СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И КУРС № 21 СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И КУРС № 21 СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И КУРС № 21 СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор статьи

Юлия Альбиновна Хмельницкая

Эксперт по предмету «Педагогика»

Автор статьи

Елена Александровна Булахова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Непрерывное
образование –

единая
система государственных и общественных
образовательных учреждений, обеспечивающая
организационное, содержательное единство
и преемственную взаимосвязь всех
звеньев, совместно решающих задачи
воспитания, общеобразовательной,
политехнической и профессиональной
подготовки каждого человека с учетом
актуальных и перспективных общественных
потребностей и удовлетворяющих его
стремление к самообразованию, всестороннему
и гармоничному развитию на протяжении
всей жизни.

Структуру
непрерывного образования составляют
четыре основных взаимосвязанных
направления:

— первое ориентировано
на дальнейшее совершенствование
традиционных звеньев дошкольного
воспитания, общего среднего,
профессионально-технического, среднего
специального образования, повышения
квалификации и переподготовки кадров;

— второе отражает
процесс интенсивного развития общественных
форм образования и самообразования в
учебно-информационных центрах, на
разнообразных курсах, семинарах, в
клубах по месту жительства, работы,
учебы и т.п. Особое значение в этом
направлении придается средствам массовой
информации, библиотекам, музеям,
научно-техническим и спортивным обществам
и другим педагогически ориентированным
формам общественного образования и
самообразования;

— третье определяется
необходимостью создания и совершенствования
единой государственной и общественной
системы профессиональной ориентации
и профотбора;

— четвертое связано
с развитием непрерывного педагогического
образования и самообразования,
ориентированных на опережающее кадровое
обеспечение.

Преемственность как основа непрерывности в образовании

Непрерывность – это последовательная цепь учебных задач
на всем протяжении образовательного процесса, переходящих друг в друга и обеспечивающих продвижение обучающихся вперед на каждом из временных отрезков.

Преемственность, в свою очередь, — это непрерывность на границах различных этапов или форм обучения
, по сути, это единая организация этих этапов или форм в рамках неделимой системы образования.

Схематично преемственность в образовании можно изобразить, как представлено на рисунке 2.

Преемственность как основа непрерывности в образовании

Преемственность нуждается в разработке и принятии единой системы целей и содержания образования
на всем протяжении обучения от детского сада до послевузовского обучения.

В современном российском образовании отсутствует единая система, цели не согласованы между собой на стыках различных этапов и форм обучения.

Одной из важнейших задач является обеспечение целостного и содержательного единства учебной деятельности во всем образовательном процессе. Как уже говорилось, образование — это непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, соответственно необходимо говорить о единстве системы непрерывного образования.

Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей. Отдельные звенья образовательного процесса утрачивают свое единство. Это неизбежно отражается на формировании целостной, гармонично развитой личности
и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образования на всех этапах обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждой отдельной личности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Преемственность, как основной компонент непрерывного образования

Реализация непрерывного образования возможна только на основе его преемственности.

Преемственность образования – это создание оптимального соотношения и условий реализации образовательной деятельности на разных уровнях и ступенях обучения.

Преемственность является основным условием реализации эффективного образования в ходе его непрерывности. Преемственность должна быть реализована в программах дошкольного и начального школьного, начального школьного и основного образования, основного и профессионального обучения.

Содержание преемственности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Содержание преемственности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Преемственность в образовании, в настоящее время, реализуется в содержании обучения
, а именно в программах дошкольного, общего школьного и профессионального образования. Однако, она не решает проблемы с:

  1. Созданием развивающего пространства.
  2. Созданием предметно-информационной среды.
  3. Созданием социокультурного и здоровьесберегающего пространства.
  4. Преемственностью в обучении персонала т.е. подготовки и переподготовки кадров, повышении квалификации работников.

Преемственность, как основной компонент непрерывного образования, реализуется в расположении материала конкретной дисциплины и выборе методов и приемов реализации освоения учебной программы по данному направлению, с учетом содержания и логической связи, изучаемой науки, а также, существующих закономерностей процесса усвоения знаний. Преемственность ориентирована на охват не только отдельных учебных дисциплин
, но связей между ними т.е. она должна носить межпредметный характер.

Преемственность в обучении ориентирована на устранения разрыва между разными его стадиями. Преемственность требует своей реализации, как «по горизонтали», так и «по вертикали» т.е. необходимо обеспечить непрерывность обучения, как между отдельными дисциплинами, так и между уровнями образования. Для этого, педагоги смежных дисциплин начальной, средней и старшей школы должны непрерывно взаимодействовать, согласовывать свою работу. Также, сюда следуют подключить и воспитателей дошкольных учреждений старших групп. Ведь они готовят детей к начальной школе, а соответственно, должны конктактировать с педагогами начального этапа обучения.

Кроме того, требуется привлечение специалистов, например, психологов, которые готовят ребенка к переходу на новый этап его обучения, сглаживают этот процесс, реализуют профилактику развития различных психологических проблем.

В основе преемственности обучения на всех его этапах лежит взаимодействие. Оно должно пронизывать все стадии образования, все структуры и системы обучения. Взаимодействие реализуется по следующим направлениям:

  • Внутри образовательного заведения.
  • Между различными образовательными учреждениями
    .
  • Между образовательными учреждениями и иными институтами детства.
  • Между образовательными учреждениями и семьями учащихся.
  • Между управленческим составом образовательной системы.
  • Между учеными-педагогами, докторами наук.
  • Между педагогами всех уровней образования.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Непрерывное
образование

– содержательная структура и
организационная композиция образовательной
системы (охват образованием всей жизни
человека). Непрерывное образование это
все формы и типы образования, получаемые
лицами после завершения традиционного
образования.

На
современном этапе мирового экономического
и общественного развития наиболее
важной глобальной проблемой следует
считать непрерывность образования.
Всеохватность,

т. е. объединение общей целью и
вовлечение всего населения, всех его
социально-демографических групп;
преемственность

, т. е. сохраняемость или изменяемость
во времени и пространстве общесоциальных
целей и способов их реализации;
индивидуализированность

, т. е. учет по времени, типам,
направленности потребностей каждого
индивидуума.

Главный
вопрос, связанный с непрерывным
образованием, задется учеными по-разному:
«образование на всю жизнь» или «образование
через всю жизнь»?

Одной
из центральных идей должна стать идея
перехода от школы знаний к школе культуры,
рассмотрение образования как части
общей культуры и ее важного фактора и
источника. Непрерывность будет обеспечена,
если при проектировании системы
образования будут учтены и рассмотрены
условия для сознательного освоения
объективных ценностей культуры как
необходимой субъективной потребности
личности.

Общая
точка зрения различных авторов и
разработчиков ряда официальных документов
на проблему непрерывного образования
и сущность данного явления может быть
выделена в виде выводов:

1)  непрерывное
образование

– приоритетная проблема, вызванная к
жизни современным этапом научно-технического
развития и политическими,
социально-экономическими и
культурологическими изменениями;

2) наметились
два диаметрально противоположных
отношения к непрерывному образованию
– от полного его неприятия и объявления
очередной утопией до определения
непрерывного образования как главной,
а может быть и единственной продуктивной
педагогической идеей современного
этапа мирового развития;

3) просматриваются
три главных аспекта сущности непрерывного
образования:

а)  традиционный

, когда в непрерывном образовании видят
профессиональное образование взрослых,
потребность в котором вызвана необходимой
компенсацией знаний и умений, недополученных
в ходе учебы, как своеобразный ответ на
технологических прогресс, поставивший
труд человека в состояние функциональной
безграмотности. Это по сути –
компенсаторное, дополнительное
образование, часть «конечного» образования
(т. е. «образования на всю жизнь»);

б) явление
образования как пожизненный
процесс

(«учиться всю жизнь») и отдают предпочтение
педагогически организованным формальным
структурам (кружки, курсы, средства
массовой информации, заочное и вечернее
обучение и т. п.);

в)  третий

подход идею пожизненного образования
«пропускает» через потребности личность,
стремление которой к постоянному
познанию себя и окружающего мира
становится ее ценностью («образование
через всю жизнь»). Целью непрерывного
образования в этом случае становится
всестороннее
развитие

(включая саморазвитие) человека, его
биологических, социальных и духовных
потенций, а в конечном итоге – его
«окультуривание» как необходимое
условие сохранения и развития культуры
общества.

Соседние файлы в папке шпоргалка по педагогики_konspekt_lektsiy.rtf

  • #

Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года №273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»

, в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС). 

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения

Российской Федерации от 15 марта 2021 г. №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»

, из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:

− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);

− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:

а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;

б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);

в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности развития в современном мире. Имеет место исторические аспекты становления концепции непрерывного образования, отражаются его цели, задачи, функции, компоненты, принципы, значение для разностороннего развития личности.

Ключевые слова:

система непрерывного образования, концепция, самообразование, интеграция, компетентностный подход, уровень образования, образовательная траектория.

Термин «непрерывное образование» многозначен. Во-первых, непрерывное образование обозначает некое постоянное, непрерывное совершенствование знаний, умений, навыков (ЗУН) человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде (профессиональной, социальной). Во-вторых, под этим термином понимается система взглядов на образовательный процесс в целом. Эта система рассматривает учебную деятельность как неотъемлемую и основную составляющую образа жизни человека в любом возрасте; предполагает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды жизни человека. В-третьих, непрерывное образование предусматривает постоянное обогащение творческого потенциала личности, развитие человека как творческой личности.

Непрерывное образование — процесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни.

Истоки идеи непрерывного образования можно обнаружить во взглядах Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Л. А. Сенеки, Вольтера, И. В. Гете, Ж. Ж. Руссо, которые связывали их с достижением полноценного развития человека как личности.

Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были осуществлены в XIII-XIV вв. в городах Европы на основе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами.

Основоположником современных представлений о непрерывном образовании является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, в работах которого содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.

Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в стране после 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появились новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающего населения. Однако к концу 60-х годов XX века концепция непрерывного образования претерпела неудачу, так и не успев стать центральной образовательной системой. Обращения к этой проблеме основаны были во многом на интуиции отдельных ученых и практиков.

В настоящее время большое внимание уделяется развитию системы непрерывного образования. Меняются представления общества, расширяются научные знания, возникают новые взгляды на образовательный процесс, его цели, задачи, возможности. Жизнь выдвигает свои требования: развивать способность человека быстро реагировать на все изменения, проявлять инициативу, развивать коммуникативные навыки и т. п.

Действительно, непрерывное образование — это постоянное совершенствование ЗУН человека, вызванное необходимостью «идти в ногу со временем», стремлением быть востребованным в существующей профессиональной и социальной среде.

Кроме того, непрерывное образование является важным компонентом взаимодействия науки, экономики и образования.

Идея непрерывного образования возникла также как ответ на динамичные изменения в науке и производстве. В большинстве стран мира её связывали с обучением, а впоследствии с необходимостью развития личности в процессе непрерывного образования.

Система непрерывного образования распространена во всем мире. Современный человек должен не только обладать определенными ЗУН, но и уметь учиться, постоянно стремиться к обогащению своих знаний, развитию умений, навыков, находить различные источники информации, т. е. заниматься самообразованием.

Самообразование может включать:

—          получение хорошего среднее профессионального, высшего профессионального образования;

—          овладение иностранными языками; ПК;

—          совершенствование своего культурно-технического уровня;

—          постоянное стремление к получению новых ЗУН, быстрому их обновлению и пополнению;

—          совершенствование таких качеств, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, творческий подход к деятельности.

В основе системы непрерывного образования можно выделить определенные функции и компоненты, преобразующие данную систему в целостный процесс.

Так, профессор, доктор технических наук А. П. Владиславлев в своих работах в качестве основных принципов непрерывного образования выделяет:

1.         Принцип целенаправленности.

2.         Принцип индивидуализированного обучения.

3.         Принцип непрерывности, дающий человеку возможность выбирать траекторию получения образования.

4.         Принцип системности, заключающийся в том, что реализация концепции непрерывного образования должна включать не просто совершенствование работы отдельных типов образовательных учреждений, увеличение количества этих типов и направлений их деятельности, а создание именно системы непрерывного образования, основой построения которой должен стать именно системный подход.

Компонентами системы непрерывного образования являются:

—          образовательные программы;

—          образовательные структуры;

—          механизмы финансирования и управления;

—          социальная среда.

—          обеспечение адаптации человека к постоянно меняющимся условиям не только профессиональной деятельности, но и социальной среды путем предоставления возможностей организации индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни;

—          укрепление, объединение образовательных ресурсов общества;

—          формирование образовательного социального партнерства как компонента гражданского общества.

Исходя из написанного, можно сказать, что непрерывное образование призвано установить более тесные связи с жизнью, проложить новые пути развития в области теории и методики обучения, обеспечить индивидуализацию обучения, использовать новые технологии, наиболее перспективные технические средства.

Непрерывное образование является не только педагогической системой, характеризующейся определенными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфической составной частью всего общества. Оно становится непрерывным, связанным с жизнью, а не просто окончательным, предписанным человеку в период его обучения в школе, ссузе или вузе.

1.         Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки / Э. Д. Днепров.- М.: Мариос, 2011.- 455 с.

2.         Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева // Вестник ТГПУ.-2009.- № 7.-С.106.

6.         Андреев, В. Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона / В. Н. Андреев // Псковский региональный журнал.-2013.- № 15.-С.167–172.

7.         Нюденова, Э. К. Тенденции развития среднего профессионального образования в условиях ВУЗА (на примере Калмыцкого госуниверситета) / Э. К. Нюденова // Вестник Бурятского государственного университета.- 2010.- № 1.- С.28–31.

8.         Игнатович, Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования / Е. В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI век.- 2013.- № 2.-С.1–9.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: непрерывное образование, жизнь, развитие системы, Российская Федерация, система, социальная среда, XIII-XIV, образовательная деятельность, образовательный процесс, разностороннее развитие личности.

ПОРЯДОК РАБОТЫ НА ПОРТАЛЕ

Порядок действий на Портале зависит от Вашего пользовательского статуса и функционала Портала, внедренного для Вашей специальности на данный момент (схема 6).

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И КУРС № 21 СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Схема 6. Алгоритм работы на Портале

Вы можете прямо сейчас пройти регистрацию
или начать обучение, войдя в личный кабинет
.

Для Вашего удобства Личный кабинет функционирует также в формате бесплатного мобильного приложения.

Специалистам со средним профессиональным образованием

Если Вы являетесь специалистом здравоохранения со средним профессиональным медицинским или фармацевтическим образованием, то представленная ниже информация — для Вас!

Непрерывное образование связано с допуском к профессиональной деятельности, однако не ограничено им. Хотя условием регистрации на Портале является наличие допуска к профессиональной деятельности через сертификацию или аккредитацию, обучение может осуществляться как в рамках имеющихся у Вас специальностей, так и вне их.

Аккредитация специалистов

С 1 января 2016 года происходит поэтапное внедрение новой процедуры допуска к профессиональной деятельности — аккредитация специалиста.

Если Вы имеете свидетельство об аккредитации, либо сертификат специалиста, полученный после 1 января 2016 года, то с 1 января 2021 года Вы можете продлить допуск к профессиональной деятельности через процедуру периодической аккредитации (схема 2).

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И КУРС № 21 СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Схема 2. Допуск к профессиональной деятельности через аккредитацию специалиста

Особенности образовательной системы

Система образования занимает центральное место в педагогическом процессе, ведь она не только обеспечивает передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил и закономерностей, но и оказывает существенное влияние на развитие и формировании личности
человека. Именно поэтому главной системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса
на способствование таких личностных качеств и свойств, которые являются необходимыми для самореализации
каждого человека на данном конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.

Любая система образования, вне зависимости от того, в какое время она существовала и в какой стране, претерпевала некоторые трансформации. Но на развитие системы образования всегда, в том числе и нашей страны, оказывают воздействия определенные факторы, а именно:

  • существующий уровень развития общественного производства и совершенствование его научных и технических основ, что обуславливает возрастание требований к подготовке (как общеобразовательной, так и специализированной) будущих специалистов и соответствующему уровню развития (материально-технической базы, педагогического опыта и т.д.) учебно-воспитательных учреждений страны. Так, в странах, где уровень экономического и технического развития выше, соответственно, и сеть специализированных учебных заведений больше, и происходит возникновение все новых, усовершенствованных типов учебных заведений;
  • государственная политика в сфере образования, которая оказывает непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений станы и на особенности их функционирования, а также интересы различных сословий;
  • исторический опыт, национальные и этнические особенности, которые нашли свое отражение в сфере народного образования;
  • педагогические факторы, среди которых стоит выделить раннее воспитание детей, для чего создавались ДОУ (изначально это было необходимо для освобождения женщин от хлопот по уходу за своими детьми в рабочее время, чтобы они могли принимать активное участие в общественно-полезном труде); профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи
    к будущей профессиональной деятельности.

Каждая система образования имеет структуру, в которой можно выделить 3 больших раздела (см. схема.1).

Разделы в структуре системы образования

Схема 1. Разделы в структуре системы образования

Представленные на схеме структурные компоненты системы образования являются основными, но если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность
непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования входят также внешкольные образовательные учреждения
и последипломное образование.

Также необходимо отметить, что система образования призвана создавать оптимальные условия для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватному восприятию окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, именно поэтому система образования также включает:

  • образовательные организации;
  • государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений;
  • органы управления.

Что касается существующих систем управления образованием, то на сегодняшний день их три: централизированная, децентрализированная и смешанная. Более подробно эти системы управления образованием описаны в Таблице 1.

Системы управления образованием

Системы управления образованием

Роль непрерывности образования в современном обществе

Непрерывное образование отличительная особенность современного общества. Это поэтапный и пожизненный процесс, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний человека.

В непрерывном образовании выделяется несколько этапов:

  • детско-юношеское образование — обучение
    , воспитание и развитие человека, которое предшествует его вступлению в самостоятельную жизнь;
  • образование взрослых — учебная деятельность в период взрослой жизни, сопровождающаяся практической деятельностью.

Знаменитая пословица «Век живи — век учись» в сегодняшних реалиях обретает новый, важный смысл. Эта пословица воплощается в сегодняшней реальности. Без этого человек не может вести полноценную социальную жизнь.

Схема, представленная ниже, наглядно
отражает непрерывность образования.

Роль непрерывности образования в современном обществе

Главная цель непрерывного образования заключается в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности в человеке, укреплении способности приспосабливаться ко всему новому. Существует много форм непрерывного образования:

  • пожизненное;
  • начальное;
  • дополнительное;
  • последипломное;
  • профессиональное и другие формы.

Непрерывность образовательного процесса
дает возможность человеку понять свой внутренний мир и окружающий мир. Такое образование содействует выполнению социальной роли индивидуума в процессе трудовой деятельности и жизни в социуме.

В контексте рассматриваемого вопроса следует различать непрерывное образование и непрерывное обучение
. Образование — вопрос социализации, а обучение – это функционально воспитание и научение. Первое предполагает профессиональную переподготовку и обучение другим навыкам в течение жизни.

«Непрерывное образование» 👇

Посредством непрерывного образования обеспечивается образовательный потенциал личности на протяжении жизни. Для реализации непрерывности, образование должно быть обеспечено системой институтов, соответствующих потребностям
конкретной личности и общества в целом.

Система непрерывного образования распространена сегодня во всем мире. Непрерывное образование выражается множеством терминов, например, продолжающееся образование, пожизненное образование, пожизненное учение, перманентное образование
и другие. Одной из таких вариаций непрерывного образования является возобновляющееся образование. Оно представляет собой образование частями в течение всей жизни и подразумевает отход от длительного образования в образовательном учреждении. При возобновляющемся образовании происходит чередование процесса обучения с другими видами деятельности, в частности профессиональной.

Модернизация российского образования начинается и в проекте концепции
обозначено четыре основных направления:

  • переход к непрерывному профобразованию;
  • рост качественной составляющей в профобразовании;
  • формирование инвестиционной привлекательности образования;
  • реформа
    общего (среднего) образования.

Система непрерывного образования в данном проекте состоит из трех элементов:

  • переход от управления высшими учебными заведениями к системе управления отдельными программами;
  • отказ от аккредитации вузов и переход к аккредитации учебных программ, постепенное введение кредитно-модульной системы образовательных программ
    ;
  • создание независимых центров оценки качества образования.

Непрерывность хорошо сочетается с вариативностью образования
и поддерживается многообразием видов образовательных учреждений
, разнообразием педагогических
технологий.

Непрерывная система образования
возможна при наличии сети связанных образовательных учреждений, внутри которой создается пространство образовательных услуг
, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности современного человека.

Информационные технологии помогают успешно справиться с переходом к непрерывному образованию.

Понятие «система образования»

Вне зависимости от уровня экономического развития, религиозных взглядов, политического устройства, в каждом государстве приоритетной задачей является создание условий для гармонического и всестороннего развития своих граждан. Ответственность за реализацию данной задачи возлагается на существующую в данном конкретном государстве систему образования.

Чаще всего под системой образования понимают специально-разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих данному конкретному обществу, его потребностям
и требованиям, которые оно предъявляет к социализированной личности. Но для того, чтобы более глубоко разобраться в том, что представляет собой система образования, нужно для начала проанализировать каждую составляющую этого сложного и емкого понятия.

Начать следует с того, что в педагогической науке понимают под образованием. В узком смысле слова, образование
представляет собой процесс усвоение знаний, обучение и просвещение. В более широком смысле под образованием видится специальная сфера социальной жизни, которая создает как внешние, так и внутренние условия необходимые гармоническому развитию индивида
в процессе усвоения им ценностей культуры, норм, моделей
поведения и пр. Также под образованием понимают синтез процессов обучения и учения, а также воспитания, самовоспитания, развития и социализацию. Таким образом, можно говорить о том, что образование
– это многоуровневое пространство, которое призвано создавать условия для развития и саморазвития
личности.

Анализируя понятие «образование», стоит обратиться к определению, которое было принято на ХХ сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО: «образование – процесс и результат усовершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста». Кроме того, под образованием также следует понимать формирование духовного образа человека, которое происходит под влиянием нравственных и духовных ценностей, принятых и являющихся эталонными в данном конкретном обществе. Также это процесс воспитания, самовоспитания и шлифования личности, в котором важным является не столько объем полученных и усвоенных человеком знаний, умений, навыков, сколько умелое сочетание их с личностными качествами и умениями самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя свою деятельность на постоянное саморазвития и самосовершенствование.

«Образовательная cистема России» 👇

Что касается системы, то это множество некоторых элементов или составляющих, которые находятся в определенных отношениях и связях между собой, в результате чего образуется определенная целостность, единство. Именно поэтому, рассматривая образования с позиции социальной
системы, чаще всего дается следующее его определение: «сеть образовательных учреждений страны, а именно ДОУ, начальных и средних, средних специальных, высших и послевузовских учреждений, а также внешкольных». Наиболее часто под системой образования понимают модель, которая объединяет институциональные структуры (дошкольные учреждения, школы, вузы, колледжи и т.п.), основная цель которых заключается в создании оптимальных условий для обучения учащихся и их учения, как активной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса.

Итак, система образования – это существующая в масштабе страны структура учебно-воспитательных учреждений. В эту систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учебные заведения, специализированные и профессиональные школы, колледжи и техникумы, внешкольные учреждения, высшие учебные заведения. Часто в систему образования также входят различные учебные заведения для взрослых (послевузовское образование, образование для взрослых) и культобразовательные учреждения.

Основу системы образования составляют:

  • дошкольное образование
    (ясли, детские сады);
  • начальное (или элементарное) образование, длительность которого в различных странах варьируется от 5 до 9 лет (в нашей стране этой ступени соответствует девятилетняя основная школа);
  • среднее образование, которое дают школы с 4-х-6-летнем сроком обучения;
  • высшее образование (университеты, институты, академии, высшие технические училища, некоторые колледжи и пр.), срок обучения в которых составляет 4-6 лет, иногда – 7 лет.

Структура образовательной системы России

Современная система образования России представлена совокупностью взаимодействующих составляющих, среди которых следует назвать:

  • преемственные образовательные программы (различного уровня, видов и направленности);
  • федеральные госстандарты и требования;
  • сеть образовательных учреждений, которые реализуют указанные стандарты, требования и программы, а также научные организации;
  • лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, учащиеся, законные представители несовершеннолетних лиц и т.д.;
  • организации, которые осуществляют обеспечение образовательной деятельности;
  • организации, осуществляющие контроль за реализацией госстандартов, требований, планов и производящие оценку качества образования;
  • органы, которые осуществляют управление в сфере образования, а также учреждений и организации, которые подведомственны им (консультативные органы, совещательные и пр.);
  • объединение юридических лиц, а также общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют деятельность в сфере образования.

На сегодняшний день российская система образования по праву считается одной из лучших в мире (она входит в лидирующую группу мировых образовательных системы и за последние два десятка лет не покидала мировую топ 10). Необходимо отметить, что если раньше образовательную систему России составляли лишь учебно-воспитательные учреждения государственного типа, то сегодня в нее входят также частные и корпоративные учреждения.

Система образования России представлена общим, профессиональным, дополнительным и профессиональным образованием, которое обеспечивает возможность реализации права человека на получения им образования в течение всей своей жизни, то есть на непрерывное образование. Более подробная информация о видах и уровнях образования в России представлена в Таблице 2.

Уровни и виды образования в России

Уровни и виды образования в России

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Функции и принципы непрерывного образования

Непрерывное
образование должно быть построено таким
образом, чтобы каждый человек мог в его
системе удовлетворить возникающие у
него образовательные, профессиональные
и культурные потребности и проблемы.
Однако не всегда и не каждый человек
может определить, какие именно у него
возникли проблемы, разобраться в своих
склонностях и способностях. Действенность
непрерывного образования будет обеспечена
в том случае, если для любого человека
будут созданы возможности диагностировать
себя, установить свой уровень, выявить
свои потенциальные возможности, в этом
выражается диагностическая
функция непрерывного образования.

Она
может быть реализована, если во всех
его звеньях будут созданы диагностические
консультационные пункты или центры,
разработаны и получат широкое
распространение всевозможные
диагностические методики.

Компенсаторная
функция

непрерывного
образования

проявляется
в существовании сети самых разнообразных
форм обучения, которые позволяют получить
общее или специальное образование
помимо институциональной системы.
Поэтому вновь возрастает актуальность
самых разнообразных форм вечернего,
заочного и дистанционного обучения. За
рубежом системе заочного обучения в
русле разработки проблем непрерывного
образования придается большое значение.
Оно считается наиболее открытым и
доступным способов решения образовательных
проблем для любых слоев и групп населения.

Адаптационная
функция

непрерывного
образования

направлена
на то, чтобы помочь человеку приспособиться
при смене ступени или вида образования,
характера профессиональной деятельности.
При реализации этой функции на первый
план выступают два основных вопроса:
взаимосвязь и преемственность всех
образовательных структур, а также
повышение квалификации и переквалификация
профессиональных кадров. Проблема
оперативной смены профессии становится
актуальной в нашей стране в связи с
появлением безработицы, перераспределением
трудовых ресурсов, конкурсной и
контрактной основой заключения трудовых
договоров.

Познавательная
функция

непрерывного
образования

заключается
в удовлетворении информационных и
интеллектуальных потребностей личности.
Помимо существующей системы образования
она реализуется через средства массовой
информации, специальную справочно-информационную
литературу, деятельность библиотек,
музеев, клубов, информационных центров,
всевозможных курсов.

Культурологическая
функция

непрерывного
образования

проявляется
не только в удовлетворении культурных
запросов населения, но и в изучении этих
запросов и разработке путей их
удовлетворения.

Несколько
проблематично выделение как самостоятельной
развивающей

функции

непрерывного
образования.

Если
его цель определяется как согласование
общественных и личных интересов каждой
отдельной личности, которая стремится
к самоактуализации и самовыражению, то
весь смысл проблем непрерывного
образования

как
раз и заключается в том, как превратить
систему

образования
из информационно насыщающей в развивающую.

Человек
должен получить не только сумму каких-то
необходимых знаний, но и овладеть
способами деятельности и самостоятельного
самообеспечения в решении возникающих
проблем. Цель
непрерывного образования



не
в том, чтобы человека учить всю жизнь,
а в том, чтобы он научился это делать
сам.

Иными словами, система непрерывного
образования

изначально
жизненна только в том случае, если
развивающий характер

присущ
ей органически. Ни одна из названных
функций не может быть результативно
реализована, если в каждой ситуации
главной не будет задача научить обобщенным
способам ее решения. Процесс обучения
должен обеспечить способность и
готовность к переподготовке, умение
перестраивать свою деятельность, базовый
интеллектуальный фундамент.

Принципы

непрерывного
образования

:

всеобщность,
демократизм и доступность; непрерывность,
интегративность и преемственность;
открытость; принцип самообразования.

Непрерывность

выражает главную цель совершенствования
системы образования – достижение
целостности образовательного процесса,
интегративности (объединенности) всех
этапов и ступеней. Иными словами,
образование непрерывно не потому, что
человек постоянно переходит от одной
формы обучения к другой, а потому, что,
получая образование определенного
уровня и характера или работая, он может
параллельно или по мере необходимости
дополнять, расширять его другими
способами как через систему организованного
государственного или общественного
образования, так и путем самообразования.
Непрерывность образования прежде всего
выражается в создании условий для того,
чтобы человек мог учиться без всяких
препон и ограничений. Этот принцип
проявляется в формировании у человека
с самого раннего детства и на протяжении
всей жизни потребности в знаниях и
постоянном пополнении их, а общество,
заинтересованное в непрерывном
образовании, стимулирует эту потребность
всеми возможными способами и создает
такие условия для учебы, работы, получения
и повышения квалификации, при которых
каждый его член ставится в ситуацию
необходимости постоянного образования
на протяжении всей жизни.

Интегративность
и преемственность

предполагают внесение планового начала
в непрерывно развивающийся процесс,
что возможно только тогда, когда он
представляет собой не простую сумму
базовой и последующей подготовки, а их
взаимосвязанное целое. С этой целью
следует оптимально распределить общие
и частные задачи между различными
ступенями образования, что приведет к
изменению парадигмы распределения
знаний. При автономии этапов предметы
изучения распределялись по принципу
«квантификации»», т.е. незыблемости их
объема для каждого уровня. При непрерывном
образовании связь между предметами
строится в соответствии с логикой
содержания и целей этапов, на каждом из
которых последовательно увеличивается
сложность не столько учебного материала,
сколько учебной деятельности.

Открытость

выражается в способности к постановке
новых целей, опережающему обновлению
содержания воспитания и обучения.

Самообразование

выступает как связующее звено между
отдельными ступенями специально
организованного обучения, придавая
образовательному процессу непрерывающийся,
восходящий, целостно завершенный
характер. Вне самообразования идея
непрерывного образования неосуществима.
Без установки на формирование готовности
к непрекращающемуся в течение всей
жизни самообразованию вряд ли возможно
реализовать и развивающую функцию
непрерывного образования.

Сущность непрерывного образования

Непрерывное образование – это реализация обучения
на протяжении всей жизнедеятельности личности, с ориентировкой на постоянное раскрытие и поддержание познавательной активности, творческого потенциала и использованием различных форм организации обучения.

Непрерывность обучения
стала современным требованием и необходимым условием функционирования образовательной системы
. Это обусловлено научно-техническим прогрессом, информатизацией общества, которые привели к тому, что социальная динамика имеет быстрый темп развития, что требует постоянной адаптации к новым условиям, перепрофилирование направлений деятельности и переподготовку кадров. Поэтому, обучаться и самообучаться необходимо постоянно.

Развитие и саморазвитие
лежат в основе построения успешной карьеры каждой личности. поэтому, каждый индивид должен быть заинтересован в непрерывности образования
и собственном развитии на протяжении всей жизнедеятельности.

Несмотря на то, что непрерывность образования
стала актуальной потребностью современного общества и его приоритетной проблема
, сама идея непрерывности образования возникла достаточно давно.

Например, в эпоху Просвещения, французский деятель Жан Кондорсэ выдвинул идею о необходимости постоянного развития разума человека, которое выступает фундаментом исторического развития общества и его прогресса. Он считал, что непрерывное образование должно быть всеобъемлющем т.е. охватывать каждого гражданина, давая право на получение знаний, их расширение и углубление в течении всей жизнедеятельности.

Английский ученый-педагог Брайан Саймон написал книгу «Общество и образование», в которой говорит о том, что еще в 1888 году многие технические университеты обнаружили потребности в создании непрерывной системы обучения и стремились к ее реализации т.е. образование было непрерывным, начиная с ранних школ и заканчиваясь университетами. Обучение должно было реализовываться по преемственным программам. Но идею так и не претворили в жизнь.

«Непрерывное образование. Преемственность в работе образовательных учреждений» 👇

Сущность непрерывного образования можно представить в виде следующих положений:

  1. Непрерывное образование является проблемой современного общества, обусловленной этапом его развития. Она осмысляется и анализируется современными учеными: педагогами, философами, социологами.
  2. Непрерывное образование рассматривается современными учеными с двух точек зрения: с одной стороны, оно считается не актуальным направлением, приводящим развитии образования к утопии, а с другой стороны – единственно эффективной формой реализации социально-экономического развития общества. Преобладает вторая точка зрения.
  3. Непрерывное образование – это «образование через всю жизнь» т.е. всестороннее развитие каждой личности, реализуемое на протяжении всей жизнедеятельности, через саморазвитие, самообучение
    , самопознание
    , раскрытие духовных, нравственных, биологических, социальных потенций, сохранение культурных черт, что в итоге приводит к сохранению и поддержанию культурного развития общества.
  4. Непрерывное образование является основным условием опережающего развития человека т.е. его способности к прогнозированию своей деятельности и созданию почвы для социального и культурного развития и саморазвития.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОРТАЛА

Зарегистрированные пользователи Портала получают доступ к широкому спектру возможностей по планированию и осуществлению своего обучения (схема 3).

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И КУРС № 21 СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Схема 3. Возможности специалиста при работе на Портале

С целью непрерывного совершенствования профессиональных навыков и расширения квалификации, а также для обеспечения допуска к периодической аккредитации специалистам здравоохранения рекомендуется обучение с общим минимальным суммарным объемом различных компонентов непрерывного образования не менее 250 ЗЕТ за пятилетний период с ежегодным обучением в объеме около 50 ЗЕТ. В суммарный пятилетний объем образовательной активности рекомендуется включать не менее 180 ЗЕТ обучения по программам повышения квалификации и суммарно около 70 ЗЕТ освоения интерактивных образовательных модулей и обучения на очных образовательных мероприятиях. Рекомендуемый ежегодный объем освоения программ повышения квалификации и суммарный объем обучения на очных образовательных мероприятиях и освоения интерактивных образовательных модулей составляют примерно 36 и 14 ЗЕТ соответственно (схема 4).

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И КУРС № 21 СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Схема 4. Рекомендации по объему, графику обучения и долевому распределению различных компонентов непрерывного образования

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ

Технические средства модернизированного Портала позволяют формировать персональные рекомендации по обучению в соответствии с Вашими интересами, особенностями профессиональной деятельности, текущим состоянием профессиональных знаний и умений, а также с потребностями системы здравоохранения в целом. Основой для формирования образовательных траекторий являются созданные в автоматизированном режиме рекомендации по обучению по разделам и отдельным темам специальности с учетом значимости их освоения (обязательные, рекомендованные и факультативные) (схема 5) .

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И КУРС № 21 СТРУКТУРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Схема 5. Механизм формирования образовательной траектории

В настоящее время на Портале происходит постепенное внедрение данного функционала для специалистов различных медицинских и фармацевтических специальностей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: