В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА

Иммунная система новорожденных, детей и подростков

Второй период
развития иммунной системы (после
рожде­ния) характеризуется дальнейшим
постепенным ее совершенствова­нием
под воздействием разнообразных факторов
внешней и внутрен­ней среды организма.
Наибольшее значение для полного
созревания материального субстрата
иммунной системы и тренировки ее
функ­циональных возможностей имеют
антигенные стимулы со стороны микрофлоры
и других экзоантигенов.

На протяжении
всего времени развития детей и подростков
про­исходит адаптация систем и звеньев
иммунной системы к динамич­ным условиям
внешней среды, а также координация
иммунологических механизмов с
нейроэндокринной регуляцией функций
организ­ма. Несмотря на кажущуюся
анатомическую обособленность иммун­ных
органов и клеток, они являются частью
целостного организма. Не только патология
иммунитета отражается на работе других
орга­нов и систем, но и иммунная система
реагирует в большей или мень­шей мере
на патологию других систем организма.
Особенно она чув­ствительна к
метаболическим нарушениям, которые
вносят дисбаланс н физиологию
иммунокомпетентных клеток, извращают
продукцию цитокинов.

Понятно, что пока
в основном не завершится процесс
становле­ния иммунной системы (до
16-18 лет), воздействие неблагоприятных
химических, биологических и физических
факторов вызывает более глубокое
нарушение иммунитета, чем в зрелом
возрасте.

В иммунной системе
детей, от момента рождения до периода
зрелости, закономерно происходят
критические морфофункциональные сдвиги.
Эти этапные моменты в онтогенезе иммунной
системы совпадают с переходными периодами
общего развития детского орга­низма.
Иногда их образно называют вехами, или
верстовыми столба­ми
(milestones).

Первый иммунный
кризис по
времени совпадает с периодом
но­ворожденности, когда организм
впервые встречается с огромным количеством
чужеродных антигенов. Не случайно этот
драматичес­кий момент жизни иногда
сравнивают с выходом космонавта в
от­крытый космос. Лимфоидная ткань,
клетки, ответственные за ме­ханизмы
неспецифической реактивности, получают
колоссальный стимул для развития уже
в первые часы. Разнообразная микрофло­ра
активно колонизирует желудочно-кишечный
тракт, дыхательные пути, кожу, при этом
на организм обрушивается водопад
антигенов. Конечно, большое значение
имеет качественный состав естествен­ной
микрофлоры тела: если быстро сформируется
нормальная микробиота толстого кишечника
(с преобладанием бифидобактерий и других
анаэробов), то развитие иммунной системы
пойдет правиль­нее.

Физиологическое
развитие лимфоидного аппарата
новорожденного характеризуется быстрыми
темпами заселения лимфоцитами брыже­ечных,
мезентеральных и других периферических
лимфоузлов, уве­личением их массы и
нарастанием функциональной активности.
В них резко возрастает концентрация
плазматических клеток, синтезирую­щих
иммуноглобулины.

Отставание в
развитии лимфоидной системы отмечено
у детей, рожденных при помощи операции
кесарева сечения. При этом засе­ление
полостей организма микрофлорой происходит
с существенной задержкой, к тому же
качество этой микрофлоры отличается
от при­обретенной при нормальных
родах.

Только после
рождения впервые активно и широко
включаются механизмы иммунного
реагирования Т- и В-систем. Однако в этих
реакциях
преобладает супрессорный компонент,
потому что процесс антителообразования
(реакция В-системы) н цитотоксические
реак­ции Т-клеток еще развиты
недостаточно.

Интересно отметить,
что количество Т- и В-клеток в крови
ново­рожденных чаще всего соответствует
их содержанию у взрослых.

Главное отличие
— функциональная неполноценность
регуляторных н исполнительных клеток
из-за несовершенства системы цитокиновой
регуляции иммунной системы у детей
раннего возраста.

Как было отмечено
выше, иммунная регуляция осуществляется
противовоспалительными цитокинами —
ИЛ-1, ИЛ-6, ИЛ-8, ИЛ-12, фактором некроза
опухоли (ФИО), альфа- и гамма-интерферонами
и др., а также цитокинами, непосредственно
регулирующими направ­ление и спектр
иммунного ответа (ИЛ-2, ИЛ-5, ИЛ-7). Другие
уча­ствуют на этапе более ранней
регуляции миеломоноцитопоэза и лимфопоэза
(ИЛ-3, колониестимулирующие факторы). В
разных ситуа­циях некоторые цитокины
способны осуществлять противоположные
эффекты, что свидетельствует о широком
спектре их физиологичес­ких функций.
Механизмы функционирования
многокомпонентного ансамбля цитокинов,
участвующих в регуляции системы, еще
недо­статочно изучены.

Однако уже сейчас
можно с уверенностью говорить о том,
что слаженная работа клеток иммунной
системы зависит, с одной сторо­ны. от
эффективности синтеза этих цитокинов
разнообразными про­дуцентами
(макрофаги, моноциты, Г- и В-клетки,
ЕК-клетки, эпите­лиальные клетки,
фибробласты, стромальные клетки костного
мозга и др.), с другой — от способности
чувствительных клеток иммунной системы
воспринимать цитокиновые сигналы и
адекватно отвечать на них. Это зависит
от качества экспрессии на мембранах
клеток соответствующих рецепторов.

Естественно, что
для созревания сложной системы цитокиново
клеточной иммунной регуляции системы
требуются годы.

Если судить по
внешним проявлениям, то для периода
новорожденности характерен слабый
иммунный ответ на антигены из-за
не­зрелости Т- и В-лимфоцитов. а также
в связи с функциональной сла­бостью
фагоцитоза (мала концентрация опсонинов
в крови, снижен процессинг антигенов
макрофагами, что ведет к невыразительной
антигенной презентации). Еще недостаточно
развиты естественные киллеры (ЕК-клетки).
Этим, в частности, объясняется низкий
уровень гамма-интерферона.

В
силу
несостоятельности иммунной системы
ребенка раннего возpacma
основные защитные функции выполняют
пассивно приобретенные сывороточные
и секреторные антитела.
Сывороточные антитела в основном
представлены материнским IgG,
которые совершили трансплацентарный
переход в эмбриональной стадии. Часть
и сывороточных иммуноглобулинов
диффундирует из материнского в кровоток
ребенка из кишечника. При инфицировании
им­мунная система новорожденного
способна к первичному гумораль­ному
иммунному ответу с преимущественным
синтезом IgM.
имму­нологическая память еще не
функционирует.

Секреторные
иммуноглобулины, в основном в виде SlgA,
в боль­шом количестве поступают с
материнским молоком и осуществляют
функцию местного иммунитета в
желудочно-кишечном тракте.

В целом для
новорожденных характерна низкая
резистентность но отношению к различным
бактериям, особенно к условно-патоген­ной.
гноеродной (слабый фагоцитоз),
грамотрицательной (низкая ак­тивность
системы комплемента и антител) микрофлоре.
В этот пери­од отмечается опасная
тенденция генерализации гнойно-воспалитель­ных
инфекций с переходом в сепсис.

Второй критический
период в
иммунном статусе ребенка прихо­дится
на возраст 3-6 мес. Он характеризуется
постепенным ослабле­нием пассивного
гуморального иммунитета из-за уменьшения
концентрации материнских иммуноглобулинов,
полученных еще в эмбрио­нальном
периоде. Полное исчезновение молекул
материнских антител происходит
значительно позднее. Высокочувствительные
методы иммунного анализа обнаруживают
их до 18 мес., что имеет определя­ющее
значение при решении вопроса о
происхождении антител к возбудителю
СПИДа в крови ребенка.

В это время на фоне
сокращения запаса материнских антител
и преобладания суперссорной реакции
иммунной системы младенца могут
проявляться скрытые до сих пор признаки
врожденных иммунодефицитов, нередко
развивается ранняя иммунопатология в
виде пищевой аллергии.

Из-за отсутствия
местного иммунитета слизистых и слабого
Т- к легочного иммунного ответа дети
остаются высокочувствительны­ми ко
многим вирусам, особенно поражающим
дыхательные пути.

На вакцинацию
организм ребенка 1-го года жизни отвечает
в ос­новном продукцией IgM-антител,
без формирования иммунологичес­кой
памяти. Чтобы получить нормальный
вторичный иммунный от­вет с IgG-антителами
и стойкой иммунологической памятью,
требу­ется 2-3 ревакцинации против
столбняка, дифтерии, коклюша, полиомиелита.

Постепенное
совершенствование иммунной системы
организма приводит к тому, что к концу
1-го года жизни ряд ее функций нормализуется.
В частности, концентрация лимфоцитов
в крови достигает максимума, хелперная
функция уже доминирует над супрессорной.
начинается более активный синтез
собственного IgG.

Однако, способность
к полноценному синтезу антител класса
IgG,
соответствующего уровню взрослых,
появляется только к 4-6 годам. Особенно
долго налаживается продукция антител
субклассов IgG2
и IgG4.
Местный иммунитет слизистых дыхательных
путей и пищева­рительного тракта,
который обеспечивается сочетанным
действием секреторных антител класса
IgA
и неспецифических гуморальных фак­торов
(лактоферрина, лизоцима, ионов тиоцианата,
лактопероксидазы) окончательно
формируется только к 7-8 годам жизни.

Клинические
иммунологи дополнительно выделяют
критические зоны в возрасте двух лет и
4-6-го годов жизни ребенка. В двухлетнем
возрасте, когда дети активно передвигаются
и все шире контактируют с окружающей
средой, собственный иммунитет еще далеко
не совершенен, а факторы пассивного
иммунитета уже отсутствуют. В это время
могут рельефно проявиться малые
врожденные дефекты иммунного статуса,
а также иные варианты иммунопа­тологии
— аутоиммунный диатез, иммунокомплексные
болезни. Часто наблю­даются повторные
вирусно-бактериальные инфекции органов
дыхания и ки­шечного тракта.

С первой недели
жизни до 4-6 лет формула крови характеризуется
абсо­лютным н относительным лимфоцитозом
(физиологический лимфоцитоз), Только к
6 годам у всех детей определяется
«взрослый» тип формулы крови Перестройка
гемопоэза у ряда детей может сопровождаться
новым учащени­ем иммунопатологических
состояний, аллергий, проявлением поздних
врож­денных иммунодефицитов.

Таким образом, в
возрасте 2 и 4-6 лет есть риск развития
заболеваний преимущественно у детей с
врожденной патологией какого-либо звена
имму­нитета.

Третий иммунный
кризис в
жизни всех детей связан с резкой
гормональной перестройкой организма
подростков. У девочек этот этап начинается
с 12-13 лет, у мальчиков — с 14-15 лет. В
иммунной системе при этом происходят
следующие изменения:

Сдвиги в функции
иммунитета обусловлены повышенной
секре­цией половых гормонов. При этом
отмечается половое различие в характере
этих сдвигов.
У юношей андрогенная стимуляция вызыва­ет
увеличение абсолютного числа В-лимфоцитов
(CD
19*). У деву­шек усиление гуморального
звена иммунитета связано с повышением
количества и активизацией Тх2.

Как показано в
главе 12, субпопуляции Т-хелперов
дифференци­руются из ТхО под влиянием
разных интерлейкинов, одни из них —

ИЛ-12. Y-интерферон
— стимулируют созревание Txl,
другие (ИЛ-4) ингибируют дифференциацию
ТхО в Txl
и способствуют формирова­нию Тх2.

Таким образом,
цитокиновая регуляция осуществляет
систему «сдержек и противовесов»,
гармонизируя физиологический баланс
клеточного и гуморального звеньев
иммунитета путем стимуляции или ингибиции
дифференциации ТхО в Txl
или в Тх2.

В антиинфекционной
защите организма функции распределяются
следующим образом:

Такой резкой
иммунный поворот в пубертатном периоде
совпада­ет с новым подъемом хронических
заболеваний лимфопролиферативной и
аутоиммунной природы, при этом
активизируются дремлющие вирусные
инфекции и присоединяются новые. Иммунная
система становится чувствительной к
действию внешних факторов химичес­кой,
физической и биологической природы.

В это время
устанавливается тот фенотипический
вариант иммун­ного статуса, который
впоследствии будет определять сильный
или слабый тип иммунного ответа организма
взрослого человека на раз­личные
антигенные стимулы. Вместе с тем у
большинства подрост­ков аллергические
заболевания протекают уже легче, чем
раньше.

В течение нескольких
лет происходит постепенное выравнивание
всех систем иммунорегуляции с выходом
на «взрослый» фенотип иммунного статуса.
Его принято считать наиболее адекватным
тем вызовам, которые бросает среда
обитания организму человека. Суще­ственных
различий в иммунной системе женщин и
мужчин не отме­чается.

Всегда считалось, что, поскольку иммунная система младенцев все еще развивается после рождения, они по своей природе слабы. И хотя все еще существует рекомендация не ходить с малышами в общественные места и держать их подальше от тех, кто простужен или гриппует, согласно новым исследованиям ученых Колумбийского университета, иммунная система при рождении и в младенчестве может быть на самом деле сильнее, чем мы предполагаем.

Оказывается, младенцы могут быть не такими беспомощными, когда дело доходит до борьбы с болезнью, как считалось раньше. На самом деле иммунная система грудных детей даже сильнее, чем думают родители. Возможно ,даже сильнее, чем у взрослых.

Вот почему иммунитет ребёнка крепче, чем вы думаете (а также почему же дети все равно часто болеют).

Как развивается иммунная система ребёнка?

По данным экспертов клиники Кливленда, иммунная система младенцев полностью формируется к тому времени, когда им исполняется два-три месяца. Это означает, что они будут готовы бороться с бактериями и вирусами, с которыми ребёнок вступает в контакт.

Но на данном этапе иммунная система все еще совсем «новенькая», не тренированная. Она еще не контактировала ни с чем, с чем нам всем приходится встречаться каждый день, чтобы сохранить здоровье. То есть она похожа на человека с развитыми мышцами, который еще только учится ходить: потенциально очень силен, но бьет неточно.

Это действительно удивительное открытие: иммунная система даже новорожденных достаточно крепкая, учитывая, что она способна бороться с болезнями или отражать их. Это означает, что иммунная система детей не получала должного научного признания за свою силу на протяжении многих лет. Как она развивается?

Строительными блоками иммунной системы являются Т-клетки. Это специализированные клетки, из которых состоит иммунная система, помогающая бороться с инфекциями и болезнями. И это клетки, которые начинают формироваться очень рано, еще во время беременности.

По данным специалистов Детской больницы Филадельфии, Т-клетки начинают формироваться у плода в возрасте от двух до трех месяцев. К тому времени, когда наступает третий-четвертый месяц беременности, Т-клетки уже функционируют. Они способны защищать ребёнка от болезней внутри матки.

Однако поскольку матка в норме является стерильной средой, организму нет необходимости привлекать Т-клетки к действию.

Когда дети рождаются, иммунитет, который у них есть благодаря Т-клеткам, начинает ослабевать в течение нескольких недель, прежде чем снова начнет формироваться. Именно поэтому детям рекомендуется держаться подальше от общественных мест в течение первых нескольких месяцев, чтобы дать время их иммунной системе созреть.

Почему дети часто болеют?


В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА

Младенцы в целом остаются здоровыми и не болеют примерно до шестимесячного возраста — если никто не приносит в дом легко распространяемых инфекций или соблюдает правила профилактики.

Затем родителям может начать казаться, что дети заболевают в мгновение ока и болеют без конца. Это не плод воображения. Именно в это время иммунитет опять может несколько ослабнуть.

Все дело в том, что до шестимесячного возраста в организме младенцев есть материнские антитела, которые помогают им бороться с болезнями. Однако по прошествии этого времени врожденный материнский иммунитет, который у них был, начинает истощаться. Приходит время начала активной работы иммунной системы младенцев.

А поскольку она еще незрелая и, скорее всего, ей не приходилось бороться с какой-либо инфекцией в первые месяцы жизни, иммунная система не помнит конкретные бактерии и вирусы.

Своевременная вакцинация аккуратно учит иммунную систему распознавать возбудителей. Так что если потом ребёнок встретится с вирусом, его Т-клетки уже будут знать, как именно атаковать.

Таким образом, все возбудители, с кем вступает в контакт иммунная система, являются для нее новыми. Это значит, что в результате дети будут болеть.

Иммунный импринтинг — так называют удивительный феномен, из-за которого люди реже болеют определенными инфекциями, в частности, конкретными штаммами вируса гриппа.

Ученые доказали: с каким штаммом детский организм встретится первым, с таким ему будет намного проще бороться в течение всей жизни. Иммунная система запоминает его лучше всего и быстрее уничтожает вирус.

Как иммунная система ребёнка реагирует на болезни?


В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА

До недавнего времени считалось, что причиной заболеваемости младенцев был тот факт, что их иммунная система все еще находилась в процессе укрепления и подвергалась воздействию болезней после ослабления иммунитета от матери.

Но, согласно исследованию Колумбийского университета, в иммунной системе происходит больше процессов, чем мы предполагали. Причина, по которой иммунная система младенцев всегда считалась слабой, заключалась в том, что ее сравнивали с иммунной системой взрослых. Но когда исследователи поняли, что это сравнение не совсем уместно, они обнаружили, насколько сильны Т-клетки, особенно наивные Т-клетки.

Наивные Т-клетки — это клетки, которые никогда раньше не сталкивались с болезнью. Исследователи обнаружили, что эти клетки способны обнаруживать вирус в организме быстрее, чем взрослые Т-клетки. Из-за этого иммунная система детей посылает более сильный ответ, чем у взрослых, останавливая многие распространенные болезни на их пути.

Это же вызывает более яркое течение болезни с выраженными симптомами. Организм «набрасывается» на возбудителя, чтобы быстрее его побороть. Для чего в том числе повышает температуру тела.

Кроме того, поскольку иммунная система младенцев «предназначена для реагирования на множество новых патогенов», как говорят ученые, она также может быть более мощной, чем у взрослых.

Почему иммунную систему ребёнка все еще необходимо защищать после рождения


В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА

Хотя все это может несколько успокоить молодых родителей, особенно в ожидании сезонных эпидемий ОРВИ и гриппа, детей по-прежнему необходимо защищать от микробов в течение нескольких недель и месяцев после рождения. Преднамеренное заражение детей инфекциями в расчете на силу их иммунитета — не самая умная идея.

Иммунная система выполнит всю необходимую работу, постепенно вступая в контакт с бактериями и вирусами по мере взросления малышей. И чем больше силы она накопит к моменту контакта, тем в большей безопасности будет ребёнок.

Но и пытаться изолировать детей от всех бактерий не стоит. Почему? Читайте об этом в статье «Идеальная чистота: почему страдает здоровье детей?».

Viral respiratory infections and the maturation of nasal immune responses in infants van Benten I. J. The VIGALL study 2004

Epithelial cells in fetal intestine produce chemerin to recruit macrophages Maheshwari A., Kurundkar A. R., Shaik S. S., et. al. Am J Physiol Gastrointest Liver Physiol 2009

Development of the immune system in neonates Chirico G. J Arab Neonatal Forum 2005

Infant T cells are developmentally adapted for robust lung immune responses through enhanced T cell receptor signaling Thapa P, Guyer RS, Yang AY, et al. Sci Immunol. 2021

Естественная защита организма: что такое иммунная система, как она формируется у малышей, в результате чего появляется иммунитет, почему во время беременности важно принимать витамины и минералы, назначенные врачом, и как на формирование иммунитета влияют пребиотики.

Что такое иммунная система?

Иммунная система человека — это многоуровневая система защиты организма. Она эволюционировала миллионы лет, прежде чем стать эффективным щитом, который позволяет нам противостоять инфекциям.

Каждую минуту иммунная система распознает и пытается уничтожить (большей частью успешно) разнообразные антигены – бактерии, грибы, вирусы, токсины, и даже собственные неправильные клетки.

Антигенами называют любые вещества, которые организм воспринимает как чужеродные или опасные.

Следствием активности иммунной системы является не только уничтожение чужеродного агента, но и появление у человека иммунитета – устойчивости организма к инфекции на определенный период.

Из чего состоит иммунная система человека?

Иммунная система человека подразделяется на две подсистемы: врожденную, и приобретенную. Неспецифический врожденный иммунитет закладывается еще во время беременности. Это – первая линия защиты организма от вирусов и бактерий. Однако он недостаточно силен, чтобы уберечь ребенка от некоторых заболеваний.

Для защиты от них нам необходим специфический приобретенный иммунитет, который вырабатывается после встречи с возбудителями заболеваний или благодаря вакцинации. Частью приобретенного иммунитета считается также пассивный иммунитет, который малыш получает от мамы или при вакцинировании.

Врожденная иммунная система

Врожденный, или неспецифический иммунитет, борется с чужеродными микроорганизмами различными способами:

Приобретенный активный иммунитет

Приобретенный иммунитет по-другому называют специфическим. Его основное свойство – выработка специфических антител в ответ на проникновение бактерий, грибов, вирусов и пр., а также для нейтрализации токсинов и других чужеродных веществ.

Если работу врожденного иммунитета можно описать как большой магазин, в котором на каждого покупателя найдется костюм, то процесс выработки специфического иммунитета больше похож на индивидуальный пошив в ателье.  Взаимодействие антиген-антитело можно представить как соединение двух кусочков пазла — настолько хорошо они друг к другу «подогнаны». Важнейшая особенность адаптивного иммунитета — формирование долгосрочной памяти организма к антигену.

При следующих встречах с этим антигеном иммунный ответ на него будет быстрым и сильным, так как в организме «хранится» и постоянно циркулирует небольшое количество иммунных клеток, которые его помнят и тут же снова возьмутся за работу. По этой причине большинством детских вирусных заболеваний мы болеем всего один раз в жизни. На этом же свойстве – появление иммунологической памяти — основано действие вакцин1.

В иммунную систему входят:

Формирование иммунной системы у детей

Иммунная система начинает формироваться еще до рождения и постоянно развивается на протяжении детства и юности.

Иммунитет плода

Предшественники иммунных клеток появляются на третьей неделе развития плода. Позднее они мигрируют в костный мозг, где остаются на всю жизнь. В дальнейшем из них образуются лимфоциты – основные клетки иммунной системы. Лимфоциты умеют вырабатывать антитела и напрямую уничтожать антигены.

Чуть позже – на шестой неделе — у плода развиваются лимфоидные органы: тимус, костный мозг, а чуть позже селезенка, лимфатические узлы, миндалины и иммунные клетки кишечника.

Пассивный иммунитет ребенка

Первое серьезное испытание для иммунной системы – рождение. В этот момент работают компоненты врожденного иммунитета и антитела, полученные ребенком от матери. Это отдельный вид иммунитета – иммунитет от матери к ребенку, или пассивный иммунитет.

Материнские антитела проникают в организм ребенка через плаценту и с грудным молоком. Они разрушаются и выводятся из организма малыша через несколько недель.

Новорожденный ребенок имеет все необходимое для работы иммунной системы, но работает она пока достаточно условно. В связи с этим выделяют несколько критических этапов формирования иммунитета у детей2, причем половина из них приходится на младенческий возраст.

Первый месяц жизни

Первый этап — первые 30 дней жизни. Собственная иммунная активность низкая, но организм ребенка неплохо защищен материнскими антителами. Некоторые лимфоциты начинают отвечать на стимуляцию антигенами, но ответ этот пока крайне слаб.

До полугода

Второй этап — 4-6 месяцев. Уровень материнских антител заметно снижается, они выводятся из организма, особенно если грудное вскармливание прекращается или составляет небольшую часть рациона малыша. Низкий уровень собственных антител недостаточен для полноценной защиты, и это делает малыша восприимчивым к ОРВИ. В этот период надо быть особенно внимательным к таким факторам как переохлаждение, контакты с людьми и пр.

Иммунитет ребенка после года

Третий этап длится до двух лет ребенка. Иммунная система вырабатывает уже достаточные количества антител, но местные защитные факторы еще остаются незрелыми.  Это проявляется в высокой восприимчивости к бактериям, поэтому надо быть внимательным к ссадинам, порезам, и другим потенциальным источникам заражения.

Дальнейшее формирование иммунитета у детей

Еще несколько лет иммунная система ребенка будет незрелой: «дозревать» и обучаться она будет, встречаясь с различными антигенами. Регулярные «столкновения» иммунной системы с различными антигенами сформируют сильный приобретенный иммунитет. Именно поэтому нельзя ограждать ребенка от активного взаимодействия с миром – игр в песочнице, общения с детьми и взрослыми, контактов с домашними животными. Излишняя «стерильность» в окружении ребенка серьезно вредит формированию хорошей иммунной защиты.

Иммунная система тесно взаимодействует с другими системами организма: с эндокринной, нервной, выделительной. Большая роль отведена кишечнику: в нем так много лимфоцитов, что условно его называют самым большим органом иммунной системы. Сбой в этих системах будет отражаться на иммунитете, поэтому важно своевременно обращаться к специалисту с любыми проблемами, которые беспокоят малыша

Иммунитет и питание

Залогом крепкой иммунной системы ребенка является правильное питание мамы во время беременности. Дефицит цинка3, витамина А4 и ряда других микронутриентов во время вынашивания малыша может оказаться критичным для его иммунной системы, затормозить ее развитие. Кроме того, полноценное питание матери (кросс-линк на 1 статью) необходимо для выработки достаточного количества антител, которые она сможет передать ребенку. Так как антитела – это белки, в рационе беременной постоянно должны присутствовать аминокислоты, в том числе и незаменимые.

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание – не менее важный фактор хорошего здоровья малыша. Во-первых, с молоком ребенок получает все необходимые питательные вещества – в нужном количестве и качестве. Во-вторых, как упоминалось выше, с молоком поступают материнские антитела – по сути единственная защита организма после рождения.

Пребиотики для иммунитета

После введения прикорма ребенок должен получать с едой достаточное количество витаминов, микро и макроэлементов для роста, развития и формирования иммунной системы. Важную роль в поддержании иммунитета играют пребиотики, которые мы также получаем с пищей.

Как и в питании при беременности, очень важно чтобы рацион был разнообразным. Включайте в рацион малыша разные виды каш, овощных и фруктовых пюре. Не забывайте о специальных детских молочных и кисломолочных продуктах, обогащенных пребиотиками: йогуртах, творожках и детских молочных смесях 3-й и 4-й ступени.

Дата публикации: 23 мая 2018.

При  этом  различают  процесс  закладки  иммунной  системы,

реализацию  её  потенциальных  возможностей   в  развертывании  специфических   реакций   и  достижения  зрелости.

От того, как развивается иммунная система, зависит устойчивость организма ребенка или, наоборот, его подверженность различным заболеваниям бактериальной, вирусной, грибковой породы, а также иммунодефицитным состояниям и развитию аллергии.

Процесс созревания этой глобальной природной защиты длится многие годы, поскольку иммунологическая память не наследуется, а приобретается человеком.

Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода.

Иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Важнейшее биологическое значение этого состоит в предупреждении слишком бурных иммунных реакций, неизбежных при контакте новорожденного с огромным количеством антигенов (веществ, которые «узнаются» нашим организмом как чужеродные и которые могут запускать иммунную (защитную) реакцию). Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, то есть если мама переболела или была привита до беременности, например, от кори, краснухи, то она передаст готовые антитела малышу. Собственный синтез иммуноглобулинов у маленького ребенка крайне ограничен.

Всего в организме человека вырабатывается 5 разновидностей антител (иммуноглобулинов), каждый из которых выполняет свою функцию.

Иммуноглобулин А защищает слизистые оболочки человека. Он связывает микробы и вирусы непосредственно в полости рта, в дыхательных путях, пищеварительном тракте и не дает им проникнуть во внутренние органы (легкие, сердце, печень). Однако он не запоминает вирусы и микробы, то есть не обладает иммунологической памятью, поэтому на каждое последующее поступление вирусов в организм вырабатываются свои антитела.

Иммуноглобулин М вырабатывается В-лимфоцитами в ответ на первое появление патогена и тоже не обладает иммунологической памятью. Однако при повторных встречах с одной и той же инфекцией антитела класса М способны запомнить микроб.

Иммуноглобулин G вырабатываются при появлении вирусов, микробов, аллергенов. Они запоминают эти патогены и предотвращают развитие инфекции. Причем иммуноглобулины G реагируют не только на вновь поступившие бактерии, но и на те микробы и вирусы, которые циркулируют в крови длительное время.

Иммуноглобулин Е появляются в ответ на размножение в организме паразитов (глистов) и контролируют развитие аллергических реакций.

Иммуноглобулин D участвует в синтезе В-лимфоцитов.

В процессе роста ребенка существуют определенные «критические» периоды в формировании иммунной системы.

Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета.

Второй критический период – 3-6 месяцев жизни – обусловлен разрушением материнских антител в организме малыша. Но на проникновение инфекции в организме ребенка все же развивается первичный иммунный ответ. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.

Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка. У малыша значительно расширяются контакты с окружающим миром. Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой. Дети все еще чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания.

Четвертый критический период – 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические болезни, нарастает частота аллергических заболеваний.

Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов (тканевых образований, в которых образуются иммунные клетки и где они приобретают иммунную специфичность). После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний.

Для укрепления  защитных сил организма ребенка можно применять различные общеукрепляющие методики: закаливание, контрастные воздушные ванны, одевать малыша соответственно погоде,  стараться максимально ограничить контакты с другими детьми в период вспышек сезонных вирусных заболеваний (например, не водить ребенка на   различные массовые мероприятия во время эпидемии гриппа).

Достаточно эффективны средства народной медицины, например, чеснок и лук. Эти растения выделяют так называемые фитонциды – вещества, уничтожающие вирусы и бактерии. Обычно их измельчают и расставляют в стеклянных блюдцах в помещении. Нанизанный на ниточку зубчик чеснока можно повесить малышу на шею.

Когда нужно обратиться к иммунологу?

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети до 3 лет переносят 6-8 респираторных заболеваний в год. В среднем, в течение года при нормальном функционировании иммунной системы, ребенок может переболеть 1-2 раза достаточно тяжелыми вирусными инфекциями (грипп, аденовирусная инфекция); до 4-5 инфекций могут протекать легко, в виде насморка, покашливания, невысокой температуры.

В этих случаях родителям не стоит считать, что у малыша снижен иммунитет. Ведь единственный способ полноценно защититься от инфекционных заболеваний – выработать собственный иммунитет, который формируется при встрече с микробом. Частые ОРВИ ни в коей мере не стоит рассматривать как проявление несостоятельности иммунной системы ребенка и говорить об иммунодефиците.

Дети, посещающие детский сад, первое время болеют достаточно часто, так как возможность контакта с заболевшими людьми увеличивается. Этот период обычно длится 6-12 месяцев. Причиной повышенной заболеваемости может стать и стрессовая ситуация, нежелание ребенка находиться в дошкольном учреждении и т.п. Однако отмечено, что дети, не посещающие детский сад, болеют реже, но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: