У медработников возникает немало вопросов по поводу непрерывного медицинского образования. Постараемся четко ответить на основные из них: какие плюсы новая система дает медикам, где и как набирать баллы НМО, какие очки нужно подтверждать кодом сертификата.
Что представляет собой система НМО
С 2016 года в Российской Федерации введен новый формат постдипломного медицинского образования, дающий возможность непрерывно повышать уровень знаний и совершенствовать профессиональные навыки. Система непрерывного медобразования (НМО) полностью заменила сертификацию медиков. Для продления разрешения на профессиональную деятельность теперь требуется проходить процедуру аккредитации один раз в 5 лет. За этот период необходимо набрать определенное количество зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ, баллов, кредитов, очков) на курсах повышения квалификации, небольших обучающих семинарах, вебинарах, посвященных тематическому усовершенствованию и т. д.
Преимущества НМО
В отличие от сертификации, система НМО предполагает непрерывный процесс ознакомления с новыми знаниями. Такой подход повышает уровень компетентности медработников, а работодатель получает улучшение продуктивности медицинской деятельности. В итоге внедрение системы НМО приведет к более высокому качеству медуслуг и благоприятно отразится на здоровье граждан.
Можно выделить несколько плюсов непрерывного медицинского образования:
Что такое баллы НМО
Баллы НМО получают за сертифицированные курсы (формальное обучение), конференции, интерактивные модули и самообразование на основе электронных лекций по медицинским тематикам (неформальное обучение). За каждый академический час (45 мин.) начисляется один балл. Сумма зачетных единиц отражает количество времени, которое медработник потратил на ознакомление с новшествами в своей сфере деятельности и освоение практических навыков.
Кому нужно набирать баллы
Получать баллы обязаны медицинские работники с высшим/средним профобразованием и фармацевты, у которых истекает срок действия предыдущего сертификата или свидетельства. Без определенного количества очков невозможно пройти периодическую аккредитацию и продолжить профессиональную деятельность. Работодатель, ссылаясь на Трудовой кодекс, вправе расторгнуть договор с таким сотрудником. Для первичной аккредитации собирать баллы не нужно.
Сколько баллов НМО необходимо набрать
Минздрав РФ установил следующее количество баллов НМО, которое должен набрать специалист, в зависимости от года прохождения аккредитации:
Министерство здравоохранения рекомендует постепенно накапливать баллы, чтобы перерыв между обучающими тренингами не превышал одного года. Так, каждый год медработнику желательно собирать по 50 ЗЕТ, 36 из которых должны приходиться на занятия по повышению квалификации, остальные 14 – на непродолжительные обучающие программы.
Если медицинскому сотруднику необходимо получить свидетельство об аккредитации по двум и более специальностям, на каждую из них нужно собирать отдельные баллы. Например, терапевт, по совместительству работающий врачом ультразвуковой диагностики, должен набрать 250 ЗЕТ на обучении по направлению «Общая врачебная практика» и столько же очков по «Ультразвуковой диагностике». Чтобы сэкономить время и облегчить финансовую нагрузку, специалист может подобрать тренинги, подходящие под обе специальности. Очки НМО за такие программы зачислятся на обе профессии.
Где и как получить баллы НМО
Тренинги для медработников размещены на ресурсе НМО или сайтах учреждений дополнительного профессионального обучения. Баллы начисляются только за лицензированные курсы, включенные в систему непрерывного медобразования. Перед подачей заявки поищите название тренинга в списке программ на сайте НМО. Заметим, что «Академия профессиональных стандартов» имеет лицензию на дополнительное обучение по медицинским специальностям. Все образовательные программы аккредитованы, поэтому за каждую из них медработники гарантированно получают зачетные единицы. Выберите интересующий тренинг на нашем портале, зайдите в личный кабинет на https://edu.rosminzdrav.ru/ и занесите название курса в раздел «Мой план».
Как бесплатно получить баллы НМО
Бесплатные кредиты можно набрать следующим образом:
Как зарегистрировать баллы НМО
Баллы фиксируются на портале Минздрава РФ. Очки за тренинги повышения квалификации и долгосрочные циклы зачисляет обучающая организация в течение 2–4 недель. Зачетные единицы, полученные за освоение интерактивных модулей, автоматически добавляются к общей сумме сразу после окончания учебного блока. Чтобы зарегистрировать баллы за медицинские конференции, мастер-классы, семинары и другие короткие образовательные программы, необходимо на сайте НМО выбрать пройденный курс и в открывшемся поле ввести код, указанный в сертификате. Для активации и зачисления ЗЕТ нужно нажать кнопку «Подтвердить». На указанный вами адрес эл. почты придет письменное уведомление. Если медработник потеряет сертификат, то не сможет подтвердить пройденное обучение.
Самостоятельно разобраться во множестве обучающих курсов довольно сложно. Оставьте заявку для обратной связи на сайте «Академии профессиональных стандартов». Куратор объяснит, как набирать баллы НМО, какие тренинги соответствуют вашей профессии, и составит индивидуальный план обучения.
С 1 января 2016 года в России начала действовать система непрерывного медицинского образования (НМО), а процедура сертификации поэтапно сменяется процедурой периодической аккредитации специалистов1.
НМО — форма повышения квалификации медицинских работников, которую отличает:
Простыми словами НМО — это непрерывное прохождение специалистом программ повышения квалификации и посещение профильных образовательных мероприятий без отрыва от основной деятельности.
Для допуска к аккредитации, специалистам в течение 5 лет, предшествующих экзамену, требуется набрать определенное количество баллов/часов.
В обратном случае специалист не будет допущен к процедуре.
Получить допуск к процедуре периодической аккредитации можно:
Как набрать баллы НМО?
Высшая медицинская школа предлагает курсы повышения квалификации в рамках НМО, а также различные образовательные мероприятия для:
Все курсы аккредитованы на интернет-портале НМО. Выбирайте их в качестве программ повышения квалификации для последующего прохождения аккредитации.
Обучение проводится в нескольких форматах:
ВМШ обеспечивает качественную подготовку медицинских специалистов высшего и среднего звена по 100 программам повышения квалификации, с помощью которых вы сможете набрать требуемое количество баллов/часов обучения и подготовиться к аккредитации.
Плюсы непрерывного образования в ВМШ
Запишитесь на курсы, чтобы пройти качественную подготовку и набрать необходимые баллы для аккредитации.
Инструкции
Чтобы квалификация сотрудников ЛПУ и аптек соответствовала быстрым темпам развития медицины и строгим требованиям к профессии, в систему здравоохранения внедрили концепцию непрерывного профессионального медицинского образования. Она кардинально отличается от прежнего повышения квалификации. Во-первых, медработники постоянно совершенствуют свои знания и навыки. Во-вторых, с применением интернет-технологий обучение стало более доступным. Что нужно знать об этих и других особенностях НМО?
Что такое НМО и зачем оно нужно?
То, что медики должны учиться в течение всей жизни, не вызывает сомнений. К непрерывному медицинскому образованию (НМО) подталкивают происходящие в медицине изменения. Каждые пять лет обновляется половина медицинских знаний. Традиционное повышение квалификации с периодическими поездками на курсы не обеспечивало необходимые темпы профессионального роста медицинских работников. К тому же руководителям ЛПУ приходилось искать временную замену отсутствующим сотрудникам. Это крайне сложно сделать в условиях тотального кадрового дефицита в здравоохранении. По этим причинам классические курсы повышения квалификации стали неактуальны, а им на смену пришла система непрерывного профессионального медицинского образования.
НМО представляет собой систематизированное, постоянное обучение медиков. Образовательный процесс повторяется не рывками раз в пять лет, а выстраивается на протяжении всей работы в ЛПУ. Такой подход позволяет:
Основная цель внедрения непрерывного медобразования – повысить качество медпомощи населению, гарантированное законом № 323-ФЗ.
Что входит в НМО
Система, внедряющая в медицинское сообщество непрерывное образование, подразумевает формирование пятилетних циклов с равномерным распределением учебной нагрузки. Н МО включает:
Существует и особая форма дополнительного медобразования в рамках НМО – тематическое усовершенствование. Это программы, которые дают углубленные познания и навыки по узкой медицинской специальности. Обучение рассчитано на 72–100 часов образовательной нагрузки.
В НМО используется система подсчета баллов (зачетных единиц, кредитов, очков). Каждая ЗЕТ равна одному учебному часу. Система непрерывного медобразования предполагает набор 250 кредитов за пятилетний цикл обучения. Минздрав рекомендует распределять учебную нагрузку и ежегодно набирать примерно по 50 ЗЕТ в год. Эти баллы нужны для прохождения периодической аккредитации – завершающего этапа пятилетнего цикла обучения. При отсутствии необходимого количества зачетных единиц медика не допустят к квалификационной проверке.
Принципы НМО
О Концепции и принципах развития непрерывного образования медиков говорится в Приказе № 926, утвержденном Минздравом 21.11.2017. Законодательный документ определил направления внедрения и совершенствования системы НМО до 2021 года, однако Концепция актуальна и сейчас. Принципы непрерывного медобразования обеспечивают:
Система НМО напрямую связана с процессом реформирования здравоохранения. Немаловажную роль в необходимости непрерывного образования играет упрощенный контакт работающих специалистов с образовательными организациями, научно-исследовательской базой и непосредственно коллегами.
Плюсы и минусы НМО
Обязательное участие в системе непрерывного образования дает медикам ощутимые преимущества:
По сравнению с образовательными рывками раз в пять лет по прежней системе дополнительного медобразования постепенное освоение медицинских знаний позволяет поддерживать профессиональный уровень, ежегодно проходя небольшие тренинги. Однако у непрерывного медицинского образования есть существенные недостатки:
Государственные власти работают над совершенствованием НМО. Периодические корректировки количества необходимых зачетных единиц и правил прохождения аккредитации вызывают бурные обсуждения в медицинском сообществе. Так или иначе, непрерывное профобразование никуда не уйдет. Медицинским работникам просто придется дождаться, когда новая система стабилизируется.
Регистрация баллов в НМО
Чтобы составить собственный план обучения на ближайшие пять лет и контролировать зачисление баллов НМО, необходимо воспользоваться порталом непрерывного медицинского образования.
Нюансы взаимодействия с сервисом НМО:
Заметим, что зачетные единицы присваиваются только за сертифицированные в системе НМО обучающие программы. Организация, предоставляющая их, должна иметь лицензию на образовательную деятельность в рамках дополнительного профобразования медицинских работников.
Изменения в 2023 году
Минимальное количество зачетных единиц, необходимых для сдачи периодической аккредитации, регулируется на законодательном уровне. С 2023 года действует Приказ Минздрава № 709н с обновленным Положением об аккредитации. Изначально министерство планировало увеличить количество зачетных единиц до 250. Однако отсрочка аккредитации в период пандемии и возражения медицинского сообщества внесли свои коррективы. Министерство оставило прежнее количество ЗЕТ – 144 кредита.
Сама система набора баллов НМО стала более комфортной. Как и прежде, зачетные единицы можно набрать по полной программе повышения квалификации с учебной нагрузкой 144 академчаса. Остается возможность прохождения нескольких образовательных курсов. Стандартная трудоемкость таких тренингов составляет 18, 36 и 72 академчаса.
Раньше медику надо было набирать по квалификационным программам минимум 74 балла, оставшиеся очки присваивались за неформальные варианты дополнительного образования. Это было крайне неудобно, так как для набора недостающих двух кредитов медработникам приходилось тратить время и деньги еще на один тренинг. Теперь минимальная емкость квалификационной программы свободно делится на учебную нагрузку тренингов.
НМО и аккредитация
С непрерывным профессиональным медицинским образованием тесно связано понятие «периодическая аккредитация». Эта процедура пришла на смену выдаче сертификатов о повышении квалификации. Суть аккредитации заключается в контроле полученных за пятилетний образовательный цикл знаний и подтверждении квалификации медицинского сотрудника.
Для прохождения периодической аккредитации медик должен составить портфолио. Оно включает указание специальности, полученной в рамках основного образования, занимаемой должности и учебных программ НМО. К портфолио прилагается отчет о проделанной работе. В нём кратко изложены все аспекты профдеятельности аккредитуемого, анализ достигнутых результатов и способы совершенствования рабочего процесса. Если за год до повышения квалификации аккредитуемый повысил свою профкатегорию на аттестационном экзамене, составлять отчет не нужно.
Портфолио с документами об образовании отсылается в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ), который проверяет правильность заполнения и достоверность изложенных в портфолио данных. Приказ № 709н отменил возможность доставки аккредитационной документации лично или с официальным представителем, оставив способ подачи через ФРМР и в крайнем случае почтовым отправлением. В электронных документах аккредитуемые допускают меньше ошибок при указании курсов НМО. Как следствие, ФАЦ реже возвращает заявки для устранения недочетов.
Оценку квалификации по предоставленному портфолио проводит ЦАК. Аккредитуемым в рамках периодической проверки квалификации не надо сдавать медицинские тесты НМО, демонстрировать практические умения, решать ситуационные задачи и проходить собеседование с экспертной группой. Все эти оценочные мероприятия проводятся только при первичной / первичной специализированной аккредитации.
При успешном прохождении аккредитации медик получает свидетельство, которое фактически позволяет продолжить меддеятельность еще пять лет. Результаты аккредитационной проверки одновременно отображаются в личном кабинете и Федеральном регистре ФРМР, к которому имеют доступ руководители ЛПУ. Поэтому медработнику не нужно брать бумажное аккредитационное свидетельство.
Обучение вне пятилетних циклов
Для плавного перехода на современное непрерывное образование медперсонала с сертификатами, полученными до 01.01.2016, Минздрав разработал схему обучения вне пятилетних циклов. Вместо постепенного освоения образовательных тренингов в течение пяти лет медики могут пройти полноценную (традиционную) программу повышения квалификации, но только в удаленном режиме. Иными словами, это 144-часовой курс, о котором говорится в приказе № 709н. Все остальные условия – регистрация на госпортале НМО, включение тренинга в «Мой план», оформление портфолио и периодическая аккредитация – остаются такими же, как и для остальных медиков.
Рекомендации по обучению в рамках НМО
При подготовке к прохождению периодической аккредитации медицинским работникам следует знать:
Формирование пятилетних циклов обучения на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России
При первом входе в систему после регистрации на Портале происходит автоматическое формирование пятилетних циклов обучения на основе данных о Вашем допуске к профессиональной деятельности (при условии наличия таковых в федеральном регистре медицинских работников, далее – ФРМР).
Пятилетний цикл формируется для каждой специальности и представляет собой временной интервал от момента начала действия актуального документа о допуске к профессиональной деятельности до его завершения. Сроки Вашего пятилетнего цикла формируются автоматически в соответствии с указанной в документе датой испытаний на допуск к профессиональной деятельности. Этой дата является началом нового индивидуального цикла.
На экране формирования пятилетних циклов обучения кнопка «Далее» становится активной при наличии хотя бы одной записи о допуске к профессиональной деятельности.
При наличии данных, передаваемых из ФРМР на экране появится количество полученных записей и подробная информация о документах.
Проверка, редактирование и добавление данных о допуске к профессиональной деятельности
Проверьте загруженную из ФРМР информацию о Ваших сертификатах и свидетельствах об аккредитации. Все полученные документы показаны на экране в виде карточек и сгруппированы по специальностям.
Рисунок 1 – Экран первичной проверки данных (доступен однократно после регистрации)
Вы можете ввести новую или отредактировать указанную дату сдачи экзамена до того, как подтвердите документ. ( Документы, которые недоступны для подтверждения, обычно определены по дате экзамена как неактуальные.) Для этого нажмите на значок календаря в поле «Дата сдачи экзамена» и выберите необходимую дату.
Рисунок 2 – Карточка документа о допуске к профессиональной деятельности: до и после подтверждения
Чтобы подтвердить полученные из ФРМР данные о документе, нажмите кнопку «Подтвердить». Документ будет помечен как «Подтверждено мной».
Если необходимо добавить новый документ об образовании, в правом верхнем углу страницы нажмите кнопку Добавить
Чтобы удалить добавленный самостоятельно документ, нажмите «х» на карточке документа и подтвердите удаление.
Добавление информации о сертификате
В форме «Добавление информации о допуске к профессиональной деятельности» укажите сведения о документе:
Прочитайте предупреждения, поставьте галочки в соответствующие поля и нажмите кнопку «Добавить». Сведения о документе будут добавлены. Все поля являются обязательными для заполнения, поэтому при вводе неполных данных будет предложено внести недостающие сведения.
Рисунок 3 – Добавление информации о сертификате (пример)
Добавление информации о свидетельстве об аккредитации
В форме «Добавление документа о допуске к профессиональной деятельности» укажите сведения о документе:
Далее нажмите кнопку «Добавить». Сведения о документе будут добавлены. при вводе неполных данных будет предложено внести недостающие сведения.
Рисунок 4 – Добавление информации о свидетельстве об аккредитации (пример)
В дальнейшем перечень пятилетних циклов, сформированных на основании информации о документах о допуске к профессиональной деятельности, будет доступен для просмотра в левой части окна страниц «Формирование траектории» и «Мой план» (см. Рисунок 5) или в разделе «Профиль» Личного кабинета.
Рисунок 5 – Перечень пятилетних циклов на экране «Формирование образовательной траектории»
Формирование индивидуальных пятилетних планов обучения
На этом этапе Вы осуществляете формирование индивидуальных пятилетних планов обучения на основе автоматически сформированных ранее пятилетних циклов.
При первых действиях на Портале для этой цели служит экран «Выбор программ для обучения»:
Рисунок 6 – Формирование индивидуальных пятилетних планов обучения
На этом экране Вы можете:
Рисунок 7 – Карточка пятилетнего цикла обучения
Если требуется вернуться на предыдущий шаг, нажмите кнопку в верхнем углу. После того как Вы сформируете индивидуальный пятилетний план обучения для каждой специальности, нажмите : Вы будете перенаправлены на экран «Формирование траектории».
После этого внесение изменений в данные об индивидуальном пятилетнем плане обучения станет невозможным.
Карточки со сведениями о Ваших индивидуальных планах обучения будут доступны в разделе «Мой профиль» (вкладка «Пятилетние циклы и документы»):
На данной вкладке можно:
Рисунок 8 – Вкладка «Пятилетние циклы и документы» раздела «Профиль»
Для работы медиком недостаточно иметь за плечами высшее медицинское образование. В отношении данной категории работников действует одно негласное, но обязательное для каждого правило: век живи – век учись. Современная наука и техника не стоят на месте, порождая необходимость проведения постоянных исследований и открытий, совершенствования отрасли и пр. Но вслед за этими достижениями приходится переобучаться и саморазвиваться и уже дипломированным, практикующим экспертам. В числе таких профессий, требующих обязательного дополнительного обучения, можно выделить медработников. Им предстоит получать непрерывное медицинское образование.
Что это такое?
Непрерывное медицинское образование представляет собой часть дополнительного профессионального образования, предназначенного для конкретных специалистов:
Важно отметить, что система непрерывного медицинского образования нацелена не только на развитие сугубо профессиональных навыков медиков и работников системы здравоохранения. В рамках данного обучения также затрагиваются аспекты личностного роста, организационные моменты и пр.
Формы непрерывного медицинского образования
То есть в рамках программ непрерывного медобразования происходит всестороннее совершенствование работников медицинских заведений с учетом специфики их профессии, узости полномочий, а также дополнительное развитие индивидуальных, профессиональных, психологических и иных качеств, которые непосредственным образом могут сказаться на качестве и результатах работы.
Непрерывное медицинское образование (НМО) – это дополнительное профессиональное образование, которое является обязательным для каждого медработника и выступает в качестве обязательного условия для получения допуска к работе, построению карьерной лестницы и развития иных перспектив (научная карьера и пр.).
Периодичность и скорость прохождения НМО утверждена на законодательном уровне. Данная система подготовки кадров для системы здравоохранения представлена в виде курсов по переподготовке или повышения квалификации. Каждый сотрудник медицинской организации, имеющий за плечами профильное медицинское образование и занимающее конкретную «медицинскую должность». Обязан проходить программы непрерывного медобразования не реже чем 1 раз в пять лет. При несоблюдении данного правила возникает вопрос о соответствии им занимаемой должности, понижении в должности или пересмотре полномочий сотрудника, отстранении его от выполнения рабочих обязанностей и пр. Подобные ограничения будут действовать до тех пор, пока медик не пройдет соответствующую программу и аттестацию в рамках НМО.
Ключевые функции НМО
Курсы непрерывного медобразования выполняют следующие функции:
Таким образом, программы непрерывного медицинского образования являются обязательной частью дополнительной профессиональной подготовки выпускников медколледжей и вузов, а также практикующих медиков. Без данного обучения ни один сотрудник не сможет полноценно и качественно оказывать медицинские услуги. Н МО – это инструмент, позволяющий государству приведение системы здравоохранения в вид, соответствующий требованиям и потребностям реалий. Он оперативно обновляет знаний и навыки, а также инструментарий и технологии в медицинской среде, что непосредственным образом сказывается на качестве медуслуг и работы соответствующих центров.
Миссия курсов НМО – актуализировать профессиональные компетенции медиков, а также научить их рационально пользоваться соответствующим ресурсами при постановке диагноза и подборе методов его лечения. Как следствие повышение качества медуслуг и предоставление социальных гарантий населению.
Проходить обучение в рамках непрерывного медобразования могут только квалифицированные или новоиспечённые медики!
Принципы и правила работы системы непрерывного медицинского образования
Система НМО действует на основе конкретных принципов и правил, которые мы опишем ниже.
Принцип №1. Обязательный характер. Согласно действующим законодательным регламентам, каждый медицинский работник с профильным образованием, занимающий соответствующую специальности должность обязан проходить аккредитацию или переаттестацию, чтобы иметь допуск к профессиональной деятельности и выполнению рядовых обязанностей.
Выпускники медицинских колледжей и вузов на этапе или перед трудоустройством должны преодолеть первичную аккредитацию, где они подтвердят достаточность имеющихся компетенций для работы в текущих условиях. Чаще всего первичная аккредитация новоиспеченных специалистов выступает условием для допуска к защите ВКР, поэтому реализуется в рамках учебного процесса в качестве дополнительного требования.
Практикующие медики проходят повторную или периодическую аккредитацию, призванную оценить степень их соответствия текущим требованиям отрасли, определить возможности совершенствования (пробелы и способы их ликвидации), привести в текущий уровень подготовки в соответствие с реалиями, требованиями медорганизаций и пр. Периодическое дополнительное профессиональное обучение квалифицированных медиков должно проходит не реже 1 раза в 5 лет!
Избежать НМО можно. Но это чревато негативными последствиями: снижение зарплаты. Перевод на иную должность с более узкими или иными полномочиями, отстранение от работы и пр.
Принцип №2. Узкое назначение. Действие этого правила проявляется в том, что программы НМО предназначены только для работников или выпускников медицинской среды с соответствующим профильным образованием. Остальным желающим доступ к этой нише будет воспрещен.
Более того, обучение по программам переподготовки или повышения квалификации медиков ориентированы на конкретный сегмент: текущая специальность и должность, требования работодателя, новшества в профессиональной нише и пр. То есть здесь освещается сугубо профильная часть. Лишней информации предоставляться не будет: никаких вводных лекций, общеразвивающих предметов, банальной теории и пр. Все четко по делу и теме: научные открытия, достижения, результаты экспериментов, рекомендации, опыт практиков и пр.
Благодаря обновлению профессиональных знаний и умений специалисты смогут оперативнее и эффективнее решать проблемы, лежащие в их профессиональной плоскости.
Принцип №3. Непрерывность. Данная парадигма явно подчеркивает специфику получения новых знаний. Современные формы занятий и программы НМО позволяют заниматься саморазвитием и самосовершенствованием по профилю без отрыва от производства. То есть квалифицированный врач может работать и учится одновременно, оперативно использовать полученные знания (апробировать их на практике), предвидеть проблемы и избегать их и пр. Для прохождения аттестации, повышения квалификации ему не требуется прерывать профессиональную деятельность.
Принцип №4. Доступность. Программы непрерывного медицинского образования не требуют поступления в вуз, перемещений по городу или стране. Для их прохождения и получения соответствующего документа. Аттестации достаточно подготовить пакет документов, заполнить электронный или бумажный бланк и предоставить подготовленные и оформленные материалы работодателю, направляющему на обучение в рамках НМО.
Важно отметить, что принцип доступность не означает, что пройти курсы по переподготовке медработников сможет любой желающий. Данные программы ориентированы только на квалифицированных медиков. Перейти их техника, преподавателя математики в медсестры или врачи с их помощью не удастся.
Принципы реализации программ НМО
В то же время рассматриваемый канон подчеркивает, что дополнительное обучение в медицинской среде доступно для каждого медработника! Да, чаще всего оно реализуется на платной основе. Но стоимость курсов незначительная (гораздо ниже по сравнению с обучением в сузе или вузе). С учетом того, что подготовку проходит практикующий сотрудник медицинского учреждения, получающий зарплату, то данная ниша для него доступна и посильна в финансовом аспекте. Притом нередко государство частично или полностью компенсирует затраты на НМО.
Принцип №5. Актуальность и инновации. Программы повышения квалификации или переподготовки медиков основываются не на классических и уже устоявшихся правилах. Базовой литературе и подходах, а сугубо на реалиях: проблемы отрасли или конкретной медицинской сферы, достижения НТП, открытия, изобретения. Научные факты, рекомендации ВОЗ и Минздрава в части лечения отдельных видов заболеваний и вирусов и пр. То есть данные формы дополнительного обучения ориентированы сугубо на профильный блок с акцентом на инновации и новшества, обновление теоретического и практического багажа специалистов. Здесь предусмотрено «восполнение пробелов» в подготовке специалистов, а не закрепление ранее пройденного материала и пр.
Реализация данного правила подчеркивает необходимость дополнительного профессионального обучения, его миссию – актуализировать уровень и качество подготовки практиков и новоиспеченных специалистов.
Принцип №6. Оперативность. Данный канон тесным образом связан с предыдущим правилом, но его суть состоит в следующем. Посредством реализации курсов НМО слушатели пополняют свой теоретический и практический багаж в кратчайшие сроки. То есть оперативно – быстро, в определенное время, с акцентом на возможности применения полученных знаний «здесь и сейчас».
Принцип оперативности гарантирует уместность и своевременность получения новых представлений, развитие соответствующих навыков, которые на данный момент времени не достает практикующему специалисту для оказания более качественных услуг в рамках его компетенций.
Принцип №7. Комплексность. Правило комплексного подхода подразумевает, что в рамках курсов НМО происходит не только узкоспециализированное (профильное). Но и всестороннее развитие специалиста: как медика, как аналитика, как диагноста, как психолога, как самостоятельная личность и пр.
Комплексный подход в развитии медработника содействует его карьерному, доходному, интеллектуальному, психологическому и физическому росту.
Принцип №8. Индивидуальный подход. Несмотря на то, что в рамках каждого медицинского направления (специальности) есть свои нюансы, обучение по программам НМО носит персонализированный характер. Так как он учитывает текущий уровень подготовки и опыт работы специалиста, проблемы, с которыми он лично сталкивался, а также достижения НТП в соответствующей среде.
Таким образом, реализация программ в рамках непрерывного медицинского образования – процесс стандартизированный с учетом действующих правил педагогики и требований ФГОС, а также учитывающий все открытия. Новшества и проблематику медицинской среды. Их посещение гарантирует ликвидацию пробелов даже у самых опытных специалистов, а также приведение уровня их компетентности с учетом реальных требований и обстоятельств.