В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЙСТВУЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ПРИНЯТЫЙ 21 НОЯБРЯ 2011 Г N 323 ФЗ КОТОРЫЙ ЗАТРАГИВАЕТ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В ЭТОТ ЗАКОН ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ 24 ИЮЛЯ 2023 ГОДА

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Основные принципы охраны здоровья

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

1 ноября 2011 года

Одобрен

Советом Федерации

9 ноября 2011 года

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Основные принципы охраны здоровья

Подборка наиболее важных документов по запросу Основные принципы охраны здоровья
(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 37 «Организация оказания медицинской помощи» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
«Основные принципы охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, права, обязанности, ограничения медицинских работников при оказании медицинской помощи, вопросы оказания медицинской помощи, предусмотренные, в том числе статьями 4, 29, 37, 78, 79, 72, 73, 74, 82, 83 Федерального закона N 323-ФЗ, регламентируют одинаковые подходы к организации процессов оказания медицинской помощи, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности медицинских организаций.»

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 79 «Обязанности медицинских организаций» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
«Основные принципы охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, права, обязанности, ограничения медицинских работников при оказании медицинской помощи, вопросы оказания медицинской помощи, предусмотренные, в том числе статьями 4, 29, 37, 78, 79, 72, 73, 74, 82, 83 Федерального закона N 323-ФЗ, регламентируют одинаковые подходы к организации процессов оказания медицинской помощи, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности медицинских организаций.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Может ли врач отказаться от лечения больного?

(«Электронный журнал «Азбука права», 2023)

Одним из основных принципов охраны здоровья является недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. При этом не допускаются отказ в ее оказании в соответствии с государственной программой по ее бесплатному оказанию и взимание платы. Неправомерен отказ в оказании медицинской помощи в экстренной форме, которая должна быть безотлагательной и бесплатной (п. 7 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 11 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Нормативные акты

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. 14.12.2015),

от 25.06.2012 N 89-ФЗ
, от 25.06.2012 N 93-ФЗ
, от 07.02.2013 N 167-ФЗ
,

от 07.02.2013 N 185-ФЗ
, от 23.07.2013 N 205-ФЗ
, от 27.09.2013 N 253-ФЗ
,

от 25.11.2013 N 317-ФЗ
, от 28.12.2013 N 386-ФЗ
, от 06.04.2014 N 145-ФЗ
,

от 21.07.2014 N 205-ФЗ
, от 21.07.2014 N 243-ФЗ
, от 21.07.2014 N 246-ФЗ
,

от 21.07.2014 N 256-ФЗ
, от 22.10.2014 N 314-ФЗ
, от 01.12.2014 N 418-ФЗ
,

от 01.12.2014 N 419-ФЗ
, от 31.12.2014 N 519-ФЗ
, от 31.12.2014 N 532-ФЗ
,

от 08.03.2015 N 33-ФЗ
, от 03.08.2015 N ​​55-ФЗ
, от 04.06.2015 N 78-ФЗ
,

от 29.06.2015 N 160-ФЗ
, от 13.07.2015 N 213-ФЗ
, от 13.07.2015 N 230-ФЗ
,

от 13.07.2015 N 233-ФЗ
, от 13.07.2015 N 271-ФЗ
, от 14.12.2015 N 374-ФЗ
,

от 29.12.2015 N 389-ФЗ
, от 29.12.2015 N 408-ФЗ
, от 05.04.2016 N 93-ФЗ
,

от 26.04.2016 N 112-ФЗ
, от 07.03.2016 N 286-ФЗ
, от 04.03.2017 N 61-ФЗ
,

от 01.05.2017 N 86-ФЗ
, от 01.07.2017 N 154-ФЗ
, от 29.07.2017 N 216-ФЗ
,

от 29.07.2017 N 242-ФЗ
, от 05.12.2017 N 373-ФЗ
, от 05.12.2017 N 392-ФЗ
,

от 29.12.2017 N 465-ФЗ
, от 03.07.2018 N 56-ФЗ
, от 19.07.2018 N 208-ФЗ
,

от 08.03.2018 N 299-ФЗ
, от 08.03.2018 N 309-ФЗ
, от 08.03.2018 N 323-ФЗ
,

от 25.12.2018 N 489-ФЗ
, от 27.12.2018 N 511-ФЗ
, от 03.06.2019 N 18-ФЗ
,

от 29.05.2019 N 119-ФЗ
, от 02.12.2019 N 399-ФЗ
, от 27.12.2019 N 452-ФЗ
,

от 27.12.2019 N 478-ФЗ
, от 27.12.2019 N 481-ФЗ
, от 27.12.2019 N 518-ФЗ
,

от 26.03.2020 N 67-ФЗ
, от 01.04.2020 N 93-ФЗ
, от 01.04.2020 N 98-ФЗ
,

от 24.04.2020 N 147-ФЗ
, от 08.06.2020 N 166-ФЗ
, от 13.07.2020 N 206-ФЗ
,

от 31.07.2020 N 271-ФЗ
, от 31.07.2020 N 303-ФЗ
, от 08.12.2020 N 429-ФЗ
,

от 22.12.2020 N 438-ФЗ
, от 30.04.2021 N 126-ФЗ
(ред. 26.05.2021),

от 30.04.2021 N 128-ФЗ
, от 30.04.2021 N 129-ФЗ
, от 30.04.2021 N 131-ФЗ
,

от 26.05.2021 N 152-ФЗ
, от 11.06.2021 N 170-ФЗ
, от 07.02.2021 N 312-ФЗ
,

от 07.02.2021 N 313-ФЗ
, от 07.02.2021 N 314-ФЗ
, от 07.02.2021 N 315-ФЗ
,

от 07.02.2021 N 331-ФЗ
, от 07.02.2021 N 358-ФЗ
, от 30.12.2021 N 482-ФЗ
,

от 08.03.2022 N 46-ФЗ
, от 26.03.2022 N 64-ФЗ
, от 01.05.2022 N 129-ФЗ
,

от 11.06.2022 N 166-ФЗ
, от 14.07.2022 N 271-ФЗ
, от 14.07.2022 N 275-ФЗ
,

от 14.07.2022 N 317-ФЗ
, от 05.12.2022 N 469-ФЗ
, от 19.12.2022 N 538-ФЗ
,

от 28.12.2022 N 569-ФЗ
, от 29.12.2022 N 629-ФЗ
, от 28.04.2023 N 174-ФЗ
,

от 13.06.2023 N 256-ФЗ
, от 24.07.2023 N 386-ФЗ
,

в редакции Постановлений Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2020 N 1-П
,

от 13.07.2022 N 31-П
)

. Организация здравоохранения

1. Организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний
и заболеваний
, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом
.

2. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

3. Государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1
настоящей части);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

4. Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

5. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Подготовлены редакции
документа с изменениями, не вступившими в силу


1. Организация охраны здоровья осуществляется путем:


1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;


2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых
заболеваний и заболеваний
, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;


3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;


4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;


5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством
Российской Федерации;


6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом
.


2. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.


3. Государственную систему здравоохранения составляют:



1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

(в ред. Федерального закона
от 27.09.2013 N 253-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1
настоящей части);



3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

(в ред. Федерального закона
от 01.12.2014 N 418-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


4. Муниципальную систему здравоохранения составляют:



1) органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

(в ред. Федерального закона
от 26.05.2021 N 152-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.


5. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Статья
4.  Основные
принципы охраны здоровья

Основными
принципами охраны здоровья являются:

1)
соблюдение прав граждан в сфере охраны
здоровья и обеспечение связанных с
этими правами государственных гарантий;

2)
приоритет интересов пациента при
оказании медицинской помощи;

3)
приоритет охраны здоровья детей;

4)
социальная защищенность граждан в
случае утраты здоровья;

5)
ответственность органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
должностных лиц организаций за обеспечение
прав граждан в сфере охраны здоровья;

6)
доступность и качество медицинской
помощи;

7)
недопустимость отказа в оказании
медицинской помощи;

8)
приоритет профилактики в сфере охраны
здоровья;

9)
соблюдение врачебной тайны.

Статья
5.  Соблюдение
прав граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий

1.
Мероприятия по охране здоровья должны
проводиться на основе признания,
соблюдения и защиты прав граждан и в
соответствии с общепризнанными принципами
и нормами международного права.

2.
Государство обеспечивает гражданам
охрану здоровья независимо от пола,
расы, возраста, национальности, языка,
наличия заболеваний, состояний,
происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям
и от других обстоятельств.

3.
Государство гарантирует гражданам
защиту от любых форм дискриминации,
обусловленной наличием у них каких-либо
заболеваний.

Статья
6.  Приоритет
интересов пациента при оказании
медицинской помощи

1.
Приоритет интересов пациента при
оказании медицинской помощи реализуется
путем:

1)
соблюдения этических и моральных норм,
а также уважительного и гуманного
отношения со стороны медицинских
работников и иных работников медицинской
организации;

2)
оказания медицинской помощи пациенту
с учетом его физического состояния и с
соблюдением по возможности культурных
и религиозных традиций пациента;

3)
обеспечения ухода при оказании медицинской
помощи;

4)
организации оказания медицинской помощи
пациенту с учетом рационального
использования его времени;

5)
установления требований к проектированию
и размещению медицинских организаций
с учетом соблюдения санитарно-гигиенических
норм и обеспечения комфортных условий
пребывания пациентов в медицинских
организациях;

6)
создания условий, обеспечивающих
возможность посещения пациента и
пребывания родственников с ним в
медицинской организации с учетом
состояния пациента, соблюдения
противоэпидемического режима и интересов
иных лиц, работающих и (или) находящихся
в медицинской организации.

2.
В целях реализации принципа приоритета
интересов пациента при оказании
медицинской помощи органы государственной
власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, осуществляющие полномочия
в сфере охраны здоровья, и медицинские
организации в пределах своей компетенции
взаимодействуют с общественными
объединениями, иными некоммерческими
организациями, осуществляющими свою
деятельность в сфере охраны здоровья.

Статья
7.  Приоритет
охраны здоровья детей

1.
Государство признает охрану здоровья
детей как одно из важнейших и необходимых
условий физического и психического
развития детей.

2.
Дети независимо от их семейного и
социального благополучия подлежат
особой охране, включая заботу об их
здоровье и надлежащую правовую защиту
в сфере охраны здоровья, и имеют
приоритетные права при оказании
медицинской помощи.

3.
Медицинские организации, общественные
объединения и иные организации обязаны
признавать и соблюдать права детей в
сфере охраны здоровья.

4.
Органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления в
соответствии со своими полномочиями
разрабатывают и реализуют программы,
направленные на профилактику, раннее
выявление и лечение заболеваний, снижение
материнской и младенческой смертности,
формирование у детей и их родителей
мотивации к здоровому образу жизни, и
принимают соответствующие меры по
организации обеспечения детей
лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного
питания, медицинскими изделиями.

5.
Органы государственной власти Российской
Федерации и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
в соответствии со своими полномочиями
создают и развивают медицинские
организации, оказывающие медицинскую
помощь детям, с учетом обеспечения
благоприятных условий для пребывания
в них детей, в том числе детей-инвалидов,
и возможности пребывания с ними родителей
и (или) иных членов семьи, а также
социальную инфраструктуру, ориентированную
на организованный отдых, оздоровление
детей и восстановление их здоровья.

Статья
8.  Социальная
защищенность граждан в случае утраты
здоровья

Социальная
защищенность граждан в случае утраты
здоровья обеспечивается путем установления
и реализации правовых, экономических,
организационных, медико-социальных и
других мер, гарантирующих социальное
обеспечение, в том числе за счет средств
обязательного социального страхования,
определения потребности гражданина в
социальной защите в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
в реабилитации и уходе в случае заболевания
(состояния), установления временной
нетрудоспособности, инвалидности или
в иных определенных законодательством
Российской Федерации случаях.

Статья
9.  Ответственность
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, должностных
лиц организаций за обеспечение прав
граждан в сфере охраны здоровья

1.
Органы государственной власти и органы
местного самоуправления, медицинские
организации и иные организации
осуществляют взаимодействие в целях
обеспечения прав граждан в сфере охраны
здоровья.

2.
Органы государственной власти и органы
местного самоуправления, должностные
лица организаций несут в пределах своих
полномочий ответственность за обеспечение
гарантий в сфере охраны здоровья,
установленных законодательством
Российской Федерации.

Статья
10.  Доступность
и качество медицинской помощи

Доступность
и качество медицинской помощи
обеспечиваются:

1)
организацией оказания медицинской
помощи по принципу приближенности к
месту жительства, месту работы или
обучения;

2)
наличием необходимого количества
медицинских работников и уровнем их
квалификации;

3)
возможностью выбора медицинской
организации и врача в соответствии с
настоящим Федеральным законом;

4)
применением порядков оказания медицинской
помощи и стандартов медицинской помощи;

5)
предоставлением медицинской организацией
гарантированного объема медицинской
помощи в соответствии с программой
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи;

6)
установлением в соответствии с
законодательством Российской Федерации
требований к размещению медицинских
организаций государственной системы
здравоохранения и муниципальной системы
здравоохранения и иных объектов
инфраструктуры в сфере здравоохранения
исходя из потребностей населения;

7)
транспортной доступностью медицинских
организаций для всех групп населения,
в том числе инвалидов и других групп
населения с ограниченными возможностями
передвижения;

8)
возможностью беспрепятственного и
бесплатного использования медицинским
работником средств связи или транспортных
средств для перевозки пациента в
ближайшую медицинскую организацию в
случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Статья
11.  Недопустимость
отказа в оказании медицинской помощи

1.
Отказ в оказании медицинской помощи в
соответствии с программой государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи и взимание платы за
ее оказание медицинской организацией,
участвующей в реализации этой программы,
и медицинскими работниками такой
медицинской организации не допускаются.

2.
Медицинская помощь в экстренной форме
оказывается медицинской организацией
и медицинским работником гражданину
безотлагательно и бесплатно. Отказ в
ее оказании не допускается.

3.
За нарушение предусмотренных частями
1 и 2 настоящей статьи требований
медицинские организации и медицинские
работники несут ответственность в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Статья
12.  Приоритет
профилактики в сфере охраны здоровья

Приоритет
профилактики в сфере охраны здоровья
обеспечивается путем:

1)
разработки и реализации программ
формирования здорового образа жизни,
в том числе программ снижения потребления
алкоголя и табака, предупреждения и
борьбы с немедицинским потреблением
наркотических средств и психотропных
веществ;

2)
осуществления санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;

3)
осуществления мероприятий по предупреждению
и раннему выявлению заболеваний, в том
числе предупреждению социально значимых
заболеваний и борьбе с ними;

4)
проведения профилактических и иных
медицинских осмотров, диспансеризации,
диспансерного наблюдения в соответствии
с законодательством Российской Федерации;

5)
осуществления мероприятий по сохранению
жизни и здоровья граждан в процессе их
обучения и трудовой деятельности в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.

1.
Сведения о факте обращения гражданина
за оказанием медицинской помощи,
состоянии его здоровья и диагнозе, иные
сведения, полученные при его медицинском
обследовании и лечении, составляют
врачебную тайну.

2.
Не допускается разглашение сведений,
составляющих врачебную тайну, в том
числе после смерти человека, лицами,
которым они стали известны при обучении,
исполнении трудовых, должностных,
служебных и иных обязанностей, за
исключением случаев, установленных
частями 3 и 4 настоящей статьи.

3.
С письменного согласия гражданина или
его законного представителя допускается
разглашение сведений, составляющих
врачебную тайну, другим гражданам, в
том числе должностным лицам, в целях
медицинского обследования и лечения
пациента, проведения научных исследований,
их опубликования в научных изданиях,
использования в учебном процессе и в
иных целях.

4.
Предоставление сведений, составляющих
врачебную тайну, без согласия гражданина
или его законного представителя
допускается:

1)
в целях проведения медицинского
обследования и лечения гражданина,
который в результате своего состояния
не способен выразить свою волю, с учетом
положений пункта 1 части 9 статьи 20
настоящего Федерального закона;

2)
при угрозе распространения инфекционных
заболеваний, массовых отравлений и
поражений;

3)
по запросу органов дознания и следствия,
суда в связи с проведением расследования
или судебным разбирательством, по
запросу органа уголовно-исполнительной
системы в связи с исполнением уголовного
наказания и осуществлением контроля
за поведением условно осужденного,
осужденного, в отношении которого
отбывание наказания отсрочено, и лица,
освобожденного условно-досрочно;

4)
в случае оказания медицинской помощи
несовершеннолетнему в соответствии с
пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего
Федерального закона, а также
несовершеннолетнему, не достигшему
возраста, установленного частью 2 статьи
54 настоящего Федерального закона, для
информирования одного из его родителей
или иного законного представителя;

5)
в целях информирования органов внутренних
дел о поступлении пациента, в отношении
которого имеются достаточные основания
полагать, что вред его здоровью причинен
в результате противоправных действий;

6)
в целях проведения военно-врачебной
экспертизы по запросам военных
комиссариатов, кадровых служб и
военно-врачебных (врачебно-летных)
комиссий федеральных органов исполнительной
власти, в которых федеральным законом
предусмотрена военная и приравненная
к ней служба;

7)
в целях расследования несчастного
случая на производстве и профессионального
заболевания;

8)
при обмене информацией медицинскими
организациями, в том числе размещенной
в медицинских информационных системах,
в целях оказания медицинской помощи с
учетом требований законодательства
Российской Федерации о персональных
данных;

9)
в целях осуществления учета и контроля
в системе обязательного социального
страхования;

10)
в целях осуществления контроля качества
и безопасности медицинской деятельности
в соответствии с настоящим Федеральным
законом.

В
соответствии со ст. 4 Федерального закона
РФ № 323-ФЗ основными принципами охраны
здоровья являются:

1)
соблюдение прав граждан в сфере охраны
здоровья и обеспечение связанных с
этими правами государственных гарантий;

2)
приоритет интересов пациента при
оказании медицинской помощи;

3)
приоритет охраны здоровья детей;

4)
социальная защищенность граждан в
случае утраты здоровья;

5)
ответственность органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
должностных лиц организаций за обеспечение
прав граждан в сфере охраны здоровья;

6)
доступность и качество медицинской
помощи;

7)
недопустимость отказа в оказании
медицинской помощи;

8)
приоритет профилактики в сфере охраны
здоровья;

9)
соблюдение врачебной тайны.

Соблюдение
прав граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий


.
В ст. 5 Федерального
закона РФ № 323-ФЗ указано:

«1.
Мероприятия по охране здоровья должны
проводиться на основе признания,
соблюдения и защиты прав граждан и в
соответствии с общепризнанными принципами
и нормами международного права.

2.
Государство обеспечивает гражданам
охрану здоровья независимо от пола,
расы, возраста, национальности, языка,
наличия заболеваний, состояний,
происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям
и от других обстоятельств.

3.
Государство гарантирует гражданам
защиту от любых форм дискриминации,
обусловленной наличием у них каких-либо
заболеваний».

Приоритет
интересов пациента при оказании
медицинской помощи


.
Согласно ч. 1 ст.
6 Федерального закона РФ № 323-ФЗ приоритет
интересов пациента при оказании
медицинской помощи реализуется путем:

1)
соблюдения этических и моральных норм,
а также уважительного и гуманного
отношения со стороны медицинских
работников и иных работников медицинской
организации;

2)
оказания медицинской помощи пациенту
с учетом его физического состояния и с
соблюдением по возможности культурных
и религиозных традиций пациента;

3)
обеспечения ухода при оказании медицинской
помощи;

4)
организации оказания медицинской помощи
пациенту с учетом рационального
использования его времени;

5)
установления требований к проектированию
и размещению медицинских организаций
с учетом соблюдения санитарно-гигиенических
норм и обеспечения комфортных условий
пребывания пациентов в медицинских
организациях;

6)
создания условий, обеспечивающих
возможность посещения пациента и
пребывания родственников с ним в
медицинской организации с учетом
состояния пациента, соблюдения
противоэпидемического режима и интересов
иных лиц, работающих и (или) находящихся
в медицинской организации.

В
целях реализации принципа приоритета
интересов пациента при оказании
медицинской помощи органы государственной
власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, осуществляющие полномочия
в сфере охраны здоровья, и медицинские
организации в пределах своей компетенции
взаимодействуют с общественными
объединениями, иными некоммерческими
организациями, осуществляющими свою
деятельность в сфере охраны здоровья
(ч. 2 ст.
6 Федерального закона РФ № 323-ФЗ).

Приоритет
охраны здоровья детей


.

В ст. 7
Федерального
закона РФ № 323-ФЗ определено:

«1.
Государство признает охрану здоровья
детей как одно из важнейших и необходимых
условий физического и психического
развития детей.

2.
Дети независимо от их семейного и
социального благополучия подлежат
особой охране, включая заботу об их
здоровье и надлежащую правовую защиту
в сфере охраны здоровья, и имеют
приоритетные права при оказании
медицинской помощи.

3.
Медицинские организации, общественные
объединения и иные организации обязаны
признавать и соблюдать права детей в
сфере охраны здоровья.

4.
Органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления в
соответствии со своими полномочиями
разрабатывают и реализуют программы,
направленные на профилактику, раннее
выявление и лечение заболеваний, снижение
материнской и младенческой смертности,
формирование у детей и их родителей
мотивации к здоровому образу жизни, и
принимают соответствующие меры по
организации обеспечения детей
лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного
питания, медицинскими изделиями.

5.
Органы государственной власти Российской
Федерации и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
в соответствии со своими полномочиями
создают и развивают медицинские
организации, оказывающие медицинскую
помощь детям, с учетом обеспечения
благоприятных условий для пребывания
в них детей, в том числе детей-инвалидов,
и возможности пребывания с ними родителей
и (или) иных членов семьи, а также
социальную инфраструктуру, ориентированную
на организованный отдых, оздоровление
детей и восстановление их здоровья».

Социальная
защищенность граждан в случае утраты
здоровья


.
В силу ст. 8
Федерального закона РФ № 323-ФЗ социальная
защищенность граждан в случае утраты
здоровья обеспечивается путем установления
и реализации правовых, экономических,
организационных, медико-социальных и
других мер, гарантирующих социальное
обеспечение, в том числе за счет средств
обязательного социального страхования,
определения потребности гражданина в
социальной защите в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
в реабилитации и уходе в случае заболевания
(состояния), установления временной
нетрудоспособности, инвалидности или
в иных определенных законодательством
Российской Федерации случаях.

Ответственность
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, должностных
лиц организаций за обеспечение прав
граждан в сфере охраны здоровья


.
На основании ч. 1 ст.
9 Федерального закона РФ № 323-ФЗ органы
государственной власти и органы местного
самоуправления, медицинские организации
и иные организации осуществляют
взаимодействие в целях обеспечения
прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы
государственной власти и органы местного
самоуправления, должностные лица
организаций несут в пределах своих
полномочий ответственность за обеспечение
гарантий в сфере охраны здоровья,
установленных законодательством
Российской Федерации (ч. 2
ст. 9 Федерального
закона РФ № 323-ФЗ).

Доступность
и качество медицинской помощи


.
В ст. 10 Федерального
закона РФ № 323-ФЗ установлено, что
доступность и качество медицинской
помощи обеспечиваются:

1)
организацией оказания медицинской
помощи по принципу приближенности к
месту жительства, месту работы или
обучения;

2)
наличием необходимого количества
медицинских работников и уровнем их
квалификации;

3)
возможностью выбора медицинской
организации и врача в соответствии с
настоящим Федеральным законом;

4)
применением порядков оказания медицинской
помощи и стандартов медицинской помощи;

5)
предоставлением медицинской организацией
гарантированного объема медицинской
помощи в соответствии с программой
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи;

6)
установлением в соответствии с
законодательством Российской Федерации
требований к размещению медицинских
организаций государственной системы
здравоохранения и муниципальной системы
здравоохранения и иных объектов
инфраструктуры в сфере здравоохранения
исходя из потребностей населения;

7)
транспортной доступностью медицинских
организаций для всех групп населения,
в том числе инвалидов и других групп
населения с ограниченными возможностями
передвижения;

8)
возможностью беспрепятственного и
бесплатного использования медицинским
работником средств связи или транспортных
средств для перевозки пациента в
ближайшую медицинскую организацию в
случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Следует
заметить, что п. 4 ст. 10
Федерального
закона РФ № 323-ФЗ вступает в силу с 1
января 2013 года.

Недопустимость
отказа в оказании медицинской помощи


.
В ч. 1 ст. 11 Федерального
закона РФ № 323-ФЗ отмечено, что отказ в
оказании медицинской помощи в соответствии
с программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи и взимание платы за
ее оказание медицинской организацией,
участвующей в реализации этой программы,
и медицинскими работниками такой
медицинской организации не допускаются.

Медицинская
помощь в экстренной форме оказывается
медицинской организацией и медицинским
работником гражданину безотлагательно
и бесплатно. Отказ в ее оказании не
допускается (ч. 2
ст. 11 Федерального
закона РФ № 323-ФЗ).

За
нарушение предусмотренных частями 1 и
2 настоящей статьи требований медицинские
организации и медицинские работники
несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации
(ч. 3 ст. 11
Федерального
закона РФ № 323-ФЗ).

Приоритет
профилактики в сфере охраны здоровья


.
В ст. 12 Федерального
закона РФ № 323-ФЗ определено, что приоритет
профилактики в сфере охраны здоровья
обеспечивается путем:

1)
разработки и реализации программ
формирования здорового образа жизни,
в том числе программ снижения потребления
алкоголя и табака, предупреждения и
борьбы с немедицинским потреблением
наркотических средств и психотропных
веществ;

2)
осуществления санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;

3)
осуществления мероприятий по предупреждению
и раннему выявлению заболеваний, в том
числе предупреждению социально значимых
заболеваний и борьбе с ними;

4)
проведения профилактических и иных
медицинских осмотров, диспансеризации,
диспансерного наблюдения в соответствии
с законодательством Российской Федерации;

5)
осуществления мероприятий по сохранению
жизни и здоровья граждан в процессе их
обучения и трудовой деятельности в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Соблюдение
врачебной тайны


.
В ст. 13 Федерального
закона РФ № 323-ФЗ указано:

«1.
Сведения о факте обращения гражданина
за оказанием медицинской помощи,
состоянии его здоровья и диагнозе, иные
сведения, полученные при его медицинском
обследовании и лечении, составляют
врачебную тайну.

2.
Не допускается разглашение сведений,
составляющих врачебную тайну, в том
числе после смерти человека, лицами,
которым они стали известны при обучении,
исполнении трудовых, должностных,
служебных и иных обязанностей, за
исключением случаев, установленных
частями 3 и 4 настоящей статьи.

3.
С письменного согласия гражданина или
его законного представителя допускается
разглашение сведений, составляющих
врачебную тайну, другим гражданам, в
том числе должностным лицам, в целях
медицинского обследования и лечения
пациента, проведения научных исследований,
их опубликования в научных изданиях,
использования в учебном процессе и в
иных целях.

4.
Предоставление сведений, составляющих
врачебную тайну, без согласия гражданина
или его законного представителя
допускается:

1)
в целях проведения медицинского
обследования и лечения гражданина,
который в результате своего состояния
не способен выразить свою волю, с учетом
положений пункта 1 части 9 статьи 20
настоящего Федерального закона;

2)
при угрозе распространения инфекционных
заболеваний, массовых отравлений и
поражений;

3)
по запросу органов дознания и следствия,
суда в связи с проведением расследования
или судебным разбирательством, по
запросу органа уголовно-исполнительной
системы в связи с исполнением уголовного
наказания и осуществлением контроля
за поведением условно осужденного,
осужденного, в отношении которого
отбывание наказания отсрочено, и лица,
освобожденного условно-досрочно;

4)
в случае оказания медицинской помощи
несовершеннолетнему в соответствии с
пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего
Федерального закона, а также
несовершеннолетнему, не достигшему
возраста, установленного частью 2 статьи
54 настоящего Федерального закона, для
информирования одного из его родителей
или иного законного представителя;

5)
в целях информирования органов внутренних
дел о поступлении пациента, в отношении
которого имеются достаточные основания
полагать, что вред его здоровью причинен
в результате противоправных действий;

6)
в целях проведения военно-врачебной
экспертизы по запросам военных
комиссариатов, кадровых служб и
военно-врачебных (врачебно-летных)
комиссий федеральных органов исполнительной
власти, в которых федеральным законом
предусмотрена военная и приравненная
к ней служба;

7)
в целях расследования несчастного
случая на производстве и профессионального
заболевания;

8)
при обмене информацией медицинскими
организациями, в том числе размещенной
в медицинских информационных системах,
в целях оказания медицинской помощи с
учетом требований законодательства
Российской Федерации о персональных
данных;

9)
в целях осуществления учета и контроля
в системе обязательного социального
страхования;

10)
в целях осуществления контроля качества
и безопасности медицинской деятельности
в соответствии с настоящим Федеральным
законом».

Соседние файлы в папке Лекции

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: