Федресурс — это федеральный реестр, в который компании и ИП должны вносить юридически значимую информацию о своей деятельности. Ведется он в электронном виде и представляет собой базу данных, формирующуюся посредством внесения в нее сообщений ответственными лицами. Создавая Федресурс, регулятор преследовал сразу несколько целей:
Реестр является публичным и общедоступным — ознакомиться с информацией в нем может любой желающий.
Кто должен публиковать сообщения в Федресурс?
Обязанность распространяется на всех индивидуальных предпринимателей и на все компании вне зависимости от:
Необходимость исполнения обязанности зависит только от того, произошло ли в жизни компании/ИП событие, о котором нужно сообщить посредством публикации в реестр или нет.
Какие сообщения необходимо размещать в Федресурс?
К настоящему моменту различные федеральные законы и иные нормативно-правовые акты предусматривают порядка 80 видов публикаций.
Обратите внимание, что обязанность раскрывать информацию в Федресурс — очень динамическая и быстро меняющаяся. Поэтому ежегодно перечень сообщений пополняется новыми видами публикаций, а какие-то, напротив, упраздняются и в реестр больше не вносятся.
Также важно отметить, что у вашей компании может одновременно возникнуть обязанность разместить сразу несколько видов сообщений!
Совет: чтобы своевременно исполнять обязанность, необходимо постоянно мониторить — произошло ли в жизни компании то или иное событие или нет!
Но чтобы вы не запутались совсем и не проводили дни и ночи, отслеживая необходимость публикации сообщения в реестр, мы подготовили для вас список всех существенных фактов, о которых закон обязует сообщать.
К самым распространенным публикациям относятся:
Полный перечень сообщений, подлежащих внесению в Федресурс, представлен по этой ссылке.
Важно отметить, что не существует единого порядка внесения данных для всех видов сообщений. Так, большинство вносится в течение 3 рабочих дней со дня возникновения существенного факта, а какие-то — в течение 10 или 15 дней.
И плавно от видов публикаций мы перейдем к ответственности, которая может наступить при отсутствии сообщений в электронной базе данных.
Ответственность за не размещение сведений в Федресурсе
Существует несколько категорий ответственности. И наиболее известная всем — это административная, по ст. 14.25 КоАП. Что может грозить тем, кто нарушил закон?
Под неисполнением обязанности в данном случае понимается не только отсутствие публикации в реестре, но и занесение ее туда с нарушением установленных законом сроков, а также с недостоверной информацией.
Невнесение информации о ликвидации, реорганизации и уменьшении уставного капитала может привести к тому, что ФНС откажет в регистрации этих процедур.
Также возможно наступление субсидиарной (личной имущественной) ответственности лиц, контролирующих организацию, в случае ее банкротства. Согласно ст. 61.11 Закона о банкротстве, подразумевается, что организация скрыла от своих кредиторов важные сведения о своем финансовом состоянии, вследствие чего произошла невозможность погашения их требований, за что лица, контролирующие банкрота, несут личную имущественную ответственность. В этом случае субсидиарная ответственность может грозить собственнику, руководителю, юристу и даже главному бухгалтеру.
Разговоры о последствиях — это, конечно, хорошо (на самом деле, мало приятного), но, чтобы понимать масштабы возможных санкций, рекомендуем внимательно изучить уже существующую практику привлечения лиц к ответственности за Федресурс.
1. В части лицензий важно обратить внимание на эти документы —
2. По поводу недостаточности имущества и иных признаков возможного банкротства — представление Прокуратуры Омской области от 06.06.2022.
3. В части аудиторского заключения и финансовой отчетности:
На самом деле, этой практики накопилось гораздо больше. По этой ссылке вы можете ознакомиться с отказами со стороны ФНС регистрировать некоторые процедуры, а здесь — со штрафами от Росреестра и Прокуратуры.
Как опубликовать сведения в реестр и не допустить наступления ответственности?
Пока некоторые пытаются самостоятельно обуздать технически сложный реестр, тратя на это много времени и не успевая уложиться в отведенные законом сроки для совершения публикации, большинство целенаправленно обращается в специализированные порталы. Порталы, которые профилируются на раскрытии информации в государственных реестрах и делают это менее чем за 1 час.
Одним из таких сервисов является Федресурс онлайн — крупнейший в стране, специализирующийся именно на раскрытии информации в Федресурсе. Через него можно опубликовать любой вид сообщения и сделать это всего лишь за 40 минут. Более того, юристы портала могут бесплатно вас проконсультировать по любым вопросам, связанным с совершением публикации в реестре.
Услуга оказывается полностью онлайн — вам не придется даже оплачивать госпошлину и выпускать КЭП (эти опции уже включены в стоимость). После выполнения всех работ вам на почту приходит письмо со ссылкой на опубликованное сообщение в реестре, чтобы вы сами не тратили время на поиск.
Требуется публикация сообщения в Федресурсе? Переходите на сайт fedresurs.online и оставляйте заявку на раскрытие информации!
Федресурс онлайн
Публикуйте сообщения дистанционно за 40 минут по фото или скан-копии 2-х документов
Меж тем, перечень сведений, которые вносятся в ЕФРС о фактах деятельности юрлиц, стал еще шире.
Что случилось?
Президент России подписал Федеральный закон от 12.11.2019 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В чем суть документа?
Поправками скорректированы законы о банкротстве, о регистрации юрлиц и ИП, о защите прав и интересов граждан при возврате просроченной задолженности. Изменения затронули порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц (ЕФРС о фактах деятельности ЮЛ), Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРС о банкротстве).
Какова цель поправок?
По утверждению законодателей, поправки приняты с целью повышения социально-реабилитационной направленности процедуры банкротства граждан, установления механизма обеспечения публичности сведений об обременениях имущества, а также усиления защиты имущественных прав участников гражданского оборота.
Кроме того, благодаря изменениям будет обеспечена публичность сведений по взысканию просроченной задолженности.
Что такое Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц?
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСФДЮЛ) — это федеральный информационный ресурс, в котором содержатся юридически значимые сведения о фактах деятельности юрлиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности (например, о стоимости чистых активов АО или о залоге юрлицом движимого имущества).
Часть сведений в ЕФРСФДЮЛ вносит регистрирующий орган (например, о создании юрлица), а часть — само юрлицо (например, о получении лицензии).
Какую новую информацию должны вносить юрлица в ЕФРСДЮЛ?
В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности теперь в обязательном порядке нужно вносить:
В каких ещё случаях организации нужно подавать сведения в реестр?
Юрлица вносят сведения в случаях, установленных в пп. «к» — «н.3» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, а также в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Например, юрлицо должно вносить в ЕФРСФДЮЛ сведения:
Как юрлицу подать сведения в ЕФРСФДЮЛ?
Сведения для внесения в реестр подаются через интернет-сайт оператора в форме электронного сообщения, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или через нотариуса за отдельную плату.
В какой срок нужно подавать сведения?
По общему правилу для юрлиц срок внесения сведений — 3 рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта. Следует учитывать, что другими нормативными актами может быть установлен иной срок. В этом случае сведения следует вносить в срок, установленный такими актами. Например, срок размещения сообщения об отчёте оценщика — 10 рабочих дней с даты принятия отчёта об оценке объекта.
Платная ли подача сведения?
Да, размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ платное. Сейчас нужно платить за каждое размещение информации.
При этом поправками установлено, что не позднее 1 июля 2020 года должна появиться возможность размещать информацию в реестр за ежемесячную плату. Её размер будет равен 10-кратной стоимости одного размещения сведений соответствующего типа.
Предусмотрена ли ответственность за невнесение сведений в ЕФРСФДЮЛ?
Да, за несвоевременное внесение сведений в реестр ответственность несёт руководитель юрлица в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей, а за невнесение (или внесение недостоверных сведений) — в виде штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. За повторное непредставление или представление недостоверных сведений в течение года руководителя могут оштрафовать на сумму от 10 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет.
Что ещё поменялось?
Поправками уточнены требования в части внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В частности, определены основания и порядок исключения сведений об ИП из ЕГРИП по решению регистрирующего органа.
Кроме того, установлено, что по истечении 30 дней со дня опубликования конкурсным кредитором, должником, работником, бывшим работником должника уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом сведения, содержащиеся в уведомлении, утрачивают силу.
Когда Закон № 377-ФЗ вступает в силу?
Документ вступил в силу 12 ноября 2019 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).
Сведения, содержащиеся в Реестре, размещаются в сети «Интернет» по адресу: http://www.fedresurs.ru (п. 1.3 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утв. приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178, далее — Порядок ведения Реестров).
Формирование и ведение Реестра осуществляются его оператором, функцию которого на настоящий момент осуществляет ЗАО «Интерфакс» (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 228-ФЗ, п. 2 приказа Минэкономразвития России от 21.03.2011 N 121).
В Реестр вносятся сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц, в том числе уведомления о реорганизации, ликвидации юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации.
В частности, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в Реестр вносятся следующие сведения:
— запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации) (пп. «а» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (пп. «б» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пп. «в» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— решение органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пп. «г» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или о ликвидации юридического лица (пп. «д» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО (пп. «е» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— запись об уменьшении или увеличении уставного капитала (пп. «ж» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица (пп. «з» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— запись об изменении адреса (места нахождения) юридического лица (пп. «и» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (пп. «з1» п 7 ст. 7.1, п. 5, п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации);
— сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (пп. «з2» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Данные сведения вносятся регистрирующим органом не позднее чем в течение пяти дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ (абзац первый п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации, абзац второй п. 3.1 Порядка ведения реестров).
Юридическим лицом в Реестр вносятся следующие сведения:
— сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося АО, на последнюю отчетную дату (пп. «к» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося ООО, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (пп. «л» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности (пп. «м» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения (пп. «н» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества (пп. «н1» п. 7 ст. 7 Закона о госрегистрации);
— сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами (пп. «о» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации);
— сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) (пп. «л1» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации в ред. Закона N 360-ФЗ);
— сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации (подп. «л2» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации в ред. Закона N 360-ФЗ);
— сведения о выдаче независимой гарантии с указанием сведений о бенефициаре и принципале, а также существенных условий данной гарантии (пп. «н2» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации в ред. Закона N 360-ФЗ);
— сведения о заключении финансовым агентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (пп. «н3» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации в ред. Закона N 360-ФЗ);
— об обращении в процессе исполнительного производства взыскания на принадлежащее должнику имущество, вносятся должником (ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в ред. Закона N 360-ФЗ);
— о заключении договора финансовой аренды (лизинга), вносятся лизингодателем (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. Закона N 360-ФЗ);
— о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства), вносятся членом СРО (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в ред. Закона N 360-ФЗ);
— о результатах обязательного аудита, вносятся заказчиком аудита (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ред. Закона N 360-ФЗ);
— иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ (пп. «п» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Сведения вносятся юридическим лицом в Реестр в течение трех рабочих дней с даты:
— когда юридическое лицо узнало о возникновении соответствующего факта;
— когда юридическое лицо получило соответствующий акт, если сведения подлежали внесению (включению) в Реестр на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Иной срок может быть установлен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации, абзац третий п. 3.1 Порядка ведения реестров).
Лицо, осуществляющее внесение сведений в Реестр, подписывает информацию в электронной форме, включающую в себя соответствующие сведения, электронной подписью, если иное не установлено законодательством РФ (п. 5 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Лицо, внесшее соответствующие сведения в Реестр, несет ответственность за достоверность и корректность внесенных сведений (п. 4 ст. 7.1 Закона о госрегистрации). Однако законодательного акта, конкретизирующего такую ответственность, на настоящий момент нет. Дискуссионным является вопрос о возможности применения существующей нормы административной ответственности ст. 15.19 КоАП РФ за нераскрытие информации на финансовых рынках.
Размещение в сети «Интернет» сведений, внесенных в Реестр, юридическим лицом, на которого возложена обязанность по внесению соответствующих сведений, осуществляется за плату. Оператор обеспечивает внесение (включение) сведений в информационный ресурс и их размещение в сети «Интернет» не позднее одного рабочего дня после поступления оператору оплаты такого внесения (включения), размещения в сети «Интернет» (п. 6 ст. 7.1 Закона о госрегистрации, п. 2.6 Порядка ведения реестров).
Реестр программ для ЭВМ и БД
18 ноября 2022
Реестр программ для ЭВМ и БД
Автор Илья Кононенко
патентный поверенный №2402, директор департамента сервисных и портальных решений «Гардиума»
Попадание IT-программы в реестр Минцифры дает много плюсов: преимущество при участии в госзакупках, получение грантов от правительства, освобождение от НДС, льготное кредитование. Но для попадания в реестр автор и его разработка должны соответствовать ряду требований.
Что такое реестр Минцифры
В реестр Минцифры вносится российское программное обеспечение, одобренное властями, и которое могут использовать госкорпорации и структуры. Официально его называют «Единым реестром российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Этот реестр открыт и доступен для любого пользователя интернета. Он размещен на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (бывш. Минкомсвязь).
Идея создания реестра возникла еще в 2014 году, после введения первых западных санкций. Тогда правительство задумалось о необходимости разработки отечественного ПО, не зависящего от иностранных компаний. По факту проект был запущен в 2016 году в рамках политики импортозамещения.
Кроме IT, в импортозамещении участвуют и прочие секторы экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство.
Цели создания реестра. Основная цель — поддержка отечественных разработчиков, ведь включение в реестр дает некоторые преимущества. Например, освобождение от уплаты 20% НДС или получение правительственных грантов. Еще таким образом государство планирует отказаться от западного софта и расширить использование IT-продуктов в госструктурах.
Законодательная база. Основной документ, на основании которого был создан реестр это Постановление Правительства РФ № 1236. В нем утверждены порядок формирования и внесения одобренного IT-продукта.
Как устроен реестр. Он представляет собой таблицу с указанием наименования софта, номера регистрации, класса программного обеспечения, даты регистрации и ссылки с документами от разработчика.
Решение о добавлении конкретного продукта в реестр принимает экспертный совет, который возглавляет Министр цифрового развития. По итогу заседания публикуется решение о включении IT-разработки в реестр или об отказе. Во втором случае отказ должен быть обоснованным.
Экспертиза, как и при патентовании объекта интеллектуальной собственности, бывает формальной и по существу. На первом этапе специалисты проверяют комплект документов, правильность указания реквизитов, ссылки и тд. На втором этапе продукт детально изучают эксперты из аккредитованных организаций. В среднем заявку рассматривают примерно 2-3 месяца.
Также совет принимает решение об исключении из реестра ПО, если оно по каким либо причинам перестало соответствовать требованиям норматива. Например, его работа стала невозможной без иностранных компонентов.
Условия для включения программного обеспечения в реестр
Чтобы попасть в реестр отечественного ПО, необходимо соблюдать установленные требования:
Подать заявку можно на сайте Минцифры. Правообладателями могут быть юрлица и физлица.
Попасть в реестр одобренных программ могут как разработчики из России, так из стран Евразийского экономического союза: Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии. Отсюда следует, что госкорпорации и структуры смогут использовать программы для ЭВМ из дружественных государств (Постановление Правительства №1594).
Последствия внедрения реестра
Однозначно утверждать о пользе внедрения данного реестра пока рано. Но некоторые выводы можно сделать уже сейчас.
По мнению члена правления Ассоциации разработчиков программ «Отечественный софт» Александра Голикова, доля отечественного ПО, используемого в госкомпаниях и структурах сейчас составляет примерно 30%. Это обусловлено в первую очередь постепенным переходом с привычных иностранных программ вроде Microsoft Word на отечественные аналоги.
При этом импортозамещение в сфере IT в ближайшем времени должно ускориться. Но это есть две главные причины:
Данные статистики по реестру
Историческая и текущая статистика. В настоящее время в реестре зарегистрировано 15 093 программы (данные Минцифры). При этом 16 210 заявлений о включении было подано в 2022 году.
Теперь посмотрим, как пополнялся Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных последние 5 лет.
В таблице приведено число поданных заявлений (по дате подачи заявления), включенных в реестр (исходя из даты решения о включении), отказов во включении (исходя из даты публикации приказа), исключений из реестра:
На графике синим цветом обозначено количество включенных в реестр программ, розовым – отказы во включении, а желтым – исключения из реестра. Как видим, пик включенных в реестр заявок приходится на начало 2021 года.
Число поданных заявок последнее время растет. Этому способствует уход многих западных компаний и необходимость создания российских аналогов им на замену.
Статистика по поданным заявкам в 2022 году следующая:
Классификация. Все продукты разделены на 11 разделов и 111 классов ПО (Приказ Минцифры №486). Это нужно для упорядочивания реестра по функциональным задачам. Например, операционные системы, драйверы, средства хранения или дополнительные модули. Каждому виду ПО присвоен отдельный класс.
Распределение реестра по классам программного обеспечения в 2022 году:
Региональная статистика. С помощью аналитики Минцифры можно узнать, из какого региона больше всего разработчиков. По этому показателю абсолютным лидером являются Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Далее идут Свердловская область, Республика Татарстан, Новосибирская область, Краснодарский край. Причем эти показатели почти не менялись последние годы.
Основные причины отказов во включении и исключения
Вот некоторые основания, по которым могут отказать или исключить из реестра:
Более подробно о причинах отказа и о том, как их избежать можно узнать из практического руководства Минцифры.
Цифровой маркетплейс Минцифры как дополнение к реестру
В октябре 2022 года Минцифры объявило о запуске маркетплейса отечественных программ. Он доступен на портале Руссофт.
Площадка представляет собой интернет-магазин, где представлено российское программное обеспечение. Чтобы разместить на маркетплейсе свои разработки, правообладатели должны направить заявку через госуслуги. По мнению Минцифры, маркетплейс должен упростить взаимодействие заказчиков и разработчиков.
В магазин могут попасть только российские разработки, включенные в реестр одобренного ПО.
В маркетплейсе все программы разделены на пять категорий: эффективность бизнеса, средства разработки, офис, коммуникации, развлечения, информационная безопасность и системное программное обеспечение.
В настоящее время в магазине представлены 1017 продуктов от 605 IT-компаний. Создатели в будущем планируют расширить функционал маркетплейса. К примеру, планируется добавление системы рейтинга и возможность оставления отзывов.
Услуги патентного бюро «Гардиум» по включению ПО в реестр Минцифры
Эксперты компании «Гардиум» помогут зарегистрировать IT-продукт в реестре Минцифры. Это даст разработчику много преимуществ перед конкурентами: возможность получить госзаказ или финансовую поддержку от правительства. Также это позволит сэкономить на уплате 20% НДС и не опасаться снижения прибыли от продажи программы.
Внесение в реестр также помогает IT-компаниям пройти государственную аккредитацию в Минцифры. Но для этого есть условия:
Средняя зарплата в этом случае за квартал в компании не играет значения.
Включение в реестр программного обеспечения с помощью «Гардиума» проходит в 3 этапа:
Илья Кононенко
патентный поверенный №2402, директор департамента сервисных и портальных решений «Гардиума».
Задать вопрос эксперту
Мнение редакции
Программа для ЭВМ специфический объект интеллектуальных прав. С одной стороны, она охраняется как литературное произведение. И может быть зарегистрирована в Роспатенте как объект авторского права. С другой, — заложенные в нее алгоритмы, концепция могут быть запатентованы. Разработчикам для получения максимальной защиты следует использовать оба режима. Без обращения к патентным поверенным это будет сделать сложно.
С 2013 года в России действует Федресурс (Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности). В него вносятся важные сведения о компаниях и ИП, часть из которых бизнесмены должны сообщать самостоятельно. Подробно о системе рассказывают специалисты TaxCoach.
За неисполнение обязанности предусмотрена административная ответственность, но реальный риск для руководителя бизнеса кроется глубже — в презумпции его вины в случае банкротства компании, результатом чего может стать привлечение к субсидиарной ответственности.
Федресурс ведется в электронном виде и формируется путем внесения в него ключевых для бизнеса сведений, предусмотренных законодательством РФ и саморегулируемыми организациями.
Данные в реестр также поступают и из иных источников: Системы раскрытия информации о судебных актах, Реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Большинство сведений вносится «автоматически», но часть информации компании обязаны размещать в нем самостоятельно и за отдельную плату. За одно сообщение — 825 рублей 12 копеек, в том числе НДС.
К данным, публикуемым по инициативе самих организаций и ИП, в частности относятся:
Это примеры сведений, которые можно узнать об интересующем контрагенте. Чтобы поддерживать их актуальность и установлена обязанность самой организацией публиковать эти сведения, когда только она обладает всей полнотой информации.
В 2016 году введена административная ответственность за нарушение сроков размещения информации на Федресурсе, а также за её непредоставление или размещение недостоверных сведений. Руководителю компании грозит от предупреждения или штрафа от 5 000 до 50 000 рублей до дисквалификации сроком на 3 годачасти 6 — 8 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
На практике, правда, к административной ответственности не привлекают, что создает иллюзию необязательности подачи таких сведений в Федресурс.
Дело в том, что порядок привлечения к ответственности по этим нормам КоАП РФ закреплен только в отношении арбитражных управляющих, деятельность саморегулируемых организаций которых курирует Росреестрстатья 23.86 и под. 10 п. 2 ст. 28.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Однако кто курирует привлечение к ответственности иных лиц, из кодекса не понятно. По этой, видимо, причине за прошедшие годы нам пока не удалось обнаружить факта привлечения к административной ответственности кого-либо из руководителей компаний.
Вот тут-то руководитель компании и скажет: «Тогда зачем мне это надо, лишние траты и заботы? Не размещали мы ничего на Федресурсе и не будем».
Спешим вас предостеречь. С июля 2017 года действуют суровые правила Закона «О банкротстве» (Глава III.2. Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), позволяющие привлечь к субсидиарной ответственности руководителя должника при невозможности погашения требований кредиторов при, так называемых, презумпциях его вины, пока не доказано иное.
Об одной из таких презумпций субсидиарной ответственности за долги перед бюджетом мы недавно писали.
Закон также гласит, что руководитель компании-должника может быть привлечён к субсидиарной ответственности в связи с невозможностью полного погашения требований кредиторов, которая связана с отсутствием или недостоверностью сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ или в Федресурсе(подпункт 5 п. 2 ст. 61.11. Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).
Как разъясняют эти требования сотрудники налоговых органов:
И такие основания уже подтверждаются судебной практикой. Например, невнесение сведений в Федресурс о залоге движимого имущества на сумму более 50 млн. руб., а также о результатах обязательного аудита, стали одними из доводов арбитражного управляющего при привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.11.2018 г. по делу № А40-237842/2015).
Как указано в судебном акте «усматривается, что невнесение в Федресурс сведений о залоге движимого имущества должника (в размере более 50 млн. руб.), повлекло возможность передачи данного имущества третьим лицам, следствием чего явилось уменьшение конкурсной массы и невозможность соответствующего кредитора установить свои требования».
Напомним, залогодержатель имеет преимущества перед другими кредиторами на погашение долга в размере 70% от стоимости имущества, находящегося у него в залогеСтатья 138 Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Однако, презумпция виновности действует, пока руководитель должника не доказал иное.
В одном из дел о банкротстве бывшего руководителя должника пытались привлечь к субсидиарной ответственности, в том числе по основаниям непредоставления сведений в ЕГРЮЛ и Федресурс. Бывший руководитель доказал, что уволился из организации задолго до её банкротства, но организация не внесла данные об этом в ЕГРЮЛ (не назначила нового руководителя). Суд принял сторону бывшего руководителя, так как с момента увольнения у него уже не было обязанности по внесению установленных законом сведений в ЕГРЮЛ или Федресурс (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2018 г. № 01АП-4767/18).
В течение какого периода до наступления банкротства должны не публиковаться сведения об организации, чтобы стать причиной презумпции вины ее руководителя в банкротстве Закономп. 1 ст. 61.10 Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлен общий срок в 3 года, за которые оценивается «поведение» компании и ее руководителя. Следовательно, если в течение этого срока будут установлены факты неисполнения этой обязанности — вина презюмируется.
Вероятно, для защиты руководителя в каждом конкретном случае необходимо оценивать и доказывать, как та или иная информация в Федсресуре не могла повлиять на факт введения контрагентов в заблуждение. Например, о передаче в залог движимого имуществе не сообщили, однако на момент наступления признаков неплатежеспособности договор залога уже прекращен, что не нарушает права кредиторов.
Да, практика по привлечению руководителей к субсидиарной ответственности по правилам, вступившим в силу с 30 июля 2017 года, в том числе по применению презумпций виновности, только начинает формироваться.
Тем актуальнее предупреждение о необходимости соблюдения требований законодательства о публикации юридически значимых сведений о фактах деятельности компании в Федресурсе. Поскольку невыполнение такого требования, например, в отношении товаров, находящихся в залоге у продавца по договору поставки, в самом неблагоприятном случае может привести к субсидиарной ответственности руководителя при банкротстве компании и недостаточности её имущества на погашение долгов.
Поэтому, несмотря на «нерабочую» статью КоАП по административной ответственности и некоторые материальные затраты на размещение информации в Федресурсе, рекомендуем не пренебрегать этой обязанностью и сообщать о своей компании данные, требуемые по закону.
1. Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
2. Федеральный реестр государственных услуг содержит сведения:
1) о государственных услугах, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственных внебюджетных фондов;
2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственных внебюджетных фондов государственных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых федеральными государственными учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств федерального бюджета;
4) иные сведения в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
3. Формирование и ведение федерального реестра государственных услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации содержит сведения:
1) о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых государственными учреждениями субъекта Российской Федерации и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
4) иные сведения, состав которых устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
6. Реестр муниципальных услуг содержит сведения:
1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании;
2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета;
4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
7. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
Федеральный реестр инвалидов – это единая база данных для граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, и для органов власти, которые оказывают услуги или меры социальной поддержки инвалидам
Кабинет поставщика
Пожалуйста, авторизуйтесь для получения доступа к кабинету поставщика.
Данные для машиночитаемого использования и дальнейшей
републикации без ограничений авторского права,
патентов и других механизмов контроля.
Работа в России
Общероссийская база вакансий
Trudvsem.ru
Численность инвалидов
Численность инвалидов в Российской Федерации, федеральных округах и субъектах Российской Федерации
Занятость инвалидов
Численность инвалидов в трудоспособном возрасте. Трудоустройство инвалидов и количество обращений в службу занятости.
от 24 октября 2011 г. N 861