Депрессии и тревожные расстройства в клинической практике ответы на тесты нмо

Классификация и стадии развития депрессии

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) депрессию классифицируют по степени тяжести и типу течения.

Виды депрессии по степени тяжести:

  • лёгкая;
  • умеренная;
  • тяжёлая депрессия без/с психотическими симптомами.

По типу течения:

  • депрессивный эпизод;
  • рекуррентное (повторяющееся) депрессивное расстройство;
  • хроническое расстройство настроения.

До 30-35 % пациентов имеют хроническую форму течения депрессии, с длительностью депрессивного расстройства от двух и более лет.

Также в психиатрии принято различать депрессию по происхождению:

  • эндогенная (маниакально-депрессивный психоз) — подразумевает беспричинное начало, наследственную предрасположенность к развитию заболевания, чередование депрессивных и маниакальных состояний;
  • экзогенная — развивается под влиянием острых или хронических стрессовых факторов;
  • соматогенная — связана с соматической, в том числе с органической патологией (перенесённые инфаркт миокарда, инсульт, черепно-мозговая травма, онкологические заболевания и др.).

В американской классификации DSM-5 учитывают феноменологические особенности депрессивного расстройства.

К ним относятся депрессивные симптомы:

  • с тревожным дистрессом;
  • со смешанными чертами;
  • с меланхолическими чертами;
  • с атипичными чертами;
  • с психотическими чертами,
  • конгруэнтными и неконгруэнтными настроению;
  • с кататонией (двигательными расстройствами);
  • с сезонными паттернами (касается только повторяющихся эпизодов).

Лечение депрессивных и тревожных расстройств

Генерализованное ТР является распространённым расстройством, характеризующееся длительным беспокойством, которое не сосредоточено на каком-либо одном объекте или ситуации. Люди, страдающие от генерализованного ТР, испытывают неспецифический постоянный страх и чрезмерно обеспокоены повседневными делами.

Депрессии и тревожные расстройства в клинической практике ответы на тесты нмо

Депрессии и тревожные расстройства в клинической практике ответы на тесты нмо

В дополнение к повторяющимся неожиданным паническим атакам диагноз панического расстройства требует, чтобы указанные атаки имели хронические последствия: либо беспокойство по поводу потенциальных последствий атак, постоянный страх будущих атак либо значительные изменения в поведении, связанные с атаками. Часто нормальные изменения в биении сердца, замеченные пациентами, заставляют их думать о том, что с их сердцем что-то не так, и у них может возникнуть другой повторный приступ паники.

Депрессии и тревожные расстройства в клинической практике ответы на тесты нмо

Социальное ТР (также известное как социальная фобия) описывает сильный страх и избегание негативного общественного контроля, чувство смущения , унижения или социального взаимодействия. Этот страх может возникать в конкретных социальных ситуациях (например, во время публичных выступлений) или, как правило, в большинстве (или во всех) случаях социальных взаимодействий. Социальная тревога часто проявляется конкретными физическими симптомами, включая покраснение, потливость и трудность речи. Как и во всех фобических расстройствах, те люди, которые страдают от социальной тревоги, часто будут пытаться избежать источник тревоги. В случае социальной тревожности это особенно проблематично, а в тяжёлых случаях может привести к полной социальной изоляции.

Патогенез депрессии

На основании имеющихся исследований доказано, что в развитии депрессии ключевую роль играют нарушения нейромедиаторной активности в нейронах лимбической системы головного мозга — изменяется выделение и взаимодействие с рецепторами постсинаптической щели таких медиаторов, как серотонин, норадреналин, дофамин, ацетилхолин, гистамин и др.

Депрессии и тревожные расстройства в клинической практике ответы на тесты нмо

Что происходит в орагнизме при депрессии

Недостаток серотонина проявляется в повышенной раздражительности, агрессии, нарушениях сна, аппетита, сексуальной активности, понижении порога болевой чувствительности. Снижение концентрации норадреналина в нейронах головного мозга приводит к ощущению повышенной утомляемости, нарушению внимания, апатии, снижению инициативы.

Дефицит дофамина проявляется в нарушении двигательной и мыслительной активности, снижении удовлетворения от деятельности (от еды, секса, отдыха, общения), потере интересов к познанию, обучению.

Поэтому, медикаментозный подход в лечении депрессии заключается в назначении антидепрессантов, регулирующих выделение и взаимодействие нейромедиаторов с рецепторами нейронов лимбической системы.

Прогноз. Профилактика

Без адекватного лечения депрессивное расстройство имеет высокий риск к рецидивированию, утяжелению течения и появлению суицидальной настроенности у пациента.

Профилактикой депрессии являются:

  • уменьшение стрессовых нагрузок;
  • нормализация режима сна-бодрствования (бессонница один из провоцирующих факторов депрессии);
  • правильное питание;
  • исключение злоупотребления алкоголем, никотином и пр. зависимостей;
  • систематические занятия спортом (при спортивной нагрузке в организме человека выделяются в большем количестве эндогенные опиаты — энкефалины и эндорфины, вещества, обеспечивающие хорошее настроение, бодрость, уменьшение болевых ощущений);
  • общение с друзьями и близкими людьми;
  • занятия приятной и интересной деятельностью, создающие положительный эмоциональный фон.

Роль ЦНС и психосоциальных факторов в развитии ФЗОП

Депрессии и тревожные расстройства в клинической практике ответы на тесты нмо

Лечение депрессии

Депрессивные расстройства легкой степени тяжести могут достаточно хорошо поддаваться психотерапевтическому лечению.

Поддерживающее лечение при депрессии

При депрессиях умеренной и тяжёлой степени более эффективно применение комбинации психофармакотерапии (антидепрессанты) и психотерапии.

Сегодня широко используются серотонинергические антидепрессанты и так называемые антидепрессанты двойного действия (влияющие на обмен серотонина и норадреналина), которые применяются от 3-х месяцев и более (средние сроки терапии 6-12 месяцев).

Прием антидепрессантов должен происходить под наблюдением врача и, несмотря на длительное применение, обычно не приводит к зависимости, достаточно хорошо переносится.

Если депрессия не поддается лечению, перешла в хроническую форму, склонна к рецидивированию, терапию антидепрессантами можно дополнить другими психотропными средствами – транквилизаторами, нейролептиками, антиконвульсантами.

Кроме амбулаторного лечения депрессии легкой и умеренной степени, тяжёлые депрессии подлежат лечению и наблюдению в условиях стационара.

Психотерапия при лечении депрессии

Фототерапия применяется при лечении сезонного аффективного расстройства в специализирующихся на такой терапии клиниках. В этом случае используются мощные искусственные источники света с режимом облучения 10 000 люкс в течение 30 мин дважды — утром и вечером.

Депрессии и тревожные расстройства в клинической практике ответы на тесты нмо

Как самостоятельно избавиться от депрессии

В случае депрессивной реакции на стрессовую ситуацию или при депрессии лёгкой степени тяжести можно не обращаться к врачу, так как проявления депрессии не приводят к дезадаптации. Человеку поможет, если он отвлечётся от стрессовой ситуации и погрузится в работу или хобби. Также облегчить состояние может поддержка близкого окружения или посещение психолога. Но если состояние затягивается, утяжеляется и ведёт к социальной дезадаптации, то в этом случае необходима помощь специалиста — врача-психиатра, психотерапевта.

Что делать, если депрессией болен близкий человек

От близкого окружения для человека, страдающего депрессией, важными будут искренние поддержка, сопереживание, сочувствие и предложение прибегнуть к помощи специалиста.

Неврастения — это психическое расстройство, связанное с истощением от перегрузок

Неврастения — это невротическое расстройство, которое возникает из-за истощения нервной системы после длительных перегрузок.

Невротические расстройства (современный аналог неврозов) — это группа обратимых, функциональных расстройств, которые обусловлены психологическими причинами. Слово «функциональный» в данном случае означает, что симптомы нарушения функций организма не имеют органических причин — нет патологических изменений органов.

Лечение тревожного расстройства

Цель лечения — уменьшить симптомы тревожности и повысить качество жизни пациента.

Выбор способа лечения

Варианты лечения включают изменения образа жизни, терапевтические методы и лекарства. В настоящее время не существует доказательств того, какой именно метод лечения является наиболее эффективным. Поэтому выбор способа лечения зависит от пациента. В большинстве случаев люди с тревожными расстройствами в первую очередь прибегают к терапевтическим методам.

Изменения образа жизни

Изменения образа жизни включают в себя физические упражнения, нормализация сна, снижение потребления кофеина и прекращение курения. Отказ от курения обладает большим преимуществом в лечении тревожности, по сравнению с применением лекарств.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия эффективна для лечения тревожного расстройства и является первой линией лечения. Она одинаково оказывает положительное воздействие как при непосредственном сеансе терапии с пациентом (лично), так и при удалённом проведении терапии (через интернет).

Семейная терапия — это форма лечения, при которой ребёнок встречается с терапевтом вместе с основными опекунами, братьями и сёстрами. Каждый член семьи может посещать врача индивидуально, но семейная терапия, как правило, является формой групповой терапии. Также используется художественная и игровая терапия. Арт-терапия чаще всего используется, когда ребёнок не хочет или не может устно общаться (последнее может быть вызвано травмой или инвалидностью, при которых теряется способность общения). Участие в художественной деятельности позволяет ребёнку выразить то, что в противном случае он не сможет донести до других. Во время игровой терапии ребёнку разрешено играть, как ему угодно, поскольку терапевт наблюдает за ним. Терапевт может время от времени обращаться с вопросом, комментарием или предложением. Эти методы эффективны, если семья ребёнка играет определённую роль в его лечении.

Применение лекарств

Для лечения тревожности применяют:

  • антидепрессанты — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН);
  • бензодиазепины — психоактивные вещества со снотворным и успокоительным действием.

Лечение антидепрессантами

С момента установления диагноза рекомендуется монотерапия препаратами СИОЗС — «Пароксетином», «Сертралином», «Циталопрамом», «Эсциталопрамом» или СИОЗСН — «Венлафаксином», «Дулоксетином», «Милнаципраном».

Монотерапия антидепрессантами начинается с минимальных дозировок и постепенно корректируется до терапевтических. Клинически выраженный эффект от приема СИОЗС развивается лишь спустя 2-6 недель приёма, а для достижения стойкой ремиссии следует принимать препарат в течение минимум 6-12 месяцев. Терапевтическим ответом считается снижение по шкале тревоги общего балла на 50 % и более. По ходу курса лечения стоит проводить контроль эффективности и переносимости терапии — на 7, 14 и 28 день, и далее один раз в четыре недели.

Пациентам, не достигшим ремиссии на фоне приема СИОЗС, рекомендована терапия трициклическими антидепрессантами (ТЦА) длительностью 6-12 месяцев.

Если терапия первой линии оказалась не эффективной, используется терапия второй линии:

  • повышение дозировок антидепрессантов до максимальных;
  • смена препарата на другой препарат первой линии;
  • комбинированная терапия антидепрессантами и бензодиазепинами, атипичными антипсихотиками.

Советы при лечении антидепрессантами

Основной совет — обратиться для подбора антидепрессантов к врачу. Психотерапевт подбирает лечение индивидуально для каждого пациента с учётом психотропного и соматотропного действия препарата, возможных нежелательных явлений, психического и соматического статуса пациента, клинических характеристик заболевания.

Лечение бензодиазепинами

Если монотерапия антидепрессантами не привела к устранению симптомов, рекомендуется комбинированная терапия антидепрессантами и бензодиазепинами в течение трёх недель при условии, что бензодиазепины не принимались на начальном этапе терапии. Бензодиазепины можно применять при острых состояниях, когда симптоматика появляется резко и требует немедленного вмешательства. Однако назначение бензодиазепинов по требованию пациента при паническом расстройстве может приводить к формированию негативных условно-рефлекторных реакций либо к избыточному увеличению дозы препарата. Не следует назначать бензодиазепины на срок более одного месяца — в отличие от антидепрессантов, они формируют лекарственную зависимость.

Примеры бензодиазепинов: «Алпразолам», «Клоназепам», «Лоразепам», «Диазепам».

Переносимость лечения

При назначении лечения врач учитывает профиль побочных эффектов, из которых наиболее часто встречаются: сухость во рту, диарея, запор, потеря аппетита, сексуальная дисфункция, тошнота, головокружение, головные боли, ажитация (двигательное возбуждение), беспокойство. Все эти побочные действия встречаются редко и обычно возникают только в первые дни приёма, а потом самостоятельно исчезают. Ошибочно читать инструкцию к препарату и думать, что у вас возникнут все указные побочные эффекты и возникнут они все сразу, — такого никогда не бывает.

Побочные эффекты не являются поводом для немедленной отмены препарата. Врачу следует провести подробную разъяснительную беседу с пациентом о развитии побочных эффектов и убедить его в безопасности лечения. Решение о выборе следует принимать совместно с пациентом, предложив ему несколько вариантов и рассказав о терапевтическом профиле препарата, о его побочных эффектах.

Как бороться с приступами тревоги самостоятельно

Приступы тревоги представляют собой порочный круг: развивается эмоциональная реакция, за ней следует вегетативная реакция организма – учащается сердцебиение и дыхание, усиливается потоотделение – которая в свою очередь усиливает эмоциональную реакцию и так далее. Порочный круг можно разорвать, прекратив эмоциональную или вегетативную реакцию. Для этого используются различные упражнения для релаксации и дыхательные методики.

Техника диафрагмального дыхания:

Наблюдение за дыханием (1 минута). Удобно расположитесь на стуле, закройте глаза. Сфокусируйтесь на дыхании. Обращайте внимание на глубину, частоту дыхания, на то, какие мышцы задействованы.

Дыхание животом (5 минут). Положите одну руку живот, а другую — на грудь. Дышите так, чтобы при вдохе и выдохе поднималась и опускалась только та рука, которая находится на животе, а рука, расположенная на груди, оставалась неподвижной. Вдох происходит через нос, выдох – через рот. Важно, чтобы вдох был короче выдоха. Для удобства на вдохе можно мысленно считать до 5, на выдохе — до 7. Также продолжайте фокусироваться на дыхании и чувствовать движение воздуха.

Ноздревое дыхание (3 повторения). Усилить эффективность упражнения можно, если, дыша животом, вдыхать левой ноздрёй, зажимая правую пальцем, и выдыхать правой ноздрёй, зажимая левую пальцем. После чего вдыхать ей же, продолжая удерживать левую ноздрю пальцем, и выдыхать уже левой ноздрёй при зажатой правой ноздре. Повторите серию из четырёх счётов три раза, после чего снова вернитесь к вдохам через нос и выдохам через рот.

Техника осознанности: «Здесь и сейчас»

Удобно расположитесь на стуле и понаблюдайте за своим окружением. Не фокусируйтесь на отдельных предметах, их свойствах, а наблюдайте всё как «целостную картину». Не составляйте каких-либо оценочных суждений о предметах и их свойствах. Используйте осознанное зрение в течение одной минуты. Посчитайте 10 источников света в поле зрения. Оцените своё эмоциональное состояние после этого упражнения.

Закройте глаза. Начните подобным образом вслушиваться в окружающие звуки, не называя их и не оценивая. Используйте осознанный слух в течение одной минуты. Назовите 10 источников звуков вокруг вас. Оцените своё эмоциональное состояние после этого упражнения.

Ваши глаза по-прежнему закрыты. Вы начинаете концентрироваться на своих физических ощущениях, которые возникают при соприкосновении разных частей вашего тела с теми или иными предметами. Сосредоточьтесь именно на ощущениях, а не на представлениях о том, как, например, спина касается спинки кресла или ноги упираются в пол. Применяйте осознанные ощущения одну минуту. Насчитайте 10 источников ощущений в вашем теле. Оцените своё эмоциональное состояние после этого упражнения.

Советы родителям по борьбе с тревожностью у детей

Тревога у детей может принимать вид:

  • навязчивостей (сосание пальца, выдергивание волос);
  • нарушений поведения (плаксивость, манипулирование, конфликты в школе, трудности в учёбе);
  • соматовегетативных реакций (дрожь, головокружение).

Для детей разного возраста характерен свой набор кризисных ситуаций, которые могут вызвать тревогу и привести к развитию тревожности как черты характера. Так, для детей раннего и дошкольного возраста такими ситуациями являются утрата чувства безопасности (отвергающая семья), болезнь или утрата близкого родственника, чрезмерно требовательная семья, появление нового члена семьи, противоречивое воспитание и беззащитность. Для детей школьного возраста — невозможность соответствовать ожиданиям семьи, несоответствующая возрасту ответственность за члена семьи, враждебное отношение сверстников, смена школьного коллектива.

Для снижения тревожности родителям следует подготовить ребенка к грядущим изменениям (рождение брата/сестры, переезд в другой город и т. ), объяснять причину этих изменений, создать в семье атмосферу безопасности и уверенности в будущем. При этом стоит считаться с мнением ребенка, расспросить о его мыслях, переживаниях по этому поводу. Иногда может быть трудно распознать причину тревоги ребенка. В таком случае стоит доверительно поговорить с ребёнком, обсудить конфликтную ситуацию, выявить скрытые и явные источники стресса, узнать его видение проблемы и возможные варианты её решения.

В разрешении конфликтных ситуации следует стараться достичь компромисса – не нужно постоянно идти на уступки, но и не стоит в директивном тоне навязывать своё мнение. Не стоит пренебрегать переживаниями ребенка, даже если вам они кажутся незначительными (переживания из-за учебы, ссоры с друзьями, страх темноты и т. Обесценивание жалоб ребенка («Это пустяки, не переживай», «Ничего страшного, переживем») может сформировать «порочный круг», связанный с низкой самооценкой и неспособностью пережить стресс. Важно поддерживать ребёнка и помочь ему научиться переживать и преодолевать страхи, а не убегать от них.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: