ПОРТАЛ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОРТАЛ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (НМФО) — это система, разработанная Минздравом для контроля квалификации и качества знаний медицинских и фармацевтических работников. Пока по действующему законодательству вступление в НМФО не является обязательным для специалистов в сфере здравоохранения.

Повышение квалификации (ПК) — что это такое?

Повышение квалификации медиков — это вид дополнительного образования, направленного на получение специалистом новых навыков и умений, обновление имеющихся знаний по специализации. Процедура обязательна для медицинских работников и проводится регулярно на протяжении всей трудовой деятельности.

Требования к обучению на курсах повышения квалификации указаны в следующих нормативных правовых актах:

Заниматься медицинской деятельностью могут только лица, имеющие среднее или высшее медицинское образование. Врачам также нужно получить сертификат специалиста — требование статьи 100, ФЗ №323. Каждый медработник обязан совершенствовать профессиональные знания и навыки — по статье 73, ФЗ№323. Повышение квалификации для медиков является обязательным условием для трудовой деятельности. Зачем еще специалисту проходить курсы, сколько длится обучение и какой документ выдается после подготовки расскажем далее.

Причины создания системы НМФО

Главная причина — необходимость повышения качества образования врачей, среднего медперсонала и фармацевтических работников.

Медицинская и фармацевтическая сфера быстро развиваются. Ежегодно проводятся исследования, разрабатываются новые лекарства и технологии лечения, появляются новые болезни и профессии. Чтобы применять в работе актуальную информацию, недостаточно проходить короткие учебные курсы раз в 5 лет.

Система НМФО должна решить проблему с нехваткой квалификации у специалистов. Подобный метод контроля знаний применяется в Европе и Америке.

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование


Новости

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование — это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков медицинских и фармацевтических работников в течение всей жизни, а также постоянное повышение их профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций.

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование может осуществляться через:

  • освоение дополнительных профессиональных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);
  • обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование»);
  • индивидуальную познавательную деятельность («самообразование»).

Перечень программ ДПП ПК для специалистов со средним профессиональным медицинским образованием, утвержденные к реализации и размещенные на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России

Архив

2019

2018

2017


С 1 января 2016 года в России начала действовать система непрерывного медицинского образования (НМО), а процедура сертификации поэтапно сменяется процедурой периодической аккредитации специалистов 1
.

НМО — форма повышения квалификации медицинских работников, которую отличает:

  • использование инновационных технологий: дистанционных, электронных, симуляционных,

  • возможность выстраивания персональной траектории обучения.

Простыми словами НМО — это непрерывное прохождение специалистом  программ повышения квалификации
и посещение профильных образовательных мероприятий без отрыва от основной деятельности.

Для допуска к аккредитации, специалистам в течение 5 лет, предшествующих экзамену, требуется набрать определенное количество баллов/часов.

В обратном случае специалист не будет допущен к процедуре.

Получить допуск к процедуре периодической аккредитации можно:

  • Предоставив сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 баллов/часов.
  • Либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 баллов/часов, из них не менее 72 баллов/часов – сведения об освоении программ повышения квалификации.

В основу
разрабатываемой концепции подготовки
медицинских и фармацевтических кадров
в новых социально-политических и
экономических условиях закладывается
государственная политика в области
образования, предопределенная Законом
Российской Федерации «Об образовании»,
принятым в 1992 г. и дополненным в 1996 г.

Конечной целью
реформы высшего медицинского и
фармацевтического образования является
подготовка творчески мыслящего,
конкурентоспособного специалиста в
области медицинской помощи и лекарственного
обеспечения населения.

В Концепции
очередного этапа реформирования системы
образования сказано, что в настоящее
время назрела настоятельная необходимость
использования новых экономических
принципов в образовательной политике
и существенного расширения основ
рыночной экономики в сфере образования.
Многие кадровые проблемы в здравоохранении
являются следствием государственного
субсидирования медицинского образования.
Если будущие врачи сами полностью или
частично оплачивают свое обучение, то
взамен государственных субсидий на
образование можно было бы выплачивать
ссуды студентам, ориентируясь на
поощрение выбора рода занятий, отвечающего
государственным интересам. Это позволит
обеспечить целевое распределение и
использование квалифицированных, кадров
и, кроме того, даст значительную экономию
государственных средств. На безвозмездной
основе такие ссуды целесообразно было
бы предоставлять выпускникам, давшим
согласие работать в таких приоритетных
сферах, как, например, сельское
здравоохранение.

