Регистрация ПО в реестре отечественного программного обеспечения: как ее пройти
Регистрация ПО в Роспатенте
Оформим свидетельство под ключ
Льготы для разработчиков из реестра
С 2021 года включенные в реестр программы не облагаются налогом на добавленную стоимость – тогда как за продажи продуктов, не внесенных в реестр, компании должны платить 20% от дохода. Налоговые льготы действуют на доходы по лицензиям на ПО и базы данных, на договоры по отчуждению прав на ПО, а также по сублицензиям. Воспользоваться льготами на НДС можно сразу после попадания в реестр, но есть одна особенность: подать заявление в налоговую об освобождении от уплаты налога необходимо в начале года.
Налоговое преимущество – не единственное. Компании, чьи разработки значатся в реестре, могут претендовать на государственный грант на развитие проекта в размере до 5 миллиардов рублей и получают преимущество при проведении госзакупок. По закону государственные структуры в РФ и связанные с ними заказчики должны по возможности пользоваться именно отечественным ПО, поэтому при соответствующих закупках государственные заказчики опираются именно на реестр Минцифры и включенный в него набор программных продуктов.
На январь 2023 года в реестр включены почти 16 тысяч отечественных продуктов, в списке правообладателей – более 5 тысяч разработчиков. Только в 2022 году поступило более 6 тысяч заявлений о внесении данных о ПО в реестр.
- Наличием подробной информации о программных продуктах, функциональные характеристики, стоимости, отзывах от внедрения, информации о совместимости, подробной карточки разработчика программных продуктов
- Присутствие заказчиков программного обеспечения.
Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 мая 2020 года; проверки требуют 18 правок.
Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (сокращённо также «единый реестр российского ПО для ЭВМ и БД», «единый реестр российского ПО») — публичная электронная система учёта программного обеспечения, которое официально признано происходящим из Российской Федерации для использования прежде всего государственными структурами.
Создание реестра российского программного обеспечения закреплено федеральным законом, в целях расширения использования ИТ-продукции в органах государственной власти РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки. Дополнительным целями называются обеспечение информационной безопасности органов власти и импортозамещение. Федеральный закон ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» подписан Президентом РФ Владимиром Путиным в июне 2015 года. Ведение реестра поручено Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
К программному обеспечению, допускаемому к включению в реестр, относят программные продукты, удовлетворяющие следующим условиям:
- Российское юрлицо с российским контролем (более 50 %)
- Исключительные права на составное произведение из:
- Лицензированных компонентов с исходными кодами и правом на модификацию и распространение
- Заимствованных открытых (open-source) компонентов
- Собственных разработок
- Отчисления зарубежным бенефициарам не более 30 % выручки
- Технологическая независимость ПО (суверенитет разработки)
- Наличие полных исходных кодов в России
- Локальная инфраструктура разработки и сборки
- Локальные специалисты, R&D и техническая поддержка
- Защита информации (суверенитет безопасности)
- Контроль «закладок», утечек данных, устойчивости к взломам и т. п.
- Доработки и сертификация продуктов по требованиям ФСТЭК, ФСБ и др.
Требования к ПО и его разработчикам
Для попадания в реестр российских программ как заявитель, так и сама программа или база данных должны соответствовать четко обозначенному Минцифры набору критериев.
Самое главное требование к компании-правообладателю ПО касается доли иностранного капитала. Она не должна быть больше 49%, то есть компания должна быть на 50% или более российской, активы должны принадлежать резидентам РФ. То же касается авторов программы – у более чем 50% должно быть российское гражданство. Также у правообладателя должен быть свой сайт, на котором нужно опубликовать все необходимые для попадания в реестр сведения. Достаточно будет и отдельного лендинга.
Сам продукт должен:
- принадлежать заявителю;
- продаваться, то есть быть запущенным в оборот;
- быть «коробочным», чтобы программу или базу данных можно было записать на один носитель или скачать по одной ссылке.
Кроме того, необходимо убедиться, что компоненты или программы, нужные для работы ПО, не накладывают ограничения на его использование в РФ, в том числе в Республике Крым, Севастополе. Продукт не должен быть основан на MySQL и других платных базах данных, при этом использовать решения Open Source допустимо.
Отдельно стоит уделить внимание объему отчислений в адрес зарубежных разработчиков, которым принадлежат права на необходимое для работы программное обеспечение, за иностранные лицензии на софт и так далее. Объем таких выплат не должен превышать 30% от выручки.
Чтобы доказать принадлежность ПО заявителю, необходимо предоставить какие-либо документы, например:
- акты приема-передачи по договору на разработку и сам договор;
- служебные задания участвовавшим в разработке сотрудникам и трудовые договоры с ними;
- договор на отчуждение исключительных прав;
- и иные документы, способные подтвердить права заявителя на продукт.
Еще одним способом подтвердить принадлежность программного обеспечения заявителю может быть регистрация разработки в Роспатенте. Это отдельная и независимая процедура, никак не связанная с внесением ПО или базы данных в реестр. Она также требует подготовки и сбора необходимых документов, предусматривает оплату пошлин за регистрацию продукта и подтверждение прав.
Важно: подать заявку на включение ПО в реестр можно только один раз в год. Если правообладатель получит отказ, попытаться заявить продукт повторно можно будет только спустя 12 месяцев.
Как повысить шансы на попадание в реестр
Несмотря на то, что внесение программ и баз данных в реестр российского ПО – необязательная процедура, она непростая. Дело в том, что в последнее время ключевой задачей реестра становится процесс импортозамещения в IT-отрасли, поэтому отбор программ в реестр стал строже, чем был при его создании в 2016 году. При этом работа над механизмом внесения программ в реестр продолжается: Минцифры планирует включить еще одно требование, о совместимости продуктов с российскими операционными системами.
Основные причины для отказа во внесении программы в реестр – это несоответствие требованиям по объему «российских» компонентов и ограничения стороннего ПО, необходимого для работы с продуктом. Еще одна частая причина – неподтверждение прав заявителя. Учитывая, что в случае отказа у заявителя еще год не будет возможности внести свою разработку в реестр и получить налоговые льготы, сам факт отказа может быть довольно критичным.
Поэтому для большей гарантии лучше обращаться за созданием и сопровождением заявки к профессионалам. Партнеры и специалисты Brand-Search.ru работают с регистрацией сотен программ в год, они знают, как правильно формировать заявки, какие необходимо представить документы и в каком объеме. Кроме того, они могут помочь и с регистрацией программного продукта в Роспатенте и тем самым дополнительно упростить процедуру внесения разработки в реестр. Пусть наличие свидетельства Роспатента не является обязательным, но без него вероятность отказа выше и придется собирать еще большее количество документов.
Профессионалы в патентном праве и юридическом сопровождении заявок полностью возьмут на себя всю работу по сбору документации и формированию заявки, определению класса ПО. Перед подачей заявки они обязательно проведут собственную оценку рисков отказа и помогут найти решение по их минимизации. С привлечением сторонних экспертов программный продукт окажется в реестре в срок от двух месяцев – в зависимости от того, насколько разработка и компания-правообладатель будут изначально соответствовать всем требованиям Минцифры. Все рекомендации по доработке будут представлены в письменном виде.
Стоимость услуг специалистов начинается от 20 тысяч рублей за регистрацию продукта в Роспатенте и от 80 тысяч рублей за внесение в реестр отечественного ПО. Учитывая перспективы по существенному снижению трат на выплату НДС и получение госконтрактов, это вложение способно себя окупить уже в первый год после внесения разработки в реестр.
- Официальный сайт Реестра — reestr.digital.gov.ru
- Биржа импортозамещения Минпромторга РФ
- Матрица решений (замещений) Архивная копия от 14 марта 2022 на Wayback Machine
- Список аналогов ПО для замены
- ImportHub — подборка российских и Open Source альтернатив и аналогов популярным зарубежным сервисам, решениям и ПО на случай их блокировок в России
Подготовка документов
Успех затеи во многом зависит от заявления и сопутствующей документации. На портале реестра опубликована «Инструкция по подаче заявлений» на 27 страниц, но она написана юристами для юристов и поэтому разобраться в ней непросто.
На самом деле в процессе подготовки заявления нет ничего сложного. Он сводится к списку рекомендаций из 7 пунктов, который опубликован на сайте ЦКИТ.

Это простые и ясные правила, которые разжеваны до мелочей. Пускай они и названы рекомендациями, выполнить их нужно безоговорочно. На то, чтобы подготовить бумаги у нас ушло около недели.
Чаще всего заявки разворачивают из-за того, что разработчики не могут доказать свои права на программу. Для этого существуют авторские свидетельства, которые выдает Роспатент, но получить такой документ — это отдельный квест.
Куда проще подготовить для Минцифры нечто вроде юридической истории разработки программы — комплект бумаг, которые докажут, что она разрабатывалась в вашей компании. В него входят: приказ на разработку, служебные задания для сотрудников, счета, акт о приемке по результатам разработки и приказ о постановке ПО на баланс организации.
Заодно стоит убедиться в патентной чистоте программы. То есть в том, что ее модули и компоненты используются правомерно. Например, проверить, что вы не нарушаете правил открытых лицензий.
Чек-лист заявки в реестр российского ПО
При самостоятельной подаче заявки на внесение программы для ЭВМ или базы данных в реестр российских программных продуктов нужно:
- Заполнить заявку, авторизовавшись через портал государственных услуг.
- Прикрепить к заявке документы, которые подтвердят права на ПО, с указанием собственников и авторов. Хорошим подспорьем будет свидетельство о регистрации программы или базы данных в Роспатенте – уполномоченном органе.
- Исключить «ограничивающие» компоненты иностранного происхождения. С полным перечнем таких составляющих, программ и баз данных можно ознакомиться в разъяснениях Минцифры.
- Доказать факт свободной реализации ПО – приложить различные электронные носители, чеки, ссылки на скачивание.
- Следить за движением заявки в разделе «Документы» на сайте реестра и вовремя реагировать на уточняющие запросы экспертного совета.
Что нужно для регистрации в реестре отечественного ПО
1. Обзавестись электронной цифровой подписью
Прежде чем подавать заявку на внесение программы в реестр, нужно получить электронную цифровую подпись и убедиться, что есть доступ к аккаунту на портале государственных услуг. У юридических лиц на сайте Госуслуг должна существовать самостоятельная учетная запись, она создается в разделе «Организации» по кнопке «Создать учетную запись организации». Физическим лицам и индивидуальным предпринимателям новые аккаунты создавать не нужно: хватит обычной учетной записи на Госуслугах (но электронная подпись все равно потребуется).
2. Подготовить все необходимые сведения и документы
Минцифры просит приготовить перед заполнением заявки на внесение в реестр следующее:
- Сведения для авторизации в личном кабинете (для правообладателей из РФ это учетная запись в Единой системе идентификации и аутентификации, для правообладателей из Евразийского экономического союза – учетная запись на портале «Реестры ПО»).
- Сертификат ключа проверки электронной цифровой подписи.
- Полный набор запрашиваемых Минцифры для рассмотрения заявления документов и материалов.
- Специализированное ПО для подписания документов усиленной квалифицированной электронной подписью.
3. Подготовить тестовый экземпляр продукта
Особое внимание, безусловно, следует уделить сбору всех необходимых документов и материалов. Это не только документы, подтверждающие право заявителя на разработанное ПО, но и тестовый экземпляр продукта. Тестовый экземпляр нужен для того, чтобы рассматривающий заявку специалист мог изучить продукт и убедиться в его соответствии требованиям. Можно предусмотреть вариант установщика, когда ПО автоматически инсталлируется на устройстве эксперта; можно собрать комплект файлов для установки «вручную» или воспользоваться любым другим способом.
Тестовый экземпляр необходимо снабдить пошаговой инструкцией по установке и описанием всего функционала и характеристик.
4. Подготовить сведения о том, как происходила разработка
Это могут быть:
- всевозможные данные о месте и персонале, участвовавшем в разработке;
- сведения о способах получения помощи по работе с продуктом;
- контакты и режим работы службы поддержки;
- адрес расположения сотрудников техподдержки и количество задействованных в этом процессе людей;
- описание жизненного цикла ПО и поддерживающих его процессов.
5. Подать заявку
Минцифры принимает и обрабатывает заявки, которые поступают в электронном виде через специальную форму на сайте реестра – она откроется после авторизации и нажатия на кнопку «Подать заявление» в панели задач.
Новые ошибки
Во второй раз мы успешно доказали свои права на разработку, но прокололись на мелочах.
Так, Минцифры требует, чтобы у программы была интернет-страница с документацией: инструкциями по установке и эксплуатации, регламентом обслуживания. Достаточно простого лендинга, однако, важно доказать министерству, что сайт принадлежит вашей компании.

Так вышло, что наш домен зарегистрирован на физическое лицо. Чтобы не возиться с перерегистрацией, мы составили договор между владельцем домена и нашим юрлицом, по которому право на использование адреса переходит к компании Бастион на определенный срок. Этого оказалось достаточно.

Кроме того, оказалось, что в документации к программе нужно подробно расписать жизненный цикл продукта. Регулятору важно знать, кто будет задействован в выпуске обновлений, как они будут тестироваться и выпускаться.
Пришлось дополнить регламенты и расписать, что обновления готовятся силами штатных сотрудников, сначала попадают в тестовую среду и уже потом на прод.
Мы отправили обновленные документы эксперту, он прикрепил их к заявке, и процесс пошел дальше.
Структура реестра ПО
Реестр делится на две части – российскую и евразийскую. К российской части относятся непосредственно отечественные разработки. Это означает, что если правообладатель, включенный с продуктом в этот реестр, – юридическое лицо, то компания зарегистрирована на территории РФ и больше чем на половину принадлежит гражданам России. В евразийскую часть реестра попадают программные продукты из дружественных стран, которые входят в Евразийский экономический союз: этими разработками государственные заказчики тоже могут пользоваться.
Обе части реестра представляют собой таблицы, в которые обязательно внесены следующие данные:
- номер, присвоенный продукту при регистрации;
- название программы;
- класс, к которому относится разработка;
- ссылка на правообладателя.
Под классом понимается сфера применения продукта – каждой спецификации присвоен код. Классов в реестре много: больше тысячи, распределенных по 11 «широким» разделам. Например, в разделе «Прикладное программное обеспечение» более 400 классов, это самый объемный по количеству узких направлений раздел. Для сравнения, в самом маленьком разделе с лингвистическим ПО классов всего 15.
В случае регистрации в реестре каждый программный продукт получает свой номер. В российском реестре регистрационные номера состоят исключительно из цифр, в евразийском рядом с цифровым кодом есть буквенный – пометка «еас».
Как попасть в реестр российского ПО, и зачем это нужно

Мы оценили на себе сложность проверок, которые проходит российское ПО. В этом посте расскажем, как со второй попытки попали в реестр, и что полезного можно вынести из этого опыта.
С момента появления в 2016 году реестр приобрел далеко не лучшую репутацию. Во многом справедливо. Похоже, что поначалу программы для реестра отбирались по чисто формальным критериям. На старте в список российского ПО можно было внести почти что угодно, включая плохо переупакованный open source. Ценность реестра в плане импортозамещения и повышения информационной безопасности госорганов стремилась к нулю.
Через несколько лет в высоких кабинетах, кажется, смекнули, что нечто пошло не так. Провели ревизию и даже исключили из списка несколько программ. Насколько эффективные это меры — вопрос открытый. В комментариях наверняка вспомнят сомнительные продукты, которые все еще находятся в реестре, но сейчас важно отметить тенденцию.
Минцифры усложнило процедуру подачи документов, добавило разделение программных продуктов на категории и ввело особые требования к отдельным их видам. Сейчас ведомство занимается изменением процедур в надежде «исключить риски попадания в реестр иностранного софта».
Все потому, что с 1 января 2021 года программы из реестра не только имеют преимущество при участии в госзакупках, но и получают льготу по НДС.
Компания-разработчик российского ПО не платит 20% налога с его продаж. Минфин анонсировал эти изменения в осенью 2020 года, и число заявок на включение в реестр сразу сильно возросло.
Отечественные решения успешно конкурируют с зарубежными и без подобных бонусов, за счет качества и технологий, но 20% есть 20%, особенно для молодой компании. Это дополнительные инвестиции в разработку, возможность снизить цены и привлечь больше клиентов.
На внутреннем рынке это значительное преимущество, и мы не могли его проигнорировать. Пришлось разбираться с тем, как зарегистрировать ПО в «Едином реестре российских программ».
Как Минцифры изучает заявку на включение в реестр
Сами по себе сроки рассмотрения заявки на включение в реестр программного обеспечения не растянуты по времени. Согласно утвержденному Минцифры регламенту, 5 дней занимает проверка всех приложенных к заявке документов на соответствие требованиям. Отказ можно получить уже на этом этапе: заявку не зарегистрируют, если она нарушает установленные правила, а также если этому заявителю уже отказывали в регистрации этого же продукта в течение 12 месяцев до даты подачи заявки.
Если же заявка и прилагаемые к ней документы проходят эту предварительную проверку, ее регистрируют. В течение дня информация о поступившей заявке публикуется в свободном доступе на официальном сайте реестра – на этом этапе персональные данные обезличивают. В те же 5 дней с поступления заявления ответственный орган запрашивает документы и информацию, которая подтвердит указанные в заявлении сведения – это могут запросы в другие ведомства, например, в тот же Роспатент. Регистрация ПО в Роспатенте, к слову, может стать серьезным плюсом при подаче заявки на внесение программы или базы данных в реестр российского ПО: факт регистрации снимает вопросы к авторству и правам на программу.
После регистрации заявления документы до 15 рабочих дней рассматривает специально сформированный экспертный совет. Задача совета – изучить представленную программу и проверить ее на соответствие обозначенным выше требованиям. Результатом работы совета является заключение по заявлению. Если эксперты выявили несоответствие требованиям или отсутствие каких-либо документов, то совет в течение одного рабочего дня должен проинформировать об этом заявителя и запросить недостающие документы или пояснения. У заявителя есть возможность ответить на этот запрос в течение 20 рабочих дней. Если были представлены недостоверные сведения или подложные документы, экспертный совет письменно информирует об этом уполномоченный орган, заключение в этом случае не составляется. Решение об отказе во внесении в реестр принимается в срок до 10 дней.
Если же вопросов к представленным материалам нет, экспертный совет подготовил положительное заключение, то сведения о программе вносятся в реестр в течение суток. Одновременно о положительном решении по заявлению информируется непосредственно заявитель.
Рассмотрение заявления
После подачи документов можно просто сидеть и ждать ответа, какой бы он ни был, но лучше действовать проактивно. Сотрудники Минцифры не будут исправлять ваши ошибки, это не входит в их обязанности, но они готовы помочь.
Таким образом мы получили контакты эксперта, ответственного за заявку. Он выслал чек-лист, который в первый раз мы получили только вместе с отказом. Эксперт даже подсказал, где именно нашлись несоответствия в документах и какие сведения в них добавить.
Как-то непривычно хвалить государственные сервисы, но в данном случае это было корректное и прозрачное взаимодействие.
Лицо российского софта. Или немного статистики из Единого реестра российских программ для ЭВМ и БД
Многие из тех, кто работает с государственными заказчиками или непосредственно в государственных структурах, наверняка сталкивались с Единым реестром российского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Реестр создан на основании широкого известного в узких кругах Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Можно долго дискутировать, положительно или отрицательно влияет Реестр на развитие отечественного ПО, но все государственные органы обязаны использовать только ПО, входящее в Реестр, либо же обосновывать невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного ПО. Наверняка закупки винды, майкрософт офисов и прочих ораклов и айбиэмов будут продолжаться еще очень и очень долго. Однако, потихоньку возникают российские операционные системы типа Альт Линукса, Астра Линукса или ОС Роса, пробиваются ростки офисных пакетов, отечественных блокчейнов . Возникают российские СУБД от достаточно известных ClickHouse или Линтер до абсолютно безвестных разработок. Ну и конечно же не может не быть отечественной Джавы. Чтобы снять возможные вопросы или споры, оговорюсь, что указанное выше ПО, названо в статье российским исходя из факта его вхождения в Реестр, более детальное изучение данного вопроса каждый может провести сам.
Так вот, Реестр функционирует уже почти 4 года и согласно пункту 37 Порядка его ведения сведения, хранящиеся в нем являются открытыми и общедоступными. Ну а если эти сведения открыты и общедоступны, то почему бы не проанализировать их?
В статье приведена небольшая статистика по Единому реестру российского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если вам стало интересно, прошу под кат.
Общие сведения
Реестр формируется на основании решений Экспертного совета по российскому программному обеспечению. В Экспертный совет поступают заявления от правообладателей, совет рассматривает эти заявления в соответствии с административным регламентом и голосует за включение или невключение ПО в Реестр. Вроде бы все просто.
По состоянию на 4 октября 2019 года (все данные в статье актуальны на эту дату) в Реестр включено 5819 программ, при этом было подано 7143 заявления, а также 61 программа была исключена из Реестра. Все ПО в Реестре разделено на 27 классов:
Классы ПО в Реестре
В Реестр включены программы, принадлежащие 1998 юридическим лицам и 192 физическим лицам. Правообладатели программного обеспечения из Реестра зарегистрированы в 70 регионах Российской Федерации, при этом замечу, что на 2019 год для 71 программного продукта и 60 правообладателей установить место регистрации правообладателя на основе открытых данных не удалось. Объясняется это просто: данные по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям есть в открытом доступе, по физическим лицам таких данных в открытом доступе нет.
Исторические сведения
Посмотрим как пополнялся Реестр по годам.
В таблице приведено количество поданных заявлений (на основании даты подачи заявления), включенных в Реестр программ (исходя из даты решения о включении), отказов во включении ( исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи), исключений из Реестра (исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи).
Присмотримся к заявлениям и решениям о включении в разрезе кварталов:
И в этом же разрезе построим график, где синим обозначено включение в Реестр, а оранжевым подача заявлений:
Очевидно, что пик подачи заявлений пришелся на 2016 год, т.е на момент создания Реестра, поскольку включение требует времени, то пик включений в Реестр пришелся уже на 2 квартал 2016 года. В 2019 году наблюдается некоторый рост числа заявлений и стабилизация включений в Реестр (за еще не закончившийся год вынесено 329 отказов во включении, в то время как в 2017 и 2018 годах было 238 и 218 отказов).
На текущий момент в Реестр было подано 5900 заявлений, находящихся в следующих статусах.
Замечу, что заявления, по которым вынесены отказы, через сайт Реестра недоступны. Однако информацию по ним можно узнать из приказов Минкомсвязи и протоколов заседания Экспертного совета. Кстати говоря, количество ПО в Реестре и количество заявлений со статусом «Включено в реестр» не сходится. Наверное, на это есть какие-то причины.
Присмотримся к причинам исключения из Реестра:
Как видно, большая часть исключений инициирована самими правообладателями.
А вот причины отказов во включении:
Наверняка за каждым отказом или исключением есть своя маленькая драма, но мы этого не узнаем.
Регионы
Поскольку в Реестре имеются данные о правообладателях, то крайне любопытно будет узнать, а в каких же регионах нашей страны и в каком количестве обитают разработчики российского ПО. Но если формулировать вопрос более корректно, то я исхожу из того, в каких регионах зарегистрированы правообладатели ПО, включенного в Реестр.
Для начала приведу карту, на которой показано, сколько на сегодняшний день в регионе зарегистрированных в Реестре программ.
Карта недвусмысленно намекает, что почти половина российского программного обеспечения зарегистрирована правообладателями из Москвы. Следом идут Санкт-Петербург и Московская область. Замечу, что ведется подсчет зарегистрированных в Реестре программ, а не самих правообладателей. Более детально можно посмотреть в табличке, где отображено количество зарегистрированных программ на конец каждого года. Сортировка проведена по количеству регистраций на 2019 год.
В таблице ничего удивительного нет. Разве что немного удивляет стремительный рывок Саратовской области, обогнавшей в 2019 году по количеству зарегистрированных в Реестре программ такие итшные регионы как Татарстан и Новосибирскую область. О причинах этого рывка чуть позже. Кроме того, не может не радовать, что доля разработок из Москвы в нынешнем году наконец упала ниже 50%. Это говорит, что ИТ в регионах живо (ну хоть чуть-чуть). Нижняя часть таблицы тоже намекает на то, что хоть какие-то разработки да есть в регионах.
Чтобы динамика была нагляднее, посмотрим на график, с отображением количества зарегистрированных программ для первых 16 регионов по годам:
Да, не сильно-то и наглядно. Уберем из графика Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.
Сильно нагляднее не стало. Однако еще ярче замечен всплеск в Саратовской области и стабильные позиции Татарстана, Новосибирской и Свердловской областей.
Также приведу распределение правообладателей по регионам:
Для тех, кто интересуется распределением регистраций в Реестре по городам информация приведена в спойлере:
Распределение по городам
Предупреждая вопрос о том, почему не сходятся цифры, скажу, что в 109 случаях город был неизвестен. Что же открытые данные несовершенны.
1 Москва 2 774
2 Санкт-Петербург 577
3 Саратов 254
4 Казань 149
5 Новосибирск 131
6 Долгопрудный 120
7 Екатеринбург 104
8 Чебоксары 73
9 Краснодар 71
10 Зеленоград 62
11 Пермь 59
12 Самара 57
13 Киров 50
14 Томск 48
15 Королев 47
16 Нижний Новгород 43
17 Пятигорск 42
18 Белгород 40
19 Магнитогорск 38
20 Коломна 34
21 Ростов-на-Дону 32
22 Калуга 29
23 Воронеж 29
24 Ставрополь 29
25 Тюмень 29
26 Миасс 27
27 Иннополис 25
28 Иваново 24
29 Красногорск 24
30 Уфа 24
31 Ярославль 22
32 Тула 22
33 Ижевск 21
34 Дубна 20
35 Красноярск 19
36 Челябинск 19
37 Бердск 19
38 Йошкар-Ола 17
39 Калининград 17
40 Солнечногорск 15
41 Пенза 15
42 Ухта 14
43 Тверь 14
44 Ногинск 14
45 Брянск 13
46 Петрозаводск 13
47 Иркутск 13
48 Тольятти 12
49 Ульяновск 12
50 Улан-Удэ 11
51 Омск 11
52 Черноголовка 10
53 Пушкин 9
54 Орёл 9
55 Сергиев Посад 9
56 Смоленск 9
57 Рязань 9
58 Владимир 8
59 Электросталь 8
60 Хабаровск 8
61 Обнинск 8
62 Саров 8
63 Мытищи 8
64 Саранск 7
65 Химки 7
66 Азов 7
67 Егорьевск 7
68 Рыбинск 6
69 Таганрог 6
70 Астрахань 6
71 Барнаул 6
72 Лыткарино 5
73 Белорецк 5
74 Липецк 5
75 Троицк 5
76 Волгоград 5
77 Кореновск 5
78 Владивосток 4
79 Набережные Челны 4
80 Одинцово 4
81 Нефтекамск 4
82 Подольск 4
83 Архангельск 4
84 Кемерово 4
85 Ханты-Мансийск 4
86 Новочеркасск 3
87 Сургут 3
88 Волжский 3
89 Павловск 3
90 Балашиха 3
91 Армавир 3
92 Сыктывкар 3
93 Жуковка 3
94 Псков 3
95 Фрязино 3
96 Стерлитамак 2
97 Люберцы 2
98 Новокузнецк 2
99 Лабинск 2
100 Краснотурьинск 2
101 Нижневартовск 2
102 Лысьва 2
103 Красноармейск 2
104 Видное 2
105 Чистополь 2
106 Сочи 2
107 Серпухов 2
108 Тамбов 2
109 Курск 2
110 Оренбург 2
111 Заречный 2
112 Каспийск 2
113 Колпино 2
114 Нижний Тагил 2
115 Владикавказ 2
116 Шахты 2
117 Новороссийск 2
118 Вологда 2
119 Северодвинск 1
120 Протвино 1
121 Наро-Фоминск 1
122 Мурманск 1
123 Димитровград 1
124 Конаково 1
125 Петропавловск-Камчатский 1
126 Курган 1
127 Глазов 1
128 Абакан 1
129 Ессентуки 1
130 Таруса 1
131 Волгодонск 1
132 Севастополь 1
133 Горячий Ключ 1
134 Пущино 1
135 Малаховка 1
136 Кингисепп 1
137 Муром 1
138 Московский 1
139 Апатиты 1
140 Жуковский 1
141 Южно-Сахалинск 1
142 Дзержинск 1
143 Луховицы 1
144 Кстово 1
145 Братск 1
146 Снежинск 1
147 Коммунар 1
148 Ковров 1
149 Раменское 1
150 Щелково 1
151 Курчатов 1
152 Воткинск 1
153 Кострома 1
154 Кропоткин 1
155 Новоалтайск 1
156 Симферополь 1
157 Великий Новгород 1
Классы программного обеспечения
Как было сказано выше, в Реестре определены классы программного обеспечения. Посмотрим, как ПО распределено по этим классам:
Большая часть приходится на информационные системы для решения специфических задач, за ними идут системы управления процессами и прикладное ПО общего назначения.
Правообладатели
Напоследок немного статистики о правообладателях, чье ПО находится в Реестре. В таблице ниже показаны группы правообладателей по количеству регистраций. Например, из нее видно, что в 2019 году 11 правообладателей имели более 50 зарегистрированных в Реестре продуктов, а 1263 всего по одному продукту.
Массовых производителей российского ПО не так уж и много, всего-то у тридцати правообладателей зарегистрировано более 20 программ.
Присмотримся к этой тридцатке повнимательнее:
OracleGoogleMicrosoftIBM
Диполь. Портфель их программ состоит из электронно-методических комплексов от «Физики» и «Русского языка» и литературы до комплексов «Сварщик» и «Портной». Раскрывая интригу раздела про регионы, скажу, что корпорация Диполь зарегистрирована в Саратовской области. Оттуда и прирост в разделе регионов.
Нельзя не заметить, что на 4,6 и 7 местах идут продукты 1С в различных ипостасях. Что же, это достаточно логично.
В приведенном списке мне встретилось достаточно много знакомых названий: «Барс групп», «Аскон», «Лаборатория Касперского», «Алладин Р.Д.», «Крипто-ПРО», «Р-Стайл» и «С-ТЕРРА». Однако удивляют расположившиеся на 21 и 27 местах физические лица. Их продуктивности можно только позавидовать.
Посмотрим, а чем же занимаются правообладатели? Для этого сгруппируем их по основному ОКВЭД:
Никаких сюрпризов. По большей части правообладатели занимаются разработкой программного обеспечения. Много исследовательских организаций и консультантов.
Вместо заключения
Каких-то выводов не будет. Да и вряд ли они возможны в данном случае. По крайней мере и я, и тот, кто дочитал статью до этого места стал знать чуть больше о том самом российском программном обеспечении.
Тестирование
После проверки документов эксперты берут инструкции по установке и настройке программы, и пробуют развернуть экземпляр продукта, который отправлен вместе с заявкой.

Признаться, мы думали, что этот этап будет чистой формальностью и случайно приложили к заявке запароленный архив. Так вот, когда пришло время, эксперты запросили у нас пароль.
А еще, для доступа к некоторым функциям BSP нужен аккаунт администратора. Чуть позже выяснилось, что в релизной версии разработчики сменили пароль по умолчанию, а в документации остались старые креды. Сотрудники реестра заметили и это.
Похоже, они действительно тестируют программу, поэтому перед отправкой дистрибутива стоит убедиться, что его сможет запустить кто-то кроме разработчиков.
На этом этапе нам бы точно отказали в регистрации, но мы продолжали время от времени пинговать ответственного за заявку, вовремя узнали о проблемах и отправили нужные пароли.
В результате все прошло благополучно. BSP получила регистрационный номер и оказалась в реестре. Чуть позже мы еще раз прошли всю процедуру и с первой попытки внесли в реестр еще одну разработку — частное облачное хранилище.
Первая попытка
Прежде всего мы хотели зарегистрировать BSP — Bastion Security Platform. Об этой системе коллеги уже рассказывали на Хабре.
В первый раз подошли к делу спустя рукава. Собрали документы, «какие были», отправили заявку, стали ждать. И получили закономерный отказ с длинным перечнем замечаний от сотрудников Минцифры.

Однако, в отказе нет ничего страшного. Санкций не предусмотрено, даже госпошлину платить не нужно. Исключение составляют заявители, которые отправляют подложные документы. Для них предусмотрен кулдаун в 12 месяцев.
- Frolov, Andrey. Минкомсвязи включило первые приложения в реестр российского ПО, vc.ru (1 февраля 2016). Архивировано 24 сентября 2016 года. Дата обращения: 28 марта 2018.
- Заработал пустой реестр российского программного обеспечения (рус.), 3DNews — Daily Digital Digest. Архивировано 28 марта 2018 года. Дата обращения: 27 марта 2018.
- Опубликован план перехода госорганов на российское ПО, CNews.ru. Архивировано 28 марта 2018 года. Дата обращения: 27 марта 2018.
- Утверждён состав экспертного совета по российскому ПО при Минкомсвязи России (рус.), 3DNews — Daily Digital Digest. Архивировано 28 марта 2018 года. Дата обращения: 27 марта 2018.
- Экспертный совет по российскому программному обеспечению (рус.), Минкомсвязь России. Архивировано 28 марта 2018 года. Дата обращения: 28 марта 2018.
- ComNews Более 600 новых программных продуктов включены в реестр отечественного ПО. Дата обращения: 27 марта 2018. Архивировано 23 марта 2019 года.
- Госорганы смогут закупать ПО из стран Евразийского экономического союза (рус.), Минкомсвязь России. Архивировано 28 марта 2018 года. Дата обращения: 28 марта 2018.
- . reestr.digital.gov.ru. Дата обращения: 20 января 2022. Архивировано 20 января 2022 года.
- Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». reestr.digital.gov.ru. Архивировано 6 апреля 2021 года.
- Минцифры составило перечень рекомендованных российских решений для замены иностранного ПО и IT-сервисов Архивная копия от 7 апреля 2022 на Wayback Machine // D-RUSSIA.RU
- Приложение к письму Минцифры. Дата обращения: 7 апреля 2022. Архивировано 7 апреля 2022 года.
- О проекте Цифровой маркетплейс . Цифровой маркетплейс. Дата обращения: 8 апреля 2021. Архивировано 12 апреля 2021 года.
- Цифровой маркетплейс программных продуктов и цифровых платформ . Цифровой маркетплейс. Дата обращения: 8 апреля 2021. Архивировано 17 апреля 2021 года.
Порядок подачи документов и рассмотрения заявки

К счастью, чтобы попасть в реестр не нужно стоять в очередях. Подача документов происходит через личный кабинет на сайте: reestr.digital.gov.ru.
На первом этапе необходимо заполнить заявку, загрузить пакет сопровождающих документов и подписать их ЭЦП организации.
Заявка отправляется на проверку по формальным основаниям. Если необходимые документы на месте, в них нет ошибок, и информация правдива, — заявку регистрируют. Обычно это занимает 10 рабочих дней.
Затем в работу включаются эксперты Минцифры, которые изучают компанию, права на программу и ее дистрибутив.
Эксперты выносят окончательное решение не позднее 65 рабочих дней с даты регистрации заявления. Если оно положительное, на электронную почту падает уведомление, и уже на следующий день программа получает регистрационный номер и оказывается в реестре.
Выводы
Как видите, процесс не такой уж и сложный. Сотрудники Минцифры не сделают всю работу за вас, но они идут на контакт и дают советы.
Существует много компаний-посредников, которые предлагают помощь с подачей заявлений в реестр, но такими услугами стоит пользоваться, только если внутри компании некому поручить эту задачу. Вы получите те же рекомендации, что и от специалистов Минцифры, только за деньги.
Кроме того, пакет документов, который требует регулятор, — хороший пример профессиональной юридической «упаковки» программного продукта. Он пригодится, даже если вы не собираетесь подавать заявление в реестр.
Документальная история разработки — доказательство прав на программу при разбирательствах в суде. Проверка на патентную чистоту избавляет от множества потенциальных проблем с правообладателями, а инструкции по установке и эксплуатации ПО регулярно просят заказчики.
По-хорошему, подготовку этих документов стоит включить в цикл разработки и обновлять их вместе с каждым релизом. Подача заявки в реестр — хороший повод перепроверить бизнес-процессы связанные с разработкой ПО и выстроить их оптимальным образом.
Рекомендации по подаче документов в реестр Российского ПО
-
Проверьте дистрибутив на ошибки. Важно, чтобы программа устанавливалась без проблем и работала как часы.
-
Выделите сотрудника, который будет сопровождать заявку.
-
Подготовьте пакет документов, следуя рекомендациям ЦКИТ.
-
Через две-три недели после подачи заявки напишите в реестр и узнайте, как идет рассмотрение.
-
Оперативно исправьте ошибки в документах, если таковые найдутся.
-
Не стесняйтесь спрашивать сотрудников реестра о том, как и что правильно делать.
-
Воспользуйтесь случаем, чтобы выстроить процесс подготовки документов для каждого релиза.
-
Если не получилось попасть в реестр с первого раза — пробуйте снова, за это никто не накажет.
Upd. Добавили в пост ссылку на лист проверки сведений о ПО.