НЕПРЕРЫВНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НЕПРЕРЫВНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Осуществляем образовательную деятельность на основе лицензии №041769 (Л035-01298-77/00179867)

Академия Непрерывного Профессионального Образования

Дистанционное обучение врачей и среднего медицинского и фармацевтического персонала по всем существующим специальностям.

Помогаем специалистам соответствовать всем требованиям медицинских и фармацевтических работников согласно приказам Министерства Здравоохранения РФ №66н, №541н, №707н, №83н, №186н 1183н и №709н (об аккредитации)

Получите повышение квалификации по своей специальности или пройдите курс профессиональной переподготовки на новую специальность быстро и удобно, с выдачей документов государственного образца!

С нашей помощью, более 5000 медицинских специалистов из РФ иностранных государств успешно прошли процедуру аккредитации

Дистанционное обучение по всей России Оставьте заявку сейчас и получите скидку 30% + 14 баллов НМО бесплатно!*

Оставьте заявку для консультации расчета стоимости учебного курса

Акция действует до 31.10.2023, при прохождении курса профессиональной переподготовки.

Получите полезные чек-листы для работы и дополнительную скидку

В нашем учебном центре более 2700 курсов, аккредитованных Министерством Образования и Министерством Здравоохранения РФ.

Вы всегда найдете необходимые программы и полный спектр образовательных услуг по направлениям:Профессиональная переподготовкаПовышение квалификации Тематическое усовершенствованиеПомощь в подготовке к аккредитации и квалификационной категории Ведение личного кабинета 36, 50, 250 ЗЕТ «под ключ» на портале НМО

Квалификационные категории учителей

Квалификационная категория — это основной показатель профессионализма учителя, который отражает компетентность и оказывает влияние на размер заработной платы. Целью является стимулирование профессионального роста с материальным подкреплением.

Порядок присвоения категории определен приказом Министерства образования и является обязательным для исполнения. В нем прописаны равные условия для всех аттестующихся, принципы, общие и особые условия, критерии оценки. На категорию обращают особое внимание работодатели при устройстве на работу и родители.

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.

Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждения соответствия занимаемой должности

Аттестация на категорию проходит с участием экспертов Центра оценки качества образования. Решение о присвоении принимается на областном уровне.

Подтверждение занимаемой должности по форме немного отличается в сторону упрощения и проводится специалистами учреждения с участием администрации.

Еще одно основное отличие, оплата по первой категории выше, чем по соответствию занимаемой должности.

Какие преимущества дают категории

Категории подтверждают уровень квалификации, соответственно, выше оплачиваются. Наличие категории вписывается в трудовую книжку и сохраняется при переходе на другую работу.

Обязательно ли получать?

Аттестация является личным делом педагога, и никто не в праве его заставлять или обязывать. При приеме на работу наличие категории может стать решающим фактором, а возможно работодателя будут интересовать другие компетенции потенциального сотрудника. Но вот без подтверждения соответствия занимаемой должности обойтись не удастся, это обязательное условие деятельности.

Другим обязательным элементом является повышение квалификации. В соответствии с действующим законодательством учителя должны проходить обучение каждые пять лет. Но сегодня повысить уровень своего образования значительно проще. Обучение в Современной научно-технологической академии проходит в дистанционном формате на основании актуальных методик и образовательных технологий.

Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования», из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:

− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);

− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:

а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;

б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);

в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.


НЕПРЕРЫВНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НЕПРЕРЫВНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Академия непрерывного профессионального образования. Это центр профессиональной переподготовки кадров, присвоениие категорий, повышения квалификации.

Академия НПО — учреждение, анализирующая потребности людей и бизнес-процессы организаций. Оказываем помощь в вопросах образования и лицензирования в самые короткие сроки. Работаем с физическими лицами, юридическими лицами, помогаем кадровым компаниям с вопросами образования и подбора, решаем головные боли директоров с разрешительными документами и лицензиями.

Мы предлагаем Вам: Курсы, семинары и конференции повышения квалификации проводим по следующим сферам деятельности:медицина и фармацевтика, управление персоналом, бухгалтерский учет, налогообложение, нормирование и оплата труда, охрана труда и техника безопасности, экологические изменения и охрана окружающей среды, логистика, госзакупки, строительная деятельность, городское хозяйство и ЖКХ, энергетика и энергосбережение, трудовое право и кадровое делопроизводство, региональное и муниципальное управление, ресурсоснабжение, ВЭД, землепользование и недвижимость, деятельность учреждений, бюджетное финансирование и многое другое.

Программы повышения квалификации – образовательные программы от 16 до 249 академических часов, направленные на совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, как правило, являющиеся обязательными для прохождения действующими специалистами с определенной периодичностью (периодичность освоения определяется профессиональным стандартом по занимаемой должности). По итогам освоения выдается удостоверение о повышении квалификации. Освоить программу повышения квалификации могут лица, имеющие среднее профессиональное образование либо высшее образование или лица, получающие такое образование в текущем периоде.

Программы профессиональной переподготовки – образовательные программы от 250 академических часов, направленные на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, по итогам освоения которых выдается диплом о профессиональной переподготовке: с правом ведения деятельности, с присвоением квалификации или и с правом ведения деятельности и с присвоением квалификации. Освоить программу профессиональной переподготовки могут лица, имеющие среднее профессиональное образование либо высшее образование или лица, получающие такое образование в текущем периоде.

Программы профессионального обучения – образовательные программы подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, по итогам освоения которых выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего и присваивается (при наличии) квалификационный разряд, класс, категория по профессии рабочего или должности служащего.

Программы дополнительного образования детей и взрослых – образовательные программы, общеразвивающие или предпрофессиональные, реализуемые как для детей, так и для взрослых, без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Подготовка к первичной специализированной аккредитации – составление пакета сопроводительных документов, поиск аккредитационной площадки, подготовка специалиста к прохождению тестирования, станций, практических кейсов, сопровождение специалиста вплоть до получения свидетельства об аккредитации.

Подготовка к периодической аккредитации – подготовка пакета документов, портфолио, заявлений для периодической аккредитации специалиста, сопровождение отправки пакета документов в Федеральный аккредитационный центр, сопровождение специалиста вплоть до получения информации о его успешной аккредитации.

Чем профессиональная переподготовка

отличается от второго высшего образования.

С каждым годом растет количество специалистов, желающих сменить профессию. Одни хотят перейти в смежную сферу, другие решают кардинально изменить профессиональную жизнь. Сделать это можно несколькими способами: получить второе высшее образование или пройти профессиональную переподготовку. Чем одно обучение отличается от другого.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, — в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, — в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, — в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ)

4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, — в области противодействия коррупции;

(п. 4 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

5) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, — в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;

(п. 5 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, — в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности;

(п. 6 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

7) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики, — в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих);

(п. 7 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

8) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, — в области пожарной безопасности;

(п. 8 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

9) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, — в области мобилизационной подготовки и мобилизации (для руководителей, заместителей руководителей органов государственной власти Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, работников мобилизационных органов).

(п. 9 введен Федеральным законом от 13.06.2023 N 229-ФЗ)

(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблемам непрерывного профессионального образования. Оно рассматривается с позиции отечественного и западного понимания концепции непрерывного образования. Развитие системы дополнительного профессионального образования как составной части непрерывного профессионального образования является весьма актуальным для России. Это обусловлено конъюнктурными изменениями в кадровой политике на рынке труда, динамичными изменениями на рынке образовательных услуг, информатизацией общества и стремлением России стать на инновационный путь развития.

При формировании человеческого капитала главенствующая роль отводится институту образования. Однако следует учитывать то обстоятельство, что человеческий капитал подвержен моральному износу. Быстрая смена форм и методов исследования, резкое сокращение сроков внедрения в производство новых научных открытий и технических изобретений очень остро ставят проблему морального старения знаний, полученных выпускниками всех учебных заведений, а следовательно, и человеческого капитала.

Таким образом, экономический подход к проблеме заключается в том, что усложнение техники, вызванное НТП, усложняет труд и порождает потребность в повышении квалификации. Этим и обусловлена необходимость непрерывного образования. Здесь уместно привести слова известного экономиста Т. Шульца: «В связи с появлением у экономистов интереса к образованию как к процессу инвестирования в трудовые ресурсы важно напомнить, что формальное обучение не является более единственным и достаточным методом подготовки рабочей силы. Получение диплома и начало трудовой деятельности не есть завершение процесса обучения, а означает, как правило, окончание его общей, предварительной стадии и начало более специа-

Анализ литературы позволил нам выделить следующие предпосылки и основания для развития концепции непрерывного образования:

— научно-технический и социальный прогресс, повысивший престиж общего и профессионального образования;

— быстрый рост научной информации и столь же быстрое ее старение, вследствие чего невозможно давать людям знания только в начале жизни и на всю дальнейшую жизнь;

— непрерывное изменение технологии и экономики производства, переход к постиндустриальному этапу развития общества, требующие постоянного повышения профессиональной квалификации рабочих и специалистов;

— рост продолжительности жизни людей и увеличение доли лиц пожилого возраста в составе трудящихся;

— распространение средств массовых коммуникаций, что облегчило возможность получения людьми информации и др.;

— признание возрастающей роли человека в процессе производства, связанное с изменением характера трудовой деятельности, требующее творческого, активного отношения к выполняемой работе;

— осознание обществом инструментальной ценности человека, тенденции к предоставлению человеку во все периоды его жизни возможности для саморазвития.

Разнообразие терминов, относящихся к непрерывному образованию, отражает различные его аспекты. Однако учеными, занимающимися проблемами «непрерывного образования», неоднократно отмечается, что этот термин не содержит общепринятого определения и наблюдается отсутствие четкости в терминологии.

Согласно исследованиям Г. Д. Сорокоумовой, наиболее часто в мировой практике употребляются такие понятия: продолжающееся образование (continuing education), пожизненное образование (lifelong education), перманентное образование (permanent education), возобновляющееся образование (recurrent education), образование взрослых (adult education), дальнейшее образование (further education), последипломное обучение (post-graduate education), компенсаторное обучение (remedial education) и др. По данным ЮНЕСКО, в общей сложности их насчитывалось около двадцати. В разных странах предпочитают пользоваться различными терминами: в США употребляют в основном термин «пожизненное образование», в Англии — «продол-

Осознание проблемы непрерывного образования в России берет свое начало в середине 1960-х гг., когда социально-экономические условия в стране изменились. В этот период происходит наращивание темпов научно-технического прогресса, сопровождающегося непрерывными и значительными изменениями в технике, технологии и экономике производства, требующими постоянного повышения квалификации рабочих и специалистов.

Начиная с 1980-х гг. активно обсуждались вопросы «практического применения» идеи непрерывного образования. До этого они имели только теоретический подход. В основном рассматривались вопросы непрерывного образования, связанные с функционированием его отдельных компонентов: общеобразовательные

школы, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, деятельность внешкольных университетов.

Отечественные исследователи А. П. Владиславлев,

В. А. Горохов, А. Л. Загорский, Л. А. Кохонова, Е. И. Огарева, В. Г. Онушкин видят цель концепции непрерывного образования в создании прогностической модели образовательного процесса, обеспечивающего целостный и поступательный характер развития всех сторон личности.

Также следует отметить, что в отечественной педагогике четко определяется роль и место самообразования в системе непрерывного образования советского периода. Практически во всех работах концепция непрерывного образования рассматривается через призму гуманистического учения о пожизненном совершенствовании человека, где преобладает не экономический, а педагогический подход.

В отличие от отечественной западная наука рассматривает непрерывное образование применительно к конкретному рабочему месту или к отдельной фирме и представляет собой процесс, начинающийся после получения основного образования (выступающего в роли базового) с целью дальнейшего развития профессиональных навыков, знаний и умений.

В России практически сложилась система непрерывного образования — от начального до послевузовского. Существующая система непрерывного образования может быть представлена в виде сети учреждений общего, профессионального, среднего специального и высшего образования, обеспечивающих основную (базовую) подготовку, и структур, действующих параллельно, дополняющих основную форму подготовки (повышение квалификации, переподготовка, общеразвивающие виды обучения).

Профессиональное образование является типовым элементом непрерывного образования, представляющим собой сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.

По мнению автора, система профессионального образования может быть представлена институционально в следующем виде:

— система образовательных учреждений;

— предприятия и организации, выполняющие подготовку и переподготовку кадров.

Образовательные учреждения предоставляют профессиональную подготовку на базе техникумов, колледжей, вузов; предприятия и организации — посредством курсов, межотраслевых центров подготовки кадров, УПК и т.д.

Мы предлагаем следующую функциональную модель непрерывного профессионального образования (рис. 1), которая представлена:

— базовым профессиональным образованием;

— дополнительным профессиональным образованием;

— системой взаимосвязанных элементов.

Рис. 1. Модель непрерывного профессионального образования

Каждый индивид имеет личную образовательную траекторию, представляющую собой планомерное или стихийное движение обучающегося в зависимости от склонностей, способностей и требований карьеры. В концепции непрерывного профессионального образования траектория должна проходить через весь жизненный цикл человека, включать формальное (училища, техникумы, колледжи, университеты), неформальное (на рабочем месте и в домашних условиях) и скрытое (в семье и обществе) обучение. При этом формальное образование поддерживается неформальным, к которому относится и самообразование (инфор-мальное образование). Эта поддержка заключается в том, что неформальное и самообразование частично компенсируют «пробелы» формального образования. В некотором смысле можно говорить об установлении дополнительных горизонтальных связей в формировании системы непрерывного образования. Формальное и неформальное образование должны являться равноправными участниками процесса и, следовательно, результаты образования, полученные в любых формах

как набор индивидуальных компетенций, должны не только учитываться, но и взаимодополнять друг друга.

Такой подход позволяет гражданам получать доступ к знаниям по мере необходимости или собственному желанию.

Таким образом, непрерывное профессиональное образование — это институционально обеспеченная система учебной деятельности, адаптированная к новым социально-экономическим условиям и направленная на совершенствование знаний, навыков и умений человека на протяжении всей его жизни, главным фактором которой является личная мотивация и различные образовательные ресурсы.

Чтобы непрерывно учиться в течение всей жизни, каждому человеку, во-первых, необходим позитивный опыт приобретения знаний в молодом возрасте, во-вторых, сильные моральные или материальные стимулы, в-третьих, практические возможности для учебы -свободное время, деньги и учреждения, в которых предоставляют образовательные услуги. Так, в течение жизни у каждого индивида формируется личная обра-

зовательная траектория — целенаправленный процесс получения нужного уровня знаний обучающимися, включая формальное, неформальное и информальное образование по мере необходимости.

Одной из форм непрерывного профессионального образования является дополнительное профессиональное образование. Специалисты уже обратили внимание на то, что во многих западных странах темпы развития дополнительного профессионального образования превосходят темпы развития традиционной системы учебных заведений, поскольку в сфере дополнительного профессионального образования эффективно действует один из основных принципов образования: «нужные знания нужным людям в нужное время».

Так, в США действует система «продолженного образования», являющаяся важной составной частью непрерывного образования взрослых, ведущую роль в котором играют университеты. В целом в США треть всех вузов активно занимаются дополнительным профессиональным образованием. При этом большое внимание уделяется связям между учебными заведениями и работодателями.

В системе «продолженного образования» во Франции важную роль играет Национальная ассоциация профессионального образования взрослых. Ее функции состоят в регулировании рынка труда и адаптации специалистов к изменяющимся требованиям производства. Ассоциация включает около 130 учебных центров, часть которых занимается педагогическими исследованиями в области дополнительного образования и составлением учебных программ.

В развитых странах в вузах большое внимание уделяется оказанию дополнительных образовательных услуг студентам.

Непрерывный процесс образования предполагает активное совершенствование и накопление знаний именно в период трудовой деятельности. Решающее значение для формирования системы непрерывного образования имеет фирма, которая выступает в качестве самостоятельного экономического субъекта, характеризующегося своими потребностями и интересами.

Постоянно растут требования не только к умениям, направленным на определенные производственнотехнологические процессы, но и к теоретической базе. Для достижения синтеза этих двух процессов необходимо нахождение работника как в рамках системы образования, так и в рамках воздействия системы производства.

Поэтому роль вузов также не стоит преуменьшать, так как в них сосредоточен высокий интеллектуальный, организационный и материально-технический потенциал, который может быть использован для эффективной работы по оказанию дополнительных образовательных услуг населению, предприятиям и учреждениям. Однако и фирмы играют немаловажную роль в системе обучения работников.

В развитых странах большинство крупных предприятий и все возрастающее число малых и средних четко формулируют задачи в области обучения и оказывают поддержку корпоративному и организационному развитию. На многих предприятиях обучение на рабочем месте и программы развития персонала стано-

вятся неотъемлемой частью корпоративной и организационной стратегии. Это также касается предприятий, производящих продукцию или услуги, имеющие высокую добавленную стоимость.

Основа взаимодействия систем образования и производства — вложение капиталов фирм в развитие вузов в различной форме: финансирование, поставка оборудования, техники и т.д. За последние 20 лет в США ассигнования вузам со стороны фирм выросли в 20 раз.

Программы связей вузов и фирм предполагают не только обмен опытом, но и, что не менее важно, привлечение сотрудников предприятий в качестве преподавателей или консультантов, в том числе на основе частичной занятости. Это особенно актуально в тех областях, где разработки фирм намного опережают знания вузовских преподавателей. Зачастую квалифицированные работники фирм выступают в качестве наставников студентов во время образовательной практики. При подготовке мастерских и докторских работ одним из руководителей нередко выступает научный работник фирмы или ведущий инженер-исследователь. И, наоборот, в учебные центры фирм привлекаются вузовские кадры.

Фирмы, предъявляя свои требования, должны быть задействованы в процессе корректировки образовательных учебных программ, вплоть до замены дисциплин и включения дополнительных.

Россия сейчас вступила на инновационный путь развития, поэтому основополагающим ресурсом является человеческий капитал, в составе которого учетными объектами, прежде всего, считается уровень образования и квалификации, а определяющим фактором производства становятся знания. Не случайно в современном обществе непрерывное профессиональное образование связывается с информационной экономикой, экономикой, основанной на знаниях.

Экономика, основанная на знаниях, знаменует переход от индустриального общества к постиндустриальному, что связано с развитием информационных, коммуникационных и интеллектуалоемких технологий (цифровые, био-, нанотехнологии и т.д.). Постиндустриальное общество, в свою очередь, включает три взаимосвязанные сущности:

1) общество, основанное на знаниях;

3) обучающееся общество, которое реализуется в процессе обучения в течение всей жизни.

Общество, основанное на знаниях, характеризуется ростом инвестиций в высокие технологии, в развитие высокотехнологичных отраслей и наличием высококвалифицированной рабочей силы.

Таким образом, информация и знания выступают решающим фактором экономического развития и приобретают облик интеллектуального капитала фирмы.

Первая линия — это научные исследования и инженерно-конструкторские разработки; вторая линия -обучение и переобучение персонала; третья линия -собственно товарное производство (рис. 2).

В первой линии Дд — дополнительные деньги, затраченные на покупку Тд — оборудования, материалов, информации и т.д. для НИОКР; Пд — производство новых

знаний (интеллекта сотрудников), Тд1 и информация о них, часть ее идет на внутреннее потребление во всех трех линиях, а оставшаяся доля — в виде товаров на рынок, которые реализуются за дополнительные деньги Дд1.

Во второй линии Ддд — дополнительные деньги на расширение воспроизводства специалистов: Тдд — учебная техника, оборудование, преподаватели, информация и т.п.; Пдд — обучение и переобучение персонала; Тдд2 -подготовленные кадры, одна часть которых идет «бесплатно» на все три производственные линии, другая — в качестве товара на рынок, за что предприятие получает определенную плату в виде Ддд2.

Вторая ^ г линия

Третья ^ Г линия

Рис. 2. Взаимодействие трех производственных линий на предприятиях высокой технологии

Третья линия отражает товарное производство исключительно для рынка: Д — деньги, израсходованные на приобретение необходимых товаров; Т — рабочая сила (Р) и средства труда (Сп); П — собственное производство новых товаров (Т3) и вырученные от их реализации деньги (Д3).

XXI в. — это новая фаза развития человечества, которую специалисты называют информационной революцией. В этом контексте дополнительное профессиональное образование является необходимым условием поддержания профессионального статуса специалиста. Оно обеспечивает подготовленность человека к выполнению меняющихся профессиональных функций, помогает сохранить конкурентоспособность и не выпасть из активной профессиональной деятельности.

Формирование в стране нового информационного, экономического, социального, правового, политического и культурного пространств вызвало повышенную потребность в целом ряде специальностей и профессий, в постоянном обновлении имеющихся у специалистов профессиональных знаний и умений, в их готовности к переквалификации и усвоению инновационных форм и технологий профессиональной деятельности. Появи-

лась реальная возможность освоения новейших научных достижений в различных отраслях профессиональной деятельности.

Российская действительность сегодня такова, что система дополнительного профессионального образования должна выполнять не только культурную, но и социальную, экономическую миссию.

Развитие дополнительного профессионального образования в нашей стране в настоящее время носит во многом конъюнктурный характер, вызванный кардинальными изменениями, произошедшими за последние годы.

Дальнейшее развитие системы дополнительного профессионального образования невозможно без совершенствования ее нормативно-правового обеспечения, соответствующего новым экономическим и социальным условиям. Это подтверждает опыт развитых стран Запада. Так, во Франции в 1971 г. был принят закон об образовании, непрерывной профессиональной подготовке и переподготовке кадров; в Швеции в 1975 г. — закон о перестройке системы образования, в

основу которого положена идея непрерывного образования; в США в 1976 г. — акт о непрерывном образовании. Государство не только декларирует необходимость подготовки и обучения всех работающих, но и финансирует эти процессы.

Основными принципами реализации концепции непрерывного профессионального образования в нашей стране должны быть следующие:

1. Расширение перечня организаций, осуществляющих дополнительные профессиональные программы. Как показывает опыт, в образовании могут быть задействованы, например, крупные коммерческие организации (компании), имеющие материальные ресурсы для реализации любых дополнительных профессиональных программ, в том числе в рамках внутрифирменного обучения.

2. Расширение и уточнение определенных законом видов дополнительных образовательных программ, что связано с динамичными изменениями на рынке образовательных услуг в «новой экономике», необходимостью в постоянной актуализации образовательных программ и услуг в целом.

3. Реформирование различных сторон российской жизни. Это касается изменений в кадровой политике на рынке труда, активизации участников рынка образовательных услуг, стремления России стать на инновационный путь развития и т.д.

4. Распределение ответственности между участниками процесса, когда общество формирует спрос на образовательные услуги, поставщик определяет их размер, качество и цену, а государство контролирует и

частично определяет процессы в системе, являясь равноправным участником рынка.

5. Непрерывное профессиональное образование должно рассматриваться как система, составляющая единый комплекс с экономикой и рынком труда, в которой должна осуществляться положительная обратная связь: образовательное учреждение — предприятие. Это позволит разрабатывать «опережающие» образовательные программы, соответствующие запросам рынка труда, запросам общества, мировым стандартам.

В современных условиях, когда лидирующей социальной группой становятся работники умственного труда, в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов возрастает роль вузов, имеющих высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и необходимое для ведения образовательного процесса материальнотехническое и информационное обеспечение.

Предприятия и организации, в свою очередь, должны выступать в роли активных агентов на рынке труда посредством формирования требований к уровню подготовки специалистов, участия в формировании образовательных программ, организации внутрифирменного обучения.

Основу дополнительного профессионального образования должны составлять: интегративность (охват всего жизненного периода), демократизм (равный доступ к образованию), всеобщность (объединение различных образовательных стадий и структур), гибкость (использование разнообразных форм, средств и методов обучения).

1. АлехинаГ. П. Национальные модели занятости и рынок рабочих мест. Томск: Том. гос. ун-т, 2003. 174 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Волков Ю. Г. Дополнительное профессиональное образование — новый социальный институт в России // Социально-гуманитарные знания.

2004. № 3. С. 197-207.

4. Даринский А. В. Непрерывное образование // Советская педагогика. 1975. № 1. С. 16-25.

5. Производительные силы человека / А. Добрынин, С. Дятлов, В. Конков, С. Курганский. С Пб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. 163 с.

6. Чурекова Т. М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений / Под. ред. Н.Э. Касаткиной.

Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 262 с.

7. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 36-49.

Статья поступила в редакцию журнала 13 ноября 2006 г., принята к печати 20 ноября 2006 г.

Услуги

Заключение договора и оплата

Выдача документов и доставка

Мы работаем в сфере образования свыше 5 лет. Обратитесь к нам и получите документы о прохождении курсов в кратчайшие сроки.

Каждый второй человек обратилcя к нам повторно

частных и государственных клиник

Обратитесь к нам сейчас и получите полезные чек листы для работы + скидку 30% на обучение

Остались вопросы? Запишитесь на бесплатную консультацию и убедитесь в нашем профессионализме, а также узнайте о возможности получить скидку на обучение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: