Вопрос: Согласно п. 6 Информации, предоставляемой медицинскими организациями, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2014 г. N 956н) на сайте медицинской организации должна быть размещена информация о медицинских работниках медицинской организации, в том числе:
сведения из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация).
В связи с этим прошу пояснить, подлежит ли размещению на сайте медорганизации информация о присвоении медработнику квалификационной категории.
Ответ: Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минздрава России, и в части компетенции сообщает следующее.
В отношении размещения сведений о квалификационных категориях медицинских работников сообщаем, что в соответствии с пунктом 6 Приказа N 956 требования о размещении этих сведений отсутствуют.
В контексте пункта 6 Приказа N 956 термин «квалификация» относится к документу об образовании.
Обзор документа
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
По данным Минздрава РФ, в 2022 году из 7 356 выпускников ординатуры, проходивших учебу по договору о целевом обучении в образовательных организациях министерства, 1 173 человека (15,95%) по тем или иным причинам не смогли трудоустроиться к заказчику обучения (медорганизации). Большинство из них (797 человек) отказались от работы сами.
Кроме отказавшихся от работы в клиниках, 288 выпускников ординатуры на начало 2023 года не явились по месту работы, не смогли пройти аккредитацию 54 человека, 30 человек расторгли трудовой договор с работодателем, а 4 человека не попали на работу во вине самого заказчика. Выполнили условия договора, освобождены от его исполнения по уважительным причинам либо перевелись в аспирантуру 6 183 ординатора.
Сколько именно «целевиков» не исполнили свои обязательства после окончания специалитета, ведомство не уточняет. По данным Минздрава, окончили такое обучение 816 студентов, а приступили к работе либо продолжили обучаться по тому же договору в ординатуре только 63,5% из них. Из этих расчетов следует, что 36,5% выпускников так или иначе не выполнили обязательства по целевому договору.
Минздрав также поделился итогами приемной кампании 2022 года. В организации ведомства на обучение поступили 24 757 человек, из которых 16 тысяч – за счет федбюджета, остальные – на платной основе. Из запланированных 14,9 тысячи целевых мест фактически оказалось занято 8 026.
Во время приемной кампании 2022 года ведомство самостоятельно ввело запрет на поступление в ординатуру специалистов, не выполнивших обязательства по целевому договору, однако после волны возмущений студентов Генпрокуратура, уже после завершения основного набора, обязала Минздрав отменить новое ограничение. После этого Минздрав разработал проект нового порядка приема в ординатуру, в котором как раз прописал такое ограничение на поступление в ординатуру.
Кроме увеличения непосредственно процента целевого приема по дефицитным специальностям и специальностям ординатуры, начиная с 2020 года, Минздрав сам совершенствует порядок целевого обучения. Чтобы регионы могли целенаправленно заполнять недостающие позиции медработников по дефицитным специальностям, ведомство ввело определение конкретного заказчика в квотах целевого приема заранее, до подачи абитуриентами документов. Кроме того, сами субъекты впервые получили право голоса при определении количества медиков, которых требуется привлечь на территорию, а также при выборе учебного заведения для целевого набора.
В ноябре 2022 года Правительство России также утвердило изменения в постановление о целевом образовании по программам среднего и высшего образования. Теперь заказчик целевого обучения (то есть будущий работодатель) сможет в одностороннем порядке расторгнуть договор со студентом, который не исполняет требования к успеваемости, или уменьшить размер материального поощрения студента. Обновленный документ вступит в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 января 2027 года.
Согласно ФЗ «Об образовании» и другим нормативным актам о целевом обучении, медики, заключившие договор до 2021 года, в случае отказа от работы после получения образования обязаны были возместить сумму мер социальной поддержки, которые им предоставлял вуз, и заплатить штраф. С 2021 года требования ужесточились: теперь выпускника обяжут возместить всю сумму пройденного обучения.
Минтруд опубликовал проект приказа «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения», который станет главным документом, устанавливающим требования к менеджерам отрасли. Документ вызвал неожиданно много эмоций в СМИ. Причем совсем не по существу, считают специалисты.
Не реформа, но этап
По словам директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяны Семеновой, проект стандарта предусматривает должности «врач-статистик», «врач-методист», «заведующий (начальник) структурным подразделением медицинской организации», «заместитель руководителя (начальника) медицинской организации», «главный врач (начальник) медицинской организации», «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа». Замещение должностей зависит от трудовой функции, которую выполняет специалист. Стандарт еще дорабатывают, возможны изменения в количестве и наименовании должностей, трудовых функций, уточнила представитель ведомства.
Появление профстандарта преподнесено в прессе как начало масштабной управленческой реформы. Однако это вовсе не нечто из ряда вон выходящее, это этап плановой работы по переходу от квалификационных справочников к профессиональным стандартам, рассказал порталу Medvestnik.ru заместитель директора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Фарит Кадыров. « Причем разработал проект вовсе не Минтруд, а ряд организаций, включая наш институт, то есть профессионалы в этой сфере», — уточнил он.
Заместитель директора Института лидерства и управления здравоохранением, директор Высшей школы управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Руслан Хальфин уточняет название профстандарта: «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». « И это крайне важный аспект. Изначально профстандарт звучал просто ущербно: «Специалист в области организации здравоохранения», но мы провели большую согласительную работу с разработчиками – Федеральным учебно-методическим центром по развитию управленческих кадров в здравоохранении. И убедили авторов, что общественное здоровье – неотьемлемая часть специальности, и без знания закономерностей формирования общественного здоровья, демографии, профилактики и факторов риска невозможно определять приоритеты стратегии развития отрасли, организовывать и управлять здравоохранением», — пояснил он.
развития рыночных отношений между больными и врачами стало казаться, что каждый специалист может руководить, чем угодно
При этом никакой реформы Руслан Хальфин здесь не видит: «Это старая проблема, а в какой-то период времени специальность «Организация здравоохранения и общественное здоровье» стала резко терять престиж. Раньше организаторов мало где готовили специально. Работа у главных врачей, прямо скажем, неблагодарная: их назначают, снимают, возбуждают уголовные дела, а на фоне развития рыночных отношений между больными и врачами стало казаться, что каждый специалист может руководить, чем угодно. В последнее время, как руководитель учебного центра по этому направлению в структуре ведущего медицинского вуза страны, я вижу рост интереса среди молодых врачей, увеличение количества желающих обучаться в ординатуре. Главным значимым положительным изменением в системе подготовки организаторов здравоохранения считаю реализацию федеральных образовательных стандартов подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре, где общественное здоровье и здравоохранение являются базовой дисциплиной для врачей всех клинических специальностей. Именно из клиницистов впоследствии вырастают главные врачи, и отрадно отметить, что уже в ординатуре мы закладываем знания и управленческие компетенции, которые им пригодятся в дальнейшем, на каких бы должностях они не оказались: заведующий отделением, начмед, заместитель главврача по финансово-экономическим вопросам, главный врач и даже руководитель органа управления здравоохранением».
Заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» Александр Линденбратен также не считает профстандарт началом управленческой реформы. « Соответствующий специалист любого иерархического уровня является субъектом управления в определенной системе (подсистеме), — говорит он. — Это относится и к заведующим отделениями, которые выполняют функции управления или регулятора взаимоотношений между отдельными элементами данной системы: между врачами, врачами и средними медицинскими работниками, врачами и пациентами и т.д. Поэтому речь идет, скорее, о закреплении определенного статуса и формулировании определенных квалификационных требований».
Заведующий – не просто врач
В СМИ появлялась информация о том, что после внедрения данного профстандарта не только руководителю учреждения и заместителям, но и заведующим отделениями потребуется сертификат или свидетельство об аккредитации по «Организации здравоохранения и общественному здоровью». Как говорит Фарит Кадыров, «появились заявления о планируемых масштабных реформах в сфере управления, и тут же бросились подсчитывать, во что обойдется государству получение сертификата (свидетельства об аккредитации) многочисленной армией заведующих». « Все подобные заявления — результат того, что их авторы, очевидно, просто не удосужились внимательно прочитать документ, — говорит он. — В нем ничего подобного нет. Цитирую проект приказа: «Заведующий лечебно-диагностическим (клиническим) подразделением медицинской организации. Особые условия допуска к работе — сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации по одной из клинических специальностей и документ о повышении квалификации по «Организации здравоохранения и общественного здоровья»». То есть ни о каком сертификате или свидетельстве об аккредитации для всех заведующих речи нет. Необходимо лишь повышение квалификации по «оргздраву». Стоит ли объяснять, что это далеко не одно и то же. Подобное требование о наличии сертификата предъявлялось ранее и будет предъявляться (включая, как вариант, наличие свидетельства об аккредитации) только к заведующему организационно-методическим отделом медицинской организации, являющемуся врачом-статистиком или врачом-методистом».
Эксперт указывает и на путаницу по поводу того, что якобы требование о наличии у заведующих сертификата по оргздраву появилось уже полтора года назад в соответствии с приказом Минздрава от 8 октября 2015 года №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»». « Но и в этом приказе нет подобного требования в отношении всех заведующих. К специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» относятся далеко не все заведующие, а только заведующий (начальник) структурного подразделения, являющийся врачом-статистиком или врачом-методистом», — пояснил Фарит Кадыров.
Что касается сути нововведения – требования проходить повышение квалификации по «Организации здравоохранения и общественному здоровью» — это абсолютно правильная мера, считает он. « Любая медицинская организация является «экономическим субъектом» (законодательный термин), получающим доход, несущим затраты, — говорит замдиректора ЦНИИ. — Это же касается и подразделений медицинской организации. Заведующий – не просто врач, он управленец, отвечающий за работу своего подразделения, за его экономику, за зарплату сотрудников и т.д. И он должен обладать необходимыми знаниями в этих сферах. Нередко заведующие отделениями заявляют: «Наша задача – лечить, а администрации учреждения – деньги зарабатывать. Очевидно, в подобных случаях следует им сказать: «Так идите и лечите, а руководить подразделением будет тот, кто понимает, что нужно считать деньги, нужно организовывать труд подчиненных и кто готов управлять своим подразделением».
Никакой срочности не предвидится – государственные (муниципальные) учреждения вправе самостоятельно решать вопрос о сроках введения профессиональных стандартов
Фарит Кадыров напомнил, что уже и сейчас многие заведующие проходят обучение по оргздраву – кто-то по инициативе вышестоящих органов, кто-то по собственной. « Кроме того, никакой срочности не предвидится – государственные (муниципальные) учреждения вправе самостоятельно решать вопрос о сроках введения профессиональных стандартов, завершив этот процесс до 1 января 2020 года. Но и после этого работодатель не имеет права автоматически уволить заведующего отделением, не прошедшего повышение квалификации по оргздраву. Однако это уже отдельная очень серьезная тема. Наш институт готовит к изданию книгу: «Новации в сфере трудовых компетенций в здравоохранении: аккредитация, аттестация, профессиональные стандарты, нормирование, специальная оценка условий труда». Там все эти вопросы будут рассмотрены детально с комментариями по практическим аспектам», — сообщил он.
Руслан Хальфин указывает на то, что в соответствии с действующей нормативной базой, управленцем может стать, если захочет, и просто врач, не обязательно занимающий управленческую должность. Для этого достаточно иметь интернатуру или ординатуру по одной из основных клинических специальностей (приказ Минздрава №707н). По его словам, в проекте профессионального стандарта действительно предусмотрено, что заведующие отделениями должны уметь эффективно управлять структурным подразделением, а следовательно должны знать, как организовать работу отделения для оказания медпомощи, проводить контроль качества медицинской помощи, управлять системой документооборота, в том числе электронного, участвовать в планировании ресурсного обеспечения деятельности подразделения, планировать и контролировать непрерывное профессиональное развитие сотрудников отделения и т.п., а этому необходимо учиться, и учиться целенаправленно по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Под диктовку рынка
Курировать вопросы подготовки этих специалистов будет прежде всего Минздрав, но большое участие в работе принимают и организации, находящиеся в ведении Министерства образования и науки, сообщил Александр Линденбратен. Поэтому речь может идти о межведомственном взаимодействии с привлечением профессиональных сообществ и соответствующих экспертов, в том числе и для подготовки программ обучения, планирования потребности в соответствующих кадрах и т.д. Руслан Хальфин также считает, что это должна быть межсекторальная команда федеральных органов исполнительной власти — Минздрава, Минобра, Минтруда. « Минздравом России недавно был создан Федеральный учебно-методический центр по развитию управленческих кадров в здравоохранении, — отмечает он. — Мы проводим совместную активную работу по разработке примерных образовательных программ по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» для подготовки управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки, повышения квалификации) в соответствии с требованиями профстандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». Данные программы будут обсуждаться на совещаниях с заведующими кафедрами, профессиональным сообществом и только после этого внедряться в образовательный процесс».
По словам Александра Линденбратена, следует учитывать, что решение многих вопросов будет зависеть и от развития формирующегося рынка медицинских услуг, связанного как с определенными изменениями в государственном и муниципальном здравоохранении, так и с появлением новых негосударственных организаций. « От этого же, кстати, будет зависеть и источник средств для оплаты подготовки и переподготовки специалистов в области организации здравоохранения, поскольку плательщиком в каждом конкретном случае может быть соответствующая заинтересованная сторона, не исключено и использование личных средств работников. Рыночные механизмы в определенной мере могут сказаться и на стоимости образовательных услуг и на их качестве».
Существующая система госзаказа готова принять на обучение довольно много слушателей за счет бюджетных средств, уверен Руслан Хальфин. « Но, конечно, любой врач может пройти обучение за собственный счет, — говорит эксперт, — и именно среди рядовых врачей мы наблюдаем готовность приобрести дополнительные углубленные знания по этой специальности в рамках программы профессиональной переподготовки. И это вполне объяснимо: мало стать хорошим хирургом, надо еще знать азы организации и управления, если хочешь чего-то достичь». По его словам, в среднем стоимость программы профессиональной переподготовки объемом от 500 часов начинается от 50 000 рублей. « Хочу подчеркнуть, что обучаться по этой специальности нелегко, в нашу программу включены не только лекции, но и практикумы, дискуссии, подготовка выпускных практико-ориентированных проектов, решение кейсов и разбор наиболее трудных задач, с которыми сталкивается управленец. Это обучение длится почти полгода и не может стоить дешево. За год мы обучаем примерно одинаковое количество врачей по бюджету и внебюджету — 50/50».
Система настолько эффективна, насколько хорошо управляется
Планируется, что стандарт «Специалист в области организации здравоохранения» вступит в силу в 2017 году. Эти специалисты крайне востребованы, так как любая система работает настолько эффективно, насколько хорошо она управляется, отмечает Александр Линденбратен. Руслан Хальфин того же мнения: «Я скажу прямо – без них она уже не может эффективно работать. Отрасль нуждается в профессионально подготовленных специалистах в области организации здравоохранения и общественного здоровья, подчеркиваю, именно специально подготовленных по этой специальности, а не просто в менеджерах, проученных по коротким программам в области менеджмента, бизнес-управления, маркетинга и т.д. Основные беды нашего здравоохранения связаны как раз с непрофессионализмом в области организации и управления, а в условиях оптимизации отрасли и повышения ее эффективности потребность в грамотных управленцах выше, чем в оборудовании и новых больницах.
По наблюдениям эксперта, у профессионального сообщества и ведущих профильных институтов имеется большое желание консолидировать усилия по разработке данного профстандарта. « Надеюсь на его успешную реализацию, поскольку этот документ является ключевым и заложит вектор в последующей подготовке образовательных стандартов и в обучении специалистов по данному направлению», — резюмировал Руслан Хальфин.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2016 г. N 1029
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ МЕДИЦИНСКОГО
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях реализации пункта 10 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 26, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333; 2016, N 2, ст. 325; N 9, ст. 1268; N 27, ст. 4497; N 28, ст. 4741; N 34, ст. 5255), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 1007 «Об утверждении Положения о Департаменте образования и кадровых ресурсов Министерства здравоохранения Российской Федерации».
I. Общие положения
1. Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно — Департамент, Министерство) является структурным подразделением Министерства и обеспечивает деятельность Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения по вопросам кадрового обеспечения, регулирования труда медицинских и фармацевтических работников, организации среднего, высшего и дополнительного медицинского и фармацевтического образования, а также по оказанию государственных услуг в федеральных государственных учреждениях, подведомственных Министерству, по реализации образовательных программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования.
2. Координацию и контроль деятельности Департамента осуществляет заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации в соответствии с утвержденным в установленном порядке распределением обязанностей между руководством Министерства.
3. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.
4. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, подведомственными Министерству организациями, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее — федеральная служба) и Федеральным медико-биологическим агентством (далее — федеральное агентство), Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, деятельность которого координирует Министерство (далее — государственный внебюджетный фонд), а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации общественными объединениями и организациями.
5. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения — отделы. Департамент вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания Министерства в части, касающейся Департамента, и представляет их в установленном порядке.
II. Задачи Департамента
6. Основными задачами Департамента являются:
6.1. Обеспечение реализации функций Министерства по выработке основных направлений государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
6.2. Обеспечение реализации функций Министерства по координации и контролю деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федерального агентства и координации деятельности государственной внебюджетного фонда;
6.3. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
6.4. Организация работы по непрерывному образованию медицинских и фармацевтических работников;
6.5. Координация образовательной деятельности подведомственных Министерству образовательных и научных организаций;
6.6. Разработка стратегии единой кадровой политики в системе здравоохранения;
6.7. Обеспечение реализации Министерством подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
III. Функции Департамента
7. В соответствии с возложенными основными задачами Департамент выполняет следующие основные функции:
7.1. Вырабатывает предложения по реализации кадровой политики в сфере здравоохранения, в том числе по организации среднего профессионального высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования;
7.2. Обеспечивает своевременное исполнение поручений Министра здравоохранения Российской Федерации (далее — Министр) и его заместителей;
7.3. Участвует в подготовке или подготавливает проекты программных документов Правительства Российской Федерации, готовит предложения по федеральным целевым и ведомственным программам по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.4. Участвует в организации законопроектной работы, в том числе подготовке предложений в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, подготовке ведомственного плана законопроектной деятельности и плана подготовки проектов нормативных правовых актов на очередной календарный год, а также контроль за их исполнением, подготовке предложений по формированию позиции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов (федеральным законам), рассматриваемым палатами Федерального Собрания Российской Федерации;
7.5. Разрабатывает, участвует в разработке и подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации совместно с другими заинтересованными департаментами Министерства проекты нормативных правовых актов и иных документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, а также организует разработку нормативных правовых актов Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.6. Участвует в разработке актов ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства;
7.7. Участвует совместно со структурными подразделениями Министерства в подготовке заключений, отзывов, поправок на проекты федеральных законов, а также заключений на проекты иных нормативных правовых актов, поступающих на рассмотрение в Министерство, и участвует в сопровождении их дальнейшего прохождения в пределах своей компетенции;
7.8. Обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.9. Готовит предложения Министру и его заместителям, касающиеся их участия в мероприятиях, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;
7.10. Организует совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.11. Готовит справочные и иные материалы по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, в целях обеспечения участия должностных лиц Министерства в работе комиссий, совещаниях, семинарах и иных мероприятиях;
7.12. Осуществляет своевременное рассмотрение обращений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации, граждан и организаций в установленный срок по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.13. Дает структурным подразделениям Министерства разъяснения по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, а также запрашивает у них необходимую информацию и документы;
7.14. Готовит совместно с Финансово-экономическим департаментом соответствующие предложения в целях реализации функций Министерства как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций;
7.15. Готовит совместно с Финансово-экономическим департаментом соответствующие предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральной службы и федерального агентства, по проекту федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении этого бюджета;
7.16. По вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения, готовит проекты поручений федеральной службе и федеральному агентству, государственному внебюджетному фонду и контролирует их исполнение;
7.17. Осуществляет совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства предварительное рассмотрение ежегодных планов работы и показателей деятельности федеральной службы и федерального агентства, а также отчетов об их Исполнении в части вопросов, определенных в пункте 1 настоящего Положения, для представления Министру для последующего утверждения;
7.18. Запрашивает информацию, справки и другие документы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент функций, у подведомственных Министерству организаций, федеральной службы и федерального агентства, государственного внебюджетного фонда, а также у органов и организаций, подведомственных указанным федеральной службе и федеральному агентству, государственному внебюджетному фонду, в установленном порядке;
7.19. Осуществляет совместно с заинтересованными структурными подразделениями Министерства предварительное рассмотрение документов и предложений, представленных в Министерство федеральной службой и федеральным агентством, государственным внебюджетным фондом, по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.20. Анализирует решения федеральной службы и федерального агентства, а также государственного внебюджетного фонда, вынесенные в отношении вопросов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, и в случае необходимости представляет Министру предложения по отмене противоречащих федеральному законодательству решений;
7.21. Совместно с другими заинтересованными структурными подразделениями Министерства подготавливает и представляет Министру предложения о создании, реорганизации, ликвидации и приватизации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства, федеральной службы и федерального агентства;
7.22. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
7.23. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по организации и ведению делопроизводства, комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента;
7.24. Участвует в установленном порядке в подготовке проведения конкурсов на размещение государственных заказов и заключения государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в целях выполнения Министерством возложенных на него функций;
7.25. Направляет Министру предложения по вопросам, связанным с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
7.26. Готовит в установленном порядке предложения по вопросам утверждения структуры и штатного расписания Министерства, сметы расходов на его содержание;
7.27. Готовит предложения по вопросу утверждения служебного распорядка, административного, должностного регламентов Министерства;
7.28. Принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства;
7.29. Обеспечивает взаимодействие Министерства с Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством научных организаций по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.30. Организует работу по совершенствованию трудового законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья в части трудовых отношений, оплаты труда, охраны труда и профессиональных стандартов;
7.31. Организует проведение аккредитации специалистов, в том числе формирование аккредитационных комиссий;
7.32. В установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.33. Участвует в работе по совершенствованию системы оказания медицинской помощи населению в подведомственных Министерству образовательных организациях;
7.34. Организует деятельность подведомственных Министерству образовательных и научных организаций по дополнительному профессиональному образованию медицинских и фармацевтических работников;
7.35. Готовит предложения по созданию и осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью координационных советов, рабочих групп и иных совещательных и координационных органов Министерства по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
7.36. Организует ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг;
7.37. Обеспечивает согласование проектов федеральных государственных образовательных стандартов подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
7.38. Участвует в подготовке предложений о награждении государственными и ведомственными наградами работников сферы здравоохранения;
7.39. В пределах компетенции Департамента организует мероприятия по обеспечению Министерством полномочий учредителя в отношении подведомственных образовательных и научных организаций;
7.40. В пределах компетенции Департамента участвует в профилактике коррупционных и иных правонарушений;
7.41. В соответствии с утвержденным графиком участвует в организации приема граждан;
7.42. Реализует подпрограмму «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;
7.43. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра и его заместителей.
IV. Руководство Департамента
8. Директор Департамента назначается на должность и освобождается от должности Министром. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Министром.
9. Директор Департамента:
9.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций, а также состояние исполнительской дисциплины;
9.2. Представляет предложения Министру и его заместителям по вопросам, относящимся к ведению Департамента;
9.3. Представляет для утверждения Министру положение о Департаменте;
9.4. Вносит на рассмотрение Министру предложения о структуре и штатной численности Департамента, служебном распорядке, административных и должностных регламентах;
9.5. Участвует в совещаниях у Министра и его заместителей, проводимых по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
9.6. По поручению Министра и его заместителей участвует в межведомственных рабочих группах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
9.7. По поручению Министра и его заместителей участвует в заседаниях коллегиальных органов, в составе которых присутствует Министерство;
9.8. Направляет по решению Министра и его заместителей работников Департамента для участия в межведомственных рабочих группах, симпозиумах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, определенным в пункте 1 настоящего Положения;
9.9. Рассматривает поступившие в Министерство проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к ведению Департамента, визирует указанные проекты и экспертные заключения на них;
9.10. Визирует и подписывает проекты служебных документов;
9.11. Распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение;
9.12. Утверждает положения об отделах Департамента;
9.13. Представляет Министру предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о графике отпусков работников Департамента, о повышении квалификации, поощрении сотрудников, об установлении надбавок отдельным категориям работников Департамента и наложении на них взысканий;
9.14. Представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения аттестации;
9.15. Требует от гражданского служащего дачу объяснений в письменной форме, в том числе для решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания;
9.16. Участвует в заботе по профессиональной подготовке сотрудников Министерства, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;
9.17. Дает поручения сотрудникам Департамента;
9.18. Осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра.
10. Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями и их должностными регламентами.
Заместители директора Департамента подписывают документы (письма и служебные записки) в пределах своей компетенции по поручению директора Департамента.
В случае временного отсутствия директора Департамента один из его заместителей исполняет его обязанности по решению Министра.
11. Должностные обязанности работников Департамента содержатся в служебном распорядке, регламенте Министерства и должностном регламенте, служебном контракте.
О назначении Летниковой 14 октября сообщил телеграм-канал «Медкадры». Информации о том, кто займет место главы в Департаменте общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности после ухода Летниковой, пока нет.
Людмила Летникова окончила Воронежский государственный медицинский институт им. Н.Н. Бурденко (с 2015 года – Воронежский ГМУ им. Н.Н. Бурденко), получив квалификацию врача. В 1987 году начала работать врачом-интерном в Липецком городском родильном доме №1. Затем в период с 1988 по 2005 год работала акушером-гинекологом и заведующей гинекологическим отделением ЦРБ Усманского района.
В течение шести лет, до 2011 года, была заведующей гинекологическим отделением в Воронежском областном клиническом консультативно-диагностическом центре. В марте 2011 года Летникову назначили первым заместителем начальника Управления здравоохранения Липецкой области. В сентябре 2011 года она возглавила ведомство.
С 2015 года по ноябрь 2018 года Людмила Летникова работала в должности заместителя главы администрации Липецкой области по вопросам здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости населения, демографической политики. В январе 2020 года была назначена директором Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения РФ.
Ирина Купеева оставила пост директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ 12 октября 2021 года. Она возглавляла департамент с сентября 2019 года, после отставки Татьяны Семеновой, перешедшей на должность замминистра здравоохранения РФ. Причины отставки Купеевой не уточняются.
Кроме того, в конце сентября 2021 года Минздрав РФ ликвидировал Департамент инфраструктурного развития и государственно-частного партнерства, распределив его функции по другим департаментам. Его возглавлял Андрей Казутин. Сейчас в Минздраве насчитывается 17 департаментов.
В Минздраве заявили о незначительном темпе омоложения медицинских кадров в России: за последние три года снижение среднего возраста врачей и медсестер не превысило 1—2%.
В государственной системе здравоохранения России трудятся более 500 тыс. медработников моложе 36 лет, рассказала 21 октября директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава Людмила Летникова на «круглом столе» «Востребованность молодых специалистов в социальной сфере: реалии и перспективы» в Совете Федерацим. Среди врачей их доля составляет 32%, среди медсестер — 28%. По ее словам, в министерстве видят тенденцию омоложения кадров, но она остается незначительной — за три года темпы снижения среднего возраста составили 1—2%.
Дефицит медицинских кадров сохраняется, поэтому трудоустройству выпускников государственные медвузы уделяют большое внимание, отметила Летникова. По состоянию на 2021 год работу смогли найти более 8 тыс. (63%) прошедших подготовку на специалитете и 79% — в ординатуре.
По словам Летниковой, положительно на обеспечение больниц врачами влияет ужесточение ответственности для целевых выпускников. Уже на 950 молодых медиков наложены штрафы за отказ отрабатывать обучение, и они вернули деньги за обучение на общую сумму 40 млн руб.
По данным анализа «МВ», в 2021 году почти 30% целевых мест в медицинских вузах России остались незаполненными. Недобор составил более 8,5 тыс. человек. Абитуриенты, которые не стали заключать целевые контракты, были вынуждены соперничать друг с другом за высвободившиеся места, так как для многих направлений подготовки в ординатуре целевая квота была 100%.
При этом требования к медстудентам целевого направления только ужесточаются. Летом 2022 года Минобрнауки подготовило законопроект об ответственности целевиков за неуспеваемость — в случае плохих оценок более чем за две сессии с такими выпускниками может быть расторгнут договор о целевом обучении, и гражданин понесет ответственность за неисполнение обязательств согласно закону.
Об уходе Купеевой 12 октября сообщил Телеграм-канал «Медкадры».
Пост директора департамента Ирина Купеева заняла в сентябре 2019 года, сменив Татьяну Семенову, которая в апреле того же года была назначена заместителем министра здравоохранения РФ. До назначения Семенова работала главой департамента в течение восьми лет – с марта 2011 года.
В 2021 году Ирина Купеева представила декларацию о доходах за 2020 год. Она задекларировала 15,6 млн рублей – это один из наиболее высоких доходов среди директоров департаментов Минздрава.
Кто возглавит Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении, не сообщается. Сейчас, согласно информации с сайта Минздрава РФ, у директора департамента есть три заместителя – Нина Ковязина, Елена Семенова и Алексей Ан. В структуру департамента входит шесть отделов, среди них отделы среднего и высшего профессионального образования, послевузовского и дополнительного профессионального образования, оплаты труда в сфере здравоохранения, кадровой политики в здравоохранении, охраны труда и обеспечения отрасли квалифицированными специалистами.
В конце сентября стало известно, что Минздрав РФ ликвидировал Департамент инфраструктурного развития и государственно-частного партнерства (ГЧП), распределив его функции по другим департаментам. Подразделение было создано в 2014 году и специализировалось на совершенствовании правовой базы и сопровождении медицинских ГЧП-проектов, в основном федерального уровня. Возглавлял департамент Андрей Казутин. Сейчас в Минздраве насчитывается 17 департаментов.