ГЛУБОКОЕ ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА БЛАГОПОЛУЧИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПРОБЛЕМА СТРЕССА СРЕДИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Дата публикации 29.08.2017

Влияние стресс-факторов в профессиональной деятельности медицинских работников

Психолог, аспирант кафедры общей и социальной психологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний НовгородКащеева Александра ВикторовнаАспирант кафедры общей и социальной психологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований стресс-факторов в профессиональной деятельности медицинских работников, их последствия для психофизиологического здоровья; рассматривается актуальность мер, направленных на предупреждение появления симптомов, связанных со стрессом, и на повышение стрессоустойчивости медицинских работников. стресс-факторы, профессиональная деятельность, медицинские работники, скорая медицинская помощь, СМП

The influence of stress factors in the professional activity of medical workers

Barykina Anastasiia IvanovnaPsychologist, postgraduate of Department of General and Social Psychology, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia, Niznij NovgorodKascheeva Aleksandra ViktorovnaPostgraduate of Department of General and Social Psychology, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia, Niznij Novgorod

The article presents an overview review of domestic and foreign studies of stress factors in the professional activity of medical personnel, their consequences for psychophysiological health; the urgency of measures to prevent the onset of symptoms of stress and increase the stress-resistance of medical workers is examined. stress factors, professional activity, medical workers, emergency medical care

Актуальность исследований влияния стресс-факторов на профессиональную деятельность медицинских работников подтверждена еще и тем, что во многих странах России и ЕС работодателей обязывают заботиться о здоровье своих сотрудников, что обуславливает необходимость в четком представлении о зависимости благополучия работников от влияния стресс-факторов в профессиональной деятельности.

Роль стресс-факторов в развитии проявления симптомов ухудшения здоровья у работников СМП очень велика. Для того чтобы лучше понять механизмы воздействия присутствующих на рабочем месте стресс-факторов, исследователи должны рассматривать тресс-факторы в совокупности.

В отношении хронических стресс-факторов, связанных с профессиональной деятельностью сотрудников СМП, были выделены следующие показатели: нехватка общения, недостаточное финансовое вознаграждение, высокая эмоциональная нагрузка, недостаток информации, нехватка поддержки со стороны начальства и коллег (например, персонал зачастую оказывается не проинформированным о важных организационных решениях руководства, вступающих в силу в организации), физическое напряжение, недостаточная автономность работы. Среди работников СМП 8,6% подпали под критерий эмоционального выгорания.

Именно поэтому улучшение условий трудоустройства должно в первую очередь касаться социальных аспектов, таких как социальный климат, повышение признания сотрудников и уровня коммуникации между ними, тем самым, задача руководства сводится к организации и мотивации людей, а не только лишь к повышению эффективности рабочих процедур и улучшению материальной части. Возможность принятия самостоятельных решений, осведомленность о важных задачах организации должны быть доступны каждому сотруднику на том или ином уровне для предупреждения проявления негативных симптомов. При проведении организационных мероприятий на рабочих местах эти социальные аспекты должны быть приняты во внимание.

Исследования профессиональной деятельности медицинских работников СМП раскрывают актуальную проблему влияния стресс-факторов в профессиональной деятельности медицинских работников скорой медицинской помощи.

Проблема стресса у медицинских работников

В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса.

В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т.д.

Возникающее под влиянием стрессоров психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей Однако если стресс оказывается слишком сильным из-за интенсивности воздействия или его неожиданности, ресурсы человека могут оказаться недостаточными для преодоления стресса, и он начинает оказывать деструктивное воздействие на человека вплоть до появления физиологических нарушений и полной дезорганизации его жизнедеятельности.

Та или иная степень переживания стресса характерна для любых критических жизненных ситуаций человека, вследствие чего все они часто именуются стрессами.

С психологической точки зрения, однако, целесообразно различать стрессы, вызванные физическими или иными кратковременными воздействиями (например, травма, полученная во время гололеда, или перебранка в транспорте), и относительно длительные переживания человека, связанные со значимыми для него психологическими проблемами.

Итак, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека и иметь различную физическую природу. Роль раздражителя может играть и слово.

По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральную нервную систему. После соответствующей обработки раздражителя реакция ответа идет двумя путями. Один идет по нервной системе, второй — гуморальным путем. Нервный сигнал в течение долей секунды достигает органов исполнителей, обеспечивая таким образом быстрый ответ. Гуморальный ответ более медленный, но зато более мощный и продолжительный. Рождается гуморальный импульс в одной из глубинных структур мозга — гипоталамусе, откуда по кровеносной системе в виде гормона поступает в гипофиз. Гипофиз находится в относительной близости от гипоталамуса, на основании мозга. Под воздействием гипоталамического фактора гипофиз выделяет в кровеносную систему гормоны, которые, в свою очередь, побуждают периферические эндокринные железы выделять собственные гормоны. Роль как нервного, так и гормонального фактора сводится к подготовке организма к работе более интенсивного характера, чем в исходном состоянии. Для этого требуется выработка дополнительно достаточного количества питательных веществ. Мобилизация энергии идет как за счет перераспределения ее в организме, так и путем мобилизации запасов и ускоренного синтеза глюкозы. Глюкоза является особенно емким субстратом аэробного окисления, потребляющим наименьшее количество кислорода в расчете на единицу энергии.

В процессе адаптации участвуют все периферические железы организма. В этой связи стимулируется выделение катехоламинов и кортикостероидов надпочечными железами, повышается секреция глюкагона поджелудочной железой, увеличивается в крови содержание тиреоидных и паратиреоидных гормонов. Растет концентрация соматотропного гормона, а также вазопрессина и тиреокальцотонина. Одновременно угнетается секреция инсулина и половых гормонов, тормозится работа вилочковой железы — центрального органа иммунной системы. Результатом такой деятельности нервной и эндокринной систем является перераспределение кровотока. Увеличивается кровоток в мышечной системе, в сердце, легких и мозге. Кровоснабжение пищеварительного тракта уменьшается. Таким образом, органы, участвующие в борьбе, обеспечиваются необходимыми ресурсами, а пищеварительная система, репродуктивная функция и иммунная функция тормозятся .

Стрессорные гормоны влияют на обновление липидного слоя мембран клеток. Таким образом, повышается «текучесть» мембран, а вслед за этим растет «эффективность» действия регуляторных факторов на клетки. При интенсивной или длительной стресс-реакции усиление этого эффекта может привести не только к увеличению интенсивности жизнедеятельности клетки, но и к повреждающему эффекту. Локализация повреждения обусловлена морфологическим и функциональным статусом органов или тканей, подвергающихся гормональным атакам. Первыми подвержены разрушению ослабленные или дефектные ткани. Кроме неспецифического ответа организма на стрессорное воздействие существует и специфический компонент реакции, обусловленный характером самого стрессора. Частью такого специфического ответа являются эмоции. Их возникновение обусловлено предшествующим опытом человека и сохраненным сознанием в момент воздействия стрессора. По своей сути, это эмоциональная память на повторяющиеся события. Эмоциональная память может быть как истинной, т.е. полученной на основе собственного опыта, так и абстрагированной, синтезированной из чужих впечатлений, полученных путем пересказа. При внешней оценке эмоции можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. Первичная положительная эмоция возможна лишь при полном совпадении рабочего эффекта и предшествующего опыта. Малейшее рассогласование немедленно вызовет чувство неудовлетворенности. Реакции, ярко окрашенные эмоциями в ответ на предъявленные требования, получили название эмоциональный стресс. Через первичную эмоцию проходит первая линия обороны. Положительные волнения вызывают чувство удовлетворения от ожидаемого эффекта. Отсутствие положительной реакции вызывает чувство дискомфорта. Отсутствие должной положительной эмоции тут же создает новую комбинацию афферентных возбуждений, способных дать положительный эффект, т.е. создается своеобразный пеленг, который прекращает поиск при достижении положительного результата .

Профессиональный стресс у медицинских работников

Можно утверждать, что профессиональный стресс – это, прежде всего, следствие снижения профессиональной мотивации и что «выгорание» и сохранение увлеченности работой — это два полюса взаимоотношений человека и профессии. Целым рядом исследований показано, что постепенно развивающаяся профессиональная деформация у медицинских работников достаточно часто приводит к тому, что при высокой степени «выгорания» нарастает тенденция к негативному, нередко даже скрыто-агрессивному отношению к пациентам, общению с ними в односторонней коммуникации путем критики, оценок, давления, от чего, естественно, страдают обе стороны. Но вопрос о том, что здесь первично, а что является следствием, пока открыт. Абсолютный уровень требований не является определяющим для возникновения профессионального стресса. Самое важное — рассогласование между ними и субъективной оценкой личностных ресурсов, необходимых для удовлетворения этих требований, которые к тому же нередко воспринимаются достаточно иррационально и некритично.

Профессиональное «выгорание» сотрудников может быть обусловлено структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий.

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием».

Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности , высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений.

Предупреждение профессионального стресса

В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках «выгорания» и факторах риска. Чем раньше и больше узнают врачи о том, как возникает и какими признаками характеризуется этот синдром, тем больше у них возможностей его избежать или снизить выраженность.

Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку. Эта точка зрения выдающегося психолога G. Roberts находит подтверждение в практике психопрофилактики и психокоррекции синдрома «выгорания».

Итак, исследования показывают, что синдром «выгорания» сопутствует повседневной, рутинной профессиональной деятельности, часто требующей от врачей достаточно интенсивного, неспонтанного, не обязательно конфликтного, но по разным причинам эмоционально напряженного общения с пациентами, и поэтому он отнюдь не связан с ее экстремальными условиями. Тогда становится понятным, почему у врачей общей практики частота и интенсивность этого синдрома заметно выше, чем у хирургов или травматологов.

Среди характеристик коммуникативных профессий, существенно влияющих на развитие стресса, отмечают: ограничение возможности использования имеющегося личностного потенциала; монотонность работы; высокую степень неопределенности в оценке выполняемой работы; неудовлетворенность социальным статусом. И только после этого в качестве стрессогенных факторов рассматривают низкий уровень оплаты и неудовлетворительные условия труда, считая их важными, но не ведущими, как это часто кажется, источниками профессионального стресса у медицинских работников.

В фокусе проблемы профессионального стресса находится соответствие/несоответствие потенциальных возможностей профессионала и социальных условий его деятельности. Поэтому эта проблема рассматривается в комплексе «специалист коммуникативной профессии — его социальное окружение». Очень важен аспект эмоциональной заразительности синдрома «выгорания», что также подчеркивает его социальную природу.

Профессиональный стресс — это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия, нечеткого обозначения социальных ролей и функций, недостаточной эмоциональной поддержки со стороны коллег и руководства.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Стресс – совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров, нарушающая его гомеостаз. Значимый вклад в изучение механизмов стресса внес Ганс Селье. Ученый впервые сформулировал концепцию этого явления. В 1936 году Селье выделил понятие «общий адаптивный синдром» и определил стадии стресса. Существует разновидность стресса ‒ профессиональный стресс. Профессиональный стресс ‒ это явление, возникающее вследствие действия на психику различных факторов, сопровождающих человека в процессе его профессиональной деятельности. Н.В. Самоукина выделяет такие виды профессионального стресса: стресс конкуренции; боязнь совершить ошибку; профессиональный стресс достижения; несовпадение темпов общения работников. В 1974 году Френденберг ввел термин «выгорание». Ему удалось выделить три основных составляющих профессионального выгорания. Позднее были установлены группы людей наиболее подверженных выгоранию и профессиональному стрессу. Медицинские работники входят в эту группу риска, поэтому лучший способ борьбы с неблагоприятными последствиями ‒ профилактика постоянного стресса, создание условий для психологической разгрузки медицинский работников.

1. Винокур В. Л. Профессиональный стресс у медицинских работников // Вестник МАПО. 2002. №2, 4с.

2. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. ‒ М.: Просвещение, 1983. ‒ 165 с.

3. Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: «Современное состояние и перспективы»: Хрестоматия. ‒ М.: Просвещение, 1995. ‒ 683 с.

4. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. № 3, 90-101с.

5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. ‒ М.: Медгиз, 1960. ‒ 255 с.

6. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. ‒ М.: Прогресс,1979. ‒ 124 с.

7. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. ‒ СПб.: Питер, 2007. ‒ 256 с.

8. Экспериментальные модели в патологии: учебник/ В. А. Черешнев, Ю. И. Шилов, М. В. Черешнева, Е. И. Самоделкин, Т. В. Гаврилова, Е. Ю. Гусев, И. Л. Гуляева. ‒ Пермь: Перм. гос. ун-т., 2011. ‒ 277 с.

Высокий темп современной жизни является фактором, создающим психоэмоциональную нагрузку. Постоянное напряжение негативно отражается не только на состоянии нервной системы, но и организма в целом. Люди некоторых профессий контактируют со стрессовыми факторами практически постоянно. Именно к этой группе относятся медицинские работники. Рассмотрим, что такое стресс, каким он бывает, и почему среди врачей часто встречается синдром профессионального выгорания.

Теория стресса Селье

Ключевые положения теории Селье:

Первая стадия — это тревога. Эта начальная реакция организма на стрессовый фактор возникает благодаря активации симпатоадреналовой системы, обеспечивает повышенную мышечную активность, что позволяет более эффективно справиться с непривычным для организма внешним воздействием.

На второй стадии усиливается катаболизм, активируется гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система, мобилизуются запасы энергии, накопленные в организме. Это позволяет организму адаптироваться к состоянию постоянного напряжения и готовности молниеносно реагировать на ситуацию. Это состояние получило название стадии резистентности.

Первые две стадии связаны с колоссальными энергетическими затратами, поэтому организм не может постоянно находиться в таком состоянии. Спустя некоторое время наступает стадия истощения.

Селье дал только определение третьей стадии, но не смог выявить ее механизм. Позже было установлено, что истощение происходит в результате активации эндогенной опиоидной системы.

Для исследования Френденберг взял группу пациентов, работа которых связана с непрерывными коммуникациями с большим количеством людей. Ему удалось выделить три основных составляющих профессионального выгорания:

К симптомам психофизиологического выгорания относятся хроническая усталость, эмоциональное истощение, нарушение сна, одышка, заторможенная реакция на раздражители. Социально-психологическая составляющая — это раздражительность или нежелание общаться с людьми, постоянные эмоциональные срывы, тревожность, негативизм. У пациентов с синдромом профессионального выгорания проявляются такие поведенческие особенности, как нежелание выполнять свои функциональные обязанности, постоянные опоздания на работу, нежелание общаться со своими коллегами, несдержанность в отношении клиентов, большое количество ошибок в работе. Многие принимают такие проявления за нежелание сотрудника работать, его лень и некомпетентность, но на самом деле эти особенности имеют патофизиологическую основу и обусловлены работой в условиях постоянного стресса.

Представители некоторых профессий практически не подвержены профессиональному выгоранию, но во многих сферах деятельности эта проблема является крайне актуальной. В первую очередь выгоранию подвержены специалисты, которые постоянно работают с людьми. Это медики, педагоги, работники сферы обслуживания.

Смена места работы и вида трудовой деятельности, расширение круга обязанностей всегда сопряжены со стрессом. Если сотрудник длительное время не может адаптироваться к новой обстановке, он находится в группе риска по возникновению выгорания.

В современных условиях многим приходится работать в условиях нестабильности. Тактика руководства некоторых учреждений, нестабильность некоторых компаний и сложная экономическая обстановка постоянно создают риск утраты рабочего места для некоторых работников. Это вызывает постоянное внутреннее напряжение.

Еще одна группа людей, постоянно подверженных стрессу — это жители мегаполисов. Постоянное общение с большим количеством незнакомых людей, невозможность остаться наедине со своими мыслями, создают напряжение, которое может стать причиной психофизиологических нарушений.

Причиной развития профессионального стресса может быть не только слишком большой круг профессиональных обязанностей, но и недостаточно четкие требования со стороны руководства, долгая дорога на работу, сложные взаимоотношения с коллегами, низкая заработная плата, отсутствие перспектив развития и даже недостаточная загруженность.

Стресс на рабочем месте могут вызывать не только психологические аспекты, но и условия труда, не соответствующие санитарным нормам: недостаточная освещенность, низкая или высокая температура в помещении, отсутствие адекватного воздухообмена. При работе в таких условиях организм работает на пределе адаптационных ресурсов, что заканчивается истощением.

Классификация профессионального стресса

Единой классификации на сегодняшний день не существует. Рассмотрим самые популярные, максимально точно отражающие суть проблемы.

В западной литературе описывается шесть основных источников профессионального стресса:

Субъективные причины стресса у каждого свои. Риску подвержены неуверенные в себе, необщительные люди, болезненно реагирующие на критику и пренебрежительное отношение. Некоторые люди имеют жизненные убеждения, не совпадающие со взглядами других членов коллектива. Это мешает нормальной коммуникации и является причиной постоянного внутреннего конфликта.

В зависимости от рода факторов различают:

Особенности профессионального стресса у медицинских работников

Медики входят в группу риска по возникновению синдрома профессионального выгорания. В работе врачей разных специальностей всегда присутствуют такие факторы, как постоянное общение с большим количеством людей, интенсивный график работы, большая ответственность за каждое принятое решение. Медицинские работники часто вынуждены работать в ночную смену, что нарушает нормальные биоритмы и приводит к нарушению цикла сна и бодрствования. Кроме того, медики ежедневно видят чужие страдания и смерть, начальство часто выдвигает к ним повышенные требования, а условия труда и его оплата не соответствуют уровню ответственности, которую несет каждый доктор.

Профессиональное выгорание у медиков характеризуется следующими проявлениями: чувство усталости, истощения; головные боли; колебания АД; нарушения сна; отрицательное отношение к работе; раздражительность; тревожность; отрицательное отношение к себе; чувство вины; снижение памяти; низкая продуктивность работу; цинизм; ощущение собственной некомпетентности.

Врачи, стремящиеся всегда быть лучшими, болезненно реагируют на критику. Кроме того, они неспособны длительное время выполнять однообразную работу. Деятельность в таких условиях довольно быстро приводит к выгоранию.

Жертвами профессионального стресса также становятся люди впечатлительные, способные к эмпатии. Воспринимая чужую боль, как собственную, они быстро разрушают собственную психику.

Профилактика профессионального выгорания

К сожалению, в большинстве лечебных учреждений не уделяют должного внимания профилактике профессионального выгорания. Именно поэтому так много жалоб на медицинских работников поступает со стороны пациентов. Постоянным стрессом обусловлен и уход многих специалистов в другие сферы деятельности.

За рубежом для медиков проводятся специальные тренинги, позволяющими медикам выразить свои эмоции, найти понимание и поддержку, разрешить внутренние конфликты, снять напряжение. В некоторых странах профилактика выгорания закреплена на законодательном уровне. В нашей стране в последние годы также разрабатываются и внедряются программы психологической реабилитации медицинского персонала.

Профессиональный стресс оказывает негативное влияние на качество оказания медицинской помощи и жизни медицинских работников. Именно поэтому данной проблеме нужно уделять должное внимание. Профессия врача и медсестры сопряжена с ежедневным стрессом, поэтому групповая и индивидуальная работа психологов с медицинскими работниками является важным аспектом профилактики психосоматических расстройств. Постоянные психические нагрузки на работе приводят не только к поведенческим расстройствам, но и вызывают серьезные нарушения в работе нервной и сердечно-сосудистой системы. Лучший способ борьбы с неблагоприятными последствиями — профилактика постоянного стресса, создание условий для психологической разгрузки медицинский работников.

Библиографическая ссылка

Сафиуллина Л. А. П РОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-2.
;

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18521 (дата обращения: 12.10.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: