ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД И ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Проблемы и тенденции

Одной из проблем является выбор нужной информации. Волны спама
и флуда
(причем не только в Интернете
, но и в СМИ
) иногда делают получение действительно нужной, полезной информации задачей трудновыполнимой. А широкое использование средств вычислительной техники ставит ряд новых вызовов информационной безопасности отдельных организаций, лиц и целых государств (см. конкурентная разведка
, промышленный шпионаж
, кибервойна
).



Своими предпосылками информационная эра имеет последствия информационной революции в области информационных технологий (создание первых ЭВМ
 — Z3, компьютер Атанасова — Берри
, МЭСМ
, ENIAC
, изобретение транзисторов
, миниатюризация, глобальные сети). Эти достижения сделали возможным создание сложных технических систем, которые позволили обрабатывать огромные по сравнению с предыдущими годами объёмы информации.

Параллельно развивалась научная основа для эффективной работы и управления этих систем. Недостаточность механистического объяснения процессов в мире привела к появлению нового подхода в методологии исследований — системного подхода. В середине ΧΧ века Норбертом Винером
была создана новая наука о взаимосвязях и управлении систем — кибернетика
, а теория информации
, разработанная Клодом Шенноном
, позволила подойти к информации как определённой величине, что можно измерять и передавать на большие расстояния без потери качества.

Всё это заложило основу для информационной революции, основным последствием которой стало все возрастающее большое значение качественной, нужной информации.

Третий этап развития менеджмента

III 
период развития менеджмента — период
систематизации (1856-1960).

 Наука
менеджмент, как наука об управлении
находится в постоянном движении.
Формируются новые направления, школы,
течения, изменяется и совершенствуется
научный аппарат, наконец, меняются сами
исследователи и их взгляды. С течением
времени менеджеры изменяли ориентиры
от потребностей своей конкретной
организации на изучение сил управления,
действующих в их окружении. Некоторые
из них решали свои управленческие
проблемы теми способами, которые,
казалось, срабатывали и в прошлые
периоды. Другие исследователи искали
более систематизированные подходы к
управлению. Их индивидуальные успехи
и провалы могут дать ценные уроки для
сегодняшних менеджеров.

В
сущности, то, что мы сегодня называем
менеджментом, зародилось во времена
промышленной революции в XIX в. Возникновение
фабрики как первичного типа производства
и необходимость обеспечения работой
больших групп людей означали, что
индивидуальные владельцы больше не
могли наблюдать за деятельностью всех
работников. Для этих целей обучали
лучших работников — обучали для того,
чтобы они могли представлять интересы
владельца на рабочих местах. Это и были
первые менеджеры. Управление было
признано самостоятельной областью
деятельности только в двадцатом веке.


  1. Kluver, Randy
    Globalization, Informatization, and Intercultural Communication

    . Oklahoma City University. Дата обращения: 18 августа 2010.
    Архивировано
    31 августа 2012 года.


  2. Пробуждение Маклуэна
    Архивная копия
    от 21 мая 2015 на Wayback Machine
    , см. Пробуждение Маклуэна

  3. Porter, Michael.
    How Information Gives You Competitive Advantage
      (англ.)
     // Harvard Business Review
     : magazine. Архивировано
    23 июня 2015 года.


  4. McGowan, Robert.
    The work of nations: Preparing ourselves for the 21st century capitalism, by Robert Reich. New York: Knopf Publishing, 1991
      (англ.)
     // Human Resource Management : journal. — 1991. — , . — . — ISSN
    1099-050X
    . — doi
    : 10.1002/hrm.3930300407
    .

  5. «U. S. Manufacturing : Output vs. Jobs, January 1972 to August 2010 «. B LS and Fed Reserve graphic, reproduced in Smith, Fran. «Job Losses and Productivity Gains»
    Архивная копия
    от 13 октября 2010 на Wayback Machine
    , OpenMarket.org, Oct 05, 2010.

  6. Cooper, Arnold C.; Gimeno-Gascon, F. Javier; Woo, Carolyn Y.
    Initial human and financial capital as predictors of new venture performance  (англ.)
     // Journal of Business Venturing

     : journal. — 1994. — , . — . — doi
    : 10.1016/0883-902690013-2

    .


Уровни зрелости управления


Социолог Мануэль Кастельс
объясняет этот термин следующим образом:

Типовые направления, процессы и функции менеджмента

Согласно PAEI классификации

, предложенной Ицхаком Адизесом
, можно определить четыре укрупненных направления деятельности менеджмента:

  • E — Entrepreneuring (предпринимательство);
  • I — Integrating (интеграция);
  • A— Administering (администрирование);
  • P — Producing results (производство результатов).

Крупные и средние организации одновременно ставят и решают комплекс взаимосвязанных задач, для чего создают несколько подсистем (процессов) в системе менеджмента:

  1. По направлению «Предпринимательство ( E
    ntrepreneuring)» типовые подсистемы (процессы) менеджмента:

    • Маркетинг
    • Стратегическое управление
    • Инвестиционный менеджмент
      , управление активами
    • Финансово-юридический риск-менеджмент
    • Инновационный менеджмент
    • Управление изменениями
  2. По направлению «Интеграция ( I
    ntegrating)» типовые подсистемы (процессы) менеджмента:
  3. По направлению «Администрирование ( A
    dministering)» типовые подсистемы (процессы) менеджмента:
  4. По направлению «Производство результатов ( P
    roducing results)» типовые подсистемы (процессы) менеджмента:

    • Управление качеством
    • Управление цепочками поставок
    • Управление производством
    • Управление продажами
    • Экологический менеджмент
      , технологический риск-менеджмент

Согласно процессному подходу к рассмотрению управления ( Цикл Деминга, PDCA
), основными инвариантными функциями менеджмента являются:

  • «Plan»: прогнозирование, программирование, планирование (стратегическое, среднесрочное, краткосрочное), разработка, создание, организация, нормирование, стандартизация, регламентирование;
  • «Do»: руководство исполнением плана, управление производством, исполнение бизнес-процессов;
  • «Check»: мониторинг, контроль, контроллинг, учёт, отчетность;
  • «Act»: анализ, корректировка исполнения, мотивация.

Функции менеджмента делятся на две категории: предварительные — «Plan» и «Act» (включая прогнозирование, программирование, планирование, корректировка по итогам исполнения); оперативные — «Do», «Check» (исполнение плана, контроль исполнения). К функциям менеджмента относится регулирование, система регулирования (система саморегулирования), что включает в себя: «Check» (мониторинг, контроль, контроллинг, учет, отчетность) и «Act» (корректировкe исполнения, без существенной корректировки планов, бизнес-процессов, структуры организации).


  • https://vshot.ru/it-ebook/index.html
    [1]
  • Информационные революции и информационные технологии
    /вебархив/

Исторические информационные революции

Формирование современного информационного общества стало результатом нескольких информационных революций, которые произошли в истории развития человеческой цивилизации, и которые не только кардинально меняли способы обработки информации, но и способ производства, стиль жизни, системы ценностей:

  • первая информационная революция
    связана с появлением письменности
    . Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению через ее фиксацию в знаках и разрушила монополию узкого круга людей на знания;
  • вторая информационная революция
    была вызвана изобретением и распространением книгопечатания
    в XV ст. и расширила доступ к информации широким слоям населения благодаря тиражированию знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения;
  • третья информационная революция
    (конец XIX — начало XX вв.) связана с изобретением телеграфа
    , телефона
    , радио
    , телевидения
    , что позволяло оперативно, в больших объемах передавать и накапливать информацию, передавать звуковые и визуальные образы на большие расстояния. Последнее создало предпосылки эффекта «сжатия пространства»;
  • четвертая информационная революция
    (70-е годы XX века.) обусловлена изобретением микропроцессорной технологии
    и персонального компьютера
    . Она характеризуется переходом от механических, электрических средств преобразования информации к электронным и созданием программного обеспечения этого процесса. « Венцом» этой волны революции является появление всемирной сети — интернета
    , что сделало возможным информационный обмен в глобальных масштабах.


Совокупность идей, лежащих в основе системы управления
той или иной организации, называется моделью менеджмента.

На формирование модели менеджмента оказывают влияние религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяются следующие модели менеджмента.

Азиатская модель менеджмента. Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, является буддийская философия
. Мировосприятие на Востоке в корне отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу было невозможно.

Характерными особенностями азиатской модели менеджмента являются:

  1. Внутрифирменные и межфирменные отношения, строящиеся на доверии и взаимопонимании руководителей компаний.
  2. Сравнительно высокий уровень образования персонала.
  3. Ориентация на доверие партнёров друг к другу.
  4. Осознание совместного вклада в развитие организации.

Основой азиатского менеджмента служат дружные отношения в коллективе. Главное отличие от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров бизнесменами, которые в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина этого объясняется стремлением сначала достичь доверия, а уж потом решать основные проблемы. Существенно отличаются распорядок дня и философия менеджеров различных моделей.

Так, японский менеджмент предполагает:

  1. Проведение рабочего времени
    только в форменной одежде.
  2. Обязательное награждение за успехи в труде.
  3. Функционирование и развитие « кружков качества
    ».
  4. Организацию общей столовой для руководителей и рабочих.
  5. Использование практики пожизненного найма.

Западная модель менеджмента. В основе данной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения: индивидуальная ответственность; самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии. Основными участниками западной модели менеджмента выступают владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы. Управление менеджментом через услуги консалтинга — один из способов стимулирования эффективности деятельности компании путем углубленного анализа существующих проблем в бизнесе и, следовательно, предложения планов развития персонала компании. Западная модель менеджмента характеризуется:

  1. Отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе.
  2. Единоначалием руководителя в принятии решения (подчинённые только помогают ему выбрать решение на основе анализа издержек производства
    , сбыта).
  3. Разграничением деловых и личных отношений.

В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент. Американский менеджмент предполагает реализацию следующих положений:

  1. Менеджеры действуют прямолинейно; менеджеры прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах.
  2. Менеджеры не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.

Английский менеджмент ориентируется:

  1. На издержки производства (стремление к их постоянному сокращению).
  2. Разработку новых наукоёмких изделий, тщательное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок
    .
  3. Гибкость в использовании технологических процессов.

Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями:

  1. Дальновидностью, высокой дисциплиной.
  2. Длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства.
  3. Осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом.

Каждая модель менеджмента, используемая на предприятии, накладывает свой отпечаток на процессы управления в организации: изменяются механизмы принятия управленческих решений, организационные структуры
управления, приоритеты управления и планирования
; изменяются механизмы реализации всех функций и методов управления в организации.

Можно сказать, что каждая модель менеджмента приводит к различному уровню экономической эффективности
хозяйственной деятельности организации.


  1. Management
      (англ.)
     // Wikipedia. — 2023-09-02.

  2. Мировая экономика : учебник / В. М. Кудров ; Гос. Ун-т — Высш. Шк. Экономики, Фак. мировой экономики и мировой политики. — 2-е изд., стер. — Москва : Юстицинформ, 2010. — 509 с. — С. 124. — (Серия Образование). — ISBN 978-5-7205-1029-9

  3. 1



    2



    3



    4




    Кириллова Н. Б.

    Менеджмент социокультурной сферы. — Екатеринбург: УрФУ, 2012. — С. 6,7,84. — 186 с. — ISBN 978-5-7996-0795-1
    .

  4. Добросельский Владимир Владимирович.
    Формирование личностно-деловых качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки
     // НИЦ «Открытое знание» : Монография. — 2018.

  5. Поляков А. Н.
    Конфуцианство как базис китайского идеального менеджмента  (рус.)
     // Management : журнал. — 2020. — 4 . — .

  6. Акофф Р. Л.
    Планирование будущего корпораций. — М.: Прогресс, 1985.—328 с.

  7. Эшби У.
    Введение в кибернетику. — М.: Изд-во иностр. лит., 1959. — 432 с.

  8. Бир С.
    Кибернетика и управление производством. — М.: Наука, 1965. — 392 с.

  9. Сергеев А. Л.
     Институты управленческой парадигмы //Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 2. — С. 55—66

  10. Друкер П.
    Практика менеджмента. — М.: Вильямс, 2000. — С. 86 — 400с. — ISBN 0-7506-4393-5

  11. Шеметев А. А.
    Самоучитель по комплексному финансовому анализу и прогнозированию банкротства; а также по финансовому менеджменту-маркетингу. — Научное. — Екатеринбург: Полиграфист, 2010. — С. 13—30. — 841 с. — ISBN 978-5-88425-243-1
    .

  12. Record of activities and research reports, Washington: National gallery of art, 2004, 209p
  13. Шеметев А. А.
    Управленческое консультирование Управленческий консалтинг: Учебное пособие для студентов вузов. — Учебное. — М.
    : Научная библиотека, 2014. — 416 с.

  14. 6 стилей управления персоналом: как стать эффективным менеджером

    . www.eduget.com
    . Дата обращения: 22 мая 2021.
    Архивировано
    22 мая 2021 года.


Система знаний об управлении

Система знаний об управлении организациями и социально-экономическими системами формируется на базе различных наук. В политической экономике, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определённые функции управления: планирование
, вопросы учёта и принятия решений, обработку информации
и т. д., обобщая практический опыт и разрабатывая более совершенные формы и методы в целях повышения эффективности управленческой деятельности. Особое значение в этой связи приобретают количественные методы и модели принятия решений.

Менеджмент на любом уровне — сложная комплексная система
. Например, для производственной организации управляющий должен постоянно заботиться о доле рынка, предвидеть требования заказчиков, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей, при этом внутри организации — добиваться роста производительности труда
путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов
и одновременно учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам
дивиденды
на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Важной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы.

Теория управления
применяет научные методы анализа с целью выработки определённых методов и рекомендаций для практики управления. Эффективное применение этих методов и рекомендаций зависит от сочетания конкретных обстоятельств, условий. Так, например, японский опыт использования «кружков качества» не нашёл широкого применения в условиях американской промышленности из-за различий социальных отношений на производстве. Поэтому одним из важных условий эффективного управления (то есть достижения целей организации с минимальными затратами) является адекватность (соответствие) применяемых методов управления внешней и внутренней среде функционирования организации. Бесполезно применять в промышленности методы управления, принятые в армии, и наоборот. Точно также в условиях рыночной экономики не обеспечат запланированных результатов, использовавшиеся в СССР, директивные методы управления. И наоборот, применение методов менеджмента и маркетинга
в экономике СССР представляло бы лишь академический интерес.

Как и во всякой другой сфере интеллектуальной и практической деятельности людей (военное дело, медицина и т. п.), научность управления и искусство управления дополняют друг друга. Эффективность системы управления
обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях.
Управление, то есть действия, обеспечивающие достижение поставленных целей, следует отличать от так называемого «камлания» и «воздействия» (камлание — ритуальные действия шаманов по вызову дождя, изгнанию духов и т. д.). Под камланием понимается руководящая деятельность, не приводящая к каким либо результатам. Такая деятельность может быть безопасной только в условиях устойчивой экономики. Под «воздействием» понимается руководящая деятельность, приводящая к изменению организационных структур
, условий внешней и внутренней среды организаций, но не обеспечивающая достижение поставленных целей. В большинстве случаев такая деятельность создаёт опасность для жизнедеятельности организации. Таким образом, руководящие действия, не обеспечивающие достижения поставленной цели, не являются управлением.

Три основные функции менеджмента: управление бизнесом по повышению его эффективности
, управление менеджерами и управление работниками и работой — обусловлены комплексной природой бизнеса — специфика профессии менеджера заключается в том, чтобы выполнять эти три функции одновременно. В соответствии с основными целями
и задачами фирмы функция управления бизнесом является центральной, объединяющей все функции — управлять бизнесом — значит находить оптимальное равновесие между его разнообразными потребностями и целями.

Элементы системы менеджмента

Элементами системы менеджмента являются:

  • Миссия организации
    ; дерево целей организации; стратегия развития организации; бизнес-план;
  • Показатели оценки результативности деятельности ( KPI
    ); Система измерений деятельности;
  • Организационная схема подчинённости; подразделения; кадровые ресурсы;
  • Регламенты бизнес-процессов; корпоративная нормативно-справочная информация; корпоративная база знаний;
  • Корпоративный архив документов; договоры; корпоративные информационные ресурсы;
  • Недвижимое и движимое имущество организации; Оборудование и материалы; ИТ-системы и программное обеспечение; средства производства;
  • Патенты; охраняемые товарные знаки; объекты интеллектуальной собственности;
  • Активы; акции; финансы.


  1. Шестакова И. Г.
    Новая темпоральность цифровой цивилизации: будущее уже наступило
    Архивная копия
    от 29 октября 2019 на Wayback Machine
    // Научно-технические ведомости СПбГПУ
    . Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2. С.20-29



Основные этапы развития менеджмента

  • политической
     — необходимость установления и поддержания порядка в группах
    ;
  • экономической
     — необходимость в изыскании, производстве
    и распределении
    ресурсов;
  • оборонительной
     — защита от врагов и диких зверей.
  • I период
     — древний период (9—7 тыс. лет до н. э. — XVIII в. н. э.). Первые формы организации и упорядочивания совместного труда появились на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины, вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности. Примерно в 9—7 тысячелетии произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему, что стало точкой отсчёта в зарождении менеджмента. В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В 3000—2800 гг. до н. э. сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (писцы, чиновники и др.). Одним из первых, кто дал характеристику управлению, был Сократ
    (470—399 гг. до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон
    (428—348 гг. до н. э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский
    (356—323 гг. до н. э.) развил теорию и практику управления войсками (определил понятие стратегии
    и тактики). Естественно, что приведённые примеры не охватывают все события, а лишь обращают внимание на основные вопросы, интересовавшие общество на ранних стадиях развития менеджмента.
  • II период
     — индустриальный период (1776—1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту
    . Он является не только представителем классической политэкономии
    , но и специалистом в области управления, так как провёл анализ различных форм разделения труда
    , дал характеристику обязанностей государя и государства. Р. Оуэну
    принадлежат идеи гуманизации управления, признания необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих (что актуально и сейчас). Переворот в теории и практике управления связан с именем Ч. Бэббиджа
    (1833 г.), который разработал проект «аналитической машины» — прообраза современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
  • III период
     — период систематизации (1856—1960 гг.). Наука об управлении находится в постоянном движении, формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются исследователи и их взгляды. То, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать самостоятельно за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельцев на местах, это и были первые менеджеры.
  • IV период
     — информационный (1960 г. — настоящее время). В настоящее время для принятия любого управленческого решения требуется огромное количество информации, которую обрабатывают с помощью математических приёмов и вычислительной техники. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически. Появились системный, ситуационный и процессные подходы.

Современная система взглядов на управление, сформулированные в 1970—1980-е года:

  • Предприятие
     — это открытая система
    , рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.
  • Ориентация не на объёмы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей.
  • Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции.
  • Главный источник прибыли
     — люди, обладающие знаниями и навыками
    , и условия для реализации их потенциала.
  • Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры
    и нововведений
    , мотивацию
    работников и стиль руководства.
  • НТР
    , концентрация научного и производственного потенциала;
  • в послевоенный период в мировой экономике заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности
    людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях;
  • производство всё больше ориентируется на специализированные запросы потребителей, то есть на большие по ёмкости рынки, что привело к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.

Принципы управления в новой парадигме:

  • лояльность
    к работающим;
  • ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
  • коммуникации, пронизывающие форму по горизонтали и по вертикали;
  • атмосфера в фирме, помогающая раскрытию способностей работающих;
  • установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
  • своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
  • методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворённость работой;
  • непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;
  • умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер;
  • этика бизнеса — золотое правило менеджмента;
  • честность и доверие к людям;
  • опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
  • качество личной работы и её постоянное совершенствование.


Основные школы управления


Школа научного управления

(рационалистическая школа) (1885—1920 гг.) связана с работами Фредерика Тейлора
, Фрэнка
и Лилиан Гилбрет
, Генри Ганта
, Гаррингтона Эмерсона
, Генри Форда
.

  1. Создатели школы считали, что используя наблюдение, замеры, логику
    и анализ
    , можно усовершенствовать операции ручного труда.
  2. Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Например: Гилбреты изучали операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометражом, фиксирующим интервалы до 1/200 секунды. Для определения времени, необходимого на конкретное движение при выполнении работы.

Отношение к человеческому фактору:

  1. Систематическое стимулирование работников с целью их заинтересованности в росте производительности труда
    и объёмов производства.
  2. Введение перерывов в производстве, в том числе для отдыха.
  3. Установление выполнимых производственных норм, и дополнительные платежи тем, кто превосходил их.
  4. Признавалась важность отбора людей физически и интеллектуально соответствовавших выполняемой работе, обучение работников.

Отделение функций менеджмента от производственных:

  1. Выступали за отделение управленческих функций анализа и планирования от фактического выполнения работы.
  2. Определили деятельность по управлению как определённую специальность, которая необходима для успеха организации.
  3. Управление стало признаваться как отдельная область профессиональной деятельности, хотя представители школы занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже управленческого.


(1920—1950 гг.) связана с работами Анри Файоля
(руководитель французской компании по добыче угля), Линдала Урвика (консультант по вопросам управления в Англии), Джеймса Муни (вице-президент компании Дженерал Моторс), А. Рейли, Л. Гьюлика, У. Ньюмана, Л. Аллена, М. Вебера
.

Цель школы — создание универсальных принципов управления, следование которым приведёт организацию к успеху.

Разработали две категории принципов управления:

  1. Связанные с разработкой рациональной системы управления организацией. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на группы и подгруппы.
  2. Связанные с построением структуры организации и управления работниками. Рациональная бюрократия Макса Вебера.
  1. Представители школы имели непосредственный опыт руководителей высшего звена в большом бизнесе.
  2. Исследования были направлены на повышение эффективности работы всей организации.
  3. Представители школы старались оценить деятельность организации с точки зрения широкой перспективы, определить общие характеристики и закономерности организаций.

Анри Файоль
сформулировал 14 принципов управления (см. статью Анри Файоль
).


Школа человеческих отношений

(1930—1950 гг.) и поведенческие науки (1950 г. — настоящее время).

Представители школы человеческих отношений: Мэри Паркер Фоллет
, Элтон Мейо
, Абрахам Маслоу
. Представители более позднего (поведенческого) направления школы: К. Аджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор
, Ф. Герцбер, Ч. Бернард и др.

Особенности школы человеческих отношений:

  1. Осознание человеческого фактора как основного элемента эффективной организации (в отличие от предыдущих школ).
  2. Эксперименты Э. Мейо (хоторнские) открыли новое направление в теории управления. Чётко разработанные рабочие операции и хорошее вознаграждение не всегда ведут к росту производительности труда, в отличие от сил, возникающих в ходе взаимодействия между людьми.
  3. Более поздние исследования (А. Маслоу и др. психологов) позволили понять причины этого явления. Мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично удовлетворены с помощью денег (общение, уважение, самовыражение).

Особенности развития взглядов на управление в поведенческих науках:

  1. Представители этого направления изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций, изменения содержания работы и качества трудовой жизни (КТЖ).
  2. Помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями.
  3. Основная цель школы — повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности использования её человеческих ресурсов.
  4. Главное — правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации.


Школа науки управления (количественных методов)

(1950 г. — настоящее время). Представители: Р. Акофф
, Л. Фон Берталанфи
, С. Бир, Ф. Гольдбергер, Д. Форсрестер, Р. Люс, Л. Клейн.

  1. Формирование школы связано с возникновением кибернетики
    и исследований операций. Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целостного без выделения её частей. По своей сути исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.
  2. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию разрабатывает модель ситуации. Модель — форма представления реальности, упрощающая её, облегчающая понимание её сложностей (карта, глобус). После создания модели переменным задаются количественные характеристики (значения), что позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.
  3. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Эти модели встречающиеся в менеджменте: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и др.

Теория принятия решений
 — дальнейшее развитие идей школы управления.

  1. Разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях.
  2. Создание алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.
  3. Разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, в том числе моделей воспроизводства, моделей баланса затрат и выпуска, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития.


Научные подходы к менеджменту

В настоящее время существуют различные подходы к менеджменту. Наиболее известные и широко применяемые:


1. Системный подход

Позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных элементов. Первоначально теория систем была применена в точных науках и технике. В менеджменте стала применяться с конца 50-х гг., что явилось успехом школы науки управления. Основоположником являлся Л. Фон Берталанфи
. Исходным положением системного подхода является понятие цели, наличие которой — важнейший признак организации, по которому данная система отличается от других.

Системный подход
 — способ мышления по отношению к организациям и управлению, а не набор принципов для управляющих.

Система
 — это некоторая целостность, состоящая из отдельных взаимосвязанных частей (элементов), каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого (все организации являются системами в управлении).

  • закрытые — имеют жесткие фиксированные границы, её действия независимы от окружающей её внешней среды;
  • открытые — характеризуются взаимодействием с окружающей (внешней) средой и способны адаптироваться (приспосабливаться) к ней;

Любая система состоит из подсистем.

Подсистема
 — крупная составляющая сложных систем, сама являющаяся системой. В организации подсистемы — это отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.

Модель организации как открытой системы:

  1. Организация получает из внешней среды: информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы — эти компоненты называются входами.
  2. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукции или услуги — это выходы.
  3. Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования получается добавочная стоимость входов, в результате появляются многие дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объёма продаж, рост организации и др.


2. Процессный подход

Был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Однако они рассматривали их как независимые друг от друга. Процессный подход же рассматривает их как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других — это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций и представляет собой процесс управления.

Существуют разные точки зрения на функции менеджмента:

  • А. Файоль выделял пять функций: — предсказывание и планирование; — организация; — распоряжение; — координирование; — контролирование;
  • в современной литературе выделяют следующие функции менеджмента: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, контроль, координация, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, регулирование;
  • в общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций: планирование (подготовка и принятие управленческого решения); организация; мотивация; контроль.

Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, предполагающая возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для достижения успехов организации.


3. Ситуационный подход (мышление об организационных проблемах и их решениях)

Особенности ситуационного подхода:

  1. Возможность прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.
  2. Центральным моментом является ситуация — конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в данное время.
  3. Руководители могут лучше понимать, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
  4. Подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определёнными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации более эффективно.
  5. Подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Методология ситуационного подхода к менеджменту:

  • менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;
  • менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;
  • менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;
  • менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект в конкретной ситуации, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путём.



Вместе с развитием информационного общества прогнозируется переход к экономике услуг
, которая имеет основой не производство товаров, а оказание услуг.


В культуре наблюдается тенденция к массовости, развивается массовая культура
. Возникает ряд субкультур
со своими уникальными характеристиками: языком ( арго
), предпочтениями, ценностями. Возникает киберспорт
, по которому регулярно проводятся мировые соревнования. Растет популярность социальных сетей и интернет-СМИ
 — огромные расстояния превращаются в ничто, мир становится «глобальным городом». Поиск своей личности становится проблемой, а насилие — одним из главных средств самовыражения (М. Маклюэн, «Пробуждение Маклюэна»).


Широкое применение для социального взаимодействия новейших средств информационной обработки ( персональных компьютеров
, мобильных телефонов
и т. д.) сделало возможным быструю обработку больших объёмов информации, которая может поступать более оперативно от источника до потребителя. Связанное с этим возрастание роли СМИ в организации общества делает возможным новые формы правления обществом — нетократию
и медиакратию
.

Возрастание роли информации как ресурса привело к официальному признанию ведущими государствами мира нового вида войн — информационных войн
( англ.
 ), цель которых не уничтожить физически противника, но, используя информацию (информационные операции, психологические операции) получить и закрепить конкурентное преимущество над ним, то есть сделать противника зависимым в плане собственной информационной самодостаточности, навязать ему использование таких информационных ресурсов, которые бы в первую очередь служили собственным интересам (государства или корпорации).


Стратегическое управление
 — деятельность, направленная на достижение стратегических целей с помощью стратегических инструментов.

Стратегическими целями могут быть любые природные ресурсы, географические области, новое качество, лидерство по тем или иным ключевым конкурентным параметрам.

Стратегическими инструментами выступают капитал и любой привлекаемый финансовый ресурс, любые материальные и нематериальные активы, организационно-кадровые и сырьевые ресурсы, внешняя и инвестиционная политики организации, оборудование, ключевые знания и технологии.

Особенностями стратегического управления являются специальные приёмы и способы достижения стратегических целей, не очевидные с точки зрения линейного менеджмента. Например, сбережение ресурсов в условиях рыночного кризиса может потребовать принятия мер по сокращению издержек — увольнение квалифицированного персонала, переезд или перевод производства в менее затратное, но неудобное место, которые обычно вступают в противоречие с целями линейного менеджмента. Также, например, получение заёмных средств в виде кредита или облигационной эмиссии является решением стратегического типа, поскольку представляет собой возмездное и срочное привлечение стратегического инструмента — финансового ресурса.

IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).

Более
поздние теории управления разработаны
в основном представителями количественной
школы, часто называемой управленческой
школой. Появление управленческой школы
управления — следствие применения
математики и компьютеров в управлении.
Ее представители рассматривают управление
как логический процесс, который может
быть выражен математически. В 60-е гг.
начинается широкая разработка концепций
управления, опирающихся на использование
математического аппарата, с помощью
которого достигается интеграция
математического анализа и субъективных
решений менеджеров.

Формализация
ряда управленческих функций, сочетание
труда, человека и ЭВМ потребовали
пересмотра структурных элементов
организации (служб учета, маркетинга и
т.п.). Появились такие новые элементы
внутрифирменного планирования, как
имитационное моделирование решений,
методы анализа в условиях неопределенности,
математическое обеспечение оценки
многоцелевых управленческих решений.

В
современных условиях математические
методы используются практически во
всех направлениях управленческой науки.

Исследование
управления как процесса привело к
широкому распространению системных
методов анализа. Так называемый системный
подход в менеджменте был связан с
применением общей теории систем для
решения управленческих задач. Он
предполагает, что руководители должны
рассматривать организацию как совокупность
взаимосвязанных элементов, таких как
люди, структура, задачи, технология,
ресурсы.

Главная
идея системной теории управления состоит
в том, что ни одно действие не предпринимается
в изоляции от других. Каждое решение
имеет последствия для всей системы.
Системный подход в управлении позволяет
избежать ситуаций, когда решение в одной
области превращается в проблему для
другой.

На
базе системного подхода разрабатывались
задачи управления в нескольких
направлениях. Так возникла теория
непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит
в том, что каждая ситуация, в которой
оказывается менеджер, может быть сходной
с другими ситуациями. Однако ей будут
присущи уникальные свойства. Задача
менеджера в этой ситуации состоит в
том, чтобы проанализировать все факторы
в отдельности и выявить наиболее сильные
зависимости (корреляции).

В
70-е гг. появилась идея открытой системы
управления. Организация как открытая
система имеет тенденцию приспосабливаться
к весьма многообразной внутренней
среде. Такая система не является
самообеспечивающейся, она зависит от
энергии, информации и материалов,
поступающих извне. Она имеет способность
приспосабливаться к изменениям во
внешней среде.

Таким
образом, следуя теории систем, можно
предположить, что любая формальная
организация должна иметь систему
функционализации (т.е. различные формы
структурного деления):

  • систему
    результативных и эффективных стимулов,
    побуждающих людей вносить вклад в
    групповые действия;

  • систему
    логического принятия решений.

С
точки зрения экономики организации
наиболее существенные в научно-методическом
плане результаты были получены в рамках
ситуационного подхода. Суть ситуационного
подхода состоит в том, что формы, методы,
системы, стили управления должны
существенно варьироваться в зависимости
от сложившейся ситуации, т.е. центральное
место должна занимать ситуация. Это
конкретный набор обстоятельств, которые
сильно влияют на организацию в данное
конкретное время. Другими словами, суть
рекомендаций по теории системного
подхода состоит в требовании решать
текущую, конкретную организационно-управленческую
проблему в зависимости от целей
организации и сложившихся конкретных
условий, в которых эта цель должна быть
достигнута. Т.е. пригодность различных
методов управления определяется
ситуацией.

Ситуационный
подход внес большой вклад в развитие
теории управления. Он содержит конкретные
рекомендации, касающиеся применения
научных положений к практике управления
в зависимости от сложившейся ситуации
и условий внешней и внутренней среды
организации. Используя ситуационный
подход, менеджеры могут понять, какие
методы и средства будут наилучшим
образом способствовать достижению
целей организации в конкретной ситуации.

Таким
образом мы охарактеризовали основные
этапы развития менеджмента.


  • Буряк В. В. « Глобальное гражданское общество и сетевые революции». / Виктор Буряк. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. — 152 с.
    Архивная копия
    от 8 марта 2016 на Wayback Machine


  • Акофф Р. Л. Планирование будущего корпораций. — М.: Прогресс, 1985. — 328 с.
  • Ансофф И.
    Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  • Дойль П. Менеджмент. — СПб.: Питер, 1999.- 560 с.
  • Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. — М.: Советское радио, 1974.- 280 с.
  • Мескон М. и др. Основы менеджмента. — М.: ДЕЛО, 2000. — 704 с.
  • Орлов А. И.

     Менеджмент: организационно-экономическое моделирование. Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 475 с. ISBN 978-5-222-15909-5
  • Barnard C. I. The Functions of the Executive. / Harvard University Press: Cambridge, MA. 1938.
  • Fayol H. Industrial and General Administration. — Geneva: International Manag. Inst., 1930.
  • Mayo E. The Human Problems of Industrial Civilization. — New York: Macmillan, 1933.
  • Taylor W. F. Principles of Scientific Management. — New York: Harper & Row, 1911.

Эволюция производства и концепций управления

Классиками менеджмента являются А. Файоль
, М. П. Фоллет
, Ф. Тейлор
, П. Ф. Друкер
, Ф. Гилберт
и Л. Гилберт
, Г. Гант
, Г. Форд
, Дж. Барбаш
, Р. Акофф
, С. Блэк
, Р. Хаус
, С. Гошал
, Кр. Бартлетт
, Н. С. Паркинсон
, Э. Мейо
, Кл. Халл
, Й. Шумпетер
, А. Томпсон
, А. Стрикленд, Ф. Котлер
, Г. Эмерсон
, Ч. Барнард
.

Как показал Р. Акофф, с конца прошлого века с ростом сложности производства менялись представления о предприятиях, как об объектах управления и менялись принципы их управления.

Психологические командные роли менеджеров

Согласно Модели командных ролей Белбина
,

успешным коллективным «директором» является команда менеджеров из 4-8 человек, исполняющих следующие 8 психологических менеджерских ролей:

  • «Душа компании»
    ( ДК
    ), мотиватор. Данная управленческая роль инициирует процесс интеграции.
  • «Координатор»
    ( К
    ). Данная управленческая роль завершает процесс интеграции.
  • «Генератор идей»
    ( ГИ
    ). Данная управленческая роль инициирует процесс предпринимательства.
  • «Собиратель идей»
    ( СИ
    ), исследователь ресурсов. Данная управленческая роль завершает процесс предпринимательства.
  • «Стратег-аналитик» (СА)
    . Данная управленческая роль инициирует процесс администрирования.
  • «Шейпер» (Ш)
    . Данная управленческая роль завершает процесс администрирования
  • «Педант» (П).
    Данная управленческая роль инициирует процесс производства.
  • «Реализатор» (Р).
    Данная управленческая роль завершает процесс производства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: