Нмо профилактика насилия в медицинских организациях ситуационные задачи

1) Буллинг – это

– слово, заимствованное из английского языка, используемое как синоним травли в любых ее проявлениях

2)Болезни, которые могут быть причиной патологической агрессии пациентов

– очаговые поражения мозга

– некоторые психические заболевания

– тяжелые инфекции и интоксикации

– отсутствие заботы, в котором нуждается человек

4)Виды насилия в отношении уязвимых групп пациентов

5)В МКБ десятого пересмотра есть рубрика «Т74» – синдром жестокого обращения. Какие подрубрики имеет эта рубрика?

– физическая жестокость, в т. побои (синдром истязания младенца или ребенка)

– психологическая жестокость

– оставление без внимания, или заброшенность

– сексуальная жестокость

6)Главный фактор удовлетворённости своей работой, по данным межкультурных исследований в сестринских коллективах

– моральная поддержка со стороны руководства и коллег

7)Действие медицинского работника, который подозревает возможное насилие в отношении пациента

– сообщить о своих догадках любому представителю администрации

8)Действие медицинского работника, который стал свидетелем насилия в отношении пациента

– незамедлительно оказать неотложную помощь пострадавшему, если требуется

– продолжать организацию поддержки и помощи пострадавшему с целью
предотвращения последствий жестокого обращения

– немедленно обратиться к любому представителю администрации, сообщить ФИО пострадавшего, виновника, время совершения инцидента и подробно описать суть ситуации с указанием конкретного ущерба пожилому человеку

– продолжать организацию поддержки и помощи пострадавшему с целью предупреждения повторения эпизодов насилия

– внезапна и нерациональна, провоцируется внешними факторами

10)Как часто жертва травли в профессиональном коллективе сообщает об этом руководству?

– крайне редко, в единичных случаях

11)Как часто, по данным опросов, встречается травля в сестринских коллективах?

– довольно часто, почти половина опрашиваемых медсестёр сталкивалась с травлей в своём коллективе

12)Какая из «мирных» профессий чаще других подвергается насилию на рабочих местах?

– медицинские работники

13)Какие из представленных ниже ситуаций можно расценить как безусловное проявление насилия?

– пациента с онкологическим заболеванием, испытывающему сильные боли, ограничивают в использовании наркотических обезболивающих средств

– пожилую пациентку с инсультом, находящуюся в стационаре, обманом вынудили подписать дарственную на свою квартиру

– пациентку с болезнью Альцгеймера, не способную к самообслуживанию, кормят один раз в день, не купают, запирают на одну в комнате, с ней не разговаривают

– пациента в состоянии алкогольного опьянения привязали к кровати верёвками

14)Какие вопросы рекомендовано включать в тренинги медицинского персонала с целью защиты от насилия со стороны пациентов?

– навыки общения с агрессивным пациентом

– выявление насилия: умение идентифицировать потенциально опасные ситуации

– обучение приёмам самозащиты, если существует высокая вероятность насилия

– теория: информация о различных видах насилия на рабочих местах, практике их снижения

15)Можно ли организационными мерами добиться снижения насилия в отношении медицинских работников?

– да, существуют эффективные организационные меры по снижению насилия против медицинских работников

16)Название международного документа о насилии на рабочих местах в здравоохранении

– «Основные рекомендации по борьбе с насилием на рабочих местах в сфере здравоохранения» (утв. Международное бюро труда, Международный совет медсестёр, Всемирная организация здравоохранения и др

17)Насилие на рабочих местах – это насилие

– оскорбления, угрозы, физические нападки на работников, находящихся на своих рабочих местах, а также по пути на работу и с работы

18)Организационные меры по предотвращению насилия над медицинскими работниками со стороны пациентов, родственников и посетителей

– приспособить организацию приема к возможностям и ресурсам учреждения; необходимо избегать толп, очередей; время ожидания приема необходимо свести к минимуму

– работающие в ночную смену, особенно женщины и те, кто переходит из одного здания в другое или работает в изолированных частях здания, должны, если возможно, работать вместе или в непосредственной̆ близости друг от друга

– заранее готовить визиты на дом: сотрудники, выполняющие их, должны по возможности предварительно договариваться о визите в определённое время; проблемные районы следует посещать утром, когда количество пьяных и наркоманов на улицах минимально

– для работающих в ночную смену по возможности должен предоставляться транспорт

19)Основная цель медицинского работника, столкнувшегося с патологической агрессией со стороны пациента

– оказать адекватную медицинскую помощь по поводу заболевания, которое явилось причиной агрессивных проявлений

20)Особенности восприятия чужой боли у медицинских работников

– мозг медицинского работника гораздо меньше реагирует на демонстрацию сцен, где люди испытывают сильную боль, чем мозг простого человека

– пониженная чувствительность мозга медицинских медработников к чужой боли является необходимым условием профессиональной деятельности хирургов, травматологов и т.

21)Первичной причиной патологической агрессии является

– заболевание, влияющее на деятельность головного мозга

22)Правильные суждения о влиянии болезни на проявление импульсивной и преднамеренной агрессии

– болезнь повышает риски импульсивной и преднамеренной агрессии

– болезнь вынуждает человека обращаться за помощью, и если он не получает ее, это провоцирует дополнительные стрессы и проявления агрессии

– болезнь создаёт специфические стрессы – переживания, опасения, тревоги, которые сами по себе рождают агрессию

– болезнь истощает человека, лишая его сил сопротивляться внутренней агрессии

23)Правильная реакция на агрессивного пациента

– быть спокойным, проявить внимание и готовность помочь

24) Правильное позиционирование относительно агрессивного пациента

– не стоять (не сидеть) прямо напротив пациента, расположиться чуть вбок от него, соблюдать адекватную дистанцию, постараться, чтобы между пациентом и медицинским работником располагался стол, стул, любой предмет, который защитит от удара

25)Правильное суждение об унижении

– унижение – это целенаправленное поведение

– часто осуществляется с целью самоутвердиться за счет другого

– унижение направлено на снижение позитивного самовосприятия у другого человека

– унижение направлено на снижение ценности другой личности

26)Преднамеренная инструментальная агрессия

– направлена на достижение заранее поставленной цели

– отсутствие заботы или пренебрежение рассматривают как проявление использования власти над пациентом и одну из форм насилия

27Проявления психического насилия

– грубость

28)Проявления физического насилия

– изнасилование

– жёсткое фиксирование

29)Примерный масштаб насилия в отношении медицинских работников в России (по данным Минздрава России)

– 1000-1500 случаев в год

30)Причины травли к коллективах

– желание подчинить (желание власти)

– желание самоутвердиться за счёт унижения другого

– желание унизить ради развлечения

31)Психологи, изучающие конфликты, рекомендуют медицинским работникам внимательно выслушать и «принять» мнение конфликтующего пациента. Что означают в данном случае слова «принять мнение пациента»?

– признать, что пациент имеет право на своё мнение, свою позицию: «Я понимаю вашу обеспокоенность. На вашем месте я бы тоже волновался и т. », учесть мнение пациента в решении его проблемы

32)Советы психолога жертве насилия

– качественно и своевременно выполняйте свою работу, найдите случай продемонстрировать ее своему начальству

– ведите дневник

– найдите главного организатора травли

– ищите союзника и создайте свою «стаю»

33)Суждение о зависти

– зависть – это постоянное сравнение и желание обладать чем-либо нематериальным или материальным

– зависть – неприятное чувство, возникающее от благополучия и достижений других людей

– зависть часто является причиной травли в коллективах

34)Суждение о травле

– травля проявляется в оскорблениях, моральном давлении, рукоприкладстве, склонению к самоубийству

– травля – это сознательное беспощадное преследование жертвы

– травля – это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого члена коллектива

– как правило, объектами травли становятся люди не способные дать сдачи своему мучителю

35)Суждение о самоутверждении

– самоутверждение – утверждение ценности и значимости собственнойличности, своего значения, права быть собой

– существует различные стратегии самоутверждения

– одна из деструктивных стратегий самоутверждения – за счёт унижения другого

36)Суждение о оскорблении

– оскорбление – это административное правонарушение

– оскорбление – это унижение человека в неприличной форме

37)Суждение о власти

– примеры использования власти: запугивание, угрозы и т.

– согласноопределению ВОЗ, использование власти – один из критериев при определении насилия

– власть – это навязывание своей воли другому человеку, даже вопреки его сопротивлению

38)Суждение о грубости

– грубость проявляется в грубых высказываниях, жестах, манерах (повышенный тон, крики), грубое обращение (толчки)

– грубость унижает достоинство человека

– под грубостью понимают бесцеремонную небрежную манеру обращения с людьми, не заботящуюся об их чувствах и благополучии

39)Типичные признаки агрессивности пациента

– гиперемия кожи, чрезмерное потоотделение, расширенный зрачок, неглубокое частое дыхание, мышечное напряжение

– сжимание и разжимание кулаков, удары кулаком или ребром ладони по другой ладони, постукивание по предметам (например, ногой о ножку стула), непрерывное хождение

– пронизывающий взгляд, быстрая речь на повышенных тонах, особый тембр голоса

– подозрительность, волнение, импульсивность, раздражительность, беспокойство, враждебность, гнев, ярость

– насилие – это применение силы или власти

– результат насилия – телесные повреждения, психологическая травма, смерть

– насилие – это преднамеренное действие

– насилие совершается в виде действия или угрозы действия

41)Цель медицинского работника, столкнувшегося с импульсивной агрессией пациента

– не провоцировать, постараться понять, что вызвало всплеск агрессии и помочь пациенту решить его проблему

42)Цель медицинского работника, столкнувшегося с преднамеренной инструментальной агрессией пациента

– помочь пациенту решить его проблему, однако, по возможности, не позволять агрессору манипулировать собой

43)Суждение об оскорблении

— оскорбление — это унижение человека в неприличной форме

— оскорбление — это административное правонарушение

Цель медицинского работника, столкнувшегося с преднамеренной инструментальной агрессией пациента:
а) помочь пациенту решить его проблему, однако, по возможности, не позволять агрессору манипулировать собой +
б) помочь пациенту решить его проблему, позволяя агрессору манипулировать собой
в) помочь пациенту успокоиться2. Примерный масштаб насилия в отношении медицинских работников в России (по данным Минздрава РФ):
а) 100-150 случаев в год
б) 1000-1500 случаев в год +
в) 10000-15000 случаев в год3. Цель медицинского работника, столкнувшегося с импульсивной агрессией пациента:
а) провоцировать пациента
б) не стараться понять, что вызвало всплеск агрессии
в) не провоцировать, постараться понять, что вызвало всплеск агрессии и помочь пациенту решить его проблему +4. Проявление физического насилия:
а) избиение +
б) словарная грубость
в) оскорбление словами5. Насилие – это применение силы или власти, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +6. Проявление физического насилия:
а) словарная грубость
б) изнасилование +
в) оскорбление словами7. Результат насилия – телесные повреждения, психологическая травма, смерть, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +8. Проявления психического насилия
а) словарная грубость +
б) избиение
в) изнасилование9. Насилие – это непреднамеренное действие, так ли это:
а) да
б) отчасти
в) нет +10. Проявления психического насилия
а) изнасилование
б) оскорбление +
в) избиение11. Один из признаков агрессивности пациента:
а) неглубокое частое дыхание +
б) глубокое редкое дыхание
в) глубокое частое дыхание12. Унижение направлено на снижение позитивного самовосприятия у другого человека, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти13. Один из признаков агрессивности пациента:
а) быстрая речь на повышенных тонах +
б) медленная речь на спокойных тонах
в) зависит от ситуации14. Преднамеренная инструментальная агрессия:
а) направлена на достижение спонтанной цели
б) зависит от ситуации
в) направлена на достижение заранее поставленной цели +15. Один из признаков агрессивности пациента:
а) расширенный зрачок +
б) суженный зрачок
в) зависит от ситуации16. Правильная реакция на агрессивного пациента:
а) отвечать всегда грубостью
б) быть спокойным, проявить внимание и готовность помочь +
в) отвечать физической силой17. Грубость проявляется в грубых высказываниях, жестах, манерах (повышенный тон, крики), грубое обращение (толчки), так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +19. Грубость не унижает достоинство человека, так ли это:
а) да
б) отчасти
в) нет +20. Болезнь истощает человека, лишая его сил сопротивляться внутренней агрессии, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти21. Согласно определению ВОЗ, использование власти – один из критериев при определении насилия, так ли это:
а) да +
б) отчасти
в) нет22. Первичной причиной патологической агрессии является:
а) заболевание, не влияющее на деятельность головного мозга
б) заболевание, влияющее на деятельность головного мозга +
в) заболевание, влияющее на деятельность всех органов23. Унижение человека в неприличной форме:
а) поощрение
б) обзывательство
в) оскорбление +24. Основная задача медицинского работника, столкнувшегося с патологической агрессией со стороны пациента:
а) доставить пациента в психиатрическую лечебницу
б) оказать адекватную медицинскую помощь по поводу заболевания, которое явилось причиной агрессивных проявлений +
в) нет верного ответа25. Утверждение ценности и значимости собственной личности, своего значения, права быть собой:
а) самозакалка
б) самоуравновешивание
в) самоутверждение +26. Можно ли организационными мерами добиться снижения насилия в отношении медицинских работников:
а) нет
б) да +
в) неизвестно27. Одна из деструктивных стратегий самоутверждения – за счёт унижения другого, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти28. Какая из «мирных» профессий чаще других подвергается насилию на рабочих местах:
а) электрики
б) водители
в) медицинские работники +29. Травля проявляется в оскорблениях, моральном давлении, рукоприкладстве, склонению к самоубийству, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти30. Внезапна и нерациональна, провоцируется внешними факторами:
а) преднамеренная инструментальная агрессия
б) импульсивная агрессия +
в) непреднамеренная инструментальная агрессия

Ответы на тесты НМО.

Здесь вы найдёте правильные ответы на тесты непрерывного медицинского образования. На страницах тестов собраны все возможные вопросы каждого теста и все варианы ответов. Верные ответы выделены цветом, полужирным шрифтом и помечены знаком плюс (+).

Современный взгляд на безопасность пациента

Не навреди: современный взгляд на безопасность пациента. Тест НМО.

Тип ИОМ: ИОМ-Т

Вид ИОМ: ЭОК с видеолекцией

Ответственная организация: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Специальность: Сестринское дело.

Дополнительные специальности: Лечебное дело, Акушерское дело.

Верные ответы выделены цветом, полужирным шрифтом и помечены знаком плюс (+).

Видео с ответами можно посмотреть здесь.

Ответы на вопросы теста

В чем состоит современной понимание принципа «Не навреди!»?

Выберите ОДИН правильный ответ

в активном участии во всех мероприятиях по повышению безопасности пациента

в организации контроля качества медицинской помощи на всех рабочих местах

в регулярном прохождении инструктажа по технике безопасности

данный принцип устарел — современная медицина безопасна для пациента

ВОЗ разработала и опубликовала перечень контрольных вопросов для проведения самоконтроля в

Данные ВОЗ о статистике неблагоприятных инцидентов в стационарах, в результате которых здоровью и жизни пациентов приносится вред

каждый 10 госпитализированный страдает от последствий неблагоприятных инцидентов

каждый 100 госпитализированный страдает от последствий неблагоприятных инцидентов

каждый 1000 госпитализированный страдает от последствий неблагоприятных инцидентов

каждый 2 госпитализированный страдает от последствий неблагоприятных инцидентов

Когда был создан международный Альянс за безопасность пациентов?

в 2004 году

в 1946 году

в 1991 году

в 2018 году

Когда, согласно стандартам по аккредитации по системе Международной организации по аккредитации медицинских организаций, допустима передача данных о больном по телефону?

только в случае обнаружения грубой патологии при лабораторных и инструментальных исследованиях, требующих особого внимания лечащего врача

в ситуации дефицита времени (например, при переводе или выписке больного)

всегда, независимо от ситуации

по запросу лечащего врача

Когда, согласно стандартам по аккредитации по системе Международной организации по аккредитации медицинских организаций, допустима устная передача данных и распоряжений?

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

при оказании экстренной помощи пациенту

при передаче информации о необходимости транспортировки пациента в операционный блок

при получении результатов экспресс-гистологии в операционной

при проведении стерильной процедуры

Кому принадлежит выражение «Прежде всего, не навреди»?

эти слова традиционно приписываются Гиппократу

это одно из положений Клятвы российского врача

это цитата из писем Н. Пирогова

Кто и когда предложил считать салфетки, используемые во время операции, и пришивать к ним «длинные хвосты», фиксируя вне тела пациента?

Крассовский, 1870 год

Снегирев, 1870 год

Пирогов, 1870 год

Кто разработал порядок рассмотрения диагностических ошибок на патолого-анатомических конференциях?

отражает ценности, убеждения, склонности работников организации, связанные с вопросами безопасности

предполагает бдительность всех участников в отношении опасных факторов, активное участие в их выявлении и анализе, а затем, и в их предотвращении

термин впервые появился в «Итоговом докладе INSAG (Международной консультативной группы по ядерной безопасности) на совещании по рассмотрению причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС» (1991г

является условием успешной деятельности по обеспечению безопасности в любой организации

позволяет снизить потери при совершении ошибок (отказов техники и т

не позволяет снизить потери от человеческих ошибок

непригодна для здравоохранения

позволяет исключить человеческие ошибки

позволяет полностью исключить неблагоприятные инциденты с опасных отраслях деятельности человека

Название Руководства, выпущенного ВОЗ в рамках программы «Безопасная хирургия спасает жизни»

руководство по профилактике раневых инфекций в хирургии

руководство по антибиотикопрофилактике

руководство по контролю качества и безопасности в хирургии

руководство по неотложной хирургии

сборник стандартных операционных процедур для оперблоков

Назовите знаменитое исследование, в котором было доказано, что в больницах часто случаются неблагоприятные инциденты, в результате которых здоровью пациентов наносится вред

Неблагоприятный инцидент в контексте проблемы безопасности пациента — это

событие, послужившее причиной причинения вреда жизни и здоровью пациента, при этом вред не является следствием тяжелого течения болезни или травмы, а причинен именно при оказании медицинской помощи

любой неблагоприятный исход медицинской помощи

неблагоприятный исход медицинской помощи, причиной которого было тяжелое течение болезни или травмы

форс-мажорные обстоятельства при оказании медицинской помощи

Опыт какой отрасли человеческой деятельности используется при организации командного обучения персонала экстренных медицинских служб?

опыт командного обучения в авиации

опыт командного обучения в армии

опыт командного обучения в спорте

опыт командного обучения космонавтов

опыт командного обучения театральных институтах

Основное направление программы «Чистая помощь — безопасная помощь»

гигиена рук медицинского персонала

дезинфекция и стерилизация изделий медицинского назначения

защита от гемоконтактных инфекций

специфическая профилактика гриппа

Первая задача, которая должна быть решена экспертами ВОЗ в рамках программы «Безопасная лекарственная помощь»

составить список препаратов, ошибочное применение которых ведет к фатальным последствиям для пациента

создать систему сбора информации о лекарственных ошибках

создать формуляр жизненно-важных и необходимых препаратов с указанием возможных побочных эффектов

создать экспертную базу совместимости лекарственных препаратов

Перевод с латинского выражения «primumnonnocere»

прежде всего не навреди

или победить или умереть

любовь и кашель не скроешь

орел не ловит мух

Правила идентификации пациента, согласно рекомендациям ВОЗ

все выявленные ошибки идентификации должны разбираться подготовкой плана корректирующих действий

идентификацию пациентов должны проводить все медицинские работники перед рядом медицинских вмешательств (лекарственными введениями, инвазивными процедурами и т

идентификация пациента проводится по двум признакам: фамилия, имя, отчество и полная дата рождения (день, месяц, год)

номер палаты и местоположение пациента не могут использоваться в качестве идентификационных признаков

Правильное суждение о неблагоприятных инцидентах, возникающих в медицинских учреждениях и приводящих к повреждению здоровья или смерти пациента

примерно треть таких инцидентов можно предотвратить

все неблагоприятные инциденты могут быть предотвращены

подобных инцидентов не бывает

предотвратить такие инциденты невозможно

Правильное суждение о причинах неблагоприятных инцидентов, ставших причиной причинения вреда жизни и здоровью пациентов

причиной большинства неблагоприятных инцидентов, которые повлекли причинение вреда здоровью пациентов, является сбой системы, а не халатность или плохая подготовка отдельного работника

дефект оказания медицинской помощи или неудача лечения являются исключением, частным случаем или индивидуальной ошибкой медицинского работника

качество и безопасность в медицине могут быть улучшены исключительно за счет влияния на индивидуальное поведение отдельных медицинских работников

причиной большинства неблагоприятных инцидентов, которые повлекли причинение вреда здоровью пациентов, является халатность или плохая подготовка отдельного работника

Правильные высказывания о пользе привлечения пациентов и их родственников к сотрудничеству

пациент и его близкие  это еще одна-две пары глаз, которые позволят заметить необычное, предотвратить ошибку

плохая коммуникация с пациентами ведет к росту конфликтов и судебных исков

система здравоохранения недоиспользует информацию о пациенте и его болезни, которая есть у него и его родственников

хорошо информированный пациент и его родные более адекватны в соблюдении предписаний, в лечении и уходе

Правильные суждения о безопасности системы оказания медицинской помощи

качество и безопасность системы не могут улучшаться исключительно за счет индивидуального поведения

наказание врачей и медицинских сестер, которые были ближе к пациенту, когда произошла ошибка, если не устранены скрытые условия, которые привели к этой ошибке, не могут привести к более безопасному медицинскому обслуживанию

поиск и наказание виновных в неблагоприятном инциденте не может рассматриваться в качестве эффективного средства повышения безопасности пациента

системы, которые требуют безошибочной работы отдельных лиц, обречены на провал

Правильные суждения о врачебной ошибке

вместо термина «врачебная ошибка» в литературе по безопасности в здравоохранении используют термины «неблагоприятный инцидент» или «неблагоприятное событие»

врачебная ошибка – неудачный термин, который не должен применяться в деятельности по повышению безопасности пациента

использование термина «врачебная ошибка» настраивает врачей и других медицинских работников на защиту от обвинений, а не на работу по выяснению причин инцидента

термин «врачебная ошибка» мешает понять смысл произошедшего инцидента

Программы ВОЗ (Альянса безопасности пациентов), направленные на повышение безопасности пациентов

«Глобальный вызов: обеспечение безопасности пациентов»

Разборы выявленных врачебных ошибок заканчивают

разработкой целевых рекомендаций, которые могут быть реализованы для снижения вероятности повторения подобного события и составлением отчета, чтобы поделиться уроками из обнаруженной ошибки

разбором виновного в происшествии работника на общем собрании

составлением отчета для выше стоящей организации

С какой высоко рискованной отраслью человеческой деятельности часто сравнивают здравоохранение, учитывая число неблагоприятных инцидентов с человеческими жертвами?

с деревообрабатывающей промышленностью

с жилищно-коммунальным хозяйством

с научной деятельностью

Сегодня считается неоспоримым фактом, что привлечение пациента и его близких к сотрудничеству

повышает качество и безопасность медицинской помощи

не влияет на качество и безопасность медицинской помощи

повышает качество, но может снизить безопасность медицинской помощи

снижает качество и безопасность медицинской помощи

Системный подход к решению проблем безопасности пациента позволяет

разработать меры по раннему выявлению ошибок

разработать меры по смягчению неблагоприятных последствий совершенных ошибок

сделать ошибки более заметными, когда они происходят

уменьшить возможность ошибок

Скрининг неблагоприятных инцидентов с причинением вреда здоровью и жизни пациентов

осуществляется в отношении заранее определенного события

позволяет получить информацию о неблагоприятных инцидентах, которые трудно выявить другими методами

проводится с помощью специально разработанных «триггеров»

проводится с помощью специально разработанных критериев отбора

Современные требования к листам назначений, согласно рекомендации международных организаций

врач, делая назначения, указывает дату/время назначения, наименование препарата, четко обозначает дозу, кратность и путь введения

должен отражать идентификационные данные и возможные аллергические реакции (на что)

медицинские сестры при выполнении назначений указывают фактическое время выполнения («+» запретить)

при выписке необходимо ознакомить пациента с выполненным лечением под роспись

Согласно данным ВОЗ, из 1000 госпитализированных в стационары Европы больных 14 умирает не от своих болезней или травм, а от сбоев системы оказания медицинской помощи. Оцените, сколько больных в течение одного года может погибнуть от неблагоприятных инцидентов в крупной республиканской больнице, где ежегодно пролечивается 100 000 пациентов

Согласно данным ВОЗ, из 1000 госпитализированных в стационары Европы больных 14 умирает не от своих болезней или травм, а от сбоев системы оказания медицинской помощи. Оцените, сколько больныхв течение одного года может погибнуть от неблагоприятных инцидентов в небольшой районной больнице, где ежегодно пролечивается 10 000 пациентов

Согласно данным ВОЗ, каждому десятому госпитализированному больному при оказании медицинской помощи причиняется вред с повреждением здоровья. Оцените, скольким больным в течение одного года будет причинен вред в больнице на 200 коек, где ежегодно пролечивается 15 000 пациентов

«Триггер», часто используемый для выявления случаев нагноения послеоперационной раны после «чистых операций»

лихорадка в послеоперационном периоде

данные обхода заведующего отделением

расходование перевязочных материалов

Успешные общенациональные системы отчетности о неблагоприятных инцидентах с причинением вреда жизни и здоровью пациента построены на принципах

добровольности и конфиденциальности

наказании тех, кто не присылает отчеты

обязательности и проверках

Чек-лист — это

перечень контрольных вопросов, по которому проводится внутренний (самоконтроль) или внешний контроль деятельности

документ материальной ответственности

отражает объективно ограниченные возможности человека выполнять определенные рабочие действия и должен учитываться при проектировании безопасных систем

это ошибки работника, сделанные по небрежности или легкомыслию

этот термин используют, когда хотят подчеркнуть вину работника, допустившего несчастный случай по халатности или недостаточной квалификации

Что имеют ввиду, когда говорят, что медицинский работник является «второй жертвой» врачебной ошибки?

причиной большинства неблагоприятных инцидентов является сбой системы, произошедший не по вине медицинского работника, который оказался в этот момент рядом с пострадавшим пациентом. Он, как и пациент, пострадал от этого сбоя и часто вынужден нести груз ответственности за случившееся не его вине

речь идет о случаях несправедливо строгогонаказания медицинского работника, допустившего врачебную ошибку

речь идет о том, что медицинские работники часто сами страдают от организационных нестыковок, поломок оборудования и т.

это некорректное высказывание

Что мешает медицинским работникам видеть свои ошибки и признаваться в них даже себе?

допустивший ошибку врач заранее чувствует себя виноватым

отсутствие понимания, что причина большинства ошибок — системный сбой, который должен быть выявлен и устранен

ошибка воспринимается как случайность

распространенное мнение, что в медицине нет места ошибкам, и если ошибка допущена, то это единичный случай и обязательно есть виноватый, который должен понести наказание

Решения интерактивных ситуационных задач

При назначении химиотерапии трехлетнему ребенку врач-онколог ошибся в написании дозировки препарата. После его введения медсестрой состояние малышки стало стремительно ухудшаться и через сутки она скончалась.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть наступила в результате токсического поражения печени, почек, сердца, селезенки, лимфатических узлов. Экспертиза также установила, что доза введенного химиопрепарата была превышена в 9,21 раза.

При расследовании происшествия врачебно-контрольная комиссия больницы, состоявшая из зам. главного врача  и двух заведующих отделениями, установила, что врач-онколог допустил грубую ошибку при расчете дозировки препарата. Комиссия предложила строго наказать врача.

При рассмотрении уголовного дела по факту смерти ребенка на суде медсестра, осуществившая введение препарата, объяснила, что заподозрила, что доза препарата превышена, но не посмела переспросить врача. Она пояснила, что в обязанности медсестры входит выполнение назначений, которые отдает врач, и она не имеет полномочий проверять их правильность. Присутствующий на суде заместитель главного врача больницы согласился с ее словами.

Оцените культуру безопасности в медицинском коллективе, где произошел трагический инцидент

Выберите вариант ответа

Данная история не имеет отношения к культуре безопасности в организации. Культуру безопасности характеризует качество работы службы охраны труда

Оцените качество расследования инцидента, проведенного в медицинской организации. Соответствует ли оно рекомендациям ВОЗ по разбору врачебных ошибок?

В данном случае нет проблем, которые необходимо исследовать. Все ясно — врач ошибся и он виноват

Расследование, в общем, удовлетворительно. Однако имеются формальные недостатки — в состав комиссии необходимо было включить представителей профсоюзной организации и профессиональной ассоциации онкологов

В ходе расследования не было сделано попытки установить, что стало причиной ошибки врача, и это не соответствует рекомендациям ВОЗ по проведению таких расследований

Что следует предпринять главному врачу, чтобы уменьшить риск ошибки при дозировании химиопрепаратов в данной организации на основе системного подхода к вопросам безопасности пациентов?

Строго наказать врача, допустившего ошибку, и проинформировать об этом всех врачей-онкологов

Издать приказ, в котором обязать врачей проявлять особое внимание к расчету дозировок химиопрепаратов при назначении пациентам

Обязать медсестер перед введением химиопрепаратов производить перерасчет дозы с учетом веса больного и в случае обнаружения расхождений сообщать об этом врачу или заведующему отделением

Должна ли медицинская сестра выполнить заведомо ошибочное распоряжение врача?

Медсестра не имеет права сомневаться и должна выполнять любые назначения врача

Это зависит от политики в каждом конкретном медицинском учреждении

Нет, медсестра должна открыто высказать врачу свои сомнения относительно ошибки — в этом состоит ее долг по выполнению заповеди «Не навреди!»

Оцените позицию заместителя главного врача, согласившегося с точкой зрения медицинской сестры на ее обязанности при обнаружении ошибочного врачебного назначения

Абсолютно верная позиция

Позиция не верна и указывает на низкую культуру безопасности в больнице

Оценка зависит от политики, принятой в данной больнице

В инфекционной больнице после «вечерних антибиотиков» практически одновременно у 6 детей возникла похожая симптоматика – судороги, обмороки и т. Все шестеро срочно были переведены в отделение реанимации.

При расследовании причин случившегося было выяснено, что ухудшение состояния детей связано с передозировкой Лидокаина. Этот препарат использовался в качестве растворителя для разведения Цефтриаксона. Многократная передозировка Лидокаина была вызвана ошибочным использованием не 2%-ого, а 10%-ого раствора. Медсестра перепутала похожие ампулы.

К счастью, состояние детей на фоне лечения быстро улучшалось и вскоре все они были выписаны из больницы.

Старшая медсестра и врачи обвинили медсестру в невнимательности, главный врач вынес ей выговор, прокуратура возбудила против нее уголовное дело.

10% Лидокаин используют в интенсивной кардиологии;

дизайн упаковок и ампул 2% и 10% Лидокаина абсолютно идентичен;

медицинская сестра дежурила по графику «сутки через сутки».

Можно ли объяснить данный инцидент  «человеческим фактором» и является ли признание роли «человеческого фактора» в неблагоприятном инциденте также признанием вины работника?

Инцидент связан с «человеческим фактором», он проявляется, когда условия функционирования системы не соответствуют особенностям человеческой психофизиологии. Поэтому это не указывает на вину медицинской сестры

Инцидент связан с «человеческим фактором», и это однозначно указывает на вину медицинской сестры

Нельзя дать определенный ответ

Инцидент не связан с «человеческим фактором», главный врач должен решать вопрос о мере наказания

Какой системный сбой послужил причиной реализации «человеческого фактора» в данной истории?

Плохая организация фармакологического порядка, которая привела к тому, что концентрированный (10%) раствор Лидокаина попал в то место, где его никогда не применяют

Переутомление медицинской сестры, дежурившей по графику «сутки через сутки»

Неудачный дизайн упаковки и ампул, требующий специального внимания, чтобы различить растворы Лидокаина разных концентраций

Халатность в работе старшей медицинской сестры

Какие меры следует принять главному врачу по окончании разбора инцидента с Лидокаином?

Строго наказать медицинскую сестру, возможно, уволить

Провести учебу медицинских сестер

Разобраться, как 10% Лидокаин мог попасть на пост детского инфекционного отделения, внести концентрированный Лидокаин в список препаратов, которые при неправильном применении опасны для пациентов и предусмотреть для него особый порядок обращения

Изменить график дежурства медицинских сестер

Каковы действия старшей медицинской сестры в отношении медицинской сестры, которая ввела 10% Лидокаин?

Оказать психологическую поддержку

Активно участвовать в разборе системных причин случившегося

Требовать дисциплинарных мер у главного врача

Можно ли медицинскую сестру, которая совершила ошибочное введение 10% раствора Лидокаина, назвать «второй жертвой» неблагоприятного инцидента?

Нет, она не жертва, а виновница случившегося

Да, безусловно можно

Решение остаётся за главным врачом

К операции готовили двоих больных: одному планировалась операция ампутация по поводу гангрены левой стопы, а второму – нефрэктомия нефункционирующей почки. Оба больных находились в предоперационной палате, их истории болезни лежали на столе медсестры. Оперирующий хирург – профессор не знал больных в лицо. Он зашел в предоперационную палату и, перепутав истории болезни, попросил медсестру отметить на теле больного с гангреной сторону, на которой будет выполняться нефрэктомия. Медсестра, не задумываясь, выполнила указание врача.

После удаления почки, приступив к следующей операции, врач к своему удивлению не смог найти у больной гангрены на стопе. После небольшого замешательства гангрена была обнаружена у только что прооперированного больного с удаленной почкой.

Что стало причиной ошибки профессора-хирурга?

Профессор не провел обязательную процедуру идентификации больных

Ошибка медсестры, которая неправильно подала истории болезни

Ошибка медсестры, которая не осмотрела первого пациента (с гангреной)

С чего должен начинаться любой консультативный осмотр пациента?

С объективного осмотра и знакомства с данными обследований

С опроса жалоб

С идентификации пациента — врач должен попросить пациента назвать свою фамилию, имя и отчество и сравнить эту информацию с надписью на истории болезни

Что стало причиной ошибки оперирующего хирурга и других членов операционной бригады, которые удалили почку у пациента с гангреной стопы?

Они не совершали ошибки — ошиблись медицинские сестры, которые подали больных на операцию

Для установления причины необходимо тщательное расследование

Члены операционной бригады не провели опроса пациентов перед тем, как дать наркоз

О чем следует расспросить пациента, поступившего в операционную, перед тем как ему дать наркоз?

Попросить назвать фамилию, имя и отчество

Назвать, какую операцию ему будут делать и показать место операции

Спросить про сопутствующие заболевания

Назвать дату рождения

Какая процедура рекомендована Всемирной организацией здравоохранения для повышения безопасности пациентов в хирургии?

Такой процедуры нет

Осмотр заведующего оперблоком

Проверка с помощью чек-листа по безопасности в хирургии, разработанного экспертами ВОЗ

001  Непрерывное медицинское образование. Ситуационные задачи и тесты с ответами (2020 год) — часть 1

002  Непрерывное медицинское образование. Ситуационные задачи и тесты с ответами (2020 год) — часть 2

003  Непрерывное медицинское образование. Ситуационные задачи и тесты с ответами (2020 год) — часть 3

004  Непрерывное медицинское образование. Ситуационные задачи и тесты с ответами (2020 год) — часть 4

005  Непрерывное медицинское образование. Ситуационные задачи и тесты с ответами (2020 год) — часть 5

содержание. 13 
14 
15 
16.

Ситуационные задачи с
ответами. «Эпидемиология
неинфекционных болезней»

Шкалы и критерии оценивания

Критерии: соответствие
ответа на задачу эталону

Критерий
Оценка

Шкала
бальная
Шкала
традиционная

Решение
правильное и полное, включающее ответы на все элементы задачи
соответствуют эталону
90-100
отлично

Решение
правильное, в ответах на отдельных элементы задачи есть
неточности
80-89
хорошо

Правильные
ответы даны на большую часть элементов задачи
70-79

удовлетворительно

Отсутствуют
правильные ответы на большую часть элементов задачи
менее 70

неудовлетворительно

Процедура оценивания: индивидуальное собеседование (вопросы
сформулированы по отдельным элементам задачи, обучающийся ознакомлен с
аналогичной задачей                         в установленный срок до
собеседования, время подготовки ответа не более 20 минут);
преподаватель выслушивает устный ответ обучающегося на вопросы по
отдельным элементам задачи, возможны дополнительные и уточняющие вопросы
преподавателя.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по ЛР и ПДО

ГБОУ ВПО АГМУ

«_02_» сентября 2015 г.

Журнал регистрации изменений в ФОС

зменения
Номера листов
(страниц)
Номер документа
Подпись
Дата изменения
Срок введения изменения

Измен
Замен. Новые

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: