Нмо-тесты и как правильно питаться?

Нмо-тесты и как правильно питаться?

Здоровье человека зависит от множества факторов, и один из них – правильное питание. За этим стоит следить не только моделям, артистам, политикам и всем тем, кто выступает перед людьми. Дело в том, что неправильное питание, проблемы с лишним весом или анорексия влекут за собой множество неприятных последствий. Это, в частности:

  • Болезни органов желудочно-кишечного тракта – гастрит, язва и многое другое
  • Расстройства сердечно-сосудистой системы – например, тромбоз или атеросклероз
  • Болезни суставов – из-за избыточного веса возрастает нагрузка на суставы и позвоночник
  • Болезни желчевыводящих путей – лишний жир в области живота может стать причиной образования камней в желчном пузыре
  • Нарушения обмена веществ, вызванные эндокринными заболеваниями, в том числе сахарным диабетом, – из-за них больному труднее похудеть, даже если он этого хочет и прилагает немалые усилия

Но с подобными проблемами можно справиться. В этом вам поможет врач-диетолог.

Кто такой врач-диетолог

Врач-диетолог – это специалист в области правильного питания. Именно врач, а не тренер, педагог либо психолог. Он лечит от ожирения, дает рекомендации, касающиеся правильного питания и здорового образа жизни.

Врач-диетолог может быть как взрослым, так и детским. Он умеет эффективно решать проблемы, касающиеся рациона и веса. Для этого он использует передовые методики и тренинги с доказанной эффективностью. Именно к нему следует обращаться, если вы хотите получить консультацию по вопросам корректировки рациона и профилактики различных болезней, вызванных неправильным питанием, а также узнать, как похудеть или, наоборот, набрать вес. Консультация диетолога пригодится и тем, кто активно занимается спортом и фитнесом или восстанавливается после травмы, операции либо тяжелой болезни.

Чем занимается диетолог

Основное занятие диетолога – разработка схем правильного питания. Такие схемы нужны не только пациентам, страдающим от ожирения, анорексии или болезней желудочно-кишечного тракта. В них заинтересованы и здоровые люди, понимающие, что сбалансированный рацион является залогом того, что в будущем они не столкнутся со множеством заболеваний.

Многие считают, что диетологи работают в основном с теми, кто хочет похудеть. Но анорексия тоже входит в сферу их компетенции. Это расстройство пищевого поведения, ведущее к болезненному похудению, встречается довольно часто. В большинстве случаев от него страдают молодые девушки.

Когда нужно обращаться к диетологу

Когда стоит прийти на консультацию к диетологу? К специалисту обязательно нужно обратиться, если у вас появились проблемы с весом. Это касается как его избытка, так и недостатка. При этом ни в коем случае не стоит откладывать визит. Помните: чем раньше вы обратитесь к врачу, тем проще будет решить возникшие у вас проблемы. И консультация обязательно понадобится перед тем, как вы решите попробовать избавиться от лишнего веса при помощи низкокалорийной диеты.

К врачу необходимо обратиться тем, у кого уже диагностированы:

  • сахарный диабет
  • аллергические состояния
  • онкологические заболевания
  • заболевания щитовидной железы
  • болезни пищеварительной и сердечно-сосудистой систем

Во всех перечисленных выше случаях возможны колебания веса, которые негативно сказываются на общем состоянии. При этом следование тщательно подобранной и сбалансированной диете позволяет сделать жизнь более комфортной.

Родителям обязательно нужно обращать внимание на состояние детей. Проблемы с весом возникают не только у взрослых. Если ребенок имеет тенденцию к ожирению либо к анорексии (это особенно характерно для девушек-подростков), ему необходима консультация диетолога. Сахарный диабет I типа и различные хронические заболевания, в том числе болезни желудочно-кишечного тракта, тоже являются поводом для посещения специалиста.

Частые ОРВИ, ангины и прочие подобные заболевания связаны со снижением иммунитета, которое, в свою очередь, является следствием неправильного питания. Если вы или ваш ребенок часто страдаете от таких болезней, необходимо обратиться к врачу-диетологу. Он даст рекомендации по коррекции питания. Следование им поможет решить проблему.

Как подготовиться к посещению

Человеку, испытывающему проблемы с питанием, стоит вести специальный дневник. Он так и называется – дневник питания. Это поможет следить за приемами пищи и контролировать динамику изменения веса. Обычно в дневнике указывается:

  • Что вы съели
  • Когда вы это съели
  • Сколько пищи вы употребили (лучше записывать количество калорий)
  • Почему вы это съели: были голодны или не смогли удержаться, испытывали стресс и т. д.

Этот дневник обязательно возьмите с собой на консультацию. Если вы уже проходили какие-либо обследования и сдавали анализы, принесите их результаты. Врачу-диетологу пригодится любая информация о ваших пищевых привычках, а также о динамике изменения веса.

Людям с хроническими заболеваниями, находящимся на постоянной терапии, нельзя пропускать прием препаратов, даже если они идут к диетологу. Заранее продумайте вопросы, которые вы хотите задать специалисту. Например:

  • Что такое здоровый вес именно для меня
  • Как мне правильно питаться, если у меня есть гастрит / язвенная болезнь желудка / сахарный диабет?
  • Что надо есть, чтобы реже болеть?
  • Как мне достичь нужных показателей? Что делать, чтобы набрать необходимый вес или избавиться от лишних килограммов?
  • Мой лишний вес является причиной проблем со здоровьем или же проблемы со здоровьем привели к тому, что у меня теперь избыточный вес?

Консультация диетолога

На первичном приеме специалист ознакомится с данными о состоянии вашего организма, которые указаны в медицинской карте, и результатами анализов, сданных ранее.

  • измеряет антропометрические данные (рост, вес, индекс массы тела, окружность талии и бедер)
  • собирает анамнез, анализирует фактическое питание, пищевые привычки, физическую активность
  • проводит биоимпедансометрию – компьютерный анализ состава тела
  • подбирает оптимальную калорийность рациона
  • дает индивидуальные рекомендации по питанию и образу жизни
  • назначает необходимые диагностические исследования
  • рекомендует препараты, нормализующие обменные процессы и корректирующие гормональный фон

Количество последующих визитов к диетологу будет зависеть от того, насколько сложным окажется ваш случай. Дело в том, что организм каждого человека индивидуален, и нет решения, которое подходит абсолютно всем. Необходимо собрать как можно больше данных о конкретном пациенте, чтобы определить безопасные способы, которые помогут ему успешно достичь поставленной цели.

Если вы обращаетесь к эндокринологу-диетологу, он может дать направление на анализ, позволяющий определить уровень гормонов щитовидной железы. Это объясняется тем, что нередко лишний вес является следствием неправильной работы данного органа. Также могут понадобиться и другие специфические обследования: УЗИ органов брюшной полости, электрокардиография, оценка чувствительности к инсулину, анализ на пищевую непереносимость и т.

Врач внимательно изучит результаты анализов и обследований. На их основании он подберет для пациента индивидуальную диету с учетом потребностей его организма, пищевых предпочтений, общего состояния здоровья и ряда других факторов. Он даст конкретные рекомендации по питанию, которым необходимо будет следовать.

Преимущества обращения в МЕДСИ

В клинике МЕДСИ работают опытные, высококвалифицированные диетологи, готовые прийти на помощь пациентам, испытывающим проблемы с весом. С каждым пациентом они работают индивидуально, учитывая его пищевые привычки и предпочтения, образ жизни, уровень двигательной активности, общее состояние здоровья и прочие факторы. Мы располагаем собственной лабораторией, позволяющей быстро провести необходимые анализы и получить результат, на основании которого ставится точный диагноз. По итогам обследования пациента и анализа его рациона составляется индивидуальная программа коррекции веса.

  • Запишитесь на прием на сайте
  • Оставьте номер телефона, и наш менеджер оперативно свяжется с вами
  • Позвоните по телефону + 7 (495) 7-800-500

Не затягивайте с лечением, обратитесь к врачу сейчас:

  • Прием врача-диетолога
  • Прием детского врача-диетолога

Лишний вес — проблема многих женщин. Потому на эту тему создано множество передач, написано статей, а аптеки заполнены кремами и пилюлями, способствующими похудению. У журналистов и фармацевтов всегда есть благодарная аудитория, с азартом и надеждой принимающая новую диету или чудодейственную мазь.

Худеть нужно правильно, учитывая факторы, вызвавшие набор веса. Прочие попытки сбросить вес, в том числе принимая «таблетки от жира», не увенчаются успехом, либо дадут кратковременный эффект.

Так ли это, почему так происходит и как похудеть, вы узнаете из этой статьи.

Свет мой, зеркальце — не ври! А нужно ли худеть вообще?

Каждая женщина, глядя на себя в зеркало, произносит одну и ту же фразу: ”Я поправилась, пора худеть!”. Но всегда ли то, что мы видим в зеркале, — лишний вес? Почему толстушками считают себя и худенькие девушки, и стройные женщины, и пожилые бабушки?

Психологи утверждают — дело в женской натуре. Привитые с детства идеалы в виде высохших фотомоделей прочно закрепились в женских головках, и выжить их оттуда уже сложно.

Сейчас медики во многих странах настаивают на запрещении пропаганды излишней худобы, и некоторые косметические и модные компании уже приняли эстафету «за здоровый внешний вид».

Они отнюдь не толстушки — именно такие пропорции можно считать идеальными для здоровой женщины. И посмотреть на них приятно!

Как узнать, есть лишний вес или нет? Всегда ли ИМТ показатель нормы?

Врачи говорят, что лишний вес — это только то, что превышает норму. Рассчитать его можно, определив ИМТ – индекс массы тела по формуле: вес в килограммах делим на рост в метрах в квадрате.

Этот метод признан наиболее точным, так как он учитывает параметры роста.

Если вы чувствуете, что вам тяжело совершать какие-то действия, например, наклоняться или быстро ходить — задумайтесь о похудении. И лучший способ — перестать задавать вопросы своему зеркалу, а немедленно обратиться к эндокринологу, ведь затягивание сроков и смелые эксперименты — прямой путь в клуб толстушек или анорексичек.

Психология саморазрушения

Если вам комфортно в своем теле — худеть не стоит, ведь низкая масса тела — тоже проблема, и иногда куда более опасная, чем 5 и даже 10 лишних кг. Пример чрезмерного стремления к худобе — психическое заболевание анорексия.

Увидев несчастных девушек, похожих на скелеты, с трудом верится, что когда-то они были цветущими красотками. И не нужно думать, что эта болезнь грозит избранным. Она, подобно алкоголизму, принимает в свои ряды тех, кто готов худеть до конца, хмелея от каждого сброшенного миллиметра.

Но всем ли худеющим грозит анорексия? Нет! При четком плане сброса веса и грамотно установленной границе результата никакая анорексия не страшна. Ведь в этом случае мотивация — убрать лишний вес, а не превратиться в скелет!

Поговорим о жире, ведь врага нужно знать в лицо! А что вы знаете о нем? Откуда берется жир на животике и почему уходит оттуда в последнюю очередь?

Жир — это своеобразное энергетическое депо, созданное организмом про запас. Каждый килограмм жировых клеток — это как минимум 8750 килокалорий, способных выручить вас в трудную минуту: при наступлении голода, повышенных физических и умственных (!). Вот почему человек не погибает без еды долгое время — ему есть чем себя поддержать.

Жировая прослойка — отличная защита органов от переохлаждения и травм. Поэтому у женщин жировые отложения образуются на животе. Так природа позаботилась о безопасности плода и женских органов.

Слишком худые женщины часто не могут выносить ребенка как раз из-за недостаточности жировой прослойки. Поэтому ни один честный врач не возьмется помогать похудеть женщине с нормальным весом.

Но весь ли накопленный жир идет нам на пользу, и где та самая золотая середина?

В организме есть несколько видов жировых клеток. Но при похудении нужно сбрасывать белый жир, который откладывается на животиках, попках и шейках.

Процентов 20 накопленного жира — это необходимая для здоровья норма, а всё, что выше, — как говорится, уже проблема.

Откуда берутся лишние кг? Поправиться могут даже «малоешки»!

Лишний вес — это не только жирная и сладкая пища. На самом деле причин ожирения много. Поэтому диеты не могут расцениваться как основной способ похудения. Любая диета хороша лишь как часть комплексной терапии. Любая диета хороша лишь как часть комплексной терапии.

К основным причинам ожирения, связанным с патологиями в организме, можно отнести:

  • Гормональные изменения. Беременность, климакс и эндокринные заболевания (патологии щитовидной железы, женских органов, сахарный диабет) практически всегда сопровождаются колебаниями веса.
  • Нарушение обмена веществ. При этом состоянии запасных питательных веществ в организме накапливается гораздо больше, чем используется. Оно может быть вызвано повышенным содержанием солей, болезнями почек, печени, дисбактериозом и т.д.
  • Внутренние отеки. Иногда за лишний вес принимается скопившаяся в организме жидкость. Это бывает при проблемах с мочеполовой системой, кишечником, сердечно-сосудистой системой.
  • Стрессовые состояния. Стресс — это тоже болезнь, требующая лечения. Стрессовые ситуации запускают механизм самозащиты организма. Это выражается в повышенном аппетите, потребности в сладком.

Лишний вес часто появляется из-за недостатка элементов в организме. Например, недостаток калия обязательно скажется отеками, а недостаток витаминов приведет к нарушению обмена веществ. Поэтому эндокринологи в первую очередь направляют пациентов на диагностику, и лишь потом решают, какими методами бороться с жиром.

Причины, связанные с нарушением общего режима, присущи скорее молодым людям, еще не успевшим заработать серьезные патологии. Сюда относятся:

  • Неправильное питание. Сахар, мучное, жирное мясо, пища в больших количествах — все это враги нашей фигуры.
  • Недостаток движения. Недостаточная подвижность способствует накоплению лишних калорий.

Если причины избыточного веса кроются только в этом, то избавиться от жира, если его еще немного, можно будет легко, устранив источник лишних калорий. Хотя и здесь лучше обратиться к специалистам. Есть масса процедур, которые помогут убрать лишние сантиметры без последствий в виде обвисшей кожи и морщин на лице.

Что будет, если не худеть

При нормальном обмене веществ и отсутствии системных заболеваний небольшие колебания веса вполне допустимы: зимой любой человек поправляется, летом — худеет. Ежедневные физические нагрузки и правильное питание помогут быстро восстановиться. Во всех остальных случаях увеличение веса может длиться до бесконечности.

Как выглядит полный человек? Самое распространённое представление: потный, с одышкой и дряблым, целлюлитным телом! Но ожирение — это не только некрасиво. В первую очередь, это проблемы со здоровьем. Вот минимальный набор патологий — спутников ожирения:

  • проблемы с венами и суставами на ногах;
  • патологии органов ЖКТ;
  • повышенное артериальное давление и др.

Осложнения появляются по мере набора веса. Но зачем дожидаться беды, если можно ее предотвратить?

Дайте мне волшебных пилюль!

Главный вопрос, который задают все худеющие дамы, — чтобы такого выпить или съесть, чтобы быстро похудеть. Увы, таких универсальных пилюль не создано. В аптеке и с рук вам могут предложить различные средства, только вот эффект после их приема может быть неожиданным.

  • Слабительные или мочегонные чаи и капсулы. При приеме таких препаратов стрелка весов начинает радовать уже в первые сутки. И тут нечему удивляться — слабительные и мочегонные активно выгоняют из организма воду. Если такое «лечение» длится более 5-7 дней, то можно получить обезвоживание организма и связанное с ним появление морщин и синяков под глазами. Пациентки приобретают и геморрой — следствие «многоразового» и длительного сидения в туалете.
  • Таблетки с паразитами (тайские таблетки). Сколько бы ни рассказывали по телевизору обо всех ужасах этого метода, все равно находятся желающие похудеть таким способом. До сих пор эту гадость доставляют из Китая и других восточных стран «по знакомству» и из «человеколюбия». Результат такого похудения — длительное и тяжелое лечение отравления, вызванного продуктами жизнедеятельности метрового глиста.
  • Капсулы с сибутрамином. Это вещество содержится в некоторых отечественных и зарубежных препаратах (их продают по рецепту) и в китайских составах, нелегально переправляемых в РФ. Прежде чем начать принимать таблетки, нужно очень хорошо подумать, так как они ни в коем случае не расщепляют накопившийся жир. Иными словами, они не помогают похудеть, их цель — сдерживать аппетит. Сибутрамин имеет огромное количество побочных эффектов. Набор веса после такого «лечения» может быть столь же стремительным, как и после неправильной диеты. Эти лекарства созданы для людей, находящихся на грани жизни и смерти, когда очень нужно снять вес, например, перед оперативным вмешательством или по другим причинам.
  • БАДы и плацебо. Это самый безобидный вариант лечения от ожирения: в  таких капсулах можно обнаружить мел и набор недорогих витаминов. Эффект от их приема маловероятен, хотя кто знаетмногое зависит от вашей впечатлительности.

Почему не помогают диеты

Организм очень запаслив, поэтому чем больше и активнее вы диетитесь, тем быстрее он накапливает запасные вещества. Только правильно подобранная многоступенчатая диета даст долговременный эффект.

Нужно ли идти за диетой к врачу? Если вы не дорожите своим здоровьем, да и жизнью тоже — совсем необязательно.

  • Белковая диета. Врачи-диетологи, читая рецепт, написанной очередным доморощенным «спецом», хватаются за сердце, ведь отравление, вызванное большим количеством белковой пищи, относится к разряду тяжелейших — при переизбытке белка не выдерживают почки. А вареная колбаса, разрешенная такой диетой в неограниченных количествах, считается одним из самых вредных продуктов.
  • Апельсиновая и грейпфрутовая диеты. Несколько дней «на апельсинах» не повредят абсолютно здоровому человеку, а вот пациентов с любыми нарушениями ЖКТ такой способ может привести прямиком на операционный стол. Кислота, содержащаяся в фруктах в больших количествах, моментально разъест даже небольшие эрозии и язвочки, результатом чего станут сильные боли и открывшаяся язва желудка.
  • Фруктовая диета. Многие заблуждаются, считая, что фрукты относятся к низкокалорийной пище. Поэтому, стремясь похудеть, килограммами съедают бананы, хурму, груши, яблоки, виноград и т.д. А знаете ли вы, что во многих фруктах калорий даже больше, чем в макаронах? Например, те же бананы на каждые 100 гр содержат 90 ккал. Но проблема фруктовой диеты даже не в этом, а в большом содержании фруктозы, из-за этого виноград, бананы и сухофрукты запрещается есть диабетикам!

К самым абсурдным и опасным диетам можно отнести шоколадную (сладкую), питьевую и гормональную, вызывающие непредсказуемые трансформации в организме.

Как правильно худеть

А вы знаете, что неправильное похудение может сильно навредить? Например, изменить внешность, состарив кожу на 10 лет. Пострадать может и здоровье. Все это возможно в случае, когда процесс похудения идет стремительно и запрещенными методами.

Быстрая потеря веса — это обвисание кожи, плохое настроение, ухудшение структуры волос и ногтей.

Отлично, если в комплексное лечение входят антицеллюлитные, ухаживающие и подтягивающие процедуры, прием витаминов и т.

Как похудеть навсегда

Цели. Психологи утверждают, что человек нуждается в четко поставленной цели. Ориентир на “хочу влезть в платье, которое носила 10 лет назад” работает куда эффективнее, чем увещевания доктора наук “о вреде жирной пищи”. Следовательно, наша задача — найти такую цель, которая бы несла осязаемый результат.

В то же время цель должна быть достижимой, поэтому если нужно сбросить более 10 кг, разбейте процесс на этапы. В этом случае результат будет куда заметнее, что обязательно подогреет интерес к продолжению работы над собой.

Средства. Если вы решили похудеть намного — придется потратиться. Будьте готовы оплатить врача, анализы, препараты, лечебную косметику, специальные продукты, процедуры.

Часть из этого можно заменить бесплатными методами, например, вместо фитнес-клуба отлично подойдут плавание, прогулки, упражнения на пресс. Витамины и минералы  можно выбрать из дешевого аптечного ассортимента. Питание может состоять из недорогих продуктов — гречка, нежирное молоко, куриное мясо, фрукты — все это входит в наш привычный рацион и экзотикой не считается.

Методы. Выбирайте комплексные решения. Вот алгоритм действий:

  • Обследование в клинике и устранение причины лишнего веса.
  • Похудение с одновременной подтяжкой мышц и кожи, избавлением от целлюлита.
  • Соблюдение диеты, восполняющей утраченные микро- и макроэлементы, необходимые для здорового внешнего вида.

Пациенты часто задают вопрос: а нужно ли идти на кардинальные меры, например, липосакцию, внедрение баллончика в желудок и т. В ответ на этот вопрос можно порекомендовать посоветоваться с врачом.

Если масса вашего тела “зашкаливает”, вы хотите похудеть быстро и не можете терпеть себя такой, то почему бы не пойти на жесткие процедуры. Некоторым пациентам такие вмешательства даже показаны, ведь ожирение может быть результатом, к примеру, пищевого недержания.

Процедуры можно делать только в клинике. Не вздумайте разводить в себе глистов или принимать китайские препараты “с травкой” или галлюциногенами.

Если вы набираете вес из-за гормонального нарушения, никакой баллончик в желудке не поможет. Даже если есть совсем мало, организм начнет перерабатывать в жир другие ткани. Воспользуйтесь щадящими вариантами борьбы с жиром. Это гарантирует медленное, но плавное похудение, без операций и стресса.

Где помогут похудеть

Решая заняться собой, люди направляются в косметический кабинет при парикмахерской. Но там работают специалисты с минимальным уровнем образования — чаще с двухнедельными курсами. Вас такой вариант вряд ли устроит, ведь на карту поставлено здоровье.

Лучше обратиться в современную медицинскую клинику к опытному врачу-эндокринологу. Этот доктор занимается гормональными проблемами, в том числе и ожирением, а также диетами. После диагностики он даст рекомендации и скажет, какие дополнительные процедуры можно пройти.

Лечебное диетическое питание

Обновлено: 22. 22

15820

Лечебная диета – это определенная система питания, которая формируется с учетом сопутствующего диагноза, нутритивного статуса пациента и многих других факторов. Ее цель – повысить эффективность получаемого лечения, помочь организму в восстановлении сил в период реабилитации, обеспечить ослабленных больных необходимыми питательными веществами. В отличие от обобщенного понятия «правильного питания» лечебно-оздоровительное подбирается гораздо более индивидуально, большое внимание уделяется балансу КБЖУ, при этом может быть перевес в один из показателей, чтобы удовлетворить потребности конкретного организма.

Общие принципы выбора диеты

Несмотря на то, что каждая диета индивидуальна, все они подбираются с учетом основных факторов:

  • потребности каждого конкретного организма. В зависимости от протекающего заболевания и его последствий каждый организм нуждается в своем наборе питательных веществ, витаминов и макроэлементов. Опираясь на показатели каждого конкретного случая, врач подбирает необходимый рацион;
  • учет особенностей различных продуктов. Каждый из них отличается своей пищевой ценностью, по-разному усваивается в организме, имеет свое влияние при любой болезни. Поэтому важно учитывать не просто КБЖУ, но и химический состав того или иного продукта;
  • правильный способ приготовления. Ослабленный организм нуждается в силах для восстановления после болезни, поэтому блюда лечебной диеты должны требовать минимальное количество энергии для переваривания. Этого можно добиться с помощью особых способов приготовления. Как правило, специальное питание подразумевает потребление вареных, пареных и запеченных блюд. Особо плотную пищу перетирают или сильно разваривают.

Как организуется диета

От общего к частному. Подобрав определенное лечебное диетическое питание, важно скорректировать его под индивидуальные потребности организма, а также придерживаться важных принципов:

  • соотношение полезных и питательных веществ. Важно понимать, что не каждый продукт с высокой питательной ценностью будет полезен. И не каждый продукт, в том числе полезный будет усвоен надлежащим образом, особенно при нарушениях со стороны желудочно-кишечного тракта. В домашних условиях достичь идеального соотношения бывает сложно, в таком случае необходимо в качестве дополнительного питания использовать специальные смеси. Они уже полностью сбалансированы, поэтому можно регулировать и корректировать свою диету с учетом поступающих веществ. Nutrien® Standard выпускается в удобной упаковке с трубочкой, такая смесь легко усваивается и насыщает организм и полезными, и питательными веществами;
  • контроль уровня БЖУ. Белки, жиры и углеводы – основные показатели для любого продукта. Но их соотношение также должно быть правильно подобранным. К примеру, при сахарном диабете уменьшают количество углеводов, в первую очередь легкоусвояемых. При хронических заболеваниях почек уменьшают потребление белка, а при повышенном холестерине и заболеваниях сердечно-сосудистой системы уменьшают потребление жиров и регулярно контролируют уровень холестерина крови;
  • выбор продуктов, богатых пищевыми волокнами. Именно они способствуют нормализации работы органов ЖКТ, улучшают всасывание и, соответственно, усвояемость поступающей пищи. Также они влияют на содержание полезных бактерий в кишечнике. Все это может помочь организму усвоить полезные вещества и, как следствие, улучшить процесс выздоровления и восстановления;
  • контроль наличия микроэлементов и витаминов. В зависимости от заболевания организм нуждается в определенных микроэлементах. К примеру, при анемии необходимо включать в рацион продукты, богатые железом. При гиповитаминозах (недостатке в каком-либо витамине) нужно потреблять пищу, богатую соответствующими витаминами;
  • организация режима питания в течение дня. Питание по четкому графику в одни и те же часы позволяет вырабатывать условный рефлекс: в установленное время желудочный сок начинает выделяться гораздо активнее, что влияет на полноценное переваривание пищи. Это снижает потребление затрачиваемой энергии, дает чувство долгого насыщения.

Пример диетического стола № 1

В качестве примера лечебной диеты рассмотрим диетический стол № 1. Он разработан для пациентов с заболеваниями органов ЖКТ, его цель – умеренное химическое, механическое и термическое воздействие на желудочно-кишечный тракт, положительное влияние на воспалительные процессы, заживление язв и т.

Нмо-тесты и как правильно питаться?

Общие рекомендации. Диета подразумевает ограничение продуктов, сильно возбуждающих секрецию желудка (выделение желудочного сока), раздражающих слизистую оболочки, а также исключает трудноусвояемую пищу. Недопустимо потребление очень холодных и горячих блюд, поваренная соль разрешена в умеренных количествах. Питание дробное, по 5–6 раз в день. Блюда должны быть вареными, пареными, запеченными. Жесткие продукты необходимо перетирать.

Разрешенные продукты. Подсушенный пшеничный хлеб из муки высшего сорта, белые сухари, сухой бисквит, несдобное печенье, свежий некислый творог, некислый кефир, простокваша, творожные блюда: запеченные сырники, ленивые вареники, пудинги, супы на слабом овощном бульоне, супы-пюре из овощей (кроме капусты), нежирное мясо (говядина, кролик, индейка и курица), отварные язык и печень, нежирная рыба, некоторые крупы: манка, гречка, овсянка, рис, овощи только в готовом виде: картофель, свекла, цветная капуста, сладкие сорта фруктов и ягод, можно в виде киселей, муссов и желе, напитки: разбавленный (молоком или водой) чай, слабые соки, отвар шиповника.

Запрещенные продукты. Продукты, провоцирующие газообразование и вздутие живота (белокочанная капуста, бобовые), консервы, маринады, копчености, сало, жирное мясо, чеснок, репа, редис, хрен, пряности, соусы и приправы, наваристые мясные, рыбные и грибные бульоны, свежий репчатый и зеленый лук, петрушка, укроп, шпинат, свежая сдоба и выпечка, кислые соки и фрукты, алкоголь, крепкий чай и кофе, сладкие газированные напитки.

Грамотное составление и соблюдение здорового и лечебного питания не только привнесет комфорт в жизнь пациента, но и поспособствует скорому выздоровлению и восстановлению организма.

(7
оценок; рейтинг статьи 2

  • Как восстановить здоровье после болезни
  • Питание при язве желудка
  • Диета при пиелонефрите
  • Диета при панкреатите поджелудочной железы
  • Восстановление после пневмонии
  • Диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
  • Зондовое энтеральное питание
  • Белково-энергетическая недостаточность – что это, причины
  • Продукты для поднятия лейкоцитов после химиотерапии
  • Питание при онкологии

Рекомендуем

Мысль, вынесенная в заглавие книги, не претендуя на оригинальность1, все же предполагает предварительное обозначение круга проблем и задач работы. Прежде всего, требует разъяснения вопрос, правомерно ли вынесенное в заглавие сопряжение?

С историей античной мысли все более или менее понятно. Никто не будет спорить, что без понимания основных проблем античного любомудрия обращение к философии средневековой, новоевропейской или даже восточной окажется поверхностным скольжением по именам и датам, философия останется собранием экзотических мнений бородатых или безбородых чудаков. Если мы изберем «путь истины», то скоро убедимся: греческая философия остается и по сей день основой европейской интеллектуальной традиции, мы продолжаем думать по-гречески, зачастую не отдавая в этом отчета, убедимся мы и в другом: античная традиция философствования исторически завершилась, в ее тысячелетней истории поставлена точка кроме всего прочего потому, что интуиции античной культуры, питавшие философскую мысль, – давно предмет реконструкций историков культуры.

Однако есть область мысли, где античные традиции философствования, трансформировавшиеся или, если угодно, преображенные, продолжают существовать, – это богословское предание Церкви. Могут возразить: где и когда жили святые отцы, проходили Вселенские соборы, и где мы? Дистанция не меньшая, чем между нами и последними представителями античной философской мысли. Тем более, всем «хорошо известно», что в основе богословия Божественное Откровение, а философия – нечто относящееся к компетенции человека: свободное исследование мира и самого себя (даже античные мудрецы знали, что боги не философствуют). Однако, традиция богословия жива, ее язык – язык античной философии, ее проблематика даже в радикальном отторжении «афинейского плетения» многими нитями связана с античной школой мысли.

Дело не только в служебной роли философии и ее прикладных дисциплин в границах богословия. Совершенно неоправданно видеть в философии «форму», в которую можно вместить практически любое «содержание». Философский аппарат, которым мы пользуемся в богословии, сам есть «содержание». Убедительной иллюстрацией этого факта является история Церкви, наполненная догматическими спорами, и только посторонний наблюдатель может увидеть в них «спор о словах». Речь, скорее, о выражении на языке мысли, остающейся свободной, совершенно особого опыта. Здесь роль живой, ориентированной на античную традицию философии мысли была и остается первостепенной. И если «паче чаяния» то, что о. Булгаков называл «догматическим творчеством», актуализируется в современной церковной жизни, контекст будет все-таки античный.

Мало кто из историков философии и богословов, вслед за Тертуллианом, будет оспаривать «общность» Афин и Иерусалима. Но, по меньшей мере, неточно было бы утверждать, что античная философия и христианское богомыслие – явления одного порядка, обращенные к одной и той же реальности, обретающие в результате познания одну и ту же истину.

При общности интеллектуальной традиции, терминологического инструментария процесс перехода от античного типа рациональности к средневековому, растянувшийся вплоть до Нового времени, – путь далеко не прямой. Трансформация античных интеллектуальных парадигм под влиянием христианства, часто в форме христианского богословия, догматических вероопределений, – наглядная иллюстрация совершенно уникального и редко выпадающего на долю преемственных культур (при всех возможных оговорках, европейская культура – это триединство: Античность, Средние века, Новое время) явления радикального, отторгающего прошлое размежевания, всякий раз сохраняющего его культурный и интеллектуальный контекст. На латинском Западе после «темных веков» откат от античности был глубже, что проявилось, например, в феномене многочисленных «возрождений» античности, начиная с Каролингского. Запад глубже пережил катастрофу гибели римского мира, и античные философские и научные традиции воспроизводились скрупулезнее, античная ученость стала основой школы – университета, не известного христианскому Востоку.

В Византии античная философская культура никогда не исчезала, она и питала и искушала богословскую мысль. К IV веку закончился переход христианского богословия на понятийный язык греческой философии, это открыло перспективу нового, точного, понятийно проработанного богословского аппарата, позволявшего выразить веру Церкви, выразить опыт встречи с Богом, ставшим Человеком и открывшим для человечества перспективу обожения, устроения «по образу Пресвятой Троицы». Для христианской мысли было очевидно, что мир и человек после Боговоплощения изменились, в воплотившемся Слове мир получил новое начало. Интеллектуальные конструкции философии, античная философская «оптика», к концу античного мира четко фиксировавшая сущее в понятии, оказались недостаточны для выражения новых, неизвестных или периферийных для античной традиции реалий: личность, воля, вера, свобода, история. Это обстоятельство определило необычность ситуации: богословы Церкви, сформировавшиеся в античных традициях мысли, описали на языке философии реалии, философскому познанию не подлежащие или философией по разным причинам не фиксируемые. Понять специфику христианского богомыслия, выраженного прежде всего в догматах, можно, если учитывать античный философский контекст. История античной философия не полна без мысли христианской, с другой стороны, обращение к православному богословию важно не только с точки зрения генезиса античных тем и их влияния на богословие, но и как дополнительно проясняющий философский материал, ценностный горизонт, заданный в европейской культуре христианством.

Конечно, предлагаемый читателю очерк фрагментарен, что, однако, с точки зрения автора, имеет свои преимущества. «Полноценный» учебник предполагает хронологически и тематически исчерпывающий обзор античной философской традиции. Это приводит, при условии сколько-нибудь подробного изложения, либо к неприемлемому для учебного применения объему книги (единственным примером в отечественной литературе является восьмитомная «История античной эстетики» А. Лосева), либо к поверхностности изложения не позволяющей читателю подробно сосредоточится на центральных темах и проблемах античной мысли. Объем данной работы диктует стратегию рассмотрения немногих, но ключевых проблем и авторов античной традиции, минуя чисто историко-философские, биографические и кажущиеся автору второстепенными темы. Для понимания явления мысли всегда важно представлять себе магистраль, а значит, «роскошь» подробно остановиться, например, на некоторых диалогах Платона не может быть излишней.

Помимо традиционного набора авторов, принадлежащих античной мысли, я предлагаю читателю самому оцепить встречу в пространстве мысли Афин и Иерусалима на примере некоторых узловых тем христианского богословия, таких как логос, сущность, душа.

Философия – не только история мысли, предполагающая хронологическую последовательность концепций и авторов, но и история идей, существующих в синхронии нашего восприятия. Вглядываясь в античную мысль, мы остаемся в своем интеллектуальном контексте, сформированном христианской традицией, поэтому сопоставление концепций античной философии с темами христианской мысли кажутся естественными и даже необходимыми. Тем более предлагаемый подход, теперь не исключение у отечественных исследователей. Длительный период религозного и интеллектуального одичания, до сих пор не изжитый, приучил нас к потребительскому подходу как к сфере мысли вообще, так и к области богословского знания. Вера Церкви, становясь нашим жизненным credo, редко становится нашим интеллектуальным опытом. И если на катехизическом уровне люди размышляющие и стремящиеся лучше узнать то, во что они верят, еще способны ориентироваться в вероучении, то уже чуть более глубокое понимание сложной богословской терминологии, и главное – логики православного богословского Предания, своеобразия христианской мысли, остается в большинстве случаев недостижимым. И по сей день в догматах Церкви, писаниях святых отцов, в богословии многие видят нечто малопонятное, но подлежащие запоминанию и бездумному торжественному воспроизведению. Причина, кроме всего прочего, в недостатке философской подготовки. Преп. Иоанн Дамаскин совершенно осознанно предварил свое «Точное изложение православной веры» кратким «учебником» философии. Необходимость включения в современные катехизисы или более развернутые догматические курсы пропедевтики историко-философского и культурно-исторического характера очевидна и лежит в русле традиций, заложенных отцами Древней Церкви.

Возникновение и своеобразие античной философии

История античной философии насчитывает одиннадцать столетий: с рубежа VII– VI веков до н. (время жизни Фалеса Милетского) до 529 года – даты закрытия философских школ Афин в царствование императора Юстиниана. Традиционно история античной философии делится на четыре периода: ранний – досократический, классический, представленный системами Платона и Аристотеля, эллинистический и поздний – «неоплатонический эпилог» античной философии. Целый ряд событий существенным образом повлияли на возникновении философии. Около IX века до н. было изобретено алфавитное письмо, а к VIII веку созданы гомеровские эпосы. Греческие мифы и греческий эпос (Илиада и Одиссея Гомера, Теогония Гесиода – VII век до н. ), а также деятельность «семи мудрецов» VII –VI века: Клеобула, Солона, Хилона, Питтака и др. – дали как важнейшие интуиции сущего (космос, целое, мера), так и понятийный аппарат ранней философии.

«Архэ» – первоначала ранних мыслителей: вода Фалеса, число Пифагора, логос Гераклита – обнаруживают типологическое сходство с образами мифа и элементами мистериальной религиозности. Тем не менее, с первых своих шагов философы осознавали особенность своего «ремесла», его исключительное положение на фоне традиционной мудрости, что выражено в самом названии этого «странного» занятия. Философия (любовь к мудрости) – не обладание истиной (полнотой ведения наделены только боги), а стремление и приобщение к ней так, как это возможно только для человека: удивляясь и задавая вопросы. «Ибо и теперь и прежде, – пишет Аристотель, – удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном.

Вопрос «что есть сущее?», «что есть бытие?», «какова природа вещей?» – централен для античной философии, по задан он в предфилософский период – в мифе, в древнегреческом эпосе. Первыми мудрецами, философами и богословами в античности считались эпические поэты Гомер и Гесиод. В «Теогонии» Гесиод в рамках мифа формулирует вопрос о бытии:

Все расскажите, – как боги, как каша земля зародилась.

Как беспредельное морс явилося шумное, реки.

Звезды, несущие свет, и широкое небо над нами:

Кто из бессмертных податели благ от чего зародился.

Как поделили богатства и почести между собою.

Как овладели впервые обильноложбинным Олимпом.

С самого это начала вы все расскажите мне, Музы.

И сообщите при этом, что прежде всего зародилось3.

Ответ Музы затрагивает самое начало сущего:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, – Эрос

Самое начало сущего – это хаос, неопределенное, спутанное состояние вещества (дословно – бездна, зияние, зевание). Хаос – порождающее лоно всего существующего. Существующее мыслится как череда порождений божественных существ, поколений богов, становящихся от поколения к поколению из хаотических, безобразных и бесформенных (поколения Урана и Кроноса) космичными (олимпийские боги). Космос, в противоположность хаосу, – начало устроения, порядка, красоты. Олимпийские боги наделены устойчивым образом, именами и функциями. Ближайший аналог хаоса – океан (одна из античных этимологий слова «хаос» возводит его к глаголу – разливать, лить). Хаос – океан – изначальные воды, охватывающие землю наподобие большой реки, – одновременно и космозиждительная сила, выталкивающая из себя и ограничивающая собой сушу, пронизывая космос в качестве рек, родников, источников, и то, что в своей безудержной мощи готово вернуть космос в докосмический хаос. Об Океане говорит Гипиос у Гомера:

Каждого я из богов, поселяющих небо и землю.

Сном одолею легко; усыплю я и самые волны

Древней реки Океана, от коего все родилося

И хаос, и океан – беспредельное начало предела космоса и бесформенный исток оформленности мира. Парадоксальность перехода противоположных состояний в иерархической структуре поколений богов выражается в конфликте отцов и детей: Урана и Кроноса, Кроноса и Зевса. Кронос оскопляет Урана, Зевс побеждает Кроноса – перед нами ступени космизации. Хаотические и бесформенные первосущества приносятся в жертву их потомками, расчленяются, давая возможность осуществиться космосу и как чему – то членораздельному и упорядоченному, и как кровно (благодаря единосущию жертвы и жертвователя) связанному с началом. Взаимодействие космического устроения и хаотической бесформенности отражено в знаменитом перечне кораблей у Гомера (Илиада, II). Скрупулезное описание героев, прибывших под Трою: одежды, внешнего вида, предков с их славными подвигами, земель, из которых они происходят, – для современного читателя кажется нестерпимо скучным.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей пробил до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный

Лирический герой Мандельштама читал вторую главу Илиады, пытаясь заснуть, но для древнего грека такой список был бесконечно интересен и важен. Эта ритмичная мерность показывает греку связь настоящего с прошлым (каждый герой восходит по цепочке родства к богам, а от них – к зиждительным началам сущего) и с будущим (герои Гомера являются в свою очередь предками для тех, кто будет жить после них). Связь времен – середины, начала и конца – полнота бытия, открытая мудрецу, такому, как гомеровский Калхас, ведавший «все, что минуло, что есть и что будет».

То, что возвышено мерой, любовно детализировано – мир, прекрасный и величественный, в силу своей обреченности

войне (хаосу, смерти, разрушению), он находится на пике полноты своего бытия: «созрел – падай». Космос чреват хаосом, а хаос – космосом. Такая интуиция пограничности, взаимоперехода и взаимоопределенности противоположностей присуща как эпосу, так и идущей ему на смену философии.

Согласно традиции, сложившейся еще в античности, первым, назвавшим себя философом, был Пифагор (VII в. до н.

«После осмотра и любования всем, что заинтересовало гостя, Крез обратился к Солону с таким вопросом: «Гость из Афин! Мы много уже наслышаны о твоей мудрости и странствованиях, именно, что ты из любви к мудрости и чтобы повидать свет объездил много стран. Теперь я хочу спросить тебя: встретил ли ты уже счастливейшего человека на свете?» Царь задал этот вопрос в надежде, что гость объявит его самого счастливейшим человеком. Солон же нисколько не желал льстить Крезу и сказал правду: «Да, царь, я видел самого счастливого человека. Это – афинянин Телл». Крез очень удивился такому ответу и с нетерпением спросил: «Почему это ты считаешь Телла самым счастливым?» Солон ответил: «Этот Телл жил в цветущее время родного города, у него были прекрасные и благородные сыновья, и ему довелось увидеть, как у всех них также родились и остались в живых дети. Это был, по нашим понятиям, зажиточный человек. К тому же ему была суждена славная кончина. Во время войны афинян с соседями он выступил в поход и при Элевсине обратил врагов в бегство, но и сам пал доблестной смертью. Афиняне же устроили ему погребение за государственный счет на месте гибели, оказав этим высокую честь»8

Эта история проливает свет и на предфилософию – мудрость, и на те черты, которые будут свойственны философии в последующем времени.

С именем Солона, как и с остальными мудрецами из числа семи, связан первый этап формирования античного законодательства: устный обычай был записан и унифицирован. Отдельный член общины, сама община – полис, мир в целом были поставлены в зависимость от Справедливости и Закона. В своеобразных максимах мудрецами был сформулирован правильный этос – образ поведения и жизни в согласии с целым социального и природного космоса: «Мера лучше всего» (Клеобул), «Познай себя» (Хилом), «Люби рассудительность» (Биапт). Солон характеризуется как путешественник, видевший мир и людей, их обычаи и образ жизни. Путешественнику, пересекающему границы, свойственно целостное видение ситуации, он способен на взгляд извне, поэтому не случайно, что философия зародилась в колониях, а не в материковой Греции. Пересечение традиций, культур стимулировало поиски философом общего основания многообразного мира.

Разговор Солона с Крёзом не предполагает, как кажется, никаких философских перспектив. Крёз осыпает чужеземца похвалами, ожидая от Солона ответных комплиментов: самый счастливый и есть Крёз. Но Солон не спешит с ответом, говоря нечто неожиданное: «Самый счастливый человек – афинянин Телл». То, что Солон приводит пример счастья, – нечто характерное для мудрости, как ее понимали греки: пример – это и известная степень абстракции от конкретного случая, и сохранение аналогической связи с ним, пример также имеет измерение образца – парадигмы истинного порядка вещей. Тема образца, примера, правильного образа жизни, поведения в рамках гражданской общины – полиса и есть то, что составляет добродетель – ἀρετή. Суть примера в том, что добродетель Телла – это умеренность. Телл в своей жизни избегал крайностей, следуя «золотой середине». Мера – пожалуй, самая важная из тем дофилософской мудрости – у Солона представлена наглядно и неотделимо от ее жизненного воплощения. Мало того, умеренность, скромность, «обычность» Телла (он не хуже и не лучше всех, а такой, как надо) ненавязчиво противопоставлены безмерности Крёза, его богатству, славе, величию. Мера и безмерное, как единое и многое, – те категории, о которых не раз будут размышлять античные философы.

Философичность Солона проявляется и в противопоставлении ощущения счастья, которое переполняет Крёза, определению счастья, проступающего через пример с Теллом и через особенности рассказа о добродетельном афинянине. Солон сообщает о жизни и смерти Телла, весь Телл от начала до конца – как на ладони. Умерев, он принадлежит вечности, в отличие от Крёза, ставшего примером безмерности и неопределенности, свойственной всему, находящемуся во времени. Добродетель Телла уже не может меняться, она достигла своей меры, своей полноты, а перспективы Крёза туманны. Солон говорит о счастье как о чем – то определенном, не столько переживаемом, сколько мыслимом, отсюда, казалось бы, парадоксальный вывод: мертвый афинянин более счастлив, чем живой царь.

Космическая полнота Гомера, иерархия порождений «из начала» Гесиода, мудрость меры Солона – вот то, что послужило фундаментом ранней философии, ее смысловым контекстом.

Многими нитями связанная с эпосом и мифом, предфилософской мудростью, философия, начиная с Фалеса, на протяжении VI – V века выясняла тот круг задач и тот арсенал средств, который позволил бы ответить на вопрос «что есть всё?» Значение ранней философии в формировании особого языка и смыслового пространства, в котором мог бы состояться ответ на этот ключевой вопрос. «Вода» Фалеса, «воздух» Анаксагора, «логос» Гераклита, «число» Пифагора, «бытие» Парменида – не абстрактные понятия, термины и не «материальные причины», как их понимал Аристотель, не вторичное мифологизирование, скорее символическое указание на космос, где символ – фрагмент реальности, единичный и конкретный, но указывающий и содержащий в себе целое. В этом отношении разные философские принципы досократикров типологически сходны, они – разные версии, более или менее удачные иллюстрации и детализации исходной интуиции «все есть одно», в одном (вода, число, логос) бытийно укоренено и открыто для познания «все». Поэтому во многом оправдано отсутствие в нашем изложении философии Эмпедокла или Демокрита (V в. до н. ), не умаляя их значимости, нужно подчеркнуть тот факт, что их умозрение синтез и развитие уже обнаруживших себя у Фалеса, Гераклита, Парменида, Пифагора философских подходов.

С обращением к ранней античной философии связан целый ряд сложностей – до нас сочинения древних философов дошли во фрагментах и свидетельствах более поздних авторов, а значит первостепенной задачей является не только чтение текстов (их часто почти нет) но и восстановление контекста (культурного, мифологического), того или иного из архэдосократиков, вполне уместна и деконструкция – попытка, отталкиваясь от фрагментов и свидетельств, понять, что мог подразумевать тот же Фалес под «водой», ведь всякое именование, определение не только обретение, но и потеря бытия, заставляющая вновь и вновь спрашивать «что есть сущее».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector