ПАРАМЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ В XIX ВЕКЕ И НАЧАЛЕ XX ВЕКА ТЕКСТ НАУЧНОЙ СТАТЬИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 января 2023 года; проверки требуют 4 правки.

Фельдшер 3-го линейного полка Кубанского казачьего войска вольноопределяющийся И. Л. Сорокин, город Майкоп, 1914 год.

Погон старшего фельдшера Российского императорского флота до 1917 г.

Раздел прошёл модерацию. Многие темы изменили названия. и укрупнены за счёт одиночных сообщений. Некоторые очень старые вопросы 2005-2015 гг., на которые так и не было ответов удалены. Просьба к форумчанам не открывать НОВЫХ тем для одного или двух сообщенийвопросов. Читайте внимательно название Темы и ее подзаголовок, прежде чем писать что либокрепить свое сообщение. Сообщения с «одиноким» «спасибо» будут удаляться. Для благодарностей есть кнопка Отзыв под аватаркой или + в рейтинге. П РИ ЦИТИРОВАНИИ — следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.

Уже к середине XIX в. в Иркутске ощущался недостаток в медицинских работниках. Первоначально подготовка кадров младшего медицинского персонала осуществлялась через Приказы общественного призрения и администрации промышленных предприятий и приисков. Способных детей ссыльнопоселенцев обучали в гимназиях общим дисциплинам, а затем направляли их в иркутские больницы, где они получали знания в пределах курса лекарских учеников. Но с 1830 г. последовал запрет на обучение таких детей этим способом.

С 1838 г. детей ссыльнопоселенцев стали отправлять для получения медицинского образования в Казань где была открыта Фельдшерская школа. Такое обучение было дорогим — каждый ученик обходился в 898 рублей 92 копейки. Поэтому к концу 40-х гг. X IX в. встаёт вопрос об организации по примеру Казанской фельдшерской школы при городской больнице. В 1849-1850 гг. иркутский купец 1-й гильдии, статский советник Е. А. Кузнецов «на устроение богоугодного заведения в пользу бедных жителей города Иркутска» пожертвовал средства в виде ценных бумаг, а также передал земельный участок на правом берегу речки Ушаковки с огородом и садом. К 1858 г капитал увеличился до 328 203 рублей. На часть этих денег в 1871 г. была построена Кузнецовская больница.

В 1885 г. Советом Главного управления Восточной Сибири была организована комиссия для обсуждения вопроса о Фельдшерской школе. Эта комиссия рекомендовала вести подготовку специалистов в Военно-фельдшерской школе при госпитале, открытой в 1880 г. Но на это требовалось согласие военного ведомства. Врачебная управа в 1890 г. своим представлением на имя генерал-губернатора рекомендовала открыть Фельдшерскую школу при Иркутской гражданской Кузнецовской больнице. На трёхгодичный курс принимались лица в возрасте от 16 до 30 лет, окончившие курс обучения в народных училищах. Во избежание совместного обучения в один год набирались ученики мужского пола, на другой — женского. Особое внимание уделялось изучению клиники и методов лечения заразных и повальных болезней, уходу за больными и детьми.

3 октября 1893 т. в Иркутске открывается Женская фельдшерская школа, давшая начало гражданскому медицинскому образованию в городе. Школа занимала несколько комнат в Кузнецовской гражданской больнице. Но вскоре школа переводится в дом, принадлежащий Коровину, на Нижне-Амурской улице. После молебствия на открытии первый директор школы доктор Пётр Павлович Асташевский коротко осветил историю возникновения этого учебного заведения. При этом он отдал должное почтение трём лицам, благодаря которым школа получила реальное существование. Это, во-первых, Е. А. Кузнецов, который в своём завещании фельдшерской школе оставил средства на существование при созданной им больнице. Во-вторых, граф Н. Н. Муравьёв-Амурский, поддержавший эту благородную идею и возбудивший официальное ходатайство. И, наконец, генерал-губернатор А. Д. Горемыкин, в управление которого открылась школа. Сам же генерал-губернатор поздравил учениц с открытием школы. Занятия начались с 4 октября.

Учащихся ежегодно набиралось 15-20 человек. Оканчивающие получали квалификацию повивальной бабки первого и второго разряда.

В декабре 1894 г. генерал-губернатор А. Д. Горемыкин дал указание «безотлагательно приступить к составлению проекта и сметы на постройку здания для Фельдшерской школы». Проект здания и смету составил гражданский инженер Д. Р. Магидей. 12 сентября 1896 г. документацию проверил архитектор А. И. Кузнецов. В Министерстве внутренних дел проект был утверждён 28 января 1897 г. Но окончательные торги на постройку здания состоялись лишь в феврале 1904 г. 12 марта 1904 г. по предложению генерал-губернатора графа П. И. Кутайсова подряд на строительство был отдан иркутскому мещанину Адриану Игнатьевичу Нефедову.

Закладка здания для Центральной Фельдшерской школы состоялось 10 марта 1904 г. на углу Троицкой улицы и Больничного переулка. Руководителем работ был назначен инженер Д. Р. Магидей, который уже 31 августа 1905 г. сдал готовое здание приёмной комиссии. Здание представляло собой кирпичное двухэтажное строение (позднее был надстроен третий этаж). На первом этаже располагались передняя, канцелярия, помещение для служителя, кухня и две классные комнаты, на втором этаже — главный зал, библиотека, физический кабинет и две классные комнаты. С декабря 1912 г. школа была электрифицирована.

Заведование учебной частью возлагалось на старшего врача больницы.

Иркутские повествования. 1661 — 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: «Оттиск», 2003. Т. 2.

ПОДГОТОВКА НИЗШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИИ (СЕРЕДИНА XIX — НАЧАЛО XX ВЕКА)

М. А. Гончаров, Ю. М. Салакс

Резюме: В организации средних и низших медицинских учебных заведений России особую роль сыграли земская реформа (1864) и устав преподавания для земских фельдшерских школ (1897), вызвав рост численности и увеличение финансирования медицинских учебных заведений этого типа. Ключевые слова: фельдшерские и акушерские школы, земская реформа.

Развитие медицины и медицинского образования в России в целом происходило в соответствии с общемировыми тенденциями, но имело и свои специфические национальные черты. Особым периодом можно считать время с середины XIX до начала XX века, связанное с осуществлением земской реформы (1864) и передачей «заботы о народном здравии» земским учреждениям.

Наметились две точки зрения о дальнейшем совершенствовании фельдшерских школ. Одни земства считали, что перешедшие под их руководство школы неоправданно много учебного времени тратили на общеобразовательные предметы, и предлагали сократить учёбу в них до двух лет. Другие земства, наоборот, полагали, что в школах надо давать более солидную общеобразовательную и специальную подготовку, и поэтому предлагали увеличить сроки обучения. Различные подходы к подготовке медицинских специалистов одних и тех же специальностей — фельдшеров, повивальных бабок и повитух — были представлены на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России.

Подготовкой фельдшеров, кроме земств, занимались также учебные заведения Российского общества Красного Креста, которые содержались на средства некоторых врачебных обществ и частных лиц. Срок обучения в частных фельдшерских школах составлял три года, программа обучения в них в основном соответствовала программам земских школ. К концу XIX в. общее число фельдшерских учебных заведений в России достигло 50. Вместе с тем различная подчинённость фельдшерских учебных заведений продолжала оказывать негативное влияние на подготовку специалистов.

В связи с этим Министерство внутренних дел издало новый устав и программы преподавания для земских фельдшерских школ (1897). Уставом был определён 4-

Институт детства МПГУ, Москва

Институт истории медицины Рижского университета им. П. Страдыня

годичный срок обучения, возраст поступающих оставался прежним — от 14 до 18 лет, образовательный ценз должен был соответствовать объёму знаний, который давали двухгодичные народные школы, общеобразовательные предметы оставлены прежними, а специальные расширены лишь частично.

Наиболее активно подготовка фельдшеров проводилась в армии, для нужд которой готовились ротные, батарейные и эскадронные фельдшера. После увольнения из армии многие из фельдшеров, не имея полноценного фельдшерского образования, практиковали там, где зачастую не было никакой медицинской помощи — в деревнях и сёлах страны.

Ещё одной составляющей подготовки младшего медицинского персонала в XIX в. была организация акушерских учебных заведений, находившиеся в Ведомстве учреждений имп. Марии Фёдоровны. Развитию знаний и накоплению опыта в области акушерства и его распространению, в том числе на средние и низшие медицинские учебные заведения, способствовали открытые при университетских кафедрах акушерства небольшие клиники. Этому также помогали созданные в Петербурге, Москве и Киеве акушерско-гинекологические общества. Новой формой подготовки среднего медицинского персонала, объединявшей в себе одновременное обучение фельдшеров и акушерок, были повивально-фельдшерские женские школы.

В дальнейшем этот тип учебного заведения получил широкое распространение, прежде всего, по причинам экономического характера, так как земствам было выгоднее вместо двух учебных заведений финансировать одно. Источники их финансирования были различными: 31 фельдшерско-акушерская школа содержалась за счёт губернских земств, 9 — за счёт земских сборов, 19 — за счёт частных лиц и обществ, 5 — за счёт городов, 3 — за счёт Российского общества Красного Креста и одно (!) за счёт Министерства народного просвещения. Этот расклад источников содержания медицинских учебных заведений, готовивших наиболее доступных для населения специалистов в области медицины, наглядно демонстрирует одну из характерных черт правительственной политики в области образования — её чрезвычайную скупость, в том числе в той области образования, которая непосредственно была связана со здоровьем нации.

Между тем численность медицинских учебных заведений этого профиля продолжала быстро расти, и к 1915 г. общее число фельдшерских и акушерских школ достигло 80, а численность обучавшихся в них — более 9 тыс. человек. С началом войны изменились и условия финансирования этого типа медицинских учебных заведений. Правительственные органы стали принимать в нем большее участие.

Таким образом, на общем фоне развития профессиональной школы медицинская отрасль развивалась крайне медленно. Объяснялось это не только отсутствием должного внимания со стороны правительства к созданию в стране лечебных учреждений и подготовке для них медицинского персонала, но также низким культурным уровнем самого населения, обходившегося в большинстве случаев «народными» методами лечения или вообще не обращавшегося к кому-либо за медицинской помощью.

1. Зайончковский П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX — XX столетий. 1881-1903. — М., 1973.

2. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. — СПб., 1884.

3. Статистический временник Российской империи. Серия II. Выпуск 16. С Пб.,

ЗЕМСКИЙ ВРАЧ САБИНИН АХ. (1850-1907) — РЕДАКТОР И ИЗДАТЕЛЬ ЖУРНАЛА «МЕДИЦИНСКАЯ БЕСЕДА»

Резюме: Освещена роль земского врача Сабинина А. Х. в создание и редактирование одного из лучших провинциальных медицинских журналов — «Медицинская Беседа» (Воронеж, 1887-1903 гг.). Ключевые слова: земская медицина, журнал «Медицинская беседа», Сабинин А. Х.

Земский врач Анатолий Христофорович Сабинин (1850-1907) был издателем и редактором одного из лучших провинциальных медицинских журналов — «Медицинская Беседа», издававшегося в Воронеже (1887-1903). А.Х. Сабинин родился в Воронеже. После окончания Медико-хирургической Академии в 1875 году работал земским врачом в Симбирской губ., но вскоре был приглашён сверхштатным ординатором в Воронежскую губернскую земскую больницу.

В годы русско-турецкой войны (1877-1878) работал в местном госпитале Красного Креста. В 1899 году он был назначен старшим врачом Воронежской губернской больницы. Одновременно он являлся директором и преподавателем фельдшерской

Национальный НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко

На территории Белоруссии зарождение и развитие медицинского образования имели свои характерные черты и особенности. Оно тесно связано с зарождением и развитием общей культуры белорусского народа. Появление первых элементов медицинского образования относится к периоду нахождения территории Белоруссии в составе Польши — Речи Посполитой (XVI—XVIII века).

Историки медицины Г. Р. Крючок, В. П. Грицкевич приводят в своих работах примеры индивидуального ученичества и исполнения обязанностей лекарей в «шпиталях для убогих и хворых людей». Форма индивидуального ученичества сохранилась вплоть до Октябрьской революции.

После отмены крепостного права (1861 г.) и особенно после введения сельской врачебной части (1868 г.) с большой остротой стала ощущаться потребность в подготовке врачей, фельдшеров, повивальных бабок для белорусских губерний.

Фельдшерская помощь населению была вызвана к жизни потребностью в медицинской помощи беднейшей части населения России и отражала классовый характер дореволюционной медицины.

Первые фельдшерские школы в России были созданы при приказах общественного призрения. Они носили характер общеобразовательных учебных заведений и в малой степени являлись школами профессиональными. Срок обучения был четырехгодичный.

Подобная школа на территории Белоруссии была организована в 1871 г. и работала в течение нескольких лет при Витебской больнице приказа общественного призрения. Школа находилась в ведении старшего врача больницы. В нее принимались лица, умеющие читать и писать. Воспитанники изучали общеобразовательные предметы, получали общие представления из анатомии и фармакологии, усваивали правила ухода за больными, кровопускание, оспопрививание, костоправство, оживление мнимо умерших, извлечение зубов и др. Первый выпуск в 1875 г. составил 6 человек.

В 1871 г. врачебный инспектор Могилевской губернии Н. М. Мандельштам подал Могилевскому губернатору проект на 80 листах об организации в Могилеве фельдшерской школы. Содержание проекта далеко выходило за пределы вопроса организации школы и характеризовало автора проекта как человека прогрессивных взглядов. Говоря о бедственном положении народа, он писал: «В других государствах животное окружено большим вниманием, чем наш бедный народ». Н. М. Мандельштам явился автором устава и программы школы, в которой он предусматривал «учредить в губернском городе школу для фельдшеров с высшим образованием». Представленная Министерству внутренних дел программа получила одобрение Государственного совета.

В это время уставы фельдшерских школ отличались большим разнообразием по срокам обучения, программам, возрастному и общеобразовательному цензу учеников. Только в 1872 г. правительством был утвержден нормальный устав фельдшерских школ, который, как показало время, был несовершенным.

Подготовка фельдшеров была рассчитана на 4—5 лет и зависела от уровня знаний поступающих. В школе были 2 подготовительных и 3 специальных класса. В первых двух изучались общеобразовательные предметы. При переходе в первый специальный класс учащиеся сдавали экзамены.

В третьем специальном классе учащиеся проходили некоторые предметы и в основном занимались уходом за больными, составлением историй болезни («скорбных листков») и «вообще исполняли по больнице обязанности палатных фельдшеров», а также принимали под руководством преподавателей больных в бесплатной лечебнице для приходящих. Во втором полугодии третьего специального класса учащиеся исключительно занимались практическими занятиями, а за 2 мес до окончания учения освобождались от всех занятий для подготовки к выпускным экзаменам.

Преподавание в фельдшерской школе в основном велось опытными врачами по учебникам высшей школы. Большое внимание уделялось практическому обучению.

Положительная деятельность Могилевской фельдшерской школы была известна за пределами края. Старейший врач Харьковских богоугодных заведений 30 января 1888 г. писал в адрес школы: «Мне приходилось много слышать хорошего о Могилевской фельдшерской школе, и потому для меня было бы крайне интересно поближе познакомиться с существующими в ней порядками ведения дела как в педагогическом, так и в хозяйственном отношении». В своем письме он просил дирекцию школы выслать устав, программы и отчеты школы.

Хорошей постановкой дела школа была обязана доктору медицины А. Ф. Модестову, который возглавлял школу более 25 лет. Он преподавал частную патологию и терапию, был прогрессивным человеком. В знак признания заслуг А. Ф. Модестова Могилевским обществом врачей было решено учредить стипендию А. Ф. Модестова для учеников Могилевской фельдшерской школы.

С самого начала своего существования и в последующие годы Могилевская фельдшерская школа выпускала небольшое число фельдшеров. Всего за 37 лет ее окончили 114 фельдшеров. Только накануне первой мировой войны число выпускников начало увеличиваться.

Могилевская школа не могла обеспечить потребность в медицинских кадрах населения даже в предусмотренных правительством штатных размерах. Врачебный инспектор по Минской губернии С. Н. Урванцев давал такую характеристику состояния дел с фельдшерскими кадрами в губернии: «Из числа 208 земских фельдшеров в Минской губернии только 59 получили образование в фельдшерских школах, а 149 ротные и войсковые, если к этому прибавить 138 волостных фельдшеров, то получится кадр ротных и войсковых фельдшеров в 287 человек».

Подготовка кадров для западных губерний Белоруссии осуществлялась в ограниченном количестве Виленской центральной фельдшерской школой. Попытка открытия фельдшерской школы в Гродно не была поддержена губернским начальством.

В этот период поднимается вопрос об открытии фельдшерско-акушерских школ и объединении повивальных школ с фельдшерскими.

В 1907 г. Могилевским губернским комитетом поднимается вопрос об объединении Могилевской повивальной (открыта в 1875 г.) и фельдшерской школ. В 1913 г. Главным управлением по делам земского хозяйства Министерства внутренних дел был утвержден устав объединенной фельдшерско-акушерской школы, которая начала работать с 1914/15 учебного года. Преподавание в школе велось на высоком уровне, теоретическое и практическое обучение сочеталось. За весь дореволюционный период Могилевской повивальной, затем фельдшерско-акушерской школой было подготовлено 800 повивальных бабок.

В 1910 г. была преобразована в центральную фельдшерско-акушерскую школу Гродненская повивальная школа (открыта в 1872 г.), которая начала готовить фельдшериц-акушерок для Гродненской, Виленской и Ковенской губерний. Школа была рассчитана на 60 воспитанниц, по 20 воспитанниц от губернии и содержалась за счет взносов от каждой губернии. В школу принимались лица женского пола, имеющие удостоверение о прохождении курса женской прогимназии или 4 классов женской гимназии. Срок обучения был четырехлетний. Школа руководствовалась нормальным уставом фельдшерско-акушерских школ. В связи с началом империалистической войны школа была эвакуирована в Калугу и в 1919 г. закрыта. За весь период существования она подготовила 66 фельдшериц-акушерок, что в какой-то мере способствовало улучшению акушерской помощи населению прикрепленных губерний.

Наряду со школьной существовала и частная подготовка фельдшериц-акушерок. В Минске функционировала частная фельдшерско-акушерская школа врача Л.3. Гутцайта, которая была открыта в январе 1909 г. Школа размещалась в частных домах, в ней обучались преимущественно евреи. Курс обучения на фельдшерском отделении был трехгодичным. Школа придерживалась утвержденной Министерством  внутренних дел программы   для фельдшерских школ. Подготовка фельдшеров, фельдшериц-акушерок была слабой, выпуски малочисленные. Школа просуществовала до 1916 г.

С 1906 по 1913 г. также функционировала частная фельдшерско-акушерская школа врача В. В. Счесновича в Витебске. Ежегодно школа выпускала от 30 до 60 человек.

Таким образом, школьная подготовка фельдшеров в Белоруссии в дореволюционный период велась в Могилевской центральной фельдшерской школе, впоследствии фельлшериц-акушерок в объединенных фельдшерско-акушерских Могилевской и Гродненских школах, а также в частных. И как бы ни было ограничено число выпускников этих школ, все они в какой-то степени способствовали подготовке средних медицинских работников, в которых остро нуждалось сельское население.

Вопрос подготовки средних медицинских кадров, их правового положения волновал передовую медицинскую общественность Белоруссии. Помощник минского губернского врачебного инспектора С. В. Балковец в своем выступлении на третьем съезде врачей Минской губернии отмечал, что «в канцеляриях земских управ простые писцы обеспечены лучше, чем фельдшера, которым вверяется здоровье земского же плательщика».

Это было одной из причин, способствующих профессиональному объединению фельдшеров, в первую очередь к союзам взаимопомощи как единственно возможной организации в условиях царского режима. В Минске существовало общество взаимного вспомоществования фельдшеров, фельдшериц и акушерок. Возглавлял общество фельдшер М. Г. Богданович.

В Белоруссии вопросы среднего медицинского образования широко обсуждались на 3 съездах врачей Минской губернии (1908, 1911, 1914 гг.), на заседаниях Могилевского общества врачей, а также на страницах журнала «Минские врачебные известия». Ряд прогрессивных врачей, такие как С. Н. Урванцев, С. В. Балковец, М. А. Поляк, А. Кудрявцев, А. Якушевич, часто выступали с предложениями по улучшению среднего медицинского образования и материального положения фельдшеров, по ликвидации «ротного фельдшеризма».

Особое место на съездах врачей Минской губернии занимал вопрос о повышении квалификации фельдшеров и акушерок, о создании так называемых повторительных курсов. Третий съезд вынес резолюцию о необходимости командировок на повторительные курсы в Москву фельдшеров и акушерок земств через каждые 5 лет работы.

В работе съездов принимали участие и фельдшера. Среди них были В. Г. Снопик, М. Г. Богданович, М. А. Смирятин, Е. М. Дорофеева (делегат I Всероссийского фельдшерско-акушерского съезда в 1911 г.), которые неоднократно выступали на съездах не только по вопросам реформы среднего медицинского образования, но и состояния медицинской помощи сельскому населению.

Однако в условиях царского режима пожелания и предложения передовой медицинской интеллигенции не могли быть осуществлены. Вопросы эти были решены только после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

✔️ военно-фельдшерские, ветеринарно-фельдшерские, фельдшерско-акушерские, курсы сестер милосердия при Общинах Красного Креста и т. Поиск информации

Эта тема была выделена из темы «Екатеринодарская военно-фельдшерская школа» (19 апреля 2020 14:26)

На сегодняшний день существует программа «Земский фельдшер», признанная стимулировать молодых специалистов к работе в сельской местности, однако сегодня нет исследований, объективно оценивающих её результат.

Строительство здания школы

В марте 1903 г. Министерство финансов уведомило генерал-губернатора, что кредит по 7 тыс. р. в год внесен в проект росписи земских повинностей Иркутской губернии на текущее трехлетие (1903–1905 гг.). Получилось, что 21 тыс. р. за три года и ранее полученные 15 тыс. р. в сумме составили 36 тыс. р., которые изначально и требовались на строительство.

При строительстве дома некоторые работы были изменены самим инженером-архитектором Д. Р. Магидеем, некоторые – дополнены директором школы Г. А. фон-Бергманом, в том числе постройка сарая для дров, устройство тротуара и мусорной ямы, перенос старого забора и изготовление новых ворот. На это требовалось 1200 р., но из-за стесненности в средствах часть работ была отложена. Завершить их удалось только в 1909 г.

В 1940-е годы здание надстроено третьим этажом.

Эта тема была выделена из темы «Варшавский учебный округ РИ» (8 октября 2019 21:28)

Образовательный процесс

В соответствии с установленными требованиями, на обучение в школу принимались лица женского пола всех званий, не моложе 16 лет и не старше 30, окончившие не менее четырех классов женской гимназии или прогимназии, здоровые и крепкого телосложения, способствующего исполнению обязанностей фельдшера-акушерки.

За несовершеннолетних девушек подавали прошение родители или опекуны, а замужние принимались с разрешения мужей и лишь по особому предварительному разрешению директора школы. Преимущество отдавалось селянам. Если же таких желающих было недостаточно, набирались лица и других сословий, но с условием, чтобы число учениц как иноверных христианских исповеданий, так и не христианок не превышало каждое пяти процентов от общего числа студенток. Обучение было платным, не свыше 20 р. в год. Деньги вносились вперед по полугодиям и поступали в специальные фонды школы, которые позволялось расходовать на нужды, не предусмотренные временным расписанием. Если ученица выбывала до истечения семестра, плата не возвращалась. В отдельных случаях педагогический совет с разрешения губернатора мог освобождать от оплаты за обучение или уменьшать плату учащимся по их недостаточному материальному положению. Таких студенток могло быть не более десяти, кроме того, за каждый год освобождения от оплаты выпускница обязывалась прослужить по сельско-врачебной части Восточной Сибири, о чем давалась расписка при поступлении.

Первоначально полный курс обучения в фельдшерской школе был трехлетним и разделялся на три класса. Учебный год начинался 15 августа и заканчивался 1 июня, включая экзамены. Для первого класса полагалось 25 уроков в неделю, а для второго и третьего – 45, не считая ежедневных практических занятий в больнице и аптеке. Преподавание в фельдшерской школе в основном велось опытными врачами по учебникам высшей школы. Большое внимание уделялось практическому обучению. Воспитанники изучали общеобразовательные предметы, получали общие представления из анатомии и фармакологии, осваивали кровопускание, оспопрививание, костоправство, оживление мнимо умерших, извлечение зубов и др. Особое внимание должно было обращаться на изучение заразных и повальных болезней, правил ухода за больными и детьми. Школа была полностью обеспечена собственным клиническим материалом.

В мае по всем изученным дисциплинам проводились экзамены, по результатам которых ученицы переводились на другой курс. Студентки, не сдавшие один экзамен, оставлялись «на осень» или на второй год. Те, кто не выдерживал экзаменов после двухгодичного пребывания в одном классе или был замечен в дурном поведении, исключались из школы по письменному постановлению педагогического совета, с утверждения губернатора. По окончанию школы выпускницы получали квалификацию по­вивальной бабки первого и второго разряда.

При острейшем недос­татке медицинских кадров школа вносила свой большой вклад в подго­товку и оказание медицинской помощи населению, особенно в сельс­кой местности, где врачебная помощь была почти недоступна. К 1917 г. она выпустила более 300 фельдшериц и фельдшериц-акушерок, не считая сестер милосердия, специально подготовленных во время Русско-японской войны. Из ее стен вышли замечательные люди, ставшие впоследствии врачами, учеными и оставившими заметный след в истории отечественного здравоохранения.

Иркутская акушерско-фельдшерская школа ликвидирована в 1920 г. в результате преобразования в Иркутский медицинский техникум. В дальнейшем он обрел статус базового медицинского колледжа Иркутской области многопрофильного характера, в том числе было открыто санитарно-фельдшерское отде­ление, готовившее помощников санитарных врачей и эпидемиологов. История медицинской школы в советский период заслуживает отдельного раскрытия (как и судьбы первых выпускников).

За свою более чем вековую историю центральная школа фельдшериц в Иркутске неоднократно меняла свое название, увеличилось количество принимаемых студентов, в числе получавших образование появились и мужчины, изменялись учебные программы, надстроен третий этаж здания, но неизменными остались смысл и предназначение учебного заведения – подготовка сведущих и опытных фельдшеров для Восточной Сибири.

Фельдшеры в Русской гвардии, армии и флоте

В России и некоторых странах постсоветского пространства в службе скорой медицинской помощи фельдшер в отсутствие врача вправе проводить:

При выполнении обязанностей по оказанию скорой медицинской помощи в составе фельдшерской бригады фельдшер является ответственным исполнителем всей работы, а в составе врачебной бригады он действует под руководством врача.

Польша — единственная страна в Евросоюзе, где существует профессия фельдшера. На сегодняшний день работающих фельдшеров Польша насчитывает 256. Не работающих чуть больше 600. Фельдшеры не могут работать на скорой помощи, но могут работать на должности семейного врача в поликлиниках, приёмных отделениях больниц.

В ряде других стран, например в США и Канаде, на фельдшера (Physician assistant), работающего в отделении скорой помощи стационарного лечебного учреждения (госпиталь, больница), возлагаются также некоторые врачебные функции, такие как:

В России/СССР, кроме собственно фельдшера существуют ещё и профессии «фельдшер-лаборант» и «фельдшер-акушер», программа их обучения более упрощённая и узконаправленная.

Открытие школы

29 сентября 1890 г. А.Д. Горемыкин лично обратился к министру внутренних дел В. К. Плеве с ходатайством о содействии в решении вопроса. Государственный совет в соединенных департаментах государственной экономии и законов в Общем собрании, рассмотрев представление министра внутренних дел об учреждении в Иркутске центральной школы фельдшериц, выразил свое положительное мнение. 28 апреля 1892 г. император Александр III утвердил проект учреждения в Иркутске трехклассной центральной школы фельдшериц для замещения низших врачебных должностей в сельской местности Восточной Сибири.

13 сентября того же года В. К. Плеве утвердил устав образовательного учреждения. Однако открытие учебного заведения откладывалось, потому что помещение для него не было готово. Первый класс предполагалось разместить в каменном флигеле, занимаемом смотрителем лечебницы, для чего необходимо было пристроить туалет, сделать деревянную перегородку, а также приобрести необходимые пособия, мебель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: