ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21 НОЯБРЯ 2011 Г № 323 ФЗ ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Памятная монета 3 рубля в честь Года прав человека в Российской Федерации, 1998 год

Права человека в России — права человека, закреплённые во второй главе Конституции России, а также в ратифицированных Российской Федерацией в международных соглашениях. Человек, считающий, что его конституционное право нарушено нормой того или иного федерального закона, вправе после того, как пройдёт все судебные инстанции, подать жалобу в Конституционный суд Российской Федерации. Кроме того, если человек считает, что в его случае было нарушение его права, предусмотренного Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод или Международным пактом о гражданских и политических правах, то он был (до 2022 года) вправе обратиться соответственно в ЕСПЧ и Комитет ООН по правам человека. Эффективность национальных правозащитных институтов в России (органов прокуратуры, различных Уполномоченных по правам человека) остаётся низкой — по состоянию на 2010-е годы восстановления прав заявителей этим структурам удаётся добиться не более чем в 6 — 12 % случаев.

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. 14.12.2015),

от 25.06.2012 N 89-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 205-ФЗ, от 27.09.2013 N 253-ФЗ,

от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 386-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ,

от 21.07.2014 N 205-ФЗ, от 21.07.2014 N 243-ФЗ, от 21.07.2014 N 246-ФЗ,

от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 22.10.2014 N 314-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ,

от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ,

от 08.03.2015 N 33-ФЗ, от 08.03.2015 N 55-ФЗ, от 06.04.2015 N 78-ФЗ,

от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ,

от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 13.07.2015 N 271-ФЗ, от 14.12.2015 N 374-ФЗ,

от 29.12.2015 N 389-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 05.04.2016 N 93-ФЗ,

от 26.04.2016 N 112-ФЗ, от 03.07.2016 N 286-ФЗ, от 03.04.2017 N 61-ФЗ,

от 01.05.2017 N 86-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ,

от 29.07.2017 N 242-ФЗ, от 05.12.2017 N 373-ФЗ, от 05.12.2017 N 392-ФЗ,

от 29.12.2017 N 465-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 19.07.2018 N 208-ФЗ,

от 03.08.2018 N 299-ФЗ, от 03.08.2018 N 309-ФЗ, от 03.08.2018 N 323-ФЗ,

от 25.12.2018 N 489-ФЗ, от 27.12.2018 N 511-ФЗ, от 06.03.2019 N 18-ФЗ,

от 29.05.2019 N 119-ФЗ, от 02.12.2019 N 399-ФЗ, от 27.12.2019 N 452-ФЗ,

от 27.12.2019 N 478-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ, от 27.12.2019 N 518-ФЗ,

от 26.03.2020 N 67-ФЗ, от 01.04.2020 N 93-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ,

от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ, от 13.07.2020 N 206-ФЗ,

от 31.07.2020 N 271-ФЗ, от 31.07.2020 N 303-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,

от 22.12.2020 N 438-ФЗ, от 30.04.2021 N 126-ФЗ (ред. 26.05.2021),

от 30.04.2021 N 128-ФЗ, от 30.04.2021 N 129-ФЗ, от 30.04.2021 N 131-ФЗ,

от 26.05.2021 N 152-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 312-ФЗ,

от 02.07.2021 N 313-ФЗ, от 02.07.2021 N 314-ФЗ, от 02.07.2021 N 315-ФЗ,

от 02.07.2021 N 331-ФЗ, от 02.07.2021 N 358-ФЗ, от 30.12.2021 N 482-ФЗ,

от 08.03.2022 N 46-ФЗ, от 26.03.2022 N 64-ФЗ, от 01.05.2022 N 129-ФЗ,

от 11.06.2022 N 166-ФЗ, от 14.07.2022 N 271-ФЗ, от 14.07.2022 N 275-ФЗ,

от 14.07.2022 N 317-ФЗ, от 05.12.2022 N 469-ФЗ, от 19.12.2022 N 538-ФЗ,

от 28.12.2022 N 569-ФЗ, от 29.12.2022 N 629-ФЗ, от 28.04.2023 N 174-ФЗ,

от 13.06.2023 N 256-ФЗ, от 24.07.2023 N 386-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлениями КС РФ от 13.01.2020 N 1-П,

от 13.07.2022 N 31-П)

1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

5.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

6. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях опережающего развития, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О территориях опережающего развития в Российской Федерации».

(часть 6 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 271-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих медицинскую деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(часть 7 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 160-ФЗ)

8. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории свободного порта Владивосток, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О свободном порте Владивосток».

(часть 8 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

9. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях инновационных научно-технологических центров, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(часть 9 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и направленные на реализацию положений настоящего Закона (в ред. Ф З от 01.05.2022 N 129-ФЗ), вступают в силу в сроки, установленные указанными нормативными правовыми актами.

10. Нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом и устанавливающие обязательные требования (за исключением стандартов и порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций), вступают в силу в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в положениях об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, в правилах проведения экспертиз, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных диагностических исследований в случае выявления необходимости проведения указанных исследований в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, а также в порядках проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, могут предусматривать иные сроки вступления их в силу.

(часть 10 введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Предметом специального регулирования не могут быть правоотношения, возникшие при осуществлении деятельности, связанной с высоким риском нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства (ФЗ от 02.07.2021 N 331-ФЗ).

11. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» в области законодательства в сфере охраны здоровья может быть установлено специальное регулирование, отличающееся от регулирования, предусмотренного положениями настоящего Федерального закона. Такое специальное регулирование устанавливается программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Положения данной программы, устанавливающие условия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, могут изменять или исключать действие положений настоящего Федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено настоящим Федеральным законом, и должны содержать в том числе перечень услуг, включая услуги, оказываемые с применением телемедицинских технологий, в отношении которых будет установлено специальное регулирование, а также вид ответственности, применяемой к субъектам экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, с указанием условий ее наступления.

(часть 11 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

Право на обращение и лоббизм

Гарегин Тосунян, глава лоббистской Ассоциации российских банков

Массовое уголовное преследование за экстремизм (с 2011 года)

В 2013—2014 годах Уголовный кодекс Российской Федерации пополнился несколькими статьями, которые предусматривают уголовную ответственность за высказывания:

Уголовное преследование за клевету в отношении государственных чиновников

Жители России, чьи права были нарушены российскими властями, вправе обратиться с жалобой против России в Комитет ООН по правам человека. Комитет ООН по правам человека может вынести рекомендации властям России, но не назначает заявителю никакой компенсации (власти России могут на основе рекомендаций комитета такую компенсацию назначить).

Оценка Freedom House

На этой карте отображены результаты исследований Freedom House за 2008 год Архивная копия от 11 октября 2008 на Wayback Machine: зелёный цвет — свободная; жёлтый — частично свободная; красный — несвободная

Конституционные права человека

Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Российской конституцией гарантированы следующие права человека:

Все права и свободы человека защищаются равным образом, в Конституции не устанавливается иерархии прав и свобод.

Права связаны с обязанностями. Обязанности гражданина Российской Федерации:

Случаи пыток и жестокого обращения

Международная организация Международная амнистия в своих ежегодных докладах сообщает о случаях пыток в российских тюрьмах, а также об избиении милицией подсудимых в подследственных учреждениях.

Массовое избиение в Благовещенске

В российском городе Благовещенске, а также в 20 сёлах вокруг города в декабре 2004 года органы милиции совершили массовое избиение жителей, от которого, по данным правозащитников, пострадало более 1000 человек (по данным следствия пострадало около 300 человек). Людей избивали, пытали, заставляли давать ложные показания. После того как правозащитники и «Новая газета» рассказали об этих противоправных акциях, милиция пыталась скрыть свои издевательства, предлагая жертвам крупные взятки и пытаясь отозвать иски пострадавших.

С экономическими правами тесно связаны социальные права. Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищённость. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище, право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишён жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создаёт для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Низкий размер государственных пенсий

В 2009 году в Грозном была похищена и убита правозащитница Наталья Эстемирова, а также были похищены и убиты гражданские активисты Зарема Садулаева и Алик Джабраилов. Эти преступления остаются нераскрытыми.

Законы и нормативно-правовые акты в сфере охраны здоровья.

Законодательство о здравоохранении – это система нормативно-правовых актов, регулирующих организационные, имущественные, неимущественные отношения, возникающие в связи с оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам, проведением санитарно-эпидемических мероприятий. Рассмотрим основные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в сфере здравоохранения.

Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закрепляют право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. К международным документам также относятся: Декларации Всемирной Медицинской ассамблеи: Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (1983 г.), Лиссабонская декларация о правах пациента (1981 г.), Декларация о независимости и профессиональной свободе врача (1986 г.), Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994 г.)и другие.

Конституция РФ в статье 41 закрепляет право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Основным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является — ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ. В нем определены основные принципы охраны здоровья; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья; организация охраны здоровья; охрана здоровья матери и ребенка; вопросы семьи и репродуктивного здоровья; медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование; медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека; права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, а также медицинских организаций; программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья; организация контроля в сфере охраны здоровья; ответственность в сфере охраны здоровья.

Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Статья 4 Федерального закона закрепляет основные принципы охраны здоровья:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Гражданам гарантируется защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

При оказании медицинской помощи обеспечивается приоритет интересов пациента (ст.6), который реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Закон закрепляет приоритетное право детей на охрану здоровья, независимо от их семейного и социального благополучия, а также приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

В 1991 году 28 июня был введен в действие ФЗ РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» № 1499-1. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

В 2010 году 29 ноября был принят новый Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» N 326-ФЗ,которыйрегулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Основными принципами осуществления обязательного медицинского

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

Отдельные виды медицинской деятельности регулируются Федеральными законами РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.), «О донорстве крови и ее компонентов» (2012 г.), а также «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ — инфекции) (1995 г.), «Об обращении лекарственных средств» (2010 г.), «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» (2001 г.), «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998 г.) и другие.

В системе подзаконных актов важное место занимают Указы Президента России и Постановления Правительства РФ, регулирующие отношения в сфере здравоохранения:

— Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 30 апреля 2008 г. № 656 «Об организации охраны психиатрических больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

— Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами»;

— Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. №646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)».

В настоящее время в РФ действуют разработанные Правительством федеральные целевые программы Программа по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью и др.

В РФ принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.

Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Правительством РФ 25 марта 1996 г. установлено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами, независимо от правовой формы, а также физическими лицами, осуществляемыми предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 июля 1995 г. « О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров», разработана и действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений.

Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.02.95 г.) предусмотрено, что для занятия указанной деятельностью необходимо сдать специальные экзамены в соответствующих учебных заведениях, получить сертификат специалиста и лицензию.

Постановлением Правительства от 13.01.1996 г. утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.

Приказы МЗ РФ осуществляют детальное регулирование медицинской и фармацевтической деятельностью. Назовем некоторые из них:

— Приказ № 318 от 17.11.1995 г. « О положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста»;

— Приказ № 33 от 16.02.1995 г. « Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ»;

— Приказ № 48 от 24.02.1998 г. « Об оплате труда работников здравоохранения РФ»;

— Приказ № 82 от 29.04.1994 г. « Правовой порядок проведения патологоанатомических вскрытий»;

— Приказ МЗ РФ № 326 от 10 ноября 1997 г. « О правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске». Нормы этого приказа устанавливают порядок оформления рецептов на бланках формы № 148-1/у-88 и № 107-у. Предусматривается предельно допустимое для выписывания количество препарата на рецепт, в приложении к приказу даются важнейшие рецептурные сокращения, перечень лекарственных средств списков А и Б;

— Положение о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123);

— Приказ Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. №274 «О порядке регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного производства в Российской Федерации

— Приказ МЗ РФ от 29 апреля 1998 г. № 142 «О перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию» виды медицинской деятельности, подлежащие лицензированию, разбил по следующим разделам:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) скорая медицинская помощь;

4) амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь;

5) общая врачебная практика и семейная медицина;

6) стационарная медицинская помощь;

7) фармацевтическая деятельность в структуре ЛПУ;

8) народная медицина;

9) заготовка органов и тканей;

10) экспертная медицинская деятельность;

11) медицинская деятельность, осуществляемая в санаторно-курортных учреждениях;

— Приказом МЗ РФ от 26 июля 2000 г. № 284 установлен порядок проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах;

— Приказом МЗ от 13 декабря 2001 г. № 448 утвержден перечень органов человека – объектов трансплантации и учреждений здравоохранения, которым разрешено осуществлять трансплантацию органов;

— Приказом Минздрава РФ от 10 февраля 2003 г. N 50 утверждена Инструкция по организации работы женской консультации;

— Приказ № 91 от 22 февраля 2008 г. « О порядке осуществления контроля за качеством донорской крови и ее компонентов» и др.

Взаимосвязь норм законодательства о здравоохранении с нормами других отраслей права России.

Законодательство РФ о здравоохранении включает в себя и нормы различных отраслей права России.

Уголовное законодательство РФ предусматривает ответственность за преступления, которые могут быть совершены в сфере здравоохранения:

ст.109 – неосторожное причинение смерти; ст. 118 — причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности; ст. 120 – принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации; ст. 122 – заражение ВИЧ-инфекцией; ст. 123 – незаконное производство аборта; ст. 124 – неоказание помощи больному; ст. 235 — незаконное занятие медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; ст. 236 — нарушении санитарно-эпидемиологических правил; ст. 292 служебный подлог; ст. 293 – халатность; ст. 290 — получение взятки.

Семейное законодательство РФ в целях охраны здоровья устанавливает брачный возраст (ст. 13 СК), медицинское обследование лиц, вступающих в брак (ст. 15 СК), обстоятельства препятствующие заключению брака (ст. 14 СК), порядок внесения записи о рождении ребенка от «суррогатной матери» в книгу записей рождений (ст.51 СК РФ).

Гражданско-правовые нормы о возмещении физического, имущественного, морального вреда, причиненного здоровью граждан (гл. 59 ГК РФ) распространяются и на отношения в области здравоохранения.

Нормы нового трудового кодекса регулируют трудовые отношения медицинских работников с работодателями, рабочее время и время отдыха, дисциплину труда, охрану труда, материальную ответственность медицинских работников.

Врачебная деятельность основана на соблюдении, как норм врачебной деонтологии, так и норм российского права. Право одно из необходимых условий существования и развития, как всего общества, так и сферы врачевания. В правовом регулировании нуждается не только управление здравоохранением, но отношения, возникающие при врачевании, так как при этом затрагиваются интересы граждан и общества, имеющие первостепенный характер и поэтому выходящие за рамки медицинской этики. В следующих темах мы рассмотрим важнейшие правовые акты, на которых основываются различные виды врачебной деятельности.

Дата размещения (обновления): 22.01.2023

Федеральные законы

Периодически в российских исправительных колониях происходят акции протеста заключённых, которые утверждают, что их права нарушаются со стороны администрации, а проверки надзорных органов по жалобам осуждённых проходят формально и не приводят к наказанию виновных в нарушениях прав заключённых. Среди акций протеста заключённых выделяются бунты, индивидуальные и коллективные голодовки, а также индивидуальные и коллективные суициды.

Бунты в российских исправительных колониях

Протестные суициды в местах лишения свободы бывают индивидуальными и коллективными. Первые иногда проходят в присутствие проверяющих лиц.

Полезные ссылки

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс. Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даёте разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс. Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Нормативные документы в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования

Закон в России установил следующие категории трудовых лишенцев

2. Лица с криминальным прошлым, если вменённая им статья отнесена к определённой категории преступлений. Эта категория трудовых лишенцев создана в 2011—2012 годах. Видимо при установлении запрета законодатели ориентировались не на тяжесть той или иной статьи и даже не на её название, а на название главы Уголовного кодекса, в которую эта статья включена. Потому попали в эту категорию все те, кто привлекался за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Подавляющее большинство лишенцев из этой категории привлекалось за неуплату алиментов (преступление против семьи и несовершеннолетних), побои (против жизни и здоровья), угроза убийством (та же), причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью (та же). Этой категории лишенцев Трудовой кодекс установил пожизненный и безусловный запрет на работу в образовательных организациях, в культурных учреждениях для детей, а также в организациях, занимающихся лечением детей. Запрет касается всех должностей — от дворника до директора. Запрет распространён на все образовательные организации — детские сады, школы, колледжи. Запрет также касается всех преподавателей вузов, несмотря на то, что они с детьми не работают. Что касается остальных вузовских работников (бухгалтерии, отдела кадров, научного персонала, технического персонала и т. д.), то видимо этот запрет их не касается. Создание этой категории вызвало ряд скандалов. Трудовые лишенцы этой категории, имеющие погашенную судимость за нетяжкие составы преступлений упомянутых разделов Уголовного кодекса (кроме половых) получили право на работу в означенных учреждениях, но с условием, что принесут справку из комиссии по делам несовершеннолетних. Такое же право получили лишенцы этой категории, в отношении которых уголовное дело было прекращено по амнистии, за примирением сторон, за истечением срока давности. Однако Конституционный суд признал, что лица с непогашенной судимостью за нетяжкое преступление соответствующего раздела Уголовного кодекса должны быть уволены вне зависимости от их заслуг и обстоятельств совершения преступления. Им срок пребывания в этой категории трудовых лишенцев определён на период до погашения судимости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: