КОГДА ПОЯВИЛСЯ ПОРТАЛ НМО

КОГДА ПОЯВИЛСЯ ПОРТАЛ НМО

Непрерывное медицинское образование
(НМО, англ.
  Continuing medical education (CME)
) — особая форма непрерывного образования
, представляющая собой образовательный процесс, с помощью которого медицинские работники постоянно (ежедневно) обновляют свои знания и практические навыки. Начинается после завершения обязательной последипломной подготовки.

Заработал общероссийский портал непрерывного медицинского образования Минздрава России. Об этом сообщил член Координационного совета по развитию НМО Минздрава России Залим Балкизов
на международной конференции «Организация здравоохранения. Системы менеджмента качества в здравоохранении», которая состоялась 20 ноября в клинике «Медицина».

По его словам, портал nmo.rosminzdrav.ru разработан для внедрения новой модели непрерывного медицинского образования в России. Основные функции портала — организация и регистрация образовательной активности медицинских работников, в том числе с использованием виртуального образовательного сертификата.

С 1 января 2016 года в России начала действовать система непрерывного медицинского образования (НМО), а процедура сертификации поэтапно сменяется процедурой периодической аккредитации специалистов 1
.

НМО — форма повышения квалификации медицинских работников, которую отличает:

  • использование инновационных технологий: дистанционных, электронных, симуляционных,

  • возможность выстраивания персональной траектории обучения.

Простыми словами НМО — это непрерывное прохождение специалистом  программ повышения квалификации
и посещение профильных образовательных мероприятий без отрыва от основной деятельности.

Для допуска к аккредитации, специалистам в течение 5 лет, предшествующих экзамену, требуется набрать определенное количество баллов/часов.

В обратном случае специалист не будет допущен к процедуре.

Получить допуск к процедуре периодической аккредитации можно:

  • Предоставив сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 баллов/часов.
  • Либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 баллов/часов, из них не менее 72 баллов/часов – сведения об освоении программ повышения квалификации.

Портал непрерывного медицинского образования (НМО) будет запущен на новой платформе в мае 2019 г. Средства на его модернизацию были выделены еще в прошлом году из резервного фонда Правительства РФ. Об этом сообщила директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова на заседании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов 3 апреля. Мероприятие прошло в рамках X Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2019».

«Дальнейшая модернизация портала – это не только индивидуализация, но и эргономичность, возможность разработки и подключения новых видов интерактивного контента, автоматизация оценки качества образовательных элементов», – уточнила она.  

Тема НМО обсуждалась 1 апреля на площадке ОНФ. Его участники отметили: несмотря на то, что соответствующий пилотный проект Минздрава был запущен 6 лет назад, законодательство в этой сфере до сих пор не отрегулировано. В частности, не конкретизировано понятие «непрерывное медицинское образование», не разработан документ, который фиксировал бы получение медиками баллов за образование, не определена ответственность за выдачу поддельных сертификатов, система организации мероприятий НМО непрозрачна.

«Сегодня стоит вопрос: а нужно ли вообще непрерывное медицинское образование и не оставить ли старую систему образования. Потому что в законодательных нормах не закреплено: что такое НМО, как собирается портфолио, будет ли оно учитываться при аккредитации и аттестации», – пояснила член Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Татьяна Соломатина
.

Основная цель введения системы НМО в том, что медицинский работник должен получать образование не дискретно, а постоянно. Система непрерывного медицинского образования предполагает, что специалист самостоятельно выбирает образовательные программы, которые ему нужны, лично посещает короткие образовательные семинары. Ресурс НМО также призван стать основой для ознакомления медиков с системой клинических рекомендаций.

Уважаемые коллеги, 8 июля Порталу непрерывного медицинского и фармацевтического образования исполнилось 5 лет!

За это время Портал стал удобным информационным ресурсом: им пользуются почти 2 миллиона человек, из которых более 1,5 миллионов – работающие специалисты здравоохранения. Медицинским работникам Портал предоставляет возможность выбора различных образовательных элементов, обеспечивает формирование собственной траектории обучения, помогает подготовить портфолио к периодической аккредитации.

На Портале представлена проверенная информация об образовательном контенте, разработанном федеральными и региональными медицинскими вузами и колледжами, национальными медицинскими исследовательскими центрами, негосударственными образовательными организациями. Нашим пользователям доступно более 46 тысяч программ повышения квалификации, более 5 тысяч интерактивных образовательных модулей, широкий спектр очных образовательных мероприятий.

С 2019 года ресурс активно развивается как площадка для профессионального общения специалистов: постоянно обновляется новостная лента, работает форум
, на котором пользователи могут обсудить проблемы и преимущества обучения, проводятся информационные вебинары по наиболее актуальным темам непрерывного образования. Более года проходят информационные вебинары с главными внештатными специалистами
Минздрава России.

Администратором Портала является Российский национальный исследовательский Университет имени Н. И. Пирогова, на базе которого создан Центр развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Проректор по послевузовскому и дополнительному образованию, руководитель центра развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования Ольга Фёдоровна Природова:

«Мир стремительно меняется, появляются новые технологии, новые возможности, которые несомненно приходят и в медицинское образование. Мы плавно переходим к образованию нового формата, более гибкому, более доступному, более ориентированному на индивидуальные запросы обучающегося. При этом очень важно не потерять огромный и успешный опыт традиционной российской системы подготовки специалистов здравоохранения.

Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования – информационная и образовательная площадка, которая может облегчить этот процесс, повысить эффективность обучения, упростить взаимодействие всех его участников. Команда, обеспечивающая его работу, старается слышать все ваши предложения и проблемные вопросы и готова работать с целью их разрешения.»

Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»

, в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС). 

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения

Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»

, из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:

− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);

− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:

а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;

б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);

в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.

Непрерывное медицинское образование: баллы и способы их получения

Система НМО была введена с 1 января 2016 года. Она упорядочила требования для специалистов в области медицины постоянно повышать свою квалификацию. Касается врачей /фармацевтов и с высшим медобразованием, и со средним.

Создали эту систему для того, чтобы обеспечить постоянное обновление знаний практикующего врача, персонифицировать ответственность за уровень профессиональной деятельности. Технически подтверждением образовательной активности работника становятся баллы, которые он получает за прохождение программ роста квалификации и других мероприятий (курсы, вебинары и так далее). Оценивается активность в баллах, один балл равен одному академическому часу.

На эту оценку «завязана» система аккредитаций, которую раз в пять лет обязаны проходить представители медицинской сферы. К аккредитации допускаются только те, кто набрал за этот период не менее 250-ти баллов (ЗЕТ) – это оговорено №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», 21.11.2011. В свою очередь, успешная аккредитация дает право продолжать работу в сфере здравоохранения.

За семь лет в стране сложился целый пласт образовательных курсов НМО, помогающих медработникам набирать баллы и без проблем получать аккредитацию и допуск к работе.

Где фиксируются набранные баллы НМО?

Каждый из медицинских специалистов в РФ сегодня должен пройти процедуру регистрации на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России https://edu.rosminzdrav.ru. Процедура предполагает предоставление примерно тех же данных, что и для создания записи на Госуслугах: СНИЛС, гражданство, ФИО и т.д.

В личном кабинете в разделе «Мой план» регистрируется вся информация по пройденному обучению с указанием образовательных учреждений, названий программ, курсов и семинаров, число часов. Вход в личный кабинет – по номеру СНИЛС и паролю либо же по подтвержденной записи в уже упомянутых Госуслугах.

Заметим, что регистрация обязательна, учет участников очень строгий. Это можно понять даже из ответов на часто задаваемые вопросы пользователей. Удалить страницу (ЛК) невозможно. Если медик уходит из профессиональной сферы, информация о нем остается в архиве. Изменения личных данных также тщательно отслеживаются. Например, чтобы поменять фамилию на своей странице, придется писать в техподдержку и получить положительный ответ.

Как начать обучение?

После регистрации на портале НМФО становится доступен раздел «Пятилетний цикл обучения». Здесь списком предлагаются варианты: курсы, программы совершенствования квалификации и прочие мероприятия по выбранной специальности. Специалист составляет свой план образовательных мероприятий, и получает полную по ним информацию – где, когда, сколько баллов за каждую программу и так далее. В этом смысле система очень удобна, в ней собрана актуальная база сертифицированных учреждений. Дальше все зависит уже от самого доктора: он организует собственное непрерывное медицинское образование, чтобы получить баллы НМО.

Контроль за качеством

Тесты постоянно обновляются, и программы обучения тоже. Например, в последние годы появились разделы, посвященные новому коронавирусу. Непрерывное образование должно быть актуальным.

Курсы НМО очные и заочные

Учебные организации, предлагающие обучение специалистов по критериям НМО, обязательно должны иметь соответствующую сертификацию. Учиться можно и очно, и дистанционно, благо, современные технологии получения информации позволяют делать это дистанционно почти из любой точки страны. Но есть требование: необходимо за пятилетку набрать не менее 70 баллов за очное обучение. Остальные 180 — онлайн формы.

Программы курсов НМО рассчитаны на все имеющиеся сегодня медицинские специальности (к слову, если у работника специальностей несколько, требования по числу ЗЕТ предъявляются к каждой из них, не суммируются).

Доступные для прохождения программы и список требуемых документов есть на портале. Например, в разделе «Курсы» — тридцать разделов медицины, в каждой из которых от одной до нескольких образовательных программ.

С 2016-го года создано большое количество организаций дополнительного образования, которые помогают медикам выполнять требования в рамках НМО. В качестве примера можно упомянуть несколько крупных образовательных учреждений.

Академия ДПО. Предлагает пройти обучение по 105 специальностям. Обучение дистанционное. Можно осуществить переподготовку или повысить квалификацию с начислением ЗЕТ. Пользователю на сайте предоставляется выбор цели – нужен сертификат, баллы, категория, аккредитация под ключ. В соответствии с пожеланиями подбирается и программа обучения, курсы и т.д.

ИДПО (Институт дополнительного профессионального образования). Сестринские и врачебные специальности, дистанционного формата. Процесс проходит в сопровождении персонального преподавателя-консультанта.

Межрегиональный «Центр НМО». Более трехсот образовательных курсов для врачей и работников среднего медицинского звена. За обучающимися также закрепляется индивидуальный консультант. Хороший плюс – адаптация сроков. Можно начать учиться в любой день, не дожидаясь, пока стартует нужный курс, сроки подбираются менеджерами «НМО центр». По информации на сайте, организация гарантирует, что полученные учениками документы о квалификации будут внесены в Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФИС ФРДО).

Актион Медицина. Выбор из более чем ста курсов НМО и двухсот программ для врачей и медсестер, гарантирующих нужное количество баллов. Самые разные форматы дистанционного обучения – семинары, вебинары и так далее. 79 специальностей.

Услуги, разумеется, платные. В каждом случае выбирается подходящий тариф обучения по программам НМО. Практически везде есть возможность оплачивать дополнительное образование по системе ОМС.

Новости в системе

NMO

С 1 января этого года заработал приказ Минздрава «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Срок его действия шесть лет. Касается он особенностей периодической аккредитации медицинских работников. Есть нововведения в этом плане.

В частности, теперь персонал без медобразования, но с опытом работы на должности медработника 5+лет, может проходить для получения права на деятельность периодическую аккредитацию, а не первичную.

Для педагогов и ученых, которые медицинскую деятельность ведут для обучения студентов, появилась возможность согласовывать отчеты о ней с начальством медицинских, научных организаций, вузов.

Подача документов в ФАЦ допустима как через регистр медиков и фармацевтов, так и по почте.

Для прохождения аккредитации специалистов необходимо предоставлять сведения либо о прохождении программ повышения квалификации (не менее 144 академчасов), либо же и данные об этих программах, и о другом образовании, зафиксированном на портале НМО. При этом общее число должно составлять не менее все тех же 144, из них на повышение квалификации отводится не менее 72.

Обратите внимание, информация касается уже не баллов, а академических часов.

В конце сентября Минздрав сообщил об увеличении суммарного количества часов, которые медработники будут тратить на непрерывное образование в течение пяти лет (с 70 до 106 баллов или зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)). Как пояснил эксперт ведомства, новые требования
соответствуют мировой практике и объясняются необходимостью повышения уровня компетенции специалистов. « МВ» попросил медработников из разных регионов рассказать, как они участвуют в системе непрерывного медицинского образования (НМО), что им в ней нравится, а что нет. Некоторые собеседники согласились говорить только на условиях сохранения анонимности.

На конференции из глубинки выбраться сложно

Виктор Гордеев, 31 год, врач-педиатр, Ленинградская область

– Я закончил педиатрический факультет Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета в 2017 году и попал под первичную аккредитацию. Особых сложностей при ее прохождении не было. Задания больших затруднений не вызвали, так как последние полгода нас к ним готовили: проходили тесты, решали задачи.

После выпуска устроился работать педиатром в межрайонную больницу. Активно участвовать в системе НМО и копить баллы стал с 2020 года. Начинал с прослушивания бесплатных модулей, но много на них не набрать.

Повторная аккредитация мне предстоит летом 2022 года. Все расходы на подготовку к ней оплачиваю сам. Пытался обсудить возможность обучения за счет медучреждения с руководством, но безуспешно. Мне объяснили, что списки готовят заранее и я уже опоздал.

Портал НМО Минздрава неплохой, проблем с ним не было. Использую и другие ресурсы, предлагающие курсы на основе доказательной медицины, за которые тоже начисляются баллы. На очные конференции ездить не получается: до Петербурга 200 км, на поездку нужно выделять целый день.

Всего за год на обучение потратил чуть больше 10 тыс. руб., это стоимость нескольких курсов. Временные затраты зависят от темы. В среднем нужно неделю на курс. Если тема интересная, справлялся быстрее. Учился в основном по вечерам дома. До недавнего времени на работе не было компьютеров, сейчас буду пытаться иногда учиться параллельно с работой.

В НМО проще поддерживать квалификацию

Андрей Свежинцев, 29 лет, врач-рентгенолог в государственном диагностическом центре Барнаула

– Я зарегистрировался в системе НМО, как только она появилась в 2016 году. С ее основной идеей согласен: врач учится постоянно, а не один раз в пять лет. Так проще поддерживать квалификацию.

Для сотрудников нашей поликлиники бесплатно доступны только курсы, которые проводит местный вуз. В других учреждениях края, насколько я знаю, врачей направляют на любые образовательные циклы по их выбору.

Пять лет я обучался на курсах Алтайского госмедуниверситета. Но полгода назад решил от них отказаться и проходить обучение в других учебных заведениях. Причина – повторы материала, который мне уже и так известен.

У местного вуза есть собственная электронная платформа. После прослушивания лекций предлагаются практические занятия. В финале нужно пройти итоговый тест. По результатам приходит сертификат о прохождении учебы. Как врач-рентгенолог в качестве практики я должен был описать и отправить несколько рентгенограмм. В 2016–2017 годы я так и делал, но мою работу никто не проверил.

Сейчас обучаюсь на курсах, которые разработал один из московских вузов, оплачивал их сам. В местном вузе 36-часовой учебный цикл стоит 8,5 тыс. руб., тут я заплатил 9,5 тыс. руб. Сумма за год в принципе небольшая. Чтобы набрать 250 часов за пять лет, надо раз в год проходить хотя бы один такой цикл и еще набрать 14 баллов за счет электронных образовательных модулей, посещения конференций. Из-за COVID-19 большинство конференций проводятся в онлайн-режиме – это удобно.

Слушаю в основном бесплатные вебинары, их много. Например, учебный центр Научно-практического центра диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы выпускает по 10 вебинаров в месяц. За них не надо платить, но при этом можно копить баллы НМО. Со специальной литературой тоже проблем нет, переводят с английского сейчас много и быстро. Так что баллов для аккредитации в текущий учебный цикл у меня даже больше, чем нужно. Документы в федеральный аккредитационный центр я отправил в конце августа, но ответа пока не получил.

На портале НМО тоже много качественного контента по моей специальности в коротких 36-часовых циклах. Но информация часто повторяется, будто ее просто копируют из учебников и вставляют в образовательную программу. В идеале материалы должны проходить предварительный отсев в совете по НМО.

Кроме того, на портале присутствуют сторонние организации, о которых много негативных отзывов. В основном их критикуют за низкое качество образовательного контента и устаревшие учебные материалы. Минздраву надо более критично относиться к отбору.

Ранее 75% участников опроса, проведенного «МВ совместно с аналитической компанией RNC Pharma, сообщили
о «низком» и «очень низком» качестве контента в системе НМО. Образовательные циклы повышения квалификации также критикуют за рекламу конкретных лекарственных препаратов.

1.jpg (27 KB)

Бесплатные лекции «стоят» мало

В. П., 35 лет, врач-рентгенолог в межмуниципальном медцентре, Свердловская область

– Я закончила Уральский медуниверситет в 2009 году. Копить баллы начала год назад. Портал НМО использую активно, и он меня устраивает: контент полный, информативный, без лишней «воды».

К сожалению, мало бесплатных лекций, и баллов за них дают, как правило, тоже мало – 1–2. Но на освоение такого курса уходит максимум 4 часа. Лекции, которые «стоят» больше, обычно платные. При этом если лекция оценена в 2–3 ЗЕТ, то к ней нужно подойти основательно, изучение материала потребует времени. То есть надо реально напрягаться, чтобы зарабатывать эти баллы.

Сейчас у меня накоплено примерно 40 ЗЕТ, и нет уверенности, что за пять лет получится набрать требуемое количество. Конференции как способ зарабатывания баллов использую редко. Помню только одну, там раздавали по 1 баллу, а потом началась пандемия.

Основной источник получения профессиональной информации – поисковики Google и «Яндекс». Регулярно ищу информацию по любым темам: от плановой амбулаторной до экстренной помощи. Нравится англоязычный ресурс The Radiology Assistant, очень информативный.

Из минусов системы НМО – образовательные модули на портале Минздрава в основном платные. Если уж государство так старается привлечь выпускников в медицинские вузы, было бы логично обеспечить их доступом к бесплатному последипломному образованию.

Сейчас непонятно, как развивают этот ресурс: как государственный сайт, ориентированный на помощь врачам, или как коммерческий, предназначенный для зарабатывания денег. С таким подходом не очень честно требовать его обязательного использования. Получается, что обучение врача – его собственная проблема.

В России фарма влияет даже на медицинские стандарты

Алиса Донец, 28 лет, врач-педиатр «Медси», Москва

– Основная проблема нового формата непрерывного медобразования – он не подразумевает отрыва от работы. Врачи вынуждены тратить личное время, которого у большинства и так нет. В прежней системе сертификации специалист имел право на учебный отпуск.

Я закончила РНИМУ им. Н.И. Пирогова в 2017 году и еще успела захватить интернатуру. В моем окружении не многие сдавали аккредитацию по новым правилам. Поэтому про процедуру экзамена ничего сказать не могу.

Литературу по специальности читаю регулярно. Трачу на это полчаса в день, чаще всего по пути на работу или с работы в общественном транспорте. Если не получается, добираю в выходные. На очные конференции выбираюсь редко. Даже в Москве не всегда есть возможность регулярно посещать одобренные советом НМО офлайн-мероприятия: часто они проходят в рабочие дни.

Информацию по специальности получаю с сайтов CDC, FDA, Pubmed, UpToDate. Некоторые ресурсы доступны только по платной подписке, но денег не жалко, так как выбираю только интересную и нужную информацию. Трачу на это 1–1,5 тыс. руб. в месяц.

К сожалению, иностранные источники не учитываются в системе НМО. Обидно, там качественная информация, которая прогоняется через огромное количество исследований и наблюдений. В России любая бесплатная конференция с вероятностью 99,9% финансово поддерживается фармкомпаниями. Приходится слушать в докладах рекламу лекарств от спонсоров. Это проблема нашей страны. У нас влияние фармкомпаний заметно даже в медицинских стандартах, что снижает доверие к официальным документам.

Портал Минздрава edu.ru не идеален. Оставляет желать лучшего качество материалов, встречаются повторы из доклада в доклад. Чего-то принципиально нового я там ни разу для себя не вынесла. Иногда даже сама могла что-то рассказать докладчикам. Просто жалко на такое времени и денег.

Причем обучение стоит недешево. Можно отдать 16–30 тыс. руб. за 36-часовой курс. Да, есть квоты, которые можно покрыть за счет Фонда ОМС, и в некоторых организациях готовы частично компенсировать расходы сотрудников, но таких квот мало.

Мой сертификат истекает в следующем году, и накоплено всего 50 баллов. Пока не знаю, как буду выкручиваться. В таком положении сейчас большинство врачей. У многих нет ни времени, ни денег, ни желания этим заниматься.

Бесплатные курсы доступны только в «своем» регионе

Б. А., 44 года, фельдшер ФАП, Новосибирская область

– Портал НМО в принципе удобен, но надо привыкать. Плохо, что бесплатные дистанционные курсы доступны только по конкретному региону. Формально нет, но по факту учреждения допобразования, которые размещают на портале НМО свои материалы, требуют для доступа к ним подтвердить трудовые отношения с ЛПУ региона. При этом контент зависит от субъекта. Например, в Красноярском крае много учреждений дополнительного медобразования и курсов повышения квалификации для фельдшеров, а в Новосибирской области с этим туго.

На портале Минздрава есть бесплатные конференции, видеолекции, онлайн-ивенты, но все они приносят минимум баллов – 1—2. Основной источник ЗЕТ – курсы повышения квалификации на различную тематику. То есть де-факто, чтобы набрать необходимые 50 баллов за год, нужно платить.

Я выбирал то, что нужно для работы. Переподготовка по основной специальности (510 часов), иммунопрофилактика (36 часов), предрейсовые осмотры (36 часов), что-то еще по мелочи. В итоге переподготовка и сертификат обошлись около 70 тыс. руб. Повышение квалификации по иммунопрофилактике и предрейсовые осмотры — в районе 5 тыс. руб.

Читаю по специальности в основном институтские учебники плюс переводы зарубежных статей по конкретным диагнозам либо в оригинале, если это английский. Основной источник – интернет. В профессиональных форумах нет особой нужды. Я из семьи врачей самого разного профиля, всегда есть у кого проконсультироваться в режиме реального времени.

Знаний и умений после длительного перерыва в стаже (с 2001 по 2019 год), конечно, не хватает. К примеру, комбитьюб ставить не умею, как и делать коникотомию. У меня была другая специализация, нас этому не учили.

Я успел пройти переподготовку в ноябре 2019 года, тогда еще можно было обойтись сертификатом. Сдавать аккредитационный экзамен не планирую – отработаю земский контракт и думаю уходить в околомедицинскую коммерцию, где больше платят.

На врачах зарабатывают посредники

Максим Журавлев, 42 года, медбрат, Краснодарский край

– С прошлого месяца я больше не работаю в государственной медицине, но продолжаю учиться, чтобы иметь возможность в будущем подтвердить сертификат. На портале НМО зарегистрировался в 2019 году. Материалы изучаю по четырем специальностям: анестезия-реаниматология, сестринское дело, медицинский массаж и лечебная физкультура. Две последние – теперь мой основной профиль, работаю в санатории.

Система непрерывного профобразования – хорошая идея. Но на обучение медработникам должны выделяться отдельные часы и это время должно оплачиваться. За некоторых коллег платят организации, мне приходится самому. Поэтому нахожу курсы подешевле, но вижу, что по некоторым специальностям цены высокие – до 10 тыс. руб. за 36–72-часовой цикл.

Основная проблема – это время. Многие врачи работают на 1,5–2 ставки, у них его просто нет. Учебные отпуска не предусмотрены. Я видел, как врач ходит по больнице с телефоном в кармане, одновременно слушая конференцию и пытаясь работать. Разве это нормально?

Появились фирмы-посредники, которые предлагают врачам вести личный кабинет на портале НМО и набирать за них баллы. Посредник – представитель учебного заведения дополнительного профессионального образования – подбирает онлайн-мероприятия с контролем присутствия и возможностью накопления баллов и прослушивает их. Услуга стоит 8–15 тыс. для врачей и 6–10 тыс. руб. – для среднего персонала.


  1. Morris L, Taitsman JK (December 2009). “ The agenda for continuing medical education—limiting industry’s influence”. N. Engl. J. Med
    . 361

  2. : 2478-82. ДОИ
    : 10.1056/NEJMsb0905411
    . ПМИД
    20018969
    .

  3. Мориц Фюрст. Система подготовки врачей общей практики. В: Доктор. Руководство по социальной медицине. 1909/2017. С. 30-31.
  4. Эльке Бётин. Медицинская подготовка в Германии 1871-1945 гг. Архивный журнал Sudhoffs по истории науки, 2015 г.; 99
  5. : 145-176.

  6. Курт Блом. Новые рекомендации по непрерывному медицинскому образованию. Обязательное медицинское образование. Дтч Эрцтебль 1935; 65
  7. : 773–777.
  8. Эльке Бётин: Медицинское образование в Германии – обязательное и добровольное. В: Журнал фактических данных, обучения и качества в здравоохранении. Том 107, № 4–5, стр. 327–334, doi:10.1016/j.zefq.2013.03.017.
  9. § 95d Обязанность обеспечить дальнейшее профессиональное обучение

    . Дата регистрации: 28 апреля 2022 г.
    Архивировано
    6 февраля 2022 г.


  10. Цена Минздрава России от 2 января 2016 года № 334н «Об утве «Звание об аккредитации специалистов»

    . Дата регистрации: 28 апреля 2022 г.
    Архивировано
    3 марта 2022 г.


  11. Новое объяснение в России: состояние и перспективы . Материалы Российской научно-практической конференции

    . Дата регистрации: 19 января 2022 г.
    Архивировано
    2 марта 2022 г.


  12. О информации для специалистов мира

    . Портал непрерывного медицинского лечения в России
    . Дата регистрации: 28 апреля 2022 г.
    Архивировано
    3 мая 2022 г.


  13. Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ

    . Национальный Медицинский Дворец

    . Дата регистрации: 28 апреля 2022 г.
    Архивировано
    27 апреля 2020 г.


  14. NMO.ru Агрегатор профессионального медицинского образования

    . nmo.ru
    . Дата регистрации: 28 апреля 2022 г.
    Архивировано
    14 марта 2022 г.


  15. ОНФ: система непрофилактического медицинского образования уходит за забор

    . Вадемекум
    (3 апреля 2019 г.). Дата регистрации: 28 апреля 2022 г.
    Архивировано
    15 февраля 2022 г.




В США и Bluetooth

Есть много штатов, которые поддерживают медицинских работников в больницах. У меня есть лицензия. Врач регулирует Советский Союз по немедицинской аккредитации Ассоциацией (ACCME) и Американской ассоциацией остеопатии (AOA).

В канадской провинции есть документ от НМО для лицензиатов деятельности. Сертификация предоставляется Королевским колледжем врачей и хирургов Канады (RCPSC) и семейными врачами Колле 2 Канады (CFPC).

В контексте немедицинского образования Это разнообразные организации, в которых пишут:

  • Профессиональные ассоциации и деятельность
    ;
  • Агент медицинского образования;
  • Больницы
    ;
  • Учебные заведения
    , в университете, медицинском училище и медицинском училище;
  • Предоставление несуществующей информации медсестре на дому.

Эта ценность может быть отражена в текущих транснациональных публикациях, онлайн-программах, аудио, видео или других электронных средствах массовой информации. Контент для этих программ разрабатывается, проверяется и предоставляется преподавателями, которые являются экспертами в своих индивидуальных клинических областях.

В 2008 году Национальная комиссия по сертификации специалистов по НМО учредила профессиональную сертификацию, которая проводится на основе стандартизированного экзамена и даёт сертификат специалиста НМО (CCMEP).



В России в современном виде непрерывное медицинское образование начало активно развиваться с 2011 года после изменения государственного регулирования права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности. До этого момента существовали различные программы дополнительного и послевузовского профессионального медицинского образования в различных учебных заведениях. Крупнейшим федеральным центром данного направления является Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования
, начавшая деятельность ещё в СССР в 1930 году.

В соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в России на период до 2021 года, утверждённой приказом Минздрава России от 21 ноября 2017 года № 926, непрерывное медицинское и фармацевтическое образование должно осуществляться в трёх направлениях:

  • освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (формальное образование);
  • обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций (неформальное образование);
  • индивидуальную познавательную деятельность (самообразование).

Как набрать баллы НМО?

Высшая медицинская школа предлагает курсы повышения квалификации в рамках НМО, а также различные образовательные мероприятия для:

Все курсы аккредитованы на интернет-портале НМО. Выбирайте их в качестве программ повышения квалификации для последующего прохождения аккредитации.

Обучение проводится в нескольких форматах:

  • очно-заочная форма. Заочные занятия проходят на образовательном портале. Практические и семинарские занятия — в симуляционном центре ВМШ в вечернее время.
  • дистанционное обучение. Заочные занятия проходят на образовательном портале. Вся теоретическая информация доступна в виде коротких видеолекций, Осваивайте ее в индивидуальном темпе, также без отрыва от работы.
  • индивидуальная форма обучения. Персональный план повышения квалификации подбирается по вашему запросу.

ВМШ обеспечивает качественную подготовку медицинских специалистов высшего и среднего звена по 100 программам повышения квалификации, с помощью которых вы сможете набрать требуемое количество баллов/часов обучения и подготовиться к аккредитации.

Плюсы непрерывного образования в ВМШ

  • Высококвалифицированный преподавательских состав:

    занятия ведут преподаватели с многолетним стажем и опытом работы.
  • Практическая направленность:
    вы сможете отработать навыки на интерактивных тренажерах, манекенах и фантомах. Все полученные знания пригодятся в практике.
  • Современные образовательные технологии:
    заочные занятия проходят на удобной и интуитивно понятной образовательной платформе. Образовательный материал возможно просматривать неограниченное кол-во раз 24/7.
  • Документы государственного образца:
    ВМШ работает на основании  лицензии № 032675,
    выданной 27.09.2012 Департаментом образования города Москвы. После успешного окончания обучения вы получите баллы НМО и документ установленного образца.

Запишитесь на курсы, чтобы пройти качественную подготовку и набрать необходимые баллы для аккредитации.

Инструкции

Подробнее

Нормативно-правовая база

  • 1
    Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Приказ МЗ РФ №709н от 28.10.2022 года «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: