Все сценарии клинических случаев имеют нелинейное прохождение и разветвлённую структуру
Все сценарии клинических случаев содержат качественную визуализацию дополнительных методов исследований
Вы ощущаете себя участником сценария и вместе с главными героями решаете клинико-диагностические задачи, выбираете тактику лечения
Все сценарии клинических случаев основываются на действующих международных клинических рекомендациях, данных доказательной медицины
Получай практический опыт виртуально
Симулятор клинического случая “Женщина с внезапной болью в сердце”
Симулятор клинического случая “Хронический миелолейкоз и желтуха”
Выбор длительности назначения ДАТТ после стентирования коронарных артерий у молодой женщины
Беременность после реваскуляризации миокарда
Оценка степени элевации сегмента ST на ЭКГ, точка J
Развивай клиническое мышление
Шкала двигательной активности при остром инфаркте миокарда
I Всероссийский форум с международным участием “Интерактивные технологии в медицинском образовании”
25-27 мая 2023 года, очное участие, бесплатное участие, дедлайн подачи публикаций и заявок на участие – 20 мая 2023 года.
ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ: 25-27 мая 2023 года. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, д. 3.ЯЗЫКИ КОНФЕРЕНЦИИ: доклады на русском и английском языках.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРУМА
Подать материалы для публикации в сборнике конференции – ссылкаЗарегистрировать устный доклад на студенческий симпозиум – ссылка
Долгина Ирина Ивановна, Ильина Елизавета Андреевна – +7 (952) 424-43-70
Автор публикации
I Всероссийский форум с международным участием Интерактивные технологии в медицинском образовании Федеральный аккредитационный центр КГМУ
Навигация по записям
Симуляционное обучение является важнейшим инструментом современного медицинского образования. В последние годы происходит стремительное внедрение большого количества виртуальных технологий в различные сферы деятельности человека, это касается как образования, так и медицины. В медицинском образовании появились и широко внедряются различные фантомы, модели, муляжи, тренажеры, виртуальные симуляторы и другие технические средства обучения, позволяющие с той или иной степенью достоверности моделировать процессы, клинические ситуации и другие аспекты профессиональной деятельности медицинских работников.
Существует много определений симуляционного обучения. Симуляция в медицинском образовании – это современная методика обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.
Целью обучения с использованием симуляционных сценариев является приобретение и усвоение навыков (технических, когнитивных, поведенческих), что составляет компетентность будущего специалиста. Все чаще симуляционные технологии помогают проработать практические навыки во внутренней медицине, хирургии, акушерстве, гинекологии, педиатрии, интенсивной терапии и неотложной медицине, неотложной кардиологии, офтальмологии, оториноларингологии и многих других. Большое значение симуляционное обучение имеет для отработки навыков при редких или критических состояниях.
Основные требования к симуляционному тренингу
Дебрифинг – неотъемлемая составляющая собственно тренинга, это анализ, разбор опыта, приобретенного участниками в ходе выполнения имитационных сценариев (от англ. Debriefing – обсуждение после выполнения задания). Существует два основных подхода к проведению дебрифинга: разбор ошибок учащихся, с участием дебрифера; разбор ошибок дебрифером с участием учащихся.
В ходе дебрифинга выполняется ретроспективный анализ действий с помощью видеозаписи проведенного тренинга или по результатам компьютерной оценки условий проведения компьютеризированного сценария. Преподаватель является участником дискуссии и направляет участников с помощью вопросов, акцентируя внимание на ошибках. По окончании дебрифинга подводят итоги работы и преподаватель оценивает учащихся. Для проведения объективной оценки по результатам тренинга следует использовать подробный оценочный лист или это может быть компьютеризированное подведение итога. Оценочный лист – это структурированный перечень действий, которые должен выполнить учащийся для достижения поставленных задач и целей. Он может состоять из трех частей: информации для обучающегося, информации для инструктора и собственно оценочного листа. Информация для студента может быть сформулирована в формате клинической задачи, требующей выполнения определенного алгоритма действий, или содержать непосредственно задачи с пояснениями. При составлении задания важно избегать двусмысленности и абстрактности, чтобы учащийся выполнил именно тот алгоритм, который прописан в оценочном листе. И курсантам, и преподавателю необходимо владеть информацией о результатах проведенного тренинга. Студент/курсант может получить копию своего чек-листа, а преподаватель – заполненную анкету обратной связи, которая строится на основании оценки удовлетворенности курсантов, их мыслей о тех или иных аспектах проведенного тренинга, служит для проведения дальнейшего совершенствования и коррекции учебного занятия или интерактивного тренажера. Идеальная формула опросного листа – анонимное анкетирование из 5 ключевых вопросов с 5 вариантами закрытых ответов, а также пустым полем для произвольных комментариев.
