология не диагностируется на ранних этапах, а обнаруживается лишь тогда, когда клинические проявления приобретут яркую выраженность по достижении подросткового возраста.

Идентичных клинических проявлений у шизофрении с аутизмом немало, потому патологии зачастую дополняют друг друга. Примерно у трети подростков, с детства страдающих аутическими расстройствами, выявляются шизофренические проявления.

Основными факторами, объясняющими, чем отличается шизофрения от аутизма, являются:

  • Меньшее воздействие на интеллектуальную сферу пациента;
  • Шизофренические состояния проявляются и вызывают отклонения значительно позднее, нежели аутистические;
  • С возрастом бредовые идеи и галлюцинации только усиливаются;
  • Для шизофрении типично наличие легкого характера нарушений развития речи и социально-поведенческих расстройств;
  • С течением шизофренического расстройства у пациента периодически будут происходить ремиссии и рецидивы, тогда как аутистические нарушения имеют постоянный характер.

Аутисты не страдают галлюцинациями или маниями величия и уверенностью в собственной исключительности и совершенстве.


  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Коррекционная работа с детьми с аутизмом

в психологическом центре Просвет.

Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом.   Запись на консультацию
.

Наряду с ранним детским аутизмом, как особая категория расстройства развития в МКБ-10 выделяется атипичный аутизм. В отличие от раннего детского аутизма, он либо начинается в ином возрасте, либо характеризуется отсутствием некоторых важных признаков. Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, а также у детей с атипичными детскими психозами.

Клиническая диагностика
детей с ранним детским аутизмом является чрезвычайно сложным процессом. Для правильного установления диагноза необходимы обширные и тонкие клинические и клинико-психологические исследования. К их числу, прежде всего, следует отнести структурированный анамнез, обязательное неврологическое и соматическое обследование, электроэнцефалографическое обследование, проверку зрения и слуха, в некоторых случаях хромосомный анализ. Желательно получение заключения от психолога, который наблюдает за ребенком и использует специальные методы психологической диагностики.

Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают особую важность дифференциальной диагностики
раннего детского аутизма, так как аутистические проявления могут наблюдаться также при ранней детской шизофрении, умственной отсталости, задержке психического развития и других вариантах психического дизонтогенеза.

Таблица 3 Различия раннего детского аутизма и детской шизофрении

К. С. Лебединская предлагает использовать два важных диагностических критерия отличия раннего детского аутизма от шизофрении. Для шизофрении характерны следующие признаки:

•   хотя бы короткий промежуток времени — нормальное психическое развитие, предшествующее возникновению аутизма;

•   признаки прогродиентности (прогрессирования заболевания) в виде нарастания психического дефекта: углубление вялости, аспонтанность, распад речи, регресс поведения с утратой приобретенных навыков.

Таблица 4. Различия раннего детского аутизма и синдрома Аспергера

•   отсутствуют нарушения в развитии речи у детей с синдромом Аспергера, характерны для детей с синдромом Каннера;

•   синдром Аспергера представляет собой личностное расстройство с относительно рано закрепившимися стабильными особенностями, которые претерпевают лишь количественное изменение, в то время как синдром Каннера характеризуется большей вариабельностью и наклонностью к качественным изменениям. Не менее важной является дифференциальная диагностика раннего детского аутизма от умственной отсталости.

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Симптомы

Клиническая картина зависит от типа патологического процесса. Его формы, тяжести, возраста манифестации, причины. В классических случаях, речь идет о триаде признаков:

  • Нарушение социального взаимодействия

Больные с рассматриваемым диагнозом не склонны к социальной коммуникации. Их мало интересует общение, потребность в контактах, самоактуализации, дружбе и прочих категориях минимальна или отсутствует вообще. В таком режиме обследуемый функционирует долгие годы. По мере взросление возможно спонтанное улучшение или, напротив, усугубление течения болезни. В случае с высокофункциональными формами, пациенты могут испытывать потребность в контактах, но отсутствие опыта и замкнутость, неумение чувствовать эмоции собеседника, полное отсутствие эмпатии выступают сдерживающими факторами. Такая жизнь с аутизмом вызывает стрессовые ситуации и провоцирует еще большее усиление замкнутости.

  • Нарушения интеллектуального развития

Присутствуют почти всегда. Многие высокофункциональные страдающие не имеют проблем с мыслительной активностью. Но испытывают трудности с «прикладным» применением знаний, собственной интеллектуальной активности. Во многих случаях пациенты находятся в состоянии глубокой умственной отсталости. Вопреки распространенному мнению, ни аутизм, ни его разновидности, в том числе синдром Аспергера, не дают своим носителям одаренности. Процент таковых порядка 0,3-2% или чуть более, по разным оценкам.

  • Признаки аутизма у детей включают в себя стереотипию

Стереотипность в игровой деятельности, во всем поведении вызывает у стороннего наблюдателя ощущение автоматичности жизни больного. Так оно и есть. Ребенок может раскладывать вещи в определенной последовательности и перемещать их без понятного стороннему смысла, читать одну и ту же книгу и пр. Подобное поведение проявляется во всем. Предельная узость и однобокость интересов тормозят интеллектуальное развитие и ставят крест на социальной активности. Воздействовать на таких лиц силой бесперспективно. Ответом окажется агрессия к себе или окружающим, еще большее усугубление психопатологии.

АУТИЗМ И ШИЗОФРЕНИЯ В ДИАГНОСТИКЕ

Встречаются и частные варианты клинических признаков. Например, аутоагрессия. Нанесение повреждений самому себе. Царапины, порезы, укусы, ушибы. В сложных случаях встречаются переломы и прочие увечья.

Как проявляется аутизм кроме этого?

Нарушениями речи. Лексикон скудный в сложных случаях или же процесс говорения отсутствует в принципе. Высокофункциональные формы не дают выраженных проблем с речью. Но возникают проблемы с подбором верных терминов в непривычной обстановке. Сродни рассеянности внимания.

Многие страдающие в детстве отличаются дефицитом внимания и гиперактивностью, что не вяжется на первый взгляд с картиной типичного аутизма. На деле же это проявления повышенной возбудимости нервной системы. Часто обнаруживается эпилепсия, хотя и не всегда.

Симптомы аутизма у взрослых примерно те же. Однако нужно четко разграничивать группу состояний. У пациентов старшей группы обнаружить границу нормы и патологии сложно, потому как специфические проявления отсутствуют, те что были — сглаживаются, а вывести взрослого аутиста на контакт крайне непросто. Превалирует дистимия, пониженный эмоциональный фон, апатичность, то есть нежелание что-либо делать, агрессивность и раздражительность, нежелание общаться даже с родственниками.

Характерной чертой болезни выступает склонность к спонтанному частичному регрессу по мере взросления. На фоне терапии эффект еще более обнадеживающий. Насторожиться нужно, если манифестация аутизма начинается внезапно, создает разительный контракт с личностью человека. Вполне возможно, что это первый признак психопатологии: от шизофрении до тяжелой депрессии. В такой ситуации не обойтись без консультации психиатра или психотерапевта.

Причины

Причины возникновения аутизма доподлинно не известны, потому как механизм, согласно воззрениям современных теоретиков, имеет множественный характер. Это не чисто психогенное заболевание. Оно имеет и органические особенности, подспудно присутствующие у всех без исключения пациентов. Потому все провоцирующие факторы делятся на две группы.

Органические

Определяются структурными изменениями в церебральных структурах. Таковые развиваются зачастую еще во внутриутробном периоде. Причин тому несколько:

  1. Воздействие ионизирующего излучения на организм матери и плод. Причина в длительном проживании в регионах с неблагоприятной радиационной обстановкой. В России к таковым относятся Ивановская, Брянская, Свердловская области. На Украине — Киевская область. Есть такие области и в других регионах планеты. Это не ключевой фактор, но один из ведущих.
  2. Высокий уровень электромагнитного излучения. От него трудно избавиться в условиях современного мира. Все электроприборы продуцируют электромагнитные импульсы. Но особенно рискуют пациенты, проживающие недалеко от электростанций. Бытовые приборы не способны коренным образом повлиять на состояние ребенка.
  3. Инфекции в период вынашивания плода. Особенно, если они еще до рождения передаются ребенку. Особую опасность несут венерические агенты, вроде гарднерелл, трихомонад, хламидий, гонококков, тем более сифилитических спирохет. Большую негативную роль играют герпетические агенты: второго типа, третьего типа (Варицелла-Зостер), четвертого и пятого типов (Эпштейна-Барр и цитомегаловирус соответственно), шестого типа; вирус папилломы человека, а также некоторые другие. Есть данные о высокой психопатологической активности паразитов-токсоплазм, что пока не доказано.
  4. Тяжело текущая беременность с выраженным токсикозом. Особенно, при первой беременности после 30 лет, к моменту постепенного снижения уровня гормонов. Старородящие пациентки не единственные жертвы. Также нарушения процесса гестации наблюдаются при иммунологической несовместимости матери и плода. В такой ситуации помимо аутизма возможно формирование выраженных расстройство со стороны церебральных структур, сердечнососудистой системы. Велика вероятность отставания в умственном и физическом развитии, тяжелой инвалидности при рождении.
  5. Тяжело текущие роды. Гипоксия плода в момент рождения. Неграмотные действия акушеров-гинекологов и медицинского персонала, затяжной характер разрешения гестации. Это факторы одного порядка, часто они соседствуют друг с другом, создавая катастрофическую картину для организма ребенка. Нарушение кислородного обеспечения сказывается на работе церебральных структур. Вероятно их повреждение.

Точная роль подобных факторов пока не установлена. Можно точно сказать, что они влияют негативно и повышают вероятность расстройства.

Неорганические

Среди неорганических причин можно назвать функциональные расстройства со стороны головного мозга. Перечень провоцирующих факторов такового широкий. Обычно речь идет о приобретенных моментах, вроде снижения качества трофики головного мозга, недостаточного кровообращения на фоне тяжелых заболеваний позвоночника и прочих.

Помимо названных причин, одним из ключевых факторов органического характера считают отягощенную наследственность. Согласно исследованиям, у тех, у кого в роду был человек с диагнозом или фрагментарными нарушениями аутистического спектра, вероятность развития расстройства составляет от 7 до 12% и выше. Косвенным образом роль генетического фактора подтверждается на примере близнецов. При развитии аутизма у одного, с 90% вероятностью то же нарушение обнаружится и у другого. Также у людей, имеющих диагноз аутизм, был обнаружен один и тот же ген. Как полагают ученые, склонность к нарушению кодируется группой генов, которые только будут обнаружены.

Согласно статистическим оценкам, аутизм развивается у мужчин почти в 5 раз чаще, чем у женщин, что наталкивает на мысли об определенной роли гормонального фактора.

До этого было сказано только о врожденных формах расстройства. Но аутизм может быть и фенотипическим явлением. Приобретенный аутизм становится итогом развития эпилепсии, опухолей головного мозга и объемных кистозных образований, инфекций церебральных структур, также нарушения подобного плана входят в структуру синдромов органических психозов, особенно шизофрении и патологий, примыкающих к ней.

Выявление причин не имеет большого смысла в контексте врожденного отклонения. Потому как устранить подобные расстройства обычно невозможно. Зато информация используется для исследования механизма и разработки ранней профилактики.

Диагностика шизофрении и отграничение ее от других психических заболеваний основываются на характерных изменениях личности, психопатологических особенностях синдромов, а также на своеобразии патокинеза последних.

Действительно, негативные расстройства, развивающиеся при шизофрении, достаточно характерны именно для этого заболевания. Однако круг их широк: аутизм, редукция энергетического потенциала, эмоциональная дефицитарность, явления дрейфа, характерные расстройства мышления.

При диагностической оценке шизофренического аутизма нужно иметь в виду, что, кроме типичной его картины, характеризующейся отрывом от реальности, жизнью в особом мире субъективных представлений, возможно развитие «аутизма наизнанку», или так называемой регрессивной синтонности с неуместной обнаженной откровенностью, касающейся, как правило, интимных сторон жизни больного или его близких.

Редукция энергетического потенциала — особенно частый признак негативных расстройств. Как уже указывалось, она проявляется в резком ослаблении или утрате психической активности, имеющей непосредственное отношение к продуктивности интеллектуальной деятельности.

Эмоциональная дефицитарность может быть разной степени — от некоторой нивелировки эмоциональных реакций до выраженной эмоциональной тупости. Сохраняющиеся у некоторых больных внешне эмоциональные контакты в действительности не являются таковыми — это рациональные контакты, связанные с эгоцентрическими тенденциями. Достаточно характерны для шизофрении также явления «дерева и стекла». Речь идет о сочетании эмоциональной тупости с крайней чувствительностью и ранимостью в отношении своей собственной личности.

Характерные для шизофрении явления дрейфа характеризуются нарастающей пассивностью, подчиняемостью, невозможностью принимать самостоятельные решения, управлять своими поступками и действиями. Достаточно типичны и расстройства мышления, особенно его диссоциативность и разорванность, которые в большой мере определили и название болезни («расщепление»). К этой же категории в широком смысле относятся и обрывы мыслей, соскальзывания, аморфность понятий и умозаключений и т. п.

Негативные изменения проявляются нередко и во внешнем облике больных. Больные шизофренией обычно выглядят странными, чудаковатыми, изысканно манерными, неряшливыми, эгоцентричными, склонными к своеобразным, странным и необычным увлечениям.

Все сказанное характеризует особенности личности больных и их поведение в целом.

Диагноз шизофрении ставится на основании изменений личности больных, особенностей психопатологических синдромов болезни, стереотипа их развития и прогредиентности заболевания. Принимаются во внимание прежде всего закономерности усложнения клинической картины, изменение регистров психопатологических расстройств — от более легких к более тяжелым, отражающим нарастающий объем и глубину поражения психической деятельности, а также углубление дефицитарных (негативных) расстройств. Нужно иметь в виду, что последние могут возникать даже до манифестации болезни, а затем нарастают по мере течения болезненного процесса; при приступообразном заболевании они усиливаются от приступа к приступу.

Постановка диагноза шизофрении, впервые возникшей в позднем возрасте, основывается на общих критериях диагностики этого заболевания. Но процессы старения, оказывая модифицирующее влияние на клинические проявления и течение болезни, определяют появление некоторых диагностических трудностей. В старости может отсутствовать тот или иной клинический критерий (симптомы «первого ранга» по
, признаки шизофренического дефекта, прогредиентная динамика продуктивных и негативных расстройств и т. п.), повторные шизофренические приступы не вызывают нарастания личностных изменений, а хронические бредовые расстройства могут не приводить к углублению личностного дефекта. В этих случаях важны анамнестические данные, свидетельствующие о наличии ранних амбулаторных признаков шизофренического процесса.

Вышеизложенные закономерности течения шизофрении являются основой диагностики заболевания, и в типичных случаях она не представляет больших трудностей. Однако существуют некоторые варианты течения, при которых дифференциальная диагностика не столь проста, особенно в отношении своевременного распознавания болезни. Из непрерывно текущих форм это в первую очередь относится к малопрогредиентной шизофрении. В ряде случаев возникают затруднения при дифференцировке приступообразной шизофрении с маниакально-депрессивным психозом, симптоматическими психозами, особенно при экзогенной провокации эндогенных приступов; нередко бывает трудно отграничить от экзогенных психозов фебрильные приступы.

Сложности дифференциации малопрогредиентной (вялотекущей) шизофрении заключаются прежде всего в том, что она может проявляться неврозоподобными, психопатоподобными и стертыми аффективными расстройствами, т. е. синдромами так называемой пограничной психиатрии. При проведении дифференциального диагноза малопрогредиентной шизофрении с неврозами, реактивными состояниями и психопатиями необходим тщательный анализ наследственной отягощенности, особенностей преморбида и его динамики, структуры развития манифестных расстройств. Чрезвычайно важным представляется выявление позитивных (продуктивных) признаков (сенестопатии, галлюцинации общего чувства, вербальные галлюцинации, идеи отношения, преследования и воздействия, состояния остро развивающейся немотивированной тревоги, острые деперсонализационные эпизоды и т. д.), свойственных психотическим формам шизофрении. В случае вялотекущей шизофрении последние могут быть рудиментарными и эпизодическими.

При малопрогредиентной шизофрении нередко появляются нехарактерные для преморбида заболевшего и несвойственные больному прежде психастенические, истерические, эксплозивные и другие расстройства.

Следует обратить внимание на появление несвойственных больному шизоидных черт, нарушение адаптации, значительные изменения характера, немотивированную смену профессий, а также развитие негативных симптомов (нередко именно они становятся наиболее важными в диагностике болезни).

Для своевременной диагностики малопрогредиентной шизофрении имеет немаловажное значение выявление у больных нетипичных для пограничных форм психической патологии фаз со стертым аффектом, преобладанием в них не столько собственно аффективных нарушений, сколько психопатоподобных, невротических и соматовегетативных расстройств.

В связи с тем что шизофрения достаточно часто развивается приступообразно, а приступы характеризуются преобладанием аффективных расстройств, необходимо проводить дифференциальный диагноз с маниакально-депрессивным психозом. Речь идет прежде всего об отграничении от маниакально-депрессивного психоза рекуррентной шизофрении. Здесь имеет значение совокупность таких данных о заболевании, как характер доманифестного периода, структура приступов, наличие или отсутствие изменения личности в межприступный период, динамика особенностей личности на всем протяжении болезни. Возникновение в структуре приступа острого чувственного бреда, галлюцинаций, бреда персекуторного характера, явлений психического автоматизма, кататонических расстройств, а также формирование и нарастание в межприступный период изменения личности свидетельствуют об эндогенном процессе. Определенное значение в диагностике имеет изучение наследственности.

Очень важной представляется также проведение дифференциального диагноза шизофрении с послеродовыми (пуэрперальными) психозами. Послеродовые психозы, которые обычно связаны с септическими процессами следует отличать от эндогенных приступов шизофрении или маниакально-депрессивного психоза, спровоцированными беременностью и родами. Дифференциальная диагностика сопряжена с большими трудностями, так как психозы различного генеза в послеродовом периоде имеют сходную клиническую картину. Однако наличие делириозных эпизодов и развитие кататонических расстройств на высоте аментивного состояния свидетельствуют в большей мере о наличии симптоматического психоза, в то время как развитие аменции вслед за кататоническим возбуждением более характерно для шизофрении. Если психоз возник спустя 2 нед. после родов, в неосложненном послеродовом периоде, то диагноз симптоматического психоза сомнителен.

В дифференциальной диагностике детской и пубертатной шизофрении имеются трудности, связанные прежде всего с тремя обстоятельствами:

  1. с полиморфизмом симптоматики и изменчивостью течения шизофрении;

  2. с возрастным видоизменением клинической картины и течения шизофрении у детей и подростков;

  3. с клиническим изоморфизмом, т. е. сходством в детском возрасте различных по нозологической принадлежности проявлений болезней.

При рано начавшейся детской злокачественной шизофрении чаще всего приходится проводить дифференциальный диагноз с олигофренией и

, при малопрогредиентных формах — с психопатиями и неврозами, при рекуррентной шизофрении — с аффективными психозами, при манифестных приступах шубообразной шизофрении — с экзогенно-органическими и психогенно-реактивными психозами. В каждом случае возникают специфические затруднения, при которых требуется учет клинических особенностей не только шизофрении, но и других психических нарушений.

Отграничение шизофрении от олигофрении основывается главным образом на данных динамического наблюдения. В условиях последнего обнаруживается свойственная шизофреническому процессу прогредиентность. При этом учитываются и данные анамнеза. Особое внимание следует обращать на олигофреноподобные состояния или структуру дефекта, возникшие вследствие рано начавшегося деструктивного эндогенного процесса. В группе больных со злокачественным течением детской шизофрении часто отмечается выраженная патология беременности — токсикоз и явления нефропатии у матери, во время родов — применение стимуляции, наложение щипцов, асфиксия плода разной степени выраженности. Однако наблюдается более или менее длительный период нормального развития. Резкая задержка, а также признаки регрессии с распадом уже приобретенных навыков выявляется только после психотического эпизода. Структура дефекта при шизофрении более сложна и мозаична. Основными симптомами данного отставания являются его диссоциативность и диспропорциональность в сочетании с грубо выраженным шизофреническим дефектом.

Проводя дифференциальную диагностику с олигофренией, можно ориентироваться и на коэффициент
(напомним, что при дебильности он равен 50—70, при имбецильности — 20—49, при идиотии — меньше 20). Более значительного снижения
у больных шизофренией не бывает.

Трудно отличить рано начавшуюся и прогредиентную шизофрению от

, описанную Геллером в 1908 г. Для последней характерна триада признаков: раннее острое начало с высокой температурой и возбуждением, расстройства речи (регресс речи, мутизм), быстро прогрессирующее глубокое слабоумие с регрессом речи и поведения. Геллер относил это заболевание к органическому поражению мозга, против чего, однако, возражал Е. Крепелин, полагая, что глубокое слабоумие связано с очень ранним началом шизофрении. Известна его дискуссия по этому поводу с
(1908). Этот спор не был разрешен даже в результате последующих работ
(1921). В. П. Кудрявцева (1956) считала, что

— своеобразное органическое заболевание, поражающее головной мозг только в детском возрасте. Другие авторы, в частности А. И. Винокурова (1936), рассматривают

как проявление органического заболевания, например врожденного сифилиса. С точки зрения М. Ш. Вроно (1975), этот синдром представляет собой одно из проявлений начавшейся в раннем возрасте шизофрении со злокачественным (катастрофическим) течением. О большей вероятности шизофрении в этих случаях свидетельствуют психическая диссоциация и другие признаки характерного для шизофрении дефекта без достоверных указаний на психоорганический синдром.

Развивающийся при шизофрении ранний детский аутизм необходимо отличать и от непрогредиентного варианта этого синдрома (см. раздел
При психическом инфантилизме, нередко сопровождающем дефект в случаях малопрогредиентной шизофрении детского и пубертатного возраста, требуется его отграничение от других форм психического инфантилизма, в частности от конституционального. Наиболее существенным признаком при шизофрении является сочетание психической незрелости с аутизмом и особенно с изменениями личности типа фершробен. Клиническая картина инфантилизма у больных шизофренией отличается утрированной дисгармоничностью и принимает подчас карикатурную форму. Продолжительное наблюдение таких больных позволяет установить постоянную диспропорциональность их развития.

Аутизм и шизофрения – где связь

Оба недуга отличаются низкой эмоциональной распознаваемостью, недостаточной способностью к зрительному и социальному контактированию, что в дальнейшем приведет к дезорганизации и излишней агрессивности.

В чем разница аутизма и шизофрении, сразу сказать сложно, а вот биологическая основа у данных недугов общая и закладывается еще на этапе развития нервносистемных структур. Чересчур зрелый возраст отца или резус-конфликт, а также наличие у матери ТОРЧ-инфекций – все это значительно повышает риски развития нарушений у ребенка.

Диагностика

Диагностика аутизма проводится с первых же дней жизни. Ребенок ведет себя не так, как прочие дети, едва появившись на свет. В начальный период жизни превалируют нарушения контактов с матерью и выражения простейших эмоций.

Такие младенцы практически не плачут, ведут себя отрешенно. Взгляд фиксируют на сторонних предметах, избегают смотреть на родителей и людей, тем более не смотрят в глаза. Плохо спят и недостаточно питаются. По мере взросления возникают проблемы еще и с выражением потребностей простейшими способами. Ребенок не указывает на предметы и не тянется к ним, не выражает интереса во взаимодействии с окружающими, не улыбается и не смеется.

Также гораздо позже начинает говорить. Возможна серьезная задержка в речевом развитии, вплоть до полного отсутствия вербальной функции. Это свидетельствует в пользу низкофункциональной формы патологического процесса. Атипичные разновидности манифестируют после 3-х лет.

При наличии настораживающих признаков, родителям рекомендуется обращаться к врачам. Профильные специалисты, работающие с больными — невролог, психотерапевт, дефектолог, логопед. Начать рекомендуется с консультации невролога, он подскажет, в каком направлении двигаться.

Распознать аутизм с ходу практически невозможно. Подчас, требуется не один месяц для установки окончательного диагноза. Все это время обследуемый находится под динамическим наблюдением у группы специалистов. Проходит специфические тесты, для оценки возрастного развития интеллекта, памяти, внимания.

Что касается подростков и взрослых, используется сочетанная методика. Поводится устная беседа с клиническим психологом, чтобы выявить волевые, эмоциональные, мнестические и когнитивные нарушения. Назначается серия простейших тестов: определить эмоции по фотографии или схематической картинке, составить рассказ по графическому материалу, прочитать текст, пересказать его, запомнить количество предметов и их форму, тип, а затем воспроизвести по памяти и прочие формы работы. Это позволяет оценить разные аспекты интеллектуальной активности и поведенческих составляющих.

В большинстве случаев, все становится ясно уже на этом этапе. Если патология развилась спонтанно, имеете смысл обследовать головной мозг и эндокринную сферу, сосудистую систему. Обязательно назначается МРТ, возможно с контрастным усилением, ангиография. Допплерография и дуплексное сканирование сосудов головного мозга, шеи. Как правило, на фоне аутизма присутствуют специфические структурные изменения в церебральных структурах: уменьшение мозжечка, склерозирование гиппокампа, аномальное развитие височных долей головного мозга.

В отсутствии данных за органические поражения головного мозга, можно говорить о диагнозе.

Диагностика аутизма и верификация патологии также требует отграничения от прочих расстройств. Исследование предполагает дифференциальную диагностику с социофобией, социопатией, органическими заболеваниями головного мозга, олигофренией, шизофренией. В спорных случаях, возможно, потребуется госпитализация в психоневрологический диспансер.

Особенности аутического расстройства

При раннем аутизме деток наблюдается отрешенность и самоизоляция, неспособность приобретения коммуникативных навыков и формирования межличностных отношений. Такие детки зациклены на однообразной деятельности. При этом детскому аутизму присущи многие проявления, типичные для шизофрении, например:

  • Невозможность мыслить абстрактно;
  • Расстройства исполнительных функций;
  • Невозможность настроиться на сосредоточенное и целенаправленное решение проблемы.

В ходе диагностики специалисты выявляют массу клинических сходств, хотя шизофренические расстройства отличаются большим количеством наследственных предрасположенностей.

Классификация заболевания и его виды

Классифицировать патологический процесс можно по следующим критериям:

  • Низкофункциональный тип

Сопровождается тотальными нарушениями высшей нервной деятельности. Страдающие не могут обслуживать себя в быту, лишены возможности обучаться. О профессиональной реализации речи не идет вообще. Терапия имеет малую эффективность в большинстве случаев. Требуется дифференциальная диагностика с олигофренией, умственной отсталостью на фоне органических поражений головного мозга.

  • Высокофункциональный аутизм

Включает в себя несколько форм. В наиболее благоприятных случаях пациент ощущает минимальные нарушения в контактах с окружающими. Основные функции сохранены. Коррекция предполагает повышение социальной активности, привитие коммуникативных навыков. Обучение практически не страдает, интеллект находится в пределах возрастной нормы или даже выше.

Виды аутизма подразделяются по интегральному критерию течения и превалирующего психопатологического комплекса. Это самая используемая классификация. Она продолжает и уточняет предыдущую.

Называют четыре группы патологического процесса:

Тяжелая форма. Низкофункциональный. Сопровождается грубыми нарушениями высшей нервной деятельности. Пациент отрешенный, интерес в контактах с окружающими отсутствует полностью, эмоциональность минимальная или полностью отсутствует. Ребенок занимается стереотипной деятельностью, не стремится к обучению. Интеллект обычно существенно ниже нормы. Это наиболее неблагоприятный в плане терапии вид дисфункции. При грамотном подходе удается вовлечь пациента в трудовую и социальную деятельность, но без постоянного поддержания результата на этом уровне, аутизм прогрессирует и происходит откат к предыдущему, исходному состоянию.

Также относится к низкофункциональному типу. Но нарушения не столь грубые, есть возможность коррекции. Наблюдается снижение уровня интеллекта и эффективности всех высших нервных функций. Эмоциональные контакты минимальные, ребенок в привычной обстановке проявляет некоторую заинтересованность в общении. Однако с чужими замкнутый, безэмоциональный и тихий. В случаях низкофункционального типа аутизма, дети сохраняют привязанность к близким, хотя и не проявляют ее. Эмоциональная сфера в определенной мере развита. Для второго типа превалирующим признаком считается отвержение реальности.

Высокофункциональный, но с выраженными симптомами. Больной ведет себя с точки зрения стороннего наблюдателя странно, нетипично ситуации. Отличается нормальным уровнем интеллекта или выше того, проявляет интерес к областям науки или искусства, заучивает факты, но плохо ориентируется в построении причинно-следственных связей и логических заключениях, что указывает на нарушения со стороны мыслительной активности. Пациенты производят впечатление эрудированных интеллектуалов, но отличаются однобокостью интересов, недостаточной обучаемостью. Это поправимые проблемы, задача терапии как раз и заключается в нормализации мышления и привитии социальных навыков.

Третий тип характеризуется повышенной склонностью к девиантному, асоциальному поведению. Потому такие люди должны находиться под сторонним контролем. Без коррекции вероятна преступная деятельность.

Легкая форма. Пациенты с подобной разновидностью мало отличаются от окружающих. Возможна некоторая чудаковатость в поведении, необычность интересов. Однако при своевременной коррекции удается нормализовать психоэмоциональную, волевую, мнестическую сферы и полноценно включить больного в социальную и трудовую активность почти без ограничений. Без помощи со стороны возможен «откат» в обратном направлении. Регресс встречается и спонтанно.

Аутизм сам по себе — не единое заболевание. Это целый спектр отклонений от нормы. Ещё один способ классификации основан на типичных разновидностях такового. Среди самых распространенных можно назвать такие:

  • Классический или детский аутизм

Он же синдром Каннера. Для него типичны основные признаки рассматриваемого диагноза. Когда говорят об аутизме, имеют в виду именно этот диагноз. Развивается у детей до 1 года. Признаки видны сразу после появления на свет. Ранний детский аутизм имеет туманные прогнозы.

  • Синдром Аспергера

В российской клинической практике и практике стран бывшего Союза такого состояния официально нет. Хотя врачи все больше склоняются к диагностике его как отдельной нозологической единицы. Люди с расстройством мало отличаются от прочих. Однако испытывают трудности в построении социальных контактов. Нужно отграничивать синдром Аспергера и социофобию. Преимущественно, манифестирует у подростков.

  • Атипичный аутизм

Тяжелое нарушение, при котором наблюдается или раннее начало, или несоответствие общепринятым критериям классификации состояния.

Нужно отграничивать аутизм как самостоятельный диагноз и синдром аутизма, как часть симптоматического комплекса на фоне шизофрении и прочих заболеваний.

Виды аутизма используются в практике врачей для прогнозирования и разработки тактики терапии. Понятие стадии аутизма используется редко, потому как заболевание крайне редко склонно к спонтанному прогрессированию. К тому же, этот момент трудно засечь, обнаружить углубление тяжести.

Ранние признаки детской шизофрении

Иногда первая шизофреническая клиника начинает себя проявлять до 7-летнего возраста. Основной задачей родителей ребенка своевременно заметить эти проявления.

Подозрительными признаками можно считать:

  • Разговор ребенка с вымышленным другом или с самим с собой, причем негативного характера.
  • Необъяснимый детский страх перед повседневными и постоянно окружающими вещами, порой достаточно выраженный.

Многие не согласятся с подозрительностью данных проявлений, ведь их можно наблюдать у каждого ребенка, имеющего яркую фантазию. И это отчасти так, но, возможно, именно поэтому шизофреническая ранняя симптоматика ошибочно списывается на личностные качества ребенка, его увлеченностью игрой и фантазиями. В результате недуг диагностируется гораздо позднее.

В дальнейшем патология обрастает новыми проявлениями:

  1. У ребенка возникают параноидальные мысли, что все сговорились против них, окружающие настроены к ним негативно;
  2. Беспокоят слуховые и зрительные галлюцинации;
  3. Деток мучают страхи вроде всяческих монстров, вылезающих по ночам из-под кроватки, боязнь спать в темноте и пр.;
  4. Обычные дети всегда легко заводят друзей, однако, с шизофреническим диагнозом ребенок старается жить изолированно, он избегает общения и всяческого контакта с остальными детьми, у него нет друзей.
  5. При шизофрении у детей прослеживается хаотичность мыслительного процесса, такие пациенты не могут различить придуманную фантастику и реальный мир. При этом дети-шизофреники часто утрачивают нить беседы, часто перескакивают с темы на тему или обсуждают несуществующие вещи.

Подобная симптоматика считается типичной при шизофренических расстройствах у ребенка. Если он относится к группе риска развития шизофрении, то при появлении подобных признаков нужно обратиться к соответствующим специалистам.

Проблема диагностики шизофринии

Прогноз

Прогноз зависит от массы факторов. Роль играют такие моменты:

  1. Возраст развития отклонения.
  2. Форма патологического процесса. Его разновидность. Низкофункциональные формы имеют изначально худшие перспективы восстановления.
  3. Уровень интеллекта.
  4. Сохранность речевой функции, развитие вербальных навыков.
  5. Коррекция аутизма и ее характер. Без лечения болезнь сохранится на протяжении долгого времени. У взрослых пациентов, не получавших терапии ранее, вероятность восстановления существенно ниже. Прогноз сравнительно негативный.
  6. Склонность к самостоятельности.
  7. Расширение сферы интересов человека после проведенной терапии.
  8. Облегчение социальных коммуникаций.

Практика показывает, что сразу же оценивать перспективы нельзя почти никогда. Промежуточные итоги подводят после проведенного комплексного лечения. Согласно обобщенным выкладкам, вероятность достижения стойкой ремиссии и полноценного функционирования в социуме составляет около 25%. То есть не более четверти людей удается достигнуть условного восстановления базовых функций. В такой ситуации диагноз спустя несколько лет снимают, но это не означает излечения. Люди с аутизмом продолжают существовать с диагнозом на протяжении всей жизни.

Что касается вторичных форм, когда расстройство входит в состав синдрома. Большая часть психотических расстройств шизофренического спектра имеют неблагоприятный прогноз. Аутизация — закономерная часть так называемого дефекта. Он сохраняется постоянно и с течением времени без лечения усугубляется. Заболевания головного мозга не так очевидны в плане перспектив.

Лечение психопатологии

АУТИЗМ И ШИЗОФРЕНИЯ В ДИАГНОСТИКЕ

Лечится или нет аутизм? На уровне современной медицины тотальным образом повлиять на состояние возможности нет. Часто не удается скорректировать расстройство вообще. Эффективных методик не существует.

Возможно применение медикаментов. В основном это антидепрессанты с мягким эффектом, чтобы нормализовать эмоционально-волевую сферу. Применение нейролептиков требуется в крайних случаях. Транквилизаторы вроде Диазепама назначаются в минимальных дозировках при развитии агрессии, склонности к девиантному поведению. Для длительного применения транквилизаторы не подходят.

Основное лечение аутизма заключается в продолжительной поведенческой терапии. Пациента учат общаться, понимать и выражать собственные эмоции, развивать интеллектуальную сферу. Предпочтение отдается групповой терапии, в небольших коллективах. Однако не сразу, начинать нужно с индивидуальной подготовки, чтобы не провоцировать стресс и уход в себя. Задача деликатная.

Хорошие результаты показывает трудотерапия, арт-терапия, игровая терапия. Все формы деятельности, которые вовлекают больного в групповую активность, выражение собственных эмоций, желаний и стремлений. Изолировать ни в коем случае нельзя. Большая часть страдающих имеет проблемы с речью, в том числе построением логики высказываний. Потому не обойтись и без работы с логопедом-дефектологом. Он поможет сформировать навыки устной речи.

В последние годы широко распространена пет-терапия или взаимодействие с животными: собаками, кошками, лошадьми.

К моменту начала обучения в школе, пациенты с низкофункциональными формами аутизма обучаются на дому. С прочими разновидностями — в коррекционных или массовых школах, на усмотрение психиатра и логопеда. Вопрос решается с учетом мнения психолого-педагогической комиссии.

Лечение у взрослых идентично. Принципиальной разницы нет.

При развитии аутизма как синдрома требуется лечение первичной болезни: эпилепсии, объемных образований, инфекций, шизофрении, депрессии, психических расстройств.

Профилактические мероприятия

Можно ли избежать аутизма? Избежать заболевания невозможно, потому как нет четкого понимания механизма развития. Единственное, что можно сделать — минимизировать влияние негативных факторов. Это касается беременной женщины, будущей матери. Рекомендуется отказаться от курения, спиртного. Избегать избыточной физической активности, стрессов (по возможности), скорректировать рацион, лучше под контролем врача. Еще на этапе планирования беременности стоит санировать все очаги инфекционного поражения, чтобы снизить риски заражения плода.


  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: