ГИСТОЛОГИЯ БГМУ УЧЕБНЫЙ ПОРТАЛ

ГИСТОЛОГИЯ БГМУ УЧЕБНЫЙ ПОРТАЛ

Учебный портал БГМУ

Вы не вошли в систему Вход

Гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО

Экзаменационное промежуточное тестирование обучающихся

Гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО

График приема отработок

График самостоятельной работы обучающихся

39.04.02 Социальная работа

32.04.01 Общественное здоровье

30.05.01 Медицинская биохимия

34.03.01 Сестринское дело

33.04.01 Промышленная фармация

31.05.01 General Medicine

Аспирантура по специальности 14.02.01 Гигиена

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации

Дополнительное профессиональное образование

Институт дополнительного профессионального образования

Непрерывное медицинское образование

Олимпиады, конкурсы, конференции и другое

Отчеты кафедры гигиена

Паспорт кафедры Гигиена

План работы кафедры гигиена

Отчёт о самообследовании кафедры гигиены


ГИСТОЛОГИЯ БГМУ УЧЕБНЫЙ ПОРТАЛ

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии готовит студентов по одной учебной дисциплине «Гистология, цитология, эмбриология» для специальностей 1-79 01 01 Лечебное дело, 1-79 01 02 Педиатрия, 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело. Гистология, цитология и эмбриология – фундаментальная медико-биологическая дисциплина, изучающая закономерности развития, микроскопического строения, жизнедеятель­ности тканей и их взаимодействие в составе органов. Гистология, цитология и эмбриология содержит базовые знания, необходимые для освоения смежных дисциплин, и лежит в основе клинических знаний.

Немногие из студентов ранее всерьёз занимались микроскопией и изучением тонкого строения организма. Гистология открывает возможность увидеть новый мир – мир двухмерных плоскостных объектов, которые при внимательном изучении и осмыслении складываются в четкую картину. Изучая гистологию, не устаешь удивляться насколько рационально, последовательно, согласованно работают все структуры, как четко налажена связь между регуляторными «центрами» и рабочей «периферией», когда любая команда целесообразна, а ответ адекватен.

Изучение гистологии, цитологии и эмбриологии крайне необходимы для подготовки врача. Студенты не просто приобретают определенный объем знаний, но благодаря ему познают общебиологические закономерности, сущность и динамику процессов в норме, а впоследствии и при патологии. В ходе изучения дисциплины у студентов формируется понятийный аппарат и словарь медицинских терминов, база для понимания других теоретических и клинических дисциплин, закладываются прочный фундамент для клинического мышления. Только познавая микромир, можно понять причины изменений на макроуровне: «Организм – это государство клеток» (Р. Вирхов).

Несмотря на то, что большинство студентов не будут врачами-морфологами, необходимо четко понимать, что гистология и клеточная биология начинают занимать одно из центральных мест в медицинском образовании. Новые знания о сигнализирующих молекулах и регуляторных системах, обнадеживающие результаты клеточной трансплантации, экстракорпорального оплодотворения коренным образом изменяют наше понимание о течении, диагностике и лечении многих заболеваний. Принимая во внимание все более широкое распространение клеточных технологий в медицине, преимущества новых терапевтических и хирургических воздействий, современный врач должен детально понимать развитие, рост, структуру, функции клеток и тканей.

Мы надеемся, что наша увлеченность гистологией не оставит равнодушными студентов, и эта дисциплина станет очередной ступенькой в огромный мир неизвестного, поможет в усвоении и понимании существа нормальных и патологических процессов в организме, поспособствует формированию медицинского понятийного аппарата и развитию основ клинического мышления. Без понимания сущности изменений в организме невозможно принимать нестандартные решения.

Девиз кафедры: «Мы не сочувствуем лентяям, мы сочувствуем их пациентам» — доктор медицинских наук, профессор Леонтюк А. С.

Гистология, цитология и эмбриология – фундаментальная медико-биологическая дисциплина, изучающая закономерности
развития, микроскопического строения, жизнедеятель­ности тканей и их взаимодействие в составе органов. Гистология,
цитология и эмбриология содержит базовые знания, необходимые для освоения смежных дисциплин, и лежит в основе
клинических знаний. Кафедра готовит студентов по учебной дисциплине «Гистология, цитология, эмбриология» для
специальностей 1-79 01 01 Лечебное дело, 1-79 01 02 Педиатрия, 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело. Планирование
и организация учебного процесса осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, учебными
планами, типовыми и учебными программами. Основными формами обучения студентов являются лекции, лабораторные
занятия, контролируемая самостоятельная работа студентов, УИРС и НИРС.

Для формирования глубоких знаний на кафедре подготовлено достаточное количество учебно-методических материалов. Так,
кафедрой создано учебное пособие «Гистология, цитология и эмбриология», получившее гриф Министерства образования.
Для профилизации обучения студентов педиатрического факультета написано учебно-методическое пособие «Эмбриогенез и
раннее постнатальное развитие органов и тканей». Обновлен и размещен на Интранет-сайте университета электронный
учебно-методический комплекс. В ЭУМК входит теоретический модуль, содержащий конспект лекций и электронный учебник.
Практический модуль содержит микрофотографии препаратов на малом и большом увеличении с подписями, электронограммы с
пояснениями, ситуационные задачи с ответами. Этот модуль помогает подготовиться к практическому занятию и
сформировать практические навыки: научиться на гистологических препаратах дифференцировать разные виды тканей,
структурные элементы в составе органов; расшифровывать электронограммы клеток и неклеточных структур тканей и
органов; а ситуационные задачи помогают приблизить теоретические знания к конкретным ситуациям, диктуемым запросами
клинической практики. Модуль контроля знаний содержит основные компоненты итоговых занятий и курсового экзамена,
критерии оценки знаний по теоретическому вопросу и диагностики гистологического препарата, которые дают студентам
представление о требованиях кафедры при выставлении отметок на практическом, итоговом занятии или экзамене.
Вспомогательный модуль содержит дополнительную информацию (ссылки на типовую и учебные программы, терминологический
словарь по дисциплине, содержащий 123 термина, понимание которых вызывает затруднения у студентов, темы рефератов,
список дополнительной литературы).

Кафедра оснащена различными средствами обучения: микроскопы, наборы гистологических препаратов,
электронно–микроскопические фотографии, атласы, учебные таблицы, стенды с рисунками и схемами по всем разделам
курса. Поскольку основная сложность курса гистологии для студентов заключена в необходимости формирования
представления о строении объемного объекта на основе изучения его плоских срезов, то понимание микроструктур должно
строиться сначала на изучении рисунка объекта в атласе, затем его среза на малом, нескольких средних увеличениях, а
затем на большом увеличении микроскопа. В атласах этот переход прослеживается очень плохо. Поэтому наиболее ценным
методическим приемом является наглядная демонстрация препарата с микроскопа. Для этого на кафедре активно
используются телевизоры: с помощью цифровой TV камеры-насадки на микроскопе изображение препарата выводится на ЖК
экран. Последовательная смена изображения увеличивающейся на глазах студента структуры позволяет ему создать
полноценное представление о разных уровнях строения органа. Этот методический подход наилучшим образом реализует
основной алгоритм работы с препаратами: «смотрю-вижу-понимаю-рисую».

Для зарисовки препаратов на кафедре используется практикум «Альбом учебных заданий по гистологии», идея издания
которого реализовалась более 30 лет назад и заключалась в том, чтобы дать возможность студенту запомнить и понять
любую структуру благодаря неоднократному обращению к ней с различных позиций: при обозначении на схемах, при
упоминании в таблицах, во время зарисовки препарата. Студенты должны серьезно подходить к этому разделу практической
работы, потому что значение процесса зарисовки препаратов трудно переоценить. Во-первых, рисунки делают гистологию
более конкретной, помогают процессу формирования объемного 3-хмерного представления об объекте. Во-вторых, при
рассмотрении препарата студенты анализируют структуру, при зарисовке – синтезируют ее вновь, мысленно. Только
благодаря рисованию закрепляется вторая составляющая процесса понимания. В-третьих, изготовление рисунков
микропрепаратов улучшают зрительное запоминание, подключает моторную память, облегчая таким образом не только
понимание, но и запоминание в целом. И наконец, в-четвертых: только посмотрев на студенческий рисунок, преподаватель
может увидеть, что студент увидел и в чем разобрался, а что необходимо еще пояснять.

Практическая работа по зарисовке препарата позволяет уделять внимание деталям, учит наблюдательности, скрупулезности
и точности, т.е. тем качествам, которые необходимы будущему врачу.

За эти годы практикум практически ежегодно корректировался. В настоящее время благодаря развитию информационных и
компьютерных технологий появилась возможность не только учесть современный уровень научных знаний, но и подготовить
интересные, хорошо иллюстрированные задания, дать студенту возможность разобраться не только в микроскопическом
строении органов, но и представить их на электронно-микроскопическом и клеточном уровнях. В настоящее время
практикум имеет гриф Министерства образования и представляет собой пособие, помогающее студентам при подготовке к
итоговым занятиям, экзаменам, при повторении материала на старших курсах.

На кафедре внедряются инновационные методы изучения гистологии. С 1984 г. на кафедре активно работает компьютерный
класс, который показал свою эффективность при организации текущего контроля уровня знаний студентов и отработок
пропущенных занятий. В настоящее время коллективом кафедры совершенствуется и обновляется программа компьютерного
тестирования, создаются задания не только для текущего, но и итогового контроля, задания для самоподготовки, идет
работа над электронным учебником.

Активно проводится обучение иностранных учащихся на английском языке по специальности 1-79 01 01 Лечебное дело. Так,
к настоящему времени доцентами Вылегжаниной Т. А. и Островской Т. И. проведена огромная методическая работа по
подготовке и переводу на английский язык лекций, тестовых заданий для текущего и итогового контроля, разработан и
подготовлен к изданию лабораторный практикум на английском языке по всем разделам курса «Histology, cytology,
embryology practical manual for medical faculty of foreign students (course of studies in English)», кафедрой
создано учебное пособие « Histology, Cytology, Embryology”,получившее гриф Министерства образования.

Для студентов МФИУ, изучающих дисциплину гистология, цитология и эмбриология на русском языке и испытывающих
трудности в освоении этого языка, совместно с кафедрой морфологии человека подготовлены адаптированные издания
«Основы гистологии» и «Основы гистологии, цитологии, эмбриологии».⁠


ГИСТОЛОГИЯ БГМУ УЧЕБНЫЙ ПОРТАЛ

Тел./факс зав. кафедрой:

История кафедры

С момента основания Башкирского медицинского института в 1932 году в ряду фундаментальных кафедр была кафедра морфологии.  Эта кафедра объединяла несколько морфологических дисциплин, а именно – гистологию, нормальную анатомию, патологическую анатомию и оперативную хирургию. Руководителем кафедры был Владимир Михайлович Романкевич. Отделение кафедры гистологии из группы морфологических кафедр произошло в 1938 году. Первым заведующим кафедрой стал Николай Илларионович Чурбанов (1938 – 1948 гг.). В этот период проводится большая работа по организации учебного процесса, оснащению кафедры микроскопами, гистологической лабораторией и оборудованием, необходимым для проведения экспериментальной работы. Вместе с учебным процессом, активно развивается и научная деятельность. Основным научным направлением кафедры в период руководства Н. И. Чурбанова стало изучение морфологии слизистой оболочки желудка при физиологических и патологических состояниях. Эта тематика разрабатывалась сотрудниками кафедры М. Б. Батуриной, Н. А. Кузнецовой, Г. У. Сундюковой, И. И. Садовниковым, А. И. Пандиковой, А. А. Феофановой и др.

В 1948 году возглавил кафедру гистологии Дмитрий Иванович Садовников, который вместе с коллективом кафедры продолжил направление научных изысканий Н. И. Чурбанова.

В 1952 года заведующим кафедрой гистологии стал Царапкин Н. Р. и основным научным направлением в этот период было изучение эндокринной системы. Кафедра была оснащена новым оборудованием, осваивались новые методы гистологических исследований.

В 1955 году руководить кафедрой стал Николай Степанович Шиманов, который также приложил много сил для дальнейшего усовершенствования материально-технической базы кафедры. Открытие новых факультетов в медицинском институте (педиатрического, санитарно-гигиенического) дало начало работам по профилизации преподавания. Тематика научных исследований была направлена на изучение нейрогистологии и кроветворения. Были приняты первые аспиранты кафедры – М. Е. Быков, Ф. А. Каюмов, Г. Я. Наседкин, В. И. Киясова. В результате разработки указанных научных направлений сотрудниками кафедры и аспирантами успешно были защищены кандидатские диссертации (Л. И. Бикбулатова, М. Е. Быков, Ф. А. Каюмов, Э. Н. Хисамов и др.).

С 1974 по 1986 годы кафедру возглавила профессор Ляля Исмагиловна Бикбулатова. Научным направлением подразделения в эти годы стало изучение гистогенеза крови и органов кроветворения человека. Исследования были посвящены морфо-функциональной характеристике клеток периферической крови и клеток крови красного костного мозга человека в возрасте от 4 недель внутриутробного развития до 30 лет постнатальной жизни. Также проводились работы по выявлению наиболее информативных параметров клеточной адаптации в условиях воздействия на организм неблагоприятных факторов внешней cреды и разработке путей коррекции их воздействия. Учебная работа была ориентирована на специализацию по четырем факультетам. Вводятся современные методы обучения, контроля знаний студентов. В обучающий процесс внедрено большое количество новых микропрепаратов, создан музей макропрепаратов, наращивается фонд таблиц и муляжей. Расширились учебные помещения, улучшились условия для самоподготовки учебно-исследовательской и научной работы студентов. Для решения научных проблем и проведения работ со студентами в рамках СНО были приобретены микроскопы различных систем, в том числе люминесцентный, поляризационный, фазово-контрастный, стереоскопический и др. Для исследовательских целей применяется современная вычислительная техника, диапроекторы, контролирующая аппаратура и др. Появилась возможность проводить на кафедре научную работу с применением самых современных методов исследования. Научные изыскания на кафедре преимущественно были посвящены проблеме изучения механизмов адаптации к различным условиям среды. В этот период на кафедре преподавали проф. Л.И. Бикбулатова, доцент Ф. А. Каюмов, ст. преподаватель А. Г. Кадикова, асс-ты  Е. Н. Тропынина, В. А. Шенбергер, В. И. Киясова, Р. В. Росинская, Н. Х. Багашева, Г. Ф. Батыршина, Х. Х. Мурзабаев.


ГИСТОЛОГИЯ БГМУ УЧЕБНЫЙ ПОРТАЛ

В результате проведенных исследований установлены региональные нормативы количественных и цитохимических показателей клеток крови для различных возрастных групп населения Республики Башкортостан, выявлен пакет наиболее чувствительных гематологических тестов для оценки влияния на здоровье человека неблагоприятных экологических факторов города с развитыми нефтеперерабатывающими и нефтехимическими комплексами. По материалам выполненных научных исследований защищены 2 кандидатские диссертации, изданы методические рекомендации и составлены информационные письма для лечебно-профилактических учреждений республики (А. Г. Кадикова, Ф. А. Каюмов, В. И. Киясова, Х. Х. Мурзабаев, Р. В. Росинская, Р. М. Хайруллин, Э. Н. Хисамов). В 1982 году на ВДНХ СССР была экспонирована и удостоена серебряной медали новый метод фиксации тканей (Л. И. Бикбулатова, Х. Х. Мурзабаев).

С 1982 по 1989 годы кафедрой гистологии руководил профессор Ревхать Константинович Данилов. Основное научное направление — гистогенез и регенерация мышечных тканей. Научные исследования сотрудников кафедры были посвящены изучению в возрастном аспекте процессов пролиферации и дифференцировки в эмбриональном гистогенезе мионейральной ткани радужины глаза. Эта тема была разработана З. Б. Ишмеевой. При этом были установлены морфофункциональные изменения в оксидативных и гликолитических мышечных волокнах скелетной мышечной ткани при гемалитической анемии, выявлена фазность реактивных изменений и проявления внутриклеточной и клеточной регенерации в постравматическом гистогенезе поперечнополосатой мышечной ткани соматического типа при анемии. Г.Ф. Батыршина занималась изучением роли антиоксиданта в восстановлении морфофункциональных свойств различных типов мышечных волокон при анемии и травме скелетной мышцы. Годы заведования Р. К. Данилова оказались плодотворными и было защищено три кандидатских диссертации (Мурзабаев Х. Х., Киясова В. И., Хайруллин Р. М.).


ГИСТОЛОГИЯ БГМУ УЧЕБНЫЙ ПОРТАЛ

В 1989 году кафедру возглавил Фарит Амирьянович Каюмов. В 1990 году Каюмовым Ф. А. была защищена докторская диссертация, посвященная исследованию морфофункциональных особенностей клеток крови и плаценты в системе мать-плацента-плод при адаптации к действию неблагоприятных экологических факторов. Разработаны справочные данные гематологических показателей и цитохимических параметров лейкоцитов периферической крови при нормальном течении беременности, у родильниц и новорожденных, применительно к местным экологическим условиям. За период заведования на кафедре гистологии были защищены диссертации кандидата медицинских наук Батыршиной Г. Ф. и Ишмеевой З. Б.

С 1999 года по 2020 год кафедрой руководил  Хасан Хамзович
Мурзабаев.  В 2002 году им была защищена докторская диссертация, посвященная исследованию морфологических основ посттравматической регенерации тканей органов опорно– двигательного аппарата. Были установлены закономерные процессы регенерационного гистогенеза и реактивность системы крови при заживлении кожно-мышечной раны и костных переломов, а также возможность оптимизации восстановительного процесса в условиях механического и огнестрельного повреждения опорно-двигательного аппарата. Одним из научных направлений кафедры стало изучение состояние крови и кроветворных органов при воздействии соединений 2,4-дихлорфеноксиуксусной кислоты (2,4-ДА), широко использующихся в сельском хозяйстве в качестве гербицидов. В 2003 г была защищена диссертация кандидата медицинских наук Салимьяновой Р. Р.  Еще одним направлением кафедры стало изучение репаративной регенерации кожи после механической травмы. Результатом исследований в данном направлении стала защита диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук в 2010 г Ланичевой А. Х. Учебный процесс на кафедре постоянно совершенствовался. С появлением новых специальностей внедрялись новые микропрепараты, материалы для контроля исходного и конечного уровня знаний студентов, открыт компьютерный класс.


ГИСТОЛОГИЯ БГМУ УЧЕБНЫЙ ПОРТАЛ

С сентября 2020 года кафедрой руководит Имаева Альфия Камилевна. Учебный процесс выходит на новый уровень с внедрением цифровых технологий. Проводится обновление обучающих материалов, внедрение их в учебный процесс, в том числе в онлайн формате. Обучение студентов из числа иностранных граждан лечебного и стоматологического факультетов проходит с применением языка-посредника — английского языка. Для этого полностью на английском языке сформирован учебно-методический комплекс, разработаны проверочные материалы. На кафедре в настоящее время работают 12 сотрудников. Преподаватели кафедры: доцент Имаева А. К., профессор Ф. А. Каюмов., профессор Мурзабаев Х. Х., профессор Шарафутдинова Л. А., доцент Г. Ф Батыршина., доцент Р. Т. Сулайманова, доцент М. Я. Фазлыахметова, доцент А. Х. Ланичева, старший преподаватель Л. В. Халикова, ассистенты Хасанова И. Р., Кабаева М. М., Каримов С. С.

Методическая обеспеченность образовательного процесса.

Ежегодно на кафедре обучаются студенты 1-3 курса лечебного (дневного и очно-заочного отделения), педиатрического (дневного отделения), стоматологического (дневного и очно-заочного отделения), медико-профилактического (дневного отделения) и микробиологического (дневного отделения) факультетов. На кафедре преподаются дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» для лечебного (очного и очно-заочного отделения), педиатрического (очного отделения), медико-профилактического (очного отделения) факультетов и «Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта» для стоматологического факультета (очного и очно-заочного отделения).

Практические занятия со студентами проводятся в соответствии с рабочей программой обучения в оборудованных классах, с использованием микропрепаратов, электронных микроскопов, мультимедийного оборудования.

Кафедрой подготовлены и каждый год обновляются методические рекомендации для преподавателей и студентов по тематике занятий и лекций. Созданы учебно- методические комплексы, в состав которых входят компьютерные программы для проверки знаний студентов по изучаемым темам.

Разработаны полные учебно-методические комплексы для обучения студентов следующих факультетов:

Лечебный (дневное отделение)

Лечебный (очно-заочное обучение)

Лечебный (англоязычное обучение)

Педиатрический (дневное отделение)

Стоматологический (дневное отделение)

Стоматологический (очно-заочное обучение)

Медико-профилактический (дневное отделение)

Преподаваемые дисциплины. Контингент студентов. На кафедре ведется преподавание по следующим дисциплинам:

— «Гистология, эмбриология, цитология»  (лечебный, педиатрический, медико-профилактический факультеты);

— «Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта» для стоматологического факультета (очного и очно-заочного отделения).

-элективный курс «Эмбриональный гистогенез и органогенез в норме и патологии» (лечебный и педиатрический факультеты);

-элективный курс «Медицинские аспекты молекулярных основ клеточной биологии» (лечебный факультет (очно-заочное обучение).

Весь учебный процесс на кафедре обеспечен полным набором учебно-методической документации. На кафедре разработаны следующие учебно-методические комплексы:

УМК дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»  по следующим специальностям

31.05.01 – лечебное дело (очное, очно-заочное отделения)

31.05.02 – Педиатрия

32.05.01 – Медико-профилактическое дело

31.05.03 – Стоматология

УМК элективного курса «Гистогенез и органогенез в эмбриогенезе в норме и патологии» , специальности

УМК элективного курса  «Эмбриональный гистогенез и органогенез в норме и патологии» , специальность

31.05.02  – Педиатрия

Все рабочие программы и УМК в целом прошли процедуру внешнего рецензирования, находятся на учебном портале БГМУ.

Перечень печатных изданий кафедры, рекомендованных УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России:

Электронные аналоги перечисленных печатных изданий размещены в электронной учебной библиотеке БГМУ.

Научная проблема кафедры связанна с регенерацией ткани органов опорно-двигательного аппарата в процессе заживления раны после механической травмы и участие при этом системы крови.

В 2010 г аспирантом  кафедры гистологии Ланичевой А. Х. защищена диссертация кандидата медицинских наук на тему:  «Репаративная регенерация кожи после механической травмы и способы ее коррекции». Целью работы было выяснить закономерности репаративной регенерации кожи белой крысы после механического повреждения и обосновать способы целенаправленной коррекции раневого процесса.

Сотрудниками кафедры за 2011-2013 г.г.  были опубликованы 30 статей  в журналах рекомендуемыми ВАК  и 21 статья в прочих изданиях.

В 2012 году был получен один патент на изобретение «Способ местного пролонгированного химиотерапевтического лечения  местнораспространенного нерезектабельного железистого рака органов пищеварения» и  издана монография на тему «Посттравматическая регенерация кожи».

В настоящее время ведется научная работа ассистентом кафедры Герасимовой Т. А. под руководством Мурзабаева Х. Х. и пишется кандидатская диссертация на тему: «Морфофункциональная характеристика иммунной системы при заживлении огнестрельной раны в эксперименте», целью которой является выявление морфологических изменений со стороны органов иммунной системы после нанесения механической травмы и влияние мексидола на перекисное окисление липидов на этапах заживления раны.

Коллектив кафедры принимает участие в учебно-методических конференциях БГМУ. Сотрудники кафедры регулярно участвуют в работе факультетских и общеуниверситетских совещаний и семинаров по УМР. Повышение профессионального уровня  сотрудников проводится разбором на кафедральных совещаниях, открытых лекциях и практических занятиях, обсуждением публикаций по педагогике высшей школы и других вопросов.

Деонтологическое, экологическое, правовое и эстетическое воспитание студентов. Кураторская работа. Профориентационная работа.

Все формы воспитания студентов проводятся на лекциях и лабораторно-практических занятиях в основном через предмет. На лекциях и практических занятиях у студентов воспитываются для будущего врача такие качества,  как дисциплинированность, аккуратность, добросовестное отношение к своим обязанностям, а также систематически практикуются краткие беседы по деонтологии, правовому и эстетическому воспитанию.

Антиалкогольная, антиникотиновая, антинаркотическая пропаганда на лекциях и практических занятиях проводится с увязыванием их употребления с последующими морфологическими проявлениями патологических процессов в тканях и органах.

На лекциях и практических занятиях большое внимание уделяется экологическому воспитанию, при этом основной акцент делается на следующие узловые моменты:

-влияние неблагоприятных факторов экологических условий на прогенез (гаметогенез);

-критические периоды эмбрионального развития организма, значение неблагоприятных экологических факторов при возникновении аномалий и пороков развития, рекомендации по их предотвращению;

-проблема адаптации органов, систем и целого организма, значение неблагоприятных факторов экологических условий, возрастные аспекты адаптационных возможностей организма;

-морфологические критерии для оценки процессов адаптации тканей и органов экологическим условиям.

При  повышении экологической грамотности студентов широко используются результаты научно-исследовательской работы сотрудников кафедры, в частности материалы докторской диссертации профессора Ф. А. Каюмова (влияние экологических факторов на организм беременной женщины и систему мать-плацента-плод), докторской диссертации профессора Х. Х. Мурзабаева, кандидатских диссертаций А. Г. Кадиковой, Х. Х. Мурзабаева, В. И. Киясовой, Г. Ф. Батыршиной, Р. Р. Салимьяновой (возрастные аспекты адаптации системы крови воздействию экологических факторов городов с развитой нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленностью, а также результаты исследований влияния диоксинов на систему крови организма).

Сотрудники кафедры проводят большую работу по профессиональной ориентации абитуриентов, школьников во многих городах и районах республики («День открытых дверей», «День знаний», «День науки»).

НАУЧНЫЙ КРУЖОК КАФЕДРЫ ГИСТОЛОГИИ «МИКРОМИР»

На кафедре гистологии функционирует студенческий научный кружок «МикроМир». С 2008 года руководит СНК доцент Сулайманова Р. Т.

Направление деятельности кружка: «Морфологические особенности репродуктивных функций человека и животных в условиях воздействия экологических и медико-социальных факторов».

Члены научного кружка активно принимают участие в научных конференциях, проводимых БГМУ и другими медицинскими ВУЗами РФ. Представленные научные доклады студентов неоднократно были отмечены призовыми местами, опубликованы в сборниках научных трудов.

Члены научного кружка участвуют в внутривузовской олимпиаде по дисциплине гистология «Что, где, когда и почему?».

В конкурсе Научных кружков БГМУ СНК «МикроМир» (2019 г) удостоен призовым местом среди фундаментальных дисциплин.

В настоящее время членами кружка являются студенты 2-6 курсов БГМУ. Научный кружок участвует с научными докладами в совместных заседаниях кафедр БГМУ биохимии, акушерства и гинекологии, организации здравоохранения.


ГИСТОЛОГИЯ БГМУ УЧЕБНЫЙ ПОРТАЛ

ГИСТОЛОГИЯ БГМУ УЧЕБНЫЙ ПОРТАЛ

При соавторстве Х. Х. Мурзабаева был  издан первый том учебного  пособия по гистологии  (Спб.: «СпецЛит», -2011г.-831 с.), используемое в учебном процессе. Профессором нашей кафедры Ф. А. Каюмовым  в 2012 году был издан «Цветной атлас по цитологии, эмбриологии и гистологии».

Результаты поиска

Студенты специальности «Лечебное дело» (31.05.01) изучают дисциплину «» на кафедре анатомии человека в I-III семестрах. Ответственным за организационно-методическую работу на факультете является доцент, к.б.н., ст.преп. Почуева Н. Н., со студентами, обучающихся на языке-посреднике — доцент, к.м.н., Иманова В. Р.

Студенты специальности «Педиатрия» (31.05.02) изучают дисциплину «» на кафедре анатомии человека в I-III семестрах. Ответственным за организационно-методическую работу на кафедре является к.м.н., доцент Борзилова О. Х.

На специальности Стоматология (31.05.03) студенты изучают дисциплину » человека» в 1-2 семестрах. Ответственным за организационно-методическую работу со студентами факультета является доцент, к.м.н. Минигазимов Р. С., со студентами, обучающихся на языке-посреднике — доцент, к.м.н., Иманова В. Р.

Студенты специальности медико-профилактическое дело (32.05.01) изучают дисциплину » человека,топографическая » в 1-2 семестрах. Ответственным за организационно-методическую работу на факультете является к.м.н., доцент Ахметдинова Э. Х.

Кафедра анатомии человека была основана в 1932 году одновременно с учреждением Башкирского государственного медицинского института (ныне университета). В настоящее время на кафедре обучаются студенты 1-го и 2-го курсов всех факультетов (кроме фармацевтического) Башкирского государственного медицинского университета. На кафедре они изучают предметы:  (лечебный, педиатрический), человека, топографическая (медико-профилактический), человека (стоматологический ) и биология человека (бакалавры: биология) на русском языке. Также проводятся практические занятия и читаются
лекции на английском языке студентам, обучающихся на языке-посреднике, по специальности «Лечебное дело» и «Стоматология».

Заведующая кафедрой: к.м.н., доцент Рыбалко Д. Ю.

Завуч кафедры: к.м.н., доцент Борзилова О. Х.

Кафедра располагается по адресу: г. Уфа, ул. З. Валиди, д. 47, БГМУ, корпус №4.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: