Экспертиза Заявителям. Порядок сдачи образцов ЛС для проведения экспертизы качества

Экспертиза Заявителям. Порядок сдачи образцов ЛС для проведения экспертизы качества

Экспертиза
Заявителям. Порядок сдачи образцов ЛС для проведения экспертизы качества

Процедура регистрации лекарственных средств является обязательной для легитимного обращения медицинских препаратов на территории Российской Федерации.

Согласно федеральному закону № 61-ФЗ процедура регистрации лекарственных средств обязательна для легитимного обращения медицинских препаратов на территории Российской Федерации. При этом одним из ключевых ее этапов становится выполнение экспертизы лекарств. Эта процедура достаточно требует серьезных вложений времени и финансовых средств, поскольку она включает несколько сложных и продолжительных исследований.

Основные функции по обеспечению эффективной работы рынка лекарственных средств в Российской Федерации сейчас принадлежат Министерству здравоохранения. Оно занимается разработкой нормативной базы, определением стратегических направлений развития этого сектора экономики и другими принципиально важными вопросами. Однако отдельные тактические задачи, включая осуществление контроля на местах, принадлежат органам, подведомственным Минздраву. К ним относится Росздравнадзор, который представляет интересы Минздрава при регистрации лекарственных препаратов.

Процедура регистрации лекарственных средств включает в себя несколько конкретных этапов: их последовательность строго контролируется Росздравнадзором.

Процедура регистрации лекарственных средств, предусмотренная Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ, включает несколько конкретных этапов. Основная роль в этом алгоритме отводится Министерству здравоохранения, который выступает в роли государственного органа, ответственного за выполнение установленных правил. Он работает на основании алгоритма, приведенного в приказе Минздрава от 21 сентября 2016 года N 725н. Этот нормативный документ — регламент предоставления государственной услуги по регистрации лекпрепаратов, изготовленных для применения в медицинских целях. При этом согласно статье 4 федерального закона № 61-ФЗ такими целями считаются:

  • профилактика патологических состояний;
  • диагностика заболеваний и травм;
  • лечение патологий и дальнейшая реабилитация пациентов, включая восстановление нормального функционирования узлов и тканей;
  • сохранение, предотвращение или прекращение беременности

Основная фаза регистрации

Итак, полнота и качество комплекта документов, представляемого заявителем в Минздрав, становятся ключевым условием перехода к основной фазе процесса регистрации. Если по результатам десятидневной проверки ведомство придет к выводу о том, что заявителю удалось избежать основных проблем при составлении пакета, то министерство назначает для препарата выполнение двух видов узкоспециализированных экспертиз для контроля:

  • качества продукта;
  • соотношения «риск-польза», то есть предполагаемого риска, возникающего в ходе использования лекарства, к лечебному эффекту, который он должен оказать на здоровье пациента.

Перечисленные процедуры организуются на платной основе. Стоимость их организации определяется положениями Налогового кодекса РФ и дифференцируется в зависимости от категории лекарства, подаваемого на регистрацию, характера необходимых регистрационных услуг и иных параметров. Конкретный размер пошлин для каждой ситуации прописан в статье 333.32.1 НК РФ.

Поэтапное выполнение этих операций не требуется: они могут проводиться одновременно. Выполнением экспертиз вправе заниматься только одно уполномоченное предприятие — ФГБУ «НЦЭСМП». Это предприятие подведомственно Минздраву и работает только по его заказам: поэтому изготовитель фармацевтических продуктов не сможет обратиться в организацию напрямую, чтобы заказать выполнение экспертизы.

Результаты проведенного анализа оформляются в виде экспертного заключения. Если при решении этой задачи специалисты уполномоченной организации сталкиваются с недостатком информации о самом препарате, условиях его производства или других параметрах, они вправе направить заявителю запрос о предоставлении недостающих данных. Для сбора и отправки запрошенных сведений ему отводится 90 рабочих дней.

Результат регистрации

Сами специалисты ФГБУ «НЦЭСМП» не выносят решения о возможности регистрации препарат или отказе в выдаче регистрационного удостоверения. Это делают эксперты Минздрава на основании направленного в ведомство заключения уполномоченной организации. В рамках этой фазы работ возможны следующие основные сценарии развития событий:

  • отказ в регистрации препарата – в случае, если в экспертном заключении содержатся выводы о том, что продукт оказывается небезопасным, неэффективным или некачественным, либо его качество, действенность и безопасность невозможно установить в ходе выполненных исследований. В выдаче удостоверения также будет отказано, если лечебные свойства препарата не найдут подтверждения в ходе экспертизы или он будет признан аналогичным уже присутствующему на рынке;
  • положительное решение относительно регистрации препарата – в случае, если по результатам экспертиз доказана действенность, безопасность и качество лекарства.

Выдача регистрационного удостоверения

Итак, выполнение экспертизы в целях документального подтверждения свойств лекарственного препарата становится базовым звеном процедуры регистрации. Если на основании ее результатов ведомство вынесло положительное решение относительно конкретного препарата, его необходимо оформить корректным образом. Это предполагает:

  • оформление и выдачу заявителю регистрационного удостоверения на лекарство;
  • внесение информации о регистрации продукта в единый государственный реестр лекарственных средств.

Сведения в реестр вносятся в течение одного рабочего дня с момента вынесения положительного решения о госрегистрации. Эта ресурсная база размещается в открытом доступе на веб-портале Минздрава. Таким способом всем заинтересованным лицам предоставляется право свободного доступа к информации о действующем статусе конкретного лексредства.

Сроки регистрации лекарственных средств

Если все документы собраны заявителем правильно, от момента подачи заявления и до даты выдачи РУ должно пройти не более 160 дней. В этот срок включается сама процедура экспертизы лекарства, а также повторная экспертиза, если она потребуется для подтверждения его свойств. Единственным исключением из общего порядка регистрации медицинских препаратов становится срок направления заявителю запроса о предоставлении необходимых документов. Он не включается в общую продолжительность процедуры регистрации лекарственных средств. Поэтому если такая ситуация произойдет, от нее в большой степени будет зависеть, на какой срок растянется общая длительность процедуры регистрации.

Удостоверение, выдаваемое на конкретный препарат впервые в России, имеет ограниченный срок действия. Он равен пяти годам с момента выдачи. При этом в течение срока его применения производителю необходимо регулярно подавать отчеты о результатах фармакологического надзора, которые подтверждают его безопасность в ходе практического использования для заявленных лечебных целей. В первые два года такие отчеты подаются каждые шесть месяцев. В следующие три года регулярность их составления сокращается до одного документа в год.

По истечении пятилетнего периода держателю регистрационного удостоверения необходимо собрать пакет документации, подтверждающей право препарата на продление госрегистрации. В этой ситуации Минздрав примет решение о выдаче нового регистрационного удостоверения без ограничения срока действия. Однако даже после этого раз в пять лет производителю нужно будет составлять отчеты о безопасности использования препарата.

Процедура регистрации лекарственного препарата в РФ

Первым шагом в процессе вывода лекарственного препарата на рынок Российской Федерации является его регистрация. Регистрация — это государственная экспертиза качества и экспертиза отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата с целью последующего разрешения медицинского применения препарата в РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие процедуру регистрации лекарственных средств:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 (вступил в силу 01.09.2010).

Государственной регистрации подлежат следующие категории ЛП:

  1. все лекарственные препараты, впервые подлежащие вводу в обращение в Российской Федерации;
  2. лекарственные препараты, зарегистрированные   ранее, но произведенные в других лекарственных формах в соответствии с перечнем наименований лекарственных форм, в новой дозировке при доказательстве ее клинической значимости и эффективности;
  3. новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов.

Государственной регистрации не подлежат:

  1. лекарственные    препараты, изготовленные     аптечными организациями, ветеринарными      аптечными      организациями, индивидуальными предпринимателями, которые имеют   лицензию   на фармацевтическую деятельность, по   рецептам   на   лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций;
  2. лекарственные препараты, приобретенные физическими лицами за пределами Российской Федерации и предназначенные для личного использования;
  3. лекарственные препараты, ввозимые в Российскую Федерацию для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на   основании   разрешения, выданного   уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  4. лекарственные средства, ввозимые в Российскую Федерацию на основании    выданного    уполномоченным    федеральным     органом исполнительной власти разрешения и предназначенные для проведения клинических   исследований   лекарственных   препаратов   и (или) проведения экспертизы лекарственных средств для   осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов;
  5. фармацевтические субстанции;
  6. радиофармацевтические       лекарственные        препараты, изготовленные непосредственно в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  7. лекарственные препараты, производимые для экспорта.

Не допускается государственная регистрация:

  1. лекарственных препаратов, отличающихся друг   от   друга качественным составом действующих веществ, под одинаковым торговым наименованием;
  2. одного     лекарственного      препарата, выпускаемого производителем   под   различными   торговыми   наименованиями    и представленного на государственную регистрацию в виде двух и более лекарственных препаратов.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по вопросам регулирования обращения лекарственных средств, включая вопросы регистрации лекарственных препаратов, является Министерство Здравоохранения Российской Федерации (сокр. Минздрав России) (https://www.rosminzdrav.ru).

В Минздраве России сформирован отдельный Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств, в ведомстве которого находятся вопросы регистрации новых и обращения ранее зарегистрированных лекарственных препаратов.

Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств имеет несколько отделов: Отдел клинических исследований лекарственных препаратов, отдел регистрации лекарственных препаратов, отдел регулирования обращения зарегистрированных лекарственных препаратов, отдел регистрации цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Минздрав России принимает решение о регистрации лекарственных препаратов, основываясь на результатах проведенных экспертиз подведомственным учреждением – ФГБУ НЦЭСМП Минздрава России (Федеральное бюджетное государственное учреждение Научный центр экспертизы средств медицинского применения (www.regmed.ru)). ФГБУ НЦЭСМП проводит экспертизу предложенных методов контроля качества лекарственного средства и качества представленных образцов лекарственного средства и экспертизу отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата. На данный момент ФГБУ НЦЭСМП Минздрава России запрещено законодательно предоставлять услуги по экспертизе лекарственных средств в процессе регистрации, напрямую заявителю. Являясь федеральным государственным бюджетным учреждением, ФГБУ НЦЭСМП проводит экспертизу только для Минздрава России при получении задания.

За государственную регистрацию или внесение изменений заявитель оплачивает государственную пошлину на лицевой счет Минздрава России (величина госпошлины; реквизиты для оплаты госпошлины).

Для взаимодействия заявителям регистрации лекарственного препарата с Минздравом России организован государственный портал http://grls.rosminzdrav.ru, т.к. документы для регистрации лекарственного препарата подаются на бумажном носителе и в электронном виде (оба варианта). На портале есть открытая (доступная без пароля) и закрытая информация (доступная только в личном кабинете после получения пароля). Открытой информацией является Государственный реестр лекарственных средств и Государственный реестр предельных отпускных цен. Оба реестра обновляются в онлайн режиме Минздравом России и содержат самую достоверную информацию о зарегистрированных лекарственных препаратах, т.к. являются официальными государственными реестрами. Сайт доступен только на русском языке.

Заявителем регистрации может быть юридическое лицо, действующее в собственных интересах или юридическое лицо уполномоченное представлять интересы другого юридического лица.

Этапы регистрации лекарственных препаратов, сроки.

Процедура регистрации зарубежных и российских препаратов одинаковая.

Процесс регистрации лекарственного препарата состоит из 2-х последовательных частей: предрегистрационные процедуры и регистрация лекарственного препарата.

Каждая часть включает несколько параллельных этапов:

Таким образом, вторая часть процесса регистрации «регистрация лекарственного препарата» может быть начата только при наличии результатов всех процедур первой части.

На момент подачи заявления о государственной регистрации препарата в Минздрав России в регистрационном досье должны лежать:

  • заключение о соответствии производства зарубежного производителя правилам надлежащей производственной практики (GMP сертификат) (предрегистрационная процедура)
  • отчет о проведенном клиническом исследовании в РФ (в случае если для данного препарата требуется проведение клинического исследования в РФ) (категории лек. препаратов для которых не нужны КИ в России приведены ниже) (предрегистрационная процедура)
  • собрано досье по формату ОТД (предрегистрационная процедура)
  • должны быть подготовлены образцы одной серии препарата для предоставления на экспертизу качества (предрегистрационная процедура)

Категории лекарственных препаратов, для которых не требуется проведение клинического исследования (-ий) в России, для проведения их государственной регистрации:

  1. Если препарат, планируемый к регистрации, является воспроизведенным, а референтный ему препарат зарегистрирован и применяется в России более 20 лет.
  2. Если проведены международные многоцентровые исследования с включением России.
  3. Если препарат, является воспроизведенным, с идентичным составом референтному препарату, водным раствором для парентерального (подкожного, внутримышечного, внутривенного, внутриглазного, внутриполостного, внутрисуставного, внутрикоронарного) введения.
  4. Если препарат, является воспроизведенным, с идентичным составом референтному препарату, раствором для перорального применения.
  5. Если препарат, является воспроизведенным, с идентичным составом референтному препарату, и произведен в форме порошка или лиофилизата для приготовления растворов.
  6. Медицинские газы
  7. Если препарат, является воспроизведенным, с идентичным составом референтному препарату, ушным или глазным лекарственным препаратом, произведенным в форме водного раствора.
  8. Если препарат, является воспроизведенным, с идентичным составом референтному препарату, водным раствором для местного применения.
  9. Если препарат, является воспроизведенным, с идентичным составом референтному препарату и представляют собой водный раствор для использования в форме ингаляций с помощью небулайзера или в качестве назального спрея, применяемого с помощью сходных устройств.

Вторая часть процесса регистрации «регистрация лекарственного препарата»:

Регистрационное досье собранное по формату ОТД подается в Минздрав России.

В течение 10 дней проводится проверка комплектности досье и принимается решение о направлении документов на экспертизу:

  1. Проводится только для орфанных препаратов! экспертизу документов, представленных для определения возможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата;
  2. экспертизу предложенных методов контроля качества лекарственного средства и качества представленных образцов лекарственного средства с использованием этих методов (далее — экспертиза качества лекарственного средства);
  3. экспертизу отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата.

По результатам проведенных экспертиз оформляется экспертное заключение, которое передается из экспертного учреждения (ФГБУ «НЦЭСМП») в Минздрав России. При положительном заключении эксперты Минздрава России вносят препарат в государственный реестр лекарственных средств и оформляют Регистрационное удостоверение. Если в результате проведенной экспертизы невозможно подтвердить качество или эффективность/безопасность препарата, тогда выдается решение об отказе в гос. регистрации препарата.

При первой регистрации препарата в России регистрационное удостоверение выдается на 5 лет. По истечении данного срока производитель подает документы для подтверждения регистрации препарата и тогда уже регистрационное удостоверение выдается бессрочно.

Подготовка к выполнению экспертизы

Выполнение экспертизы лекарства — это самый ответственный этап процедуры госрегистрации, до которого доходят далеко не все заявители. Для отсеивания заявок, которые не соответствуют требованиям законодательства, федеральным законом № 61-ФЗ предусмотрена предварительная подача заявителем пакета документации на препарат для рассмотрения экспертами Минздрава. Этот пакет включает следующие документы:

  • сертификат GMP, который играет роль документального подтверждения того, что производитель, подающий заявку на регистрацию своего продукта, соответствует актуальным правилам надлежащей производственной практики. Такое условие введено в законодательство относительно недавно — с 2016 года. Проверку на соответствие рассматриваемым требованиям проводят инспекторы Минпромторга, и они же оформляют нужный сертификат;
  • отчет о выполненных клинических исследованиях. Этот документ входит в состав пакета, передаваемого на регистрацию, если выполнение клинических исследований необходимо для конкретного препарата. Из этого правила есть ряд исключений – они перечислены в статье 18 федерального закона № 61-ФЗ;
  • регистрационное досье, сформированное согласно принципам, прописанными в приказе Минздрава от 12 июля 2017 года N 409н. Требования этого нормативного акта предписывают, чтобы оно оформлялось в форме общетехнического документа (ОТД).

Подготовленный пакет вместе с отобранными образцами продукта передается в Минздрав. Там в течение десяти рабочих дней уполномоченные эксперты проводят анализ сформированной заявки на предмет корректности составления документов и полноты комплекта. Если с этим все в порядке, назначается процедура экспертизы лексредства.

Экспертиза лекарственных средств

Правила выполнения экспертизы

Необходимые этапы исследования лекарственных препаратов, претендующих на регистрацию на территории РФ , зафиксированы в ст. 14 ФЗ-61. В их число входят следующие стадии:

  • анализ методики оценки уровня качества конкретного лексредства и использование предложенной методики для реализации такого контроля;
  • анализ соотношения предполагаемой пользы от применения лекарства к возможным отрицательным следствиям его использования.

Для препаратов, которые представлены на регистрацию в качестве орфанных, то есть предназначенных для лечения редких типов заболеваний, также выполняется анализ документации, которая подтверждает возможности их использования для этих медицинских целей.

Организация исследований

Выполнять требуемые исследования имеет право только одно уполномоченное предприятие, подконтрольное Министерству здравоохранения. Это ФГБУ «НЦЭСМП». При этом оно вправе выполнять аналитические процедуры только по заданию Минздрава: прямое взаимодействие с заявителями в рамках договорных отношений не разрешается. Такое взаимодействие ограничено даже в тех ситуациях, когда уполномоченная организация сталкивается с нехваткой материалов или информации для организации экспертизы. В этой ситуации руководитель предприятия обращается с таким запросом в Минздрав, который уже запрашивает у заявителя недостающие сведения. Такой механизм выработан для гарантии объективности проводимых исследований и отсутствия возможности воплощения коррупционных схем в ходе выполнения экспертизы.

Это – одно из основных условий, применяемых при выполнении экспертиз. Этот и другие принципы зафиксированы в основном нормативном документе, который регулирует порядок их осуществления: это приказ Минздрава от 24.08.2017 № 558н. В этом приказе зафиксировано, что эксперт, выполняющий анализ препарата и документации на него, не может находиться в какой-то зависимости от любого лица, которое заинтересовано в его результатах – будь то сотрудник Министерства здравоохранения, изготовитель препарата или другое лицо. При этом за составление ложного, фальсифицированного или преднамеренно неполного экспертного заключения эксперт привлекается к ответственности согласно действующему законодательству.

Ускоренное выполнение экспертизы

По действующему правилу общая длительность процедуры регистрации лекпрепарата в России составляет 160 рабочих дней. В этот период включается и организация всех необходимых экспертиз. Однако в отдельных ситуациях ход осуществления аналитических процедур может быть еще ускорен: проверка документов, составляющих регистрационное досье, также выполняется в течение десяти рабочих дней, но на выполнение обеих видов экспертиз отводится только 60 рабочих дней. В обычном случае на эту процедуру согласно пункту 27 приказа № 558н отводится 110 рабочих дней. Ускоренный порядок применяется для следующих категорий лекарств:

  • орфанные препараты, использующиеся для лечения редких типов заболеваний;
  • первые три дженерика оригинального лексредства, регистрируемые в России;
  • лекарства, предназначенные только для лечения детей, не достигших 18 лет.

Правила составления и применения экспертного заключения

Выводы экспертов относительно качества направленного на регистрацию препарата, а также соотношения «риск-польза» оформляются в виде экспертного заключения. Оно прописывается по форме, приведенной в приложениях к приказу № 558н. В приложениях к этому нормативному документу также содержатся формы дополнительных документов – например, для оценки степени взаимозаменяемости препарата.

Основным результатом экспертизы, который приводится в заключении, становится оценка степени безопасности, действенности и качества препарата. По результатам выполненной аналитической работы эксперт может прийти к выводу о том, что определить значения этих параметров невозможно. Однако в любой ситуации уполномоченное учреждение не принимает самостоятельных решений относительно исхода процедуры регистрации. Оно только передает сформированное заключение в Минздрав, который уже проводит анализ выводов экспертов и выносит положительное или отрицательное решение по поводу госрегистрации.

Повторное выполнение экспертизы

Чаще всего отказ в государственной регистрации по результатам проведенной экспертизы окончателен. Однако вместе с тем ст. 25 ФЗ-61 предусматривает отдельные ситуации, в которых производитель имеет право обратиться за назначением повторной экспертизы с отменой результатов ранее осуществленного исследования. Такое право у него возникает в тех случаях, когда результаты первой процедуры оказались недостоверными не по его вине. Речь идет о следующих ситуациях:

  • необоснованность, неполнота или противоречивость заключения;
  • фальсификация результатов экспертизы;
  • наличие заинтересованности конкретного эксперта в результатах процедуры либо иных факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на итоговые выводы, содержащиеся в тексте заключения экспертизы.

Во всех этих случаях производитель лекарственного средства имеет право подать заявление на назначение повторного исследования. В случае его утверждения этого заявления повторная процедура должна быть осуществлена в срок, не превышающий 30 рабочих дней. При этом, поскольку недостоверные результаты были получены не по вине заявители, он освобождается от обязанности по повторной оплате проводимых действий.

Применение результатов экспертизы

После того, как Минздрав получил результаты экспертизы, он обязан в срок, составляющий не более 10 рабочих дней, осуществить обработку и анализ заключения и произвести следующие операции:

  • опубликовать на портале министерства переданные заключения и оценить их на предмет соответствия первоначально выданному заданию;
  • вынести решение по поводу регистрации лексредства или отказе в его государственной регистрации;
  • в случае, если по вопросу регистрации вынесено положительное решение – внести информацию об этом факте в государственный реестр лексредств.

Если Министерство отказало в регистрации по причине содержащейся в экспертном заключении информации о недостаточной безопасности, действенности или уровне качества препарата, изготовитель вправе подать повторное заявление, внеся необходимые изменения в состав средства.

Лекарства, не подлежащие регистрации

Несмотря на то, что условие о прохождении госрегистрации распространяется на большинство видов лексредств, обращающихся на рынке в РФ, из этого правила есть ряд исключений. Они перечислены в пункте 5 статьи 13 61-ФЗ. В список препаратов, которые разрешается использовать без регистрационного удостоверения, входят следующие медикаменты:

  • изготавливаемые аптеками и другими компаниями, имеющими лицензию на ведение фармацевтической деятельности, по конкретным рецептам;
  • купленные гражданами за пределами России и ввозимые ими в страну для личного использования;
  • ввозимые в страну уполномоченными лицами для оказания медпомощи конкретному больному, имеющему жизненные показания для использования именно этого препарата. При этом для этой ситуации лицу, ввозящему лексредство, потребуется отдельное разрешение. Его выдает Росздравнадзор РФ;
  • ввозимые в страну уполномоченными лицами для проведения необходимых исследований либо экспертизы и дальнейшего прохождения госрегистрации. Для этого уполномоченным лицам также потребуется разрешение Росздравнадзора на конкретную партию продукции;
  • изготавливаемые для осуществления экспортных поставок;
  • фармацевтические субстанции, которые поступают в страну в качестве самостоятельные товаров для дальнейшего использования в производстве лекпрепаратов;
  • радиофармацевтические средства, которые изготавливаются в установленном порядке уполномоченными медицинскими организациями.

В указанных случаях лексредства могут использоваться и при отсутствии у них регистрационного удостоверения. При этом помимо целевого применения, разрешается также перевозка этих средств в страну и из страны на аналогичных основаниях.

Регламент госрегистрации

Регистрация медицинских препаратов представляет собой государственную услугу. Она оказывается в соответствии с регламентом, зафиксированным в приказе Минздрава от 21 сентября 2016 года N 725н. Эта услуга оказывается в заявительном порядке: производитель препарата должен подать в ведомство соответствующее заявление, сопроводив его пакетом документов – регистрационным досье. Оно включает следующие категории документации:

  • административная;
  • химическая;
  • фармацевтическая;
  • биологическая;
  • фармакологическая;
  • токсикологическая;
  • клиническая.

Заявитель может предоставить в министерство документы, подтверждающие, что он оплатил государственную пошлину – но это необязательно. Если они не будут предоставлены, Минздрав самостоятельно проконтролирует факт оплаты в процессе межведомственного взаимодействия. Размеры пошлин отличаются для разных категорий лекарственных препаратов. Их конкретные величины приведены в статье 333.32.1 Налогового кодекса РФ.

На все процедуры от момента получения первоначального заявления до момента выдачи готового удостоверения ведомству отводится 160 рабочих дней. В отдельных случаях этот срок может быть сокращен – например, в заявлении содержалась просьба о внесении изменений в уже действующее удостоверение, то он снижается до 90 рабочих дней. Дубликат удостоверения выдают за 10 рабочих дней.

Результатом оказания госуслуги становится выдача заявителю регистрационного удостоверения с одновременным внесением записи о регистрации лексредства в единый государственный реестр. Информация о внесении в базу также должна быть доведена до заявителя. Удостоверение для препаратов, которые регистрируются впервые, оформляется сроком на пять лет. По истечении этого срока документ заменяется на бессрочный – при условии, что за это время действие регистрации не было приостановлено.

Процедура регистрации

Процесс регистрации с точки зрения заявителя содержит два больших этапа. Первый из них, подготовительный, включает следующие операции:

  • инспектирование изготовителя на предмет соблюдения стандартов надлежащей производственной практики GMP. Оно проводится инспекторами Минпромторга и стал обязательным с 1 января 2016 года;
  • выполнение клинических исследований, если они необходимы для этого лексредства. Например, дженерики медикаментов, которые зарегистрированы в стране более 20 лет, могут не проходить клинические испытания;
  • составление регистрационного досье. Согласно действующему порядку оно оформляется в виде общего технического документа (ОТД);
  • подбор образцов лекарства для выполнения экспертиз, предусмотренных законодательством.

Когда все пункты подготовительного этапа пройдены, наступает время для основных процедур в рамках госрегистрации. К ним относятся:

  • экспертиза качественных параметров продукта;
  • экспертиза продукта с точки зрения соотношения возможного риска его применения и ожидаемой пользы, которую препарат может принести больному, страдающему соответствующим заболеванием.

Эти процессы проводятся параллельно. Их итоги оформляются в виде экспертного заключения. Оно передается для анализа в Минздрав РФ. Выдача регистрационного удостоверения производится только для тех препаратов, которые продемонстрировали положительные итоги обеих экспертиз. В остальных случаях министерство принимает решение об отказе в регистрации.

Функции Росздравнадзора

Ведомство осуществляет выполнение отдельных конкретных операций, которые связаны с процедурой учета или становятся обязательными для ее дальнейшей организации. Например, одной из таких операций является выдача разрешений на ввоз партий препаратов, для которых планируется провести клинические исследования и экспертизу. Они затем послужат доказательной базой для проведения регистрации и выдачи удостоверения.

Дополнительные функции Минздрава при регистрации лекарственных средств

Помимо реализации контроля за деятельностью Росздравнадзора при регистрации лекарственных средств, Минздрав самостоятельно осуществляет ряд дополнительных важных функций в этой области. Одной из них становится ведение специализированного реестра лекарственных препаратов, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Министерство производит сбор и актуализацию сведений для этой информационной базы, обеспечивая полноту и достоверность сведений о лекарствах, разрешенных к обращению в стране.

Немаловажной функцией этого ведомства считается разработка нормативной базы, используемой в целях определения регламента выполнения конкретных процедур в рамках осуществления регистрационной, контролирующей или надзорной деятельности в области обращения лекарственных средств. Таким образом, Минздрав при регистрации лекарственных средств выполняет вполне конкретные задачи, которые, однако, не пересекаются с функциями подконтрольных ему ведомств, включая Росздравнадзор и другие уполномоченные органы.

Значение экспертизы лекарств

Выполнение экспертизы для регистрации лекарственных средств — это ключевое условие для обеспечения легитимности оборота медицинских препаратов в России. Именно по ее результатам уполномоченный орган принимает решение об удовлетворении заявления о регистрации либо отказе в выдаче регистрационного удостоверения. При этом порядок обращения за предоставлением государственной услуги по регистрации лекарственных средств (РЛС) устанавливается положениями приказа Минздрава от 21 сентября 2016 года N 725н. Координацию взаимодействия участников процедуры и принятие окончательных решений по этому вопросу согласно приказу осуществляет Министерство здравоохранения. Однако в цепочке процедур, составляющих алгоритм госрегистрации, заняты и другие органы.

Лекарства, подлежащие регистрации

Минздрав и регистрация лекарственных средств

Задачи по реализации контроля за рынком лекарственных средств возложены на Минздрав постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323. Согласно этому нормативному документу одной из ключевых функций ведомства становится организация и выполнение процедуры государственной регистрации препаратов.

Согласно статье 13 федерального закона № 61-ФЗ, посвященного вопросам обращения лексредств в России, условие о государственной регистрации обязательно для большинства лексредств, поступающих на рынок. Оно распространяется на следующие категории лекарств:

  • впервые поступающие в обращение, то есть ранее не продававшиеся в стране;
  • уже зарегистрированные лекарства, которые продавались в другой дозировке или иных формах. При этом для определения наличия существенных различий в лекарственной форме используются названия, зафиксированные в приказе Минздрава № 538н от 27 июля 2016 года;
  • новые комбинации, созданные на базе ранее зарегистрированных продуктов.

Основной принцип этой процедуры – выдача отдельного регистрационного удостоверения только на те лекарства, которые действительно имеют существенные различия, значимые с точки зрения оказываемого лечебного воздействия. В этой связи в п.6 статьи 13 61-ФЗ специально указано, что присвоение одного названия двум и более лекарствам, которые различаются составу, невозможна. Не разрешается и противоположная ситуация – регистрация одного и того же лекарства под двумя разными названиями. Эти требования призваны повысить прозрачность фармацевтического рынка и не дать изготовителям ввести покупателей в заблуждение.

Регистрация фармацевтических препаратов

Подготовка к подаче заявления на регистрацию в Минздрав – серьезный этап, которому нужно уделить максимальное внимание. В роли заявителя имеет право выступать организация, производящая лекарственные средства, либо организация, которая представляет ее интересы – например, в случае, если заявление подает иностранный производитель. В ходе подготовки ей придется выполнить несколько длительных и дорогих процедур, результатом которых станет составление пакета документов для подачи в министерство.

Подготовительные процедуры в ходе подготовки к процессу регистрации лекарственных препаратов разрешается реализовывать параллельно. В список таких операций входят:

  • прохождение производителем особой проверки, выполняемой инспекторами Минпромторга. Эта процедура по действующему закону стала обязательным компонентом системы сертификации лекарственных средств с 2016 года. Она выполняется в целях контроля соответствия конкретного производителя требованиям необходимой производственной практики. Ее результатом становится оформление сертификата GMP, который входит в список документов, представляемых на регистрацию;
  • клиническое исследование препарата, которое предполагает выполнение испытаний с участием людей. Основной целью таких исследований становится оценка действенности и безопасности средства и выбор правильных дозировок и лекарственных форм для конкретного средства. Для отдельных категорий лекарств, например, дженериков препаратов, зарегистрированных в России более чем 20 лет назад, или медицинских газов, такое исследование не проводится. Если организация КИ не требуется, производитель вправе выполнить исследования в рамках процедуры добровольной сертификации лекарственных средств. Результаты выполненных испытаний оформляются отчетом установленной формы – он тоже входит в состав пакета документов, подаваемых в Минздрав;
  • подготовка регистрационного досье. Согласно приказу Минздрава Минздрава от 12 июля 2017 г. N 409н сейчас оно оформляется в виде общетехнического документа (ОТД);
  • выбор образцов продукта для представления на экспертизу, предусмотренную правилами сертификации лекарственных средств. Отобранные образцы должны входить в одну производственную серию, что подтверждается сертификатом ее анализа.

Прохождение всех этапов этого алгоритма требуется для любой схемы сертификации лекарственных средств. Невыполнение этого условия может обернуться причиной проблем уже на этапе подачи заявления: в течение десяти дней эксперты Минздрава рассмотрят пакет документов и отправят его на доработку.

Этапы регистрации лекарственных средств

Памятка для Заявителей
по порядку сдачи образцов лекарственных средств для проведения экспертизы качества в соответствии с положениями Федерального закона от 12. 2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

Приём образцов осуществляется:

По адресам:

Москва, ФГБУ «НЦЭСМП», Щукинская ул., д.6,

Москва, ФГБУ «НЦЭСМП», Сивцев Вражек пер., д.41.

Адрес электронной почты:

kabinet@expmed.ru

Время приёма образцов:

На приеме Заявителю необходимо представить:

Требования, предъявляемые к сопроводительным документам:

  1. Решение Минздрава России о выдаче задания на проведение экспертизы качества лекарственного средства должно быть представлено или в оригинале, или в виде копии с оригинала, заверенной уполномоченным лицом Заявителя.
     
  2. Направляющее письмо на имя руководителя экспертного Учреждения оформляется на бланке Заявителя по форме образца (Приложение 1 и 2) с учетом нижеперечисленного:
     

    • Если в разделе «Состав» проекта нормативной документации (далее – НД) в производстве ЛП предусмотрено использование АФС различных производителей, то в направляющем письме должно быть указано, АФС какого производителя использована в производстве серии ЛП, от которой отобран каждый представленный для проведения экспертизы качества образец.
    • В случае внесения в НД изменения, связанного с введением дополнительной производственной площадки, то в направляющем письме должно быть указано, на какой производственной площадке изготовлен представленный для проведения экспертизы качества образец.
    • В случае одновременного внесения изменений в раздел «Состав» НД и введения дополнительной производственной площадки, в направляющем письме должно быть указано, на какой производственной площадке и из АФС какого производителя произведены серии ЛП, образцы которых представлены для проведения экспертизы качества.
    • При осуществлении фасовки ЛП на вновь вводимой производственной площадке в направляющем письме должно быть указано, на какой производственной площадке были произведены и расфасованы серии ЛП, образцы которых представлены для проведения экспертизы качества.
       
  3. Доверенность на сдачу образцов должна быть представлена или в оригинальном виде, или в виде нотариально заверенной копии.
  4. Аналитические паспорта или сертификаты анализа производителя, сводные протоколы производства и контроля, паспорта на производственные штаммы микроорганизмов, паспорта на тест–штаммы микроорганизмов, культуры клеток должны быть представлены или в виде оригиналов, или в виде копий с оригиналов, заверенных уполномоченным лицом Заявителя.
  5. Сопроводительные документы на иностранном языке должны иметь перевод на русский язык.
  6. Все страницы комплекта сопроводительных документов должны быть подписаны уполномоченным лицом Заявителя и заверены печатью Заявителя (за исключением нотариально заверенных документов).
     

Требования, предъявляемые к образцам:

  1. Направляемая на экспертизу качества серия образца ЛС должна быть однородной. Не допускается представление необходимого количества образца за счет суммирования образцов различных серий.
     
  2. Остаточный срок годности образца ЛС, стандартных образцов, веществ-свидетелей на момент сдачи их в экспертное учреждение должен быть не менее срока, предусмотренного соответствующей статьей Закона на проведение экспертизы качества.
     
  3. Образец АФС должен представляться в герметично укупоренной стеклянной таре, чувствительный к воздействию света – в светозащитной стеклянной таре.
     
  4. Образец АФС, направляемый на экспертизу качества по показателям «Стерильность», «Пирогенность» и «Бактериальные эндотоксины», необходимо отбирать в асептических условиях в отдельную герметически укупориваемую тару с указанием на этикетке «Стерильно».
     
  5. На этикетке упаковки образца АФС должно быть указано: торговое название, производитель, страна, масса, срок годности, условия хранения (при наличии особых условий хранения). Данные, приведённые на этикетке, должны соответствовать данным, приведённым в сертификате анализа/аналитическом паспорте.
     
  6. Для проведения экспертизы качества ЛП допускается представление:
     

    • опытно-промышленных образцов, в том числе, в первичной упаковке. На таких образцах допускается размещение необходимой информации в виде этикетки/стикера с указанием торгового наименования, лекарственной формы, дозировки, производителя, страны, серии, срока годности, условий хранения. Торговое наименование, лекарственная форма, дозировка, производитель, страна, срок годности и условия хранения должны соответствовать требованиям проекта НД и Заданию Минздрава России.
    • образцов с зарубежного рынка с маркировкой на иностранном языке. В этом случае на образец ЛП (потребительскую упаковку) также необходимо нанести этикетку/стикер с информацией на русском языке с указанием торгового наименования, лекарственной формы, дозировки, производителя и страны в соответствии с Заданием Минздрава России и проектом НД. Этикетка/стикер не должна закрывать имеющуюся оригинальную информацию на потребительской упаковке. Торговое наименование на иностранном языке, указанное на образце ЛП, должно соответствовать торговому наименованию в сертификате анализа производителя.
       
  7. В случае представления опытно-промышленных образцов ЛП и образцов ЛП с зарубежного рынка с маркировкой на иностранном языке, в комплект сопроводительных документов прикладывается фото подготовленной упаковки, заверенное печатью и подписью уполномоченного лица Заявителя, в направляющем письме указывается причина представления образцов с такой маркировкой.
  8. Не допускается предоставление образцов в повреждённых упаковках (помятые пачки, подтеки на пачках, смазанный текст маркировки и т.д.), а также образцов с рукописной маркировкой.
  9. Фармакопейные стандартные образцы должны представляться в оригинальной не вскрытой упаковке; на этикетке рабочих стандартных образцов должно быть указано название образца, производитель, страна, масса, срок годности, условия хранения (при наличии особых условий хранения), дата фасовки. Данные, приведённые на этикетке, должны соответствовать данным, приведённым в сертификате анализа/аналитическом паспорте (рукописные этикетки для вторичных/рабочих стандартных образцов не допускаются). При наличии в разделе «Подлинность» проекта НД указания на сравнение со стандартным рисунком ИК-спектра (referens spectrum CRS) предоставляется оригинал ИК-спектра на бланке EDQM или его нотариально заверенная копия.
  10. Транспортировка образцов ЛП, СО, веществ-свидетелей должна осуществляться с соблюдением установленных для них условий хранения. Транспортировка образцов, для которых предусмотрено хранение их при низких температурах (от -20 °С до -70 °С), должна осуществляться с подтверждением соблюдения соответствующего температурного режима (наличие температурных датчиков).
     

    Количество возвращаемых образцов указывается в Акте возврата образцов лекарственных средств и материалов, оформляемом по установленной форме  ().

    ПРИ НЕСОБЛЮДЕНИИ УСТАНОВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СДАВАЕМЫМ ОБРАЗЦАМ И МАТЕРИАЛАМ ФГБУ «НЦЭСМП» ОСТАВЛЯЕТ ЗА СОБОЙ ПРАВО ОТКАЗА В ПРИЕМЕ ОБАЗЦОВ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: