Летные испытания гражданских беспилотников начнут в Самаре и Тольятти
Минэкономразвития России рассмотрело и поддержало заявку компании «Транспорт будущего» по установлению экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) в Самарской области. Соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сама заявка была направлена в Правительство РФ 17 марта. Об этом компания «Транспорт будущего» сообщила 14 апреля 2023 года.
ЭПР сроком на три года начнет действовать через 20 дней с даты подписания постановления – ориентировочно в середине мая.
В реализации проекта примут участие семь компаний: «Транспорт будущего», «РАНАВИА», НИЦ «Аэроскрипт», Научно-образовательный центр «Бирюч» и другие. Проект предусматривает применение БАС для воздушной перевозки грузов, выполнения авиационных работ, включая работы по защите сельскохозяйственных культур и охрану лесов от пожаров.
В Самарской области создали специальный правовой режим для запуска грузовых дронов
20 марта 2023 года стало известно о создании в Самарской области специального правового режима для запуска грузовых дронов. Об этом 20 марта 2023 года сообщили в компании «Транспорт будущего» (производитель беспилотных авиационных систем, БАС), которая является инициатором этого проекта.
Речь идет о создании экспериментального правового режима для проведения летных испытаний грузовых беспилотников. Создание такого режима обсуждалось во время рабочей поездки полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Игоря Комарова в Самарскую область. Региональные власти отмечают, что беспилотники будут использоваться во всех отраслях экономики, включая транспортную, сельскохозяйственную сферы и другие.
Грузовой беспилотник российского производства «АКМ Ослик-30»
В компании «Транспорт будущего» считают, что Самарская область может стать одним из первых регионов в России, где работа всех таких аппаратов будет систематизирована и автоматизирована. В рамках специального правового режима возможно будет проведение летных испытаний по доставке лекарств, продуктов и других грузов над акваторией Волги и по другим выделенным транспортным коридорам, а также мониторингу и обработке сельскохозяйственных угодий средствами БАС, отметили в компании.
Минэкономразвития запускает в 10 регионах эксперимент по применению сельскохозяйственных дронов
Минэкономразвития запускает в 10 регионах эксперимент по применению сельскохозяйственных дронов. Об этом стало известно в начале марта 2023 года. Подробнее здесь.
Мишустин утвердил проект дистанционного мониторинга пациентов с хроническими заболеваниями при помощи носимых устройств
В декабре 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которым утвердил проект дистанционного мониторинга пациентов с хроническими заболеваниями при помощи носимых устройств. Подробнее здесь.
Мишустин утвердил тестирование беспилотных авто на трассе Москва-Петербург
В октябре 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которым утвердил тестирование беспилотных авто на трассе М11 (Москва-Санкт-Петербург).
Речь идет о проведении нового экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (проект «Беспилотные логистические коридоры»). Эксперимент пройдёт в Москве, Санкт-Петербурге и четырёх областях – Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской.
В данном ЭПР участвуют производители ВАТС (ПАО «КамАЗ», НПО «СтарЛайн»), крупнейшие перевозчики (ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит», Х5 Logistics), оператор инфраструктуры — государственная компания «Автодор».
По словам заместителя председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации «Автодора» Виктории Эркеновой, госкомпания вместе с производителями беспилотников входит в активную фазу подготовки к их тестовым проездам по трассе М11.
Заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов подчеркнул, что государство выполнило свою задачу, взяв на себя юридические риски, связанные с внедрением новой технологии. Теперь представители бизнеса должны обеспечить разработку беспилотных грузовиков и отработку моделей беспилотной перевозки грузов.
Минэк обновит условия для цифровых песочниц
В октябре 2022 года Минэкономразвития представила поправки к федеральному закону об экспериментальных правовых режимах (ЭПР, «цифровые песочницы»). Ведомство предлагает изменения, которые призваны совершенствовать механизмы применения ЭПР и учесть ряд президентских поручений по урегулированию оборота интеллектуальной собственности, создаваемой при участии искусственного интеллекта.
Так, в Минэкономразвития предложили расширить круг лиц, обязанных страховать потенциальный вред жизни и имуществу при реализации инновационных проектов в рамках ЭПР.
Минэкономразвития будет обновлять условия для цифровых песочниц
В министерстве отмечают, что уточнение круга лиц, ответственных за причинение вреда при реализации проектов, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта, согласуются с принципами развития этой сферы, обозначенными в национальной стратегии.
Еще одна новация нацелена на усиление защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с применением технологий искусственного интеллекта.
Уточнить предлагается и норму закона, которая исключает из области специального режима деятельность, сопряженную с высоким риском нанесения ущерба личности и государству.
Таким образом, создаются риски для установления некоторых ЭПР, в том числе касающихся реализации рецептурных лекарственных препаратов, отдельных партий сельскохозяйственных растений, племенной продукции, которые можно считать товарами с ограниченным оборотом, пояснили в министерстве. Предлагаемые законопроектом изменения снимают такое ограничение.
В Иннополисе начнут тестировать самоуправляемые дроны. На это нужно 260 млн рублей
15 сентября 2022 года стало известно о том, что в Иннополисе начнут тестировать самоуправляемые дроны. Мэрия города оценивает реализацию проекта в 260 млн рублей на 3 года.
Как пишут «Ведомости», власти Иннополиса решили установить в городе экспериментально-правовой режим (ЭПР), позволяющий проводить тестовые полеты беспилотных летательных аппаратов. С соответствующей инициативой планируется обратиться заседании экспертной рабочей группы при АНО «Цифровая экономика».
В АНО подтвердили изданию, что предложение о введении ЭПР в Иннополисе будет рассмотрено на заседании экспертной группы во второй половине сентября 2022 года. После АНО направит свое заключение в Минэкономразвития для принятия окончательного решения.
Тестирование будет проводиться на небольшой территории радиусом 2 км. По словам собеседников издания, новая зона может быть использована для тестирования доставки грузов, проведения развлекательных шоу, а также картографии с участием беспилотников.
Разработкой специальных дронов для тестовой зоны в Иннополисе займется Университет Иннополис. Испытывать устройства будет компания «Конверсавиа БС», а заключения по техническому освидетельствованию может выдавать экспертная организация «Новые информационные технологии в авиации».
В марте 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о введении в пяти регионах РФ экспериментального режима по внедрению беспилотных авиационных систем. Проект продлится три года, в нем участвуют:
В России запускается эксперимент по дистанционному мониторингу здоровья через носимые устройства
В конце августа 2022 года стало известно о введении в России экспериментального правового режима (ЭПР) по дистанционному мониторингу здоровья с помощью специальных носимых устройств. Данные с такого оборудования будут собираться на платформе «Персональные медицинские помощники». Подробнее здесь.
В России разработали программу для сбора медицинской информации через фитнес-трекеры
Фонд «Сколково» и госкорпорация «Ростех» разработали программу экспериментального правового режима (ЭПР) в области медицины, предполагающую использование носимых электронных устройств для дистанционного наблюдения за здоровьем пациентов. Программу направили на рассмотрение замминистра экономического развития Максиму Колесникову. Об этом стало известно 13 августа 2022 года. Подробнее здесь.
Правительство утвердило параметры эксперимента по внедрению беспилотной авиации в пяти регионах
В марте 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которым утвердил введение экспериментального правового режима для запуска беспилотных летательных аппаратов. В программе примут участие Томская область, Камчатский край, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Во время проведения эксперимента в этих регионах будут действовать особые условия регулирования – экспериментальные правовые режимы по эксплуатации беспилотных авиасистем. Это позволит выполнять такие полёты без излишней нормативной нагрузки и ускорить развитие сегмента беспилотной авиации в целом.
Мишустин утвердил специальный правовой режим для дронов
Беспилотники в Камчатском крае, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах в первую очередь будут задействованы для доставки почты и грузов. Это особенно актуально для жителей удалённых и труднодоступных территорий.
В Томской области беспилотники смогут участвовать не только в перевозке грузов и проведении фотосъёмок, но и выполнять авиахимические работы для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве. Это сделает такие работы более безопасными для человека и расширит географию их применения. В томском эксперименте планируется апробировать использование грузовых беспилотных дронов с максимальной взлетной массой более 30 кг
Мишустин утвердил правовой режим для беспилотных авто
Правительство РФ утвердило программу экспериментально-правового режима (ЭПР) по эксплуатации беспилотного транспорта. Об этом 17 марта 2022 года сообщила пресс-служба кабмина.
Как пояснил вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, принятый правительством первый экспериментальный правовой режим позволил ускорить этот процесс и снять нормативные барьеры для запуска проекта. При условии успешного прохождения испытаний, самоуправляемые транспортные средства могут стать органичной частью городской инфраструктуры уже к 2025 году, отметил он.
Мишустин утвердил программу экспериментального правового режима по эксплуатации беспилотного транспорта
Согласно программе ЭПР беспилотный транспорт на улицах Москвы, в городе Иннополис (Республика Татарстан) и федеральной территории «Сириус» сможет эксплуатироваться с водителем-испытателем в салоне, а без его присутствия в салоне – на территориях Иннополиса и инновационного центра «Сколково».
Беспилотные автомобили, участвующие в эксперименте, разработаны специалистами компании «Яндекс». По истечении 20 дней с даты издания постановления станет возможной эксплуатация беспилотных автомобилей в двух режимах: с водителем-испытателем в салоне (на пассажирском сиденье, справа от места водителя) и без водителя-испытателя в салоне, при необходимости для удалённой поддержки может подключится оператор.
Эксперимент сделает возможным использование беспилотных автомобилей в качестве такси в Москве. Первой зоной для запуска беспилотных такси выбран район Ясенево – между станциями метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк».
В России принят закон о 7 проектах для «цифровой песочницы»
В середине июня 2021 года Госдума в третьем (окончательном) чтении приняла закон о семи проектах для «цифровой песочницы» — экспериментальных правовых режимов (ЭПР), предназначенных для развития технологических инноваций.
Законом предусмотрены правовые нормы, положения которых применяются с особенностями, которые могут быть установлены программой ЭПР, по следующим направлениям разработки и апробации цифровых инноваций:
В России принят закон о 7 проектах для «цифровой песочницы»
Что касается семи проектов, утвержденных для функционирования в режиме «цифровой песочницы», то они следующие:
Правительство выбрало ИТ-проекты МТС и «Яндекса» для особого правового режима
В середине марта 2021 года стало известно об ИТ-проектах МТС и «Яндекса», которые были выбраны Правительством РФ для предоставления им особого правового режима.
Как сообщает «Интерфакс», перечень из первых семи проектов, которым планируется предоставить особый экспериментальный правовой режим цифровых инноваций, перечислен в пояснительной записке к законопроекту (N1129501-7). Документ опубликован в электронной базе данных парламента.
МТС и «Яндекс» получат особый правовой режим для ряда проектов в ИТ
В список попал проект МТС для дистанционного заключения договоров об оказании услуг связи с использованием биометрических технологий. Реализация проекта обеспечит возможность заключения договора о предоставлении услуг сотовой связи без необходимости посещения салона оператора. Подлинность личности будет определяться через биометрическую идентификацию.
Второй проект МТС, который будет действовать особый правовой режим, связан с телемедициной. Инициатива направлена на развитие доступности квалифицированных медицинских услуг, в том числе когда медучреждения, предлагающие соответствующие услуги, недоступны.
В списке также назван проект «Яндекса» по коммерческому использованию беспилотного наземного транспорта — высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Действующее законодательство не допускает эксплуатация автомобилей без водителя, для реализации проекта нужно будет вносить изменения в закон о техосмотре, страховании, безопасности дорожного движения.
В РФ вступил в силу закон о «цифровых песочницах», в которых будут развивать ИТ-инновации
28 января 2021 года в России вступил в силу закон о «цифровых песочницах», в которых будут развивать ИТ-инновации. К этому моменту на площадке организации «Цифровая экономика» началось обсуждение и проработка проектов экспериментальных правовых режимов (ЭПР), подготавливаемых инициаторами по первым восьми кейсам для «песочниц».
Проработка проектов программ ЭПР будет осуществляться в рамках экспертных групп, которые возглавят эксперты в соответствующих областях, с привлечением к этой работе иных потенциальных участников ЭПР, экспертного сообщества, а также представителей Минэкономразвития РФ и регулирующих органов по соответствующим направлениям ЭПР.
В РФ вступил в силу закон о «цифровых песочницах», в которых будут развивать ИТ-инновации
Все проекты, которые вошли в первый законопроект-спутник, к концу января 2021 года прошли обсуждение на рабочей группе «Нормативное регулирование» организации «Цифровая экономика» и имеют высокую степень технической проработки. В соответствии с поручением президента России Владимира Путина законопроект-спутник должен быть принят до 1 мая 2021 года
Для консультаций и помощи инициаторам на сайте организации «Цифровая экономика» создана страница, где размещена основная информация о целях и порядке установления ЭПР, а также организован прием инициативных предложений.
Выпуск подкаста TAdviser о «регуляторной песочнице» по безопасности киберфизических систем
9 ноября 2020 года стало известно о том, что российские банки начали открывать счета по видеосвязи без посещения отделения. Национальный совет финансового рынка направил в ЦБ заявку на тестирование этой технологии в его «регуляторной песочнице».
На первом этапе планируется открывать по видеосвязи счета для клиентов с ограниченными возможностями здоровья, зарплатные счета и счета для получения социальных выплат. Остаток по счетам не будет превышать 100 тыс. руб., ежемесячный объем операций — 60 тыс. руб. Емелин пояснил, что в дальнейшем с помощью технологии можно будет открывать счета для оплаты услуг ЖКХ, связи для проверки клиентов при заключении договоров обслуживания, для проверки клиентов — физических лиц при принятии решения по кредитным заявкам, поступившим из цифровых каналов, для проверки пользователей краудфандинговых платформ, маркетплейсов и т.д.
Банки РФ начали открывать счета по видеосвязи
Процедура общения клиента и сотрудника банка через видеосвязь будет похожа на обычное общение в отделении банка. Сценарий удаленного взаимодействия будет следующий: клиент должен через сайт банка подать заявку на сеанс видеосвязи и оставить личные данные (номер паспорта, СНИЛС, ИНН, номер телефона и почтовый адрес для идентификации), затем установить видеосвязь (через мобильное приложение, социальные сети, мессенджеры), а после установки связи через камеру еще раз показать документы и дать удостовериться сотруднику, что вы именно этот человек. После успешной проверки клиент дает согласие на заключение договора (вводит код из СМС либо оформляет его через мобильное приложение).
Участие в эксперименте примут 18 крупных финансовых организаций. Если инициатива продемонстрирует свою эффективность, то они выступят с предложением скорректировать законодательство.
Мишустин утвердил 10 технологий для правовых режимов, развивающих цифровые инновации
В конце октября 2020 года Правительство РФ утвердило перечень технологий, на которые будет распространяться особое регулирование в так называемых «регуляторных песочницах» — экспериментальных правовых режимах, предназначенных для развития ИТ-инноваций. Список включает 10 технологий:
Михаил Мишустин утвердил десять технологий для правовых режимов, развивающих цифровые инновации
Премьер-министр Михаил Мишустин также подписал распоряжение, которое наделяет АНО «Цифровая экономика» полномочиями представлять интересы бизнеса в этих вопросах. Организация создавалась для поддержки общественно значимых проектов в области информационных технологий. В число учредителей «Цифровой экономики» входят ведущие российские инновационные компании, включая «Сбер», «Яндекс», Mail.ru Group, Rambler и «Роснано».
Мишустин наделил Минэк функциями по регулированию правовых режимов для развития ИТ-инноваций
Правительство РФ наделило Министерство экономического развития функциями по правовому регулированию так называемых «регуляторных песочниц» для развития технологических инноваций. Об этом стало известно 13 октября 2020 года.
Мишустин наделил Минэкономразвития функциями по регулированию правовых режимов
Отмечается, что реализация предусмотренных функций и полномочий будет осуществляться Минэкономразвития в пределах установленной численности работников центрального аппарата, а также финансирования, предусмотренного бюджетом.
«Песочницы» позволяют отказаться от ряда нормативных требований, мешающих развитию инноваций. За счет этого компании, занимающиеся разработкой новых продуктов и услуг, а также представители органов власти могут тестировать их без риска нарушить действующее законодательство, а впоследствии, если тестирование прошло успешно, — распространять опыт внедрения таких цифровых инноваций.
Установлению экспериментального режима предшествует ряд обязательных процедур с привлечением отраслевых органов власти в целях всесторонней оценки возможных рисков проведения правового эксперимента. Финальное решение о возможности проведения правового эксперимента принимается Правительством РФ.
В Минэк объяснили, как будет работать закон о цифровых песочницах
11 августа 2020 года Минэкономразвития дало разъяснения о том, как будет работать закон о цифровых песочницах. Речь идёт о принятом в июле законе «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Этот закон, как сообщил на организованной «Коммерсантом» онлайн-конференции «Станут ли «цифровые песочницы» фундаментом для цифровой трансформации России?» заместитель министра экономического развития Владислав Федулов, позволяет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разработать так называемую программу экспериментального правового режима. В ней должно быть обоснование целесообразности введения ЭПР с точки зрения потребителей и объяснение того, чем экспериментальный режим будет полезен гражданам.
После разработки программы ЭПР она поступает в Минэк. Затем ведомство проводит проверку на следующие факторы:
После это Минэк направляет программу ЭПР в отраслевое министерство, а также в «организацию предпринимательского сообщества», в качестве которой пока рассматривается АНО «Цифровая экономика». В случае отсутствия у них возражений Минэкономразвития готовит проект постановления правительства об утверждении ЭПР, указав в нём срок действия экспериментального правового режима, его участников и дату введения. В дальнейшем решением отраслевого министерства к ЭПР могут присоединиться другие компании-участники.
Минэк объяснил, как будет работать закон о цифровых песочницах
Появление «регуляторных песочниц» для развития цифровых инноваций в РФ
В конце июля 2020 года Минэкономразвития выбрало проекты для «регуляторных песочниц». Решение было принято по результатам работы с российскими высокотехнологичными компаниями, включая МТС, «Яндекс» и «Медси», а также Фондом перспективных исследований, Национальной базой медицинских знаний и Ассоциацией больших данных (АБД).
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя Минэкономразвития, в число первых проектов в рамках экспериментальных режимов войдут:
Проект «Умный отель» от АБД
Проект «Умный отель» от АБД предполагает автоматизацию процессов бронирования, заселения, регистрации и обслуживания гостей с использованием технологий интернета вещей, виртуальной реальности, искусственного интеллекта, машинного обучения и машинного зрения (удаленной идентификации лиц).
Однако российское законодательство запрещает работу отелей без персонала: препятствует не только закон «О персональных данных», но и ряд других нормативных актов, касающихся контрольно-кассового обслуживания и обеспечения безопасности гостей, говорит владелец Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич. По его словам, бизнес не заинтересован в таких проектах. С ним соглашается региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ Алексис Деларофф, добавляя, что и у гостей нет такого запроса.
В России появятся «регуляторные песочницы» для развития цифровых инноваций — закон принят
22 июля 2020 года Госдума приняла в третьем чтении закон о введении так называемых «регуляторных песочниц» — экспериментальных правовых режимов, предназначенных для развития ИТ-инноваций.
Смысл таких режимов в снятии ряда правовых ограничений, позволив тем, кто занимается разработкой и внедрением цифровых инноваций, применить их на практике и проверить, насколько они полезны.
Госдума приняла закон о «регуляторных песочницах» в сфере цифровых инноваций
По мнению авторов закона, в результате его принятия будет обеспечено развитие науки и социальной сферы, конкуренции, сформированы новые виды экономической деятельности, снизятся издержки предпринимательской деятельности и повысится эффективность государственного управления. Реализация инициативы будет осуществляться за счет средств, выделенных в рамках программы «Цифровая экономика».
Изначально предполагалось, что под действие закона подпадут медицинская и фармацевтическая деятельность, транспорт, в том числе беспилотный, а также электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, финансовый рынок, дистанционная торговля, промышленность, строительство, государственные и муниципальные услуги. Но ко второму чтению перечень сфер применения «регуляторных песочниц» решили не ограничивать.
Механизм «регуляторных песочниц» применяется во многих зарубежных странах. Первая «песочница» создана в Великобритании в 2016 году. Позже они были внедрены в США, Австралии, Сингапуре, ОАЭ, Малайзии, Таиланде, Индонезии, Бахрейне, Швейцарии и Канаде.
Кабмин одобрил введение экспериментальных правовых режимов для развития ИТ-инноваций
В июле 2020 года правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки к законопроекту о введении экспериментальных правовых режимов для развития цифровых инноваций.
Как уточнил журналистам первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, этим законопроектом предлагается установить экспериментальные правовые режимы для упрощения появления и внедрения цифровых инноваций, таких как искусственный интеллект, блокчейн, нейротехнологии и др.
Законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» призван сделать правовое регулирование в ИТ-сфере более гибким. В рамках эксперимента правительство получит право менять отдельные нормы права для ограниченного круга лиц, на определённое время или на определённой территории.
Кабмин одобрил введение экспериментальных правовых режим для развития ИТ-инноваций
Документ, который известен как законопроект о регуляторных песочницах, закладывает основы экспериментальных правовых режимов в сфере инноваций, в частности, медицины, фармацевтики, транспорта, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, финансов, дистанционной торговли, строительства, государственных и муниципальных услуг и госконтроля, а также промышленности. Эти площадки помогут снизить издержки бизнеса и ускорить внедрение инноваций.
Срок действия экспериментального правового режима планируется ограничить тремя годами при возможности продлевать его в определенных условиях. Участники такого режима не могут быть иностранными юридическими лицами, а также российскими юрлицами, если в их уставном капитале доля иностранных юрлиц, зарегистрированных в офшорах, составляет 50% и более.
Российские законы на время изменят для экспериментов «Яндекса», МТС и госфонда, связанного с военными разработками
Минэкономразвития разработало перечень положений федеральных законов, из которых будут временно изъяты отдельнве нормы, чтобы создать экспериментальные правовые режимы в помощь цифровым проектам. Перечень положений содержится в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». 17 июня 2020 года законопроект был вынесен на общественное обсуждение, которое продлится до 23 июня 2020 года.
TAdviser ознакомился с пояснительной запиской проекта закона. В ней говорится, что конкретные моменты, которые будут убраны из законов на время действия экспериментальных режимов, должны быть вынесены в отдельную программу. Ее предстоит утвердить в правительстве РФ. А законопроект определяет перечень положений отдельных федеральных законов, из которых могут быть совершены изъятия. Они касаются следующих направлений:
Положения федеральных законов, из которых могут быть временно убраны отдельные нормы, были выделены на основе поступивших в Минэкономразвития предложений от ряда организаций. Экспериментальные правовые режимы им нужны для следующих проектов:
Медицинские осмотры, установление диагноза, назначение лечения и дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, а также идентификация с применением телемедицинских технологий пока невозможны, указано в пояснительной записке. В связи с этим, документ предусматривает возможность ограниченного изъятия отдельных требований из федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
По словам авторов нормативного акта, положения федерального закона «О связи» и федерального закона «О персональных данных» не допускают реализацию проекта, строго ограничивая порядок заключения договора связи (главным образом, за счет условия личного присутствия) и использование гражданином своих биометрических данных.
Действующее авиационное законодательство направлено на регулирование пилотируемой авиации и предъявляют невыполнимые требования к беспилотным авиационным системам, отмечают авторы законопроекта. В этой связи документ предусматривает возможность неприменения отдельных положений воздушного кодекса в рамках экспериментального правового режима.
Действующим законодательством о безопасности дорожного движения не допускается эксплуатация автомобилей без водителя, а требования проводимого эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств значительно ограничивают развитие технологий ВАТС. По этой причине, законопроект предусматривает возможность неприменения отдельных положений:
TAdviser обратился к компаниям, осуществляющим деятельность по указанным выше направлениям, чтобы узнать, какие они видят препятствия в нормативном регулировании у себя на пути.
Положения федеральных законов, из которых могут быть изъяты отдельные нормы, были выделены на основе поступивших в Минэкономразвития предложений от МТС, «Яндекса» и Фонда перспективных исследований. (фото — unmannedcargoaircraftconference.com)
Сценарий изъятий, необходимых для развития медицинских технологий
Генеральный директор и совладелец компании «Третье мнение» Анна Мещерякова пояснила изданию, какие измененения необходимо внести в 323-й федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» для успешной реализации экспериментальных правовых режимов.
При этом она обратила внимание, что одной из целей применения экспериментальных правовых режимов, cогласно обсуждаемому законопроекту, является «апробация цифровых инноваций для их ускоренного внедрения».
Говоря об основаниях использования инновационных сервисов для оказания медицинской помощи, она отметила, что они установлены 37-й статьей 323-го федерального закона. В данной статье, по ее словам, возможно изъятие норм, делающих необходимым присутствие инновационных сервисов в порядке оказания медицинской помощи, клинических рекомендациях и стандартах оказания медицинской помощи.
Также возможно изменение нормы, определяющей то, в каком порядке и кем принимается решение о применении инновационных сервисов, несмотря на их отсутствие в перечне, стандартах оказания медицинской помощи и клинических рекомендациях на дату проведения экспериментального внедрения инновационного сервиса.
По ее мнению, еще необходимо дать возможность размещать всю информацию, связанную с состоянием здоровья пациента, в его электронной медицинской карте, чтобы медицинский работник имел возможность дистанционно принимать решение о возможном диагнозе, назначать или корректировать лечение. При этом необходимо не соблюдать требования безопасности персональных данных и неразглашения врачебной тайны.
Она также добавила, что на основании согласованных к изъятию норм 323-го федерального закона необходимо проработать и обсудить конкретные изъятия сопутствующих норм в соответствующих постановлениях правительства и приказах Минздрава России.
Сценарий изъятий в области телекоммуникаций
По словам руководителя по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти «Мегафона» Никиты Данилова, действующее законодательство во многом ограничивает дальнейшее развитие инструментов обработки и хранения больших данных. Так, заказчик может получить отдельно аналитику от мобильного оператора, отдельно от банка, отдельно от социальной сети или интернет-компании, но при этом у него нет возможности использовать Big Data сразу из нескольких источников.
Объединение таких данных позволило бы получать более точные результаты, по мнению Данилова. Несмотря на то, что все подобные массивы данных по определению обезличены, их взаимное обогащение находится в условной правовой «серой зоне».
Сценарий изъятий для высокоавтоматизированных транспортных средств
По мнению ведущего юриста компании «Крок» Антона Серякова, развитие автопилотируемых средств просто невозможно без временного отказа большого количества действующих правовых норм. В частности, требований об обязательных сертификации, техническом осмотре, режиме труда и отдыха водителей.
С другой стороны, разработчикам необходимо, чтобы «автопилоты» ездили в реальном трафике на городских улицах и быстро обучались, так как в «стерильной» обстановке полигонов воссоздать все возможные дорожные ситуации крайне сложно.
Изъятия для систем искусственного интеллекта, использующихся при предоставлении услуг
Директор по продуктам и инновациям VR_Bank Михаил Петров заявил TAdviser, что не видит каких-либо острых моментов в регулировании, препятствующих развитию систем искусственного интеллекта в России. Основным препятствием для них является очень слабая интегрированность источников данных и их обмен, считает он. Поэтому для успешной реализации систем искусственного интеллекта требуется качественное имплементироование технологии больших данных в крупных компаниях, корпорациях и в целом в государстве.
Госдума приняла в первом чтении законопроект об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций
14 мая 2020 года стало известно о том, что Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ». Законопроект разработан Минэкономразвития России совместно с предпринимательским и экспертным сообществом, одобрен рабочей группой «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» и включен в перечень приоритетных вех федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика РФ».
Как сообщалось, законопроект направлен на создание специальных регуляторных режимов (т.н. «песочниц»), в которых действие законодательства РФ будет ограничено для проведения испытаний по практическому применению цифровых инноваций, проверке их полезности в условиях отказа от ограничений, установленных действующими законами без риска их нарушения. Например, «песочницы» могут стать полигонами для прорыва в реальное применение беспилотного транспорта и финансовых блокчейн-проектов.
Денис Кравченко, заместитель председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству профильный комитет Государственной Думы также одобрил законопроект.
Законопроект содержит восемь направлений, по которым можно будет протестировать цифровые инновации в условиях «песочниц». Это медицина, транспорт, дистанционное образование, торговля, финансовый рынок, архитектура и строительство, промышленность, а также предоставление государственных услуг.
Участвовать в экспериментах смогут как крупные компании, так и малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, органы власти, органы местного самоуправления. Условия «песочниц» максимально гибкие, но не освобождают от обязанности следить за безопасностью продукта. Сроки и правила проведения каждого эксперимента будут определяться индивидуально.
Активным участником процесса создания и реализации экспериментального правового режима является предпринимательское сообщество, участвующее в диалоге на площадке АНО «Цифровая экономика».
Санченко Иван Дмитриевич Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Факультет управления и политики
Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
School of Governance and Politics Russia, Moscow
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ Аннотация: в данной статье анализируется новый для отечественной правой системы институт «Экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций». На данный момент механизм не введён в действие, в связи с чем актуальным является вопрос о возможных проблемах его применения на практике. Автором были выдвинуты пять возможных сложностей. Кроме обозначения проблем, предлагаются возможные варианты их решения. Однако стоит отметить, что окончательный вывод об указанных в статье рисках можно будет сделать только после создания хотя бы одного экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций.
Ключевые слова: экспериментальный правовой режим, регуляторная песочница, цифровая экономика, экспериментальное регулирование, инновации.
THE POSSIBLE PROBLEMS OF EXPERIMENTAL LEGAL REGIMES IN THE SPHERE OF DIGITAL INNOVATIONS’ IMPLEMENTATION Annotation: this article analyses the institute of «The experimental legal regimes in the sphere of digital innovations» which is new for our legal system. At the moment this mechanism is not introduced into practice, that is why the question of possible problems of its realization is considered to be relevant. The author points out five possible difficulties Beside naming these problems, the author suggests the possible solutions to them. However, it is worth mentioning that the ultimate conclusion about the named risks could be made only after the creation of at least one experimental legal regime in the sphere of digital innovations.
Key words: experimental legal regime, regulatory sandbox, digital economy, experimental regulation, innovations.
С августа 2021 года интерес к описанному механизму несколько повысился. Было подано несколько заявок по созданию ЭПР для апробации технологии беспилотного транспорта и телемедицины. В связи с этим
актуальным следует признать изучение возможных проблем применения ЭПР в сфере цифровых инноваций. Их выявление является целью данной работы.
При проведении исследования были использованы общенаучные методы, такие как анализ, системный метод и герменевтика, а также специальный метод юридической науки — толкование норм права.
Третья проблема — изменение нормативных правовых актов по итогам функционирования экспериментального правового режима. Согласно статье 18 закона об ЭПР, уполномоченный орган после проведения оценки реализации указанного режима принимает решение либо по приданию экспериментальным нормам права свойств общего регулирования с внесением изменений в необходимые акты, либо о невозможности распространения экспериментального регулирования на более широкий круг лиц. В случае необходимости внесения изменений исключительно в акты Правительства РФ или иных органов исполнительной власти страны вероятность затягивания данного процесса практически исключена. При положительной оценке
результатов эксперимента уполномоченный орган обязан внести в Правительство РФ предложение об изменении общего регулирования. Однако при необходимости внесения изменений в законодательные акты существует вероятность слишком долгого принятия соответствующего закона. Это объясняется, в первую очередь, спецификой законодательного процесса. Возможная опасность заключается в том, что при принятии положительного решения по завершении функционирования экспериментального правового режима переходный период действия специального регулирования не может превышать одни год. В качестве возможного решения этой проблемы видится целесообразным закрепление приоритетного порядка рассмотрения законов, принимаемых после оценки результатов ЭПР. Другим способом снижения риска затягивания принятия соответствующего законодательного акта может быть применение института делегированного законодательства. В таком случае Федеральное собрание передавало бы полномочия по разработке и принятию необходимого закона Правительству РФ, сохраняя за собой право его отмены и изменения. Следует сделать оговорку, что в нашей стране этот механизм не применяется, однако он доказал свою эффективность в других странах, в частности во Франции.
Наконец, пятая проблема связана с технологиями, для которых возможно создание экспериментального правового режима. Как уже было сказано, закон об ЭПР устанавливает открытый перечень сфер применения нового механизма внедрения инноваций, при этом выделяя приоритетные направления, такие как медицинская деятельность, эксплуатация транспортных средств или предоставление государственных или муниципальных услуг. Несколько иная ситуация обстоит с технологиями, применяемыми в рамках экспериментальных правовых режимов. Их закрытый перечень установлен соответствующим
экспериментальных правовых режимов будут определены дальнейшие направления развития и пути совершенствования нового института права.
1. Постановление Правительства РФ от 28 октября 2020 г. № 1750 «Об утверждении перечня технологий, применяемых в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций» // «Собрание законодательства РФ». — 2020. — № 44. — ст. 7003.
2. Дегтярев, М. В. Экспериментальное законодательство: вопросы теории / М.В. Дегтярев // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. — 2021. -№1. — С. 126 — 133.
3. Ефремов А. А. Проблемы экспериментального нормотворчества в сфере цифровых инноваций / А.А. Ефремов // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2019. — №12. — С. 53-60.
4. Макаров, В. О. Практические вопросы внедрения института регулятивных песочниц в российское законодательство в контексте вступления в силу федерального закона от 31.07.2020 N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» / В.О. Макаров // Юридические исследования. — 2020. — №11. — С. 18-25.
5. Наумов, В. Б., Обеспечение качества правового регулирования экспериментальных правовых режимов / В.Б. Наумов, Я.Н. Бутринович, А.А. Котов // Российское право: образование, практика, наука. — 2020. — №3. — С. 40 -49.
https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normat ivnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/eksperimentalnye_pravovye_rezhimy/reestr_eks perimentalnyh_pravovyh_rezhimov/ (дата обращения: 23.11.2021).
Данным списком предусмотрены конкретные области каждого вида технологий, однако список таких технологий остается открытым.
Порядок установления ЭПР. Требования к инициаторам ЭПР.
Для установления ЭПР необходимо соблюдение нескольких условий:
Инициаторами ЭПР могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные и региональные органы власти. К инициаторам — юридическим лицам и ИП, установлены следующие требования:
Инициатором составляется заявка (инициативное предложение) в форме, предусмотренной законодательством, которая вносится в уполномоченный орган вместе с проектом программы ЭПР. Уполномоченный орган рассматривает заявку на предмет наличия несоответствия требованиям к инициаторам, указанным выше. В случае выявления несоответствий заявка может быть возвращена на доработку. В случае соответствия формальным требованиям заявка и программа отправляются на одобрение в отраслевое министерство, субъект РФ, а также в организацию предпринимательского сообщества. На данном этапе происходит оценка поступивших заявок, предоставление отзывов о возможности введения ЭПР, либо отправление предложения и проекта на доработку. В случае наличия разногласий они решаются координационным органом при Правительстве РФ (им определена Правительственная комиссия по использованию информационных технологий). Далее происходит утверждение программы ЭПР Правительством РФ (Банком России), после чего ЭПР вводится в действие на период до трёх лет. Весь процесс занимает около 4 месяцев.
Под конец периода действия ЭПР проводится мониторинг, в рамках которого инициатор предоставляет данные о результатах деятельности в уполномоченный, регулирующий органы и организацию предпринимательского сообщества, которые, в свою очередь, подготавливают сводный отчет и принимают решение о внесении рекомендации об изменении общего регулирования. В случае положительного решения Правительство РФ (Банк России) проводит утверждение такового. По окончании периода действия ЭПР принимается соответствующее решение Правительства РФ (Банка России) о прекращении ЭПР и в определенных случаях устанавливается переходный период.
Развитие высоких технологий неизбежно отражается на всех сферах жизни общества. В связи с этим развивается цифровое право. Закон 258 ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» стал своевременной мерой, которая может улучшить юридические условия для разработки и внедрения инноваций.
Предыстория
Необходимость принятия специализированного закона для бизнеса, работающего в области цифровых технологий, назревала давно. До того, как специалисты Минэкономразвития разработали экспериментальные правовые режимы в нынешнем виде, были проведены попытки установления специального налогового режима в некоторых регионах. Весной 2018 года Банк России в рамках регулятивной площадки исследовал возможность запуска инновационных финансовых услуг в рамках максимально упрощенной процедуры.
Что такое экспериментальный правовой режим?
Экспериментальным правовым режимом (ЭПР) называется возможность отменять действие норм общего регулирования на определенной территории и временно устанавливать вместо них специальные правила. Таким образом государство стимулирует развитие стратегически важных отраслей экономики, создавая благоприятные условия для разработки и интеграции продуктов и услуг в сферах, где используются цифровые инновации.
В чем его суть?
Государство делает послабления в правовом регулировании, чтобы компании смогли использовать на практике свои инновационные разработки. Освободившись от ограничений, предприниматели получают инструменты для апробации новых технологий и внедрения улучшений в существующие продукты.
Каким законом регулируются
Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций регулируются Федеральным законом № 258-ФЗ от 31.07.2020 г. Документ разработан Минэкономразвития и вступил в силу 28 января 2021 года. На сайте министерства сообщается, что «впервые у государства, научного и бизнес-сообщества появился системный механизм тестирования в реальных правоотношениях технологий, которые в силу разных причин (прежде всего, инертность законодательства) использовать сегодня нельзя (искусственный интеллект, блокчейн, большие данные, нейротехнологии, квантовые технологии, виртуальная реальность)».
По каким направлениям установлен экспериментальный правовой режим?
«Закон об инновациях» распространяется на ограниченное число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Экспериментальный правовой режим допустим в следующих сферах (в скобках приведены примеры функционирования цифровых инноваций):
Правительство РФ может определять иные направления, где допустимо применение особого правового режима.