НМО ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НМО ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Медицинский университет инноваций и развития (МУИР) получил статус провайдера образовательных мероприятий в системе НМО. Что это означает?

Каждые пять лет медицинским и фармацевтическим работникам предстоит проходить периодическую аккредитацию. На протяжении этого времени им необходимо будет накапливать специальные баллы НМО (также их называют кредиты, ЗЕТ), которые будут начисляться за посещение учебных мероприятий. Всего необходимо набрать 250 баллов за пять лет, из них:

Что такое формальные и неформальные баллы НМО?

Внутри системы НМО баллы предстоит набирать по двум тематическим направлениям. Формальные баллы начисляются за обучение на курсах повышения квалификации, мастер-классах или семинарах. Одно учебное мероприятие этого формата может оцениваться в 12, 18 или 36 баллов. Неформальные баллы присваиваются за посещение конференций, эти баллы и будет начислять юридическое лицо со статусом провайдера образовательных мероприятий. За посещение одного мероприятия можно будет получить от 2 до 14 баллов.

В системе непрерывного образования формальные баллы предстоит накапливать сотрудникам высшего и среднего медицинского персонала, а неформальные баллы — только врачам. Заменить одни баллы другими врачи не смогут.

Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования», из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:

− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);

− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:

а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;

б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);

в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.

Минздрав России определил, что НМО должно включать в себя три составляющие: формальное образование, обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций (неформальное образование) и самообразование. Многие медучреждения идут дальше и расширяют этот спектр, создавая собственные образовательные центры, предлагая обучение по непрофильным темам, включая soft skills. Такие курсы не приносят специалистам баллов НМО, однако приобретенные знания помогают повышать эффективность клиник.

Администраторы и руководители понимают, что постоянное развитие навыков сотрудников – их конкурентное преимущество, поэтому вкладывают много ресурсов в реализацию образовательных программ, тем более что, в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса РФ, именно работодатель определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, без которых невозможно получить допуск к профессиональной деятельности.

В условиях нехватки времени, с которой сталкиваются медицинские специалисты, а также географической удаленности клиник и лучших образовательных центров в России, первостепенное значение приобретает онлайн-образование. Представители медицинских организаций поделились опытом и рассказали, как сочетают онлайн-, гибридный и очный форматы обучения сотрудников, студентов и партнеров.


НМО ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Как устроено внутреннее и внешнее обучение в разных медицинских организациях?

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» МЗ РФ

ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России – это научно-исследовательский институт, который занимается организацией и информатизацией здравоохранения. Сотрудники учреждения регулярно проводят образовательные мероприятия для широкого круга медицинских работников всех регионов России, а также совещания с коллегами из стран СНГ по актуальным вопросам здравоохранения. За год в мероприятиях ЦНИИОИЗ принимают участие более 10 000 человек из России и СНГ.

Большинство программ института не обходятся без применения технологий дистанционного образования. Для разработки курсов, проведения лекций и интерактивных занятий с командной работой в группах, опросами и тестами ЦНИИОИЗ использует платформу Webinar. Решение отвечает главным требованиям института: полное соответствие всем нормам российского законодательства, оперативная техподдержка и возможность автоматически записывать вебинары и осуществлять контроль присутствия.

Инвестиционная группа компаний «МедИнвестГрупп» создает и развивает проекты в области здравоохранения, в частности образовательные инициативы. Одна из них – дополнительная программа для ординаторов, которую компания реализует совместно с крупными медицинскими вузами. О проекте рассказала директор по персоналу «МедИнвестГрупп» Татьяна Клименко: «Программа включает в себя не только обучение профессиональным навыкам, но и дополнительные учебные блоки. В процессе обучения ординаторы узнают, как коммуницировать с пациентами, как пользоваться новыми цифровыми инструментами, что такое клинические исследования; также в программе есть блоки по самопрезентации, основам конфликтологии и многое другое. Сегодня к программе могут подключаться не только целевые ординаторы «МедИнвестГрупп», но и другие желающие, прошедшие конкурсный отбор».

Разумеется, перевести в онлайн все образовательные инициативы невозможно – практические навыки можно освоить только в стенах медучреждений, а некоторые вопросы обучающимся комфортнее задавать очно. Поэтому «МедИнвестГрупп» развивает и офлайн-формат: проводит летние стажировки, экскурсии в медицинские центры, гибридные конференции и профориентационные встречи.

В состав «МедИнвестГрупп» входят многопрофильные клиники «МИГ», федеральная сеть центров ядерной медицины «ПЭТ-Технолоджи». О форматах внутреннего обучения soft skills действующих сотрудников клиник рассказала медицинский директор Елена Ведменская: «Врачи наших центров проходят обучение soft skills исключительно очно. В то же время, в связи с масштабом наших сетей и высокой численностью сотрудников, при подготовке специалистов регистратуры, младшего и среднего медицинского персонала мы используем онлайн-обучение наряду с очным. Сотрудники на этапе адаптации изучают используемые в клиниках стандарты и регламенты, а также получают доступ к базе знаний, которой могут воспользоваться в удобное время».

Российская биотехнологическая компания «Герофарм» оказывает информационную поддержку врачам, фармацевтам и провизорам, которые хотят быть в курсе последних тенденций в сфере здравоохранения, лекарственного обеспечения и профессиональной коммуникации.

По мнению производителя, забота о пациентах и медицинских специалистах не должна ограничиваться производством лекарственных средств и презентацией новых терапевтических решений, поэтому в рамках своих программ компания освещает такие темы, как профессиональное выгорание, общение с пациентами в офлайне и онлайне, а также рассматривает ряд критически важных soft skills. А инструменты онлайн-коммуникации позволяют значительно повысить охват мероприятий.

«Герофарм» проводит свои образовательные мероприятия в онлайне с 2020 года. Для организации вебинаров, лекций, всех видов встреч и совещаний с клиентами компания пользуется платформой Webinar. Особенно полезными представители «Герофарм» называют аналитические возможности платформы – они позволяют оценивать мероприятия, улучшать их и превращать в эффективный маркетинговый инструмент.

Подробнее об опыте «Герофарм» рассказала Влада Белых, руководитель отдела по обучению клиентов и партнеров компании.

Каким образом платформа Webinar делает обучение более эффективным?

● Одновременное подключение нескольких спикеров

На одном вебинаре с 5 000 слушателей могут выступить до 30 спикеров. Другой сценарий – 100 человек подключаются к мероприятию одновременно в формате совещания.

● Интерактивные инструменты

Вовлекайте учащихся в работу: делите группы на команды, проводите тесты и опросы, используйте интерактивную доску. Загружайте файлы, чтобы совместно редактировать их прямо во время мероприятий.


НМО ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

● Брендирование и гибкие настройки

Организаторы обучения могут оформить страницу онлайн-мероприятия в фирменном стиле и сделать его максимально удобным, выбрав нужные настройки.

● Контроль успеваемости

Функциональность Webinar позволяет оценивать вовлеченность и успехи как каждого учащегося, так и всего потока в целом. Администраторы мероприятий могут выгружать расширенные аналитические отчеты и графики вовлеченности.

● Создание собственных курсов

Решение We. Study позволяет формировать новые программы и адаптировать готовые офлайн-материалы к онлайну. Платформа подходит для создания курсов, аккредитованных на портале непрерывного медицинского образования.

● Расширение возможностей обучения для специалистов из регионов

Если участники программы находятся в разных регионах и часть из них не успеет подключиться к вебинару вовремя, организатор сможет предоставить им доступ к материалам: записи мероприятий можно сохранять и редактировать.

● Проведение конференций и масштабные образовательные инициативы

Для проведения крупной онлайн- или гибридной конференции подойдут сервисы COMDI от Webinar Group. Команда COMDI берет на себя все этапы проведения мероприятий – от разработки концепции до сбора подробной статистики по составу, географии и активности участников.


НМО ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Непрерывное медицинское образование — Что это такое

Согласно ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, с 1 января 2016 года повышение квалификации фармацевтических специалистов будет происходить в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения с последующей персональной аккредитацией по окончанию курса.

Непрерывное медицинское образование (НМО) – это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций.

Как вступить в систему НМО?

После регистрации на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России пользователь может:

Как накапливать образовательные кредиты?

250 баллов (ZET) по системе НМО – количество баллов, которые должен накопить специалист за 5 лет своей профессиональной деятельности. Напомним, что 1 балл равен 1 часу обучения по программам, прошедшим экспертизу и зарегистрированным на портале edu.rosminzdrav.ru . Таким образом для накопления 250 баллов, необходимо 50 часов обучения за один год в течение пяти лет.

Получить их можно:

Разъяснения по аккредитации и НМО

Первичную аккредитацию продолжат проходить выпускники колледжей и вузов. К ним присоединятся завершившие подготовку по программе бакалавриата. Первичная специализированная аккредитация ждет в 2020 году средних медработников, которые получат дополнительное образование по программам профессиональной переподготовки.

Как будут проводить первичную специализированную аккредитацию

Процедура пройдет в два этапа: тестирование и оценка практических навыков в симулированных условиях. Исключение — для фельдшеров и акушерок. Они будут проходить аккредитацию в три этапа: тестирование, оценка практических навыков в симулированных условиях, решение ситуационных задач.

Сертификаты специалиста еще действуют

Периодическая аккредитация, обязательная для всех работающих медсестер, начнется с 1 января 2021 года. Если срок действия сертификата специалиста истекает до этой даты, то есть документ получен до 1 января 2016 года, — в 2020 году нужно проходить сертификацию. Если же медсестра получила последний сертификат специалиста после 1 января 2016 года, ее через 5 лет ждет периодическая аккредитация. Таким образом, к периодической аккредитации в первую очередь нужно готовить медработников, которые получили сертификат специалиста в 2016 году.

С 2021 года сертификационные комиссии прекратят работу. А к 1 января 2026 года все специалисты хотя бы раз пройдут процедуру периодической аккредитации и заменят сертификаты на свидетельства об аккредитации.

Можно ли в 2020 году вместо сертификации пройти аккредитацию

Нет. Если срок действия сертификата заканчивается в 2020 году, в любом случае нужно подтвердить его через процедуру сертификации, потому что периодической аккредитации еще не будет.

Как будет проходить периодическая аккредитация

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 января 2020 г. № 34н внес изменения в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н. Согласно этим изменениям ПЕРИОДИЧЕСКАЯ АККРКДИТАЦИЯ теперь включает в себя ОДИН ЭТАП — оценку портфолио.

В портфолио Вы должны каждый год класть по 50 ЗЕТ, чтобы за пять лет накопить 250 и тогда периодическая аккредитация не страшна.

С чего начать собирать портфолио

При первом входе система спросит, зарегистрированный собирается вступить в непрерывное медицинское образование (НМО) как специалист с высшим или со средним медицинским образованием. Можно выбрать оба варианта одновременно, то есть иметь два личных кабинета на портале. Информация о допуске к работе подтянется автоматически из Федерального реестра медицинских работников. При желании обучающийся может внести информацию о документах по другим специальностям. После этого можно перейти в раздел формирования образовательной траектории и начать обучение. Если возникнут затруднения при регистрации или во время работы, на портале есть подробная инструкция и техподдержка.

Вы можете просмотреть видео инструкцию по регистрации в системе НМФО пройдя по этой ссылке.

В нашем магазине курсов Вы найдете циклы повышения квалификации, прошедшие техническую и методическую экспертизы на портале НМФО и доступные для слушателей (с гарантированным начислением ЗЕТ-ов).

Что включать в портфолио

Непрерывное медицинское образование состоит из трех компонентов: формальное и неформальное образование, самообразование.

Формальное образование — это необходимый минимум, как и прежде, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации. Портал предлагает разные программы, в том числе и наши (ищите ООО «НМО ЦЕНТР»  на портале edu.rosminzdrav.ru), выбор за обучающимся.

Неформальное образование — различные образовательные мероприятия, которые проводят или контролируют некоммерческие профессиональные организации: конференции, семинары, мастер-классы.

Самообразование — самостоятельное изучение интерактивных образовательных модулей, которые проходят онлайн, освоение онлайн-курсов.

Как набирать часы образовательной активности

Образовательную активность специалиста в системе НМО учитывают в зачетных единицах трудоемкости (ЗЕТ). В народе их еще называют «кредиты» или «баллы». Одна ЗЕТ равна одному академическому часу. Прохождение каждой образовательной программы или образовательного мероприятия добавляют специалисту в портфолио одну или несколько ЗЕТ. Условие — мероприятие должно быть аккредитовано в системе НМО. Портал автоматически суммирует часы образовательной активности специалиста.

Рекомендуемый минимальный суммарный объем освоенных элементов за 5 лет — 250 ЗЕТ, или 250 часов. То есть нужно набирать по 50 часов в год, меньше одного часа в неделю. Непрерывно в течение всего времени, а не всем скопом перед аккредитацией. Желательно, чтобы 50 часов складывались из разных видов образовательной активности в соотношении: 36 часов на программы повышения квалификации и 14 часов — на неформальное образование и самообразование.

А если кто-то не успеет

Минздрав принимает во внимание, что у медсестер были сжатые сроки на подготовку портфолио, поэтому пока не регламентирует набор часов. Представленная выше модель — рекомендуемая. В любом случае у медсестер есть чем наполнить портфолио. Это обязательное раз в пять лет повышение квалификации и образовательная активность за оставшееся до аккредитации время. К примеру, каждый образовательный модуль на портале содержит тестирование. Если пройти его, то можно сразу набрать 14 ЗЕТ.

Как будут учитываться накопленные часы

Жесткого набора количества часов не только для медицинских сестер, но и для врачей не будет. Потому что программы для разных специальностей появились в разное время. В приказ по аккредитации (

приказ Минздрава от 02.06.2016 № 334н

) уже столько вносили изменений, что, скорее всего, в середине 2020-го нас ожидает новый приказ, и там будет очень четко прописана вся процедура периодической аккредитации. Но к процедуре аккредитации будут допущены все, у кого есть сертификат 2016 года. Просто в разной мере будет учтено то количество баллов, то количество кредитов, которые специалист успел набрать. Если кому-то не удастся набрать ни одного часа кредита, то от этого будет зависеть продолжительность предшествующей подготовки перед аккредитацией.

Где брать деньги на обучение сотрудников

Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации может быть бесплатным — за счет бюджетных ассигнований. Или федеральный бюджет выделяет деньги, или региональный — чаще для среднего профессионального образования.

Другой вариант — на договорной основе. Договор заключает образовательная организация со специалистом или с его работодателем. В последнем случае медорганизация вправе обучить сотрудника за счет средств нормированного страхового запаса территориального ФОМС. Главное условие — образовательные программы можно выбрать только с портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Одни регионы страховой запас ТФОМС используют активно, другие — нет. Отвечает за это местный орган управления здравоохранением и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Кто будет контролировать обучение специалистов

Каждый департамент здравоохранения, каждое министерство будут иметь свой личный кабинет на портале. Они смогут смотреть статистику своего региона и каждой организации: сколько специалистов зарегистрировано на портале, сколько активно, сколько обучается. Позднее руководитель медицинской организации тоже сможет по заявке создать личный кабинет и отслеживать образовательную активность своих сотрудников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: