Как начать обучение?
2. Сформировать
пятилетний цикл обучения.
3. Для поддержания и повышения своего профессионального уровня вы можете включать в свой план обучения образовательные элементы, входящие в перечни Портала:
- программы повышения квалификации
, обеспечивающие непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации;
- различные типы интерактивных образовательных модулей
: короткие онлайн-курсы, интерактивные ситуационные задачи, компьютерные тренажеры и др., разработанные с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины;
- образовательные мероприятия
, реализуемые или контролируемые некоммерческими профессиональными обществами: семинары, мастер-классы, школы практикующего врача, вебинары и др.
Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу
. Результаты освоения образовательных элементов с учетом указанной трудоемкости в ЗЕТ будут учитываться в вашем портфолио.
4. Если у вас есть вопросы по работе в личном кабинете, воспользуйтесь виртуальным туром — виртуальный помощник в автоматическом режиме покажет вам основные функции той страницы, которая у вас открыта в этот момент. Чтобы открыть виртуального помощника, нажмите на знак вопроса в верхнем меню и выберите «Виртуальный тур». Обратите внимание, в настройках необходимо включить опцию «Хочу получать подсказки».
Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»
, в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»
, из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:
− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);
− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:
а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;
б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);
в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.
Приказ дополняет требования по наличию высшего образования для работы по 14 специальностям, в сегменте профпереподготовки – по 50 специальностям, а также, наоборот, исключает для ряда специальностей возможность профессиональной переподготовки и удаляет наименования должностей по четырем специальностям.
Врачам 12 специальностей (вместо трех) позволят пройти профпереподготовку на онколога. Кроме уже зафиксированных ранее специальностей («акушерство и гинекология», «терапия» и «хирургия»), в документе значатся «гематология», «колопроктология», «нейрохирургия», «общая врачебная практика (семейная медицина)», «оториноларингология», «офтальмология», «сурдология-оториноларингология», «урология» и «челюстно-лицевая хирургия».
Неврологами смогут стать прошедшие ординатуру по специальностям «нейрохирургия», «общая врачебная практика (семейная медицина)», «педиатрия», «терапия» и «эндокринология». Переподготовка по урологии станет возможной после прохождения ординатуры по профилям «акушерство и гинекология», «онкология» и «хирургия».
Впервые переобучиться на эпидемиолога смогут выпускники сразу 14 специальностей, среди них – «бактериология», «вирусология», «гигиена детей и подростков», «гигиена питания», «гигиена труда», «гигиеническое воспитание», «дезинфектология», «коммунальная гигиена», «общая гигиена», «организация здравоохранения и общественное здоровье», «паразитология», «радиационная гигиена», «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы».
Также в списке отражены изменения, которые Минздрав отдельным приказом внес
в мае 2023 года. Документ ускорил возможность прохождения профпереподготовки на специальности «психиатрия», «психотерапия» и «эндокринология».
Еще на этапе подготовки приказа в сопроводительных документах говорилось, что психиатрия, психотерапия и эндокринология выделены из общего массива специальностей в связи с поручениями президента России Владимира Путина по совершенствованию организации оказания психиатрической помощи населению и в соответствии с программой
по борьбе с сахарным диабетом, стартовавшей в начале 2023 года. По данным Минздрава на начало марта 2023 года, укомплектованность врачами психиатрического профиля составляла 82%, врачами-эндокринологами – 83%, что свидетельствует о дефиците.
Психиатрами могут смогут стать прошедшие ординатуру или интернатуру по специальностям «психотерапия», «психиатрия-наркология», «судебно-психиатрическая экспертиза», «сексология», «неврология», «общая врачебная практика (семейная медицина)», «терапия», «кардиология», «гастроэнтерология», «гериатрия», «эндокринология» и «педиатрия». Переподготовка по эндокринологии будет доступна для прошедших ординатуру по общей врачебной практике и терапии.
Значительно расширен список направлений ординатуры для возможности работать на должности психотерапевта. Вместе со специальностью «психиатрия» предлагается разрешить профпереподготовку после обучения по профилям «психиатрия-наркология», «сексология», «судебно-психиатрическая экспертиза».
Бакалавры по специальности «сестринское дело» смогут работать медсестрами общей практики, медицинскими сестрами по паллиативной помощи, профилактике, медицинской реабилитации. Также в номенклатуре есть должности медицинской сестры – специалиста по оказанию медпомощи обучающимся, старшей медсестры, старшего акушера, старшей операционной медицинской сестры, старшего фельдшера.
Кроме того, медсестры-бакалавры смогут работать по специальности «управление сестринской деятельностью» при прохождении профильной ординатуры (в приказе №707н это условие не прописано). В этом случае медики смогут претендовать на должности, например, заместителя начальника медорганизации, директора больницы (дома) сестринского ухода или хосписа.
Бакалавриат по специальности «сестринское дело» введен
в 2012 году. Сейчас в России таких бакалавров готовят в 28 медвузах.
В квалификационные требования также включен список медицинских работников с высшим непрофильным образованием и детальные требования к труду в качестве таких специалистов. К ним относятся эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений, эмбриолог, биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинские психолог и физик, судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик) и химик-эксперт медицинской организации. Эти профессии указаны в проекте, опубликованном в феврале 2022 года. Утвержденный перечень дополнился должностями «специалист по физической реабилитации (кинезиоспециалист)» и «специалист по эргореабилитации (эргоспециалист)», а также «медицинский логопед».
Решил написать серию постов, посвященных системе медицинского образования в РФ, удивительному порядку ценообразования в этой системе, особенно в сегменте последипломного образования (ординатуры) и грядущих перспективах. Информация будет полезна не только людям, желающим поступить в медицинский ВУЗ, но и тем, кто уже числится студентом в этих прекрасных заведениях и не надумал уходить из медицины, а готовится стать специалистом.
Какие ступени обучения на врача существуют в РФ?
1.
Медицинский ВУЗ
(срок обучения — 6 лет)
В процессе обучения студент осваивает обширную программу, сдает многочисленные экзамены. Итог всего этого: прохождение государственной аттестации и процедуры аккредитации специалиста (с января 2016 года) на 6 курсе и получение диплома + сертификат об аккредитации специалиста (позволяет работать сразу после ВУЗа, см. п.2). До января 2016 года — только государственная аттестация и выдача ТОЛЬКО диплома без права самостоятельной работы в качестве врача.
2.
Аккредитация
(регулируется приказом № 334н от 2 июня 2016 года)
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, то есть прошедшие процедуру аккредитации специалиста.
• Первичная аккредитация
После освоения образовательных программ медицинского, фармацевтического или иного образования в соответствии с ФГОС в медицинском ВУЗе).
В настоящее время все выпускники медицинских ВУЗов на 6 курсе проходят процедуру первичной аккредитации. Аккредитация совмещена с государственными экзаменами, что увеличивает нагрузку на выпускников.
Процедура первичной аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации лица:
— тестирование (60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения РФ; время теста 60 минут);
— оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях на станциях;
— решение ситуационных задач.
*База тестов, паспорта станций и задач находится в открытом доступе.
*Результат прохождения этапа аккредитации оценивается как «сдано» или «не сдано». Аккредитуемый допускается к следующему этапу в случае оценки результата прохождения предыдущего этапа как «сдано».
*На каждый этап дается 3 попытки. В случае несдачи соответствующего этапа повторно пройти процедуру аккредитации возможно не ранее, чем через 1 месяц в соответствии с графиком работы аккредитационной комиссии («не ранее, чем через 1 месяц» и «через 1 месяц» не одно и то же).
*Аккредитуемый признается не прошедшим этап в случае:
— нарушения требований порядка прохождения аккредитации, в т.ч. использование средств связи;
— оценки комиссией этапа аккредитации как «не сдано».
Тут есть один очень важный нюанс: если раньше, выпускник не имел права практиковать сразу после окончания ВУЗа, то теперь он имеет право занимать медицинскую должность и работать самостоятельно. Разъяснения этого момента содержатся в письме Министерства здравоохранения РФ от 20 июля 2017 г. N 16-5/10/2-4889 «О праве лиц на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в РФ, получивших медицинское или фармацевтическое образование в РФ в соответствии с ФГОС и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста»:
в настоящее время в организациях здравоохранения, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, могут осуществлять медицинскую деятельность на должностях; «Врач-стоматолог» (специальность «Стоматология общей практики»), «Врач-терапевт участковый» (специальность «Лечебное дело»), «Врач-педиатр участковый» (специальность «Педиатрия»), «Врач клинической лабораторной диагностики» (специальность «Медицинская биохимия»), «Врач функциональной диагностики» (специальность «Медицинская биофизика»), «Врач-статистик» (специальность «Медицинская кибернетика»), «Врач-эпидемиолог» и «Врач по общей гигиене» (специальность «Медико-профилактическое дело») или фармацевтическую деятельность на должностях: «Провизор» и «Провизор-технолог» (специальность «Фармация»), специалисты успешно прошедшие в 2017 году процедуру первичной аккредитации специалистов, имеющие выписку из протокола аккредитационной комиссии и не получившие до настоящего времени свидетельство об аккредитации специалиста.
Министерство здравоохранения Российской Федерации полагает возможным допуск указанных специалистов к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности и просит довести данную информацию до сведения территориальных органов Росздравнадзора.
• Первичная специализированная аккредитация
После ординатуры (выпуск ординаторов 2018 года избежал этого, по причине отсутствия стандартов аккредитации) и профессиональной переподготовки — «первички», а также в отношении лиц, получивших образование на территории иностранного государства (с 2018 года).
Этапы те же, что и при первичной аккредитации.
• Периодическая аккредитация
Каждые 5 лет в течение всей профессиональной деятельности (с 2021 года).
Периодическая аккредитация включает в себя следующие этапы:
— оценка портфолио (по результатам НМО — см. п.5);
Аккредитация полностью упразднила бывшую ранее сертификацию врачей (при этом, сертификаты специалиста, выданные до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока, далее предстоит прохождение аккредитации), хотя и не подменяет её по своему понятию. Сертификация предполагала лишь подтверждение квалификации врача, аккредитация помимо этого, означает еще и постоянное повышение его профессиональных навыков (см. п.5), а так же возможность освоения смежных специальностей. Аккредитация, по задумке законодателей, будет стимулировать врачей на повышение их профессионализма. Кроме того, следует отличать аккредитацию и сертификацию от лицензирования медицинской деятельности. Лицензия оформляется только на медицинскую организацию (т.е. на юридическое лицо) или на ИП.
3.
Ординатура
(срок обучения — 2 года)
После упразднения интернатуры (см. п.4) остается единственным возможным вариантом получить специализацию. В настоящее время идут активные дискуссии об увеличении срока обучения в ординатуре на западный манер (до 3 лет — терапевтические специальности, до 5 лет — хирургические специальности). С 2018 года стоит неподъемных для большинства населения РФ денег, особенно в крупных медицинских центрах и по «крутым специальностям», а уровень подготовки зависит исключительно от тебя — как сумеешь вписаться (об этом будет отдельный пост). По окончании ординатуры проводится государственная аттестация и сертификационный экзамен, а затем выдается диплом + сертификат специалиста (на 2018 год, в связи с тем, что не были разработаны стандарты аккредитации ординаторов). Заинтересованным лицам могу только посоветовать отслеживать эту информацию, т.к. к выпуску 2019 года очень хотят наконец ввести аккредитацию на выходе из ординатуры.
4.
Интернатура
(срок обучения составлял 1 год).
*Упразднена с
1 сентября 2017 года
.
В интернатуре можно было получить образование и освоить практические навыки по широкому спектру медицинских специальностей, и в дальнейшем, уже работать врачом-специалистом. Прохождение этого этапа последипломного обучения, до введения аккредитации, являлось необходимым минимумом для начала самостоятельной практики в качестве врача-специалиста. По окончании интернатуры проводилась государственная аттестация и выдавался диплом + сертификат специалиста.
5.
Непрерывное медицинское образование (НМО)
В некотором виде является составной частью аккредитации (периодической). Становится обязательной (пока неофициально) для всех уже с 2017 года. Смысл заключается в том, что врач должен будет каждые 5 лет набирать определенное число (250) кредитов. Из них 180 кредитов — актуальные вопросы специальности (это различные крупные циклы повышения квалификации, как очные, так и заочные); 70 кредитов — мероприятия (сюда входит посещение разнообразных мастер-классов, конференций и т.д.). Учитывая финансирование медицинской отрасли, не стоит думать, что все эти приключения врачу будет оплачивать работодатель. Большую часть придется оплатить самому. Также, интересно, как и за чей счет будут добираться до конференций, проводимых обычно в крупных городах, врачи из отдаленных и небольших населенных пунктов. Учитывая, что на сегодняшний день максимум кредитов за конференцию составляет 12, придется скататься на конференцию не один раз.
1. В настоящее время идет тотальная реорганизация всей системы медицинского образования.
2. В результате реформ сам процесс медицинского образования, особенно в последипломном его сегменте, радикально не изменяется, меняется лишь форма выпускных экзаменов и вид выдаваемого документа.
3. Происходит попытка насильственного наполнения амбулаторного звена низкоквалифицированными, в большинстве случаев, кадрами (разрешение самостоятельно практиковать сразу после ВУЗа, подкрепленное урезанием бюджетных мест в ординатуре и введением космических цен на обучение в ней). Дискуссии о введении обязательного распределения после ВУЗа и увеличении сроков обучения в ординатуре способствуют этому.
4. Происходит процесс внесения изменений в целевые договоры о порядке возмещения средств потраченных на подготовку специалиста, при его одностороннем отказе исполнить свои обязательства по договору. Раньше возмещались только средства потраченные учреждением, выдавшим целевое направление, теперь же планируется обязать возмещать всю сумму, с учетом трат из федерального бюджета. Таким образом, сумма возмещения по новым правилам будет такой, как-будто выпускник учился в ВУЗе платно.
5. Крайне смешно выглядит следующее мнение наших законодателей: введение аккредитации будет выгодно для самих медицинских работников, поскольку позволит им теперь беспрепятственно осуществлять свою профессиональную деятельность на территории всех стран ЕС.
Осенью 2022 года Правительство РФ изменило
условия целевого обучения по программам среднего и высшего образования. Теперь заказчик целевого обучения (то есть будущий работодатель) сможет в одностороннем порядке расторгнуть договор со студентом, который не исполняет требования к успеваемости, или уменьшить размер материального поощрения студента. Обновленный документ вступит в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 января 2027 года.
До вступления в силу нового регламента заказчик может расторгнуть договор только в случае упразднения своей организации, компании или ИП. Внести в нормативную базу изменения, предполагающие определение требований к успеваемости студента-целевика, в октябре 2021 года правительству поручил
президент Владимир Путин.
Согласно обновленному постановлению, требования к успеваемости студента-целевика будут устанавливаться по разным дисциплинам, модулям и практике. Перечень таких предметов будет определять заказчик, они заранее указываются в договоре о целевом обучении. Решение о расторжении договора заказчик сможет принять по результатам не менее двух промежуточных аттестаций.
Кроме того, в августе департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ и глава ведомства Михаил Мурашко разослали
в подведомственные медвузы указание не принимать в ординатуру студентов, не выполнивших обязательства по договорам на целевое обучение, кроме тех, кто продлевает договор с тем же заказчиком обучения. В противном случае министерство обещало уведомить Рособрнадзор о нарушениях. Впрочем, на озвученную Минздравом меру оперативно отреагировала
Генпрокуратура России – надзорный орган указал на несоответствие этого обращения законодательству и потребовал от Минздрава устранить правовое нарушение.
На одну из важных проблем системы медицинского образования в сентябре 2022 года на пленарном заседании конгресса «Росмедобр-2022» обратила
внимание замглавы Минздрава РФ Татьяна Семенова. На примере федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) замминистра напомнила, что региональные медвузы должны принимать на себя больше ответственности по составлению учебных программ. Семенова отметила, что 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дает профильным организациям абсолютную автономию в этом вопросе.
Быстрое переобучение на узких специалистов
В конце 2022 года правительство представило нововведение – разрешило
врачам-терапевтам и педиатрам работать хирургами, анестезиологами-реаниматологами и травматологами-ортопедами. Для этого медикам нужно пройти девятимесячные курсы профпереподготовки.
Работать на указанных специальностях смогут аккредитованные врачи с дипломами по специальностям «лечебное дело» или «педиатрия». Обучение по дополнительной профессиональной программе по выбранному профилю должно занять не менее 1 296 часов (то есть 9 месяцев). Уже получившие образование по программам интернатуры или ординатуры укрупненной группы специальностей «клиническая медицина» должны пройти профессиональную переподготовку в объеме не менее 504 часов (3,5 месяца).
Новый ФГОС по пластической хирургии
Минобрнауки России в июле утвердило
федеральный государственный образовательный стандарт по подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.60 «пластическая хирургия». Среди новшеств – обучение в профильной ординатуре теперь должно проходить в течение пяти лет. Согласно действовавшему до 31 декабря 2022 года предыдущему аналогичному приказу
, прохождение ординатуры занимало 2 года.
В мае 2022 года министр здравоохранения Михаил Мурашко на Ассамблее Ассоциации медицинских сестер России в очередной раз сообщил
о необходимости расширения полномочий среднего медицинского персонала. Для этого он предложил обеспечить разработку и внедрение «современных дополнительных профессиональных образовательных программ» для таких специалистов, а также развивать региональные системы целевой подготовки медкадров.
Однако в августе Минпросвещения России сократило
время обучения медсестер на 12 месяцев – ФГОСы среднего профобразования по этой и ряду других специальностей вступили в силу с 1 января 2023 года. На уменьшении времени подготовки среднего медперсонала настаивал именно Минздрав – эта мера, считают в ведомстве, должна помочь быстрее выпускать специалистов на работу, тем самым сокращать нехватку кадров, оцененную в более чем 120 тысяч человек.
Допуск студентов к работе на должностях медперсонала
Чтобы заполнить систему здравоохранения новыми работниками, Минздрав в декабре утвердил
порядок допуска студентов, не закончивших обучение, к работе на должностях специалистов со средним медицинским или фармацевтическим образованием. Обучающиеся смогут претендовать на рабочие места после успешной сдачи экзамена, порог правильных ответов на 80 тестовых заданий составит 85%. Помимо этого, претенденту нужно презентовать практические навыки и пройти собеседование.
Допуск к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности в соответствующей должности будет выдаваться на 5 лет. Студенты, обучающиеся по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело» и «стоматология», после окончания трех курсов вуза могут быть допущены к работе на должностях медсестер. На аналогичное место обучающиеся по программе «сестринское дело» и бакалавры с дипломами всех перечисленных специальностей могут быть допущены после двух курсов обучения.
Нововведения коснулись и службы скорой помощи – в августе Правительство России разрешило
допускать к работе в бригадах скорой помощи студентов медвузов, окончивших четыре курса, либо только что выпустившихся специалистов. Формально выпускники не могут работать врачами скорой помощи, пока не пройдут ординатуру, однако теперь и до конца 2023 года им дали возможность пройти короткий курс переподготовки и устроиться в бригаду под присмотром наставника.
Росздравнадзор в ноябре утвердил
порядок, по которому будет визировать диплом о медицинском или фармацевтическом образовании иностранного специалиста, а также подтверждать его квалификацию, как подходящие для работы и обучения по профильным специальностям на территории России. Такую проверку надзорный орган будет проводить для медиков из других стран перед прохождением ими аккредитации. До этого вместо аккредитации зарубежные специалисты временно сдавали специальный экзамен. Тематический приказ Росздравнадзора вступил в силу 1 января 2023 года.
Сертификат будет выдаваться в случае, если и Росздравнадзор, и Рособрнадзор признают, что уровень образования медика соответствует российскому.
Заявиться на получение документа смогут иностранные медработники с высшим или средним профессиональным образованием; получившие высшее образование в России, но закончившие ординатуру за рубежом; получившие образование, не соответствующее уровню российского (интернатура, ДПО). Также получить сертификат могут те, чье образование эквивалентно полученному в соответствии с федеральным госстандартом высшего образования (уровень специалитета) по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология», «медико-профилактическое дело», «медицинская биохимия», «медицинская биофизика», «медицинская кибернетика» и «фармация».
Кроме того, заявителями могут выступить люди с медицинским или фармацевтическим образованием, полученным в иностранных организациях по специальностям, не соответствующим российским номенклатурам специальностей. Визировать диплом специалиста смогут и те, кто получил иное образование и претендует на должность, предусмотренную российской номенклатурой. Порядок не распространяется на людей, получивших образование в странах бывшего СССР.
Для получения сертификата заявителю нужно предоставить через портал госуслуг или лично/почтой диплом об образовании, сведения о признании на территории России документа иностранного государства об уровне образования, сведения о прошлом месте работы по специальности. Решение по заявке Росздравнадзор будет принимать в течение 25 календарных дней.
Вузы вместе с Минздравом и другими регуляторами пытаются закрыть потребность не только в самых дефицитных специальностях, но и подготовиться к будущим вызовам. В марте 2022 года Минобрнауки РФ утвердило обновленный перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, в том числе по разделу «здравоохранение и медицинские науки». К специальностям, по которым можно пройти ординатуру, добавилась «медицинская микробиология», однако в список до сих пор не вошла
«детская онкология-гематология» (подготовку врачей по ней планировалось начать с 2022 года). Новый перечень медицинских специальностей вступит в силу 1 сентября 2024 года.
Параллельно Минздрав анонсировал
обновление номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников. Новый документ в отношении сотрудников с высшим медобразованием должен пополниться позициями врача-кибернетика и врача спортивных сборных команд. Специальность «врач-кибернетик» уже есть в программах специалитетов медвузов с 2017 года, однако такая должность пока не вписана в номенклатуру.
В августе с предложением обучать
специальности «медицинский инженер» выступил ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко. По его словам, к 2030 году благодаря работе специалистов с таким образованием можно будет заместить до 80% импортного медоборудования в России. Планируется, что будущие медицинские инженеры будут создавать интеллектуальные лазеры, биопринтеры для печати органов и системы тераностики. Студенты смогут реализовывать проекты совместно с партнерами из индустрии на базе Клинического центра Сеченовского университета. Просьбу о разработке тематической нормативной базы направили вице-премьеру Татьяне Голиковой.
Минздрав также намерен
скорректировать порядок аттестации кандидатов в ректоры медвузов. Специалистов, согласно представленному проекту поправок, сможет представлять в спецкомиссию не только сам вуз, но и департамент Минздрава. Сейчас формально ведомство только одобряет претендентов от образовательной организации.
Кроме того, Минздрав представил
проект приказа о создании федеральной комиссии, которая будет рассматривать заявки госмедучреждений на включение в федеральный план по организации курсов повышения квалификации сотрудников. Предполагается, что комиссия будет действовать при Минздраве, к работе также привлекут сотрудников Федерального фонда ОМС и ведомств – учредителей медорганизаций. Также для работы в федкомиссии на безвозмездной основе будут привлекаться специалисты научных, образовательных и медицинских организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности. Они будут иметь право голосовать на совещаниях.
Заявки клиник будет собирать ФФОМС, который затем передаст их в федеральную комиссию. Планируется, что специалисты будут анализировать поступившие заявки, а затем открытым голосованием решать, одобрять ли их. Заседания комиссии планируется проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Вопросы о системе непрерывного медицинского образования
Нахожусь в декретном отпуске, нужно ли проходить обучение?
С одной стороны, вы имеете гарантированное государством право заниматься только уходом за ребенком
, поэтому обучение вы можете проходить только при наличии вашего желания и возможности, с другой стороны ,
отпуск по уходу за ребенком не является препятствием для освоения интерактивных образовательных модулей и участия в образовательных мероприятиях, особенно проводимых с применением дистанционных технологий .
Я медицинский работник с высшим немедицинским образованием, как мне сформировать пятилетний цикл по специальности?
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022 N 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»
(вступает в силу с 1 января 2023 года и действует до 1 января 2029 года), специалистам с высшим немедицинским образованием, имеющим стаж на должностях медработников менее 5 лет, предстоит пройти первичную специализированную аккредитацию, которая не включает в себя оценку портфолио и набор ЗЕТ.
После прохождения процедуры первичной специализированной аккредитации в личном кабинете специалиста с высшим немедицинским образованием Вы сможете сформировать пятилетний цикл обучения для набора ЗЕТ для последующего прохождения периодической аккредитации.
Если у Вас стаж работы более 5 лет, то в личном кабинете специалиста с высшим немедицинским образованием, в настоящее время, Вам не нужно никакие документы регистрировать. Сформировать пятилетний цикл обучения для набора ЗЕТ Вы сможете после прохождения периодической аккредитации.
В каком объеме необходимо проходить обучение в течение одного года и всего пятилетнего цикла?
Скорость обновления информации в медицине и фармации требует постоянного совершенствования профессиональных компетенций
, т.е. не быстрого «набора» всех 250 ЗЕТ непосредственно перед следующей процедурой аккредитации, а планомерного обучения
в течение всего периода .
объем обучения за пятилетний период –
не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ)
. Оптимальный график обучения в течение одного года
– около 50 академических часов (или 50 ЗЕТ)
. При необходимости возможны незначительные отклонения в суммарной трудоемкости ежегодно осваиваемых образовательных элементов.
Как правильно подготовить документы для периодической аккредитации и куда направить?
С инструкцией по подготовке документов для периодической аккредитации вы можете ознакомиться по ссылке
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022 N 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»
для прохождения периодической аккредитации специалист должен направить в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ):
- заявление о допуске к аккредитации;
- портфолио за последние 5 лет со дня получения последнего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста;
- пакет личных документов.
В портфолио должны быть включены:
- заверенный работодателем отчет о профессиональной деятельности, содержащий результаты работы в соответствии с выполняемой трудовой функцией;
- сведения об освоении программ повышения квалификации, причем суммарный срок освоения таких программ должен составлять не менее 144 часов либо не менее 72 часов при наличии сведений об образовании, подтвержденных на портале непрерывного образования (не менее 72 часов).
Документы представляются через личный кабинет федерального регистра медицинских и фармацевтических работников (ФРМР) https://lkmr.egisz.rosminzdrav.ru
или заказным письмом с уведомлением по следующим адресам федерального аккредитационного центра:
- для лиц, имеющих высшее медицинское образование, и лиц, имеющих высшее фармацевтическое или среднее фармацевтическое образование, — 125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1;
- для лиц, имеющих среднее медицинское образование, — 107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2.
Мало модулей по моей специальности. Что делать?
Основным образовательным элементом для формирования образовательного портфолио является обучение на циклах по программам повышения квалификации.
Размещение ИОМ на Портале осуществляется по мере их разработки. Перечень образовательных элементов постепенно пополняется. Для того, чтобы получать оповещение о размещении новых ИОМ в соответствии с вашей специальностью, в настройках включите опцию «Получать уведомления по почте».
Если в год я пройду обучение в объеме более 50 академических часов (50 ЗЕТ), будут ли они учтены?
Все результаты вашего обучения учитываются в портфолио:
1 академический час равен 1 ЗЕТ.
Если в год вы прошли обучение в объеме более 50 академических часов,
оно будет отражено в вашем портфолио.
Обращаем ваше внимание, образовательные элементы засчитываются по дате завершения обучения
, а портфолио на Портале формируется по годам в рамках вашего пятилетнего цикла по специальности.