ОБЩАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

Глава 13. Медицинское образование в РФ (Г. Э. Улумбекова, З. З. Балкизов, И. В. Петрачков)

Ресурсы и уровни медицинского образования

В РФ подготовка медицинских и фармацевтических кадров
осуществляется в образовательных организациях Минздрава России
(48 вузов) и Минобрнауки России (45 медицинских
факультетов классических университетов). Ежегодно медицинские вузы
оканчивают около
70 тыс. студентов. Подготовка медицинских и
фармацевтических работников в них осуществляется путем реализации
образовательных программ высшего профессионального
образования (специалитет, ординатура и аспирантура) и программ
дополнительного профессионального образования (повышение
квалификации и профессиональная переподготовка). Средние
медицинские и фармацевтические работники обучаются более чем в
400 образовательных организациях по программам среднего
профессионального образования (медицинских колледжах,
училищах).

Медицинское образование регулируется федеральными законами от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и от 21.11.2011 №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В законе № 273-ФЗ
определена необходимость соблюдения непрерывности процесса
образования.

Сегодня в медицинском образовании РФ произошли и происходят
следующие важнейшие изменения:

Профессиональные стандарты

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ» система медицинского образования
базируется на Федеральных государственных образовательных
стандартах и Федеральных государственных требованиях, которые
обеспечивают:

Войдите, чтобы использовать весь функционал платформы

От поступления до выпуска

Медиков обучают только очно. В медицинских университетах учатся долго, от 5,5-6 лет. Чтобы стать врачом, понадобится много терпения и усилий.

Программу обучения нужно выбирать по предпочтениямне принесет пользы и удовольствия, если нет интереса к специальностиВыбрать трудный путь медика – значит проанализировать следующие риски до поступления и принять их

Не нужно идеализировать выбранную программу — у нее есть плюсы и минусы. Срок обучения специалистов — от 5,5 до 6 лет на очном отделении в зависимости от того, после школы или после колледжа поступает абитуриент

Врачи нужны всегда и везде – это достоинство специальности неоспоримо. С таким образованием всегда можно найти работу. Важно знать преимущества и недостатки выбранной программы.

В колледжах получают среднее профессиональное образование. Длительность учебы короче и стоимость меньше. В университет поступают на специалитет. Там учатся дольше и отдают больше денег за обучение.

Ординатура необходима врачам для получения более узкой направленности (уролог, гинеколог, кардиолог, хирург, невролог). В зависимости от направления ординатура длится от 2 до 4 лет. Туда поступают после специалитета.

Сроки обучения в колледже

Профессии, на которые учат в колледже:

После 9 класса учатся 3 года и 10 месяцев. После 11 класса — 2 года и 10 месяцев.

Для поступления в колледж не нужно сдавать ЕГЭ, там дешевле учиться. Уже через несколько лет можно выйти на работу. Но с такой квалификацией трудно двигаться по карьерной лестнице и много зарабатывать, поэтому многие выпускники поступают в вузы.

После 9 класса школы на первом курсе изучают и общеобразовательные, и узкоспециальные предметы. Изучают лекарства, их свойства, как и когда их назначают. строение человеческого тела и то, как работают его органы. Проходят основы специальности и то, как оказывать медицинские услуги.

Сроки обучения в вузе

На врача-лечебника учатся 5,5 — 6 лет. На стоматолога — 5 лет.

На занятия всегда ходят в шапочке и белом халате, даже на философию, иностранный язык. Комплектов формы должно быть несколько. Их нужно регулярно стирать и всегда брать с собой.

Первый курс самый сложный. Его конец — время, когда каждый пятый хочет отчислиться. Первокурсников отталкивают сложность предметов, строгость преподавателей, сильная нагрузка. Многие не переносят вида ран, крови, трупов.

После 11 класса учатся 6 лет, после колледжа – 5,5 лет. Выпускники проходят первичную аккредитацию. Проверяют их теоретические знания и практические навыки.

После успешной сдачи можно работать терапевтом Чтобы стать хирургом, кардиологом, врачом другой узкой направленности, нужно учиться в ординатуре.

Условия поступления

Со средним медицинским образованием проходят вступительные испытания по русскому языку, биологии, химии. Чтобы поступить после школы, нужно сдать ЕГЭ.

Поступающие с российским гражданством предоставляют пакет документов, состоящий из: заявления, анкеты личных данных, аттестата, паспорта, фотографий, справки о здоровье.

Медицина — для тех, кто знает естественные науки. При отсутствии базовых знаний лучше выбрать колледж или другое направление.

При выборе частного учебного заведения стоит убедиться в аккредитации. Нужно быть уверенным, что это не вызовет препятствий при получении диплома и начале карьеры.

Особенности учебного процесса

В медицинском вузе есть так называемый «первичный отсев» — окончив один семестр, многие уходят. Первокурсников пугает анатомия, запах формалина. На муляже не получится узнать особенности проведения операции, расположения органов. Приходится работать с трупами, периодически посещать патологоанатомическое отделение. Работа с биоматериалом обязательна, поэтому впечатлительным людям рекомендуется не поступать в мед.

Другая особенность — то, что переживают обучающиеся-третьекурсники. В данный период учащийся уже получили приличный багаж умений, развитую память. Навыки плохо структурированы. Возникает картина — учащийся начинает обнаруживать у себя симптомы многих изучаемых заболеваний (так называем «синдром третьего курса»).

Медицинский вуз отличается строгой дисциплиной. Учиться непросто — запрещаются опоздания, прогулы, долги. Если вовремя не сдавать работы и пропускать занятия отчисление гарантируется.

Каждый абитуриент должен оценивать перспективы, востребованность профессии. Медицина — возможность развиваться в разных направлениях. Престижная профессия стоит того, чтобы приложить усилия, максимум силы воли. Для получения диплома требуется усидчивость, выдержка, любовь к выбранной сфере.

Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования», из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:

− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);

− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:

а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;

б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);

в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.

Среднее медицинское образование — это группа специальностей, которые направлены на подготовку квалифицированного сестринского и фельдшерского персонала. Обучение проходит на базе профильных колледжей. Выпускники могут работать в государственных мед. учреждениях, частных клиниках.

Особенности учебы в средне-специальном мед заведении

Освоение профессий в среднем специальном учреждении проходит по стандартной схеме. Учеба на мед специальностях очная.

Студенты посещают занятия 5-6 раз в неделю. Слушают лекции, работают на семинарах. Проходят утвержденные практики в поликлиниках и больницах. Нарабатывают полезный опыт.

Поступление возможно на базе 9-го или 11-го класса школы. Колледжи предлагают абитуриентам два варианта учебы: на бюджетном отделении или по договору. Наличие бюджетных мест, их количество зависит от учебного заведения.

Медицинские факультеты, доступные на базе колледжа

Получить специальное образование можно по 3-м основным направлениям: лечебное, сестринское, фармация. Перечень доступных факультетов, специальностей зависит от конкретного заведения.

Сестринское дело

На факультете готовят персонал среднего уровня. Выпускники направления могут работать медсестрами/медбратьями на базе частной клиники, государственной поликлиники или больницы, стационара. Обязанности медсестры включают в себя оказание текущей помощи пациентам, выполнение процедур, наблюдение за состоянием больных и фиксацию данных.

Лечебное дело

Специальность, ориентированная на подготовку фельдшеров. Доктора со дипломом мед. колледжа могут работать на скорой помощи, в фельдшерских пунктах вокзалов, аэропортов, небольших сельских поселений. Фельдшеры оказывают доврачебную помощь, устанавливают первичный диагноз. Стабилизируют состояние больного, пострадавшего до транспортировки в оборудованный стационар.

Фармация

Фармация — одно из самых востребованных направлений. Здесь готовят высококвалифицированные кадры, которые занимаются изготовлением и продажой лекарственных средств.

Экзамены для поступления

Экзамены сдавать не нужно. Рейтинг абитуриентов, поступающих составляется на основе среднего балла школьного аттестата.

Обучение мед. специальности — это первый шаг в развитии карьеры. Диплом колледжа позволяет начать самостоятельную деятельность раньше. Наработать необходимый опыт.

Адреса поступления

г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпуса Г, Ж

Телефон

+7 495 800–10–01 8 800 100–00–11

Время работы

пн.– пт, с 11:00 до 19:00

Эксперт в теме «Поступления и подачи документов»

Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет психологии

В «Синергии» отвечает за:

подготовку экзаменационных материалов для вступительных испытаний, проводимых университетом самостоятельно.

Решил написать серию постов, посвященных системе медицинского образования в РФ, удивительному порядку ценообразования в этой системе, особенно в сегменте последипломного образования (ординатуры) и грядущих перспективах. Информация будет полезна не только людям, желающим поступить в медицинский ВУЗ, но и тем, кто уже числится студентом в этих прекрасных заведениях и не надумал уходить из медицины, а готовится стать специалистом.

Какие ступени обучения на врача существуют в РФ?

1. Медицинский ВУЗ (срок обучения — 6 лет)

В процессе обучения студент осваивает обширную программу, сдает многочисленные экзамены. Итог всего этого: прохождение государственной аттестации и процедуры аккредитации специалиста (с января 2016 года) на 6 курсе и получение диплома + сертификат об аккредитации специалиста (позволяет работать сразу после ВУЗа, см. п.2). До января 2016 года — только государственная аттестация и выдача ТОЛЬКО диплома без права самостоятельной работы в качестве врача.

2. Аккредитация (регулируется приказом № 334н от 2 июня 2016 года)

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, то есть прошедшие процедуру аккредитации специалиста.

• Первичная аккредитация

После освоения образовательных программ медицинского, фармацевтического или иного образования в соответствии с ФГОС в медицинском ВУЗе).

В настоящее время все выпускники медицинских ВУЗов на 6 курсе проходят процедуру первичной аккредитации. Аккредитация совмещена с государственными экзаменами, что увеличивает нагрузку на выпускников.

Процедура первичной аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации лица:

— тестирование (60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения РФ; время теста 60 минут);

— оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях на станциях;

— решение ситуационных задач.

*База тестов, паспорта станций и задач находится в открытом доступе.

*Результат прохождения этапа аккредитации оценивается как «сдано» или «не сдано». Аккредитуемый допускается к следующему этапу в случае оценки результата прохождения предыдущего этапа как «сдано».

*На каждый этап дается 3 попытки. В случае несдачи соответствующего этапа повторно пройти процедуру аккредитации возможно не ранее, чем через 1 месяц в соответствии с графиком работы аккредитационной комиссии («не ранее, чем через 1 месяц» и «через 1 месяц» не одно и то же).

*Аккредитуемый признается не прошедшим этап в случае:

— нарушения требований порядка прохождения аккредитации, в т.ч. использование средств связи;

— оценки комиссией этапа аккредитации как «не сдано».

Тут есть один очень важный нюанс: если раньше, выпускник не имел права практиковать сразу после окончания ВУЗа, то теперь он имеет право занимать медицинскую должность и работать самостоятельно. Разъяснения этого момента содержатся в письме Министерства здравоохранения РФ от 20 июля 2017 г. N 16-5/10/2-4889 «О праве лиц на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в РФ, получивших медицинское или фармацевтическое образование в РФ в соответствии с ФГОС и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста»:

в настоящее время в организациях здравоохранения, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, могут осуществлять медицинскую деятельность на должностях; «Врач-стоматолог» (специальность «Стоматология общей практики»), «Врач-терапевт участковый» (специальность «Лечебное дело»), «Врач-педиатр участковый» (специальность «Педиатрия»), «Врач клинической лабораторной диагностики» (специальность «Медицинская биохимия»), «Врач функциональной диагностики» (специальность «Медицинская биофизика»), «Врач-статистик» (специальность «Медицинская кибернетика»), «Врач-эпидемиолог» и «Врач по общей гигиене» (специальность «Медико-профилактическое дело») или фармацевтическую деятельность на должностях: «Провизор» и «Провизор-технолог» (специальность «Фармация»), специалисты успешно прошедшие в 2017 году процедуру первичной аккредитации специалистов, имеющие выписку из протокола аккредитационной комиссии и не получившие до настоящего времени свидетельство об аккредитации специалиста. Министерство здравоохранения Российской Федерации полагает возможным допуск указанных специалистов к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности и просит довести данную информацию до сведения территориальных органов Росздравнадзора.

• Первичная специализированная аккредитация

После ординатуры (выпуск ординаторов 2018 года избежал этого, по причине отсутствия стандартов аккредитации) и профессиональной переподготовки — «первички», а также в отношении лиц, получивших образование на территории иностранного государства (с 2018 года).

Этапы те же, что и при первичной аккредитации.

• Периодическая аккредитация

Каждые 5 лет в течение всей профессиональной деятельности (с 2021 года).

Периодическая аккредитация включает в себя следующие этапы:

— оценка портфолио (по результатам НМО — см. п.5);

Аккредитация полностью упразднила бывшую ранее сертификацию врачей (при этом, сертификаты специалиста, выданные до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока, далее предстоит прохождение аккредитации), хотя и не подменяет её по своему понятию. Сертификация предполагала лишь подтверждение квалификации врача, аккредитация помимо этого, означает еще и постоянное повышение его профессиональных навыков (см. п.5), а так же возможность освоения смежных специальностей. Аккредитация, по задумке законодателей, будет стимулировать врачей на повышение их профессионализма. Кроме того, следует отличать аккредитацию и сертификацию от лицензирования медицинской деятельности. Лицензия оформляется только на медицинскую организацию (т.е. на юридическое лицо) или на ИП.

3. Ординатура (срок обучения — 2 года)

После упразднения интернатуры (см. п.4) остается единственным возможным вариантом получить специализацию. В настоящее время идут активные дискуссии об увеличении срока обучения в ординатуре на западный манер (до 3 лет — терапевтические специальности, до 5 лет — хирургические специальности). С 2018 года стоит неподъемных для большинства населения РФ денег, особенно в крупных медицинских центрах и по «крутым специальностям», а уровень подготовки зависит исключительно от тебя — как сумеешь вписаться (об этом будет отдельный пост). По окончании ординатуры проводится государственная аттестация и сертификационный экзамен, а затем выдается диплом + сертификат специалиста (на 2018 год, в связи с тем, что не были разработаны стандарты аккредитации ординаторов). Заинтересованным лицам могу только посоветовать отслеживать эту информацию, т.к. к выпуску 2019 года очень хотят наконец ввести аккредитацию на выходе из ординатуры.

4. Интернатура (срок обучения составлял 1 год).

*Упразднена с 1 сентября 2017 года.

В интернатуре можно было получить образование и освоить практические навыки по широкому спектру медицинских специальностей, и в дальнейшем, уже работать врачом-специалистом. Прохождение этого этапа последипломного обучения, до введения аккредитации, являлось необходимым минимумом для начала самостоятельной практики в качестве врача-специалиста. По окончании интернатуры проводилась государственная аттестация и выдавался диплом + сертификат специалиста.

5. Непрерывное медицинское образование (НМО)

В некотором виде является составной частью аккредитации (периодической). Становится обязательной (пока неофициально) для всех уже с 2017 года. Смысл заключается в том, что врач должен будет каждые 5 лет набирать определенное число (250) кредитов. Из них 180 кредитов — актуальные вопросы специальности (это различные крупные циклы повышения квалификации, как очные, так и заочные); 70 кредитов — мероприятия (сюда входит посещение разнообразных мастер-классов, конференций и т.д.). Учитывая финансирование медицинской отрасли, не стоит думать, что все эти приключения врачу будет оплачивать работодатель. Большую часть придется оплатить самому. Также, интересно, как и за чей счет будут добираться до конференций, проводимых обычно в крупных городах, врачи из отдаленных и небольших населенных пунктов. Учитывая, что на сегодняшний день максимум кредитов за конференцию составляет 12, придется скататься на конференцию не один раз.

1. В настоящее время идет тотальная реорганизация всей системы медицинского образования.

2. В результате реформ сам процесс медицинского образования, особенно в последипломном его сегменте, радикально не изменяется, меняется лишь форма выпускных экзаменов и вид выдаваемого документа.

3. Происходит попытка насильственного наполнения амбулаторного звена низкоквалифицированными, в большинстве случаев, кадрами (разрешение самостоятельно практиковать сразу после ВУЗа, подкрепленное урезанием бюджетных мест в ординатуре и введением космических цен на обучение в ней). Дискуссии о введении обязательного распределения после ВУЗа и увеличении сроков обучения в ординатуре способствуют этому.

4. Происходит процесс внесения изменений в целевые договоры о порядке возмещения средств потраченных на подготовку специалиста, при его одностороннем отказе исполнить свои обязательства по договору. Раньше возмещались только средства потраченные учреждением, выдавшим целевое направление, теперь же планируется обязать возмещать всю сумму, с учетом трат из федерального бюджета. Таким образом, сумма возмещения по новым правилам будет такой, как-будто выпускник учился в ВУЗе платно.

5. Крайне смешно выглядит следующее мнение наших законодателей: введение аккредитации будет выгодно для самих медицинских работников, поскольку позволит им теперь беспрепятственно осуществлять свою профессиональную деятельность на территории всех стран ЕС.

Все профессии важны, а некоторые — просто жизненно необходимы, причем в самом прямом смысле. Врач относится к последним.

Хороших докторов всегда не хватает, потому спрос на них (не только в России) неуклонно растет. Добавим к этому престиж и часто вполне достойную оплату труда (при работе в частных учреждениях по меньшей мере) и станет понятным, почему несмотря на все сложности профессии, она не теряет актуальности среди молодежи.

А как получить медицинское образование в России после 9 или 11 класса? Что нужно сдавать на ЕГЭ, куда идти учиться, как выбирать специальность, наконец? Разбираемся с одним из государствообразующих профессиональных направлений.

Программы обучения в колледже

Так, желая связать свою жизнь с медициной, молодые люди могут выбирать разные пути профессионального становления. Самый простой маршрут лежит через медицинский колледж, и вот почему:

Конечно, стать врачом, окончив факультет СПО, не выйдет. Зато здесь доступны популярные сегодня направления косметологии, акушерства, медсестринского дела.

Выпускники мед. колледжей могут сразу работать:

По времени курс СПО займет от 3 до 4 лет.

Высшее медобразование

Окончив колледж, можно выбирать – учиться дальше в меде вуза (при том же ссузе, например) или идти работать. Высшие учебные заведения принимают студентов СПО и 11-классников. Среди наиболее популярных медицинских программ подготовки – 5 направлений:

В отдельную группу стоит выделить специальности, связанные с медициной очень тесно, но не предполагающие работу врачом. Сюда относится менеджмент в здравоохранении, разработка софта для медицинских заведений и т. д. Поступить на такие специальности проще, срок подготовки – меньше. Если хирургу придется обучаться минимум 8–9 лет, то менеджеру – от 4 до 6 лет.

Абитуриентам доступны программы бакалавриата и специалитета. В первом случае набор профессий несколько ограничен (медсестры, психологи, педиатры). Более узкие специальности чаще осваивают на специалитете. Бакалавриат длится 4 года, специалитет – от 5 до 6.

Возможные формы обучения

Медицина – область, в которой ошибки специалистов слишком дорого стоят. Потому большинство профессий, с ней связанных, доступны молодым людям (на уровне первого или второго ВО, а также СПО) только в очном формате. Исключение составляют специальности, связанные:

Такие направления можно осваивать очно, заочно, даже дистанционно.

Что надо для поступления

Тем, кто мечтает связать свою жизнь с медициной, учиться надо очень хорошо. Это тот случай, когда вступительные экзамены нужно написать на отлично во всех смыслах. Для поступления в колледж после 9 класса нужны ОГЭ, после 11-го – ЕГЭ. Набор предметов определяет выбранный профиль:

Преимущества медицинского образования

Бессонные ночи над учебниками, ненормированный график работы, огромное количество информации, которую надо усваивать быстро, неподъемная ответственность во время практики – все это о работе врача. Ученым-медикам тоже хватает ответственности и нагрузки. Так почему при всех особенностях медицинских профессий они остаются столь востребованными?

Во-первых, сложно найти более благодарное дело – для самореализации это очень полезное профессиональное направление. Во-вторых, переживать о востребованности медикам точно не придется. Они всегда найдут работу. В-третьих, знание основ медицины незаменимо в семье. Список можно продолжать, ведь работа в мед. сфере благородная, благодарная, интересная и наполненная самой настоящей жизнью.

Эксперт в теме «Высшее образование»

Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет интернет-маркетинга

организацию проведения методических экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: