ПРАВО И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГУЛИРУЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Медицинский работник – это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.

Медицинским работником признается также физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность (ст. 2 Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Основной документ, который определяет права и обязанности медицинских работников – это Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.). Дополнительно данная сфера регулируется нормативными актами, принятыми в соответствии с данными Трудовым кодексом РФ и Законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.


ПРАВО И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГУЛИРУЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

ПРАВО И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГУЛИРУЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

АУТСОРСИНГ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

2. Медицинские работники обязаны:

1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;

2) соблюдать врачебную тайну;

3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 242-ФЗ)

5) сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона.

3. Фармацевтические работники несут обязанности, предусмотренные пунктами 2, 3 и 5 части 2 настоящей статьи.

Обязанности медицинских работников и основные ограничения деятельности.

В статье 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлены границы деятельности медицинского работника. Медицинские работники, как и представители других профессий, осуществляют свою деятельность в рамках правового поля – в соответствии с законодательством РФ.

В ч.1 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлено дополнительное специальное требование о соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии.

Для сведения отметим, что Первым национальным съездом врачей РФ 05.10.2012 г. принят Кодекс профессиональной этики врача РФ, который устанавливает ключевые этические моменты работы. Данный документ прошел экспертизу в Правовом департаменте Министерства здравоохранения РФ. В преамбуле к документу сказано, что его положения обязательны для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений, временно замещающих врача или ассистирующих врачу.

Одним из запретов, продиктованных, в частности, медицинской этикой является запрет на проведение эвтаназии (ст. 42 Кодекса, ст. 45 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Под эвтаназией понимается ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

Специальные обязанности медицинских работников установлены в ч.2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Медицинские работники обязаны (ч.2 ст. 73 закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

Медицинские работники, кроме формальных обязанностей, не должны нарушать «Клятву врача» (ст. 71 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).


ПРАВО И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГУЛИРУЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

ПРАВО И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГУЛИРУЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Медицинские работники обязаны (ч. 2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21. 2011 г

СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

ЮРИСТ СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРОВ

См. Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, утв. Постановлением Правительства от 03.04.2006 N 191.

1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Информация об установлении дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

(часть 3 введена Федеральным законом от 07.03.2018 N 56-ФЗ)

Общие положения Трудового кодекса РФ не относят должностную инструкцию к числу документов, подлежащих обязательному оформлению при трудоустройстве. Однако, в медицинских организациях должностная инструкция должна быть разработанная для каждого медицинского работника. Это специальное требование законодательства об основах охраны здоровья граждан в РФ.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями (п. 1 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11. 2011 г.).

Косвенно необходимость наличия должностной инструкции подтверждается такими нормативными документами как квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих.

Федеральная служба по труду и занятости применительно к работникам любых должностей в Письме от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0 сообщает следующее: «Трудовой кодекс не содержит упоминания о должностной инструкции, хотя должностная инструкция является неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений. Это не просто формальный документ, а документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника. Представляется, что должностные инструкции следует разрабатывать по каждой должности (в том числе вакантной), имеющейся в штатном расписании».

Аналогичные выводы содержаться в письме № 6234-ТЗ от 24 ноября 2008 г.

Дополним выводы Федеральной службы по труду и занятости и скажем, что должностная инструкция – это тот документ, которым, устанавливается развернутая регламентация действий работника на рабочем месте особенно в части прав и обязанностей, конкретных работ и поручений в рамках трудовой функции.

В предыдущем материале мы обращали внимание на то, что уточненные применительно к условиям работы права и обязанности работника относятся к числу дополнительных условий трудового договора, то есть не подлежат обязательному включению в договор. Кроме того, в ряде случаев по определенному виду ответственных работ не целесообразно загромождать текст трудового договора перечислением всего того, что работник должен ежедневно выполнять. Поэтому, на практике должностная инструкция становится тем документом, на основании которого, с работника в дальнейшем можно «спросить» выполнение, поручаемой работы по занимаемой должности.

Например, Верховный суд, рассматривая законность судебных актов по иску о признании приказа об увольнении медицинской сестры дома-интерната для престарелых и инвалидов незаконным, в своих выводах опирался на положения должностной инструкции (Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 11.07.2012 года по делу № 364/2012).

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Медицинские организации имеют право:

1) получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также — тарифы на оплату медицинской помощи) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

2) обжаловать заключения страховой медицинской организации, Федерального фонда и территориального фонда по оценке объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона.

2. Медицинские организации обязаны:

1) бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования;

2) вести в соответствии с настоящим Федеральным законом персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

3) предоставлять страховым медицинским организациям, Федеральному фонду и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

4) предоставлять отчетность о деятельности в сфере обязательного медицинского страхования в порядке и по формам, которые установлены Федеральным фондом;

5) использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования;

6) размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи;

7) предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям, Федеральному фонду и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе обязательного медицинского страхования;

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2012 N 213-ФЗ, от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

7.1) использовать средства нормированного страхового запаса Федерального фонда, нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 432-ФЗ; в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

Положения п. 7.2 ч. 2 ст. 20 применяются до 01.01.2025.

7.2) использовать средства нормированного страхового запаса территориального фонда для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в порядке, предусмотренном частью 6.6 статьи 26 настоящего Федерального закона;

(п. 7.2 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 437-ФЗ)

8) выполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Права и обязанности медицинских организаций

Информация об изменениях

Пункт 1 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 430-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникающим в процессе формирования бюджета ФФОМС, базовой программы обязательного медицинского страхования, территориальных программ обязательного медицинского страхования, формирования и установления тарифов на оплату медицинской помощи на 2021 год и последующие годы

См. предыдущую редакцию

Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 430-ФЗ

Пункт 3 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 430-ФЗ

Пункт 7 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 430-ФЗ

Пункт 7.1 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 430-ФЗ

7.1) использовать средства нормированного страхового запаса Федерального фонда, нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

Часть 2 дополнена пунктом 7.2 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 437-ФЗ

Права медицинских работников.

Медицинские работники имеют равные права с работниками других профессий. На них распространяются общие гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Кроме того, Трудовой РФ и принятые в соответствии с ним подзаконные акты, устанавливают специальные гарантии в отношении медицинских работников, например, такие как сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные оплачиваемые отпуска для некоторых категорий медицинских работников; льготный пенсионный возраст и пр. Эти права и гарантии подробно рассматривались нами в предыдущих публикациях.

Наряду с этим, закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. в ст. 72 для медицинских работников устанавливает перечень специальных прав и мер стимулирования, а именно:

В дополнение к этому, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам. Источником финансирования в данном случае будут являться бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетные ассигнования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Постановлением Правительства РФ № 1607 от 30 декабря 2014 г. для медицинских работников, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, установлены ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Размер денежных выплат составляет 1200 рублей.

Постановлением Администрации Ступинского муниципального района Московской области № 482-п от 27 февраля 2015 г. установлены меры социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Московской области, оказывающих медицинские услуги в Ступинском муниципальном районе.

Кроме того, нормативными актами Правительства РФ для медицинских работников установлены единовременные денежные поощрения по результатам конкурсов.

Так, например, специалистам со средним медицинским образованием Постановлением Правительства РФ № 1476 от 24 декабря 2014 г. установлено единовременное денежное поощрение по результатам Всероссийского конкурса «Лучший специалист со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

Конкурс проводится по таким номинациям как:

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 2 от 13 января 2011 г. специалистам с высшим медицинским образованием установлено единовременное денежное поощрение по результатам Всероссийского конкурса врачей. Перечень номинаций достаточно широкий и установлен приложением к документу.

Номинации делятся на две большие группы: общая номинация (по врачебным специальностям) и специальная номинация:

Наряду с этим, Закон № 323-ФЗ от 21. 2011 г. в ст. 72 для медицинских работников устанавливает перечень специальных прав и мер стимулирования, а именно

АТТЕСТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ


ПРАВО И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГУЛИРУЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

ПРАВО И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГУЛИРУЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

https://youtube.com/watch?v=2Kq4gCFpw1g%3Fautoplay%3D1%26rel%3D0%26mute%3D1

Ограничения для медицинских работников.

Медицинские работники и руководители медицинских организаций не в праве (ст. 74 закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

За нарушения требований настоящей статьи медицинские работники, руководители медицинских организаций несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (cт. 98 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Статья актуальна на 12.12.2016

Структура должностной инструкции.

Поскольку Трудовой кодекс РФ не относит должностную инструкцию к числу обязательных документов, то и в законодательстве нет требований к ее оформлению.

Правоприменительная практика исходит из включения в этот документ следующих разделов:

В этом разделе прописываются: наименование должности, структурное подразделение организации; нормативные акты, на основании которых составлен документ, а также которые работник должен знать и исполнять на занимаемой должности; требования к уровню образования, стажу работы, знаниям, умениям. В данном разделе можно указать непосредственного руководителя, распоряжениям которого работник должен подчиняться.

Этот раздел составляется с учетом общих, а также специальных требований законодательства относительно конкретной должности. Эти требования содержатся в перечисленных выше нормативных актах и служат основой для разработки документа.

Однако, данный раздел не должен сводиться к формальному «копированию» положений квалификационных справочников и других нормативных актов. Использование в качестве окончательного документа заранее подготовленных общих шаблонов из доступных информационных источников также не целесообразно. Это приведет к тому, что должностная инструкция станет не «работающим», а формальным, «мертвым» документом.

Круг обязанностей в рамках квалификационных требований у всех работников разный. Поэтому, в этом разделе, как правило, перечисляются права и обязанности, уточненные применительно к условиям труда конкретного работника на конкретном месте. В должностной инструкции могут прописываться детали важные для выполнения возложенных обязанностей, влияющие на качество оказания медицинской помощи и т.д.

Стоит повториться и обратить внимание на то, что права и обязанности по должностной инструкции должны соотноситься с должностью работника, порядками и стандартами оказания помощи и документами о медицинском образовании работника. Аналогичным образом выстраивается и фактическое исполнение прав и обязанностей.

Например, введение внутривенного наркоза больному не врачом анестезиологом-реаниматологом, а хирургом в случае наступления смерти больного, может повлечь ответственность по ст. 109 УК РФ за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей. Хирург не владеет общей анестезией, и не должен заниматься ее проведением.

В этом разделе, как правило, прописывается ответственность работника, отчетность (если имеется), форма и периодичность ее предоставления и т.д.

Это основные стандартные разделы должностной инструкции.

Их наличие обусловлено, по всей вероятности, структурой квалификационных требований к конкретной должности, содержащихся в квалификационных справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих.

Следуя выводам Федеральной службы по труду и занятости, на практике должностная инструкция оформляется в виде отдельного документа или приложения к трудовому договору (Письмо от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0).

Должностная инструкция разрабатывается и утверждается в отношении конкретной должности по штатному расписанию. Однако, «именные» инструкции закон не запрещает. Необходимость «именных» инструкций может быть продиктована практикой. Например, применительно к одной должности, но к разным работникам можно конкретизировать трудовые обязанности, объем, участок работы и т.д.

Разработка должностной инструкции медицинского работника – это всегда совместная работа юриста/кадровика и медицинского работника. Поскольку этот документ содержит условия профессиональной деятельности, которые требуют специальных медицинских познаний в конкретной области.

НАПРИМЕР

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ

Общая номинация (по врачебным специальностям) и специальная номинация

Для подготовки должностной инструкции необходимо опираться как на общие нормативные требования к работникам, независимо от занимаемой должности, так и специальные нормативные требования к выполнению работ по конкретной должности.

Эти требования содержатся в следующих основных нормативных актах:

Для подготовки должностной инструкции также должны приниматься во внимание порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (и, следовательно, медицинскими работниками) на основании ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА ОНЛАЙН

Ответственность медицинской организации за отсутствие должностной инструкции.

Поскольку законодательство об основах охраны здоровья граждан в РФ устанавливает обязанность медицинского работника иметь должностную инструкцию и выполнять ее требования, отсутствие этого документа в организации может быть квалифицировано как административное правонарушение и повлечь ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Ответственность наступает в виде предупреждения, наложения административного штрафа, дисквалификации на определенный срок. Максимальный размер штрафа по данной статье составляет 70 000 рублей.

Статья актуальна на 03.11.2016

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: