ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ РЕГИСТРАЦИЯ И ВСТУПЛЕНИЕ ЗАКОНА НА ГОСУСЛУГАХ

В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. До 30.09.2019 нормативные правовые акты могли также издаваться в виде распоряжений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм, а с 30.09.2019 также и в виде распоряжений, не допускается.

Нормативные правовые акты независимо от срока их действия, наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, подлежат государственной регистрации.

Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит официальному опубликованию, но порядок вступления такого акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

Таким образом, порядок вступления в силу НПА зависит от факта его регистрации в Минюсте России: зарегистрированные акты вступают в силу в порядке, установленном Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763; порядок же вступления в силу актов, признанных Минюстом России не нуждающимися в регистрации, каждый федеральный орган исполнительной власти определяет самостоятельно. Остановимся на этом подробнее.

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил).

Полномочия федерального органа исполнительной власти на издание нормативного правового акта определяются в том числе в положении о данном федеральном органе исполнительной власти.

5. Поручения органов (организаций) и должностных лиц не являются основанием для издания федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта в отсутствие положений законодательства Российской Федерации, наделяющих данный орган полномочиями по разработке конкретного нормативного правового акта либо группы нормативных правовых актов в конкретной сфере деятельности.

6. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. При издании нормативного правового акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти полномочия на издание акта должны быть у каждого из указанных органов.

Гражданско-правовые
нормы могут содержаться и в нормативных
актах министерств и иных федеральных
органов исполнительной власти
(ведомственные нормативные акты).

Акты
федеральных органов исполнительной
власти это нормативные акты министерств,
служб, агентств (приказы, инструкции,
положения, указания). В соответствии с
пунктом 7 статьи 3 ГК РФ «министерства
и иные федеральные органы исполнительной
власти могут издавать акты, содержащие
нормы гражданского права, в случаях и
в пределах, предусмотренных настоящим
Кодексом, другими законами и иными
правовыми актами». » Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть
первая)» от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ // «Российская
газета», N 238-239, 08.12.1994 г.

Однако
следует учитывать, что, для того, чтобы
акты, затрагивающие права и законные
интересы граждан или носящие
межведомственный характер стали
обязательными к применению всеми
субъектами, т.е. приобрели нормативный
характер, необходимо прохождение
правовой экспертизы в Министерстве
юстиции и их опубликование. Официальное
опубликование производится в Бюллетене
нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти.

Контроль
за правильностью и своевременностью
опубликования нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной
власти осуществляет Министерство
юстиции Российской Федерации. Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти вступают в силу
одновременно на всей территории
Российской Федерации по истечении 10
дней после дня их официального
опубликования, если самими актами не
установлен другой порядок вступления
их в силу.

Примерами
актов федеральных органов исполнительной
власти могут служить: Приказ Министерства
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства
от 13.08.1999 г. № 276 « Об утверждении положения
о порядке представления антимонопольным
органам ходатайств и уведомлений в
соответствии с требованиями статей 17
и 18 Закона Российской Федерации «О
конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» Приказ
МАП от 13.08.1999 г. № 276 « Об утверждении
положения о порядке представления
антимонопольным органам ходатайств и
уведомлений в соответствии с требованиями
статей 17 и 18 Закона Российской Федерации
«О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 14.12.1999 N 2001) // «Российская
газета», N 92 — 93, 16.05.2000 г. ( Приказ) //
«Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной
власти», N 1, 03.01.2000 г., Инструкция
Министерства юстиции РФ «О порядке
совершения нотариальных действий
должностными лицами органов исполнительной
власти» «Инструкция о порядке совершения
нотариальных действий должностными
лицами органов исполнительной власти»
(утв. Минюстом РФ 19.03.1996 г.) (Зарегистрировано
в Минюсте РФ 19.03.1996 г. N 1055) // «Бюллетень
нормативных актов министерств и ведомств
РФ», N 6, 1996 г. и др.

Нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти (далее именуются — нормативные
правовые акты) издаются на основе и во
исполнение федеральных конституционных
законов, федеральных законов, указов и
распоряжений Президента Российской
Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, а
также по инициативе федеральных органов
исполнительной власти в пределах их
компетенции.

Нормативные правовые
акты издаются федеральными органами
исполнительной власти в виде постановлений,
приказов, распоряжений, правил, инструкций
и положений.

Издание нормативных
правовых актов в виде писем и телеграмм
не допускается.

Проект нормативного
правового акта подлежит согласованию
с заинтересованными министерствами и
ведомствами, если такое согласование
является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
а также, если в нормативном правовом
акте содержатся положения, нормы и
поручения, касающиеся других министерств
и ведомств.

Подготовка проекта
нормативного правового акта возлагается
на одно или несколько структурных
подразделений федерального органа
исполнительной власти с учетом их
функций и компетенции. При этом
определяются круг должностных лиц,
ответственных за подготовку указанного
проекта, срок его подготовки, а при
необходимости — организации, привлекаемые
к этой работе.

В подготовке проекта
нормативного правового акта участвует
юридическая служба федерального органа
исполнительной власти.

Срок подготовки
проекта и издания нормативного правового
акта во исполнение федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, указов и распоряжений Президента
Российской Федерации, постановлений и
распоряжений Правительства Российской
Федерации, как правило, не должен
превышать одного месяца, если не
установлен другой срок.

Для подготовки
проектов наиболее важных и сложных
нормативных правовых актов, а также
актов, издаваемых совместно несколькими
федеральными органами исполнительной
власти, могут создаваться рабочие
группы.

По просьбе федеральных
органов исполнительной власти и в
соответствии с заключенными с ними
договорами Министерство юстиции
Российской Федерации может осуществлять
юридическую экспертизу проектов
подготовленных ими нормативных правовых
актов.

В процессе работы
над проектом нормативного правового
акта должны быть изучены относящиеся
к теме проекта законодательство
Российской Федерации, договоры о
разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, практика применения
соответствующих нормативных правовых
актов, научная литература и материалы
периодической печати по рассматриваемому
вопросу, а также данные социологических
и иных исследований, если таковые
проводились.

Нормативные правовые
акты, изданные совместно или по
согласованию с другими федеральными
органами исполнительной власти,
изменяются, дополняются или признаются
утратившими силу по согласованию с
этими федеральными органами исполнительной
власти.

Положения об
изменении, дополнении или признании
утратившими силу ранее изданных актов
или их частей включаются в текст
нормативного правового акта.

Если при подготовке
нормативного правового акта выявились
необходимость внесения существенных
изменений и дополнений в ранее изданные
нормативные правовые акты или наличие
по одному и тому же вопросу нескольких
актов, то в целях их упорядочения
разрабатывается единый новый акт. В
проект такого акта включаются новые, а
также содержащиеся в ранее изданных
актах нормативные предписания, которые
сохраняют свою силу.

Подготовленный
проект нормативного правового акта до
его подписания (утверждения) должен
быть проверен на соответствие
законодательству Российской Федерации,
а также правилам русского языка и
завизирован руководителем юридической
службы федерального органа исполнительной
власти.

Нормативные правовые
акты подписываются (утверждаются)
руководителем федерального органа
исполнительной власти или лицом,
исполняющим его обязанности.

Государственная
регистрация ведомственных нормативных
актов
играет важную роль в обеспечении как
законности административных актов, так
и единства правового пространства
России. Тем самым ограничивается
ведомственный произвол, пресекается
бесконтрольность в осуществлении
органами исполнительной власти своих
нормотворческих функций.

На
государственную регистрацию нормативные
правовые акты направляют:

а)
федеральные органы исполнительной
власти (министерства РФ, государственные
комитеты РФ, федеральные службы,
федеральные комиссии, российские
агентства, органы федерального надзора);

б)
иные органы и организации, нормативные
правовые акты которых в соответствии
с законодательством РФ подлежат
государственной регистрации в Министерстве
юстиции РФ (например, Центральный банк
РФ).

Министерство
юстиции РФ обладает полномочиями по
осуществлению нормоконтроля в связи с
государственной регистрацией нормативных
правовых актов органов федеральной
исполнительной власти. Однако оно не
имеет права признавать противоречащие
нормам Конституции РФ и иным федеральным
законам нормативные акты управления
недействующими (или незаконными).

Государственной
регистрации подлежат нормативные
правовые акты:

1)
затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина;

2)
устанавливающие правовой статус
организаций;

3)
имеющие межведомственный характер, т.
е. содержащие правовые нормы, обязательные
для других федеральных органов
исполнительной власти и (или) организаций,
не входящих в систему федерального
органа исполнительной власти, утвердившего
(двух или более федеральных органов
исполнительной власти, совместно
утвердивших) нормативный правовой акт;

4)
независимо от срока их действия
(постоянно действующие или временные,
т. е. принятые на определенный срок);

5)
содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения
конфиденциального характера.

При
этом на государственную регистрацию
направляются нормативные правовые
акты, обладающие как одним из вышеуказанных
признаков, так и несколькими.

Государственная
регистрация нормативного правового
акта включает:

1)
юридическую экспертизу соответствия
этого акта законодательству РФ;

2)
принятие решения о необходимости
государственной регистрации данного
акта;

3)
присвоение регистрационного номера;

4)
занесение в Государственный реестр
нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной

Государственная
регистрация нормативных правовых актов
производится Министерством юстиции РФ
в срок до 15 дней с даты получения акта.
В случае необходимости срок регистрации
может быть продлен Министерством юстиции
РФ, но не более чем на 10 дней, а в
исключительных случаях — до одного
месяца.

В
регистрации нормативного правового
акта может быть отказано, если при
проведении юридической экспертизы
будет установлено несоответствие этого
акта законодательству РФ.

При
принятии решения о государственной
регистрации нормативный правовой акт
заносится в Государственный реестр
нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти с
присвоением ему регистрационного
номера.

В
течение суток после государственной
регистрации подлинник нормативного
правового акта с присвоенным ему
регистрационным номером направляется
Министерством юстиции РФ в федеральный
орган исполнительной власти, представивший
акт на государственную регистрацию.

При
опубликовании и рассылке нормативного
правового акта указание на номер и дату
государственной регистрации является
обязательным.

Акт,
признанный Министерством юстиции РФ
не нуждающимся в государственной
регистрации, подлежит опубликованию в
порядке, установленном федеральным
органом исполнительной власти, утвердившим
акт, в определенном соответствующими
органами исполнительной власти источнике.
При этом порядок вступления данного
акта в силу также определяется федеральным
органом исполнительной власти, издавшим
акт.

Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти подлежат
официальному опубликованию в «Российской
газете» в течение 10 дней после дня их
регистрации, а также в «Бюллетене
нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти» издательства
«Юридическая литература» Администрации
Президента РФ, который издается не реже
двух раз в месяц. Официальным также
считается указанный Бюллетень,
распространяемый в машиночитаемом виде
научно-техническим центром правовой
информации «Система».

Контроль
за правильностью и своевременностью
опубликования нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной
власти осуществляет Министерство
юстиции РФ.

Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти вступают в силу
одновременно на всей территории РФ по
истечении 10 дней после их официального
опубликования, если самими актами не
установлен другой порядок вступления
в силу.

Соседние файлы в предмете Административное право

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763″О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

С изменениями и дополнениями от

16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г., 28 июня 2005 г., 17 ноября 2011 г., 2 февраля 2013 г., 14 октября 2014 г., 29 мая 2017 г., 3 марта 2022 г.

В целях приведения порядка опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральными законами «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» постановляю:

1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются — акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются — акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

2. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.

Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации, в том числе с внесенными в них изменениями, и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.

3. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации — Аппарат Правительства Российской Федерации.

5. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

6. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале «Российской газеты» (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция «Российской газеты».

10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

11. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

13. Правительству Российской Федерации:

в 2-месячный срок подготовить совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и представить на утверждение Президента Российской Федерации перечень сведений конфиденциального характера;

в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.

14. Признать утратившими силу акты Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Установлено, что акты Президента и Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература». Официальному опубликованию не подлежат акты или отдельные их положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента и Правительства, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. При этом в самих актах может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции, вступают в силу со дня государственной регистрации, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. Акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий.

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 28 мая 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 мая 1996 г. N 22, ст. 2663

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указ Президента РФ от 3 марта 2022 г. N 90

Изменения вступают в силу с 3 марта 2022 г.

Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. N 242

Указ Президента РФ от 14 октября 2014 г. N 668

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Указ Президента РФ от 2 февраля 2013 г. N 88

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Указа

Указ Президента РФ от 17 ноября 2011 г. N 1505

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Указ Президента РФ от 28 июня 2005 г. N 736

Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. N 963

Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 490

Порядок подготовки, издания, государственной
регистра­ции, вступления в юридическую
силу и опубликования норма­тивных
правовых актов федеральных органов
исполнительной власти устанавливается
Конституцией РФ; Федеральным
кон­ституционным законом «О
Правительстве Российской Федера­ции»;
Регламентом Правительства Российской
Федерации; Правилами подготовки
нормативных правовых актов федераль­ных
органов исполнительной власти и их
государственной ре­гистрации;
Разъяснениями о применении Правил
подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполни­тельной
власти и их государственной регистрации.

Как уже отмечалось выше, нормативные
правовые акты из­даются федеральными
органами исполнительной власти в виде:

Важным процессуальным
документом в системе публичного
управления является протокол.

Структурные подразделения
и территориальные органы фе­деральных
органов исполнительной власти не вправе
издавать нормативные правовые акты.
Нормативный
правовой акт —
это письменный официальный документ,
принятый (изданный) в определенной
форме правотворческим органом в пределах
его компетенции и направленный на
установление, изменение или отмену
правовых норм. Под правовой нормой
понимается об­щеобязательное
государственное предписание постоянного
или временного характера, рассчитанное
на многократное примене­ние.

Подготовка проекта нормативного
правового акта возлагает­ся на одно
или несколько структурных подразделений
феде­рального органа исполнительной
власти с учетом их функций и компетенции.
При этом определяются круг должностных
лиц, ответственных за подготовку
указанного проекта, срок его под­готовки,
а при необходимости — организации,
привлекаемые к этой работе. В подготовке
проекта нормативного правового ак­та
участвует юридическая служба федерального
органа испол­нительной власти. Срок
подготовки проекта и издания норма­тивного
правового акта во исполнение федеральных
законов, указов и распоряжений Президента
РФ, постановлений и рас­поряжений
Правительства РФ, как правило, не должен
превы­шать одного месяца, если не
установлен другой срок. Для под­готовки
проектов наиболее важных и сложных
нормативных правовых актов, а также
актов, издаваемых совместно несколь­кими
федеральными органами исполнительной
власти, могут создаваться рабочие
группы.

Структура нормативного правового акта
должна обеспечи­вать логическое
развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и
мотивов принятия нормативно­го
правового акта, то в проекте дается
вступительная часть — преамбула.
Положения нормативного характера в
преамбулу не включаются. Нормативные
предписания оформляются в виде пунктов,
которые нумеруются арабскими цифрами
с точкой и заголовков не имеют. Пункты
могут подразделяться на под­пункты,
которые могут иметь буквенную или
цифровую нуме­рацию. Значительные
по объему нормативные правовые акты
могут делиться на главы, которые
нумеруются римскими циф­рами и имеют
заголовки. В случае воспроизведения в
норма­тивном правовом акте отдельных
положений иных норматив­ных правовых
актов федеральных органов исполнительной
вла­сти, подлежащих государственной
регистрации, либо ссылки на них необходимо
указывать их наименование, полное
наимено­вание федерального органа
исполнительной власти, издавшего
(принявшего) акт, дату издания (принятия),
номер, а также ре­гистрационный номер,
присвоенный им Министерством юсти­ции
РФ при государственной регистрации, и
дату государствен­ной регистрации.

Подготовленный проект нормативного
правового акта до его подписания
(утверждения) должен быть проверен на
соот­ветствие законодательству РФ,
а также правилам русского язы­ка и
завизирован руководителем юридической
службы фе­дерального органа
исполнительной власти. В подписанном
(утвержденном) нормативном правовом
акте должны быть ука­заны:

Нормативный правовой акт, изданный
совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти, должен
иметь соответствующие номера и единую
дату.

В настоящее время государственная
регистрация ведомст­венных нормативных
правовых актов проводится в соответст­вии
с Правилами подготовки нормативных
правовых актов фе­деральных органов
исполнительной власти и их государствен­ной
регистрации (далее — Правила). В
дополнение к этим Правилам были изданы
Разъяснения о применении Правил
подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации.
Имеется также отдельная процедура
государственной регистра­ции
нормативных правовых актов, которые
содержат условия эмиссии ценных бумаг
субъектов РФ или муниципальных цен­ных
бумаг. Государственная регистрация
указанных актов осу­ществляется
Министерством финансов РФ.

Государственная регистрация ведомственных
нормативных актов играет важную роль
в обеспечении как законности
адми­нистративных актов, так и единства
правового пространства России. Тем
самым ограничивается ведомственный
произвол, пресекается бесконтрольность
в осуществлении органами ис­полнительной
власти своих нормотворческих функций.

На государственную регистрацию
нормативные правовые акты направляют:

а) федеральные органы исполнительной
власти (министер­ства РФ, государственные
комитеты РФ, федеральные службы,
федеральные комиссии, российские
агентства, органы феде­рального
надзора);

б) иные органы и организации, нормативные
правовые акты которых в соответствии
с законодательством РФ подлежат
госу­дарственной регистрации в
Министерстве юстиции РФ (напри­мер,
Центральный банк РФ).

Министерство юстиции РФ
обладает полномочиями по осу­ществлению
нормоконтроля
в связи с государственной регист­рацией
нормативных правовых актов органов
федеральной ис­полнительной власти.
Однако оно не имеет права признавать
противоречащие нормам Конституции РФ
и иным федераль­ным законам нормативные
акты управления недействующими (или
незаконными).

Государственной регистрации подлежат
нормативные право­вые акты:

При этом на государственную регистрацию
направляются нормативные правовые
акты, обладающие как одним из выше­указанных
признаков, так и несколькими.

Не подлежат представлению на
государственную регистра­цию:

Государственная регистрация нормативных
правовых актов осуществляется
Министерством юстиции РФ, которое ведет
Государственный реестр нормативных
правовых актов феде­ральных органов
исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного
правового акта включает:

Государственная регистрация нормативных
правовых актов производится Министерством
юстиции РФ в срок до 15 дней с даты
получения акта. В случае необходимости
срок регистра­ции может быть продлен
Министерством юстиции РФ, но не более
чем на 10 дней, а в исключительных случаях
— до одного месяца.

В регистрации нормативного правового
акта может быть от­казано, если при
проведении юридической экспертизы
будет установлено несоответствие этого
акта законодательству РФ.

Нормативный правовой акт может быть
возвращен Мини­стерством юстиции РФ
федеральному органу исполнительной
власти без регистрации по просьбе
федерального органа испол­нительной
власти, представившего этот акт на
государственную регистрацию. В этом
случае федеральный орган исполнитель­ной
власти направляет в Министерство
юстиции РФ соответст­вующее письмо,
подписанное руководителем или
заместителем руководителя федерального
органа исполнительной власти.

При принятии решения о государственной
регистрации нормативный правовой акт
заносится в Государственный ре­естр
нормативных правовых актов федеральных
органов испол­нительной власти с
присвоением ему регистрационного
но­мера.

В течение суток после государственной
регистрации под­линник нормативного
правового акта с присвоенным ему
реги­страционным номером направляется
Министерством юсти­ции РФ в федеральный
орган исполнительной власти, предста­вивший
акт на государственную регистрацию.

При опубликовании и рассылке нормативного
правового ак­та указание на номер и
дату государственной регистрации
явля­ется обязательным.

Акт, признанный Министерством юстиции
РФ не нуждаю­щимся в государственной
регистрации, подлежит опубликова­нию
в порядке, установленном федеральным
органом исполни­тельной власти,
утвердившим акт, в определенном
соответст­вующими органами
исполнительной власти источнике. При
этом порядок вступления данного акта
в силу также определя­ется федеральным
органом исполнительной власти, издавшим
акт.

В случае обнаружения несоответствия
действующего норма­тивного правового
акта, а также акта, содержащего правовые
нормы и не прошедшего государственную
регистрацию, Кон­ституции РФ,
федеральным конституционным законам,
феде­ральным законам, указам и
распоряжениям Президента РФ, постановлениям
и распоряжениям Правительства РФ
Мини­стерство юстиции РФ представляет
в Правительство РФ пред­ложение об
отмене или приостановлении действия
такого акта с обоснованием и проектом
соответствующего распоряжения.

Нормативные правовые акты федеральных
органов испол­нительной власти
подлежат официальному опубликованию
в «Российской газете» в течение 10 дней
после дня их регистра­ции, а также в
«Бюллетене нормативных актов федеральных
ор­ганов исполнительной власти»
издательства «Юридическая ли­тература»
Администрации Президента РФ, который
издается не реже двух раз в месяц.
Официальным также считается указан­ный
Бюллетень, распространяемый в
машиночитаемом виде научно-техническим
центром правовой информации «Сис­тема».

Контроль за правильностью и своевременностью
опубли­кования нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной
власти осуществляет Министерство
юсти­ции РФ.

Нормативные правовые акты федеральных
органов испол­нительной власти
вступают в силу одновременно на всей
тер­ритории РФ по истечении 10 дней
после их официального опубликования,
если самими актами не установлен другой
по­рядок вступления в силу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: