Все практикующие медицинские работники минимум раз прошли процедуру аккредитации. Однако по системе непрерывного медицинского образования (НМО) остается много вопросов. Поэтому мы решили еще раз разъяснить, в чем суть НМО и как с ним взаимодействовать.
Непрерывное медицинское образование
(НМО, англ.
Continuing medical education (CME)
) — особая форма непрерывного образования
, представляющая собой образовательный процесс, с помощью которого медицинские работники постоянно (ежедневно) обновляют свои знания и практические навыки. Начинается после завершения обязательной последипломной подготовки.
Чтобы квалификация сотрудников ЛПУ и аптек соответствовала быстрым темпам развития медицины и строгим требованиям к профессии, в систему здравоохранения внедрили концепцию непрерывного профессионального медицинского образования. Она кардинально отличается от прежнего повышения квалификации. Во-первых, медработники постоянно совершенствуют свои знания и навыки. Во-вторых, с применением интернет-технологий обучение стало более доступным. Что нужно знать об этих и других особенностях НМО?
Система непрерывного медобразования и периодическая аккредитация стали неотъемлемой частью профдеятельности для медицинских работников. Принятая в 2017 г. правовая основа НМО требует доработок, ежегодно в нее вносятся конструктивные изменения. Поэтому многие врачи не знают, сколько баллов НМО нужно набрать для аккредитации. Ответим на этот вопрос, а также рассмотрим виды зачетных единиц и методику их начисления.
Важно!
Мораторий на временную отсрочку аккредитации в связи с пандемией коронавируса (приказ № 1179н) утратил силу с 01.07.2022. Теперь для допуска к работе все медработники обязаны иметь действительное удостоверение, подтверждающее квалификацию.
Что такое НМО и зачем оно нужно?
То, что медики должны учиться в течение всей жизни, не вызывает сомнений. К непрерывному медицинскому образованию (НМО) подталкивают происходящие в медицине изменения. Каждые пять лет обновляется половина медицинских знаний. Традиционное повышение квалификации с периодическими поездками на курсы не обеспечивало необходимые темпы профессионального роста медицинских работников. К тому же руководителям ЛПУ приходилось искать временную замену отсутствующим сотрудникам. Это крайне сложно сделать в условиях тотального кадрового дефицита в здравоохранении. По этим причинам классические курсы повышения квалификации стали неактуальны, а им на смену пришла система непрерывного профессионального медицинского образования.
НМО представляет собой систематизированное, постоянное обучение медиков. Образовательный процесс повторяется не рывками раз в пять лет, а выстраивается на протяжении всей работы в ЛПУ. Такой подход позволяет:
- поддерживать квалификацию медработников на должном уровне;
- своевременно обучать медиков инновационным приемам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний;
- сделать дополнительное обучение более доступным благодаря дистанционным технологиям.
Основная цель внедрения непрерывного медобразования – повысить качество медпомощи населению, гарантированное законом № 323-ФЗ.
Как начать обучение?
2. Сформировать
пятилетний цикл обучения.
3. Для поддержания и повышения своего профессионального уровня вы можете включать в свой план обучения образовательные элементы, входящие в перечни Портала:
- программы повышения квалификации
, обеспечивающие непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации;
- различные типы интерактивных образовательных модулей
: короткие онлайн-курсы, интерактивные ситуационные задачи, компьютерные тренажеры и др., разработанные с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины;
- образовательные мероприятия
, реализуемые или контролируемые некоммерческими профессиональными обществами: семинары, мастер-классы, школы практикующего врача, вебинары и др.
Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу
. Результаты освоения образовательных элементов с учетом указанной трудоемкости в ЗЕТ будут учитываться в вашем портфолио.
4. Если у вас есть вопросы по работе в личном кабинете, воспользуйтесь виртуальным туром — виртуальный помощник в автоматическом режиме покажет вам основные функции той страницы, которая у вас открыта в этот момент. Чтобы открыть виртуального помощника, нажмите на знак вопроса в верхнем меню и выберите «Виртуальный тур». Обратите внимание, в настройках необходимо включить опцию «Хочу получать подсказки».
Что такое баллы НМО
Баллы НМО – это очки, полученные медработником за профессиональное обучение: дистанционное, очное и самообразование. Иначе их называют кредитами, очками или зачетными единицами (ЗЕТ). Баллы необходимы для прохождения периодической аккредитации. Один ЗЕТ приравнен к одному учебному часу (45 минут).
Зачетные единицы отражают объем обучения за отчетный период (пять лет), констатируют обновление профессиональных знаний и навыков, что важно для оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам. Для первичной аттестации врачу не надо набирать баллы НМО. Комиссия оценивает только уровень академических познаний. Это правило касается и прохождения первичной специализированной аккредитации медицинскими сотрудниками с перерывом в работе пять лет и более (приказ № 1081н).
Получить баллы НМО можно двумя способами:
- бесплатно – для этого необходимо зайти на портал НМО и выбрать бесплатный курс с учетом специальности. Недостаток такого варианта заключается в скудном выборе тем и ограниченном количестве мест на тренинги;
- платно – достаточно обратиться в некоммерческий образовательный центр, например в «Академию профессиональных стандартов». За приемлемую стоимость мы проводим тренинги по различным тематикам и специализациям с начислением баллов НМО. К каждому аккредитуемому прикрепляется личный куратор, который поможет составить индивидуальную программу и график онлайн-занятий. Полученные навыки специалисты могут отработать в симуляционном центре.
Работодатель заинтересован в том, чтобы сотрудники ЛПУ своевременно проходили аккредитацию. Учеба оплачивается средствами ОМС, есть вариант поиска стороннего спонсора.
Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»
, в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»
, из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:
− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);
− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:
а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;
б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);
в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.
Обучение вне пятилетних циклов
Для плавного перехода на современное непрерывное образование медперсонала с сертификатами, полученными до 01.01.2016, Минздрав разработал схему обучения вне пятилетних циклов. Вместо постепенного освоения образовательных тренингов в течение пяти лет медики могут пройти полноценную (традиционную) программу повышения квалификации, но только в удаленном режиме. Иными словами, это 144-часовой курс, о котором говорится в приказе № 709н. Все остальные условия – регистрация на госпортале НМО, включение тренинга в «Мой план», оформление портфолио и периодическая аккредитация – остаются такими же, как и для остальных медиков.
- Morris L, Taitsman JK (December 2009). “ The agenda for continuing medical education—limiting industry’s influence”. N. Engl. J. Med
. 361: 2478—82. DOI
: 10.1056/NEJMsb0905411
. PMID
20018969
.
- Moritz Fürst. Das Fortbildungswesen für praktische Ärzte. In: Der Arzt. Ein Leitfaden der sozialen Medizin. 1909 / 2017. С. 30-31.
- Elke Böthin. Ärztliches Fortbildungswesen in Deutschland 1871—1945. Sudhoffs Archiv Zeitschrift für Wissenschaftsgeschichte 2015; 99: 145—176.
- Kurt Blome. Neue Richtlinien über ärztliche Fortbildung. Ärztliche Pflichtfortbildung. Dtsch Ärztebl 1935; 65
: 773—777.
- Elke Böthin: Ärztliche Fortbildung in Deutschland — Pflicht und Freiwilligkeit. In: Zeitschrift für Evidenz, Fortbildung und Qualität im Gesundheitswesen. Band 107, Nr. 4-5, S. 327—334, doi:10.1016/j.zefq.2013.03.017.
- § 95d Pflicht zur fachlichen Fortbildung
. Дата обращения: 28 апреля 2022.
Архивировано
6 февраля 2022 года.
- Приказ Минздрава России от 2 июня 2016 года № 334н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов»
. Дата обращения: 28 апреля 2022.
Архивировано
3 марта 2022 года.
- Непрерывное образование в России: состояние и перспективы. Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции
. Дата обращения: 19 июля 2022.
Архивировано
2 марта 2022 года.
- Общая информация для специалистов здравоохранения
. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России
. Дата обращения: 28 апреля 2022.
Архивировано
3 мая 2022 года.
- Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ
. Национальная медицинская палата
. Дата обращения: 28 апреля 2022.
Архивировано
27 апреля 2020 года.
- NMO.ru Агрегатор профессионального медицинского образования
. nmo.ru
. Дата обращения: 28 апреля 2022.
Архивировано
14 марта 2022 года.
- ОНФ: система непрерывного медицинского образования действует вне закона
. Vademecum
(3 апреля 2019). Дата обращения: 28 апреля 2022.
Архивировано
15 февраля 2022 года.
Виды баллов НМО
Очки начисляются за следующие виды дополнительного образования:
- очные мероприятия – выездные семинары, мастер-классы, конференции и симпозиумы. Такой вариант обучения предполагает «живое» общение слушателей с лектором;
- образовательные программы – квалификационные тренинги, тематическое усовершенствование и самообразование на интерактивных учебных модулях. Занятия проводятся дистанционно, при этом на некоторых курсах врачи имеют возможность задавать вопросы лектору в режиме реального времени.
Чтобы зачислились баллы НМО, проследите, чтобы обучающая организация имела аккредитацию в системе дополнительного медобразования. Наш некоммерческий центр имеет государственную лицензию на ведение учебной медицинской деятельности. Все обучающие программы сертифицированы и подходят для набора очков.

Баллы за очные мероприятия
За очный семинар или конференцию длительностью от шести часов, соответственно, начисляется 6 ЗЕТ. Максимальное количество баллов за одно мероприятие – 12 кредитов. Такой вариант зачастую предполагает поездку в другой город, что особенно неудобно для сельских специалистов. 85 % медработников выбирают онлайн-формат проведения учебных мероприятий.
Баллы за образовательные циклы
Как правило, дистанционные учебные программы рассчитаны на 16, 38 и 72 часа. За каждую из них начисляется соответствующее количество баллов НМО. Меньше всего ЗЕТ врач получает за самостоятельное образование на интерактивных модулях. За это добавляется всего 1–3 балла. Такой вариант актуален для набора недостающих очков.
Как набирать баллы НМО?
Самый частый вопрос медицинских работников: «Сколько баллов НМО надо набрать для аккредитации?». Во-первых, на портале НМО указано, что ЗЕТ приравнены к академическим часам. За восьмичасовой вебинар вы получите восемь очков. Во-вторых, количество необходимых баллов периодически меняется. Последний Приказ об аккредитации № 709н начал действовать с начала 2023 года и будет актуален до конца 2028 года. В нем указана образовательная нагрузка на пять лет по системе непрерывного медобразования – 144 академчаса.
По сравнению с предыдущим годом немного изменилась схема получения зачетных единиц. Можно выбрать полноценную программу повышения профессиональной квалификации объемом 144 часа. Другой вариант – заработать на квалификационных курсах 72 балла, а недостающие кредиты добрать за счет неформального медицинского обучения.
Теперь разъясним, какие бывают программы обучения в рамках непрерывного медобразования:
- полный квалификационный курс (144 часа). Включает информацию обо всех значимых новшествах в конкретной специальности;
- квалификационные тренинги. Рассчитаны на 18, 36 или 72 академчаса. В рамках одной программы рассматриваются вопросы по более узкой теме, например «Обращение с медицинскими отходами» для специалистов со средним профессиональным образованием;
- вебинары. Краткосрочные онлайн-мероприятия, посвященные конкретному нововведению. Можно получить один-три ЗЕТ;
- интерактивные модули. Электронные (в записи), как правило, бесплатные программы профессионального образования для самостоятельного изучения. За каждый ИОМ начисляется до двух баллов НМО;
- очные мероприятия. Семинары по актуальным медицинским вопросам, конгрессы, мастер-классы. Количество полученных кредитов зависит от длительности мероприятия. За один день начисляется до шести ЗЕТ.

Задачи главврача в рамках НМО
Руководитель ЛПУ обязан контролировать, чтобы все сотрудники организации своевременно проходили аккредитацию. Главврач не имеет права допускать к работе медицинского сотрудника без действительного аккредитационного свидетельства, несмотря на занимаемую им должность, уровень основного образования (врач или медсестра) и отсутствия возможности заменить его.
Важно! Руководители медучреждений также обязаны получать дополнительное образование по программам непрерывного профессионального образования и проходить периодическую аккредитацию в установленном порядке.
В задачи главврача входит:
- регистрация медицинского учреждения в Федеральном регистре ФРМО (подсистеме ЕГИСЗ);
- регистрация медицинских работников в Федеральном регистре ФРМР с занесением данных об их образовании. Эта информация автоматически перенаправляется в личный кабинет медика;
- помощь при составлении годового плана обучения сотрудников в рамках непрерывного профессионального образования с учетом истечения сроков действия аккредитационных свидетельств. Эту работу можно доверить ответственному лицу, выбранному из сотрудников отдела кадров, или обозначить в штате учреждения должность специалиста по развитию медперсонала. В его должностную инструкцию следует внести соответствующую запись;
- главврач должен одобрить сформированную медицинским работником индивидуальную программу обучения.
Руководитель ЛПУ должен проследить, чтобы сотрудники подавали заявки на аккредитацию минимум за четыре месяца до конца действия аккредитационного сертификата. Этого времени достаточно, чтобы в случае неудачной попытки медик успел повторно пройти квалификационную проверку.
Минздрав допускает оплату квалификационных курсов в рамках непрерывного профобразования из НСЗ (нормированного страхового запаса). Для этого медработник должен оформить заявку с учетом выбранной программы образования. При этом организация, которая проводит обучение, принимает оплату из средств ОМС.
Главврач обязан проконтролировать, чтобы результаты аккредитации отразились в ФРМР. В 2022 году Минздрав отменил выдачу бумажных аккредитационных свидетельств. Если по техническим причинам результат об успешном прохождении квалификационной проверки не появился в личном кабинете медицинского работника, необходимо запросить выписку из протокола заседаний аккредитационной комиссии.
От качественного дополнительного образования по программе НМО напрямую зависит эффективность работы медицинского работника и уровень медпомощи населению. Обучением медиков в «Академии профессиональных стандартов» занимаются ведущие специалисты разных направлений с большим педагогическим опытом. Наш центр принимает и индивидуальные заявки лично от медработников, и групповые запросы от ЛПУ. Для уточнения нюансов бесплатно позвоните по указанному телефонному номеру.
Я медицинский работник с высшим немедицинским образованием, как мне сформировать пятилетний цикл по специальности?
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022 N 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»
(вступает в силу с 1 января 2023 года и действует до 1 января 2029 года), специалистам с высшим немедицинским образованием, имеющим стаж на должностях медработников менее 5 лет, предстоит пройти первичную специализированную аккредитацию, которая не включает в себя оценку портфолио и набор ЗЕТ.
После прохождения процедуры первичной специализированной аккредитации в личном кабинете специалиста с высшим немедицинским образованием Вы сможете сформировать пятилетний цикл обучения для набора ЗЕТ для последующего прохождения периодической аккредитации.
Если у Вас стаж работы более 5 лет, то в личном кабинете специалиста с высшим немедицинским образованием, в настоящее время, Вам не нужно никакие документы регистрировать. Сформировать пятилетний цикл обучения для набора ЗЕТ Вы сможете после прохождения периодической аккредитации.
Если в год я пройду обучение в объеме более 50 академических часов (50 ЗЕТ), будут ли они учтены?
Все результаты вашего обучения учитываются в портфолио:
1 академический час равен 1 ЗЕТ.
Если в год вы прошли обучение в объеме более 50 академических часов,
оно будет отражено в вашем портфолио.
Обращаем ваше внимание, образовательные элементы засчитываются по дате завершения обучения
, а портфолио на Портале формируется по годам в рамках вашего пятилетнего цикла по специальности.
Непрерывное обучение медработников на портале НМО
Выбор программы профессионального образования, начисление зачетных единиц, подача документов на аккредитацию и получение ее результатов – всё это происходит в личном кабинете на портале НМО (edu.rosminzdrav.ru).
Важно! С 2021 года регистрация в системе НМО стала обязательной.
Работа в системе непрерывного медицинского образования происходит следующим образом:
- Создайте учетную запись. Для этого пройдите несложную регистрацию, указав Ф. И. О., пол и дату рождения, регион/гражданство, СНИЛС, адрес эл. почты и телефонный номер. Внимательно проверьте введенную информацию: изменить ее после регистрации нельзя. Внизу поставьте галочку, давая согласие на обработку персональных данных. Далее система вышлет на указанный имейл сообщение с логином и паролем от личного кабинета. Авторизоваться на сайте можно через «Госуслуги».
Важно! В интернете есть сайты-двойники официального ресурса НМО. Они имеют практические идентичный дизайн, но на определенном этапе мошенники начинают требовать предоплату за запланированные мероприятия или банально крадут личные данные. Перед регистрацией внимательно проверьте сайт на подлинность. - Откройте новый цикл профессионального обучения. После входа в личный кабинет слева вы увидите пометку о начале нового цикла. Кликнув по ней, откройте форму, в которой нужно указать свою специальность и тип экзаменации (пункт «аккредитация», затем «периодическая»). Укажите ориентировочную дату прохождения аккредитационного экзамена и кликните на опцию «Добавить».
- Составьте план образования. Пятилетний цикл профессионального обучения формируется в разделе «Мой план». При нажатии опции «Добавить элементы» откроется список образовательных программ. Чтобы быстрее найти нужные курсы, воспользуйтесь фильтрами (расположены сбоку). Список актуальных очных занятий размещен в разделе «Образовательные мероприятия». После нажатия кнопки «Включить в план» выбранный модуль появится в личном плане обучения. Для удобства медицинских работников в личный кабинет встроен фильтр для сортировки элементов программы образования по дате. Используя его, можно равномерно распределить образовательную нагрузку на весь пятилетний цикл.
Правила выбора программы профессионального образования на пять лет перечислены в Приказе Минздрава № 296н (утвержден 15.03.2021). Проверьте, чтобы в общей сложности набралось не менее 144 очков. Как только вы нажмете опцию «Далее», сформируется траектория обучения. Добавить в нее дополнительные элементы уже нельзя.
При выборе программы обучения в рамках непрерывного медобразования следует учесть, что тема тренинга должна соответствовать уровню образования и специализации аккредитуемого специалиста. Например, постовой медсестре не засчитаются баллы за вебинар по анестезии и предоперационной подготовке. Некоторые курсы рассчитаны на несколько специальностей. Их рекомендуется пройти медицинским работникам, которые сдают аккредитацию по двум специальностям. К примеру, все врачи могут включить в программу образования интерактивный модуль «Полиморбидный пациент».
Курсы в рамках непрерывного профессионального образования проводят некоммерческие организации. Каждая из них имеет собственный сайт. Однако на ресурсе непрерывного медобразования размещаются только программы от образовательных центров, имеющих лицензию. Это гарантирует, что за обучение вам обязательно начислятся баллы. Кстати, при выборе программ можно настроить фильтр на конкретный образовательный центр. Тренинги, которые проводит «Академия профессиональных стандартов», также присутствуют на портале НМО. Мы проводим обучение по 105 медицинским специальностям. Для каждой из них мы предлагаем разнообразные программы и вебинары.
В каком объеме необходимо проходить обучение в течение одного года и всего пятилетнего цикла?
Скорость обновления информации в медицине и фармации требует постоянного совершенствования профессиональных компетенций
, т.е. не быстрого «набора» всех 250 ЗЕТ непосредственно перед следующей процедурой аккредитации, а планомерного обучения
в течение всего периода .
объем обучения за пятилетний период –
не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ)
. Оптимальный график обучения в течение одного года
– около 50 академических часов (или 50 ЗЕТ)
. При необходимости возможны незначительные отклонения в суммарной трудоемкости ежегодно осваиваемых образовательных элементов.
В США и Канаде
В США многие штаты требуют от медицинских работников НМО для сохранения их лицензий. Н МО для врачей регулируется Советом по аккредитации непрерывного медицинского образования (ACCME) и Американской остеопатической ассоциацией (AOA).
В Канаде каждая провинция требует документ о текущем НМО для лицензирования деятельности. Сертификацию проводят Королевский колледж врачей и хирургов Канады (RCPSC) и Колледж семейных врачей Канады (CFPC).
В целом мероприятия по непрерывному медицинскому образованию разрабатываются и осуществляются различными организациями, в том числе:
- Профессиональные ассоциации и объединения
; - Агентства медицинского образования;
- Больницы
; - Учебные заведения
, в том числе университеты, медицинские школы и школы медсестёр; - Провайдеры непрерывного образования для медсестёр на дому.
Эти мероприятия могут осуществляться в виде прямых трансляций, письменных публикаций, онлайн-программ, аудио-, видео- или других электронных средств. Контент для этих программ разрабатывается, проверяется и предоставляется преподавателями, которые являются экспертами в своих индивидуальных клинических областях.
В 2008 году Национальная комиссия по сертификации специалистов по НМО учредила профессиональную сертификацию, которая проводится на основе стандартизированного экзамена и даёт сертификат специалиста НМО (CCMEP).
В России в современном виде непрерывное медицинское образование начало активно развиваться с 2011 года после изменения государственного регулирования права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности. До этого момента существовали различные программы дополнительного и послевузовского профессионального медицинского образования в различных учебных заведениях. Крупнейшим федеральным центром данного направления является Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования
, начавшая деятельность ещё в СССР в 1930 году.
В соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в России на период до 2021 года, утверждённой приказом Минздрава России от 21 ноября 2017 года № 926, непрерывное медицинское и фармацевтическое образование должно осуществляться в трёх направлениях:
- освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (формальное образование);
- обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций (неформальное образование);
- индивидуальную познавательную деятельность (самообразование).
Принципы НМО
О Концепции и принципах развития непрерывного образования медиков говорится в Приказе № 926, утвержденном Минздравом 21.11.2017. Законодательный документ определил направления внедрения и совершенствования системы НМО до 2021 года, однако Концепция актуальна и сейчас. Принципы непрерывного медобразования обеспечивают:
- непрерывность обучения – накопление медицинскими работниками профессиональных познаний и навыков в течение ведения профдеятельности с целью повышения квалификации и должностного роста;
- последовательность образования – практическое применение теоретических основ, совершенствование полученных навыков и повышение профкомпетенций;
- персонификация профобразования – медработник сам выбирает направление профессионального развития и темпы образовательного процесса;
- внедрение современных информационных способов – использование дистанционных и интернет-технологий для обеспечения доступности информации и упрощения обмена опытом между медиками;
- формирование образовательных регламентов – планирование учебного процесса и создание системы контроля профессиональных знаний/навыков.
Система НМО напрямую связана с процессом реформирования здравоохранения. Немаловажную роль в необходимости непрерывного образования играет упрощенный контакт работающих специалистов с образовательными организациями, научно-исследовательской базой и непосредственно коллегами.
Регистрация баллов в НМО
Чтобы составить собственный план обучения на ближайшие пять лет и контролировать зачисление баллов НМО, необходимо воспользоваться порталом непрерывного медицинского образования.
Нюансы взаимодействия с сервисом НМО:
- для регистрации кредитов медработник нажимает опцию «Мой план» и указывает индивидуальный код полученного удостоверения напротив запланированного квалификационного тренинга;
- после подтверждения придет уведомление об активации кода, а заработанные баллы НМО отобразятся в соответствующем подразделе.
Заметим, что зачетные единицы присваиваются только за сертифицированные в системе НМО обучающие программы. Организация, предоставляющая их, должна иметь лицензию на образовательную деятельность в рамках дополнительного профобразования медицинских работников.
Как происходит начисление баллов НМО
Баллы НМО фиксируются в личном кабинете системы ЕГИСЗ. При этом работодатель должен предварительно внести сотрудника в Федеральный регистр (ФРМР). Такая учетная форма позволяет контролировать собранные ЗЕТ и избежать форс-мажорных ситуаций при окончании действия текущего удостоверения о повышении квалификации. Для учета баллов НМО при аккредитации укажите пройденные курсы в портфолио.
Пошаговая инструкция активации зачетных баллов:
- Авторизуйтесь на портале НМО
и зайдите в личный кабинет. - На панели инструментов выберите опцию «Мой план». В нём будут отражены выбранные учебные тренинги в списке неосвоенных программ.
- После успешного освоения курса вы получите индивидуальный код подтверждения баллов. Его нужно записать, перейдя на страницу мероприятия и нажав кнопку «Ввести код».
- В связи с техническими сложностями и загруженностью портала НМО проверка системой введенного кода может занять до семи дней. После этого курс отобразится в разделе освоенных мероприятий, а полученные баллы НМО появятся в Плане обучения. Если вы допустили ошибку при введении индивидуального кода активации ЗЕТ, система пришлет оповещение. При задержке начисления баллов следует обратиться в техподдержку интернет-портала.

Если врач проходит аккредитацию по двум специальностям, для каждой из них необходимо набрать по 144 балла НМО. Для таких случаев разработаны определенные обучающие тренинги. В списке программ на портале непрерывного медицинского образования они обозначены «2+». Кредиты за такие тренинги засчитываются по обеим профессиям. Если за отчетный период врач превысил минимальное количество баллов НМО, после аккредитации лишние ЗЕТ обнуляются.
Минздрав ежегодно корректирует правила повышения квалификации. Врачам необходимо изучать актуальные законы и положения, чтобы точно знать, сколько баллов НМО нужно набрать для аккредитации. При обращении в «Академию профессиональных стандартов» вы получите бесплатную консультацию по выбору обучающих курсов и начислению ЗЕТ.
НМО и аккредитация
С непрерывным профессиональным медицинским образованием тесно связано понятие «периодическая аккредитация». Эта процедура пришла на смену выдаче сертификатов о повышении квалификации. Суть аккредитации заключается в контроле полученных за пятилетний образовательный цикл знаний и подтверждении квалификации медицинского сотрудника.
Для прохождения периодической аккредитации медик должен составить портфолио. Оно включает указание специальности, полученной в рамках основного образования, занимаемой должности и учебных программ НМО. К портфолио прилагается отчет о проделанной работе. В нём кратко изложены все аспекты профдеятельности аккредитуемого, анализ достигнутых результатов и способы совершенствования рабочего процесса. Если за год до повышения квалификации аккредитуемый повысил свою профкатегорию на аттестационном экзамене, составлять отчет не нужно.
Портфолио с документами об образовании отсылается в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ), который проверяет правильность заполнения и достоверность изложенных в портфолио данных. Приказ № 709н отменил возможность доставки аккредитационной документации лично или с официальным представителем, оставив способ подачи через ФРМР и в крайнем случае почтовым отправлением. В электронных документах аккредитуемые допускают меньше ошибок при указании курсов НМО. Как следствие, ФАЦ реже возвращает заявки для устранения недочетов.
Оценку квалификации по предоставленному портфолио проводит ЦАК. Аккредитуемым в рамках периодической проверки квалификации не надо сдавать медицинские тесты НМО, демонстрировать практические умения, решать ситуационные задачи и проходить собеседование с экспертной группой. Все эти оценочные мероприятия проводятся только при первичной / первичной специализированной аккредитации.
При успешном прохождении аккредитации медик получает свидетельство, которое фактически позволяет продолжить меддеятельность еще пять лет. Результаты аккредитационной проверки одновременно отображаются в личном кабинете и Федеральном регистре ФРМР, к которому имеют доступ руководители ЛПУ. Поэтому медработнику не нужно брать бумажное аккредитационное свидетельство.
Как правильно подготовить документы для периодической аккредитации и куда направить?
С инструкцией по подготовке документов для периодической аккредитации вы можете ознакомиться по ссылке
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022 N 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»
для прохождения периодической аккредитации специалист должен направить в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ):
- заявление о допуске к аккредитации;
- портфолио за последние 5 лет со дня получения последнего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста;
- пакет личных документов.
В портфолио должны быть включены:
- заверенный работодателем отчет о профессиональной деятельности, содержащий результаты работы в соответствии с выполняемой трудовой функцией;
- сведения об освоении программ повышения квалификации, причем суммарный срок освоения таких программ должен составлять не менее 144 часов либо не менее 72 часов при наличии сведений об образовании, подтвержденных на портале непрерывного образования (не менее 72 часов).
Документы представляются через личный кабинет федерального регистра медицинских и фармацевтических работников (ФРМР) https://lkmr.egisz.rosminzdrav.ru
или заказным письмом с уведомлением по следующим адресам федерального аккредитационного центра:
- для лиц, имеющих высшее медицинское образование, и лиц, имеющих высшее фармацевтическое или среднее фармацевтическое образование, — 125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1;
- для лиц, имеющих среднее медицинское образование, — 107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2.
Мало модулей по моей специальности. Что делать?
Основным образовательным элементом для формирования образовательного портфолио является обучение на циклах по программам повышения квалификации.
Размещение ИОМ на Портале осуществляется по мере их разработки. Перечень образовательных элементов постепенно пополняется. Для того, чтобы получать оповещение о размещении новых ИОМ в соответствии с вашей специальностью, в настройках включите опцию «Получать уведомления по почте».
Требования Минздрава по баллам НМО
Пришедшая на смену сертификации система аккредитации сравнительно новая для российского здравоохранения и предполагает постепенное увеличение минимального лимита зачетных единиц. С учетом эпидситуации в стране Минздрав решил оставить прежнее количество баллов НМО. В 2022 г. врач должен набрать 144 ЗЕТ. Согласно приказу № 1081н сделать это можно двумя способами:
- по программе повышения квалификации, рассчитанной на 144 часа;
- пройдя несколько квалификационных тренингов (формальное обучение) общей продолжительностью минимум 74 часа, а остальные 70 баллов добрав на краткосрочных онлайн-семинарах и очных мероприятиях в рамках неформального образования.
Со временем Минздрав планирует увеличить количество баллов НМО до 250, как и указано в личном кабинете ФРМР. Это изменение ожидали в 2023 г. Однако отправленный на одобрение в Национальную медицинскую палату законопроект сохранил нынешний минимум ЗЕТ. Специалисты, которым надо пройти аккредитацию в текущем и будущем 2023 году, не обязаны набирать 250 баллов.
Изменения в 2023 году
Минимальное количество зачетных единиц, необходимых для сдачи периодической аккредитации, регулируется на законодательном уровне. С 2023 года действует Приказ Минздрава № 709н с обновленным Положением об аккредитации. Изначально министерство планировало увеличить количество зачетных единиц до 250. Однако отсрочка аккредитации в период пандемии и возражения медицинского сообщества внесли свои коррективы. Министерство оставило прежнее количество ЗЕТ – 144 кредита.
Сама система набора баллов НМО стала более комфортной. Как и прежде, зачетные единицы можно набрать по полной программе повышения квалификации с учебной нагрузкой 144 академчаса. Остается возможность прохождения нескольких образовательных курсов. Стандартная трудоемкость таких тренингов составляет 18, 36 и 72 академчаса.
Раньше медику надо было набирать по квалификационным программам минимум 74 балла, оставшиеся очки присваивались за неформальные варианты дополнительного образования. Это было крайне неудобно, так как для набора недостающих двух кредитов медработникам приходилось тратить время и деньги еще на один тренинг. Теперь минимальная емкость квалификационной программы свободно делится на учебную нагрузку тренингов.
Что входит в НМО
Система, внедряющая в медицинское сообщество непрерывное образование, подразумевает формирование пятилетних циклов с равномерным распределением учебной нагрузки. Н МО включает:
- формальное обучение по квалификационным программам с учебной нагрузкой 18–144 академчасов. Структура и содержание курсов разрабатываются по федеральным стандартам;
- неформальное медобразование в рамках проведения семинаров, конференций и симпозиумов. Они могут быть выездными или дистанционными, предполагают живое общение с педагогами – практикующими профессионалами высокого уровня;
- самообразование посредством участия в интерактивных модулях, предлагающих онлайн-лекции и медицинскую литературу.
Существует и особая форма дополнительного медобразования в рамках НМО – тематическое усовершенствование. Это программы, которые дают углубленные познания и навыки по узкой медицинской специальности. Обучение рассчитано на 72–100 часов образовательной нагрузки.
В НМО используется система подсчета баллов (зачетных единиц, кредитов, очков). Каждая ЗЕТ равна одному учебному часу. Система непрерывного медобразования предполагает набор 250 кредитов за пятилетний цикл обучения. Минздрав рекомендует распределять учебную нагрузку и ежегодно набирать примерно по 50 ЗЕТ в год. Эти баллы нужны для прохождения периодической аккредитации – завершающего этапа пятилетнего цикла обучения. При отсутствии необходимого количества зачетных единиц медика не допустят к квалификационной проверке.
Вопросы о системе непрерывного медицинского образования
Что представляет собой система НМО
Непрерывное медицинское образование – это созданная в 2016 году многопрофильная система последипломного медобразования. В эту концепцию включены все – от высшего руководства лечебно-профилактических организаций и врачей до медсестер и санитарок. В НМО также задействованы и фармацевтические работники, которые получили профессиональное образование в вузе или колледже. Подробно положения о непрерывном медицинском образовании изложены в Приказе Минздрава № 926.
Задача НМО – привлечь медицинских работников к непрерывному обучению с целью совершенствования их профессиональных навыков и расширения компетенций. Новая система дополнительного профессионального образования пришла на смену традиционному повышению квалификации, ради которого медики раз в пять лет проходили очное обучение. С учетом того, что медицинская наука развивается быстрыми темпами, за пятилетний период умения врачей и медсестер заметно устаревали. Для устранения этих пробелов Минздрав ввел систему непрерывного медицинского образования.
Суть НМО заключается в следующем: медицинский работник повышает свою профессиональную квалификацию не рывками, а постоянно на протяжении всей медицинской деятельности. Проходя образовательные курсы и сдавая зачеты по усвоенному материалу, медик зарабатывает зачетные единицы (они же ЗЕТ, кредиты или баллы НМО). З ЕТ нужны для периодической аккредитации – последнего этапа цикла профессионального образования, когда специально созданная комиссия оценивает портфолио медика с полученным образованием и отчетом о работе за пять последних лет. Как проходит проверка профессиональной квалификации медицинских работников, изложено в Приказе Минздрава № 709н. При успешном прохождении этого этапа медработнику выдается аккредитационное свидетельство, позволяющее работать в профессии еще пять лет.
Важно! Мобилизованным медицинским работникам правительство РФ продлило действие аккредитационного свидетельства.
Дополнительное профессиональное образование дает массу преимуществ всей системе здравоохранения:
- качество оказываемой медицинской помощи неуклонно растет;
- государственные органы могут контролировать уровень профессиональной квалификации медработников;
- нет необходимости подключать собственно медицинские учреждения для практического обучения врачей и медсестер.
Для самих медиков не всё так однозначно. Начнем с положительных сторон:
- медицинскому работнику не нужно отрываться от профессиональной деятельности и семьи, ведь образование по программам НМО проходит дистанционно;
- медицинским специалистам, живущим в небольших городах, не надо планировать поездку в другой город, оплачивать дорогу и проживание;
- осваивать программы профессионального образования можно в любое свободное время, например на даче в выходные дни;
- огромный выбор тематических курсов профессионального образования разной продолжительности. Медицинский работник может выбрать интересные ему программы;
- планирование учебного процесса, прохождение курсов и отслеживание набора баллов НМО происходит в личном кабинете на государственном интернет-портале непрерывного медицинского образования.
Система выглядит очень достойно, однако в непрерывном медицинском образовании есть свои сложности:
- для профессионального образования нужен стабильный интернет, что нередко проблематично в сельской местности;
- для использования возможностей дополнительного медицинского образования необходимо иметь элементарные навыки пользования ПК. Это может вызвать трудности у возрастных медицинских работников;
- конечно, в системе есть бесплатные тренинги. Но хорошие программы профессионального образования стоят денег, зачастую их приходится оплачивать самому специалисту.
Какое бы мнение ни сложилось о непрерывном медицинском образовании, система запущена. Ее отмены ждать не приходится, тем более что в США и европейских странах она используется более 50 лет и доказала свою эффективность.
Нахожусь в декретном отпуске, нужно ли проходить обучение?
С одной стороны, вы имеете гарантированное государством право заниматься только уходом за ребенком
, поэтому обучение вы можете проходить только при наличии вашего желания и возможности, с другой стороны ,
отпуск по уходу за ребенком не является препятствием для освоения интерактивных образовательных модулей и участия в образовательных мероприятиях, особенно проводимых с применением дистанционных технологий .
Плюсы и минусы НМО
Обязательное участие в системе непрерывного образования дает медикам ощутимые преимущества:
- разнообразие медицинской информации – доступны узкоспециализированные тренинги и общеобразовательные программы, расширяющие профессиональный кругозор медработников;
- индивидуальный план НМО для медсестер и врачей – медик самостоятельно определяет, какие именно знания ему необходимо приобрести, когда и в каком формате повышать свой профессиональный уровень;
- проще поддерживать профквалификацию – благодаря дистанционному формату контакт со специалистами высокого уровня стал более доступным, что особенно важно для сельских медиков;
- не нужно отрываться от непосредственной работы в ЛПУ – командировки на традиционные курсы повышения квалификации требовали расставания с семьей и дополнительных трат на транспорт, жилье и питание;
- возможность одновременно повысить квалификацию по двум специальностям – некоторые программы рассчитаны на несколько медицинских специализаций, а баллы по ним засчитываются сразу в двух заявках на аккредитацию.
По сравнению с образовательными рывками раз в пять лет по прежней системе дополнительного медобразования постепенное освоение медицинских знаний позволяет поддерживать профессиональный уровень, ежегодно проходя небольшие тренинги. Однако у непрерывного медицинского образования есть существенные недостатки:
- обучение отнимает личное время – работа по планированию собственной программы обучения и освоение тренингов проводятся в нерабочее время и не оплачиваются, как это было на прежних курсах повышения квалификации;
- за образовательные программы надо платить – на госпортале НМО очень мало бесплатных лекций. Освоение материала требует временных затрат, а начисляется всего один – три балла. К тому же такие программы предлагают очень ограниченный выбор тем;
- по каждой специальности нужно отдельно проходить аккредитацию – большинство курсов всё же ориентируется на определенную медицинскую специальность;
- не всем доступен интернет-формат – это касается пожилых и, как правило, самых опытных медработников. Для использования компьютерных технологий им зачастую требуется помощь со стороны. К тому же не все медики из отдаленных населенных пунктов владеют свободным доступом к интернет-связи.
Государственные власти работают над совершенствованием НМО. Периодические корректировки количества необходимых зачетных единиц и правил прохождения аккредитации вызывают бурные обсуждения в медицинском сообществе. Так или иначе, непрерывное профобразование никуда не уйдет. Медицинским работникам просто придется дождаться, когда новая система стабилизируется.
Рекомендации по обучению в рамках НМО
При подготовке к прохождению периодической аккредитации медицинским работникам следует знать:
- обучение медиков проводят государственные и частные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность. Негосударственные учебные центры предлагают более широкий выбор учебных программ и выдают удостоверения установленного образца, как и госорганизации в рамках НМО;
- специфика выбранной учебной программы должна соответствовать уровню образования, специальности и должности аккредитуемого;
- образовательные программы оплачиваются из федерального бюджета, по договорам из фонда ЛПУ или личных средств. В последнем случае вы можете получить налоговый вычет в размере 13 % от потраченной суммы;
- для открытия доступа к личному кабинету НМО работодатель обязан зарегистрировать медорганизацию в Федеральном регистре ФРМО и внести данные по каждому сотруднику в ФРМР;
- проверка аккредитационных документов и оценка портфолио занимают до 1,5 месяца. С учетом времени на сбор информации для составления отчета о профдеятельности и возможного возврата документов на доработку рекомендуем подавать заявку на аккредитацию минимум за три месяца до окончания срока предыдущего свидетельства.