Возникшее на рынке
медицинского труда новое понятие
конкуренции и повышение спроса на
опытных высококвалифицированных
специалистов осложнили трудоустройство
выпускников медицинских вузов и обострили
необходимость опережающего переобучения
и перепрофилирования в соответствии с
потребностью в новых врачебных
специальностях. В условиях современных
рыночных отношений возросла ценность
гибких мобильных специалистов, готовых
занять «рыночную нишу», действовать в
соответствии с переменами. Основа
конкурентоспособности медицинского
работника — постоянное повышение
профессионализма в сочетании с социальной
мобильностью.

Эффективность
обучения и конечный результат
профессиональной подготовки медицинских
кадров зависят, с одной стороны, от
единства личностных и деятельностных
характеристик обучающегося, с другой
— от преемственности пред— и последипломной
подготовки.

Сложившаяся система
медицинского образования имеет богатые
традиции, научную основу, большой
практический опыт, современные программы
и учебные планы, а также современную
техническую базу и систему контроля
знаний и навыков. Это позволяет эффективно
осуществлять подготовку и усовершенствование
медицинских работников.

Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»

, в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС). 

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения

Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»

, из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:

− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);

− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:

а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;

б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);

в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.

 Особенности подготовки медицинских работников и фармацевтических работников

1. Практическая подготовка лиц, получающих среднее, высшее и послевузовское медицинское или фармацевтическое образование, дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:

1) на базе структурных подразделений образовательных и научных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиник);

2) на базе медицинских организаций, в том числе медицинских организаций, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клинической базе);

3) на базе организаций — производителей лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе организаций, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций.

2. Организация практической подготовки медицинских работников и фармацевтических работников в случаях, предусмотренных пунктами 2
 и  3 части 1
настоящей статьи, осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией — производителем лекарственных средств и медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Указанный договор должен содержать положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся и работников образовательных и научных организаций в медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, порядок участия работников медицинских организаций, организаций — производителей лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в образовательном процессе.

3. Практическая подготовка на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, организуется для государственной или муниципальной образовательной или научной организации на безвозмездной основе.

4. Участие обучающихся по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского или фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности осуществляется под контролем работников образовательных и научных организаций, которые несут ответственность за проведение практической подготовки медицинских работников и фармацевтических работников, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Порядок организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского или фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. При оказании медицинской помощи в рамках практической подготовки медицинских работников пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

1. Подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования:

1) образовательные программы среднего профессионального образования;

2) образовательные программы высшего образования;

3) дополнительные профессиональные программы.

2. Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

4. Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:

1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);

2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база);

3) в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

5. Организация практической подготовки обучающихся в случаях, предусмотренных пунктами 2
и 3 части 4
настоящей статьи, осуществляется на основании договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Типовая форма
указанного договора утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Указанный договор должен содержать положения, определяющие виды деятельности, по которым осуществляется практическая подготовка обучающихся, сроки осуществления практической подготовки в соответствии с учебным планом, перечень работников образовательной организации, работников научной организации, количество обучающихся, участвующих в практической подготовке, порядок и условия использования необходимого для организации практической подготовки имущества сторон договора, порядок участия обучающихся, работников образовательной организации, работников научной организации в соответствующей деятельности, включая порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, ответственность образовательной организации, научной организации за вред, причиненный при осуществлении практической подготовки обучающихся, в том числе пациентам.

6. Практическая подготовка обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в государственных и муниципальных организациях, указанных в части 5
настоящей статьи, и использование необходимого для практической подготовки обучающихся имущества этих организаций осуществляются на безвозмездной основе.

7. Участие обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

8. Порядок
организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования устанавливается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

9. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников.

10. Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

11. Федеральными государственными образовательными стандартами по определенным специальностям и (или) направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника.

12. Порядок
приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

13. К педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование, допускаются в порядке
, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование и прошедшие обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

14. К педагогической деятельности по образовательным программам среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, допускаются в порядке
, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, имеющие среднее или высшее медицинское образование либо среднее или высшее фармацевтическое образование и прошедшие соответствующую подготовку по программам дополнительного профессионального образования либо обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских организаций и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.


1. Подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования:


1) образовательные программы среднего профессионального образования;


2) образовательные программы высшего образования;


3) дополнительные профессиональные программы.


2. Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.



3. Примерные дополнительные профессиональные программы
медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федерального закона
от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


4. Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:


1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);


2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база);


3) в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.




5. Организация практической подготовки обучающихся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и
3 части 4
настоящей статьи, осуществляется на основании договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Типовая форма
указанного договора утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Указанный договор должен содержать положения, определяющие виды деятельности, по которым осуществляется практическая подготовка обучающихся, сроки осуществления практической подготовки в соответствии с учебным планом, перечень работников образовательной организации, работников научной организации, количество обучающихся, участвующих в практической подготовке, порядок и условия использования необходимого для организации практической подготовки имущества сторон договора, порядок участия обучающихся, работников образовательной организации, работников научной организации в соответствующей деятельности, включая порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, ответственность образовательной организации, научной организации за вред, причиненный при осуществлении практической подготовки обучающихся, в том числе пациентам.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 389-ФЗ
, от 26.07.2019 N 232-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)


6. Практическая подготовка обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в государственных и муниципальных организациях, указанных в части 5
настоящей статьи, и использование необходимого для практической подготовки обучающихся имущества этих организаций осуществляются на безвозмездной основе.



7. Участие обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности осуществляется в порядке
, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федерального закона
от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



8. Порядок
организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федерального закона
от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


9. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников.



10. Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федерального закона
от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


11. Федеральными государственными образовательными стандартами по определенным специальностям и (или) направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника.



12. Порядок
приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(в ред. Федерального закона
от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



13. К педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование, допускаются в порядке
, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование и прошедшие обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона
от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



14. К педагогической деятельности по образовательным программам среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, допускаются в порядке
, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, имеющие среднее или высшее медицинское образование либо среднее или высшее фармацевтическое образование и прошедшие соответствующую подготовку по программам дополнительного профессионального образования либо обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских организаций и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона
от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)

Как повышение квалификации найти на портале НМО?

Чтобы найти подходящую образовательную программу (ДПП ПК) можно воспользоваться фильтром. Для выбора следует перейти на страницу понравившегося курса и включить его в план, выбрать цикл с необходимой датой подготовки. Останется кликнуть на «Сформировать» и заполнить заявку на обучение. После завершения оформления документы требуется выслать в образовательное учреждение.

Официальный портал НМФО

Учет сведений о подготовке медицинских и фармацевтических работников ведется на созданном Минздравом сайте: edu.rosminzdrav.ru

Сейчас на портале зарегистрировано 3 миллиона работников сферы здравоохранения. На сайте ведется учет:

  • программ повышения квалификации — свыше 134 тысяч курсов;
  • интерактивных образовательных модулей — более 7000 программ;
  • образовательных организаций, получивших разрешение на обучение специалистов с начислением баллов НМФО, — свыше 1700 центров.

Медработники могут выбрать для обучения одну из представленных на портале программ или обратиться в центры ДПО.

Дальше специалист может начать набирать баллы. Для этого достаточно пройти подготовку по одной из программ на сайте или в центрах дополнительного образования, имеющих разрешение на начисление баллов НМФО.

Порядок вступления в систему НМФО

Стать участниками могут только специалисты, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, поэтому для вступления в систему НМФО необходимо:

  1. Окончить вуз, ссуз или курсы переподготовки по медицинской или фармацевтической специальности.
  2. Пройти аккредитацию.
  3. Зарегистрироваться на официальном портале НМФО и внести сведения об образовательных документах — включая сведения об аккредитации. Если нужная информация о специалисте есть в Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР), она подгружается автоматически. Но в любом случае сведения лучше проверить.

Сразу после проверки данных специалист может начинать набирать баллы для периодической аккредитации.

Особенности системы НМФО

Можно пройти обучение одним или несколькими курсами общим объемом 144 часа. Не требуется подтверждение на портале НМФО.

Повышение квалификации + неформальное образование на портале НМФО

Повышение квалификации должно занимать не менее 72 часов, остальные часы можно набрать неформальными образовательными активностями. На сайте НМФО специалисту доступны вебинары, ИОМы, семинары.

На портале НМФО специалист может включить в план обучения:

  • программы повышения квалификации
  • ИОМы — компьютерные тренажеры, короткие онлайн-курсы, ситуационные задачи;
  • мероприятия, которые реализуют некоммерческие профессиональные сообщества, — вебинары, мастер-классы, семинары, школы практикующего врача и другие

На сайте применяют систему зачетных единиц (ЗЕТ): 1 балл равен 1 академическому часу обучения (45 минут)

Регистрация полученных баллов

Учет ЗЕТ (зачетных единиц трудоемкости) ведется автоматически. После обучения специалист вводит через личный кабинет информацию о полученных на курсах документах. Порядок получения баллов следующий:

  • выбираете курсы повышения квалификации или неформального образования;
  • проходите обучение и получаете документ;
  • вводите код документа в личном кабинете.

Если центр ДПО может проводить курсы с начислением баллов, после ввода данных система сверит информацию и автоматически начислит ЗЕТ.

Сколько надо часов для аккредитации?

Чтобы пройти периодическую аккредитацию, медицинскому работнику необходимо набрать 144 часа обучения. Специалист может выбрать один из способов:

  1. Пройти повышение квалификации общим сроком 144 часа — одним или несколькими курсами. Подтверждение на портале НМО не обязательно.
  2. Пройти повышение квалификации длительностью 74 часа, а остальные часы накопить за неформальное образование — вебинары, ИОМы, семинары.

В законе не указано конкретное количество часов неформального обучения. Поэтому медицинский работник может набрать 110 часов на курсах повышения квалификации, а остальные 34 часа набрать на портале НМО за неформальное обучение.

Подготовка портфолио за 2 дня

Подготовка портфолио за 2 дня

Курсы для медработников всех специализаций

«Институт Медицинского Образования» предлагает пройти дистанционное повышение квалификации для медиков. Методисты центра ДПО подготовили более 400 обучающих программ для врачей
, провизоров
, среднего медперсонала
и фармацевтов
. Курсы подбираем с учетом специализации медика и целей профессионального обучения. Можем разработать индивидуальный курс, учитывая ваши пожелания к количеству часов подготовки и набору дисциплин.

Дистанционный формат профобучения позволит:

  • совмещать учебу с профессиональной деятельностью;

  • заниматься в любое удобное время и без привязки к месту;

  • сэкономить деньги — дистанционные курсы в отличие от очных стоят дешевле;

  • получать быструю обратную связь от персонального куратора при возникновении вопросов и трудностей.

По итогу слушатели получают легитимное удостоверение о повышении квалификации. Документ можно включить в портфолио для прохождения периодической аккредитации.

Узнать подробнее о повышении квалификации, а также заказать услугу по подготовке документов для аккредитации в «ИМО» можно по телефону, с помощью окна чата или в соцсетях.

Додипломное медицинское образование

2.1.1. Подготовка
специалистов с высшим образованием

Высшее образование
является исторически сформировавшимся
социальным институтом, ответственным
за наследование, накопление и
воспроизводство профессиональных
теоретических и практических знаний,
умений и навыков.

Медицинские вузы
России, благодаря апробированной
временем организации обучения врачей
в тесной связи с лечебной работой в
учреждениях здравоохранения достаточно
точно представляют комплекс требований,
которым должны удовлетворять молодые
врачи, приступающие к самостоятельной
работе в больницах и поликлиниках. Вуз
дает выпускникам исходный профессиональный
уровень, формирует готовность к
непрерывному профессиональному
совершенствованию.

В
начале XXI
в. происходит изменение модели образования,
основным элементом которого должен
стать проблемно-ориентированный
профессионализм.

Следует отметить,
что из всех основных профессиональных
групп специальностей спрос населения
на высшее медицинское образование и
потребность народного хозяйства страны
во врачах продолжает расти.

В настоящее время
в систему высшего медицинского и
фармацевтического образования России
входят 48 государственных медицинских
и фармацевтических вузов, в том числе
14 университетов, 31 академия, 3 института,
14 медицинских факультетов университетов,
а также 8 негосударственных медицинских
вузов и факультетов, имеющих лицензию
на право ведения образовательной
деятельности.

В январе 1995 г.
утвержден Государственный образовательный
стандарт по всем специальностям
подготовки в вузах Минздрава России. В
соответствии с приказом Госкомвуза
России об итоговой государственной
аттестации выпускников вузов с 1996/1997
учебного года в Российской Федерации
впервые введена итоговая аттестация
выпускников медицинских вузов.

Научно-технический
прогресс требует постоянного расширения
содержательной стороны высшего
медицинского образования, что приводит
к появлению в медицинских вузах все
новых и новых учебных дисциплин и курсов.
В начале XX
века врачебное образование в России
было 5-летним и включало 30 дисциплин. К
60-м годам, когда число изучаемых дисциплин
возросло до 45, был осуществлен переход
на 6-летнее обучение. Сегодня число
изучаемых в медицинском вузе дисциплин
и курсов достигло 54, а число учебных
часов осталось прежним.

Традиционно
в медицинских и фармацевтических вузах
ведется подготовка по следующим
специальностям: «Лечебное дело»,
«Педиатрия», «Стоматология»,
«Медико-профилактическое дело»,
«Фармация». В 1991 г. Минздравом России
было принято решение о подготовке в
вузах
специалистов
по новым специальностям: «Спортивная
медицина», «Экономика и управление
здравоохранением», «Медицинская
психология», «Медицинская сестра с
высшим образованием», «Социальный
работник». Технические вузы осуществляют
подготовку специалистов по специальностям
«Биотехнические и медицинские аппараты
и системы» и «Инженерное дело в
медико-биологической практике».

Тенденция появления
новых дисциплин и курсов в учебных
планах будет сохраняться и дальше. В
этих условиях в целях совершенствования
профессиональной подготовки оправданным
представляется разделение подготовки
специалиста на два этапа: додипломная
(общеврачебная) подготовка — 6 лет и
последипломная (профессиональная)
подготовка — от 1 года до 4 лет.

Принято решение
об отмене субординатуры на этапе
додипломного образования и продлении
обучения в клинической ординатуре от
2 до 5 лет в зависимости от специальностей,
предусмотренных утвержденной Минздравом
России номенклатурой.

В последние годы
произошли существенные изменения в
технологии обучения. Современные
технические средства обучения позволяют
использовать проекционную аппаратуру,
видеотехнику и компьютерные системы,
что значительно расширяет возможности
учебного процесса.

Серьезную проблему,
требующую дальнейшей разработки и
внедрения в практику, представляет
система контроля знаний и навыков как
в процессе обучения, так и по его
окончании. С этой целью вузами
осуществляется разработка тестовых
заданий для оценки знаний студентов по
дисциплинам на различных этапах обучения,
что учитывается при аккредитации вузов.
Наличие пакета тестовых заданий по
дисциплинам позволяет обеспечить
необходимый контроль за уровнем знаний
и умений.

2.1.2. Подготовка
специалистов со средним профессиональным
образованием

В систему среднего
медицинского образования России входят
442 учебных заведения, в том числе 340
медицинских училищ, 47 колледжей и 14
училищ при вузах. Подготовка специалистов
со средним медицинским образованием
осуществляется в них по 10 специальностям:
лечебное дело, акушерское дело, гигиена,
санитария и эпидемиология, ортопедическая
стоматология, сестринское дело,
лабораторная диагностика, медицинская
оптика, монтаж и техническое обслуживание
медицинской техники.

Введен в действие
Государственный образовательный
стандарт среднего профессионального
образования, устанавливающий
государственные требования к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности «сестринское дело».
Установлены сроки обучения по специальности
«медицинская сестра»: на базе полного
среднего образования — 2 года 10 мес., на
базе основного общего образования — 3
года 10 мес.

В подготовке
сестринских кадров, отвечающих современным
международным требованиям, наибольшее
значение имеет создание отдельных
моделей врачебного и сестринского
образования, базирующихся на различных
научных теориях; формирование
многоуровневой системы сестринского
образования, определяющей высшее
сестринское образование как важнейшее
условие для работы менеджером,
администратором, преподавателем,
клиническим специалистом и исследователем
в области сестринского дела.

Проведение
эффективных преобразований в сестринском
деле возможно лишь при последовательном
осуществлении государством системы
мер,
обеспечивающих приоритетное развитие
этой области здравоохранения на основе
всесторонней, комплексной, научно
обоснованной концепции, и создании
необходимых условий для повышения
статуса медицинской сестры в обществе.

НМФО для немедицинских работников

С 2023 года «немедикам» также нужно проходить аккредитацию. Если специалист работает менее 5 лет, то необходима первичная специализированная аккредитация. Для такой процедуры не требуется портфолио и набор баллов. После прохождения аккредитации специалист может формировать цикл обучения на сайте НМФО для набора ЗЕТ.

Для периодической аккредитации «немедикам» нужно собрать портфолио, включив информацию об обучении. Специалистам, также как и медикам, требуется набрать 144 часа подготовки. Подробнее об особенностях первичной специализированной и периодической аккредитации «немедиков» рассказали в статье
.

Как набрать баллы НМО?

Высшая медицинская школа предлагает курсы повышения квалификации в рамках НМО, а также различные образовательные мероприятия для:

Все курсы аккредитованы на интернет-портале НМО. Выбирайте их в качестве программ повышения квалификации для последующего прохождения аккредитации.

Обучение проводится в нескольких форматах:

  • очно-заочная форма. Заочные занятия проходят на образовательном портале. Практические и семинарские занятия — в симуляционном центре ВМШ в вечернее время.
  • дистанционное обучение. Заочные занятия проходят на образовательном портале. Вся теоретическая информация доступна в виде коротких видеолекций, Осваивайте ее в индивидуальном темпе, также без отрыва от работы.
  • индивидуальная форма обучения. Персональный план повышения квалификации подбирается по вашему запросу.

ВМШ обеспечивает качественную подготовку медицинских специалистов высшего и среднего звена по 100 программам повышения квалификации, с помощью которых вы сможете набрать требуемое количество баллов/часов обучения и подготовиться к аккредитации.

Какой документ выдают медику после повышения квалификации?

Медицинский специалист после завершения курса получает удостоверение о повышении квалификации. Учебные центры обязаны регистрировать образовательный документ в ФИС ФРДО. Удостоверение считается поддельным, если его нет в госреестре. В таком случае аккредитационная комиссия не сможет учитывать документ при аккредитации.

Как искать образовательный документ в ФИС ФРДО, и что делать, если удостоверения нет в реестре, читайте в нашей статье
.

Повышение квалификации — зачем проходить врачам и медсестрам?

Специалисты обязаны проходить курсы для улучшения качества оказываемой помощи. Медицинская сфера постоянно развивается, поэтому процесс обучения врачей и среднего медперсонала не может прекратиться. К тому же, здравоохранение России ориентируется на международные стандарты, которые периодически дополняются и корректируются. Поэтому медработники для соответствия должности должны регулярно обновлять профессиональные знания и навыки.

Развитие компетенций путем повышения квалификации — это не только право, но и обязанность специалистов медучреждений, прописанная в статье 73 ФЗ №323. Медработникам необходимо проходить курсы не реже одного раза в 5 лет. Периодичность регулируется профстандартами, а также приказами Минздрава:

Плюсы непрерывного образования в ВМШ

  • Высококвалифицированный преподавательских состав:

    занятия ведут преподаватели с многолетним стажем и опытом работы.
  • Практическая направленность:
    вы сможете отработать навыки на интерактивных тренажерах, манекенах и фантомах. Все полученные знания пригодятся в практике.
  • Современные образовательные технологии:
    заочные занятия проходят на удобной и интуитивно понятной образовательной платформе. Образовательный материал возможно просматривать неограниченное кол-во раз 24/7.
  • Документы государственного образца:
    ВМШ работает на основании  лицензии № 032675,
    выданной 27.09.2012 Департаментом образования города Москвы. После успешного окончания обучения вы получите баллы НМО и документ установленного образца.

Запишитесь на курсы, чтобы пройти качественную подготовку и набрать необходимые баллы для аккредитации.

Инструкции

Подробнее

Нормативно-правовая база

  • 1
    Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Приказ МЗ РФ №709н от 28.10.2022 года «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: