Если это так, то коррекция личности с помощью медико-психологических средств может сыграть значительную роль в процессе реабилитации

Если это так, то коррекция личности с помощью медико-психологических средств может сыграть значительную роль в процессе реабилитации

Тест НМО «Медико-психологическая коррекция личности как составная часть восстановительного лечения» для повышения совершенствования профессиональных навыков содержит, подобранные специальным образом, вопросы раздела Тесты психиатрия НМО с ответами.

С помощью теста вы дистанционно получите необходимые знания и сделаете еще один шаг навстречу повышению квалификации специалиста.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины» ДЗ Москвы

Медико-психологическая реабилитация больных и инвалидов

Журнал:

Терапевтический архив. 2013;85(10): 105‑110

Зайцев В. Медико-психологическая реабилитация больных и инвалидов. Терапевтический архив. 2013;85(10):105‑110. Zaĭtsev VP. Medical and psychological rehabilitation of patients and disabled persons. Terapevticheskii Arkhiv. 2013;85(10):105‑110. (In Russ.

Если это так, то коррекция личности с помощью медико-психологических средств может сыграть значительную роль в процессе реабилитации

НМО — непрерывное медицинское образование. Форма повышения квалификации медицинских работников. Применяется в том числе для реализации действующего условия, по которому медицинские работники обязаны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию, — проходить обучение в объеме 144 часа (4 недели) для продления права осуществлять профессиональную деятельность.

В рамках развития системы НМО Минздравом России совместно с профессиональными НКО запущена модель отработки основных принципов НМО — приказы МЗ РФ № 837 от 11. 2013 г. и МЗ РФ № 837 от 11 ноября 2013 г.

В настоящее время работа с НМО осуществляется на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России — edu. rosminzdrav.

Прежде, чем разобраться с тем, как происходит лечение панических атак, следует понять, что это за расстройство, причины его развития, кто ему подвержен и каковы симптомы.

Человеческий организм реагирует на стресс выбросом гормона- адреналина. Он запускает механизм, подготавливающий тело к противостоянию опасной ситуации или бегству: сердце начинается биться быстрее, дыхание учащается. Это приводит к усиленной вентиляции легких и, как следствие, уровень оксида углерода в крови снижается, провоцируя головокружение, покалывание в пальцах, онемение рук и ног.

Природа изначально заложила в людей именно такой алгоритм отклика на опасность, поэтому это вполне нормально и свойственно всем представителям homo sapiens. Однако, если такой режим «включается» без всякой на то причины, то это уже будет проявлением панической атаки, которая является психическим расстройством – одним из подвидов тревожных состояний.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Нарушения психического развития при детском церебральном параличе: комплексная диагностика и коррекция

Журнал:

Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. 2018;118(2): 105‑113

Если это так, то коррекция личности с помощью медико-психологических средств может сыграть значительную роль в процессе реабилитации

Почему панические атаки необходимо лечить

Синдром может проявляться не слишком часто: промежуток между приступами бывает довольно значительным, но, рано или поздно, паника все равно вернется, то есть само ничего не пройдет.

Последствия этого таковы:

  • Так как паническая атака может застать врасплох в любое время, в каком угодно месте, на людях, то страдающий расстройством человек начинает избегать близких, друзей, никуда не ходить, замыкается в себе.
  • Развиваются различные фобии – боязнь открытого пространства, темноты, явлений, т.е. чего угодно.
  • Расстройство психоэмоциональной сферы приводит к расстройству личности.
  • Формируется неуверенность в себе, что отражается на личности, внешности, отношениях в семье, профессиональной деятельности.
  • Нарушается сон, теряется аппетит, происходит обезвоживание организма. В итоге – страдает организм.
  • Отказ делиться проблемами вносит неполадки в нервную систему.

Избавляться от этой проблемы следует обязательно, так как она, судя по вышеперечисленному, приносит проблемы в социальной адаптации, ухудшает качество жизни, мешает нормально работать, отрицательно сказывается на физическом и умственном состоянии.

Виды и причины заболевания

Существует 3 вида панических атак:

  • спонтанная – внезапная, появляется без каких-либо явных причин;
  • ситуационная – возникает в ожидании определенной ситуации или непосредственно в ее ходе (перед экзаменом, в предчувствии конфликта или непосредственно в их ходе и т.д.);
  • условно-ситуационная – толчком служит биологический или химический активатор (изменение гормонального фона, попадание в организм алкогольных напитков, наркотических средств, алкоголя.

Способствуют появлению панических атак следующие факторы:

К кому обращаться за помощью и как происходит диагностика

Плохая информированность людей о паническом расстройстве приводит к тому, что некоторые считают его совершенно несерьезным, а другие – опасным неизлечимым психическим заболеванием. Потому, считают они, к врачам обращаться не стоит: в первом случае нет необходимости, а во втором главную роль играет опасение прослыть психически больным. То и другое мнение совершенно несправедливо: это и очень серьезно, и вполне поддается контролю и лечению. Грамотный подход позволит успешно и довольно быстро избавиться от проблемы.

Прежде всего, нужно понимать, что необходимо обращаться только к опытным специалистам высокой квалификации – психиатру, который выработают тактику лечения, основываясь на причинах возникновения панической атаки, ведь именно их нужно устранить. Медик определит, почему нервная система больного не выдержала нагрузки и дала сбой в виде панических проявлений.

Врач должен тщательно обследовать пациента, чтобы установить точный диагноз, изучить симптоматику. Подбор терапии делается на основании особенностей организма больного в индивидуальном порядке. Работа профессионала заключается не только в рекомендациях и выписке определенных препаратов, но и в тщательном наблюдении за ходом лечения и, при необходимости, его коррекции.

Что же касается психолога, то такой специалист в этом случае бесполезен — он не в состоянии выявить причины патологического расстройства и назначить медикаментозное и психотерапевтическое лечение, которые, в случае избавления от данной проблемы, необходимы. Такая же картина и колдунами, экстрасенсами и «мудрыми» советчиками из Интернета – они только принесут вред больному, который потом исправить достаточно трудно, усугубляя его не лучшее состояние.

Психиатр, прежде всего, обратится за консультацией к кардиологу, терапевту, эндокринологу, неврологу, психотерапевту. Это нужно для исключения наличия соматических и серьезных психических заболеваний.

Сразу необходимо отметить, что терапевт в обычных поликлиниках не имеет возможности тщательно и со знанием дела провести обследование пациента. К тому же, длинные очереди и нервозная обстановка в них часто служит толчком к очередному паническому приступу, и у человека вообще пропадает всяческое желание лечиться.

В специализированных же платных клиниках такой картины не наблюдается: любому обратившемуся сюда человеку оказывается большое внимание. К тому же, здесь, как правило, комфортно, работают врачи высокой квалификации, «вооруженные» продвинутыми методиками и оборудованием для точной диагностики и успешного лечения. Последнее подразумевает использование в комплексе фармакологии, психотерапии, физиотерапии, а также изменение привычного образа жизни.

Важно и отношение к лечению панических атак самого пациента – он должен понимать свою проблему, что это, в сущности, вовсе не заболевание, а признак расстройства высшей нервной деятельности. Для успешности результата нужно желание и добрая воля больного, выполнение всех рекомендаций врача.

Психологическая реабилитация — неотъемлемая составляющая восстановительных мероприятий, необходимость в которых возникает при перенесении человеком различных заболеваний, получении им инвалидности, попадании в ситуацию, травмирующую психику, избавлении от алкогольной, наркотической, игровой зависимостей и в некоторых других случаях.

Психосоциальная реабилитация направлена на восстановление нарушенных или вовсе утраченных психических функций, нормализацию психоэмоционального здоровья, помощь в адаптации к сложившейся социально-личностной ситуации, восстановление коммуникативных навыков.

Характер реабилитационных мероприятий зависит от того, какого рода нарушения наблюдаются у пациента.

Реабилитация инвалидов

Цель работы — помочь в социальной адаптации человеку с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Реабилитологи обучают инвалида необходимым навыкам — трудовым, коммуникативным, помогают развить способности, благодаря которым человек сможет выполнять физически доступную ему работу.

Большое внимание уделяется тому, как человек воспринимает себя в социуме, насколько ощущает себя его частью.

Постинсультная психологическая помощь

Реабилитация людей, перенёсших инсульт, предполагает три этапа.

Задача №1 — восстановить Я-образ человека. Параллельно с работой психолога работает физиотерапевт и специалист по лечебной физкультуре.

Вторая задача — скорректировать межличностные отношения, представление о которых могло деформироваться под влиянием болезни. На этом этапе человек должен осознать свой социальный статус.

На третьей стадии восстановления реабилитант с помощью специалистов формирует установки на здоровый образ жизни. Человеку необходима новая концепция жизни, которая будет учитывать все имеющиеся факторы.

Реабилитация при болезни Альцгеймера и деменции

Лечению подобные болезни не поддаются. Можно только смягчить уже имеющиеся симптомы и поддерживать здоровье на текущем уровне.

И если терапевты, психиатры отвечают за лекарственное купирование негативных проявлений, то задача психолога состоит в другом. Реабилитологи корректируют поведение (агрессию, плохой сон, тревожность), проводят мероприятия, призванные улучшить настроение, организуют группы психологической поддержки.

Реабилитация при стрессах, депрессиях

Всё начинается с понимания причин. Выявив источник проблемы, психолог помогает клиенту осознать болезнь.

Далее с реабилитантом проводятся беседы, используются другие методы, вовлекается семья или близкое окружение человека, страдающего депрессией.

Реабилитационные методы

Восстановительный курс предполагает использование нескольких методик — в комплексе или по отдельности, в зависимости от поставленных задач.

  • предварительное обследование, посредством которого определяются проблемы, требующие решения;
  • медитация, преимущественно групповая;
  • упражнения, способствующие релаксации;
  • арт-терапия — выражение текущего психоэмоционального состояния с помощью творчества;
  • индивидуальные или групповые беседы, направленные на проработку проблем.

Также при реабилитации важен фактор мотивации. Лечение окажется успешным, только если реабилитанта будут хвалить за успехи, стимулировать. Не обойтись и без поддержки родных, осознающих проблему и помогающих с ней справиться.

Психологическая реабилитация — это возможность вернуться к полноценной социальной жизни, почувствовать гармонию с собой и окружающим миром.

Шкала депрессии Бека — один из первых тестов, созданных для оценки депрессии. Его точность в выявлении депрессивных симптомов подтверждена многочисленными испытаниями. Опросник состоит из 21 группы утверждений.

Стоит помнить, что депрессия также может протекать без изменений психического состояния, а проявляться в виде жалоб на физическое состояние.

«Вам предлагается список утверждений, отражающий некоторые особенности телесного и психического состояния человека. Внимательно прочитав группу утверждений, отметьте утверждение, наиболее соответствующее Вашему состоянию НА ДАННЫЙ МОМЕНТ, затем переходите к следующей группе. Не раздумывайте слишком долго

Вопрос #1:Я не чувствую себя расстроенным, печальным. Я расстроен. Я все время расстроен и не могу от этого отключиться. Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать. Вопрос #2:Я не тревожусь о своем будущем. Я чувствую, что озадачен будушим. Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем. Моё будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему. Вопрос #3:Я не чувствую себя неудачником. Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач. Я чувствую, что как личность я — полный неудачник. Вопрос #4:Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше. Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше. Я больше не получаю удовлетворения ни от чего. Я полностью не удовлетворен жизнью и мне всё надоело. Вопрос #5:Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым. Достаточно часто я чувствую себя виноватым. Большую часть времени я чувствую себя виноватым. Я постоянно испьтываю чувство вины. Вопрос #6:Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо. Я чувствую, что могу быть наказан. Я ожидаю, что могу бьть наказан. Я чувствую себя уже наказанным. Вопрос #7:Я не разочаровался в себе. Я разочаровался в себе. Я себе противен. Я себя ненавижу. Вопрос #8:Я знаю, что я не хуже других. Я критикую себя за ошибки и слабости. Я все время обвиняю себя за свои поступки. Я виню себя во всем плохом, что происходит. Вопрос #9:Я никогда не думал покончить с собой. Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять. Я хотел бы покончить с собой. Я бы убил себя, если бы представился случай. Вопрос #10:Я плачу не больше, чем обычно. Сейчас я плачу чаще, чем раньше. Теперь я все время плачу. Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется. Вопрос #11:Сейчас я раздражителен не более, чем обычно. Я более легко раздражаюсь, чем раньше. Теперь я постоянно чувствую, что раздражен. Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали. Вопрос #12:Я не утратил интереса к другим людям. Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше. Я почти потерял интерес к другим людям. Я полностью утратил интерес к другим людям. Вопрос #13:Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше. Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения. Мне труднее принимать решения, чем раньше. Я больше не могу принимать решения. Вопрос #14:Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно. Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным. Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным. Я знаю, что выгляжу безобразно. Вопрос #15:Я могу работать так же хорошо, как и раньше. Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь. Я с трудом заставляю себя делать что-либо. Я совсем не могу выполнять никакую работу. Вопрос #16:Я сплю так же хорошо, как и раньше. Сейчас я сплю хуже, чем раньше. Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснугь опять. Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть. Вопрос #17:Я устаю не больше, чем обычно. Теперь я устаю быстрее, чем раньше. Я устаю почти от всего, что я делаю. Я не могу ничего делать из-за усталости. Вопрос #18:Мой аппетит не хуже, чем обычно. Мой аппетит стал хуже, чем раньше. Мой аппетит теперь значительно хуже. У меня вообше нет аппетита. Вопрос #19:В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной. За последнее время я потерял более 2 кг. Я потерял более 5 кг. Я потерял более 7 кr. Вопрос #20:Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно. Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т. Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом. Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать. Вопрос #21:В последнее время я не замечал изменения своего интереса к сексу. Меня меньше занимают проблемы секса, чем раньше. Сейчас я значительно меньше интересуюсь сексуальными проблемами, чем раньше. Я полностью утратил сексуальный интерес.

Тест с ответами по теме «Медико-психологическая коррекция личности как составная часть восстановительного лечения»

Потеря сознания — это врождённые тенденции человека к сложным формам автоматического поведения, удовлетворяющие определённые потребности организма.

Адаптация – это

1) отрицание чего-либо;2) приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира;+3) система умозаключений;4) философский термин.

Бессознательное — это

1) особая структура психики человека и животного;2) потеря сознания;3) совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания

В психотерапии влияние на 2 сигнальную систему – это

1) влияние на процессы, происходящие в ассоциативной деятельности человека;+2) влияние на психику человека;+3) влияние на тело.

Варианты терапевтического влияния словом

1) влияние на ассоциации;2) мягкость;+3) пауза;+4) сила;+5) эффект неожиданности

Воля, как человеческое качество

1) свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поступками;+2) способность делать выбор и совершать действия;+3) управляется бессознательным;4) управляется и тем, и другим;5) управляется сознательным

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным

1) может регулироваться волей человека;2) ничем не регулируется;3) регулируется инстинктивной деятельностью

Голотропная терапия – принцип действия

1) при помощи лечебной физкультуры;2) свободных ассоциаций;3) усиленное дыхание

Гомеостаз – это

1) остановка жизненных процессов;2) равный, одинаковый, подобный;3) саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций;+4) фиксация чего-либо.

Динамика истощения нервных процессов

1) отсутствие ответа на раздражитель;2) перенапряжение подвижности основных нервных процессов;+3) перенапряжение раздражительного процесса;+4) перенапряжение тормозного процесса

Динамика истощения систем организма

1) одна из систем не работает, часть нагрузки несут остальные;+2) организм функционирует только по сохранившимся системам, которые работают с перебоями;+3) прекращение работы оставшихся систем (полиорганная недостаточность);4) состояние удовлетворительной адаптации;+5) состояние функционального напряжения

Йога – это учение

1) учение о ВНД;2) учение о самосознании;3) учение о физиологических процессах в теле

Как взаимодействуют тело и психика?

1) возможен приоритет одного над другим при наличии заболевания;2) функционируют вместе;+3) функционируют раздельно.

Как можно влиять на состояние болезни при проведении психотерапии

1) на интеллектуальный уровень;+2) на органный уровень;3) на сенсорный уровень;+4) на эмоциональный уровень

Как функционирует «Живая пирамида»?

1) выделяются отдельные процессы;2) как единое целое;+3) трудно выделить какой- либо этап.

Какие дисциплины лежат в основе медико-психологической реабилитации?

1) медицинская психология;+2) нормальная физиология;+3) психология;+4) психотерапия;+5) хирургия.

Какие клинические проявления могут возникать при паранойяльном развитии?

1) истерические;+2) психастенические;+3) эксплозивные;+4) эпилептоидные

Какие особенности лежат в основе образования условного рефлекса?

1) Зависимость от соотношения во времени условных раздражителей с безусловными;+2) свойства условных раздражителей;+3) состояние безусловно-рефлекторной деятельности;4) состояние коры головного мозга

Какие процессы выделяют в психической деятельности?

1) восприятие, эмоции, мышление, воля память;+2) дыхание, голод, вегетативные процессы;3) сознание, бессознательное

Какие стадии выделяются в гипносуггестивном влиянии?

1) внушённых галлюцинаций;+2) каталепсию;+3) сомноленцию;+4) сон.

Какие фазы выделил В. Введенский в системе тормозного процесса ВНД?

1) исходную;2) парадоксальную;+3) ультрапарадоксальную;+4) уравнительную

Классификация стресс – дистресс

1) лица с физическими недостатками;+2) общие стрессоры;+3) подростки, престарелые, иммигранты;+4) специфические стрессоры;+5) спортсмены.

Критерии болезненной поведенческой реакции

1) дисгармония;2) отчуждение от привычного действия;+3) самопроизвольность;+4) собственное развитие

Критерии социальной адаптации в поведении человека

1) уровень притязания выше уровня достижения;2) уровень притязания ниже уровня достижения;3) уровень притязания соответствует уровню достижения

Медицинская психология изучает

1) взаимодействие лекарственных препаратов;2) закономерности функционирования психики в условиях возникновения и течения заболевания, лечения больных людей и использования психологических факторов в лечебном процессе;+3) особенности взаимоотношений врача и больного;4) психологию медицины.

Медицинская реабилитация (позднелат. rehabilitatio, восстановление) — это

1) выработка новых возможностей человека;2) комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию больного;+3) повторное влияние медицинских действий.

Метод Фельденкрайза

1) дыхательная гимнастика;2) формирование логических умозаключений;3) формирование правильных движений (координация)

Методы психотерапии, преимущественно влияющие на 1 сигнальную систему

1) АТ;+2) гипносуггестия;+3) йога;+4) метод свободных ассоциаций.

Механизмы защиты по З. Фрейду

1) рационализация;+2) реакция гиперкомпенсации;3) регрессия;+4) сублимация

Мышление – это процесс внутреннего рассуждения, в результате которого происходит решение задачи

1) относится к 1 сигнальной системе;+2) относится ко 2 сигнальной системе;3) процесс психической деятельности;+4) физиологический процесс.

На какие сигнальные системы производится воздействие во время психотерапии?

1) на 1-ю сигнальную систему;+2) на 2-ю сигнальную систему;+3) на 3-ю сигнальную систему.

Память в психологии – это определение способности мозга выполнять функции запоминания, хранения и воссоздания опыта. Назовите основные процессы нашей памяти

1) воспроизведение информации;+2) приём информации;+3) удержание информации;+4) уничтожение информации.

Перечислите критерии эмпатии

1) любовь к больному;+2) ненависть;3) сострадание;+4) соучастие

Перечислите часто встречаемые акцентуации характера

1) астенический;+2) возбудимый тип;+3) интровертируемый;4) истерический;+5) паранойяльный;6) шизоидный;+7) эпилептоидный

Пограничные нервно-психические реакции

1) вегетативные;2) неврозоподобные;+3) невротические;+4) психопатические;+5) психопатоподобные

Понятие нормы в поведенческих реакциях

1) сила ответа адекватна интенсивности стимула;+2) сила ответа сильнее стимула;3) сила ответа слабее стимула.

Последовательные стадии условного рефлекса

1) афферентный синтез;+2) обратная афферентация;+3) формирование акцептора действия;+4) формирование эффекторного аппарата

Потеря сознания — это

1) врождённые тенденции человека к сложным формам автоматического поведения, удовлетворяющие определённые потребности организма;+2) защитный механизм;3) условно рефлекторная деятельность ЦНС.

Психоаналитическая концепция К. Юнга – это

1) анима-анимус;+2) коллективное бессознательное;+3) персона;+4) самость;+5) супер-эго;6) тень;+7) эго

Психоаналитическая концепция по З. Фрейду это

1) ид-оно;+2) коллективное бессознательное;3) супер-эго;+4) эго

1) изучает душу человека;2) набор неподтверждённых знаний о психике человека;3) наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека, и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы;+4) разновидность религии.

Психотерапия, ориентированная на тело – автор

1) В. Райх;+2) З. Фрейд;3) К. Юнг.

Рольфинг – принцип терапии

1) влияние на фасции и придание телу гармоничной позы;+2) метод свободных ассоциаций;3) усиленное дыхание.

Слово «характер» обозначает примету, это и индивидуально-психологическая особенность, отличающая одного человека от другого. Какие существуют классификации характера?

1) по акцентуациям характера;+2) по признакам интра- и экстраверсии;+3) по соматотипу;+4) по типу нервной деятельности

Сознание – это

1) взаимоотношение психических актов;2) высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении;+3) форма определения бытовых вопросов жизни.

Социальная дезадаптация – это

1) повторная адаптация;2) разрушение целостного восприятия;3) уход от проблем;4) частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды

Техника Александера

1) вытягивание позвоночника;+2) метод свободных ассоциаций;3) усиленное дыхание.

Техника проведения АТ

1) влияние на вегетативную нервную систему;2) влияние на ритм сердечной деятельности;+3) вызывание чувства тепла;+4) вызывание чувства тяжести;+5) глубокое и равномерное дыхание

Часто встречаемые защитные поведенческие реакции

1) бегство от болезни (алкоголизация);2) подчинение;+3) протест;+4) реакция гиперкомпенсации.

Эгоизм (др. -греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, в том числе когда индивид ставит свои интересы выше интересов других, является

1) надстройкой инстинкта самосохранения;+2) психическим расстройством;3) чертой характера;4) элементом психического инфантилизма.

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную)

1) ответная реакции на раздражение восприятия;+2) относится к 1 сигнальной системе;+3) относится ко 2 сигнальной системе;4) психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру

В это непростое время мы делаем все, чтобы сохранить ваше время и силы. Если хотите сказать автору Спасибо,то можете отправить ДОНАТ. Если при отправке донатавыходит ошибка, напишите автору.

Спасибо, что вы с нами!

Медикаментозная терапия

Определенные лекарственные средства помогают снизить ряд симптомов панической атаки. Если у пациента в головном мозге нарушен обмен нейромедиаторов, баланс процессов возбуждения и торможения, тогда их назначают намного больше, чем в более легких случаях.

На первом этапе медикаменты снимают приступ, а далее восстанавливают работу разных систем мозга. Они способны вообще устранять панические состояние, либо ослаблять их.

  • Транквилизаторы назначают в самом начале лечения и ненадолго, так как они вызывают зависимость. Эти средства гасят остроту приступа, стабилизируют вегетативную систему, нормализуют сон.
  • Антидепрессанты требуют осторожности – нужно внимательно относиться к их противопоказаниям, поэтому подбор строго индивидуален. Интересно, что аналогичные средства разных производителей могут оказывать на больного разный эффект.
  • Нейролептики используются крайне редко – только если паническое расстройство невозможно вылечить с помощью других лекарств, а также при наличии расстройства личности или нарушений обменных процессов в мозге. Кроме того, подобрать их очень сложно.
  • Нейрометаболические препараты весьма активны, поэтому их применяют строго курсами, а вводят в присутствии врача. Они позволяют уменьшить дозы других психотропных средств.

Необходимо еще раз заострить внимание на том, что все вышеозначенные медикаменты назначаются персонально. Врач должен особо внимательно присматриваться к их влиянию на пациента, особенно в первые дни, контролировать прием, отменять и переназначать в случае неблагоприятных явлений.

Психотерапевтическое лечение

Панические атаки невозможно вылечить без психотерапии, использующей такие методики:

Когнитивно-поведенческая терапия считается самой эффективной в этой области – ее называют «золотым стандартом». Пациент с помощью специалиста проходит несколько ступеней:

  • изменяет свои мысли по поводу паники на более позитивные;
  • усваивает технику, снижающую степень тревоги;
  • учится преодолевать агорафобию и т.д.

Данная терапия моделирует мышление и поведение в момент приступа. Проигрывается, к примеру, такая ситуация: паническая атака произошла у вас в тот момент, когда вы ведете автомобиль. Если вы съедете на обочину и остановитесь, разве случится что-то страшное? Вы разобьете машину или умрете? Вряд ли! Именно такое убеждение вырабатывается у пациента, и он перестает бояться приступа.

Классический гипноз предполагает введение больного в состояние транса, в котором ему внушается избавление от панического расстройства. Это способ показывает хорошие результаты, но не все люди ему поддаются.

Эриксоновский гипноз позволяет решить внутренние конфликты. Он более мягок, так как человек сам входит в транс при помощи психотерапевта. Причем в этом случае считается, что негипнабильных людей нет. Кроме этого, пациент обучается самогипнозу, что помогает ему не допускать появления панических атак, снижая уровень тревоги.

Телесно-ориентированная терапия – это целый набор способов, имеющий в виду работу с телом (при воздействии на него и регулируя ощущения можно снизить уровень тревоги). Сюда входят:

  • техники дыхания;
  • релаксация по Джекобсону.

Системная семейная психотерапия усматривает причину возникновения панического расстройства в семье, в бытующих там взаимоотношениях, дисгармонии. То есть, состояние больного зависит от всех членов его семьи, потому и работа ведется с ними всеми.

Психоаналитика видит причины панических атак в бессознательных конфликтах – имеется в виду чувство вины, проблемы с родителями, внутренняя агрессия и т. Поэтому психоаналитик на протяжении нескольких лет будет выяснять эти самые конфликты. Именно такая пролонгация и является недостатком такого метода.

Показаны больному и такие физиотерапевтические процедуры как:

  • расслабляющая и тонизирующая лечебная физкультура;
  • курс массажа;
  • аромотерапия;
  • мезодиэнцефальная модуляция коры головного мозга (МДМ-терапия);
  • электросон;
  • цветотерапия.

В ходе лечения ПА пациент может начать сомневаться в том, что оно происходит правильно, что ему нужна психотерапия и она действительно успешна, а лекарства производят положительный эффект. Кроме того, обстоятельства могут сложиться так, что он нарушил рекомендации врача и предписанный режим. В то же время, у него может произойти приступ. Поэтому больной должен без стеснения просить помощи или консультироваться с ведущим его специалистом. Последний в любой момент будет готов ответить на все вопросы пациента и в телефонном режиме, и при очной встрече. Такая связь, особенно на ранних этапах, должна быть беспрерывной.

Помоги себе сам

Ранняя диагностика и вовремя начатое лечение позволяет полностью избавиться от панических атак, конечно, если они стали хроническими. Можно способствовать профессиональному лечению в домашних условиях или знать, как снять приступ и облегчить его, укрепить организм и устранить негативные факторы.

Уменьшить страх помогут такие народные средства:

  • Чайную ложку сухой душицы залить 300 мл кипятка, настоять 10 минут, процедить. Пить по 150 гр. четыре раза в день.
  • 100 гр. молодых листьев березы заливаем 500 мл кипяченой воды. После настаивания пять часов процеживаем. Употреблять каждый день по 100 мл.
  • Настой из липы или ромашки. Чайную ложку сухих соцветий залить кипятком (стакан) и через полчаса можно пить как чай, предварительно процедив.

Также хороши сок пустырника; спиртовая настойка душицы; отвары мелиссы с мятой; настои валерианы, полыни, крапивы, хмеля.

Помочь расстроенной психике можно хождением по траве или голой земле босыми ногами (даже в холодный период года) – это успокаивает.

Отличный результат дает аромотерапия – свечи с эфирными маслами сосны, эвкалипта, можжевельника. Не помешает и массаж с этими веществами.

Специалисты советуют пить как можно меньше крепкого чая и кофе, меньше сидеть за компьютером и перед телевизором, больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и быть физическим активным. День должен быть распределен правильно между временем для работы, отдыха и сна. Требуется следить за питанием – оно должно быть рациональным, не содержащим острые приправы. Избегать вредных привычек (табакокурение, алкоголь), употреблять витамины.

Подверженным приступам панике следует придерживаться и таких правил:

  • Почаще релаксировать – читать, проводить время на природе, смотреть веселое кино, принимать ванну, слушать хорошую расслабляющую музыку, то есть, полноценно отдыхать. Можно научиться медитации и делать это дома, в тишине, в спокойной обстановке.
  • Научиться правильно дышать, освоить методику дыхания, уменьшающую гипервентиляцию легких и таким образом облегчающую панические симптомы – через бумажный или полиэтиленовый пакет. Прекрасный вариант – пилатес, то есть, дыхательная гимнастика. Запишитесь в секцию и занимайтесь ею под руководством опытного инструктора.
  • Постепенно, с помощью тренировок нервной системы, выработать невосприимчивость к стрессам, не заниматься самовнушением боязни чего-либо, не ругать себя.
  • В случаях выхода ситуации из-под контроля незамедлительно обращаться к специалисту.
  • Настраивать себя на позитив. При появлении тревожных мыслей стараться переключиться на что-то хорошее.

Признаки панической атаки

Многие люди, к сожалению, не понимают, что их «посетила» паническая атака, полагая — внезапно «прихватило» сердце. Действительно, симптомы приступа паники похожи на вегетативный криз: учащенное сердцебиение, пульсация в височных областях, не хватает воздуха – тяжело дышать, боли в груди и животе. Однако принимаемые лекарственные средства «от сердца» никак не улучшают состояние.

Также человек в эти моменты начинает то потеть, то ощущать озноб, у него дрожат конечности, кожа онемевает или ее покалывает, может быть головокружение и тошнота, расстройство желудка. Ему все кажется нереальным, размытым, что это происходит не с ним (дереализиция и деперсонализация), он сходит с ума или умирает. Больной испытывает неимоверный страх, но есть и такие личности, на которых, вместо этого, наваливается тоска- ему все время хочется плакать или проявлять агрессивность.

О наличии такого психического расстройства, как синдром панической атаки, можно говорить, если приступы происходят несколько раз в день или пару – в месяц, и продолжаются несколько минут или до часа (средняя цифра — от 15 до 30 мин).

Приступ появляется неожиданно, безо всякого на то предлога, а не в какой-то пугающей или тревожной ситуации: в магазине, на улице, в кинотеатре, во время вождения автомобиля, дома – на диване, и даже во сне. Человек в этот момент как может находиться среди людей, так и быть в одиночестве.

Вряд ли можно утверждать, что все вышеописанное опасно для здоровья, но панические атаки могут привести к развитию неврозов, депрессии, фобий. Больной, пережив неожиданный приступ, даже совсем короткий, несколько раз, старается сделать все, чтобы избежать повторения. Он становится мнительным, теряет уверенность, постоянно «прислушивается» к себе, нервничает и старается избежать мест и ситуаций, где и в каком случае это произошло. То есть, теперь он боится именно такой атаки и живет в постоянной тревоге и фобическом избегании.

Механизм зарождения панического расстройства объяснить на примере очень просто. Вполне благополучный человек, как правило, сильная личность, живущий нормальной жизнью, получил в определенной травматической ситуации очень яркую эмоцию (гнев, страх и т. Это переживание мозг вбирает в себя и хранит в бессознательном. То есть, сам индивид вроде бы все забыл, но это далеко не так: негатив надежно хранится в далеком уголке памяти и к нему, с течением времени, прибавляются воспоминания о неприятностях, которые неизбежно сопровождают нашу жизнь, какой бы замечательной и спокойно она не была.

В один прекрасный день случается какое-либо значительное событие, очень радостное или печальное (рождение ребенка, смерть родителя), и оно, по стечению обстоятельств, становится последней каплей, переполнившей сосуд с воспоминаниями. Тогда он «взрывается» и у человека происходит паническая атака.

Этот внезапный приступ беспокоит и волнует человека, даже если он прошел очень быстро. Такое непонимание произошедшего, тревожность, напряжение и избыток эмоций по этому поводу, могут спровоцировать еще один приступ, а потом они будут снова и снова. Больного пугает его физическое и психическое состояние в эти моменты, он старается не посещать тех мест, где его настиг приступ – появляются фобии. В итоге паническое расстройство развивается, и, если пустить эту проблему на самотек, то последствия могут быть весьма печальными.

Что делать при внезапном приступе

Чувствуя наступление панической атаки, предотвратить ее можно с помощью следующих рекомендаций:

  • в первые секунды следует нормализовать газовый баланс, спровоцированный гипервентиляцией. Для этого необходимо подышать в сложенные чашечкой ладони или бумажный пакет;
  • нужно закрыть глаза, расслабиться, подумать о чем-то хорошем. Не мешает прилечь и хотя бы подремать;
  • переключиться на процесс, за которым застал кризис, продолжать выполнять его. На улице можно начать считать проходящих людей, решать в уме арифметические задачки и т.п.;
  • начать громко петь любимую песню – веселую, энергичную. Самый подходящий вариант – детская;
  • нахлынувший жар и замутнение сознание можно охладить и прояснить в душе либо умыв лицо и кожу за ушами холодной водой. Далее нужно посмотреть на себя зеркало и постараться уловить момент отступления приступа;
  • выпить чашку горячего чая с медом и мелиссой – этот успокаивающий напиток успокоит и склонит в сон;
  • сделать массаж ушей или ладоней– нажать находящуюся между большим и указательным пальцем перепонку и держать так, сосчитав до пяти. Такое проделывать до тех пор, пока страх не пройдет;
  • пожевать жевательную резинку, которую необходимо всегда иметь с собой. Мозг переключится, оцепенение и волнение уйдет. В этот момент следует начать делать какие-то отвлекающие, но приятные вещи;
  • обладая навыками аутотренинга, можно повторят про себя – ничего страшного не произошло, никакой опасности нет, все пройдет очень быстро.

Рекомендация для тех, кто находится рядом с человеком, на которого нахлынул криз: не нервничайте, а возьмите его за руки и очень спокойным голосом убеждайте, что все нормально и завершится благополучно.

Результаты исследования

Клинический психолог необходим с первых дней поступления пациента на реабилитацию всем участникам реабилитационного процесса, включая его родственников и специалистов мультидисциплинарной бригады. Работа психолога направлена на конкретную реабилитационную цель с конкретными психологическими доменами. Как правило, работа клинического психолога включает в себя несколько направлений: психодиагностическое (нейродиагностика, патодиагностика, диагностика реабилитационного потенциала); психокоррекционное; психотерапевтическое и консультационное; работу с семьей и окружением пациента; взаимодействие с участниками МДБ, а также проведение различных профилактических мероприятий.

В процессе реабилитационной деятельности при использовании Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья психолог работает с рядом основных доменов (табл.

Если это так, то коррекция личности с помощью медико-психологических средств может сыграть значительную роль в процессе реабилитации

Выбор конкретных доменов для реабилитации происходит в соответствии с индивидуальными особенностями пациента в конкретной жизненной ситуации на определенном этапе восстановления. Представленный случай демонстрирует возможность использования Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в практической деятельности психолога.

Клинический случай. Пациентка N, 36 лет, находилась на реабилитации в Центре медицинской реабилитации Филиала ТНИИКиФ ФГБУ СибНКЦ ФМБА России (Томск) в раннем восстановительном периоде ОНМК (ишемический инсульт в бассейне среднемозговой артерии), переведена на второй этап медицинской реабилитации и медицинской поддержки. При первичном осмотре у врачей сложилось впечатление о нарушенном понимании смысла речи, пациентка не выполняет пробы когнитивных тестов (MoCA, MMSE), отвечает односложно, жалоб на самочувствие не предъявляет. Отказывается от еды, имеет постоянно сонливое состояние.

При первичной нейропсихологической диагностике (нейропсихологическая батарея Лурии — Небраска) выявлено: сознание ясное, понимание обращенной речи в полном объеме, отмечается легкое нарушение концентрации внимания, незначительное нарушение счета, темп мышления замедлен, мотивация снижена, выявлены субклинически выраженная тревога и депрессия, пациентка сдержана и молчалива. Пациентка вечером долго не может заснуть, ночью сон тревожный, часто просыпается, днем засыпание не нарушено. В стационаре пациентка находится в сопровождении матери, со стороны которой наблюдается выраженная гиперопека. В ходе терапевтической беседы выявлено, что в детстве пациентка подвергалась сексуальному насилию и тяжело переживала данный факт. К психологу и в правоохранительные органы не обращалась, во всем произошедшем винит себя, возникли патологические установки самонаказания — «хотела сама себя наказать», считает, что болезнь ей «дана в наказание», поэтому желания взаимодействовать с врачами не было. Перед госпитализацией из-за нежелания лечиться поссорилась с матерью. Пациентка проявляет скрытую агрессию на медицинский персонал (подавленная реакция на заботу, которую маме высказать не может), чем усугубляет самообвинение, не желает восстанавливаться, зациклилась на своем состоянии, не хочет воспринимать информацию со стороны. К вечеру тревога возрастает, затрудняя засыпание.

В табл. 2 представлены реабилитационный диагноз пациентки N в доменах МКФ и их динамика в процессе второго этапа медицинской реабилитации. В скобках указаны нарушения и особенности пациентки, лежащие в основе выделенного домена.

Если это так, то коррекция личности с помощью медико-психологических средств может сыграть значительную роль в процессе реабилитации

В соответствии с реабилитационным диагнозом клинический психолог разрабатывает стратегию работы. В данном случае это психотерапевтическая работа с пациенткой, коррекция психических функций, работа с семейным окружением, инструктирование участников МДБ по способу взаимодействия с пациенткой и ее семьей. Динамика, происходящих изменений в процессе реабилитации наглядно представлена в табл. 2 и выражается в снижении значения определителя, следующего за номером домена.

Литература

  • Козлова Н.В., Рогачева Т.В., Левицкая Т.Е., Цехмейструк Е.А., Назметдинова Д.Г. Клинический психолог в системе комплексной реабилитации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1. С. 131–138. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-131-138.
  • Мельникова Е.В., Буйлова Т.В., Бодрова Р.А., Шмонин А.А., Мальцева М.Н., Иванова Г.Е. Использование международной классификации функционирования (МКФ) в амбулаторной и стационарной медицинской реабилитации: инструкция для специалистов // Вестник восстановительной медицины. 2017. № 6 (82). С. 7–20.
  • Шмонин А.А., Касаткина В.М., Мальцева М.Н., Мельникова Е.В., Иванова Г.Е. Анализ проблем в реабилитационном диагнозе в категориях международной классификации функционирования у пациентов с инсультом, принимающих участие в пилотном проекте «Развитие системы медицинской реабилитации в Российской Федерации» // Регионарное кровообращение и микроциркуляция. 2017. Т. 16, № 2 (62). С. 17–24.
  • Шабалина Н.Б., Герсамия А.Г. Использование концептуальных положений МКФ при психологической диагностике в рамках МСЭ // Медико-социальные проблемы инвалидности. 2012. № 1. С. 10–13.
  • Бронников В.А., Смычёк В.Б., Мавликаева Ю.А., Кравцов Ю.И., Склянная К.А., Плотникова О.А., Вильдеман А.В. Об унификации методических подходов к оценке эффективности реабилитации пациентов с последствиями инсульта на экспертном и реабилитационном этапах с учетом принципов международной классификации функционирования // Вестник всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2017. № 4. С. 55–59.
  • Иванова Г.Е., Мельникова Е.В., Шамалов Н.А., Бодрова Р.А., Шмонин А.А., Суворов А.Ю., Нырков Г.В., Тулупов Д.О. Использование МКФ и оценочных шкал в медицинской реабилитации // Вестник восстановительной медицины. 2018. № 3. С. 14–20.
  • Варако Н.А., Шилко Р.С., Ковязина М.С., Рассказова Е.И., Меньшикова Г.Я., Зинченко Ю.П. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) и культурно-деятельностный подход Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева — А.Р. Лурии // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 143–159. DOI: 10.17759/cpse.2019080308.
  • Ежов А.В., Царев А.Ю., Шилина Д.А. Оценка умственных функций в медицинской реабилитации больных с хроническими формами цереброваскулярных заболеваний // Вестник физиотерапии и курортологии. 2019. № 4. С. 47–50.
  • Соловьева А.П., Горячев Д.В., Архипов В.В. Критерии оценки когнитивных нарушений в клинических исследованиях // Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. 2018. № 8 (4). С. 218–230. DOI: 10.30895/1991- 2919-2018-8-4-218-230.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00937 «Биопсихосоциальный подход в реабилитации пациентов с цереброваскулярными заболеваниями: интегративная медико-психологическая модель оценки здоровья».

Обсуждение результатов исследования

Приведенный пример демонстрирует, что реабилитационная деятельность клинического психолога не только ориентирована на нарушенные и сниженные вследствие ОНМК психические функции, но и учитывает личностные характеристики пациентки, ее актуальную индивидуальную жизненную ситуацию и особенности окружения. Подобный подход позволяет предупредить негативное влияние личностных и средовых факторов на процесс реабилитации, улучшить сотрудничество пациентки с другими специалистами мультидисциплинарной бригады на начальных и последующих этапах взаимодействия.

Использование психологических доменов МКФ определило представление реабилитационного диагноза на понятном каждому участнику МДБ языке, что дало возможность другим специалистам учитывать особенности пациентки при организации работы с ней.

Таким образом, адекватно подобранные домены МКФ позволили описать реабилитационный диагноз пациентки, определить основные направления работы психолога и предупредить снижение эффективности деятельности специалистов мультидисциплинарной бригады.

Выводы

В качестве статистического, психодиагностического и исследовательского инструмента МКФ достаточна для обеспечения практической деятельности психологов, реализующих реабилитационное направление. Она позволяет выстраивать продуктивное взаимодействие со всеми участниками мультидисциплинарной бригады, говорить с ними на одном языке, описывать актуальные проблемы пациента и наглядно оценивать динамику восстановления пораженных функций, обеспечивая возможность прослеживать качество и эффективность психологических мероприятий. МКФ структурирует работу психолога, более четко формулирует границы его компетенций, позволяет оказывать прицельную помощь и работать в любой психотерапевтической парадигме. Исходя из целей реабилитации, способствует грамотному сочетанию диагностической, психокоррекционной, психотерапевтической и профилактической работы. При этом ее использование в практической деятельности клинического психолога требует от специалиста глубокого понимания содержания психологических доменов МКФ и навыков их подбора для каждого конкретного случая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector