Утвердить Концепцию развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года, согласно приложению
.
Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 ноября 2017 г. N 926
Концепция
развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года
I. Общие положения
Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года (далее — Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения ими своего профессионального уровня и расширения квалификации.
Нормативную правовую основу Концепции составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294;
иные нормативные правовые акты Российской Федерации и документы стратегического планирования, определяющие приоритетные направления развития отраслей экономики и социальной сферы.
Концепция предназначена для участников отношений в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования, в том числе:
медицинских и фармацевтических работников Российской Федерации;
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и педагогических работников;
работодателей и их объединений;
социально ориентированных некоммерческих организаций;
федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование обеспечивает возможность совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни.
Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование осуществляется через:
освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);
обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование»);
индивидуальную познавательную деятельность («самообразование»).
В целях мониторинга реализации Концепции используется статистический инструментарий для организации федеральных и ведомственных статистических наблюдений в том числе:
за участием врачей и провизоров в непрерывном медицинском и фармацевтическом образовании;
за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
II. Роль непрерывного медицинского и фармацевтического образования в современном обществе
Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование выполняет профессиональную, социальную, личностную функции.
Профессиональная функция обеспечивает формирование у медицинского или фармацевтического работника необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, и, как следствие, повышение качества оказываемой им медицинской помощи.
Социальная функция дополняет и обогащает процесс взаимодействия медицинского и фармацевтического работника с обществом, обеспечивает адаптацию к повышенному уровню ответственности перед гражданином и обществом.
Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей медицинского и фармацевтического работника в профессиональной сфере, предоставляет возможность получения новой квалификации и профессионального роста.
В настоящее время в Российской Федерации действует система подготовки медицинских и фармацевтических специалистов, которая складывается из 5-6 летней подготовки по программам специалитета с последующим обучением по программам ординатуры и блока дополнительного профессионального образования, который включает в себя повышение квалификации различной продолжительности и профессиональную переподготовку *
.
В рамках мероприятий по повышению качества подготовки и обеспечению единого уровня подготовки во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с 2011 года обучение медицинских и фармацевтических специалистов осуществляется по программам специалитета, разработанным в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям. Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов от государственных образовательных стандартов предыдущего поколения является увеличение доли практической подготовки выпускников, чем обеспечивается их готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в первичном звене здравоохранения непосредственно после завершения обучения.
С 2014 года реализация программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами *
.
Обеспечение единого уровня подготовки специалистов в рамках системы дополнительного профессионального образования обеспечивается путем разработки примерных дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования *
.
Планируется развитие университетских клиник и клинических баз, активное внедрение новых образовательных технологий, симуляционных и тренинговых классов, экспериментальных операционных, виртуальных ситуационных программ и дистанционных интерактивных сессий, электронных информационных баз и библиотек, систем помощи молодому специалисту в принятии решений.
Кроме того, ведется активная работа по внедрению системы менеджмента качества, основой которой является мониторинг процессов предоставления образовательными организациями образовательных услуг, ориентированный как на удовлетворение потребности медицинских и фармацевтических организаций в специалистах различного профиля и квалификации, так и на удовлетворение личностных потребностей обучающихся.
В современном обществе профессиональная деятельность, связанная с повышенным уровнем ответственности перед гражданином и обществом, требует от представителей профессии постоянного совершенствования своих профессиональных навыков.
При этом изменения в социальной и экономической сфере общества, требования, предъявляемые к специалистам как работодателем, так и потребителем услуг, диктуют необходимость создания динамичной системы дополнительного профессионального образования, основанной на принципе непрерывности повышения квалификации, привлечении к обучению ведущих специалистов отрасли, а также использовании симуляционного обучения и дистанционных образовательных технологий.
С 2016 года, когда был осуществлен первый выпуск специалистов, обучавшихся по федеральным государственным образовательным стандартам, и внедрена аккредитация специалиста *
, созданы условия для модернизации системы дополнительного профессионального образования, построенного на принципе непрерывности обучения в течение всей профессиональной деятельности специалиста.
Непрерывность обучения диктуется увеличением на фармацевтическом рынке числа высокоэффективных лекарственных средств, появлением высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, требующих высокой квалификации врачей, развитием информационно-коммуникационных технологий, позволяющих популяризировать дистанционные и электронные виды образования, осуществлять обмен опытом с коллегами и внедрение клинических рекомендаций непосредственно во время практической деятельности врачей, и может быть обеспечена в современных условиях персонализацией образовательной траектории, возможностью выбора обучающимися различных образовательных мероприятий, использованием электронного обучения, дистанционных и симуляционных технологий, стажировок, тьюторства.
III. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции — подготовка высококвалифицированных специалистов здравоохранения, совершенствование системы дополнительного профессионального образования медицинских и фармацевтических работников, интеграция инновационных образовательных технологий в медицинское и фармацевтическое образование для обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению вне зависимости от места ее оказания.
Для достижения цели Концепции предполагается решение комплекса следующих основных задач:
расширение спектра образовательных мероприятий, предоставляемых организациями, осуществляющим образовательную деятельность, и профессиональными некоммерческими организациями, в том числе посредством дистанционных образовательных технологий, электронного и симуляционного обучения, стажировок;
организация социальных мероприятий, способствующих мотивации медицинских и фармацевтических работников к систематическому обучению;
внедрение системы независимой оценки уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников организациями работодателей и некоммерческими профессиональными организациями.
IV. Основные принципы
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:
непрерывность образования, предполагающая накопление интеллектуального и профессионального потенциала специалиста в течение всей трудовой деятельности, реализующегося в профессионально-квалификационном и профессионально-должностном росте;
преемственность и последовательность между уровнями и ступенями образования, обеспечивающая развитие компетенций от теоретических основ к умениям и овладению практическими навыками, от применения самооценки в профессиональной деятельности к формированию профессиональных компетенций;
персонификация дополнительного профессионального образования, обеспечивающая возможность выбора траектории профессионального развития, выбора темпа и условий получения знаний в зависимости от индивидуальных потребностей и занимаемой должности;
информатизация образовательного процесса, связанная с широким использованием информационных технологий в процессе постоянного обмена информацией, идеями, опытом, которые доступны и создают возможность обобщать приобретаемые знания;
регламентность обучения обеспечивается системой контроля и планирования образовательных мероприятий и самообразования в течение всей профессиональной деятельности.
При этом мотивация специалистов к систематическому обучению достигается за счет того, что результаты обучения будут востребованы в практической деятельности обучающегося, при этом система предоставляет возможность дискретного обучения путем этапного освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практических навыков. Кроме того, в обучении обеспечивается возможность интерактивного контакта специалиста с образовательными, научными, лечебными организациями и коллегами, который включает участие в профессиональных семинарах, конференциях, частное исследование, написание научных (исследовательских) работ, чтение периодики, информационный поиск, стажировку, преподавание, консультирование, экспертизу, наставничество, а элективность образовательного процесса обеспечивает свободу выбора целей, содержания, форм, методов, средств, длительности, места обучения.
V. Основные направления реализации Концепции
Решение задач Концепции предполагает реализацию следующих основных направлений развития сферы непрерывного медицинского и фармацевтического образования:
актуализация нормативной правовой базы по вопросам непрерывного медицинского и фармацевтического образования в части внесения изменений в Федеральные законы от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г., регистрационный N 25359);
обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, образовательных и научных организаций, работодателей, профессиональных некоммерческих организаций;
формирование мотивации медицинских и фармацевтических работников к самообразованию;
внедрение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ организаций, осуществляющих подготовку по медицинским специальностям, а также отдельных образовательных мероприятий;
разработка системы учета образовательной активности медицинских и фармацевтических работников с использованием учетных единиц (кредитов);
привлечение к реализации образовательных программ, в том числе в рамках сетевого взаимодействия, образовательных и научных организаций, а также профессиональных некоммерческих организаций;
реализация возможности выбора медицинскими и фармацевтическими работниками дополнительной профессиональной программы посредством интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — интернет-портал), доступ к которому обеспечивается с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и Федерального регистра медицинских работников, ведение которого осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. N 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 апреля 2014 г., регистрационный N 32044), обеспечивающего персонифицированную возможность формирования образовательной траектории и планирования образовательных мероприятий за счет предоставления доступа к дистанционным образовательным модулям, материалам научных и практических конференций, информационным материалам профессиональных некоммерческих организаций, электронным библиотекам;
развитие и поддержание каналов связи образовательных и медицинских организаций для реализации дистанционных модулей образовательной программы.
VI. Реализация Концепции
Государственная политика в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования проводится на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», приоритетного проекта «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами», паспорт которого утвержден на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам протоколом от 26.07.2017 N 8, других федеральных и региональных государственных программ.
Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении организации, реализующие дополнительные профессиональные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке (модернизации) отраслевых программ подготовки и переподготовки кадров.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития и программ развития здравоохранения.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации программ развития организации.
Основными формами координации усилий по реализации Концепции будут выступать общественные институты управления: общественные советы при органах исполнительной власти, отраслевые советы, в том числе Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также фонды, отраслевые общественные объединения работодателей, руководителей образовательных организаций, наблюдательные и попечительские советы образовательных организаций.
Координация работ по реализации Концепции осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и профессиональными объединениями, заинтересованными организациями.
VII. Ожидаемые эффекты и результаты от реализации Концепции
В результате реализации Концепции будут обеспечены следующие эффекты:
создание динамической системы непрерывного профессионального образования врачей и провизоров, обеспечивающую систематическое повышение квалификации специалистов;
разработка и внедрение современных образовательных программ дополнительного профессионального образования по всем медицинским и фармацевтическим специальностям;
внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих удаленный доступ обучающихся к информационным банкам знаний и интерактивное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом;
обеспечение механизмов коррекции государственного задания на подготовку медицинских и фармацевтических специалистов с учетом современных потребностей практического здравоохранения;
формирование у медицинских и фармацевтических специалистов потребности в самообразовании;
установление социального партнерства по вопросам подготовки кадров между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, общественными и профессиональными организациями;
повышение удовлетворенности медицинских и фармацевтических работников качеством своей жизни за счет расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации.
Реализация Концепции к 2021 году позволит осуществить разработку на основе порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательственной медицины не менее 4000 единиц интерактивных образовательных модулей, а также обеспечить участие в мероприятиях непрерывного медицинского и фармацевтического образования не менее 90% медицинских и фармацевтических работников государственных и частных организаций системы здравоохранения Российской Федерации.
*
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).
*
Статья 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
*
Статья 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
*
Статья 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 26, ст. 3442, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3459, ст. 3477; N 30, ст. 4038; N 29, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52 ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930).
Разработана Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в России на период до 2021 г.
Мероприятия реализуются путем освоения образовательных программ в соответствующих организациях; обучения в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций; самообразования.
Планируется расширить спектр образовательных мероприятий; организовать социальные мероприятия, способствующие мотивации медицинских и фармацевтических работников к систематическому обучению; внедрить систему независимой оценки уровня квалификации таких работников.
Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»
, в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»
, из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:
− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);
− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:
а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;
б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);
в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.
- Главная
- Непрерывное медицинское образование
- Концепция НМО
Концепция непрерывного медицинского образования.
Непрерывное медицинское образование (НМО) —
образовательный процесс, с помощью которого медицинские работники постоянно обновляют свои знания и практические навыки – начинается после получения базового образования и (или) обязательной последипломной подготовки.
Согласно разрабатываемой Министерством образования Российской Федерации концепции, непрерывное образование подразделяется на формальное (повышение квалификации и профессиональная переподготовка), неформальное (посещение и участие в работе конференций, семинаров, мастер-классов), информальное (самообразование).
Центр повышения квалификации, наряду с реализацией дополнительных профессиональных образовательных программ, развивает неформальные виды непрерывного образования.
Цель проекта – реализация НМО, как основы повышение качества медицинской помощи и гарантии безопасности пациента.
Задачами проекта является:
- повышение уровня профессиональной компетентности медицинских сестер по основным направлениям реализации целевой программы «Столичное здравоохранение» (подпрограммы «Здоровый образ жизни», «Здоровье старшего поколения», «Специализированная медицинская помощь»);
- организация системы персонифицированного учета непрерывного медицинского образования медицинских сестер амбулаторно-поликлинических центров Южного и Юго-Западного округов;
- формирование рейтинга медицинских сестер и амбулаторно-поликлинических центров;
- учет результатов НМО медицинских сестер при аттестации на квалификационную категорию
- удовлетворение потребностей практического здравоохранения (амбулаторно-поликлинической службы) в высококвалифицированных специалистах;
Участники проекта.
Пилотный проект осуществляется под руководством Департамента здравоохранения города Москвы на базе Государственного образовательного бюджетного учреждения города Москвы «Центр повышения квалификации специалистов здравоохранения Департамента здравоохранения города Москвы» (ГОБУ ЦПК).
К обучению привлекаются медицинские сестры амбулаторно-поликлинических центров Юго-Западного и Южного административных округов города Москвы.
Персональный список обучающихся формируется главными внештатными специалистами по сестринскому делу административных округов и согласовывается с кадровой службой амбулаторно-поликлинических центров.
Порядок реализации образовательных мероприятий.
ГОБУ ЦПК формирует актуальную приблизительную тематику образовательных мероприятий на учебный год. К формированию тематики образовательных мероприятий привлекаются главные специалисты Департамента здравоохранения города Москвы, члены правления Регионального общественного объединения медицинских сестер города Москвы (РООМС), представители лечебных и образовательных организаций.
Информация о конкретной дате проведения мероприятия размещается на официальном сайте ГОБУ ЦПК. Администрация медицинских организаций по месту работы участников проекта оповещается о дате и времени проводимого мероприятия за 10 дней до его начала официальной факсограммой руководителя ГОБУ ЦПК и по электронной почте.
В образовательных мероприятиях (научно-практических конференциях, мастер-классах и т.п.) могут принимать участие медицинские сестры учреждений здравоохранения, не входящих в систему Департамента здравоохранения города Москвы. Для указанной категории работников участие осуществляется на платной (договорной) основе. Информация о стоимости регистрационного сбора за участие в мероприятии и количество мест предварительно размещается на официальном сайте ГОБУ ЦПК.
По окончании проведения образовательного мероприятия участникам выдаются именные сертификаты с указанием тематики, даты проведения, статуса участника, количества баллов.
Материалы мероприятия (тезисы докладов, презентации, видеозапись и т.п.) после его проведения размещаются на официальном сайте ГОБУ ЦПК и доступны для специалистов здравоохранения.
Контроль и учет результатов обучения.
Персонифицированный учет результатов обучения осуществляется по результатам каждого образовательного мероприятия. Статус участника определяется следующим образом:
- участник – 10 баллов;
- докладчик (из числа медицинских сестер) – 25 баллов;
- проведение мастер класса (медицинской сестрой) – 50 баллов.
После проведения всех мероприятий в учебном году ГОБУ ЦПК на добровольной основе проводит тестирование участников по тематике образовательных мероприятий.
Обучающиеся, справившиеся с более 60% тестовых заданий, считаются прошедшими тестирование.
Сумма баллов обучающихся, имеющих статус докладчика или проводящего мастер класс, увеличивается соответственно предусмотренной оценке.