К
нормативной базе Российской системы
аккредитации относятся правовые,
методические и нормативные документы.
Правовые
основы аккредитации органов по
сертификации и испытательных лабораторий
в области технического регулирования
установлены Федеральным законом «О
техническом регулировании» от 27 декабря
2002 г. №184- ФЗ;
Методические
основы аккредитации органов по
сертификации и испытательных лабораторий
изложены в «Общих правилах по проведению
аккредитации в Российской Федерации»
принятых Постановлением Госстандарта
Российской Федерации от 31 мая 2000 г.
№150-ст (взамен ранее действующих ГОСТ
Р 51000.1 и ГОСТ Р 51000. 2).
В
качестве нормативных актов аккредитации
применяется комплекс стандартов ГОСТ
Р системы аккредитации в Российской
Федерации, к которым относятся:
1.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025–2000. Общие требования
к компетенции испытательных и калибровочных
лабораторий (взамен ГОСТ Р 51000.3–96);
4.
ГОСТ Р 51000.4-96 Общие требования к
аккредитации испытательных лабораторий»;
5.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 62–2000. Общие требования
к органам, осуществляющим оценку и
сертификацию систем качества;
6.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 65–2000 Общие требования к
органам, действующим в системе сертификации
продукции (взамен ГОСТ Р 51000.5–96);
7.
ГОСТ Р 51000.6-96 Общие требования к
аккредитации органов по сертификации
продукции и услуг;
8.
ГОСТ Р 51000.9-97 Общие критерии для органов,
проводящих сертификацию персонала.
Комплекс
государственных стандартов системы
аккредитации в Российской Федерации
гармонизирован с Руководствами ИСО/МЭК
и европейскими стандартами серии ЕN
45000:
ЕN
45001. Общие требования к деятельности
испытательных лабораторий;
ЕN
45002. Общие требования при оценке
(аттестации) испытательных лабораторий;
ЕN
45003. Общие требования к органам по
аккредитации лабораторий;
ЕN
45011. Общие требования к органам по
сертификации, проводящим сертификацию
продукции;
ЕN
45012. Общие требования к органам по
сертификации, проводящим сертификацию
систем обеспечения качества;
ЕN
45013. Общие требования к органам по
сертификации, проводящим аттестацию
персонала;
ЕN
45014. Общие требования к декларации
поставщика о соответствии.
Структура системы аккредитации рф
Структура
системы аккредитации РФ включает Совет
по аккредитации с постоянно действующим
секретариатом и органы по аккредитации
в обязательной и добровольной сферах
подтверждения соответствия продукции
(услуг), рис. 13.4.1.
Федеральный
орган по техническому регулированию в
пределах его полномочий выполняет
функции органа по аккредитации,
К
основным органам по аккредитации,
совмещенным с системами обязательной
сертификации РФ, могут быть отнесены:
1.
Система сертификации ГОСТ Р;
2.
Система сертификации на воздушном
транспорте РФ;
3.
Система сертификации оборудования,
изделий и технологий для ядерных
установок, радиационных источников и
пунктов хранения;
4.
Система сертификации продукции и услуг
в области пожарной безопасности;
5.
Система сертификации безопасности
взрывоопасных производств;
6.
Система сертификации средств защиты
информации по требованиям безопасности
информации;
7.
Система сертификации средств защиты
информации Министерства обороны РФ по
требованиям безопасности информации;
8.
Система сертификации на федеральном
железнодорожном транспорте РФ;
9.
Система сертификации работ по охране
труда в организациях;
10.
Система сертификации медицинских
иммунобиологических препаратов;
11.
Федеральная система сертификации
космической техники научного и
народнохозяйственного назначения;
12.
Система сертификации морских и гражданских
судов;
13.
Система сертификации средств защиты
информации по требованиям безопасности
Службы внешней разведки РФ;
14.
Система сертификации «Электросвязь»;
15.
Система сертификации средств защиты
информации по требованиям безопасности
для сведений, составляющих государственную
тайну;
16.
Система сертификации авиационной
техники и объектов гражданской авиации;
17.
Система сертификации геодезической
топографической и картографической
продукции.
Перечисленные
системы сертификации имеют значительные
ведомственные особенности и обеспечивают
проведение аккредитации только в рамках
действующей системы. В них объединено
проведение сертификации и аккредитации,
они различаются правилами проведения
аккредитации и критериями оценки
деятельности.
Все
это отрицательно влияет на возможность:
1.
Развития взаимодействия России и
Европейского Союза, последовательное
проведение в рамках этого взаимодействия
работ по взаимному признанию аттестатов
аккредитации, сертификатов и результатов
испытаний;
2.
Вступления России в Международный форум
по аккредитации (IAF)
и развития сотрудничества с входящими
в него странами;
3.
Плодотворного сотрудничества с
Международной конференцией по аккредитации
лабораторий (ИЛАК) в области аккредитации
испытательных лабораторий, взаимного
признания и оценки качества результатов
испытаний.
В
соответствии с ФЗ «О техническом
регулировании» и «Порядком аккредитации
в РФ в области технического регулирования»
предполагается к внедрению Единая
система аккредитации (Слайд).
Она обеспечивает преемственность
сложившейся практики и возможность
дальнейшего совершенствования.
В
Единой системе аккредитации органы по
аккредитации должны действовать в
рамках созданных систем сертификации
до выхода соответствующих регламентов.
Предполагается,
что Единая система аккредитации обеспечит
взаимное признание результатов
сертификации продукции и услуг разными
странами – торговыми партнерами РФ.
После внедрения Единой системы
противоречия с международными нормами
практически будут исключены. Кроме
того, установление в Системе единых
правил и критериев в области сертификации,
испытаний и других форм оценки соответствия
позволит повысить эффективность их
деятельности и, в конечном итоге, будет
способствовать повышению конкурентоспособности
российской продукции.
Слайд.
Единая система аккредитации в РФ в
области технического регулирования
Выполнение
этих требований является основным
условием аккредитации.
Аккредитация
(органа по сертификации, испытательной
лаборатории, испытательного центра) —
официальное признание возможности
выполнения органом по сертификации,
испытательной лабораторией (центром)
конкретных работ в заявленной области.
Для
аккредитации органа по сертификации
необходимо выполнение ряда условий, в
том числе:
1.
Наличие квалифицированного и прошедшего
специальную подготовку персонала.
Персонал должен быть свободен от контроля
теми лицами, которые имеют коммерческую
заинтересованность в результатах
сертификации. Руководитель органа по
сертификации должен быть экспертом-аудитором.
Эксперт-аудитор — лицо, аттестованное
на право проведения одного или нескольких
видов работ в области сертификации.
2.
Наличие актуализированного фонда
нормативных документов на продукцию и
методы испытаний.
3.
Наличие юридических и экономических
взаимоотношений для управления данной
частью системы сертификации, в том числе
для организации испытаний и инспекционного
контроля за сертифицированной продукцией.
4.
Наличие организационно-методических
документов по правилам сертификации
продукции, в том числе правила рассмотрения
апелляций и отмены или приостановления
действия сертификатов, знаков соответствия.
Одним
из документов должно быть «Положение
об органе по сертификации», в котором
устанавливается область аккредитации,
определяются функции, права, его
организационная схема, даётся
характеристика персонала (квалификация,
опыт работы), приводится перечень
организаций, с которыми взаимодействует
орган по сертификации.
Аккредитована
может быть любая лаборатория, изъявившая
желание пройти аккредитацию, независимо
от ее отраслевой принадлежности и форм
собственности.
Если
лаборатория аккредитована только на
техническую компетентность, то испытания
для целей сертификации она проводит
под контролем представителей органа
по сертификации.
К
лабораториям, претендующим на роль
сертификационных, предъявляются
требования по техническим, социальным
и организационным аспектам деятельности:
1)
испытательное оборудование и средства
измерений должны отвечать требованиям
нормативной документации на испытания,
которые должна проводить лаборатория;
2)
в лаборатории должен быть постоянно
актуализируемый фонд нормативной
документации, а также документации по
программам и методам испытаний;
3)
в составе лаборатории должны быть
специалисты, имеющие профессиональную
подготовку, квалификацию и опыт проведения
испытаний в области аккредитации;
4)
помещения, в которых проводятся испытания,
должны удовлетворять действующим
техническим и социальным нормам.
Испытательная лаборатория должна иметь
документированную систему качества,
периодически контролируемую. Обязательным
условием является наличие чёткой системы
регистрации результатов испытаний и
хранения
документов.
После
аккредитации испытательная лаборатория
должна выполнять обязанности, обусловленные
статусом аккредитованной лаборатории,
в том числе обязанности по отношению к
аккредитующему органу, по отношению к
заказчику.
Организационные
вопросы аккредитации регламентируются
ГОСТ Р 51000.1—95 «ГСС РФ. Система аккредитации
в Российской Федерации. Система
аккредитации органов по сертификации,
испытательных и измерительных
лабораторий». В соответствии с этим
стандартом аккредитацию организаций,
осуществляющих деятельность в обязательной
(законодательно регулируемой) сфере,
организуют и проводят ФАТРиМ и другие
федеральные органы исполнительной
власти, на которые законодательными
актами Российской Федерации возлагаете»
эта работа в пределах их компетенции.
Эти же органы дают разрешение
аккредитованной организации на проведение
работ в соответствующей системе
сертификации.
В
добровольной сфере аккредитацию может
осуществлять юридическое лицо, взявшее
на себя функции аккредитующего органа,
при условии, что оно отвечает предъявляемым
к аккредитующим органам требованиям.
ФАТРиМ
выполняет функции национального органа
по аккредитации. Для координации работ
по аккредитации при ФАТРиМ РФ создан
Межведомственный совет по аккредитации
в котором представлены Федеральные
органы исполнительной власти производители,
научные и общественные организации,
деятельность которых связана с работой
по аккредитации.
Аккредитующий
орган и его деятельность по аккредитации
регламентируются ГОСТ Р 51000.2-95 «ГСС РФ.
Система аккредитации
Российской
Федерации. Общие требования к аккредитующему
органу». Стандарт предъявляет ряд
требований к аккредитующему органу —
необходимость иметь определенный
юридический статус, финансовую
стабильность, права и ответственность,
обеспечивающие защиту всех сторон,
участвующих в деятельности по аккредитации;
располагать помещениями и средствами
труда, необходимыми для его деятельности;
иметь соответствующую организационную
структуру, включающую систему обеспечения
качества, располагать штатным персоналом,
соответствующим направлению и объему
работ по аккредитации и др. Система
обеспечения качества аккредитующего
органа должна соответствовать области
распространения системы аккредитации.
Она регламентируется Руководством по
качеству, которое постоянно актуализируется
ответственным сотрудником, подчиняющимся
руководству аккредитующего органа.
Аккредитующий орган должен определить
порядок проведения аккредитации,
процедуру рассмотрения жалоб, порядок
регистрационных записей.