Для кого предназначен проект
Некоторые сценарии клинических случаев начинаются с работы бригады парамедиков на месте случая, оказания неотложной помощи, демонстрируют особенности транспортировки пациента в той или иной ситуации в стационар.
Данный проект открывает большие возможности для студентов-медиков получать клинический опыт в безопасной среде независимо от графика работы клиник, образовательных учреждений, симуляционных центров. Наш проект предоставляет возможность сократить барьер между теоретическиими знаниями и практикой. Все сценарии рецензируются практикующими врачами и соответствуют международным стандартам оказания медицинской помощи. Студентов могут заинтересовать стандартизированные клинические случаи, симуляторы практических навыков, моделирования клинических ситуаций. Для углубленного изучения в нашей базе также содержатся редкие и тяжелые клинические ситуации.
Вы получите возможность углублять свои знания, развивать клиническое мышление вне зависимости от работы клиники, расширять врачебный кругозор многообразием клинических ситуаций. Вы будете получать детальные объяснения и поддержку от врачей виртуальной клиники, что поможет Вам избежать ошибок в своей клинической практике, получив опыт в виртуальной среде врачей профессионалов. Интернов могут заинтересовать не только стандартизированные клинические случаи, симуляторы практических навыков, моделирования клинических ситуаций, но и редкие и тяжелые клинические ситуации.
Практикующие врачи также могут повышать свою квалификацию в базе электронных случаев в рамках непрерывного медицинского образования, делая упор на редкие и сложные клинические ситуации.
Платформа симуляционного обучения открыта для прохождения корпоративных тренингов сотрудниками учреждений здравоохранения независимо от формы собственности в рамках непрерывного профессионального развития
Несмотря на улучшение оказания медицинской помощи количество медицинских ошибок по всему миру остаётся высоким, что обуславливает необходимость улучшения как додипломного, так и последипломного медицинского образования.
В общемировой электронной базе сценариев клинический случаев “КлинКейсКвест” представлены симуляционные тренажёры различного уровня сложности и длительности, которые необходимы для проведения эффективного обучения как в рамках додипломного медицинского образования, так и последипломного.
Проект помогает углубить знания, преодолеть барьер между теоретическими знаниями и реальной клинической практикой, помогает ускорить приобретение практического опыта, даёт в игровой форме ответы на сложные вопросы.
Электронная база сценариев клинических случаев содержит
Редкие клинические случаи
Интерактивный разбор клинического случая
Обучающие тренинги платформы
Компьютерная симуляция – это моделирование реальных процессов, при котором ввод и вывод данных ограничивается исключительно компьютером, который обычно оснащен монитором и клавиатурой или другим простым вспомогательным устройством.
К категориям компьютерной симуляции можно отнести виртуальных пациентов, тренажеры виртуальной реальности и моделирования виртуальной реальности с эффектом присутствия (immersive virtual reality simulation).
Использование симуляционных методов обучения никогда не сможет заменить пациента, однако моделирование клинических ситуаций в условиях, приближенных к реальным, позволяет обучать студентов и врачей, повышая уровень безопасности для пациентов и учащихся. Методики моделирования клинической ситуации предусматривают привлечение «стандартизированного пациента» или использование симуляторов пациента. Для этих методов и нужен клинический симуляционный сценарий. Он может быть простым или сложным. Простой клинический сценарий содержит вводные условия, которые предусматривают действия по строго определенному алгоритму, и ошибка на одном из этапов приводит к ухудшению состояния симулированного пациента или получения меньшего количества баллов при компьютерном оценивании симуляционныого сценария. Это его основное отличие от сложного сценария, который предоставляет возможность выбора тактики ведения «пациента», при этом даже при выполнении неправильных действий учащиеся могут продолжить работу – исправить ситуацию. Сложный сценарий может строиться на принципах адаптивного обучения, когда в зависимости от базовых знаний и умений учащегося предлагается освоение тематик в соответствии с клинической проблемной задачей, такие сценарии могут иметь разветвленную структуру. Простой сценарий может реализовываться как благодаря «стандартизированным пациентам», так и с помощью роботов-симуляторов, компьютеризированных сценариев. Поскольку сложный сценарий предполагает наличие ошибок, то его реализация возможна только на компьютеризированных симуляторах клинических случаев.
При выборе учебных целей часто возникает соблазн одномоментно охватить большой учебный объем. Однако сама природа симуляционного тренинга диктует необходимость концентрации на достижении только одной, конкретной цели. Именно поэтому ее формулировка должна быть предельно конкретной. Исходя из учебной цели, формируется ряд учебных задач. Преимущество должно отдаваться проблемно-ориентириованному методу обучения, при котором в список задач входит и решение известных, реально существующих в клинике проблем. На основе сформулированных целей и задач выбирается нозология. В то же время существует необходимость комплексного рассмотрения отдельных клинических ситуаций, которые могут иметь разветвленную структуру, несколько целей и множество учебных задач.
С помощью клинических симуляционных сценариев может реализовываться педагогическая технология – обучение с помощью метода кейсов, техника обучения, использующая описание реальных клинических ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Компетенция – интегральная характеристика обучающегося, то есть динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы, владение достаточным уровнем знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных и технических, в определенной области, на определенных этапах образовательного процесса. Такие знания, умения и навыки необходимы для выполнения задач, связанных с профессиональнуой практикой. Таким образом, компетентность и знания – понятия не идентичные, более того, компетентность в некотором смысле даже характеризирует пределы знаний индивидуума. Чем больше опыта у профессионала, тем труднее создать инструмент, с помощью которого можно было бы оценить его уровень понимания и сложность навыков, которые ему необходимы при выполнении работы.
Навыки, умения, степень усвоения
Игра, имитация, моделирование, симуляция – это подмена любой части действительности (объекта, субъекта) ее моделью. Эти методики позволяют понять, усвоить и закрепить выполнение сложных профессиональных действий, научиться выполнению манипуляции и сформировать навыки и умения. Первый уровень усвоения – это осознание, понимание технологии выполнения процесса, манипуляции (уровень освоения – «знать»). Затем обучаемый пытается осуществить манипуляцию самостоятельно (уровень усвоения – «уметь»), когда действия еще не уверены, все движения сопровождаются их предыдущим осмыслением. На этом уровне студент уже может продемонстрировать «умение» – выполнить эту манипуляцию, «показать». Переходя на следующий, третий уровень освоения, действия становятся отработанными до автоматизма («навыки»). Миллер в своей знаменитой пирамиде клинической компетенции распределял эти уровни следующим образом: «знать», «знать как», «уметь показать», «делать» – то есть высшим уровнем освоения является регулярное выполнение данного действия, внедрение его в повседневную клиническую практику.
Навык – это доведенная до автоматизма способность выполнять стандартные практические или умственные действия, приобретенная путем многократных повторов.
Характерные признаки навыка:
Для удобства систематизации в ходе учебных занятий навыки делятся на технические – отдельные виды практических действий, манипуляций, например, интубация трахеи, люмбальная пункция, и нетехнические – навыки коммуникации, клинического мышления, лидерство, командное взаимодействие и др.
Важно научиться различать термин «уметь», как высокий уровень освоения процесса, от другого термина – «умение», который, по сути, схож с понятием «компетенция», например, умение выполнять холецистэктомию, действовать в команде в стрессовой ситуации и т.п.
Умение – это способность, готовность сознательно и самостоятельно выполнять сложные практические и теоретические действия, комплексно используя сочетание жизненного опыта, усвоенных знаний и приобретенных практических, когнитивных и коммуникативных навыков.
Объективная оценка с помощью имитационных методик дает преподавателям широкие возможности для проведения экзаменов и аккредитации. Отработка навыков и умений должна быть основана на принципах андрагогики и проводиться с использованием приемов «осознанной практики». Для мотивации студентов необходимо наличие обратной связи (оценки) и обязательного итогового тестирования.
Симуляционное обучение позволяет без вовлечения в учебный процесс пациентов на доклиническом этапе предварительно освоить практические манипуляции и нетехнические навыки, в дальнейшем обеспечивает более эффективное обучение в клинике, без стресса и с меньшим количеством ошибок. Кроме того, симуляционное обучение с использованием компьютеризированных сценариев клинических случаев может быть эффективным для проведения последипломного этапа обучения (повышение квалификации без отрыва от повседневной деятельности, обмен опыта между клиниками, между врачами, независимость от получения обучающих материалов во время конференции, непрерывность повышения квалификации).
Зарегистрируйтесь на нашем сайте прямо сейчас, чтобы иметь доступ к большему количеству обучающих материалов!
Структура сценариев клинических случаев
Все сценарии клинических случаев содержат диалоговые тренажёры. Проходит отработка коммуникативных навыков с пациентами, их родственниками. Также Вы будете принимать участие в консилиумах, общаясь с коллегами.
В электронной клинике «КлинКейсКвест» проводятся ЭКГ, УЗИ, коронарография, КТ-ангиография, КТ, МРТ, ВЭМ, ФВД, и другие инструментальные методы исследований в зависимости от клинико-диагностической задачи.
В процессе работы по каждому сценарию клинического случая Вы будете проводить дифференциальную диагностику, участвовать в консилиумах.
В процессе работы с пациентом Вы будете проводить его объективное обследование, осмотр кожи и видимых слизистых, аускультацию сердца и лёгких.
В электронной клинике «КлинКейсКвест» проводится весь спектр лабораторных методов исследований.
После обследования пациента, проведения дифференциальной диагностики, постановки диагноза Вы будете назначать необходимую терапию в соответствии с международными рекомендациями по лечению той или иной патологии.
Подразделения виртуальной клиники
Врачи электронной базы клинических случаев “КлинКейсКвест” осуществляют амбулаторный приём пациентов. Проводится амбулаторная диагностика различных заболеваний, не требующих стационарного лечения. Врачи клиники предоставляют высоко квалифицированные рекомендации виртуальным пациентам.
В состав электронной клиники общемировой электронной базы клинических случаев “КлинКейсКвест” входят отделения различной специализации, оказывающих помощь виртуальным пациентам в условиях стационара.
В состав электронной клиники общемировой электронной базы клинических случаев “КлинКейсКвест” входит отделение интенсивной терапии.
В состав электронной клиники общемировой электронной базы клинических случаев “КлинКейсКвест” входят инструментально-диагностические подразделения (катетерная лаборатория, магнитно-резонансный томограф, подразделения ультразвуковой и функциональной диагностики).
В состав электронной клиники общемировой электронной базы клинических случаев “КлинКейсКвест” входит лабораторно-диагностическое подразделение (клиническая, бактериологическая лаборатории, ДНК-лаборатория).
Опции, которые доступны пользователям сайта в зависимости от статуса регистрации и существующей подписки
без прохождения регистрации
Зарегистрированный пользователь
с прохождением регистрации
Один тренинг симулятор
покупка 1 тренинга доступ 1 год
Годовая подписка
доступ к базе клинических случаев активация на 1 год
Составляющие симуляционного тренинга.
Приобретение и закрепление сложных моторных навыков происходит в виде трех последовательных стадий: когнитивной, ассоциативной и автономной. На когнитивной стадии манипуляция должна быть проанализирована и осознана. Обучаемый производит когнитивную стратегию – последовательность действий, поз, движений для достижения заданного результата. На следующей, ассоциативной стадии, происходит постепенное улучшение координации и интеграция отдельных элементов манипуляции. Заключительная, автономная стадия, характеризуется выработкой способности выполнять манипуляцию автономно, без осознанного контроля над отдельными движениями. Выполнение становится автоматическим, безошибочным. Для осуществления последовательного перехода от одной стадии к другой в курсе практического тренинга необходимо обеспечить наличие целого ряда составляющих. Известный исследователь, один из основателей симуляционныо тренинга в лапароскопии профессор Энтони Галлахер из Университета Корка, Ирландия, сформулировал восемь шагов, которые важны для любого практического курса независимо от хирургической специальности и уровня сложности:
Принципы платформы симуляционного обучения
КлинКейсКвест – это не только электронная база сценариев клинических случаев, прохождение интерактивных практических тренингов, но и специализированная социальная сеть для общения врачей, обсуждение клинических случаев, обмена опытом между врачами. Для зарегистрированных в платформе симуляционного обучения КлинКейсКвест пользователей открыты широкие возможности по коммуникации.
В ленте новостей платформы есть информация об обновлениях на блоге платформы, создании групповых обсуждений, обновлении практических тренингов, а также предоставлены возможности для обмена опытом между врачами.
Демонстрация собственного профессионального роста и достижений.
Обсуждение клинических случаев, нозологий в более чем 35 специализированных медицинских сообществах платформы по отдельным специальностям с коллегами.
Все практические тренинги в платформе имеют возможности по коммуникации и обмену опытом.
Мессенджер платформы предоставляет широкие возможности по приватной коммуникации медицинского сообщества.
Платформа рассылает пользователям обучающие и социальные сообщения для облегчения обучения и коммуникации в платформе.
Всё ещё сомневаетесь учиться ли вместе с электронной клиникой «КлинКейсКвест»?
Обучайся виртуально, зарабатывай реально!
Интересно даже практикующему врачу!
Поражает глубина обзора каждой проблемы, отличный проект! Успехов Вашей команде!
Добро пожаловать в КлинКейсКвест
Цель платформы – обеспечение улучшения качества медицинского образования как додипломного, так и последипломного. Обучение в виртуальных симуляторах клинических случаев, которые помогают получить опыт врачам в безопасной виртуальной среде, проходя обучение в реальных клинических ситуациях.
Интерактивные квесты клинических случаев – это новая методика обучения в сфере медицинского образования, основанная на сочетании теоретических данных по тому или иному вопросу медицины с реальным клиническим случаем, результатам обследования пациента, общением с пациентом в диалоговых тренажерах, выбором тактики обследования и лечения.
Преимущества проведения симуляционных тернингов
Безусловно, симуляционные технологии не смогут заменить опыт, приобретенный у постели больного, однако симуляционный тренинг предоставляет целый ряд преимуществ:
Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни, практической деятельности и формирования у учащихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Симуляционное обучение – обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому студенту выполнить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядком (правилами) оказания медицинской помощи.
Симуляция может быть представлена как человеком, так и устройством или комплексом условий, которые помогают воссоздать актуальную проблему. Студент должен отреагировать на возникшую ситуацию таким же образом, как он сделал бы это в реальной жизни. По другому определению, симуляция – это техника (а не технология), которая позволяет заместить или обогатить практический опыт обучающегося с помощью искусственно созданной ситуации, которая отражает и воспроизводит проблемы, имеющие место в реальном мире, в полностью интерактивной манере. Симуляция – это образовательная методика, которая предусматривает интерактивный вид деятельности «погружения в среду» путем воспроизведения реальной клинической картины полностью или частично без сопутствующего риска для пациента.
Симуляционное обучение является важнейшим инструментом современного медицинского образования. Развитие имитационных форм обучения повышает качество обучения и конкурентоспособность медицинского образования. Симуляционные сценарии могут значительно повысить мотивацию и интерес студентов/врачей-интернов, врачей к овладению практическими навыками и их способность реализовывать эти умения в дальнейшей профессиональной деятельности.