Алина Ганзенко
Эксперт по предмету «Педагогика»
Зачетная единица в образовании – это единица измерения трудоёмкости учебной работы и других мероприятий образовательной программы или учебного плана.
Суммарная трудоёмкость образовательных программ для очной формы обучения составляет обычно:
и включает аудиторные, практические, самостоятельные занятия, лабораторные работы, различные виды практик, различные формы текущей, промежуточной и итоговой аттестации и т. п.
Трудоёмкость одного учебного года при очной форме обучения составляет 60 ЗЕТ и может достигать 75 ЗЕТ при других формах и условиях обучения (освоения).
Внимание! Уточнение параметров поиска является необходимым условием для получения корректного списка образовательных элементов.
Параметры поиска, которые можно настроить, различаются для каждого типа образовательных элементов. Фильтр специфических параметров по каждому типу образовательных элементов находится на левой панели. Вы можете скрыть панель, при нажатии на появившуюся пиктограмму
панель фильтра появится снова. Чтобы принять выбранные параметры, нажмите всплывающую кнопку «Применить».
Для некоторых специальностей можно выбрать тематические разделы специальности и/или области профессиональной деятельности, нажав на соответствующие кнопки. На Рисунке 4 для специальности «Кардиология» выбран раздел «Ишемическая болезнь сердца», заполнен соответствующий столбец таблицы выдачи результатов. Выбор области для этой специальности недоступен.
Если Вы обучаетесь одновременно по нескольким специальностям, то обратите внимание на элементы, помеченные зеленым значком
. Такие образовательные элементы могут быть добавлены сразу в несколько Ваших планов обучения, а их результаты – в Портфолио по нескольким специальностям. Количество Ваших специальностей, в отношении которых это возможно для данного образовательного элемента, указано цифрой внутри значка.
Вы можете самостоятельно установить количество отображаемых на странице образовательных элементов любых видов, выбрав соответствующее значение внизу справа таблицы с результатами поиска, а также упорядочить последовательность выдачи по алфавиту или по рейтингу, составленному на основании предыдущих оценок.
Уважаемые коллеги, сегодня давайте поговорим о системе зачетных единиц в непрерывном образовании.
Общие положения
Модернизированный Портал НМФО дает возможность пользователю сформировать собственную образовательную траекторию по специальности в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, уровнем знаний и навыков, а также с учетом актуальных потребностей системы здравоохранения. Основой формирования индивидуальной образовательной траектории становятся автоматизировано создающиеся персональные рекомендации по изучению различных тем в рамках специальности; темы подразделяются с учетом значимости их освоения (обязательные, рекомендованные, факультативные).
Данный функционал внедряется постепенно для различных медицинских и фармацевтических специальностей, о чем пользователи Портала оповещаются через систему уведомлений. Получение персональных рекомендаций по обучению осуществляется на странице «Формирование образовательной траектории» после выбора специальности из перечня «Мои пятилетние циклы» в левой части страницы.
Если для специальности на данный момент персональные рекомендации по обучению отсутствуют, соответствующая страница «Формирование образовательной траектории» будет содержать предложение воспользоваться самостоятельным поиском образовательных элементов с учетом Ваших потребностей и интересов.
Вы можете строить свою индивидуальную образовательную траекторию:
При самостоятельном построении своей образовательной траектории Вы можете добавить элементы в план обучения, используя поиск элементов. Для этого выберите «Обучение вне тем» и нажмите на кнопку «Поиск».
Чтобы получить и использовать для формирования своей образовательной траектории персональные рекомендации по обучению, следует пройти профессиональное анкетирование и самоконтроль по специальности.
Самоконтроль по специальности становится доступен только после завершения профессионального анкетирования.
Рисунок 1 – Формирование траектории при отсутствии рекомендаций по обучению
Рисунок 2 – Экран «Формирование траектории»
Преимущества системы зачетных единиц
Обучение в условиях системы зачетных единиц и рейтингов предоставляет учащимся ряд возможностей:
Образовательный рейтинг позволяет учащимся:
За пределами образовательного учреждения, учащиеся имеют возможность не только в России, но и за рубежом:
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Сущность системы зачетных единиц
Система зачетных единиц в образовании – это форма организации образовательного процесса, которая направлена на формирование и развитие академической мобильности учащихся.
В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию и тем самым подключилась к процессам образовательной интеграции на территории европейского континента.
Зачетная единица (кредит, зет) – это своеобразный числовой способ выражения уровня и объема знаний.
В зачетных единицах выражается сложность (трудоемкость) учебной работы, определяется время, которое необходимо для освоения конкретного учебного материала.
Содержание одной зачетной единицы составляет 36-ть академических часов. В свою очередь академический час равен 45-ти астрономическим минутам учебного занятия. В учебном году содержится 60-ть зачетных единиц.
Таким образом, в каждом учебном семестре учащиеся должны освоить ряд учебных дисциплин, общая трудоемкость которых должна составить около 30-ти зачетных единиц.
В настоящее время система зачетных единиц введена в высших учебных заведениях. В общеобразовательных школах используется традиционная балльная система.
Учитывая содержание зачетных единиц в одном учебном году, студенты высших образовательных учреждений, при пятилетнем плане обучения должны набрать за весь период обучения триста зачетных единиц. При обучении в средне профессиональных (специальных) образовательных учреждениях, при трехлетнем плане количество зачетных единиц за весь период обучения составляет – 180, а при четырехлетнем обучении – 240.
«Зачетные единицы в образовании» 👇
Система зачетных единиц позволяет:
Прохождение тестирования по рекомендованным и факультативным темам
Прежде чем начать обучение по темам, определенным в качестве рекомендованных или факультативных, следует пройти тест по выбранной теме. Для этого нажмите на ссылку
«Пройти тест» напротив названия темы:
Рисунок 10 – Разделы рекомендованных и факультативных тем
Если Вы прошли входное тестирование с высоким результатом, тема будет зачтена. Тем не менее, Вы можете осваивать образовательные элементы данной темы, если считаете их важными для своей профессиональной деятельности.
После прохождения входного тестирования по теме Вы сможете добавить образовательные элементы, подходящие для освоения данной темы, в свой план обучения.
Рисунок 11 – Карточки рекомендованных и факультативных тем после прохождения теста
Добавление образовательных элементов в план обучения
Чтобы добавить образовательные элементы в план обучения, нажмите ссылку «Добавить элементы» напротив названия необходимой темы. Вам будет предложена одна или несколько комбинаций различных типов образовательных элементов, изучение которых позволит освоить тему.
Рисунок 12 – Выбор варианта для закрытия темы
Типы образовательных элементов, их сокращенные обозначения и пиктограммы
ИОМ – интерактивный образовательный модуль.
Нажмите кнопку «Выбрать», чтобы увидеть доступные для изучения образовательные элементы.
На каждом шаге Вам будет предложено добавить в план один образовательный элемент одного типа.
Если вариант закрытия темы предполагает изучение каких-либо образовательных элементов на выбор из списка, на каждом шаге Вам будет предлагаться перечень подходящих элементов. Вы можете самостоятельно выбрать наиболее подходящий для Вас образовательный элемент на открывшейся в данном случае странице поиска. Подробно работа с фильтрами поиска описана в разделе Поиск образовательных элементов.
Включение в план образовательного мероприятия и ИОМ происходит одинаково. Нажатие кнопки «Включить в план» добавит в Ваш план предложенный образовательный элемент, после чего кнопка «Пропустить» изменится на кнопку «Далее».
Рисунок 13 – Добавление образовательного элемента в план
Включение в план ДПП ПК. Чтобы включить в план программу повышения квалификации, необходимо выбрать подходящий цикл повышения квалификации по программе и подать заявку на этот цикл.
Выберите цикл повышения квалификации для выбранной программы и сформируйте заявку на обучение на данном цикле. Особенности оформления заявки на цикл подробно описаны в разделе «Формирование заявки на прохождение цикла ПК».
Чтобы пропустить какой-либо шаг, нажмите кнопку «Пропустить». Кнопка доступна, пока не выбраны образовательные элементы. В дальнейшем Вы сможете вернуться к добавлению элементов, необходимых для освоения темы. Для этого на странице «Формирование траектории» напротив названия необходимой темы нажмите ссылку «Заменить элементы».
Аналогичным образом Вы можете заменить образовательные элементы, подобранные для освоения темы, и выбрать другую комбинацию элементов. Для этого напротив названия темы нажмите ссылку «Заменить элементы».
Рисунок 14 – Замена образовательных элементов, необходимых для закрытия темы
Во всплывающем окне выберите подходящую комбинацию элементов. Ранее выбранная комбинация будет отмечена в списке зеленой меткой «Выбрано». Нажатие на кнопку «Продолжить» переведет Вас в экран выбора образовательных элементов.
Рисунок 15 – Изменение или дополнение варианта для закрытия темы
Нажатие на кнопку «Продолжить» переведет Вас в экран выбора образовательных элементов. Чтобы убрать элемент из плана, нажмите на кнопку «Исключить из плана».
Рисунок 16 – Изменение или дополнение варианта для закрытия темы
Образовательные элементы из ранее выбранных комбинаций, которые Вы добавляли в свой план обучения, будут перемещены в раздел «Образовательные элементы, исключенные из плана». Их можно вернуть в план, нажав соответствующую ссылку.
Рисунок 17 – Изменение или дополнение варианта для закрытия темы
При изменении выбора комбинации элементов для освоения темы необходимо подтвердить свои действия.
Нажмите кнопку «Подтверждаю», если Вы согласны на изменение правила и перенос выбранных ранее образовательных элементов в раздел «Вне тем». В противном случае нажмите кнопку «Отказаться».
После добавления элементов в свой план обучения, Вы можете приступить к их освоению, перейдя на страницу «Мой план».
Самоконтроль по специальности
Самоконтроль по специальности – это тестирование по всем тематическим разделам Вашей специальности. Данный вид тестирования доступен, только если завершено профессиональное анкетирование. По результатам прохождения самоконтроля Вам будут предложены рекомендованные и факультативные темы для изучения.
Рисунок 6 – Карточка «Самоконтроль по специальности»
Чтобы осуществить самоконтроль по специальности, нажмите кнопкуи ответьте на вопросы предложенного теста.
Время прохождения тестирования ограничено. Пожалуйста, будьте внимательны!
На прохождение самоконтроля по специальности дается 3 попытки.
Рисунок 7 — Прохождение самоконтроля по специальности
Результат прохождения самоконтроля будет показан сразу же после завершения тестирования. Результаты будут сохранены и доступны в дальнейшем для просмотра.
В случае неуспешного прохождения Вам будет предложена программа повышения квалификации по специальности.
Рисунок 8 – Результат прохождения самоконтроля по специальности
Нажмите кнопку «Посмотреть результат», чтобы посмотреть подробные результаты теста по разделам специальности:
Рисунок 9 – Результаты самоконтроля по разделам специальности
По разделам специальности, где будут продемонстрированы недостаточно высокие результаты, система предложит Вам рекомендованные темы для обучения.
На карточке пройденного самоконтроля по специальности показан Ваш результат и количество оставшихся попыток для прохождения (см. Рисунок 6). Чтобы пройти самоконтроль повторно, нажмите на ссылку «Пройти еще раз» (тест не зависит от результатов предыдущей попытки). Чтобы посмотреть результаты, нажмите на свой предыдущий результат.
Освоение темы
Чтобы тема была зачтена, необходимо освоить все образовательные элементы, добавленные по правилу освоения темы, и пройти итоговое тестирование.
Рисунок 18 – Освоенная тема с еще не пройденным тестом
Нажмите «Пройти тест» и пройдите итоговое тестирование по теме.
Рисунок 19 – Освоенная тема с пройденным тестом
Формирование образовательной траектории на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России
Воспользуйтесь разделом «Вне тем», если Вы желаете добавить какие-либо образовательные элементы в свой план обучения, не включая их в темы, а также если Вы обучаетесь по специальности без образовательной траектории. В данном случае выбор и добавление образовательных элементов происходит на странице поиска (см. раздел «Поиск образовательных элементов»).
Соотношение системы зачетных единиц и системы балльных оценок успеваемости
Система зачетных единиц и балльная система соотносятся между собой следующим образом – учащийся получает положительную оценку за пройденный раздел, курс, тему и т.д., в том случае если им набрано необходимо количество зачетных единиц, например, минимальное необходимое количество зачетных единиц в российской оценочной система соответствует оценке «удовлетворительно».
Принято считать, что существующая в России бальная система оценок является слишком грубой, так как порой возникает спорная ситуация, когда педагог не может точно определить какую оценку поставить учащемуся. В связи с чем, зачастую используются такие оценки как «четыре с минусом», «три с плюсом» и т.д. Использование же балльно-рейтинговой системы позволяет повысить объективность оценки знаний учащихся. Так оценка знаний по каждому учебному предмету осуществляется по 100-балльной шкале. Итоговая же оценка по изученному курсу, учебной дисциплине или разделу складывается из ряда составляющих:
Таким образом, система зачетных единиц отличается от традиционной балльной системы, тем, что итоговая оценка не зависит только лишь от экзаменационной оценки, учитывается работа учащегося на протяжении всего периода обучения.
Также необходимо отметить, что допуск учащегося к итоговой аттестации допускается только в том случае, если учащимся набрано не менее 50 баллов по изучаемой учебной дисциплине. То есть система зачетных единиц включает в себя ряд требований по изучению учебной дисциплины, которые подразумевают обязательное выполнение определенных учебных работ.
Успешная задача экзамена (зачета) в качестве итоговой оценки выставляется средневзвешенная оценка по дисциплине за курс обучения (не менее 50 баллов), а через дробь ставится оценка по традиционной системе.
Таким образом, по итогу учебного полугодия или года, учащемуся выставляют оценки, переведенные в традиционную оценочную систему.
Профессиональное анкетирование
Карточка «Профессиональное анкетирование» содержит анкету по особенностям Вашей профессиональной деятельности в рамках выбранной специальности. По ее результатам система Портала сможет подобрать Вам темы для обучения.
Рисунок 3 – Карточка «Профессиональное анкетирование»
Чтобы начать анкетирование, нажмите кнопку «Пройти» на карточке «Профессиональное анкетирование». На странице «Профессиональное анкетирование» появятся вопросы. Отметьте подходящие варианты ответа из предложенных или введите запрошенные сведения.
Рисунок 4 – Прохождение профессионального анкетирования
После ответа на последний вопрос отобразится экран, на котором будет показано количество ЗЕТ, начисляемых за прохождение анкеты.
Рисунок 5 – Завершение прохождения анкеты
После ответа на все вопросы анкеты Вы можете:
На карточке «Профессиональное анкетирование» появляется отметка «Анкета заполнена». Чтобы изменить сведения, нажмите ссылку «Редактировать». В соответствии с внесенными сведениями могут измениться списки тем.