ПРАВО НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Право на здоровье

Видео и инфографика

Информационные бюллетени

Смежные темы здравоохранения

В преддверии Всемирного дня психического здоровья Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) совместно представили новое руководство под названием «Психическое здоровье, права человека и законодательство: руководящие принципы и практика» (на английском языке), призванное помочь странам реформировать законодательство и тем самым положить конец нарушениям прав человека и повысить доступность качественной психиатрической помощи.

Оказание психиатрической помощи до сих пор нередко сопровождается нарушениями прав человека и применением мер принуждения, чему способствуют действующее законодательство и политика. Типичными явлениями в практике психиатрических служб многих стран мира являются недобровольная госпитализация и принудительное лечение пациентов, неудовлетворительные санитарные условия их проживания, а также физическое, психологическое и эмоциональное насилие.

С момента принятия в 2006 г. Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов многие страны попытались реформировать свое законодательство, политику и системы обслуживания, однако лишь немногие из них приняли новые или изменили существующие законодательные и нормативные акты в той степени, которая необходима для прекращения ненадлежащего обращения с пациентами и соблюдения прав человека при оказании психиатрической помощи.

«Психическое здоровье – важнейшая и неотъемлемая составляющая права на здоровье, – отметил Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус. – Данное новое руководство поможет странам осуществить изменения, необходимые для оказания качественной психиатрической помощи, которая способствует выздоровлению человека при уважении его достоинства и расширяет права и возможности людей с психическими расстройствами и психосоциальной инвалидностью для полноценной и здоровой жизни в обществе».

«Мы должны стремиться преобразовать работу психиатрических служб, не только расширяя масштабы их деятельности, но и переосмысляя лежащие в ее основе ценности в интересах подлинного уважения потребностей и достоинства человека. Данная публикация содержит рекомендации по применению правозащитного подхода для содействия необходимым изменениям в системах охраны психического здоровья», – отметил Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека Фолькер Тюрк.

Повышение эффективности внебольничной психиатрической помощи

Значительная часть отражаемых в отчетности государственных расходов на охрану психического здоровья (43% в странах с высоким уровнем дохода) направляется на обеспечение работы психиатрических больниц. Вместе с тем объективные данные свидетельствуют о том, что оказание внебольничной психиатрической помощи отличается большей доступностью, рентабельностью и эффективностью по сравнению с моделями, основанными на оказании такой помощи в стационарных учреждениях.

В руководстве излагаются меры, необходимые для ускорения процесса деинституционализации и закрепления подхода, ориентированного на оказание психиатрической помощи за пределами больниц и соблюдение прав человека. Для этого необходимо, в частности, принять законодательство о постепенном переходе от закрытых психиатрических учреждений к инклюзивным системам оказания помощи по месту жительства и различным механизмам социального обслуживания, таким как выплата пособий и жилищных субсидий и сети взаимной поддержки.

Отказ от принудительных методов

Для соблюдения права человека на принятие решений, касающихся получения медицинской помощи и выбора лечения, необходимо отказаться от применения принудительных методов при оказании психиатрической помощи, таких как недобровольное ограничение свободы, принудительное лечение, изоляция и использование средств физического усмирения.

Кроме того, появляется все больше данных о том, что принудительные методы негативно сказываются на физическом и психическом состоянии пациента, нередко приводя к обострению основного заболевания и одновременно лишая пациента системы поддержки.

В руководстве предлагаются законодательные положения, направленные на ликвидацию практики принуждения в психиатрических учреждениях и закрепление принципа свободного и информированного согласия в качестве основного требования к оказанию помощи при психических расстройствах. В нем также рекомендованы способы законодательного и нормативного регулирования более сложных и неоднозначных случаев, позволяющие не прибегать к принудительным методам.

Использование руководства для реализации правозащитного подхода к охране психического здоровья

Поскольку вопросы психического здоровья не являются исключительной зоной ответственности сектора здравоохранения, данное руководство предназначено для всех законодателей и представителей директивных органов, участвующих в подготовке, изменении и выполнении законодательства, имеющего значение для психического здоровья, в частности законодательства, направленного на ликвидацию бедности, неравенства и дискриминации.

Новое руководство также содержит контрольный перечень, с помощью которого страны могут оценить и проанализировать степень соответствия своего законодательства об охране психического здоровья международным правозащитным обязательствам. Кроме того, в нем подчеркивается, что данный процесс должен осуществляться на основе консультаций с людьми, имеющими соответствующий жизненный опыт, и организациями, представляющими их интересы, и отмечается важность информирования и повышения осведомленности общественности о вопросах, касающихся прав человека.

Хотя в документе приводится комплекс принципов и положений, которые могут быть отражены в национальном законодательстве, страны могу также адаптировать их к своим конкретным обстоятельствам (национальные особенности, языковая ситуация, культурные факторы, правовая система и т. д.) без ущерба для стандартов в области прав человека.

Десятого октября ВОЗ совместно с общественностью всего мира отмечает Всемирный день психического здоровья, проводящийся под девизом «Психическое здоровье – одно из универсальных прав человека».

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

12) фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

13) медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник — физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее — лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач — врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание — возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

17) состояние — изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

18) основное заболевание — заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

19) сопутствующее заболевание — заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния — критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

21) качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата;

22) телемедицинские технологии — информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

(п. 22 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 242-ФЗ)

23) клинические рекомендации — документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.

(п. 23 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 489-ФЗ)

2. Понятия, указанные в настоящей статье, могут быть уточнены в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(часть 2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

«Право на наивысший достижимый уровень здоровья» налагает на государства четкий ряд юридических обязательств по обеспечению надлежащих условий для укрепления здоровья всех людей без дискриминации.

Право на здоровье является одним из согласованных на международном уровне стандартов в области прав человека и неотделимо от этих других прав. Это означает, что реализация права на здоровье играет решающую роль для реализации других прав человека (на питание, жилье, работу, образование, информацию и участие), а также зависит от реализации этих прав.

Право на здоровье, наряду с другими правами, подразумевает как свободы, так и права:

Ориентация на обездоленные группы населения

Из-за социальной незащищенности и маргинализации определенные слои общества лишены возможности поддерживать хорошее здоровье. Три самые смертоносные инфекционные болезни в мире – малярия, ВИЧ/СПИД и туберкулез ― непропорционально поражают самые бедные группы населения и во многих случаях осложняются и усугубляются другими формами неравенства и несправедливости, связанными с полом, возрастом, сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью и миграционным статусом. В то же время, бремя неинфекционных заболеваний (от которого, как часто считается, страдают страны с высоким уровнем дохода) все с большей диспропорциональностью распространяется в странах и среди населения с более низким уровнем дохода и в значительной мере обусловлено образом жизни и поведенческими факторами, а также экологическими детерминантами, такими как безопасное жилье, вода и санитария, которые неразрывно связаны с правами человека.

Ориентация на обездоленные группы населения позволяет  также выявлять тех, кому угрожают наиболее высокие уровни плохого здоровья и кто сталкивается с препятствиями в доступе к качественной и приемлемой по стоимости медицинской помощи, включая коренное население. И хотя системы сбора данных зачастую плохо приспособлены для сбора данных об этих группах населения, отчеты свидетельствуют о более высоких  уровнях смертности и заболеваемости в результате таких неинфекционных заболеваний, как рак, сердечно-сосудистые заболевания и хронические респираторные болезни, среди таких групп.  Кроме того, против этих групп населения могут быть направлены законы и политика, что еще больше усугубляет их маргинализацию и затрудняет их доступ к услугам по профилактике, лечению, реабилитации и уходу.

Нарушения прав человека в области здравоохранения

Нарушения прав человека или отсутствие внимания к ним могут иметь серьезные последствия для здоровья. Явная или скрытая дискриминация в медицинском обслуживании ―  как среди работников здравоохранения, так и между работниками здравоохранения и пользователями услуг ― является мощным барьером для доступа к медицинским услугам и сказывается на их качестве.

Психические расстройства часто приводят к посягательствам на человеческое достоинство и самостоятельность, включая принудительное лечение или помещение в специальные учреждения, и к игнорированию правоспособности субъекта принимать решения. Парадоксально, но в рамках общественного здравоохранения до сих пор не уделяется должного внимания психическому здоровью, несмотря на высокие уровни насилия, нищеты и социальной изоляции, способствующие ухудшению показателей психического и физического здоровья людей с психическими расстройствами.

Нарушения прав человека не только усугубляют плохое здоровье, но для многих, включая людей с инвалидностью, представителей коренного населения, женщин с ВИЧ-инфекцией, работников секс-индустрии, лиц, употребляющих наркотики, транссексуалов и интерсексуалов, медицинские учреждения являются такими местами, где им угрожает повышенный риск нарушения прав человека, включая принудительное лечение или процедуры.

Подходы на основе соблюдения прав человека

Подход к охране здоровья на основе соблюдения прав человека подразумевает ряд четких принципов для разработки и оценки политики здравоохранения и медицинского обслуживания и ориентирован на устранение дискриминационной практики и несправедливых властных отношений, лежащих в основе несправедливых показателей здоровья.

В рамках подхода на основе соблюдения прав человека политику, стратегии и программы здравоохранения необходимо разрабатывать с конкретной целью  ― улучшить реализацию всеми людьми своего права на здоровье, ― и ориентироваться, при этом, на самых обездоленных людей. Основные принципы и стандарты подхода, основанного на соблюдении прав человека, изложены ниже.

Основные принципы соблюдения прав человека

Государства и другие уполномоченные субъекты несут ответственность за соблюдение прав человека. Вместе с тем, все шире признается значимость других негосударственных структур, такие как коммерческие организации, в области соблюдения и защиты прав человека 

.

Равенство и недискриминация

Запрещена любая дискриминация, например в доступе к медицинской помощи, а также в средствах и правах для получения такого доступа, в связи с расой, цветом кожи, полом, языком, религией, политическими или иными убеждениями, национальным или социальным происхождением, имущественным положением, рождением, физической или психической инвалидностью, состоянием здоровья (включая ВИЧ/СПИД), сексуальной ориентацией и гражданским, политическим, социальным или иным статусом, целью или результатом которой является негативное воздействие на возможности равной реализации или осуществления права на здоровье.

В соответствии с принципом недискриминации и равенства ВОЗ необходимо учитывать аспекты дискриминации в ее руководствах, политике и практике, касающихся распределения и предоставления ресурсов и медицинских услуг. Недискриминация и равенство являются ключевыми мерами, необходимыми для устранения социальных детерминант, оказывающих воздействие на реализацию права на здоровье. Для выявления наиболее уязвимых групп и разнообразных потребностей необходимы функционирующие национальные системы медико-санитарной информации и наличие дезагрегированных данных.

Участие

Для участия необходимо обеспечить, чтобы все заинтересованные стороны, включая негосударственные структуры, были причастны к процессам разработки на всех этапах программного цикла (таких как оценка, анализ, планирование, осуществление, мониторинг и аналитический отчет) и контролировали эти процессы. Участие подразумевает нечто большее, чем консультирование или техническое дополнение к разработке проекта; оно должно включать четкие стратегии, направленные на расширение прав и возможностей граждан, особенно наиболее маргинализованных из них, с тем чтобы ожидаемые ими результаты были признаны государством.

Всеобщие, неразделимые и взаимозависимые

Права человека являются всеобщими и неотъемлемыми. Они применяются на равных основаниях, ко всем людям, везде, без исключения.  Стандарты в области прав человека  ―  права на питание, здоровье, образование и право не подвергаться пыткам и негуманному или унижающему человеческое достоинство обращению ― также взаимосвязаны. Улучшение в области соблюдения какого-либо одного права способствует улучшениям в области соблюдения других прав. Аналогично, ухудшение в области соблюдения какого-либо одного права негативно сказывается на соблюдении других прав.

Основные компоненты права на здоровье

Для прогрессирующей реализации необходимо, чтобы правительства принимали незамедлительные меры с помощью имеющихся у них средств, независимо от их уровня, в целях осуществления этих прав. Независимо от потенциала ресурсов необходимы срочные действия, направленные на ликвидацию дискриминации и улучшение правовой и юридической системы.

Государства могут позволять ухудшение существующих систем защиты экономических, социальных и культурных прав только в том случае, если регрессивные меры имеют веские обоснования. Так, например, введение платы за среднее школьное образование, которое ранее было бесплатным, стало бы преднамеренной регрессивной мерой. Для ее обоснования государству необходимо было бы продемонстрировать, что такая мера была принята только после тщательного взвешивания всех вариантов, оценки воздействия и использования в полной мере максимальных имеющихся у него ресурсов.

Право на здоровье (Статья 12) было определено в Общем замечании 14 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ― комитета независимых экспертов, обеспечивающего наблюдение за соблюдением Пакта. Это право включает следующие основные компоненты:

Это означает достаточное количество функционирующих здравоохранительных и медицинских учреждений, товаров и услуг, а также программ для всех. Наличие можно измерить путем анализа данных, дезагрегированных по многочисленным факторам стратификации, включая возраст, пол, местонахождение и социально-экономический статус, и с помощью качественных обследований, позволяющих понять пробелы в охвате и оценить охват трудовыми ресурсами здравоохранения.

Доступность

Медицинские учреждения, товары и услуги должны быть доступны для каждого.

Доступность имеет четыре взаимно пересекающихся параметра:

Для оценки доступности может потребоваться анализ существующих барьеров – физических, финансовых и иных ― и их воздействия на наиболее уязвимых людей. Необходимо установить и применять четкие нормы и стандарты как в законодательстве, так и в политике для устранения этих барьеров, а также создать прочные системы мониторинга информации, имеющей отношение к здоровью, и обеспечивать, чтобы эта информация доходила до всех групп населения.

Приемлемость

Под приемлемостью понимается соблюдение медицинской этики и учет культурных особенностей и гендерных аспектов. Для этого необходимо, чтобы медицинские учреждения, товары, услуги и программы были ориентированы на людей и учитывали особые потребности различных групп населения, в соответствии с международными стандартами медицинской этики в отношении конфиденциальности и информированного согласия.

Качество

Учреждения, товары и услуги должны быть одобрены с научной и медицинской точки зрения. Качество является одним из ключевых компонентов всеобщего охвата медицинскими услугами и включает опыт, а также восприятие медицинской помощи.

Качественные медицинские услуги должны быть:

Деятельность ВОЗ

ВОЗ отводит центральное место правам человека в программах и политике здравоохранения на национальном и региональном уровнях путем принятия мер в отношении основных детерминант здоровья в рамках всестороннего подхода к укреплению здоровья и соблюдению прав человека.

Кроме того, ВОЗ активно усиливает свое техническое, интеллектуальное и политическое лидерство в области соблюдения права на здоровье, в том числе:

Для удовлетворения потребностей и соблюдения прав людей на разных этапах жизненного цикла необходимо применять всесторонний подход в более широком контексте укрепления прав человека, гендерного равенства и справедливости.

В этой связи ВОЗ проводит четкую комплексную программу на основе существующих подходов к гендеру, справедливости и правам человека для определения более точных и надежных решений проблемы несправедливости в отношении здоровья. Комплексный характер этой программы позволяет использовать фундаментальные преимущества этих подходов и их взаимодополняемость для разработки целостного и эффективного подхода к укреплению здоровья и благополучия для всех.

1 Transforming our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development.
UN General Assembly. 2015. 21 October. U N Doc. A/RES/70/1.
2 General comment No. 20: Non-discrimination in economic, social and cultural rights

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: