Не за горами январь 2023 года и специалисту по охране труда предстоит актуализировать локальные нормативные акты. Очередь дойдет и до переработки инструкций по охране труда. Расскажем все по порядку.
Что взять за основу при разработке
Инструкция по охране труда разрабатывается исходя из должности работника или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.
Если раньше мы опирались на типовые инструкции, то новые требования четко определяют, что за основу надо брать государственные нормативные требования охраны труда и разработанные работодателем правила. А это не что иное, как правила по охране труда для безопасного проведения определенных видов работ, и система управления охраной труда в организации. Кроме того, при разработке инструкций за основу можно взять:
- анализ трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда;
- результаты СОУТ на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
- анализ требований соответствующих профессиональных стандартов;
- определение профессиональных рисков и опасностей, характерных для выполняемых работ;
- анализ результатов расследования несчастных случаев на производстве, а также их типичных причин, и профессиональных заболеваний;
- определение безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.
При создании инструкций по охране труда важно учесть требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей и технологической документации организации. Включая эту информацию в инструкции предусмотрите конкретные условия производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой им работы.
Вопрос: Прошу разъяснить носит ли характер добровольного или обязательного применения Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
В самом приказе Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст, которым данный ГОСТ был введен в действие, прямо указывается на добровольность его применения, что в полной мере соответствует положениям Закона о стандартизации.
Однако суды выносят решения о привлечении к административной и уголовной ответственности за неисполнение требований указанного ГОСТа (например, приговором Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 10.05.2018 по делу N 1-67/2018 было осуждено должностное лицо, в описательной части приговора суд указывает на невыполнение им пунктов указанного ГОСТа). Также привлекаются к административной ответственности за неисполнение ГОСТа 12.0.004-2015 и работодатели (например, решение Ростовского областного суда от 17.05.2018 по делу N 11-566/2018 и т.п.).
В связи с этим вопрос — обязательно ли работодателю выполнять требования ГОСТа или нет?
Ответ: Управление технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии рассмотрело обращение по вопросу применения ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и в рамках установленной компетенции сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Отношения поставщика и потребителя в части применения того или иного стандарта должны быть установлены в договоре поставки.
Согласно статье 27 Федерального закона нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований.
Одновременно сообщаем, что ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» входит в Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» утвержденный Приказом Ростехнадзора от 10 июля 2017 г. N 254 «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01-2017″.
В целях правильного применения и толкования нормативно- правовой документации в области промышленной безопасности заявитель просит разъяснить вопрос о том, имеют ли юридически обязательный к исполнению характер нормативно-правовые документы (ПБ-00; РД-00) и др., не вошедшие, в утвержденные перечни правовых актов, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов контроля (надзора), отнесенных к компетенции Ростехнадзора, согласно приказу от 17.10.2016 № 421
.
Ответ:
Управление Ростехнадзора (далее – Управление) рассмотрело, поступившее от заявителя на сайт Управления 25.04.2018 № 1122, зарегистрированное вх. от 26.04.2018 № 25/80-ог обращение о разъяснении вопроса, в части, касающейся правильного применения и толкования нормативно-правовых документов в области промышленной безопасности и разъяснило.
Приказом Ростехнадзора от 17.10.2017 № 421 «Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»
в целях реализации плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 559-р, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида надзора, одобренными протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016 г. № 6 утверждены прилагаемые Перечни, в том числе: Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (приложение № 1).
Данным приказом утвержден порядок ведения Перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора) отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (приложение № 9), (далее – Порядок).
Согласно вышеуказанному Порядку ведение Перечней актов, в том числе включает в себя: проведение мониторинга и обобщение практики фактического применения Перечней актов структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора и территориальными органами при планировании и проведении мероприятий по контролю; обеспечение размещения на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт) Перечня актов и поддержание его в актуальном состоянии, а также обеспечение размещения на официальном сайте информационных материалов и разъяснений, связанных с Перечнем актов.
Пунктом 8 раздела II Порядка установлено следующее: в случае, если при фактическом применении Перечней актов территориальными органами Ростехнадзора при проведении мероприятий по контролю выявилась необходимость внесения изменений в Перечень актов, нормативных документов (их отдельных частей), территориальными органами Ростехнадзора готовятся соответствующие предложения по изменению Перечней актов, которые представляются в структурное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющее соответствующий вид государственного контроля (надзора) Ростехнадзора
Пунктом 13 раздела III Порядка установлено: в случае внесения изменений в Перечень актов, на сайте размещается актуализированная версия Перечня актов.
Постановление Правительства РФ от 28 мая 2021 г. N 815
«Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985″
С изменениями и дополнениями от:
20 мая 2022 г.
В соответствии с частью 1 статьи 6
Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень
национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
2. Установить, что:
принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 августа 2020 г. до 1 сентября 2021 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до 1 сентября 2022 г., проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень
, утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень
, утвержденный настоящим постановлением в редакции, действующей до дня вступления в силу
постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 914 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815» (далее — постановление от 20 мая 2022 г. N 914), по выбору застройщика или технического заказчика;
принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 августа 2020 г. до 1 сентября 2021 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий после 1 сентября 2022 г., проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень
, утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень
, утвержденный настоящим постановлением в редакции, действующей до дня вступления в силу
постановления от 20 мая 2022 г. N 914, или в перечень, утвержденный настоящим постановлением в редакции, действующей после дня вступления в силу постановления от 20 мая 2022 г. N 914, по выбору застройщика или технического заказчика;
принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа 2020 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до 1 сентября 2022 г., проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень
, утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень
, утвержденный настоящим постановлением в редакции, действующей до дня вступления в силу
постановления от 20 мая 2022 г. N 914, по выбору застройщика или технического заказчика;
принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа 2020 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий после 1 сентября 2022 г., проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень
, утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень
, утвержденный настоящим постановлением в редакции, действующей до дня вступления в силу
постановления от 20 мая 2022 г. N 914, или в перечень, утвержденный настоящим постановлением в редакции, действующей после дня вступления в силу постановления от 20 мая 2022 г. N 914, по выбору застройщика или технического заказчика;
принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 сентября 2021 г. до 1 сентября 2022 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий после 1 сентября 2022 г., проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень
, утвержденный настоящим постановлением в редакции, действующей до дня вступления в силу
постановления от 20 мая 2022 г. N 914, или в перечень, утвержденный настоящим постановлением в редакции, действующей после дня вступления в силу постановления от 20 мая 2022 г. N 914, по выбору застройщика или технического заказчика.
3. Признать утратившим силу постановление
Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 29, ст. 4661).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства
Российской Федерации
от 28 мая 2021 г. N 815
Перечень
национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
С изменениями и дополнениями от:
20 мая 2022 г.
1. Г ОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения». Разделы 3
, 4 ( пункты 4.1
, 4.2
), 5 (за исключением абзаца второго пункта 5.1.4
, пунктов 5.2.3
, 5.2.4
, 5.2.6
), 6 (за исключением пунктов 6.1.1
, 6.2.1
, абзаца второго пункта 6.2.3
, пунктов 6.2.4
, 6.2.6
, 6.3.4
, 6.3.5
), 7 (за исключением пунктов 7.6
, 7.9
), 8 ( пункты 8.1
, 8.3
, 8.4
), 9
, 10 (за исключением абзаца второго пункта 10.2
, пунктов 10.3
, 10.5
), 11
(за исключением пункта 11.6
), 13 ( пункт 13.1
).
2. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
3. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
4. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
5. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
6. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
7. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
8. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
9. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
10. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
11. С П 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия». Разделы 4 ( пункт 4.2
), 6 ( пункты 6.2 — 6.7
), 7
, 8 ( пункты 8.1.3
, 8.1.4
, 8.2.1
, 8.2.2
, 8.2.6
, 8.2.7
, 8.3.4
, 8.3.5
, 8.4.2
, 8.4.5
), 9 (за исключением пункта 9.1
, абзаца второго пункта 9.3
, пункта 9.6
), 10 (за исключением пунктов 10.2
, 10.4 — 10.11
), 11 ( пункты 11.1.1
, 11.1.3
, подраздел 11.2
), 12 (за исключением пункта 12.3
), 13 ( пункты 13.2
, 13.5
, 13.8
), 15 ( пункты 15.1.1
, 15.1.4 — 15.2.2
), приложения А — В
, Д (за исключением пунктов Д.1.5
, Д.2.4.6
).
12. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
13. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
14. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
15. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
16. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
17. С П 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии». Разделы 5 ( пункты 5.2.4 — 5.2.7
, 5.2.11
, 5.3.1
, 5.3.9
, 5.4.4 ( абзацы второй
и четвертый
), 5.4.7 ( абзацы одиннадцатый — семнадцатый
и девятнадцатый
), 5.4.10
, 5.4.12
, 5.4.13 ( абзацы второй
и третий
), 5.4.24
, 5.4.26
, 5.5.3
, 5.5.9
, 5.5.13
, 5.5.14
, 5.5.16
, 5.6.13
, 5.6.14
, 5.6.16
, 5.6.17 (за исключением абзаца второго
), 5.6.18
, 5.6.20
, 5.7.1
, 5.7.3
, 5.7.4
, 5.7.6
, 5.7.8
, 5.7.10
), 6 ( пункты 6.4
, 6.6
, 6.8
, 6.11 — 6.13
), 7 ( пункты 7.1
, 7.3
, 7.4
, 7.7
), 8 ( пункты 8.2
, 8.3
), 9 ( пункты 9.1.1
, 9.2.1
, 9.2.4 — 9.2.6
, 9.2.8 (за исключением примечания
), 9.2.9 — 9.2.11
, 9.3.4
, 9.3.6
, 9.3.9
, 9.4.1
, 9.4.6
, 9.4.8
).
18. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
19. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
20. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
21. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
22. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
23. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
24. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
25. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
26. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
27. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
28. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
29. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
30. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
31. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
32. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
33. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
34. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
35. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
36. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
37. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
38. С П 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Разделы 1
, 2
, 4 (за исключением пункта 4.6
), 5 ( пункты 5.1.2 — 5.1.8
, 5.1.10 — 5.1.16
, 5.1.17 ( абзац второй
), 5.2.1 — 5.2.5
, 5.3.1 — 5.3.3
), 6 ( пункты 6.1.1
, 6.1.2
, 6.1.4 — 6.1.6
, 6.1.8
, 6.1.9
, 6.2.1 — 6.2.9
, 6.2.10 (за исключением абзаца второго
), 6.2.11 — 6.2.13
, 6.2.14 ( абзац первый
), 6.2.16
, 6.2.19 — 6.2.22
, 6.2.24 — 6.2.32
, 6.3.1 — 6.3.9
, 6.4.1 — 6.4.3
, 6.5.1
, 6.5.2
, 6.5.3 ( абзац первый
), 6.5.5
, 6.5.6
, 6.5.9
), 7
, 8 (за исключением пунктов 8.1.1
, 8.1.5
, 8.1.6
, 8.2.5
, абзаца второго пункта 8.5.8
), 9 ( пункты 9.1
, 9.2
, 9.4 — 9.10
), приложение А
.
39. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
40. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
41. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
42. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
43. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
44. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
45. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
46. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
47. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
48. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
49. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
50. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
51. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
52. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
53. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
54. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
55. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
56. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
57. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
58. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
59. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
60. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
61. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
62. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
63. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
64. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
65. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
66. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
67. С П 131.13330.2020 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология». Разделы 3 — 13
.
68. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
69. Исключен с 1 сентября 2022 г. — Постановление
Правительства России от 20 мая 2022 г. N 914
Нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне.
Правительство утвердило новый перечень национальных стандартов и сводов правил в сфере строительства. Исключены излишние и дублирующие нормы.
В прошлом году количество требований, предъявляемых к сооружениям на стадии проектирования и строительства, уменьшилось с более чем 10 тыс. до 7 тыс. Теперь их станет меньше еще почти на 4 тыс.
Под сокращение, в частности, попали требования, ограничивающие применение новых материалов и конструкторских решений, тормозящие процесс согласования проектов и проведение строительных работ.
Кроме того, аннулированы нормы, содержащие ссылки на документы добровольного применения и носящие рекомендательный характер, а также те, выполнение которых невозможно проконтролировать.
Ожидается, что новая версия стандартов поможет снять ограничения для инноваций в отрасли, сократить сроки и стоимость строительства при сохранении высокого уровня безопасности.
Новый перечень не будет распространяться на проекты, начатые до его вступления в силу. Это избавит застройщиков и проектировщиков от необходимости проходить повторную госэкспертизу.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует 6 лет.
Постановление Правительства РФ от 28 мая 2021 г. N 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985″
Вступает в силу
с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 31 мая 2021 г. N 0001202105310010, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 июня 2021 г. N 23 ст. 4060
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление
Правительства РФ от 20 мая 2022 г. N 914
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 г.
Какие разделы включить в инструкции по охране труда
Пункт 21 раздела 3 Требований определяет перечень разделов, которые должна содержать инструкция по ОТ:
Изменения в законодательстве. Практические ситуации.
- Общие требования охраны труда.
- Требования охраны труда перед началом работы.
- Требования охраны труда во время работы.
- Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
- Требования охраны труда по окончании работы.
В разделе «Общие требования охраны труда» надо показать:
- требование соблюдать ПВТР;
- требования к режиму рабочего времени и времени отдыха при соответствующих работах;
- перечень вредных или опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника;
- перечень профессиональных рисков и опасностей;
- перечень спецодежды, обуви и других СИЗ, выдаваемых работникам согласно госнормативам или ссылку на локальный нормативный акт (ЛНА);
- порядок уведомления о травмировании работника или неисправности оборудования, приспособлений и инструмента — или ссылку на ЛНА;
- правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
Пример раздела «Общие требования безопасности» инструкции по охране труда для работника, использующего ПЭВМ, вы найдете в шпаргалке. Используйте формулировки при составлении своего документа.
В конце статьи есть шпаргалка
В разделе «Требования охраны труда перед началом работы» необходимо отразить порядок:
- подготовки рабочего места;
- проверки исходных материалов, заготовок или полуфабрикатов;
- осмотра и подготовки работником СИЗ до использования;
- проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения;
- проверки предупреждающих и предписывающих плакатов или знаков.
В шпаргалке вы найдете пример соответствующего раздела.
В конце статьи есть шпаргалка
В требования охраны труда во время работы необходимо включить:
- способы и приемы безопасного выполнения работ и использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов и иных приспособлений;
- требования безопасного обращения с исходными материалами — сырьем, заготовками или полуфабрикатами;
- указания по безопасному содержанию рабочего места;
- действия, которые помогут предотвратить аварийные ситуации;
- требования к использованию СИЗ.
Пример раздела «Требования охраны труда во время работы» — в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Раздел «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» должен включать:
- перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, а также их возможные причины;
- порядок извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом несчастном случае;
- действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;
- действия по оказанию первой помощи пострадавшим при различных повреждениях здоровья, исходя из результатов оценки профрисков.
Пример раздела «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» вы также найдете в конце статьи. На его основе вы можете составить свою инструкцию.
В конце статьи есть шпаргалка
В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» надо указать:
- порядок приема и передачи смены при непрерывном технологическом процессе и работе оборудования;
- последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования и аппаратуры;
- действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
- требования соблюдения личной гигиены;
- порядок извещения руководителя работ об обнаруженных недостатках, влияющих на безопасность труда.
Пример такого раздела поможет вам правильно составить свой документ.
В конце статьи есть шпаргалка
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Общие требования безопасности
-
Требования охраны труда во время работы
-
Требования охраны труда в аварийных ситуациях
-
Требования охраны труда до начала работ
-
Требования охраны труда после окончания работ
Кто разрабатывает и утверждает ИОТ
1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н
, однако действие документа приостановили до 1 января 2023 года (Приказ Минтруда РФ от 17.03.2022 № 140н
). Именно в соответствии с требованиями этого документа работодателям и предстоит пересмотреть инструкции по охране труда.
О нюансах разработки инструкций по новым требованиям поговорим с экспертом Контур. Школы Андреем Любимовым на онлайн-конференции « Главные изменения в охране труда. Итоги-2022. Перспективы-2023
». Участие бесплатно!
Согласно ст. 214
ТК РФ, работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций, с учетом мнения профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа, если такой есть. Порядок действий установлен ст. 372
ТК РФ.
Количество инструкций в каждом конкретном случае зависит от специфики деятельности. Логичным будет передать полномочия по разработке инструкций руководителям структурных подразделений, но, скорее всего, работодатель делегирует эту задачу специалисту по охране труда.
Порядок утверждения документа так же регламентирован ст. 372
ТК РФ. Шапка инструкции может выглядеть как на образце.
Как часто пересматривать
Работодатель не может продолжать работу по ИОТ, в которых не учел требований нового Приказа № 772н
. Поэтому придется нарушить периодичность пересмотра инструкций и внепланово обновить документы к 1 марта 2023 года. Сделать это можно двумя способами: внести изменения в действующие инструкции по охране труда или издать их заново.
Новые требования не регламентируют срок пересмотра. Единственное, что указано — они должны быть актуальными. Если НПА, на основе которых разрабатывают ИОТ, утратят силу или изменятся, это станет основанием скорректировать инструкцию. Следовательно, инструкция действует, пока есть необходимость в ее применении, и обязательных требований к сроку проверки нет.
Можно утверждать, что работодатель должен сам определить порядок актуализации инструкций и закрепить это в своей системе управления охраной труда: определить сроки, ответственных за пересмотр и поддержание инструкций в актуальном состоянии.
Медицинские отходы
Отходы класса А
(эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО) отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, в том числе:
- использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями;
- канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства;
- сметы от уборки территории;
- пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.
Отходы класса Б
(эпидемиологически опасные отходы), инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 — 4 групп патогенности, в том числе:
- материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и (или) другими биологическими жидкостями;
- патологоанатомические отходы;
- органические операционные отходы (органы, ткани);
- пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 3 — 4 групп патогенности.
Отходы класса В
(эпидемиологически опасные отходы) от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний 3 — 4 группы патогенности, а также в области использования генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, в том числе:
- отходы микробиологических, клинико-диагностических лабораторий;
- отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 — 4 групп патогенности;
- отходы сырья и продукции от деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, от производства и хранения биомедицинских клеточных продуктов;
- биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию.
Отходы класса Г
(токсикологически опасные отходы 1 — 4 классов опасности), не подлежащие последующему использованию, в том числе: в том числе:
- ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование;
- лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства;
- отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Отходы класса Д
(радиоактивные отходы) все виды отходов в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности.
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность (далее — организация), утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации (далее — Схема).
Сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной Схемой.
В Схеме указываются:
- качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов в организации;
- потребность организации в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария — не реже 1 раза в 72 часа, в операционных залах — после каждой операции;
- порядок сбора медицинских отходов в организации;
- порядок и места хранения медицинских отходов в организации, кратность их вывоза;
- применяемые организацией способы обеззараживания (обезвреживания) и удаления медицинских отходов, а также способы дезинфекции оборудования, используемого для обращения с отходами;
- порядок действий работников организации при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании) медицинских отходов;
- порядок действий работников организации при плановой или аварийной приостановке работы оборудования, предназначенного для обеззараживания медицинских отходов;
- организация гигиенического обучения работников, осуществляющих работы с медицинскими отходами.
Смешение медицинских отходов различных классов в общей емкости недопустимо.
При сборе и дальнейшем обращении с медицинскими отходами запрещается:
- вручную разрушать, разрезать медицинские отходы классов Б и В, в целях их обеззараживания;
- снимать вручную иглу со шприца после его использования, надевать колпачок на иглу после инъекции;
- прессовать контейнеры с иглами, конструкция которых допускает рассыпание игл после прессования;
- пересыпать (перегружать) неупакованные медицинские отходы классов Б и В из одной емкости в другую;
- утрамбовывать медицинские отходы классов Б и В;
- осуществлять любые манипуляции с медицинскими отходами без перчаток или необходимых средств индивидуальной защиты и спецодежды;
- использовать мягкую одноразовую упаковку для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов;
- устанавливать одноразовые и многоразовые емкости для сбора медицинских отходов на расстоянии менее 1 метра от нагревательных приборов.
В случае получения работником при обращении с медицинскими отходами травмы (укол, порез с нарушением целостности кожных покровов и (или) слизистых), персоналу медицинской организации необходимо принять меры экстренной профилактики.
Обзор документа
С 1 марта 2017 г. действует ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Росстандарт разъяснил:
— документы национальной системы стандартизации применяются добровольно, если иное не установлено законом;
— изготовитель и (или) исполнитель обязаны применять национальный стандарт, если они публично заявили о соответствии продукции стандарту, ГОСТ указан на маркировке, в эксплуатационной или иной документации, продукция маркирована знаком национальной системы стандартизации;
— отношения поставщика и потребителя по применению стандартов нужно определить в договоре.
Нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники для обеспечения выполнения требований акта и в случае, если органы власти, госкорпорации уполномочены вводить соответствующие требования.
Упомянутый ГОСТ входит в перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Нужно ли проводить внеплановый инструктаж после изменения инструкций
В соответствии с пп. в) п. 16 разд. 2 Правил обучения (Постановление от 24.12.21 № 2464
), внеплановый инструктаж по охране труда проводится, если меняются локальные нормативные акты организации, затрагивающие требования охраны труда в организации — а это не что иное, как инструкции по охране труда работников.
Внеплановый инструктаж поручают непосредственному руководителю работ на конкретном рабочем месте только с теми сотрудниками, которых касаются изменяемые инструкции. И не забудьте про регистрацию в журнале учета инструктажа на рабочем месте.
Медицинские тесты
Как ознакомить работника
Инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в том объеме, что предусмотрен инструкциями и правилами по охране труда, разрабатываемыми работодателем (п. 18 разд. 2 Правил обучения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.21 № 2464
). Это значит, что работник знакомится с инструкциями по охране труда еще до получения допуска к самостоятельной работе. Далее освежает свои знания на повторных инструктажах с периодичностью не реже одного раза в полгода.
Разобраться в новых требованиях к проведению и оформлению инструктажей поможет бесплатный вебинар Натальи Герасименко « Новые порядки обучения по охране труда и пожарной безопасности. Отвечаем на вопросы работников и работодателей»
Инструкции могут быть выданы сотрудникам на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах. Их можно хранить в любом удобном месте, главное — обеспечить простой доступ сотрудников, если им надо будет обновить знания. В конце каждой инструкции по охране труда необходимо сформировать лист ознакомления.
Пример листа ознакомления с ИОТ:
В случае получения работником при обращении с медицинскими отходами травмы, потенциально опасной в плане инфицирования, необходимо
- обратиться к врачу
- составить акт о несчастном случае на производстве установленной формы
- составить протокол о несчастном случае на производстве произвольной формы
- обратиться в Управление Роспотребнадзора
Вопрос из теста: Аккредитация сестринское дело с 1600-1898 вопрос
<span onclick="full_screen_ykassa("Вопросы для медсестер","vpdmedsester","
Все вопросы с ответами для медсестер
Сказать спасибо 322
Жидкие отходы класса б (рвотные массы, моча, фекалии) больных туберкулезом
Генеральная уборка помещений для временного хранения медицинских отходов классов б и в проводится не реже1 раза в а) месяц
Основой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, является
К искусственному пути передачи инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи относится
Самым распространенным резервуаром возбудителей на теле человека являются
Что грозит, если не разработать
Административная ответственность за нарушения в этой сфере описана в ст. 5.27.1
КоАП. За нее работодателю грозит или предупреждение, или штраф — на усмотрение территориального отделения государственной инспекции труда.
Размер штрафа варьируется:
- от 1 000 до 5 000 рублей — для должностного лица, нарушившего правила трудового законодательства;
- от 30 000 до 50 000 рублей — для юрлица.
Образцы инструкций по охране труда, разработанные с учетом новых правил, найдете в разделе « Образцы документов»
.