Элементарных математических представлений
Король Анна Александровна,
воспитатель ГБУ АО «Архангельский многопрофильный
реабилитационный центр для детей»
Категория детей: нарушения опорно-двигательного аппарата с УО
Возрастная группа: 8-10 лет
Тема: «Играем с Машей и Медведем»
Занятие разработано на основании адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (авторы Екжанова Е. А и Стребелева Е
Цель: формировать умение определять количество предметов.
Формировать умение определять в окружающих предметах геометрические фигуры;
Формировать умение соотносить цифры с количеством предметов;
Формировать умение составлять фигуры из счетных палочек;
Актуализировать в речи детей названия геометрических фигур, дней недели.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Куклы Маша и медведь, геометрические фигуры, цветные облака, образец домиков.
Геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами.
Организационный момент.
Воспитатель: — Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости.
Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:
Сидит в корзинке девочка
У Мишки за спиной
Он сам того не ведая
Несет ее домой.
Воспитатель: — Из какой сказки гости, ребята?
Ответы детей: — Маша и Медведь.
Воспитатель: — Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они. Маша и Медведь мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили прийти к ребятам в школу и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны?
Ответы детей: — Да.
Основная часть.
Упражнение «Волшебные фигуры».
Воспитатель: — У каждого из них есть конверты, в котором написаны задания. У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши или у Медведя? Медведь говорит, что надо взять конверт у Маши, т. она девочка, а девочкам надо уступать. Берем конверт, открываем и читаем: У вас на столах лежат геометрические фигуры. Какие? На листок надо выложить геометрической фигурой предметы, которые я буду называть, например, тарелка, какой формы? Круглая, значит, выкладываем круг. А дальше думайте сами.
— Какие геометрические фигуры выложили? Сколько всего фигур? Молодцы, как быстро вы справились с заданием.
Упражнение «Дни недели».
— А теперь возьмем конверт у Мишки. Открываем его. — Смотрите, что это за волшебные облака?
Ответы детей: — Дни недели.
— Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели. — Сегодня у нас третий день недели. Назовите и покажите, какого он цвета. А какой будет завтра день недели, какого он цвета. А вчера какой был день недели? Какого цвета?
Воспитатель: — Очень хорошо, ребята. Медведю очень понравились ваши ответы.
Физкультминутка «Зайчики».
Воспитатель: — Возьмем еще конверт у Маши? Открываю: Маша приглашает вас поиграть
— Ребята, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны? Зайчикам не будет скучно, Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись,
наклонись и поднимись
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок — скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой! Вот так!
Воспитатель: — Хорошо отдохнули.
Игра «Молчанка».
Можно и у Медведя взять еще конвертик, да? Читаю: Поиграйте в игру «Молчанка». Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие — говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку. А тот, на кого укажет Маша, скажет число вслух.
— Сколько пальцев на правой руке?
— Сколько глаз у светофора?
— Сколько носов у двух собак?
— Сколько ушей у двух мышей?
— Сколько хвостов у двух котов?
— Все верно, показали. Молодцы.
Конструирование из палочек «Домик для Миши и Маши».
— Я смотрю, у Маши еще один конвертик, откроем? Маша просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для Маши и большой для Медведя.
— Что сделала Настя?
— Что сделала Даша?
— Что сделал Максим?
— Сколько палочек использовали для домика Маши?
— Сколько палочек использовал Илья для домика Медведя? Какие красивые домики у вас получились.
Воспитатель: — Сейчас я возьму последний конвертик у Медведя и прочитаю. «Сюрприз найдете, если Максим сделает 2 шага вперед, повернет налево и сделает 5 шагов вперед».
Итог занятия.
Воспитатель: — Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки? Что мы делали сегодня на занятии? Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания!
Занятие проводилось с детьми младшего школьного возраста. Были поставлены следующие цели и задачи:
Цели и задачи соответствуют содержанию занятия, выполнялись в единстве с коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.
Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдается переход от одного этапа к другому. Каждый этап подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось 22 минуты согласно СанПин.
Весь материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными способностями детей.
На занятии использовался наглядный материал, различные упражнения и игры, что стимулировало детей к активности. В результате дети повторили дни недели, учились определять в окружающих предметах геометрические фигуры, работали со счетными палочками. Все действия сопровождались речевыми высказываниями, что благоприятно сказывается на речевом развитии. Считаю, что все задачи выполнены в полном объеме.
Список использованной литературы:
- Александрова О.В. -Математика для малышей -64с. (Ломоносовские энциклопедии-мини.) 2012 г.
- Соколова Ю.А.- Игры с пальчиками «Серия божья коровка» 2003г.
- Колесникова Е.В. – Я уже считаю. Математика для детей 6-7 лет. (Математические ступеньки) 2019 г.
- Екжанова Е.А, Стребелева Е.А — Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.
: Просвещение 2009 г.