ПРИКАЗ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ COVID 19

ПРИКАЗ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ COVID 19

в соответствии с порядками  , обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Порядок    разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. 14.12.2015),

от 25.06.2012 N 89-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 205-ФЗ, от 27.09.2013 N 253-ФЗ,

от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 386-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ,

от 21.07.2014 N 205-ФЗ, от 21.07.2014 N 243-ФЗ, от 21.07.2014 N 246-ФЗ,

от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 22.10.2014 N 314-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ,

от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ,

от 08.03.2015 N 33-ФЗ, от 08.03.2015 N 55-ФЗ, от 06.04.2015 N 78-ФЗ,

от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ,

от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 13.07.2015 N 271-ФЗ, от 14.12.2015 N 374-ФЗ,

от 29.12.2015 N 389-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 05.04.2016 N 93-ФЗ,

от 26.04.2016 N 112-ФЗ, от 03.07.2016 N 286-ФЗ, от 03.04.2017 N 61-ФЗ,

от 01.05.2017 N 86-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ,

от 29.07.2017 N 242-ФЗ, от 05.12.2017 N 373-ФЗ, от 05.12.2017 N 392-ФЗ,

от 29.12.2017 N 465-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 19.07.2018 N 208-ФЗ,

от 03.08.2018 N 299-ФЗ, от 03.08.2018 N 309-ФЗ, от 03.08.2018 N 323-ФЗ,

от 25.12.2018 N 489-ФЗ, от 27.12.2018 N 511-ФЗ, от 06.03.2019 N 18-ФЗ,

от 29.05.2019 N 119-ФЗ, от 02.12.2019 N 399-ФЗ, от 27.12.2019 N 452-ФЗ,

от 27.12.2019 N 478-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ, от 27.12.2019 N 518-ФЗ,

от 26.03.2020 N 67-ФЗ, от 01.04.2020 N 93-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ,

от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ, от 13.07.2020 N 206-ФЗ,

от 31.07.2020 N 271-ФЗ, от 31.07.2020 N 303-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,

от 22.12.2020 N 438-ФЗ, от 30.04.2021 N 126-ФЗ (ред. 26.05.2021),

от 30.04.2021 N 128-ФЗ, от 30.04.2021 N 129-ФЗ, от 30.04.2021 N 131-ФЗ,

от 26.05.2021 N 152-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 312-ФЗ,

от 02.07.2021 N 313-ФЗ, от 02.07.2021 N 314-ФЗ, от 02.07.2021 N 315-ФЗ,

от 02.07.2021 N 331-ФЗ, от 02.07.2021 N 358-ФЗ, от 30.12.2021 N 482-ФЗ,

от 08.03.2022 N 46-ФЗ, от 26.03.2022 N 64-ФЗ, от 01.05.2022 N 129-ФЗ,

от 11.06.2022 N 166-ФЗ, от 14.07.2022 N 271-ФЗ, от 14.07.2022 N 275-ФЗ,

от 14.07.2022 N 317-ФЗ, от 05.12.2022 N 469-ФЗ, от 19.12.2022 N 538-ФЗ,

от 28.12.2022 N 569-ФЗ, от 29.12.2022 N 629-ФЗ, от 28.04.2023 N 174-ФЗ,

от 13.06.2023 N 256-ФЗ, от 24.07.2023 N 386-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлениями КС РФ от 13.01.2020 N 1-П,

от 13.07.2022 N 31-П)

Материал и методы

В рамках исследования проведен обзор нормативных правовых актов (НПА) и литературных источников по вопросам организации оказания медицинской помощи в части порядков оказания медицинской помощи; разработана структура стандартизированной формы порядка оказания медицинской помощи; определены минимальные требования к наполнению разделов и подразделов структуры порядка, которые в целях обеспечения гармонизации порядков оказания медицинской помощи с иными НПА определялись на основании комплексного анализа положений действующих НПА в сфере здравоохранения и на основании мнений экспертов.

В рамках исследования проанализированы научно-исследовательские публикации по вопросам организации оказания медицинской помощи в Российской Федерации, размещенные в научной электронной библиотеке eLIBRARY. RU. Анализ НПА и документов по вопросам оказания медицинской помощи, в том числе действующих порядков оказания медицинской помощи по отдельным профилям, заболеваниям и состояниям, выполнен с использованием справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Стандартизированная форма порядка оказания медицинской помощи разработана на основании анализа структуры и состава действующих порядков, утвержденных Минздравом России, а также на основании анализа требований действующего законодательства.

В целях последующей интеграции порядков оказания медицинской помощи с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), в том числе с вертикально интегрированной медицинской информационной системой (ВИМИС) по каждому профилю оказания медицинской помощи, разработанная стандартизированная форма порядка оказания медицинской помощи представлена в виде документа формата Microsoft Word с интерактивным содержанием. Электронная форма включает в себя соответствующие разделы порядка, каждый из которых разделен на соответствующие подразделы. Все подразделы связаны с помощью гиперссылок с соответствующими рекомендациями по заполнению. Рекомендации по заполнению подразделов содержат краткую информацию об их информационном наполнении, в том числе гиперссылки на другие НПА, гиперссылки на перечни и классификаторы, указания на необходимость стандартизации и унификации ряда положений, изложенных в порядках оказания медицинской помощи, конкретные примеры вопросов, которые предлагаются к освещению в рамках разработки порядков оказания медицинской помощи по профилям.

ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России;ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России;ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России;ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации»;ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н. А. Семашко» Минобрнауки России

ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России;ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»


ПРИКАЗ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ COVID 19

Стандартизация порядков оказания медицинской помощи в Российской Федерации

Серяпина Ю. В., Железнякова И. А., Омельяновский В. В., Кравцов А. А., Михайлов И. А., Дайхес А. Н.

Серяпина Ю. В., Железнякова И. А., Омельяновский В. В., Кравцов А. А., Михайлов И. А., Дайхес А. Н. Стандартизация порядков оказания медицинской помощи в Российской Федерации. Медицинские технологии. Оценка и выбор.
2020;

:36‑43. Seryapina YuV, Zheleznyakova IA, Omelyanovskiy VV, Kravtsov AA, Mikhailov IA, Daykhes AN. Standardization of the orders on medical care provision in the Russian Federation. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2020;

:36‑43. ( In Russ.)
https://doi.org/10.17116/medtech20204103136

Порядки оказания медицинской помощи являются документами, утверждаемыми приказами Минздрава России, обязательными для исполнения всеми медицинскими организациями, что обеспечивается нормативными правовыми актами (НПА) по вопросам контроля в сфере здравоохранения. В то же время новые вызовы сферы здравоохранения, такие как «регуляторная гильотина»1 и разработка вертикально интегрированных медицинских информационных систем по отдельным профилям медицинской помощи2, определяют необходимость гармонизации законодательства в сфере здравоохранения, в том числе действующих порядков по профилям, заболеваниям и состояниям.

Наряду с перечисленным порядок содержит иные положения, исходящие из особенностей оказания медицинской помощи по данному профилю. Сведения, относящиеся к указанным иным положениям, являются наименее структурированными и в действующих порядках оказания медицинской помощи имеют неодинаковую степень детализации.

Порядки являются одним из основных инструментов контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В рамках государственного контроля производится проверка соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи4. До 1 января 2021 г. проверка соблюдения порядков оказания медицинской помощи также проводится в рамках ведомственного контроля5. Аналогичные мероприятия до 1 января 2021 г. проводятся в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности6. Проверка соблюдения порядков оказания медицинской помощи осуществляется в рамках проведения контроля

объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями7.

Исключительная роль порядков в организации и оказании медицинской помощи следует из процесса лицензирования медицинской деятельности, осуществляемого в соответствии с рекомендуемым штатным расписанием и стандартами оснащения медицинских организаций и их структурных подразделений, представленными в порядках. В связи с этим возможные несовершенства порядков имеют прямое влияние на кадровое и ресурсное обеспечение медицинской помощи в медицинских организациях всей страны, а следовательно, и на качество медицинской помощи.

Сегодня пересмотр и актуализация действующих порядков является одной из важных задач отечественной системы здравоохранения. Следует отметить, что с 1 января 2021 г. в рамках концепции «регуляторной гильотины» часть порядков прекращают свое действие8. Вероятно, это является первым шагом на пути к пересмотру и актуализации порядков по ряду профилей. В связи с этим является актуальной разработка типовой структуры порядков, в том числе в электронном формате, определение минимальных требований к наполнению разделов порядка. Обновленная структура порядков должна предусматривать возможность их разработки в электронном формате и внедрения в медицинские информационные системы, в том числе при автоматизации процессов контроля качества медицинской помощи. Таким образом, учитывая необходимость стандартизации процессов организации и оказания медицинской помощи, в том числе актуализации действующих порядков, сформулирована цель исследования.

Цель исследования — разработка стандартизированной формы порядков оказания медицинской помощи в Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 31) приказываю:

1. Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, согласно приложению N 1.

2. Номенклатуру инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, согласно приложению N 2.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2021 г. Регистрационный № 66772

Приложение N 1к приказу Министерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот 29 ноября 2021 г. N 1108н

Порядокпроведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи

1. Инфекционное заболевание пациента является инфекцией (инфекционной болезнью), связанной с оказанием медицинской помощи (далее — ИСМП), в случае соответствия следующим критериям:

1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;

2) возникло у пациента в результате его поступления в медицинскую организацию или обращения за оказанием медицинской помощи вне зависимости от времени появления симптомов заболевания;

3) связано с оказанием медицинской помощи;

4) отсутствовало у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания, кроме случаев инфекций (инфекционных болезней), связанных с предшествующей госпитализацией или предшествующим обращением за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию;

5) не является закономерным продолжением патологического процесса, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи;

6) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи.

2. Инфекционное заболевание работника медицинской организации является ИСМП в случае соответствия следующим критериям:

2) возникло у работника медицинской организации при выполнении трудовых обязанностей в результате профессиональной деятельности;

4) не выявлено у работника при поступлении на работу в данную медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания;

5) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у работника до начала работы.

Расследование и учет профессиональных заболеваний работников медицинской организации проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. В медицинской организации осуществляется разработка и проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и снижение распространения ИСМП в медицинских организациях (далее — мероприятия по профилактике ИСМП), проведение противоэпидемических мероприятий, выявление случаев ИСМП, проведение эпидемиологического расследования каждого предполагаемого случая ИСМП и регистрация выявленных случаев ИСМП, определение причин и условий возникновения случаев ИСМП, анализ заболеваемости ИСМП.

4. Профилактика ИСМП включает следующие мероприятия:

снижение риска заноса возбудителя инфекционных болезней в медицинскую организацию и предотвращение возникновения условий для формирования внутрибольничных штаммов микроорганизмов, а также штаммов, обладающих устойчивостью к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;

обеспечение эпидемиологической безопасности внешней среды медицинской организации;

предотвращение распространения (выноса) инфекционного заболевания за пределы медицинской организации;

обеспечение соответствия медицинской организации санитарно-эпидемиологическим требованиям к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также условиям деятельности медицинской организации;

проведение оценки риска возникновения случаев ИСМП у пациента и принятие мер по его минимизации;

проведение лечебно-диагностических мероприятий для выявления и лечения пациентов с ИСМП;

обеспечение пребывания пациента в условиях изоляции (при необходимости)и оказания ему медицинской помощи;

проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекционного заболевания;

проведение микробиологического мониторинга циркулирующих микроорганизмов с определением резистентности к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;

проведение противоэпидемических мероприятий в отношении контактных лиц;

проведение микробиологических исследований биологического материала пациентов, медицинских работников (включая случаи подозрения и (или) возникновения ИСМП) и объектов внешней среды медицинской организации;

проведение дезинфекционных, стерилизационных мероприятий в медицинской организации ;

обеспечение эпидемиологической безопасности медицинских технологий, применяемых в медицинской организации, в том числе соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств;

соблюдение правил гигиены рук в медицинской организации, наличие оборудованных мест для мытья и обработки рук;

предупреждение случаев ИСМП у работников медицинских организаций;

рациональное применение противомикробных лекарственных препаратов, химических и (или) биологических средств для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний.

5. Организация мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией по профилактике ИСМП (далее — Комиссия).

6. Проведение мероприятий по профилактике ИСМП и обеспечению эпидемиологической безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими и иными работниками медицинской организации в рамках исполнения должностных обязанностей.

7. Для контроля за проведением мероприятий и координации действий медицинских и иных работников медицинской организации по профилактике ИСМП в медицинской организации создается Комиссия, которая осуществляет следующие функции:

проводит анализ заболеваемости ИСМП, анализ потенциального и реализованного риска ИСМП и формирует рекомендации по профилактике ИСМП в медицинской организации;

оценку качества, полноты и своевременности профилактических и противоэпидемических мероприятий;

проводит оценку причин и условий возникновения единичного или групповых случаев ИСМП;

осуществляет формирование комплекса необходимых мер для ликвидации эпидемической ситуации и предотвращения возникновения случаев ИСМП;

рассматривает подготовленную врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом или лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, программу профилактики ИСМП и рекомендует ее к утверждению в медицинской организации.

Комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации до 30 января текущего года.

Председателем Комиссии назначается руководитель или заместитель руководителя медицинской организации.

В состав Комиссии включаются врач-эпидемиолог, главная (старшая) медицинская сестра, заведующие структурными подразделениями, врач-бактериолог, врач-клинический фармаколог, врач-инфекционист, врач-патологоанатом и другие работники медицинской организации.

Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом, утверждаемым руководителем медицинской организации. Форма проведения заседаний Комиссии определяется руководителем медицинской организации.

Комиссия с целью реализации своих задач и выполнения функций может запрашивать у работников медицинской организации письменные и устные объяснения по существу рассматриваемых вопросов, вносить предложения по снижению риска возникновения случаев ИСМП, необходимым противоэпидемическим мероприятиям, по материально-техническому обеспечению для профилактики ИСМП.

Решение Комиссии оформляется протоколом.

Председатель Комиссии ежеквартально и по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе Комиссии.

Контроль за деятельностью Комиссии осуществляет руководитель медицинской организации.

8. Ответственность за организацию и проведение мероприятий по профилактике ИСМП возлагается на руководителя медицинской организации.

9. Руководителем медицинской организации в целях выявления и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации устанавливаются:

перечень состояний и нозологических форм заболеваний ИСМП, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, на основе номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, утвержденной настоящим Приказом (приложение N 2 к настоящему Приказу), с учетом вида медицинской организации, профиля, условий и форм оказания медицинской помощи;

стандартные операционные процедуры по выявлению и регистрации случаев ИСМП, в том числе алгоритмы действий медицинских работников при выявлении случаев ИСМП, порядок передачи информации о выявлении и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации;

порядок представления руководителю медицинской организации информации об анализе заболеваемости ИСМП.

10. Информация о подозрении на случай ИСМП при выявлении незамедлительно подается медицинским работником структурного подразделения медицинской организации врачу-эпидемиологу, в эпидемиологический отдел, лицу, уполномоченному руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).

11. На основании полученной информации о подозрении на случай ИСМП проводится эпидемиологическое расследование предполагаемого случая ИСМП, которое осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации.

12. Случай инфекционного заболевания определяется как ИСМП на основе совокупности клинико-анамнестических, лабораторных, инструментальных и эпидемиологических данных, по результатам эпидемиологического расследования с учетом критериев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Порядка.

13. Информация о выявленных случаях ИСМП учитывается и анализируется в рамках мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности.

О случае ИСМП передается экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

14. Анализ заболеваемости ИСМП в медицинской организации осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией на основе результатов эпидемиологического мониторинга, микробиологического мониторинга, мониторинга проведения инвазивных процедур, оценки факторов риска возникновения и распространения ИСМП в медицинской организации.

15. Оценка качества проведения мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется путем плановых и целевых (внеплановых) проверок медицинской организации в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности.

16. В целях повышения эффективности выявления и регистрации случаев ИСМП, а также улучшения качества профилактических мероприятий медицинские работники с высшим образованием и средним профессиональным образованием проходят обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам эпидемиологии и профилактики ИСМП со сроком обучения не реже 1 раза в 3 года не менее 36 часов.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2021 г., регистрационный N 62277) (далее — Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н).

Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149; 2020, N 30, ст. 4898).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61953).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 февраля 2021 г., регистрационный N 62500) (далее — СанПин 3.3686-21).

Правила проведения лабораторных исследований, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 мая 2021 г. № 464н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2021 г., регистрационный N 63737).

СанПин 3.3686-21; Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 785н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2020 г., регистрационный N 60192) (далее — Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности).

СанПин 3.3686-21; Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности; медицинской деятельности; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н.

Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Приложение к Порядкупроведения профилактических мероприятий,выявления и регистрации в медицинскойорганизации случаев возникновенияинфекционных болезней, связанных с оказаниеммедицинской помощи, утвержденномуприказом Министерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот 29 ноября 2021 г. N 1108н

о подозрении на случай инфекции (инфекционной болезни),

1. N (медицинской  карты   стационарного   больного;   медицинской  карты

пациента,  получающего  медицинскую   помощь  в  амбулаторных   условиях;

медицинской  карты  беременной,   роженицы   и   родильницы,   получающей

медицинскую  помощь  в  стационарных  условиях)   и  иного   медицинского

2. Фамилия, имя, отчество (при наличии) _________________________________

3. Дата рождения пациента _______________________________________________

4. Структурное подразделение ___________________________ палата _________

5. Основной диагноз ___________________________________ код МКБ _________

6. Предварительный диагноз при подозрении на инфекцию (кишечная инфекция,

инфекция   дыхательных    путей,    инфекция    области    хирургического

вмешательства, инфекция кровотока, инфекция мочевыводящих путей, другое)

(подчеркнуть или вписать) _____________________________ код МКБ _________

7. Наличие у пациента (подчеркнуть или вписать):

клинических признаков инфекционных заболеваний, другое:

клинических признаков гнойно-воспалительных инфекций:

в послеоперационной ране,  в месте введения сосудистого  катетера, другое

назначение противомикробной терапии

(указать дату назначения и лекарственный препарат)

изменение противомикробной терапии

назначение  микробиологического  исследования  из  предполагаемого  очага

очага инфекции __________________________________________________________

результат микробиологического исследования

(указать даты проведения и получения результата и результат)

8. Дата заполнения _______________________________ время ________________

9. Фамилия,    имя,     отчество      (при     наличии)      медицинского

работника ___________________________________________ подпись ___________

Приложение N 2к приказу Министерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот 29 ноября 2021 г. N 1108н

Номенклатураинфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации

Минздрав установил критерии определения инфекционных болезней, связанных с оказанием медпомощи. Речь идет о заболевании как пациентов, так и медработников.

Прописаны мероприятия по предотвращению распространения таких инфекций и их выноса за пределы клиники. Урегулированы вопросы регистрации инфекций.

Приведена номенклатура инфекционных болезней.

Обсуждение

Представленная стандартизированная форма порядка оказания медицинской помощи имеет ряд характерных особенностей, определяющих предпосылки для применения ее для целей цифровизации. Каждый вид или подвид медицинской помощи описан в виде отдельного блока, содержащего информацию в структурированном виде. Структура всех разделов, содержащих типовые перечни сведений, и приложения к порядку созданы с учетом требований к стандартизации сведений, в том числе на основании классификаторов и справочников, как уже включенных в нормативную справочную информацию Минздрава России, так и тех, которые необходимо разработать. При этом отдельные виды медицинской помощи могут не указываться в порядке оказания медицинской помощи — на усмотрение его разработчиков. Так, например, в действующем порядке оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия»13 отсутствует высокотехнологичная медицинская помощь, что может быть также отражено в стандартизированной форме порядка. Кроме того, к особенностям стандартизированной формы относится обязательное применение отсылочных норм во всех случаях, где это возможно, в том числе в части сроков ожидания медицинской помощи. В то же время к ограничениям представленного подхода к стандартизации порядков следует отнести отсутствие ряда справочников и классификаторов в сфере здравоохранения, что ограничивает возможности структурирования и детализации сведений, в том числе в части этапов оказания медицинской помощи и некоторых частных вопросов организации лечебно-диагностических процессов.

Необходимо подчеркнуть, что в разработанной стандартизированной форме порядка структура приложений по вопросам правил организации деятельности структурных подразделений, рекомендуемых штатных нормативов и стандартов оснащения сохранена в привычном виде так, как это представлено в действующих порядках оказания медицинской помощи. Исходя из изложенного, очевидно, что разработка и актуализация порядков оказания медицинской помощи в соответствии с представленной стандартизированной формой не требуют внесения изменений в действующие НПА.

Таблица. Типовой перечень подразделов и рекомендации по представлению сведений об организации оказания медицинской помощи

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

Подборка наиболее важных документов по запросу Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Ситуация: Может ли врач отказаться от лечения больного?(«Электронный журнал «Азбука права», 2023)Одним из основных принципов охраны здоровья является недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. При этом не допускаются отказ в ее оказании в соответствии с государственной программой по ее бесплатному оказанию и взимание платы. Неправомерен отказ в оказании медицинской помощи в экстренной форме, которая должна быть безотлагательной и бесплатной (п. 7 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 11 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Нормативные акты

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Статьей 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Результаты

Таким образом, наибольшее внимание экспертного сообщества привлечено к таким структурным элементам порядков, как стандарты оснащения и рекомендуемые штатные нормативы медицинских организаций и их структурных подразделений. В то же время указанные структурные элементы представляют наиболее конкретизированные сведения, в том числе в соответствии с номенклатурой медицинских и фармацевтических работников10.

С одной стороны, этапы оказания медицинской помощи и иные сведения, включаемые в действующие порядки в соответствии с требованиями к их структуре, представляют для исследователей минимальный интерес ввиду недостаточной проработки данных разделов. С другой стороны, этапность оказания медицинской помощи, лежащая в основе маршрутизации пациентов, и конкретизация особенностей оказания медицинской помощи являются необходимым условием организации и оказания медицинской помощи, отвечающей всем требованиям к ее качеству.

Разработка стандартизированной формы (шаблона) порядка оказания медицинской помощи

В соответствии со статьей 37 Федерального закона №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в том числе на основании положений об оказании медицинской помощи по ее видам, в связи с чем в ходе разработки стандартизированной формы порядка оказания медицинской помощи определены основные разделы, необходимые для описания структуры оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи по профилю, заболеванию или состоянию:

— первичная доврачебная медико-санитарная помощь;

— первичная врачебная медико-санитарная помощь;

— первичная специализированная медико-санитарная помощь;

— специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

— скорая медицинская помощь;

— паллиативная медицинская помощь.

Каждый из указанных разделов содержит структурированные сведения в виде типового перечня подразделов, включающих отсылочные нормы и стандартизированную информацию об особенностях оказания медицинской помощи по профилю, заболеванию или состоянию. По каждому подразделу приведены рекомендации по заполнению с указанием источников сведений и НПА. В таблице приведены типовой перечень подразделов и соответствующие рекомендации по предоставлению в них сведений.

В разработанной стандартизированной форме порядка впервые предложен раздел «Основные понятия», содержащий термины и определения, применяемые при разработке порядка по профилю, заболеванию и состоянию (заболеваниям и состояниям). Кроме того, впервые в структуре порядка выделены новые приложения, такие как регламент диспансерного наблюдения при оказании медицинской помощи по профилю, регламент информационного взаимодействия при оказании медицинской помощи, а также перечень видов лицензий на осуществление медицинской деятельности по смежным профилям медицинской помощи, необходимых для оказания медицинской помощи по рассматриваемому профилю (комплексность медицинской помощи).

Регламент диспансерного наблюдения рекомендован к введению в структуру порядков оказания медицинской помощи как обязательный в целях снижения нагрузки на систему здравоохранения путем сокращения числа госпитализаций из-за декомпенсаций заболеваний или из-за возникновения осложнений. В данном разделе необходимо описывать принципы формирования групп диспансерного наблюдения по рассматриваемому профилю; категории граждан, подлежащих диспансерному наблюдению; правила организации диспансерного наблюдения по рассматриваемому профилю; условия постановки на диспансерное наблюдение и снятия с него; периодичность необходимого обследования пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц (по рассматриваемому профилю); обязанности врача, осуществляющего диспансерное наблюдение (по рассматриваемому профилю). Несмотря на наличие действующего НПА по вопросам диспансерного наблюдения взрослого населения11, целесообразна его детализация или представление регламента диспансерного наблюдения в форме отдельного приложения к порядку в связи с недостаточным охватом указанным НПА как заболеваний и состояний, так и специальностей медицинских работников.

В регламенте информационного взаимодействия при оказании медицинской помощи следует указывать сведения об особенностях форм первичной медицинской документации, форм и бланков для целей организации медицинской помощи, регламентов ведения регистров, требований к информационным системам в здравоохранении. В настоящее время стандартизация данного раздела возможна лишь частично из-за отсутствия ряда НПА, однако впоследствии, при запуске ЕГИСЗ, все перечисленные сведения будут интегрированы в ЕГИСЗ и предстанут в виде отсылочной нормы.

По вопросам комплексности оказания медицинской помощи по данному профилю соответствующее приложение к порядку должно содержать сведения о лицензиях на оказание работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность по иным профилям медицинской помощи, определенным разработчиками порядка как смежные. При этом на усмотрение разработчиков допускается часть работ (услуг) обеспечить в одной медицинской организации, а часть, например диагностические исследования, консультации узких специалистов, обеспечить в сторонних медицинских организациях, в том числе на договорной основе.

Для разработки порядков оказания медицинской помощи в соответствии со стандартизированной формой (шаблоном) необходимы:

— проведение анализа НПА, регламентирующих вопросы оказания медицинской помощи в целях определения единообразных подходов к организации медицинской помощи и формирования справочников (положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, требования к размещению медицинских организаций, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Так, например, в действующих НПА отсутствуют понятия «этап оказания медицинской помощи» и «уровень оказания медицинской помощи»;

— проведение анализа существующих и разработка необходимых НПА, регламентирующих правила проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных диагностических исследований;

— проведение анализа НПА, регламентирующих классификации в сфере здравоохранения (номенклатура медицинских организаций, номенклатура профилей медицинской помощи, номенклатура коечного фонда по профилям медицинской помощи, номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, номенклатура медицинских услуг, номенклатурная классификация медицинских изделий по видам и так далее);

— разработка отсутствующих справочников в целях единообразного применения понятий в разных порядках оказания медицинской помощи (номенклатура подразделений и помещений медицинских организаций, перечни показаний для направления на консультации, показаний для госпитализации, для установления диспансерного наблюдения, перечень методов лечения и многое другое).

Заключение

Разработка порядков оказания медицинской помощи в соответствии со стандартизированной формой (шаблоном) позволит:

— унифицировать процесс разработки, а также структуру и содержание самих порядков оказания медицинской помощи;

— «оцифровать» порядки оказания медицинской помощи в целях их последующей интеграции с ЕГИСЗ, в том числе с ВИМИС по каждому профилю оказания медицинской помощи;

— обеспечить полный объем сведений в порядке оказания медицинской помощи по каждому профилю, включая подходы к оказанию медицинской помощи по профилю на уровне первичного звена здравоохранения и конкретизацию маршрутизации пациента в зависимости от состояния пациента, отсутствующих в настоящее время в большинстве порядков оказания медицинской помощи;

— обеспечить преемственность клинических рекомендаций и порядков оказания медицинской помощи в части:

обеспечить достаточность коечного фонда и кадрового потенциала, исходя из сведений об эпидемиологии заболеваний и состояний в клинических рекомендациях;

обеспечить достаточность методов диагностики (в случае если методы диагностики есть в клинических рекомендациях, то в составе медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по профилю, должны быть соответствующие диагностические подразделения);

обеспечить достаточность методов лечения (в случае если методы лечения есть в клинических рекомендациях, то в порядке оказания медицинской помощи должно быть перечислено соответствующее оборудование).

Разработка и актуализация порядков оказания медицинской помощи в соответствии со стандартизированной формой (шаблоном) в цифровом формате требует совместной работы экспертов-методологов с профильными специалистами, а также предполагает регулярную актуализацию порядков в соответствии с изменениями в ходе обновления клинических рекомендаций.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

1Поручение Правительства Российской Федерации от 30.01.19 №ДМ-П36-608 «О решениях, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования контрольно-надзорных функций».

2Приказ Минздрава России от 19.06.19 г. №429 «О создании комиссии и рабочей группы Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам создания и внедрения вертикально-интегрированных медицинских информационных систем».

3Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 08.06.20) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (часть 2, статья 37).

4Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.12 №1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности».

5Приказ Минздрава России от 21.12.12 №1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

6Приказ Минздрава России от 07.06.19 №381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

7Приказ ФФОМС от 28.02.19 №36 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

8Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.20 №868 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти».

9Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.11 №1496н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях».

10Приказ Минздрава России от 20.12.12 №1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

11Приказ Минздрава России от 20.12.12 №1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

12Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 08.06.20) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 37).

13Приказ Минздрава России от 29.01.16 №38н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия».

14Приказ Минздрава России от 20.12.12 №1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

15Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 08.06.20) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 37).

16Приказ Минздрава России от 20.12.12 №1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

17Приказ Минздрава России от 06.08.13 №529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».

18Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 08.06.20) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 80).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: