Что из нижеперечисленного является одним из важных факторов распространения вредных привычек?
Если хотите проходить тесты быстрее и иметь полный доступ ко всем тестам с ответами по своей специальности, то пользуйтесь НМО тренажером: t.me/nmomed_bot
«Триада Селье» включает
1) гипертрофия коры надпочечников;+2) изъязвление слизистой желудочно-кишечного тракта;+3) повышение артериального давления;4) повышение уровня глюкозы в плазме крови;5) спазм периферических сосудов;6) уменьшение вилочковой железы.+
Биомаркер стресса, наиболее часто используемый в экспериментальных исследованиях
1) гликированный гемоглобин;2) дофамин;3) интерлейкин-1;4) кортизол.+
В МКБ-10 психосоматический вариант развития сердечно-сосудистого заболевания кодируется дополнительным кодом
1) F07 – Расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга;2) F45 – Соматоформные расстройства;3) F54 – Психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках;+4) F62 – Стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга.
Ланг и А. Мясников являются авторами
1) концепции алекситимии;2) концепции аллостаза;3) концепции коронарного типа поведения;4) концепции специфического психодинамического конфликта;5) нейрогенной концепции артериальной гипертензии.+
Госпитальная шкала тревоги и депрессии разработана для оценки выраженности симптомов тревоги и депрессии
1) у пациентов с когнитивными расстройствами и нарушениями речи;2) у пациентов с соматическими заболеваниями;+3) у пациентов, испытывающих трудности в описании своих чувств;4) у пациентов, отказывающихся от консультации психиатра.
К личностным факторам риска развития и неблагоприятного течения сердечно-сосудистых заболеваний относятся
1) алекситимия;+2) враждебность и поведение типа А;+3) гиперответственность;4) интроверсия;5) личность типа Д;+6) низкая самооценка.
К методам диагностики депрессивных расстройств относятся
1) актиграфия;2) анализ слюны на кортизол;3) беседа/интервью;+4) клинические шкалы (экспертной оценки);+5) наблюдение;+6) шкалы самооценки.+
К методам диагностики тревожных расстройств относятся
1) депрессия;2) жизненное истощение;+3) острый психический стресс;+4) умственное утомление;5) хронический психический стресс;+6) эмоциональное выгорание.+
К психопатологическим факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний относятся
1) аффективные расстройства;+2) невротические и связанные со стрессом расстройства;+3) расстройства личности;4) умственная отсталость;5) шизофрения.+
К социально-психологическим факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний относятся
1) cоциальная изоляция;+2) дефицит социальной поддержки;+3) низкий социально-экономический статус;+4) повышенная социальная активность;5) частая смена места работы.
К функциям социальной поддержки, согласно функциональному подходу, относятся
1) инструментальная;+2) информационная;+3) развивающая;4) регуляторная;5) эмоциональная.+
Какие основные нейрофизиологические системы, обеспечивающие реакцию стресса?
1) гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальная;+2) гипоталамо-гипофизарно-тиреоидная;3) нейроэндокринно-иммунная;4) симпатоадреналовая.+
Заболевание развилось на фоне нарушения психологической адаптации личности;B. пациент считает, что заболевание имеет психологические причины;C. хроническое течение заболевания;D. заболевание проявилось/обострилось после или в ходе воздействия психотравмирующей ситуации;E. отмечается зависимость течения заболевания от степени актуальности психотравмирующей ситуации;F. адекватная психотерапия приводит к улучшению соматическое состояние пациента
1) A, B, D, E;2) A, D, E, F;+3) B, C, D, F;4) B, C, E, F.
Личность типа Д включает следующие компоненты
1) повышенный самоконтроль в межличностной сфере;+2) склонность к навязчивым размышлениям;3) склонность к негативным переживаниям;+4) трудности в распознавании и описании чувств.
Основные компоненты алекситимии
1) нарушение способности к символизации;+2) ориентированность на внешние события, а не внутренние переживания;+3) склонность интерпретировать телесные ощущения как признаки заболевания;4) трудности в разграничении чувств и телесных ощущений;+5) трудности в распознавании, описании и выражении чувств и эмоций;+6) эмоциональная холодность.
Основные компоненты эмоционального выгорания
1) cиндром деперсонализации-дереализации;2) cнижение профессиональной самооценки;+3) «деперсонализация»;+4) конфликтность;5) эмоциональное истощение.+
Основные проявления жизненного истощения — это
1) cлабость и утомление;+2) головная боль;3) инсомния;4) когнитивное снижение;5) раздражительность;+6) чувство деморализованности.+
Поведение типа А включает
1) агрессивность;+2) амбициозность и стремление к лидерству;+3) переживание нехватки времени и спешка;+4) подверженность вредным привычкам;5) склонность к правонарушениям.
При структурном подходе социальная поддержка оценивается на основании
1) cоциально-экономического статуса;2) cтепени удовлетворенности социальных потребностей личности;3) степени доступности материальных ресурсов;4) степени социальной интеграции.+
Синдром кароси – это японский термин, обозначающий
1) внезапную смерть на работе от переутомления;+2) депрессию в связи с выходом на пенсию;3) отказ брать больничный вследствие высокой профессиональной лояльности;4) эмоциональное выгорание.
Согласно модели представлений о здоровье, пациент с большей вероятностью будет следовать профилактическим медицинским рекомендациям, если уверен, что
1) выполнение рекомендаций вызовет положительную оценку близких;2) заболевание опасно;+3) медицинские рекомендации могут снизить риск развития заболевания;+4) отсутствуют препятствия к выполнению медицинских рекомендаций;+5) подвержен риску развития заболевания;+6) получит помощь от окружающих в выполнении медицинских рекомендаций;7) способен выполнять медицинские рекомендации.+
Согласно нейрогенной концепции, артериальная гипертензия является следствием
1) вегетативного дисбаланса;2) дисгармоничного развития личности;3) локального поражения коры головного мозга;4) нарушения высшей нервной деятельности;+5) поражения периферической нервной системы.
Согласно психодинамическому подходу, заболевание является следствием
1) дезадаптивных установок;2) интрапсихического конфликта;+3) искаженного образа собственного тела;4) недостатка социальной поддержки;5) несформированности системы ценностей.
Стадии стресса (по Г. Селье). Укажите в порядке развития стадийА. РезистентностьB. ТревогаC. ИммобилизацияD. ГиперактивностьE. Истощение
1) A, B, E;2) B, A, C;3) B, A, E;+4) B, D, E;5) D, A, C.
Стресс как общий адаптационный синдром – это
1) cостояние нервно-психического напряжения;2) неспецифическая реакция организма на любое повреждающее воздействие;+3) неспецифическое изменение поведение человека в угрожающей ситуации;4) повреждающее воздействие, вызывающее реакцию всех физиологических систем организма.
Характеристиками и нарушениями сна, связанными с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний, являются
1) cиндром беспокойных ног;2) инсомния;+3) недостаток сна (≤ 6 ч);+4) ночные кошмары;5) синдром обструктивного апноэ во сне.+
Шкала депрессии Бека
1) основана на инструментальной оценке физиологических проявлений депрессии;2) является клинической шкалой, заполняется врачом на основе наблюдения и беседы;3) является шкалой наблюдения за поведением пациента в естественных условиях;4) является шкалой самооценки, заполняется пациентом.+
Шкала тревоги Гамильтона
1) основана на инструментальной оценке физиологических проявлений тревоги;2) является клинической шкалой, заполняется врачом на основе наблюдения и беседы;+3) является шкалой наблюдения за поведением пациента в естественных условиях;4) является шкалой самооценки, заполняется пациентом.
Эмоциональное выгорание — это
1) cиндром нарушения адаптации к профессиональному стрессу;+2) cиноним депрессивного расстройства;3) нарушение распознавания и выражения эмоций;4) расстройство эмоциональной регуляции на фоне острого стресса.
Специальности для предварительного и итогового тестирования
Кардиология, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Психиатрия, Терапия.
Вносите свой посильный вклад в общее дело пожертвованиями и финансовой помощью. Чем больше у нас будет ресурсов, тем больше мы сделаем вместе для медицинских работников (Ваших коллег).
1) изменение регуляции обмена веществ ввиду переживания социальных событий;+2) повышение уровня адреналина в ответ на опасности, возникающие при офисной работе;3) изменение настроения под общественным влиянием;4) нарушение обмена веществ из-за воздействия общества.
Биопсихосоциальное устройство человека подразумевает сочетание
1) биологии;+2) механики;3) культуры;+4) психологии.+
В Глобальные цели ВОЗ 2025 года входят задачи
1) снизить распространённость курения;+2) снизить распространённость злоупотребления алкоголем;+3) добиться отказа от потребления жирной пищи;4) добиться ремиссии ВИЧ-инфекции у большинства больных;5) уменьшить распространённость ожирения.+
В борьбе с психосоциальными факторами риска врач
1) никак не может помочь;2) может направить к психологу;+3) может рекомендовать сходить в церковь;4) может помочь разобраться с некоторыми проблемами здоровья и их влиянием на социальную жизнь.+
Влияние культуры на здоровье включает в себя следующие три уровня
1) повышение внимания;2) возникновение желания;3) стереотипные действия;+4) скрытые сообщения;+5) индукцию стресса.+
Глянцевые журналы становятся фактором риска, потому что
1) они провоцируют курение;2) в них много рекламы;3) они подменяют представление человека о самом себе;+4) они провоцируют покупку вредной пищи.
Здоровье определяется как
1) удовлетворение всех потребностей, включая биологические, психологические и социальные;2) благополучие на биологическом, психологическом и социальном уровнях;+3) поддержание хорошего настроения на протяжении большей части жизни;4) нормальность всех показателей гомеостаза.
Источниками социального стресса являются
1) восьмичасовой сон;2) поведение других людей;+3) внутренняя готовность к стрессу (включая измененную регуляцию гомеостаза);+4) деструктивная среда;+5) нарушенная самоидентификация.+
К психосоциальным факторам риска относятся
1) канцерогены;2) одиночество;+3) курение;+4) стресс;+5) поллютанты.
1) сахарный диабет 1 типа;2) курение;+3) гиподинамия;+4) неправильное питание;+5) стресс.+
К трем элементам порочного круга в неправильном питании относятся
1) постоянный голод;+2) отсутствие желания похудеть;3) наличие ожирения;4) привлекательность сладкой пищи;+5) гиперинсулинемия.+
Медицинские подходы к работе с психосоциальными факторами риска
1) физиотерапия;+2) обучение, образование;3) мотивационное интервью;4) клиент-центрированная психотерапия;5) повышение физической активности;+6) когнитивная психотерапия.
Опыт – это
1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели;2) осведомленность о чем-либо;3) антропогенный мир;4) накопление памятью воспринимаемого и пережитого материала в течение жизни.+
Отличие стресса от дистресса
1) стресс нормален, физиологичен;+2) дистресс нормален, физиологичен;3) стресс возникает как хроническая ситуация;4) дистресс возникает как острая ситуация.
Переживание человеком новых событий определяет
1) интерес;2) опыт;+3) знание;4) внимание.
По определению ВОЗ, здоровье – это
1) отсутствие болезней и физических дефектов;2) состояние физического и душевного благополучия;3) состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;+4) состояние физического и социального благополучия.
Прежний опыт
1) определяет восприятие событий в прошлом, но не влияет на будущие события;2) определяет восприятие новых событий;+3) никак не влияет на восприятие новых событий;4) проходит для человека незамеченным и не используется в последующей жизни.
Престижное потребление стимулирует
1) покупка автомобиля для поездок на работу;2) приобретение ноутбука для работы;3) покупка более вкусных продуктов питания;4) приобретение товаров и услуг не ввиду их утилитарной значимости, а для подчёркивания социального положения.+
Привычку к курению обеспечивают следующие компоненты
1) изображения на упаковках;2) токсины сигаретного дыма;3) стереотипность действий;+4) насыщение рецепторов.+
Притягательность алкоголя обеспечивают следующие компоненты
1) эстетизация упаковки;+2) практика тостов, застолий;+3) похмелье;4) наличие примесей.
Проявления деструктивного поведения
1) разбрасывание мусора;+2) курение;+3) «авто-лихачество»;+4) озеленение территории;5) приготовление пищи.
Психологические подходы к работе с психосоциальными факторами риска
1) мотивационное интервью;+2) когнитивная психотерапия;+3) повышение физической активности;4) клиент-центрированная психотерапия;+5) физиотерапия;6) арт-терапия.+
Психосоциальные факторы риска – это
1) немодифицируемые факторы риска, связанные с полом, возрастом и наследственностью;2) факторы риска, связанные с профессией;3) факторы риска, связанные с развитием сопутствующих и фоновых заболеваний, осложняющих течение основного заболевания;4) факторы риска, связанные с осознаванием и переживанием человеком самого себя и своего места в социуме.+
Свойства пищи, которые ведут к её избыточному потреблению
1) как компонент культурной практики застолий;+2) товарные;3) органолептические;+4) потребительские.
Социальная идентичность человека – это
1) пол, возраст человека;2) представление человека о самом себе в соотнесении с социумом;+3) профессия, социальное положение человека;4) отношение человека к окружающим и к социуму вообще.
Социальные подходы к работе с психосоциальными факторами риска
1) арт-терапия;2) обучение, образование;+3) поиск хобби;+4) повышение физической активности;5) мотивационное интервью;6) когнитивная психотерапия.
Факторами риска неинфекционной патологии являются следующие эмоции
1) гнев;+2) вина;+3) тревога;+4) радость;5) элегия.
Хелсизм – это
1) избыточное потребление медицинских услуг и товаров;2) социальное явление, связанное с трансляцией медицинских представлений в массовую культуру;+3) отказ от излишеств;4) активная диспансеризация, обследования, профилактические меры.
Эскапизм – это
1) отказ от окружающей социальной действительности в пользу специально сконструированной, более комфортной;+2) человеческая философия «жизни ради себя»;3) отказ от излишеств;4) сектантство.
Аллергология и иммунология, Кардиология, Лечебное дело, Неврология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Терапия.
1) самопрезентация больного перед врачом;2) резюме человека при приеме на работу;3) ключевые моменты жизни пациента, во многом определившие его настоящее;4) вся совокупность опыта, который человек пронес через свою жизнь.+
Биологическое и социальное «Я» в человеке соотносятся следующим образом
1) взаимно влияют друг на друга;+2) социальное однозначно превалирует над биологическим;3) биологическое детерминирует социальное;4) существуют независимо друг от друга.
В случае наличия у пациента невежественных предрассудков, не касающихся болезни, в условиях необходимости коррекции его образа жизни врачу следует
1) попытаться объяснить ему правильную точку зрения с позиции мягкого воздействия;2) попытаться объяснить ему правильную точку зрения с позиции авторитета;3) прежде всего принять его право мыслить так, как он хочет;+4) отказаться от лечения такого пациента.
Влияние негативных эмоций на здоровье человека
1) является научно доказанным фактом;+2) никогда не изучалось;3) не является научно доказанным фактом;4) на данный момент активно изучается, но пока доказательства не найдены.
Врача как профессионала в ситуациях работы с психосоциальными факторами риска определяет
1) способность работать с людьми;+2) нежелание общаться с пациентами;3) образование;4) инструментальная компетенция.
Врачу по отношению к пациенту прежде всего следует проявить
1) доминирование;2) принятие;+3) понимание;+4) патерналистское отношение.
Врачу, желающему модернизировать собственную социальную идентичность в отношении к пациенту, стоит начать c
1) профессиональной литературы по теме;2) гуманитарной литературы, обозначающей человека самостоятельной ценностью;3) работы над самим собой.+
Главным препятствием на пути к полноценному анализу личности пациента является
1) необходимость собрать анамнез жизни пациента;2) недостаточное образование врачей;3) невежественность пациента;4) недостаток времени.+
Главным фактором успешного воздействия врача на пациента является
1) коммуникативные навыки врача;+2) образование пациента;3) благосостояние пациента;4) имидж больницы, в которой работает врач.
Залогом успешного взаимодействия врач-пациент являются
1) работа с пациентом на уровне личности;+2) формирование позитивного восприятия пациентом своего образа жизни;3) способность к конструктивной коммуникации;+4) формирование у пациента уверенности в положительной репутации лечащего врача.
Ирония по отношению к положению пациента
1) всё-таки нежелательна;+2) обязательна для налаживания коммуникации;3) является уместной, но только если пациент сам к этому располагает;4) является уместной, так как юмор помогает пациенту снять напряжение.
К вам пришел пациент с близкой перспективой соматического заболевания, причиной которого явилось курение. Стоит начать разговор с
1) объяснения вреда курения;2) объяснения вреда жизни в мегаполисе;3) попытки понять пациента в контексте его предшествующего опыта, его тревог и беспокойств;+4) объяснения перспективы соматических заболеваний, являющихся следствием курения.
К одному из глобальных факторов положительной динамики в отношениях врач-пациент, касающихся ситуаций психосоциальных и социокультурных факторов риска, относится
1) введение в практику клинических рекомендаций;2) глобализация, расширение культурных границ;3) технологический прогресс в медицине;4) изменение социальной идентичности врача.+
Ключом к модернизации образа жизни пациента может являться
1) выбор врачом правильной траектории лечения и назначение профилактики возможных заболеваний;2) декодирование имеющихся у пациента поведенческих установок;+3) объяснение врачом ошибочности суждений пациента с позиции авторитета;4) назначение гомеопатических препаратов.
Малоподвижный образ жизни прежде всего связан
1) с низкой социальной доступностью активного образа жизни;2) со спецификой современной культуры;+3) с эволюционной деградацией человеческого тела;4) с технологическим прогрессом.
Метафактором психосоциальных и социокультурных факторов риска можно назвать
1) весь предыдущий опыт пациента;2) подростковый возраст;3) детство пациента;4) всю совокупность информационной и культурной среды вокруг пациента.+
Необходимость максимально подробного анализа личности пациента обусловлена прежде всего тем, что
1) анализ личности пациента показывает, будет ли врачебное воздействие целесообразным;2) выявление социального положения пациента помогает определить оптимальную траекторию диагностики и лечения;3) формирование рекомендаций по корректированию образа жизни окажется нерезультативным без знания контекста появления вредных привычек.+
Один из важных факторов распространения вредных привычек – это
1) повышение цен на табачную продукцию;2) доступность сигарет и неправильного питания;3) неосведомленность молодежи о вреде курения, алкоголя и неправильного питания;4) имиджевые и культурные стереотипы.+
Одна из главных причин недостаточной физической активности современного человека
1) неосведомленность людей о феномене гиподинамии;2) неинформированность людей о вреде малоподвижного образа жизни;3) развитие сетей фитнес-клубов;4) непрестижность работы, связанной с повышенной физической активностью.+
Одна из главных проблем при работе с психосоциальными факторами риска
1) этнические и религиозные предрассудки;2) недостаток эмпатии у врачей;+3) климатические условия;4) ограниченность российского законодательства.
Одним из важнейших поддерживающих факторов для пациента является
1) информированность о болезни;2) обеспечение льготными медикаментами;3) психологическая поддержка;+4) уверенность в репутации врача.
Одним из важных факторов эффективности советов по модернизации образа жизни пациента являются
1) профессия пациента;2) властность врача;3) репутация врача;+4) имидж врачей в медийной среде.+
Одной из возможностей эффективной постоянной поддержки пациента может быть
1) подборка видеоматериалов и передач на тему болезни;2) чтение литературы;3) постоянный контакт с лечащим врачом;4) интернет-сообщество людей с аналогичным заболеванием.+
Оптимальный подход к лечению больного
1) целостный подход;+2) фрагментарный подход;3) предметный подход;4) инструментальный подход.
Отличие социальных негативных эмоций от вредных привычек как психосоциальных факторов риска
1) их различает охват и критичность для современного общества, где вредные привычки наносят значительно больший популяционный вред здоровью человечества;2) вредные привычки в своей реализации имеют большую биологическую зависимость, что отражает свою специфику как в профилактике, так и в практике избавления от них;+3) они практически не отличаются, так как одинаково опасны для здоровья.
Пациент, нуждающийся в корректировке психосоциальных факторов риска, прежде всего ожидает от врача
1) сохранения личного пространства пациента;2) научной терминологии;3) соблюдения конституционных прав пациента;4) принятия и восприятия его как личности.+
Переход переживаний человеком отдельных негативных событий в конкретные состояния организма происходит следующим образом
1) переживания человека не влияют на состояние организма;2) это следствие объективных внешних факторов: организм реагирует в зависимости от степени критичности происходящего для его выживания (лишение премии или лишение крова и т.д.);3) общественные нормы задают индивидуальное восприятие;4) индивид во многом сам задает значение происходящим событиям.+
Подход к пациенту как человеку социальному включает в себя
1) инструментальную фиксированность на биосоциальной природе человека, позволяющую лучше раскрыть причины болезни;2) фокусирование только на культурном уровне восприятия пациента;3) фокусирование на социальном и биологическом уровнях восприятия пациента, а не на культурном;4) целостное восприятие человека как сложной личности.+
Примерами негативных социально-направленных эмоций являются
1) тревога;+2) вина;+3) гордость;4) сексуальное влечение.
1) восприятие пациента как целостного гражданина;2) восприятие пациента как субъекта культуры во всем её многообразии;3) выяснение субъективного состояния больного;4) придание пациенту и его болезни значения и ценности, тождественных тем, какие он сам придает себе.+
Социокультурные факторы
1) могут влиять на гомеостаз в долгосрочной перспективе, восприятие культурных знаков и символов реализуется в прямом влиянии на организм;+2) не могут влиять на гомеостаз в долгосрочной перспективе, т.к. гомеостаз – это исключительно биологический феномен;3) не влияют на социальный уровень жизни человека;4) не поддаются измерению, и их влияние на организм не имеет достаточной описательной базы.
Социокультурными факторами риска могут являться
1) врожденные пороки развития;2) социальные условия жизни;+3) культурная атмосфера в районе проживания;+4) определенные профессии.+
Специфические трудности, с которыми сталкивается врач при попытке модифицировать образ жизни пациента
1) различие в ощущении угрозы между непосредственным заболеванием и психосоциальными или социокультурными факторами риска развития конкретных болезней;+2) языковой барьер;3) культурный барьер между врачом и пациентом;4) непонимание пациентом угрозы своего образа жизни.
Среди подходов к анализу психосоциальных факторов риска выделяют
1) цивилизационный подход;2) биосоциальный подход;3) популяционный подход;+4) индивидуализационный подход.+
Темперамент пациента определяет
1) сильное детское впечатление;2) устройство нервной системы;+3) взаимоотношение с врачом;4) материальный достаток.
Термин «соматизация» означает
1) трансформацию длительных переживаний пациента в болезни;+2) психическое расстройство, ведущее к затяжным психическим болезням;3) коррекцию физического несовершенства;4) переход болезни в переживания пациента.
Термин «ценение» в психологии ввёл
1) А. Б. Орлов;+2) Л. С. Выготский;3) С. П. Боткин;4) Н. И. Пирогов.
Третьим социокультурным и психосоциальным фактором риска будет
1) распространение компьютерных игр;2) гиподинамия;+3) избыточный вес;4) курение.
Трудности модернизации социальной идентичности врача заключаются в
1) отсутствии четкой инструментализации этой модернизации;+2) отсутствии законодательной базы для развития гуманистического отношения к пациенту;3) недостатках и специфике медицинского образования в прошлое и настоящее время;+4) отсутствии качественной литературы по данной теме.
Эмоции имеют
1) социальное основание;2) биологическое основание;+3) культурное основание;4) экономическое основание.
Авиационная и космическая медицина, Акушерство и гинекология, Аллергология и иммунология, Анестезиология-реаниматология, Бактериология, Вирусология, Водолазная медицина, Гастроэнтерология, Гематология, Генетика, Гериатрия, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда, Гигиеническое воспитание, Дезинфектология, Дерматовенерология, Детская кардиология, Детская онкология, Детская урология-андрология, Детская хирургия, Детская эндокринология, Диетология, Инфекционные болезни, Кардиология, Клиническая лабораторная диагностика, Клиническая фармакология, Колопроктология, Коммунальная гигиена, Косметология, Лабораторная генетика, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Лечебное дело, Мануальная терапия, Медико-профилактическое дело, Медико-социальная экспертиза, Медицинская биофизика, Медицинская биохимия, Медицинская кибернетика, Неврология, Нейрохирургия, Неонатология, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Общая гигиена, Онкология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Ортодонтия, Остеопатия, Оториноларингология, Офтальмология, Паразитология, Патологическая анатомия, Педиатрия, Педиатрия (после специалитета), Пластическая хирургия, Профпатология, Психиатрия, Психиатрия-наркология, Психотерапия, Пульмонология, Радиационная гигиена, Радиология, Радиотерапия, Ревматология, Рентгенология, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Рефлексотерапия, Санитарно-гигиенические лабораторные исследования, Сексология, Сердечно-сосудистая хирургия, Сестринское дело, Скорая медицинская помощь, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Стоматология детская, Стоматология общей практики, Стоматология общей практики (после специалитета), Стоматология ортопедическая, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Судебно-медицинская экспертиза, Судебно-психиатрическая экспертиза, Сурдология-оториноларингология, Терапия, Токсикология, Торакальная хирургия, Травматология и ортопедия, Трансфузиология, Ультразвуковая диагностика, Управление и экономика фармации, Управление сестринской деятельностью, Урология, Фармацевтическая технология, Фармацевтическая химия и фармакогнозия, Фармация, Физиотерапия, Фтизиатрия, Функциональная диагностика, Хирургия, Челюстно-лицевая хирургия, Эндокринология, Эндоскопия, Эпидемиология.