ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПАЦИЕНТОМ С ПЕРВЫХ ЭТАПОВ ВРАЧЕБНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Правила общения с различными категориями пациентов

Эффективное взаимодействие с пациентом на начальных этапах врачебной консультации

Когнитивные нарушения — это

1) выраженная деменция; 2) двигательные нарушения; 3) нарушения памяти, сообразительности, способности концентрировать внимание и переключаться и т.п.;+ 4) нарушения речи; 5) нарушения способности к творчеству.

Выберите правильное высказывание о врачебных навыках общения с пациентом

1) навыки общения не обязательны, главное — знание медицины;

2) навыки общения повышают доверие пациента к врачу, но не влияют на активность пациента в процессе лечения;

3) навыки общения повышают доверие пациента к врачу и способствуют активной позиции пациента в процессе лечения;

4) общее впечатление пациента от врачебной консультации не зависит от навыков общения, которыми обладает врач, — только от его профессионализма;

5) приверженность лечению никак не связана с навыками общения, которыми обладает врач.

Правильное суждение об общении со слабослышащим пациентом

1) говорить громко и четко;+ 2) не говорить на высоких тонах;+ 3) не кричать в ухо;+ 4) смотреть прямо в глаза пациенту.+

Как предложить пациенту, вошедшему в кабинет, сесть на стул?

1) «Вам удобно? Может, сядете?»; 2) «Присядьте — ка!»; 3) «Садитесь, пожалуйста»;+ 4) «Что стоите? Садитесь!»; 5) пациент сам должен сообразить, что ему нужно сесть на стул, а если не хочет, пусть стоит.

Как часто (по данным исследований) врачи, приступая к медицинским консультациям, сообщают пациенту свой статус и роль в решении его проблем?

1) в 70% случаев;

2) никогда не сообщают;

3) в 8% случаев;

4) всегда сообщают;

5) в 34% случаев.

Чтобы незрячий пациент сел, необходимо

1) взять его за локоть и усадить на стул; 2) взять руку пациента и помочь ему ощупать стул, поводить рукой пациента по поверхности стула; 3) направить руку незрячего на спинку стула или подлокотник;+ 4) подставить стул сзади, чтобы пациент задней поверхностью бедер почувствовал его прикосновение; 5) просто сказать: «Присаживайтесь» — пациент способен самостоятельно сориентироваться с помощью трости.

Традиционный подход к сбору анамнеза в ходе медицинской консультации предполагает получение информации по следующим блокам вопросов

1) информации о физиологических проявлениях болезни;

2) информации о физиологических проявлениях болезни, общей информации о пациенте (история жизни, семейный анамнез и т.п.), информации об «опыте болезни» (переживаниях пациента по поводе болезни);’+

‘3) общей информации о пациенте (история жизни, семейный анамнез и т.п.), информации об «опыте болезни» (переживаниях пациента по поводе болезни);

4) информации о физиологических проявлениях болезни, общей информации о пациенте (история жизни, семейный анамнез и т.п.);

5) информации о физиологических проявлениях болезни, информации об «опыте болезни» (переживаниях пациента по поводе болезни).

Правильные суждения об общении со слабовидящими пациентами

1) если вы перемещаетесь, предупредите его: не заставляйте вашего собеседника говорить в пустоту;+ 2) когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь;+ 3) не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» тому, кто на самом деле не может видеть;+ 4) при встрече обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами.+

Невербальный сигнал, указывающий на то, что пациент не согласен с врачом

1) потирает переносицу, висок, поглаживает подбородок;

2) оправляет одежду, прячет руки, ерзает, стучит пальцами по столу, отвечает коротко, неохотно;

3) подборок подперт рукой, поза чуть согнута, речь замедленная;

4) в позе перекрещены руки и ноги, неожиданно закрывает рукой рот, голова наклонена вперед, избегает зрительного контакта, отмалчивается;

5) голова наклонено вбок, корпус наклонен немного вперед, взгляд прямой, речь уверенная.

Правильное суждение о невербальных сигналах во время медицинской консультации

1) невербальные сигналы преобладают над вербальными;

2) невербальный сигнал, свидетельствующий онесогласии — пациент пожимает плечами, отвечает с паузами,покашливает;

3) вербальные сигналы преобладают над невербальными, при невербальном общении используют громкость, тон голоса и скорость речи;

4) замеченные врачом невербальные сигналы, неосознанно посылаемые пациентом, не требуют отклика с его (врача) стороны.

Какой из перечисленных ниже вопросов является открытым?

1) Сколько времени длятся боли — 5 минут или более получаса;

2) Как вы спали прошедшей ночью;

3) Вы уже поели;

4) Вам уже лучше;

5) Вас беспокоят боли за грудиной.

Правильное суждение об общении с пациентами отделений реанимации

1) пациент на искусственной вентиляции легких (ИВЛ) не способен к общению; 2) пациент отделения реанимации не страдает от отсутствия общения; 3) пациент с афазией не способен и не нуждается в общении; 4) пациенты отделений реанимации не нуждаются в общении с медицинскими работниками; 5) пациенты отделений реанимации, находящиеся в сознании, нуждаются в общении и страдают от его отсутствия.+

Тактика медицинских работников в отношении родителей, испытывающих вину из-за болезни их ребенка, находящихся в состоянии депрессии

1) назначить успокаивающие средства; 2) не вмешиваться, переживания родителей не являются заботой медицинского работника, который лечит ребенка; 3) не осуждать, оказать поддержку, порекомендовать обращение к психотерапевту или психиатру;+ 4) необходимо посоветовать родителям ребенка не распускаться, собраться и т.п.

Невербальные проявления агрессии

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

постукивание по предметам (например, ногой и ножку стула)

сжимание и разжимание кулаков, удары кулаком или ребром ладони по другой ладони

пронизывающий взгляд «в упор»

Особенности консультации пациента в присутствии сопровождающих лиц

1) пациент может стесняться обсуждать свои проблемы в присутствии сопровождающих лиц;+ 2) сопровождающие лица могут отвлекать внимание от интересов пациента;+ 3) сопровождающие лица могут перебивать пациента, мешать ему высказаться;+ 4) у пациента и сопровождающих его лиц могут быть разные представления о потребностях пациента, его болезни и его заботах.+

Рекомендуемый метод общения с пациентами отделений реанимации, находящимися на ИВЛ

Выберите ОДИН правильный ответ

метод «да-нет» +

такого метода не существует

«Присядьте — ка!»

Современные представления о посещениях родственников и об участии семьи в лечении и уходе

1) будучи непрофессионалами, родственники только мешают лечению пациентов; 2) доказано, что посещения родственников и участие семьи в лечении и уходе улучшают результаты лечения, способствуют экономии ресурсов, снижает количество врачебных ошибок и судебных исков;+ 3) посещения родственников ведут к росту внутрибольничных инфекций; 4) посещения родственников волнуют пациентов и отрицательно влияют на процесс выздоровления; 5) родственники нарушают порядок в отделениях стационара и отвлекают персонал.

Если незрячий пациент вошел в кабинет, необходимо

1) взять пациента за руку, провести к стулу и направить руку пациента к спинке стула; 2) взять пациента за руку, провести к стулу и усадить его; 3) дать пациенту время самому сориентироваться в кабинете и найти стул; 4) забрать у него трость, так как она может помешать ему; 5) объяснить пациенту, где расположен стул, и предложить ему помощь, если у него возникнут сложности.+

Кто (что) определяет план медицинской консультации?

1) врач и пациент в ходе совместного обсуждения;

3) проведение медицинской консультации не предполагает принятия какого-либо плана;

4) стандарт оказания медицинской помощи;

Правильное суждение об особенностях общения со слабослышащим пациентом, пользующимся помощью сурдопереводчика

не следует обращаться к сурдопереводчику со словами: «Скажите ей» или «Спросите у него»

присутствие сурдопереводчика позволяет избежать ошибок и недопонимания

присутствие сурдопереводчика помогает сэкономить время консультации

при разговоре не следует обращаться в сурдопереводчику

Правильное суждение о деменции

1) деменция может начинаться с появления когнитивных нарушений;+ 2) деменция — это приобретённое слабоумие;+ 3) пациент деменции способен чувствовать настроение окружающих его людей и их отношение к себе;+ 4) пациент с деменцией не запоминает недавние события.+

Характеристика пациент-ориентированного подхода к проведению врачебной консультации

1) пациент-ориентированный подход — это вариант патерналистической модели взаимоотношений врача и пациента, когда пациент послушно выполняет врачебные указания;

2) пациент-ориентированный подход — этодоговорная модель взаимоотношений врача и пациента, в основе которой лежит подписанный сторонами договор оказания медицинской помощи;

3) пациент-ориентированный подход основан на понимании, что пациент является клиентом, от которого зависит прибыль врача (медицинской организации);

4) пациент-ориентированный подход предполагает, что врач выполняет все просьбы и пожелания пациента;

5) пациент-ориентированный подход к оказанию медицинской помощи основан на взаимопонимании и сотрудничестве пациента и врача.

1) не следует обращаться к сурдопереводчику со словами: «Скажите ей» или «Спросите у него»;+ 2) при разговоре не следует обращаться в сурдопереводчику;+ 3) присутствие сурдопереводчика позволяет избежать ошибок и недопонимания;+ 4) присутствие сурдопереводчика помогает сэкономить время консультации.+

Ваш пациент — мальчик, подросток 14 лет с болями в животе. Он пришел с мамой. Как вы будет выстраивать взаимодействие с ребенком и его мамой в ходе консультации?

Что вы сделаете после того, как мама ребенка закончит свой подробный рассказ о его заболевании?

Следует осмотреть ребенка — попрошу лечь его на кушетку и начну объективное обследование

Попрошу ребенка подтвердить сказанное мамой — «да» или «нет»

Обращусь к ребенку и попрошу его рассказать, что с ним случилось и что его беспокоит: «Что еще тебя беспокоит?»

Спросите ли вы ребенка, согласен ли он на осмотр в присутствии матери?

Нет, ему 14 лет, и при его осмотре должен присутствовать официальный опекун ( в данном случае — его мать)

Потребую, чтобы мать вышла из кабинета

Спрошу ребенка, согласен ли он на осмотр в присутствии матери. Далее буду действовать в зависимости от его ответа

Какой речевой модуль рекомендуется использовать, когда вы хотите попросить мать ребенка выйти из кабинета, чтобы опросить и осмотреть его без свидетелей?

Ваш сын уже достаточно взрослый, и у меня есть к нему вопросы, которые я бы хотел (хотела) обсудить наедине. Если я узнаю от него что-то важное, я обязательно расскажу вам об этом

Ваш сын уже достаточно взрослый, и я хочу поговорить с ним без свидетелей. Возможно, у него есть важные тайны от вас.

Ваш сын уже достаточно взрослый, и у меня есть к нему вопросы, которые я бы хотел (хотела) обсудить наедине. Я смогу ответить на все его вопросы. А, если я почувствую, что он должен поделиться с вами важной информацией, я посоветую ему сделать это. Вы согласны?

Правильное суждение об открытых вопросах

1) ограничивают собеседника, ответы на эти вопросы дают меньше информации, однако она определенна и конкретна, повышают напряжение в разговоре;

2) предоставляют собеседнику больше свободы в разговоре, их полезно использовать в началебеседы, чтобы получить больше информации, однако эти вопросы повышают напряжение в разговоре;

3) предоставляют собеседнику больше свободы в разговоре, их полезно использовать в начале беседы, чтобы получить больше информации;

4) ограничивают собеседника и повышают напряжение в разговоре, однако ответы на эти вопросы дают большеполезной информации;

5) предоставляют собеседнику больше свободы в разговоре, их полезно использовать конце беседы, чтобы получить больше информации.

Правильное суждение об обмене информацией при коммуникации

1) коммуникация — односторонний процесс, в котором одна сторона передает информацию, а другая получает ее; 2) передавший информацию должен убедиться, что его сообщение воспринято и правильно понято;+ 3) передавший информацию не должен ждать подтверждения ее получения и правильного понимания партнером по взаимодействию; 4) передавший информацию не обязан дожидаться ответа того, кому эта информация сообщена; 5) получивший информацию не реагирует на нее.

Пациентка, 67 лет, страдающая диабетом и гипертонией, наблюдается в отделении неотложной помощи. Из анамнеза известно, что она была обнаружена соседом в бессознательном состоянии. В настоящий момент пациентка в сознании, контактна, но дезориентирована, с трудом сосредоточивается, подбирает, формирует и выговаривает слова, отчасти из-за выраженного пареза лицевого нерва. При расспросе не помнит, что с ней произошло до потери сознания.
Для какого вида деменции характерны описанные выше симптомы?

Правильный ответ: Сосудистая деменция

Правильное суждение об агрессии, проявленной пациентом

внутри человека — комок боли

пациент кричит не на меня, а мне

следует успокоиться, чтобы не провоцировать увеличения агрессии

если я смогу помочь, человек успокоится

Как привлечь внимание пациента с нарушением слуха?

1) быстро включать-выключать свет; 2) громко выкрикнуть имя пациента; 3) дернуть за рукав; 4) помахать рукой, или похлопать по плечу, или прикоснуться к руке;+ 5) постучать ложкой по чашке или блюдцу.

Эйджизм — это

дискриминация по возрасту

дискриминация по гендерному признаку

дискриминация по религиозному признаку

дискриминация по расовому признаку

дискриминация людей с ограниченными возможностями

Неверные высказывания о людях с психическими заболеваниями

люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании

люди с психическими нарушениями не способны работать

люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что — плохо

люди с психическими нарушениями ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей

Последовательные шагидля выяснения причин обращения пациента за медицинской помощью по Калгари-Кембриджской модели

1)

задать вводный вопрос,

выслушать пациента, задавая уточняющие вопросы

провести скрининг;

2)

задать серию вопросов,

выслушать пациента, направляя его, чтобы он не сбился с мысли,

провести скрининг;

3)

задать вводный вопрос,

выслушать пациента, не перебивая;

4)

задать вводный вопрос,

провести скрининг;

5)

задать вводный вопрос,

выслушать пациента, не перебивая

провести скрининг.

Национальные стандарты ГОСТы Р серии 52623 о профессиональных коммуникациях в процессе выполнения сестринских вмешательств

1) ГОСТы Р серии 52623 не регулируют требования к коммуникациям при выполнении сестринских вмешательств; 2) ГОСТы Р серии 52623 оставляют вопросы коммуникаций при выполнении сестринских вмешательств на усмотрение каждой отдельной медицинской сестры; 3) ГОСТы Р серии 52623 оставляют вопросы коммуникаций при выполнении сестринских вмешательств на усмотрение медицинской организации; 4) ГОСТы Р серии 52623 содержат требования к профессиональным коммуникациям при выполнении сестринских вмешательств;+ 5) на федеральном уровне вопросы профессиональных коммуникаций при выполнении сестринских вмешательств регулируют не ГОСТы, а стандартные операционные процедуры (СОПы).

Правильное суждение об особенностях общения с пациентами, использующими для передвижения коляски

коляска — это часть неприкасаемого пространства человека с ограниченными возможностями, который нуждается в коляске для перемещения

необходимо всегда активно оказывать помощь людям с ограниченными возможностями, не спрашивая их об этом и не дожидаясь просьбы с их стороны

люди с ограниченными возможностями в чем-то похожи на детей и, как дети, требуют специального обращения

при общении с инвалидом лучше разговаривать не с ним самим, а с сопровождающим его лицом

пустую инвалидную коляску, стоящую в неудобном месте, можно передвинуть, не спрашивая разрешения у лица, который ею пользуется

Тактика медицинского работника в случае, если родители больного ребенка пытаются втянуть его (работника) в травмирующий ребенка внутрисемейный конфликт

информировать родителей о том, как родительский конфликт может повлиять на благополучие их ребенка. Не принимать сторону одного из конфликтующих родителей

разобраться и занять сторону того, кто прав

не обращать внимания

обратиться в органы опеки

Эйджизм — это

1) дискриминация людей с ограниченными возможностями; 2) дискриминация по возрасту;+ 3) дискриминация по гендерному признаку; 4) дискриминация по расовому признаку; 5) дискриминация по религиозному признаку.

Правильное высказывание относительно Калгари-Кембриджской модели врачебной консультации (ККМ)

1) ККМ — это гипотеза, не получившая подтверждения достоверными исследованиями;

2) ККМ основана на четком структурировании врачебной консультации иданных, подтвержденных многочисленными исследованиями;

3) ККМ описывает 5 врачебных навыков, необходимых для эффективного общения с пациентом;

4) ККМ рассматривает три этапа врачебной консультации: сбор информации, физикальное обследование, завершение консультации;

5) ККМ рассматривает врачебную консультацию как единый процесс, не разделяя ее на этапы или эпизоды, что обеспечивает целостное восприятие проблем пациента и повышает результативность врачебной консультации.

Допустима ли практика заблаговременной подготовки речевых модулей для использования при общении с пациентами в типичных ситуациях?

разумное использование заранее приготовленных речевых модулей рекомендовано, так как экономит силы медицинского работника

использование речевых модулей ведет к росту числа жалоб пациентов

на этот счет нет рекомендаций экспертов

стандартные подходы отрицательно сказываются на качестве медицинской помощи

ни в коем случае нельзя использовать, так как это ведет к росту недопонимания между медицинским работником и пациентом

Совершеннолетние пациенты с задержкой развития

1) должны иметь опекунов; 2) не допускаются до голосования; 3) не способны подписывать юридические документы; 4) недееспособны; 5) способны давать информированное согласие на медицинскую помощь.+

Выберите правильное высказывание, характеризующее способность пациента оценить врачебную консультацию

1) пациент — не эксперт в медицине, он не может объективно оценить качество оказанной ему медицинской помощи. Он оценивает ее только по общему впечатлению, которое у него осталось после визита к врачу;

2) пациент, как непрофессионал, не может и не должен оценивать работу врача;

3) пациенты оценивают медицинскую помощь по результатам назначенного лечения, никакие другие критерии (в том числе взаимопонимание с врачом) их не интересуют;

4) пациент владеет достаточно знаний, чтобы оценить качество медицинской помощи, которую ему оказал врач во время консультации;

5) пациента интересуют прежде всего уровень услужливость врача и комфортные условия в клинике.

Что может помешать общению медицинского работника с пациентом-иностранцем, представителем другой культуры, говорящем на ином языке?

представление, что иностранец не нуждается в общении: «Все равно он не поймет»

использование наглядных материалов

использование простых фраз

Пациентка, 72 лет, доставлена в медицинское учреждение ее сыном для оценки постепенно прогрессирующего ухудшения памяти на протяжении последних 18 мес. Сын отмечает, что она часто перечитывает ежедневную газету и, как правило, задает одни и те же вопросы несколько раз за день, неделю назад не смогла вспомнить имя внучки. У пациентки нет хронических заболеваний в анамнезе. При осмотре нарушений походки, позы, координации, речи или праксиса не выявлено. Ориентация в собственной личности у пациентки также сохранена. При осмотре жизненно важных функций все показатели в пределах нормы. В неврологическом статусе очаговая симптоматика отсутствует. По краткой шкале оценки психического статуса (MMSE) тестируемая больная набирает 21 балл из 30, при этом не может вспомнить ни одного слова из 3 после кратковременного отвлечения. Испытывает трудности при копировании геометрической фигуры.
Каков диагноз у данной пациентки?

Правильный ответ: Болезнь Альцгеймера

1) коляска — это часть неприкасаемого пространства человека с ограниченными возможностями, который нуждается в коляске для перемещения;+ 2) люди с ограниченными возможностями в чем-то похожи на детей и, как дети, требуют специального обращения; 3) необходимо всегда активно оказывать помощь людям с ограниченными возможностями, не спрашивая их об этом и не дожидаясь просьбы с их стороны; 4) при общении с инвалидом лучше разговаривать не с ним самим, а с сопровождающим его лицом; 5) пустую инвалидную коляску, стоящую в неудобном месте, можно передвинуть, не спрашивая разрешения у лица, который ею пользуется.

Как часто (согласно российским исследованиям) пациенты жалуются на низкую культуру общения у медицинских работников?

1) в единичных случаях. Основные жалобы связаны с неудовлетворенностью пациентом качеством диагностики и лечения;

2) в 10% жалоб есть указания на низкую культуру общения у медицинских работников;

4) в 80% жалоб есть указания на низкую культуру общения у медицинских работников;

5) вопрос не изучался.

Форма общения медицинского работника с ребенком 2-3-ех лет

игровая форма общения

прямое общение с его мамой (папой), ребенок в общении не участвует

форма общения не имеет значения

Медсестра расположилась на расстоянии 70 см от пациента. Вторглась ли она в личную зону этого пациента и как ей следует общаться с ним, находясь в этой зоне?

1) медсестра находится в интимной зоне пациента, что требует особо деликатности при общении; 2) медсестра находится в личной зоне пациента и это требует вежливого обращения, однако прямой зрительный контакт не рекомендуется; 3) медсестра находится в личной зоне пациента, и это требует доверительных интонаций при общении и периодически — прямого зрительного контакта;+ 4) медсестра находится в социальной зоне пациента, и это не требует соблюдения каких-либо особых правил общения — общаться можно как с незнакомым, случайно встреченным человеком; 5) характер общения не должен зависеть от расстояния до пациента — достаточно быть просто вежливым.

Правильное высказывание относительно навыков общения

1) навыки общения с пациентом- название Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации; (Не верно)

2) навыки общения с пациентом — раздел медицинской этики;

3) навыки общения с пациентом – природнаяспособность общаться с пациентом, данная врачу от рождения. Навыки общения натренировать нельзя;

4) навыки общения с пациентом-приобретеннаяспособность врача общаться с пациентом, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Навыки общения можно натренировать;(ВЕРНО)

5) навыки общения с пациентом — знания врача о том, как общаться с пациентом.

Какое влияние может оказать дискриминация на качество медицинской помощи, получаемой дискриминируемым полученную информацию пациентом?

доказано, что результаты оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность от лечения у дискриминируемых групп ниже, чем у других пациентов

доказано, что представители этнических меньшинств всегда получают такую же медицинскую помощь, как и остальные

эти явления не связаны

доказано, что представители бедных слоев никогда не вызывают пренебрежительного отношения со стороны медицинского персонала

доказано, что приверженность лечению не зависит от проявления дискриминации

1) информировать родителей о том, как родительский конфликт может повлиять на благополучие их ребенка. Не принимать сторону одного из конфликтующих родителей;+ 2) не обращать внимания; 3) обратиться в органы опеки; 4) разобраться и занять сторону того, кто прав.

медсестра находится в личной зоне пациента, и это требует доверительных интонаций при общении и периодически — прямого зрительного контакта

характер общения не должен зависеть от расстояния до пациента — достаточно быть просто вежливым

медсестра находится в социальной зоне пациента, и это не требует соблюдения каких-либо особых правил общения — общаться можно как с незнакомым, случайно встреченным человеком

Пациент, 70 лет, поступил под наблюдение врача общей практики. Дочь и зять пациента обеспокоены его состоянием, отмечают, что у пациента постепенно в течение 3 лет изменился характер, прогрессируют нарушения памяти, в последнее время появились трудности с речью и самообслуживанием. Из анамнеза известно, что пациент страдает хроническим гастритом и запорами. При опросе медленно реагирует на вопросы и может вспомнить лишь одно из трех слов спустя 3 мин. Применены дополнительные методы исследования. Уровень трийодтиронина, тироксина и тиреотропного гормона в сыворотке крови — в пределах нормальных значений. На томограмме головного мозга — признаки атрофии коркового вещества с умеренным расширением желудочков.
Каков диагноз больного?

коммуникация — односторонний процесс, в котором одна сторона передает информацию, а другая получает ее

Правильное суждение о навыках общения врача с пациентом в ходе медицинской консультации

1) навыки общения с пациентом позволяютврачу легче справляться с трудностями общения, а также помогают экономить его физические и эмоциональных силы, предотвращая эмоциональное выгорание;

2) навыки общения — способы успешного манипулирования людьми с минимальными физическими и эмоциональными затратами;

3) навыки общения, будучи действиями, доведенными до автоматизма, лишают работу врача осмысленности и сочувствия к больному;

4) навыки общения экономят эмоциональные, но не физические силы врача при проведении медицинских консультаций;

5) навыки общения с пациентом не позволяют предотвратить эмоционального выгорания врача.

На прием пришла женщина, 83 лет, в сопровождении сына. Пациентка живет одна, и ее сын обеспокоен, что в течение последних 6 мес она становится все более и более забывчивой. По данным неврологического осмотра общемозговой, менингеальной и очаговой симптоматики не выявлено.
Какой из следующих симптомов чаще всего возникает в начале болезни Альцгеймера?

Правильный ответ: Трудности в подборе слов

Что из перечисленного поможет погасить возбуждение агрессивного пациента?

1) попытка дать человеку «выпустить пар»;+ 2) попытка понять, в какой проблемой столкнулся пациент, и постараться решить ее здесь и сейчас;+ 3) попытка разобраться, какими причинами вызвана столь бурная реакция пациента, и признать их;+ 4) попытка спокойного разговора.+

Дискриминация — это

1) негативное отношение к определенным социальным группам (к старикам, или к иностранцам, или к геям, или к бедным, или к вегетарианцам и т.п.);+ 2) негативное отношение ко всем пациентам; 3) ровное отношение ко всем людям, не смотря на их различия; 4) стигматизация, то есть проявление негативного отношения к носителю какого-то определенного признака. Различают стигматизацию наркоманов, онкобольных, больных СПИДом и т.п.; 5) термин, не имеющий отношения к общению врача (медицинской сестры) и пациента.

Коммуникация в медицине — это

взаимодействие, предполагающее обмен информацией между медицинским работником и пациентом

передача информации от медицинского работника пациенту

получение информации медработником от пациента

односторонний процесс, в котором медицинский работник играет активную роль (передает информацию), а пациент — пассивную (принимает информацию)

получение информации пациентом от медицинского работника

просто сказать: «Присаживайтесь» — пациент способен самостоятельно сориентироваться с помощью трости

Представьте, что ваш пациент лишен способности к самообслуживанию и требует постоянного ухода. За ним ухаживает его жена. Она любит его, просиживает у его постели круглые сутки, предупреждая каждую его просьбу. Вы заметили, что женщина измучена, выглядит уставшей, на грани срыва.

В отношении жены пациента, которая за ним ухаживает, ничего делать не следует, — она не мой пациент

Я вообще не интересуюсь, кто ухаживает за моим пациентом, мое дело — лечебный процесс

Жена, ухаживающая за моим пациентом, от части тоже мой пациент, и я должен (должна) в рамках своих возможностей о ней позаботиться

Что вы посоветуете жене вашего пациента, которая ухаживает за ним, предупреждая каждое его желание?

Продолжать уход в прежнем объеме

В этой ситуации советы невозможны и бесполезны

Не делать того, что пациент может сделать сам. Предоставить ему возможность самостоятельно делать то, что ему посильно

Что вы посоветуете жене вашего пациента для улучшения ее самочувствия?

Предложу принимать валериану и другие успокаивающие средства

Проявлю сочувствие, расскажу о необходимости отдыха, при признаках депрессии — предложу обратиться к психиатру или психотерапевту

1) доказано, что представители бедных слоев никогда не вызывают пренебрежительного отношения со стороны медицинского персонала; 2) доказано, что представители этнических меньшинств всегда получают такую же медицинскую помощь, как и остальные; 3) доказано, что приверженность лечению не зависит от проявления дискриминации; 4) доказано, что результаты оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность от лечения у дискриминируемых групп ниже, чем у других пациентов;+ 5) эти явления не связаны.

1) использование жестикуляции; 2) использование наглядных материалов; 3) использование простых фраз; 4) представление, что иностранец не нуждается в общении: «Все равно он не поймет»;+ 5) присутствие переводчика.

Всегда ли присутствие родственников или знакомых пациента-иностранца, не говорящего по-русски, которые помогают в переводе, способствует установлению лучшего контакта в пациентом?

1) всегда; 2) иногда присутствие родных и знакомых, а также представителей диаспоры может помешать контакту медицинского работника и пациента — представителя иной культуры;+ 3) наоборот, это всегда мешает взаимопониманию; 4) присутствие третьего лица не влияет на взаимопонимание медицинского работника и пациента.

Особенности общения с пожилыми

1) использование формального стиля общения;+ 2) не следует задавать вопрос: «Вы меня понимаете?»;+ 3) необходимо говорить четко и внятно;+ 4) необходимо максимально упрощать информацию.+

Коммуникация в медицине — это

1) взаимодействие, предполагающее обмен информацией между медицинским работником и пациентом;+ 2) односторонний процесс, в котором медицинский работник играет активную роль (передает информацию), а пациент — пассивную (принимает информацию); 3) передача информации от медицинского работника пациенту; 4) получение информации медработником от пациента; 5) получение информации пациентом от медицинского работника.

Пациент-ориентированный подход к сбору анамнеза в ходе медицинской консультации предполагает получение информации по следующим блокам вопросов

1) общей информации о пациенте (история жизни, семейный анамнез и т.п.), информации об «опыте болезни» (переживаниях пациента по поводе болезни);

2) информации о физиологических проявлениях болезни;

3) информации о физиологических проявлениях болезни, общей информации о пациенте (история жизни, семейный анамнез и т.п.);

4) информации о физиологических проявлениях болезни, общей информации о пациенте (история жизни, семейный анамнез и т.п.), информации об «опыте болезни» (переживаниях пациента по поводе болезни);

Правильное суждение об особенностях общения со слабослышащим пациентом, понимающим речь по губам

1) из десяти слов хорошо прочитываются девять; 2) не следует использовать жесты — это отвлекает; 3) не следует стараться упрощать речь — это может обидеть пациента; 4) необходимо особенно четко произносить слова, стараться выразительно артикулировать; 5) нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов, не пытаться преувеличенно четко произносить слова.+

1) люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании;+ 2) люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что — плохо;+ 3) люди с психическими нарушениями не способны работать;+ 4) люди с психическими нарушениями ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.+

Пациент, 68 лет, в сопровождении дочери обратился к врачу с целью оценки памяти. Со слов дочери, снижение памяти у отца наблюдается последние 12 мес. В течение этого времени он забывал оплачивать коммунальные услуги, заблудился во время вождения и дважды попал в дорожно-транспортное происшествие. В анамнезе — гипертоническая болезнь и гиперлипидемия, по поводу которых пациент принимает гидрохлоротиазид, правастатин и ацетилсалициловую кислоту. Известно, что жена пациента умерла год назад, и он проживает один. При осмотре: контактен, эмоционально стабилен. Артериальное давление — 120/70 мм рт.ст., частота сердечных сокращений — 70 в минуту. В остальном, включая неврологический статус, без патологии.
Какой следующий шаг является наиболее целесообразным в оценке когнитивных функций данного пациента?

Правильный ответ: Краткая шкала оценки психического статуса (Mini-Mental State Examination)

не следует использовать жесты — это отвлекает

не следует стараться упрощать речь — это может обидеть пациента

Правильное суждение об общении с пациентами с речевыми нарушениями

1) не нужно притворяться, если вы не поняли, что сказал пациент;+ 2) не стесняйтесь переспросить, если не поняли пациента;+ 3) следует задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка;+ 4) человек с нарушениями речи способен понять собеседника.+

Согласно социологическим опросам, пациенты, недовольные врачебными консультациями, чаще всего жалуются на

1) низкую квалификацию врача;

2) неправильную диагностику и лечение;

3) дефицит общения и недопонимание со стороны врача — «врач так и обсудил главной проблемы, с которой я пришел на консультацию»;

4) длинные очереди на прием;

5) то, что врач не дал направлений на обследование и не выписал рецептов на лекарства.

Пациент за один раз выпил все таблетки, положенные ему в «таблетницу» на сутки. Правильная реакция медицинской сестры, обнаружившей это

«Вам нужно быть внимательнее и смотреть на надписи на «таблетнице»!»

«Что вы наделали? Вы что, не видите, что там написано — «утром», «днем», «вечером»?»

«Так делать нельзя! Вы все напутали!»

«Так и умереть можно! Что же вы элементарных вещей не понимаете?»

Правильная характеристика Калгари-Кембриджской модели врачебной консультации. К КМ — это

1) пациент-ориентированное здравоохранение;

2) пациент-ориентированная медицинская помощь;

3) врач-центричная модель врачебной консультации;

4) пациент-ориентированная модель сестринской помощи;

5) пациент-ориентированная модель врачебной консультации.

Пациентка, 78 лет, обследуется по поводу прогрессирующих в течение 3 лет нарушений памяти и других когнитивных функций. По краткой шкале оценки психического статуса (MMSE) пациентка набрала 22 балла из 30, что свидетельствует о деменции легкой степени выраженности. Обращает на себя внимание то, что она не может вспомнить ни одного из 3 слов по истечении 3 мин. При осмотре — без особенностей.
Какое из следующих лекарственных средств целесообразнее назначить пациентке для улучшения ее когнитивных функций?

Правильный ответ: Ингибитор холинэстеразы центрального действия

Пациентка, 70 лет, пришла на прием к врачу в сопровождении дочери, самостоятельно жалоб не предъявляет, находится в депрессивном состоянии. Дочь встревожена личностными изменениями матери и ее забывчивостью, усилившимися в течение последних 3 мес. Год назад на предыдущем врачебном приеме пациентка была в хорошем настроении и практически здорова. Однако, со слов дочери, 6 мес назад умер ее отец (муж пациентки). При опросе пациентка отвечает на вопросы врача односложно: «Да», «Нет» или «Я не знаю», создается впечатление, что она апатична и равнодушна. Когда пациентку попросили отвечать на вопросы при проверке кратковременной памяти, она практически все время отвечала: «Я не знаю». По данным физикального осмотра — без особенностей. Показатели клинического анализа крови — в пределах нормы, уровень тиреотропного гормона в сыворотке крови — в нормальном диапазоне. По данным магнитно-резонансной томографии головного мозга признаков атрофии не выявлено, визуализируются признаки легкого расширения желудочковой системы и дисциркуляторной энцефалопатии.
Какой диагноз наиболее вероятен?

Правильный ответ: Псевдодеменция

1) внутри человека — комок боли;+ 2) если я смогу помочь, человек успокоится;+ 3) пациент кричит не на меня, а мне;+ 4) следует успокоиться, чтобы не провоцировать увеличения агрессии.+

иногда присутствие родных и знакомых, а также представителей диаспоры может помешать контакту медицинского работника и пациента — представителя иной культуры

специфический тембр голоса

грубые слова, оскорбления

нарастающий темп речи, сбивчивая речь

повышенный тон речи

Правильное суждение об общении с пациентами с речевыми нарушениями

1) метод «да-нет»;+ 2) метод «раз-два»; 3) мнемонический метод; 4) сурдоперевод; 5) такого метода не существует.

Когнитивные нарушения — это

1) вопрос, предлагающий выбор между двумя альтернативными вариантами;

2) вопрос, предполагающий развернутый ответ;

3) термина «закрытый вопрос» не существует;

4) вопрос в форме теста, предполагающий выбор правильного ответа из нескольких вариантов;

5) вопрос, предполагающий однозначный, короткий ответ –например, «да» или «нет».

1) мышечное напряжение;+ 2) постукивание по предметам (например, ногой и ножку стула);+ 3) пронизывающий взгляд «в упор»;+ 4) сжимание и разжимание кулаков, удары кулаком или ребром ладони по другой ладони.+

Виды коммуникаций между врачом (медицинский сестрой) и пациентом

1) вербальная и невербальная;+ 2) с помощью устной и письменной речи; 3) с помощью устной речи; 4) только вербальная; 5) только невербальная.

Какой вопрос называют открытым?

1) термина «открытый вопрос» не существует;

2) вопрос, предлагающий выбор между двумя альтернативными вариантами;

3) вопрос, предполагающий однозначный ответ -«да» или «нет»;

5) вопрос, предполагающий развернутый ответ.

Если пациент возбужден, ругается и у вас есть опасение, что с его стороны имеется угроза нападения, вы

1) громким голосом призовете его к порядку; 2) откажете пациенту в помощи — пусть придет, когда успокоится; 3) позовете коллег (других лиц), чтоб не оставаться один на один с агрессором, предупредите их о возможности нападения;+ 4) скажете пациенту, что сейчас позовете охрану или позвоните в полицию; 5) установите прямой зрительный контакт, постараетесь решительным взглядом показать свою силу.

1) использование речевых модулей ведет к росту числа жалоб пациентов; 2) на этот счет нет рекомендаций экспертов; 3) ни в коем случае нельзя использовать, так как это ведет к росту недопонимания между медицинским работником и пациентом; 4) разумное использование заранее приготовленных речевых модулей рекомендовано, так как экономит силы медицинского работника;+ 5) стандартные подходы отрицательно сказываются на качестве медицинской помощи.

Форма общения медицинского работника с ребенком 8 лет

Представьте, что вы работаете в ОРИТ. В одной из палат отделения лежит пациент К. с тяжелой дыхательной недостаточностью. Он в сознании, подключен к аппарату ИВЛ.

В отделении разрешены посещения родственников. К пациенту К. пришла его жена. Она находится в растерянности, не знает, как вести себя с мужем, находящимся на ИВЛ, и обратилась к вам за разъяснениями.

Дайте ответы на вопросы, заданные женой пациента К.

Нуждается ли пациент, находящийся на ИВЛ, в общении с другими людьми? Можно ли с ним разговаривать? Поймет ли он то, что ему говорят?

Нет, не нуждается. Больной на ИВЛ не способен поддерживать общение

Разговор с больным, находящимся на ИВЛ, не рекомендован, так как это будет волновать его

Отсутствие общения травмирует психику пациента, больной нуждается в общении, поэтому необходимо разговаривать с ним, даже если он не может ответить

Можно ли наладить контакт с пациентом на ИВЛ? Есть ли какие-нибудь методы, которые помогут понять, что его беспокоит, о чем он думает и т

Это невозможно, так как больной подключен к аппарату ИВЛ

В принципе, это возможно. Придумайте сами, как это сделать!

Для подобных пациентов разработан метод «ДА, НЕТ». Попросите мужа сжимать вашу руку. Одно сжатие будет означать «нет», два сжатия — «да».

Можно ли наладить связь с пациентом на ИВЛ, если он не может двигать руками?

В принципе, это возможно, но для этого нужно сложное оборудование (например, МРТ)

Для установления контакта в подобном случае можно использовать моргание глазами: два моргания — «да», одно — «нет»

Какой из перечисленных ниже вопросов является закрытым?

1) Вас беспокоят боли за грудиной;

2) Что случилось после того, как вы вызвали «Скорую»;

3) Как вы спали прошедшей ночью;

4) На что вы сегодня жалуетесь;

5) Сколько времени длятся боли — 5 минут или более получаса.

1) грубые слова, оскорбления;+ 2) нарастающий темп речи, сбивчивая речь;+ 3) повышенный тон речи;+ 4) специфический тембр голоса.+

1) в общении с пациентом врачу следует опираться на навыки общения, эффективность которых подтверждена многочисленными исследованиями. Не стоит полагаться только на собственный опыт и чутье. Они могут привести ко множеству ошибок;

2) навыки общения не позволяют врачу общаться с нестандартными пациентами и продуктивно сотрудничать с ними;

3) в общении с пациентом врачу следует опираться на свой опыт и чутье. Использование так называемых навыков общения может привести ко множеству ошибок;

4) в общении с пациентом врачу не следует опираться на навыки общения, даже если их эффективность подтверждена многочисленными исследованиями. Следует полагаться только на собственный опыт и чутье;

5) навыки общения формализуют общение врача и пациента, мешают установлению взаимопонимания и сотрудничества.

Невербальный сигнал, указывающий на то, что пациент нервничает, хочет уйти

2) подборок подперт рукой, поза чуть согнута, речь замедленная;

3) голова наклонено вбок, корпус наклонен немного вперед, взгляд прямой, речь уверенная;

5) оправляет одежду, прячет руки, ерзает, стучит пальцами по столу, отвечает коротко, неохотно.

откажете пациенту в помощи — пусть придет, когда успокоится

деменция — это приобретённое слабоумие

Дискриминация — это

1) врач должен сконцентрироваться на главных жалобах пациента, не тратя время на выяснение второстепенных деталей;

2) врачу не нужно выявлять всех жалоб и опасений пациента, так как это не влияет на медицинский результат врачебной консультации;

3) ВОП всегда выявляют все жалобы и опасения пациентов, которые приходят к ним на консультацию;

4) ВОП во время консультации не выявляют всех жалоб и опасений пациентов;в 24% случаев мнение пациентов и ВОП об основной проблеме, с которой пациент обратился к врачу, не совпадало;

5) крайне редко, в единичных случаях ВОП не удается выявить всех жалоб и опасений пациентов, однако это не влияет на качество медицинской помощи.

1) безусловно, есть. Опытный врач всегда способен объективно оценить результат проведенной консультации;

2) результат врачебной консультации, в принципе, оценить невозможно;

3) врачебная консультация — лишь этап оказания медицинской помощи, не подлежащий отдельной оценке; (Не верно)

4) результат врачебной консультации нельзя оценить по приведенным критериям. Объективным критерием для оценки является выполнение стандарта медицинской помощи, утвержденного в установленном порядке;

5) нет, у врача нет объективных данных для оценки успешности проведенной консультации. Для такой оценки необходимо проведение специальных исследований.

В 2004г. исследователи (США) измеряли время от начала врачебной консультации в приемном отделении стационара, когда пациент начал излагать причины, по которым он вынужден обратитьсяза медицинской помощью, до момента, когда врач перебивает его своим вопросом или замечанием. Какой средний результат они получили?

1) от начала консультации до момента, когда врач перебивает пациента, проходит в среднем 45 секунд;
2) от начала консультации до момента, когда врач перебивает пациента, проходит в среднем 12 секунд;
3) от начала консультации до момента, когда врач перебивает пациента, проходит в среднем 1 минута;
4) от начала консультации до момента, когда врач перебивает пациента, проходит в среднем 2 минуты;
5) от начала консультации до момента, когда врач перебивает пациента, проходит в среднем 30 секунд.

Результаты использования Калгари-Кембриджской модели пациент-ориентированной медицинской консультации

1) повышает точность диагностики, однако не влияет на приверженность лечению у пациентов;

2) более затратна с точки зрения расходования ресурсов, но снижает число жалоб и судебных исков;

3) требует больше времени, но повышает медицинскую результативность;

4) результаты использования ККМ еще не изучены в достоверных исследованиях;

5) повышает медицинскую результативность и приверженность лечению, экономически эффективна и снижает число жалоб и судебных исков.

Невербальный сигнал, указывающий на то, что пациент размышляет над решением

1) подборок подперт рукой, поза чуть согнута, речь замедленная;

2) потирает переносицу, висок, поглаживает подбородок;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: